Традиции и обычаи. Кодекс поведения. Репатриация.
Еврейская генеалогия.
Aleksandra Новичок
Ukraine Kharkov Сообщений: 5 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 10 | Наверх ##
21 августа 2005 1:42 День добрый, коллеги. Хотела бы поднять тему, которую в рамках форума не нашла. Подскажите, в каких инстанциях Российской империи могли оформлять документы евреи, уезжающие в Америку на ПМЖ в 1901-1905 гг. Я в Харькове проверила все полицейские фонды, перешерстила фонд губернатора, городской управы ... т.е все структуры, которые либо регистрировали евреев, либо надзирали за регистрацией, либо давали всяческие копии метрических документов. Может быть я чего-то не учла? С уважением, Александра --- Всех благ, Александра | | |
tatf Сообщений: 113 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 18
| Наверх ##
24 ноября 2008 23:23 Очень многие эмигрировали нелегально( пример "Мальчик Мотл" Шолом Алейхема), либо купив паспорта у не евреев ,т. к. существовали ограничения на выдачу паспортов еврееям. у меня есть друзья эмигр.из Молдавии в Аргентину под украинской фамилией Кирчук. "А об эмиграции в Палестину перед революцией кто-нибудь что-либо слышал? Какие-либо источники имеются? " - на иврите куча - госархив Израиля архивы кибуцов и мошавот(поселений), но интернетовских -открытых не встречала. В общем с 1881 по 1903 год эмигр . 25000 человек с 1904 по 1914 - до 40000 с1919 по 1923 35 тысяч. Большая часть из России и Польши --- Кеймах Фридлянд Хацкелевич Зискин Длигач Векслер | | |
tatf Сообщений: 113 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 18
| Наверх ##
14 января 2009 16:08 Думаю, что неплохо внести ясность. Раввин – это не священнослужитель. Это человек, чья сумма знаний в еврейских законах позволяет ему выступать советчиком и судьей в решении галахических вопросов. Чем выше была ученость раввина, тем шире была его деятельность - он мог писать ученые труды, держать при себе учеников или создавать ешивы, котели – рег. учебные заведения. Раввин приглашался общиной, которая обязывалась его содержать. И тут работали условия рынка – у богатых общин был больший выбор, а у бедных или малочисленных общин раввина могло не быть вообще. С другой стороны, известные раввины собирали большие пожертвования, которые использовали на евр.образование и благотвор. Для соверш. обрядов (свадьба, обрез. и прочее) и для молитв в молитвенном доме вовсе не нужен раввин , а записи вела каждая семья на чистых листах семейного молитвенника( я такие видела – мечта). Считать потомство было не принято, и сейчас на вопрос "сколько вас в семье?" могут не ответить, чтоб не сглазить. А каз. раввин – чиновник, получал содержание у гос-ва , назначался территориально, а не по общинно. Не думаю, что его звали на обрезания и свадьбы, по тому, что я читала, он сам должен был проявлять инициативу по учету населения. Появ. они в России довольно поздно и вели записи по упомянутым Леной требованиям. Должны были иметь опред. светское образование. Были времена, когда евр. общину называли синагога (греч) и не только в России, т.к. значение этого слова – собрание. Синагога – не храм, хотя по галахе выше, чем просто молит. дом. Проще давали почему-то разреш. на открытие/стр-во молитвенных домов, чем синагог Раввинат - было ли такое учреждение в России? Сомнительно что-то --- Кеймах Фридлянд Хацкелевич Зискин Длигач Векслер | | Лайк (1) |
mod970 Сообщений: 945 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 385 | Наверх ##
14 января 2009 17:00 tatf написал: [q] Думаю, что неплохо внести ясность. [/q]
Полностью присоединяюсь к посту tatf. Добавлю, что согласно Галахе единственное действие, которое требовало раввина, это - развод. Развестись без раввина по религиозному канону нельзя. Поэтому и отношение к записям у казенного раввина было соответствующее - как получится. tatf написал: [q] Проще давали почему-то разреш. на открытие/стр-во молитвенных домов, чем синагог [/q]
Опять же бюрократия. Требовалось определенное минимальное количество семей, чтобы открыть молитвенный дом, кажется - 30, а синагогу - 80. В цифрах не уверена, видела их пару месяцев назад в переписке о разрешении на открытие синагоги. Преимущество синагоги было в том, что при ней разрешалось иметь раввина, а для общин вне черты надо было получать разрешение на проживание раввина. А при молельном доме община выбирала "ученого еврея", который и выступал в роли советника. tatf написал: [q] Раввинат - было ли такое учреждение в России? Сомнительно что-то [/q]
А то как же, патент на изобретение этого учреждения по праву принадлежит РИ. Оттуда и перекочевал в Израиль. Он был, кажется, при МВД, и имел чисто учетно-контрольные функции по статистике еврейского населения. Налоги и армия требовали централизованный порядок, а не личные родословные книги. --- Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин. Димант. Вишницкий. Цейтлин. Болотников https://www.facebook.com/groups/gensobranie
| | |
mod970 Сообщений: 945 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 385 | Наверх ##
16 января 2009 11:05 Elephant написал: [q] Иврит ивриту рознь. Вот Вы живёте в Израиле, возможно долго, сможете прочитать такие тексты? (У меня завалялись по случаю ) Не говорю уже об умении искусно составить разводной договор или вести переписку с другими раввинами для советов, поисков пропавшего мужа, выяснения всех его имён и т.д. Разводной документ на русском силу мог иметь только в глазах рус. администрации. Так, что если не было настоящего документа, потомки мужчины от нового брака признаются мамзерами.[/q]
Я и не претендую на звание раввина. Но в общественные раввины не назначали людей без религиозного образования. Так же как и сегодня в Израиле есть 2 главных раввина и главные раввины крупных городов, а есть духовные лидеры разных течений иудаизма. Духовные лидера разводами и браками в повседневной жизни не занимаются, для этого есть раввины обычные, раввинатские суды и всё, что положено бюрократии. А развод моих предков записан в иудейских метрических книгах, и я писала про копию оттуда. Во всяком случае, в Израиле раввинат признает все иудейские метрические книги РИ, и, не поверите, даже гражданские разводы советских ЗАГСов. Единственное условие - подлинные, а не поддельные. Иудаизм ,при всей его древней догматике , сохранился как живая религия потому, что признавал обстоятельства и сложности еврейской жизни в галуте. --- Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин. Димант. Вишницкий. Цейтлин. Болотников https://www.facebook.com/groups/gensobranie
| | |
tatf Сообщений: 113 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 18
| Наверх ##
16 января 2009 12:07 Зря вы спорите, на все есть писаные законы. Казенный равин - чиновник и обязан был иметь светское образование, несомненно от него требовалось знание еврейских языков и еврейской традиции, но большой ученности в этих вопросах не предполагалось - он не решал галахических вопросов. Вспомните, что Шолом Алейхем был одно время казенным равином в Лубнах, а религиозного образования, кроме хедера, он не имел. Теперь о разводе и разводном документе - гете. Для развода не нужен равин. Есть пять галахических уложений о разводе-1) мужчина дает его добровольно,а не по принуждению. 2) женщина не разведена если нет написанного документа - гета 3) каждый гет пишется для конкретной пары 4) мужчина дает гет сам,лично ,а женщина не получает его сама, а либо через посланца, либо гет получает тот, кто будет его хранить 5) передача гета производится при свидетеле. Нет требований к языку документа(между прочим ктуба пишется традиционно на арамейском и сегодня тоже). Наверняка ,чтобы не совершить галахической ошибки в столь тонкой процедуре, как гет - из-за будущего разведенной женщины, все хлопоты по такому делу поручали человеку опытному и сведующему в подобных вопросах, но не обязятельно равину. --- Кеймах Фридлянд Хацкелевич Зискин Длигач Векслер | | |
Elephant Сообщений: 224 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 25 | Наверх ##
16 января 2009 18:43 17 января 2009 0:37 tatf написал: [q] Зря вы спорите, на все есть писаные законы. Казенный равин - чиновник и обязан был иметь светское образование, несомненно от него требовалось знание еврейских языков и еврейской традиции, но большой ученности в этих вопросах не предполагалось - он не решал галахических вопросов. Вспомните, что Шолом Алейхем был одно время казенным равином в Лубнах, а религиозного образования, кроме хедера, он не имел. Теперь о разводе и разводном документе - гете. Для развода не нужен равин. Есть пять галахических уложений о разводе-1) мужчина дает его добровольно,а не по принуждению. 2) женщина не разведена если нет написанного документа - гета 3) каждый гет пишется для конкретной пары 4) мужчина дает гет сам,лично ,а женщина не получает его сама, а либо через посланца, либо гет получает тот, кто будет его хранить 5) передача гета производится при свидетеле. Нет требований к языку документа(между прочим ктуба пишется традиционно на арамейском и сегодня тоже). Наверняка ,чтобы не совершить галахической ошибки в столь тонкой процедуре, как гет - из-за будущего разведенной женщины, все хлопоты по такому делу поручали человеку опытному и сведующему в подобных вопросах, но не обязятельно равину. [/q]
Про казённого раввина согласен. Про разводной документ - нет. Сам разводной документ на иврите. Часто развод сопровождается профессиональным расследованием. Законность в Российской империи (и в современном Изриале тоже) такой документ признавался только если он подписан раввином. | | |
Юлия_П Одесса Сообщений: 251 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 31 | Наверх ##
17 января 2009 0:56 Elephant Помогите мне, пожалуйста, разобраться в ситуации. Речь идёт о белорусских евреях. 1. Если у еврея было два сына и у них родились сыновья, то имя деда давалось только первому из родившихся внуков? 2. Если сыновей было много, то по какому принципу давались имена (кроме родных дедов)? 3. Если у деда двойное имя, то оба имени давались внуку? Если только одно из двух, то какое - для обращения или религиозное? 4. Была ли взаимосвязь между ремеслом отца и сына? 5. Как делилось наследство между сыновьями? 6. Если еврей жил не по месту приписки к мещанскому обществу, то в сборник "Вся Россия" он включался по фактическому месту жительства или по приписке? 7. Может ли замужняя женщина оказаться в этом сборнике под девичьей фамилией? Спасибо.
--- Ищу: Бефани, Кокораки, Флеровский, Смольянинов, Кахов, Кузнецов, Смоленский, Титов, Брыков, Захарин, Кац(-ев), Прокоп | | |
svetaTУчастник  Сообщений: 80 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 24 | Наверх ##
2 июля 2009 0:12 Kaaskop написал: [q] Кому-нибудь попадался текст присяги евреев-рекрутов? В сети нашла только упоминания о ней, а текст, насколько он точен- не знаю, нашелся только у Ф.Канделя. [/q]
Прикрепляю к сообщению текст присяги из Сборника Законов о Евреях 1904 года
 --- Ищу фамилии: Гуревич, Гершанок, Зарецкий, Гликман (Гомельская область, Белоруссия),
Розенбаум (Нижний Новгород, Арзамас и Петербург),
Шамовский и Зеличенок (Могилев, Новосибирск и Арзамас),
Злотник (Одесса и Кишинев) | | |
svetaTУчастник  Сообщений: 80 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 24 | Наверх ##
2 июля 2009 16:14 2 июля 2009 16:28 Вот титульная страница:
 --- Ищу фамилии: Гуревич, Гершанок, Зарецкий, Гликман (Гомельская область, Белоруссия),
Розенбаум (Нижний Новгород, Арзамас и Петербург),
Шамовский и Зеличенок (Могилев, Новосибирск и Арзамас),
Злотник (Одесса и Кишинев) | | |
McKormik Начинающий
Сообщений: 25 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
2 мая 2010 21:45 3 мая 2010 9:47налогообложение Доброго времени суток, уважаемые. У меня вопрос к знатокам: до какого возраста евреи облагались налогами. По некоторым данным, мой прапрадед умер в 1910 г. Но в архивной справке на 1904 год на взыскание свечного сбора упоминаются только его сыновья. Как это можно трактовать? Или он умер раньше? С уважением. | | |
|
1. Часто оба внука получали имя умершего деда.
2. Обычно вначале в честь деда по отцу, потом по маме, потом по прадедам таким же образом, и т.д.
3. Честно говоря не знаю. Назывались сразу двумя в быту - Хая-Лея, Цви-Гирш и т.д. Это две части одного имени до 1917.
4. Нет никакой специфики. Как у всех.
5. По завещанию.
6. Месту жительства, это же всё таки жёлтые страницы
7. Очень сомнительно, но в принципе возможно, так как там иногда встречаются ошибки - результат искажённой информации.