Надежда Михайловна Сапожникова
Художник, меценат, педагог
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20289 | Наверх ##
27 ноября 2014 8:16 Кем была Надежда Михайловна для Фешина, что значила она в его жизни? Хочется провести параллель между двумя выдающимися женщинами, двумя Надеждами – Надеждой Филаретовной фон Мекк и Надеждой Михайловной Сапожниковой. Первая известна значительно больше, как и Петр Ильич Чайковский более знаменит, чем Николай Иванович Фешин. Не буду сравнивать масштабы их дарований, это занятие неблагодарное. Вернусь к двум необыкновенным женщинам. Обе были хорошо образованы, ценили и тонко понимали искусство. Обе помогали двум замечательным представителям российской культуры, прекрасно отдавая себе отчет в том, какие великие люди оказались рядом с ними. Восхищались, преклонялись, благоговели перед их гениальностью, и только где-то в глубине души, потаенно, целомудренно и бескорыстно, любили их как женщины. Надежда Филаретовна с Петром Ильичом не встречалась, их дружба запечатлена в многолетней переписке. Надежда Михайловна и Николай Иванович были близкими друзьями, их ежедневное общение обогащало обоих. Надежда Михайловна сама была художником, и, хотя дарование ее было намного скромнее, оно не потерялось, не растворилось в сиянии таланта Учителя. Более того, много раз она служила для Фешина моделью, являясь источником его вдохновения. Материальную помощь Надежды Филаретовны Чайковский спокойно принимал. Надежда Михайловна не могла предложить Фешину деньги, он просто не взял бы их. Поэтому она заказывала ему портреты своих близких и другие крупные работы, щедро их оплачивала, предоставляла Николаю Ивановичу возможность работать в ее мастерской. Через сорок лет Фешин довольно скупо напишет об этой дружбе: «С особой благодарностью я вспоминаю мою дружбу с одной из моих студенток, мадам Н.М. Сапожниковой. У нее был очень большой интерес к моей работе, и для нее я написал несколько больших портретов. Я работал над ними у нее в мастерской и думаю, это лучшее, что я написал в то время» (Н.И. Фешин. Автобиография. Санта Моника, 1953-54). Это действительно лучшие его работы того периода, однако хочется верить, что Надежда Михайловна была не только одной из студенток, заказчицей нескольких портретов, что она значила в жизни Фешина неизмеримо больше. Разумеется, и Чайковский, и Фешин состоялись бы и без помощи этих двух женщин. Но комфортные условия, создававшиеся для них, безусловно, помогли появлению новых гениальных творений. Говоря о Надежде Михайловне и Фешине, можно сказать, что его творческое наследие было бы неизмеримо беднее, если бы не было в нем пяти портретов Сапожниковой, ряда других заказанных ею работ, портретов ее родственников, в том числе, подлинного шедевра – портрета Вареньки Адоратской. | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20289 | Наверх ##
27 ноября 2014 8:33 3 декабря 2014 16:51 Надежда Михайловна, желая поддержать Фешина, заказала ему в портреты своей сестры Серафимы Михайловны Адоратской (1910 г.) и ее дочери Вареньки (1914 г.). Портрет Вари Адоратской – самая известная картина Николая Ивановича Фeшина. Вслед за серовскими портретами Веры Мамонтовой и Мики Морозова портрет Вари продолжает цепочку трогательных детских образов. Все мило в этой картине, только взгляд Вари серьезен и полон тревоги. Можно сказать, предчувствие, предвидение будущего, и трудно понять, у кого возникло это предчувствие, у модели или у художника.На фотографии из семейного архива легко узнать Вареньку, ее лицо и взгляд совсем такие же, как на портрете. | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20289 | Наверх ##
29 ноября 2014 10:45 29 ноября 2014 16:30 С 1909 г. Надежда Михайловна постоянно участвовала в казанских выставках, представляя свои портретные работы, реже этюды, и в городской периодике – «Ведомостях», «Телеграфе» и иных. Чеботарев чрезвычайно ценивший Надежду Михайловну и как человека, и как художника, писал: «... она больше портретист, чем Фешин. Она очень сильно схватывала характер и индивидуальные качества формы, цвета и экспрессии человеческой личности. Причем тут не было крохоборничества псевдореалистов, пытающихся конкурировать с фотографией. Гибкая, легкая живописная манера, меняющаяся в зависимости от фактурных качеств изображаемого объекта. Каждый портрет решался в композиционном отношении, в смысле формы и цвета, по-новому, в зависимости от задачи полнее выразить данную личность, ее индивидуальные качества». До наших дней дошла лишь небольшая часть работ Надежды Михайловны. Мне кажется, при жизни ни она сама, ни ее близкие не считали ее выдающимся художником. Да и время было такое, когда о сохранности произведений искусства особо не думали. Сейчас в собрании Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан (ГМИИ РТ) находятся 11 живописных портретов работы Сапожниковой. Одна из лучших её работ – портрет Александра Александровича Боратынского (портрет Алика), правнука поэта, где соединились фешинская школа рисунка и индивидуальность художественного почерка Сапожниковой. Ныне портрет находится в музее Боратынского в Казани. | | |
TatianaLGNNМодератор раздела ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами  Нижний Новгород Сообщений: 25299 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 7587 | Наверх ##
29 ноября 2014 11:02 Спасибо большое Очень интересно --- Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
| | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20289 | Наверх ##
29 ноября 2014 16:10 TatianaLGNN Татьяна, большое спасибо. Рассказ еще не закончен. | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20289 | Наверх ##
29 ноября 2014 16:28 У Надежды Михайловны не было своих детей, так сложилась жизнь, но были племянники, которых она горячо любила и которым посвящала много времени. Истинный педагог, она щедро дарила свои знания не только родственникам, но и многим другим детям. Каждый день после обеда к ней приходили племянницы и племянник, приводившие с собой ватагу дворовых друзей – дочку поварихи, сына дворника, детей садовника. Всех их Надежда Михайловна привечала, со всеми изо дня в день терпеливо занималась. «Придя в мастерскую, дети первым делом переодевались, им было разрешено это раз и навсегда, только положи потом вещи на место. Во-первых ичиги – мягкие татарские сапожки, потом жилетки из разноцветной кожи, чувашские свадебные рубахи, расшитые шелком, блестящие от мелких металлических ну-ну, которыми украшали ворот. Принаряженные, ощущая себя принцессами из восточных сказок, садились мы за мольберты» (Н.М. Соротокина. Под общим зонтом). Надежда Михайловна, всячески развивая творческую фантазию детей, давала им самые разные задания: то рисовать с натуры, то – из головы, то просила придумать рисунок для подушки на диван, то сочинить узор для обоев с птицами. «Юра с готовностью взялся за работу, пыхтел, кряхтел. Тетя Надя подошла сзади, глянула: “Это аэроплан?” Юра даже кулаки сжал от возмущения: “Это жар-птица!” и убежал обиженный в спальню. Надо сказать, что спальня у тетки заслуживала отдельных восторгов: белая мебель, стены обиты суровым полотном с голубой набивкой. Спальня выглядела всегда очень опрятной и свежей. Деликатная тетя Надя никого не пустила к Юре, пусть мальчик побудет один, а когда Малюша явилась за детьми, ей пришлось подняться в спальню за сыном. Он спал, раскинувшись на широкой кровати, а в углу за белым шкафом на украшенных голубой набойкой обоях сон его стерегли одиннадцать, нарисованных в рост художника, скелетов. Тетя Надя всплеснула руками: “Это тоже война?”, а Малюша, с ужасом глядя на стену и придумывая, как смыть Юрины художества, ответила: “Нет, это этнографический музей”» (там же). | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20289 | Наверх ##
29 ноября 2014 16:48 Из всех братьев и сестер ближе всех к Надежде Михайловне стоял Константин Михайлович. И вовсе не потому, что жили они по соседству, общаясь практически ежедневно. Это было глубокое внутреннее родство с братом и всей его семьей. Старая фотография запечатлела уютное семейное чаепитие в мастерской Надежды Михайловны. Кажется, что именно этому дню (хотя таких дней было много) посвящены детские воспоминания: «…зима, горят лампы нижнего света, тетя Надя не признавала верхний свет, за окном темно, но угадывается – идет снег, то одна, то другая снежинка прижимаются щекой к стеклу, прямо тебе Андерсен, а тетя Надя у камина, рядом на подставке маленькие полешки и стружка для растопки в специальном ящике. Малюша наливает всем чай, а Маня смотрит через струю на свет и думает – как бы запомнить этот удивительный оттенок, чтобы потом во взрослой жизни носить платья только такого золотисто-чайного цвета. А потом пришла революция…» (Н.М. Соротокина. Под общим зонтом). [ Изображение на стороннем сайте: 78f74d114722.jpg ] Чаепитие в мастерской Надежды Михайловны. Неизвестный, Константин Михайлович (предположительно), Юра, Вера, Амалия Федоровна, Маня, Надежда Михайловна Сапожниковы. Около 1914. Фотография любезно предоставлена Е.П. Ключевской | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20289 | Наверх ##
2 декабря 2014 16:53 Вот еще один портрет работы Надежды Михайловны "Мужской портрет, или портрет неизвестного". Всматриваюсь в него, и думаю, не тот ли это мужчина, который участвует в семейном чаепитии (на предыдущей фотографии). И, если он, то не был ли он родственником Надежды Михайловны, одним из братьев или мужем сестры? | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20289 | Наверх ##
3 декабря 2014 17:36 Ещё немного о работах Надежды Михайловны. У Малюши в комнате, в изголовье кровати, висел большой портрет. Я помню, как ребенком впервые увидела его и спросила, кто это. Мне ответили: «Малюша». Я не узнала ее в молодой красивой женщине с высокой прической. Выражение глаз задумчиво-мечтательное, на губах – полуулыбка. Левая рука поднята к лицу, мизинец почти касается губ. Малюша очень дорожила этим портретом, теперь я понимаю, что он был частью её счастливой казанской жизни, драгоценным напоминанием о прошедших временах. Тогда мне не приходило в голову поинтересоваться, кто был автором этого портрета. Чеботарев упоминает о существовании портрета Амалии Федоровны работы Фешина. По семейным воспоминаниям, писала ее и Надежда Михайловна. Который из двух портретов висел в ее комнате – не знаю. Местонахождение портрета в настоящее время мне неизвестно. Он должен был достаться внукам Марии Константиновны. Если не был утрачен, то и сейчас он у них. Вот фотография Малюши, которая кажется мне наиболее близкой к образу на портрете. В 1917 г. Надежда Михайловна была участницей 45-ой Передвижной выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок в Петрограде. Сведения о ее жизни после 1917 г. отрывочны и несколько противоречивы. Надежда Михайловна организовала у себя в мастерской бесплатную рабочую студию, но вскоре была лишена мастерской. По некоторым данным, мастерская потом была ей возвращена. В 1919-1924 гг. Надежда Михайловна преподавала рисунок на рабфаке Казанского университета, в 1924-1925 гг. – в Казанском художественно-техническом институте. После отъезда Фешина в 1923 г. в США она приняла его мастерскую. На одной из фотографий, полученных мной недавно, Надежда Михайловна снята как раз в мастерской, только не знаю, чьей - ее или Фешина. И вдруг на этой фотографии я увидела тот самый портрет Малюши! Вот он - крайний слева в верхнем ряду. Первая мысль – авторство установлено, портрет написан Сапожниковой. Но рядом с портретом Малюши висит портрет Серафимы Михайловны, написанный Фешиным. Хотя фото портрета найдено, загадки остаются. | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3942 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20289 | Наверх ##
3 декабря 2014 17:45 В 1925 г. Надежда Михайловна оставила преподавательскую деятельность, а в 1932 г. переехала в Москву, где преподавала рисунок. Жила, по всей вероятности, у Адоратских, помогая Варе ухаживать за тетей Сарой. Обстоятельства и дата смерти Н.М. Сапожниковой доподлинно неизвестны. В статье, составленной по воспоминаниям В.В. Адоратской, сказано, что после перенесённой болезни лёгких Надежда Михайловна ушла на пенсию и жила в Подмосковье. Во время войны она отказалась ехать в эвакуацию, так как твёрдо верила, что враг не дойдёт до столицы. Один из её соседей держал козу. Уехав осенью в город, он оставил козу Надежде Михайловне. Как-то коза убежала, и Надежда Михайловна, легко одетая, выбежала за ней, после чего простудилась и не вынесла болезни. Датой смерти Сапожниковой назван примерно 1944 г. Г. Тузулакова в своей статье ссылается на письмо к ней от 21 июня 1999 г. другой племянницы Надежды Михайловны – Галины Николаевны Сапожниковой (внучки Михаила Михайловича): «... последние годы жизни <Надежда Михайловна> посвятила семье своей сестры Серафимы Михайловны Адоратской, на даче которой на Николиной горе она и умерла от голода в 1942 году. Это произошло, когда семья Адоратских находилась в эвакуации в Казани, а Надежда Михайловна оказалась отрезанной немецкими войсками и потеряла связь с внешним миром. Об этом факте свидетельствовала моя тетя Анна Михайловна Сапожникова, которая не покинула Москву из-за смертельной болезни ее мужа. Считаю эти данные достойными доверия, так как из родственников только Анна Михайловна и Надежда Михайловна оставались тогда в Москве...» Вряд ли теперь представляется возможным установить истину: сама Надежда Михайловна отказалась ехать в эвакуацию или Адоратские просто не смогли взять её с собой. В обеих версиях есть некоторые неточности. Адоратские были в эвакуации не в Казани, а в Алма-Ате. Они вернулись в Москву в конце 1943 г. Если Надежда Михайловна умерла в 1944 г., Адоратские должны были точно знать о её болезни и смерти, а не указывать приблизительную дату. | | |
|