Надежда Михайловна Сапожникова
Художник, меценат, педагог
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3944 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20388 | Наверх ##
26 ноября 2014 20:10 Мастерская Надежды Михайловны быстро стала одним из центров художественной жизни Казани, где собирались художники, преподаватели и ученики Художественной школы. Многие из них подолгу работали в мастерской Сапожниковой. Здесь занимались не только живописью, но и декоративно-прикладным искусством – керамикой, вышивкой, резьбой по дереву (Н.И. Фешин создавал резную мебель специально для мастерской Н.М.Сапожниковой). К.К. Чеботарев писал: «В те годы мастерская Сапожниковой становилась своеобразным маленьким центром, вокруг которого начали концентрироваться оригинальные творческие индивидуальности. В 1914, 1915, 1916 гг. в мастерской Сапожниковой каждый вечер рисовали обнаженную натуру Сапожникова, В.Э Вильковиская, А.Г. Платунова, Л.М. Поздеева, В. Ильина. На эти дружеские сеансы «мальчишки» ни в коем случае не допускались. Для нас время от времени устраивались другие сборища. Сверхъестественные пельмени, неповторимо вкусный кофе и очень много разговоров об искусстве. К. Чеботарев, П. Зотов, Д. Мощевитин, В. Попов, В. Молчанов, А. Гаврилов и многие другие. Разве я могу вспомнить, разве я знаю всех, на кого распространялось широкое меценатство Надежды Михайловны...» Действительно, Надежда Михайловна выступала в качестве мецената по отношению ко многим художникам, приобретая их работы по очень высоким ценам. Она вносила плату за обучение наиболее талантливых учеников в Казанской художественной школе, приобретала их ученические работы, жертвовала средства на студенческую столовую. Многие из них подолгу работали в мастерской Надежды Михайловны. | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3944 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20388 | Наверх ##
26 ноября 2014 20:26 Фешин бывал в этой мастерской почти каждый день. Надежда Михайловна поддерживала его материально, заказывая портреты своих родственников (просто денег он бы не принял). Именно здесь были написаны многие значительные работы Фешина. Фешин был своим человеком и в семье Константина Михайловича, часто обедал в их доме. Дети очень любили Николая Ивановича. За землистый цвет лица они, шутя, называли Фешина «ореховый торт». По их воспоминаниям, Николай Иванович не был красив, но у него была замечательная улыбка, которая привлекала к нему людей. То же самое можно сказать и о Надежде Михайловне. Она никогда не была красавицей, но в её глазах отражались и ум, и талант, и доброта, а открытое, приветливое выражение лица всегда располагало к ней людей. | | |
Gul Сообщений: 12121 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38029 | Наверх ##
26 ноября 2014 21:28 26 ноября 2014 21:39 Спасибо, за Фешина и Сапожникову! А у этого замечательного фешинского портрета Сапожниковой есть своя история... Портрет не вернулся с очередной выставки, Н.М. увидела его в витрине комиссионного и выкупила (кажется так)
| | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3944 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20388 | Наверх ##
27 ноября 2014 8:10 27 ноября 2014 12:01 Вот еще два портрета Надежды Михайловны работы Фешина. | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3944 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20388 | Наверх ##
27 ноября 2014 8:16 Кем была Надежда Михайловна для Фешина, что значила она в его жизни? Хочется провести параллель между двумя выдающимися женщинами, двумя Надеждами – Надеждой Филаретовной фон Мекк и Надеждой Михайловной Сапожниковой. Первая известна значительно больше, как и Петр Ильич Чайковский более знаменит, чем Николай Иванович Фешин. Не буду сравнивать масштабы их дарований, это занятие неблагодарное. Вернусь к двум необыкновенным женщинам. Обе были хорошо образованы, ценили и тонко понимали искусство. Обе помогали двум замечательным представителям российской культуры, прекрасно отдавая себе отчет в том, какие великие люди оказались рядом с ними. Восхищались, преклонялись, благоговели перед их гениальностью, и только где-то в глубине души, потаенно, целомудренно и бескорыстно, любили их как женщины. Надежда Филаретовна с Петром Ильичом не встречалась, их дружба запечатлена в многолетней переписке. Надежда Михайловна и Николай Иванович были близкими друзьями, их ежедневное общение обогащало обоих. Надежда Михайловна сама была художником, и, хотя дарование ее было намного скромнее, оно не потерялось, не растворилось в сиянии таланта Учителя. Более того, много раз она служила для Фешина моделью, являясь источником его вдохновения. Материальную помощь Надежды Филаретовны Чайковский спокойно принимал. Надежда Михайловна не могла предложить Фешину деньги, он просто не взял бы их. Поэтому она заказывала ему портреты своих близких и другие крупные работы, щедро их оплачивала, предоставляла Николаю Ивановичу возможность работать в ее мастерской. Через сорок лет Фешин довольно скупо напишет об этой дружбе: «С особой благодарностью я вспоминаю мою дружбу с одной из моих студенток, мадам Н.М. Сапожниковой. У нее был очень большой интерес к моей работе, и для нее я написал несколько больших портретов. Я работал над ними у нее в мастерской и думаю, это лучшее, что я написал в то время» (Н.И. Фешин. Автобиография. Санта Моника, 1953-54). Это действительно лучшие его работы того периода, однако хочется верить, что Надежда Михайловна была не только одной из студенток, заказчицей нескольких портретов, что она значила в жизни Фешина неизмеримо больше. Разумеется, и Чайковский, и Фешин состоялись бы и без помощи этих двух женщин. Но комфортные условия, создававшиеся для них, безусловно, помогли появлению новых гениальных творений. Говоря о Надежде Михайловне и Фешине, можно сказать, что его творческое наследие было бы неизмеримо беднее, если бы не было в нем пяти портретов Сапожниковой, ряда других заказанных ею работ, портретов ее родственников, в том числе, подлинного шедевра – портрета Вареньки Адоратской. | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3944 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20388 | Наверх ##
27 ноября 2014 8:33 3 декабря 2014 16:51 Надежда Михайловна, желая поддержать Фешина, заказала ему в портреты своей сестры Серафимы Михайловны Адоратской (1910 г.) и ее дочери Вареньки (1914 г.). Портрет Вари Адоратской – самая известная картина Николая Ивановича Фeшина. Вслед за серовскими портретами Веры Мамонтовой и Мики Морозова портрет Вари продолжает цепочку трогательных детских образов. Все мило в этой картине, только взгляд Вари серьезен и полон тревоги. Можно сказать, предчувствие, предвидение будущего, и трудно понять, у кого возникло это предчувствие, у модели или у художника.На фотографии из семейного архива легко узнать Вареньку, ее лицо и взгляд совсем такие же, как на портрете. | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3944 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20388 | Наверх ##
29 ноября 2014 10:45 29 ноября 2014 16:30 С 1909 г. Надежда Михайловна постоянно участвовала в казанских выставках, представляя свои портретные работы, реже этюды, и в городской периодике – «Ведомостях», «Телеграфе» и иных. Чеботарев чрезвычайно ценивший Надежду Михайловну и как человека, и как художника, писал: «... она больше портретист, чем Фешин. Она очень сильно схватывала характер и индивидуальные качества формы, цвета и экспрессии человеческой личности. Причем тут не было крохоборничества псевдореалистов, пытающихся конкурировать с фотографией. Гибкая, легкая живописная манера, меняющаяся в зависимости от фактурных качеств изображаемого объекта. Каждый портрет решался в композиционном отношении, в смысле формы и цвета, по-новому, в зависимости от задачи полнее выразить данную личность, ее индивидуальные качества». До наших дней дошла лишь небольшая часть работ Надежды Михайловны. Мне кажется, при жизни ни она сама, ни ее близкие не считали ее выдающимся художником. Да и время было такое, когда о сохранности произведений искусства особо не думали. Сейчас в собрании Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан (ГМИИ РТ) находятся 11 живописных портретов работы Сапожниковой. Одна из лучших её работ – портрет Александра Александровича Боратынского (портрет Алика), правнука поэта, где соединились фешинская школа рисунка и индивидуальность художественного почерка Сапожниковой. Ныне портрет находится в музее Боратынского в Казани. | | |
TatianaLGNNМодератор раздела ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами  Нижний Новгород Сообщений: 25306 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 7595 | Наверх ##
29 ноября 2014 11:02 Спасибо большое Очень интересно --- Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
| | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3944 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20388 | Наверх ##
29 ноября 2014 16:10 TatianaLGNN Татьяна, большое спасибо. Рассказ еще не закончен. | | |
NathalieМодератор раздела  Москва Сообщений: 3944 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 20388 | Наверх ##
29 ноября 2014 16:28 У Надежды Михайловны не было своих детей, так сложилась жизнь, но были племянники, которых она горячо любила и которым посвящала много времени. Истинный педагог, она щедро дарила свои знания не только родственникам, но и многим другим детям. Каждый день после обеда к ней приходили племянницы и племянник, приводившие с собой ватагу дворовых друзей – дочку поварихи, сына дворника, детей садовника. Всех их Надежда Михайловна привечала, со всеми изо дня в день терпеливо занималась. «Придя в мастерскую, дети первым делом переодевались, им было разрешено это раз и навсегда, только положи потом вещи на место. Во-первых ичиги – мягкие татарские сапожки, потом жилетки из разноцветной кожи, чувашские свадебные рубахи, расшитые шелком, блестящие от мелких металлических ну-ну, которыми украшали ворот. Принаряженные, ощущая себя принцессами из восточных сказок, садились мы за мольберты» (Н.М. Соротокина. Под общим зонтом). Надежда Михайловна, всячески развивая творческую фантазию детей, давала им самые разные задания: то рисовать с натуры, то – из головы, то просила придумать рисунок для подушки на диван, то сочинить узор для обоев с птицами. «Юра с готовностью взялся за работу, пыхтел, кряхтел. Тетя Надя подошла сзади, глянула: “Это аэроплан?” Юра даже кулаки сжал от возмущения: “Это жар-птица!” и убежал обиженный в спальню. Надо сказать, что спальня у тетки заслуживала отдельных восторгов: белая мебель, стены обиты суровым полотном с голубой набивкой. Спальня выглядела всегда очень опрятной и свежей. Деликатная тетя Надя никого не пустила к Юре, пусть мальчик побудет один, а когда Малюша явилась за детьми, ей пришлось подняться в спальню за сыном. Он спал, раскинувшись на широкой кровати, а в углу за белым шкафом на украшенных голубой набойкой обоях сон его стерегли одиннадцать, нарисованных в рост художника, скелетов. Тетя Надя всплеснула руками: “Это тоже война?”, а Малюша, с ужасом глядя на стену и придумывая, как смыть Юрины художества, ответила: “Нет, это этнографический музей”» (там же). | | |
|
Благодарю за внимание и цветы!
Да, есть такая история, о ней написано здесь
Насколько достоверна эта история - не знаю, но вообще она вполне в духе Надежды Михайловны.