>> Ответ на
сообщение пользователя
Nathalie от 19 февраля 2022 18:14
ЧЬИ ВЫ? ЧЬИ МЫ? Наталия Андреевна, я с Вами полностью согласна, потому что Вы используете только документально подтверждённый материал. Фамилию «Тохтамышев» наши предки принесли из Орды. Были ли они славянами – вполне возможно, ведь Орда представляла собой плавильный котёл. И география походов была обширна.
В облике наших Картамышевых (односельчан Кутеповых тоже) просматриваются восточные черты, и я, русская-русская, никогда не отрицала своё восточное происхождение. Иногда говорила, что я – потомок Тохтамыш-хана – ни больше ни меньше! Кто может носить фамилию Тохтамышев? – только сыновья хана! Гордыня – один из пороков. Но она десятилетия подталкивала меня к поиску корней нашего рода. В ироничном ключе я и сейчас могу так о себе сказать (В крайнем случае, согласна на «воинов Тохтамыша»). И улыбнусь, услышав в Казани: «Тукта эле» - погоди, стой.
Известные исторические факты позволяют выстроить последовательный ряд событий, отражающий непрерывный процесс участия татар России в деле защиты Отечества.
Служилые татары — этносословная группа населения татар— государственных крестьян в Московском княжестве, Российском Царстве и Российской империи в
XIV—XVIII вв. Первоначально формировались из представителей татарской
феодальной знати, перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств. Участвовали в Ливонской войне (1558—1583), военных походах России, охраняли границы. Их конные отряды обычно присоединялись к тем полкам, где в данный момент они были нужны. Также служили толмачами, писцами, послами и др. За службу получали земельное, денежное и хлебное жалованье.
* «Служилые татары московского царя»: «Переход татар на службу к русским князьям начался ещё в
XIII веке, а в XIV веке, с началом междоусобиц в Золотой Орде, принял массовый характер, причем бежали на Русь не только рядовые воины. На службу к русским князьям массово переходили и представители
самых знатных семей Золотой Орды,
проигравшие схватку за власть. Спасаясь от неминуемой в таких случаях расправы, татарские "царевичи" бежали на Русь, где в обмен на лояльность и военную службу получали уделы. За краткое время беглая татарская знать стала
важнейшей опорой московских князей как в деле объединения Руси, так и в противостоянии с Золотой Ордой.
*В.В.Ханыков «Калужская летопись от отдалённых времён до 1841»: «В
1258 была первая в России Татарская перепись. Сия перепись была повторена татарами в 1273 и 1296 годах; а Российскими Государями в 1597, 1648 и 1682гг; все они в порядке ныне продолжающемся с 1720 года не считаются, да и самые Акты Татарских переписей истреблялись». В
1392 году Тохтамыш Хан Татарской Тарусу отдал Московскому Великому Князю Василью Дмитриевичу. В летописи Супральского монастыря сказано: ВК Василий Дмитриевич, пришед в Орду Татарскую, многу честь прия от Царя Тохтамыша и
придаде ему царь Тохтамыш Новгород Нижний и Городец со всем и Мещеру, и Тарусу».
*По материалам кн.:
«Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь Рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь»: Тохтамыш (?-1370-1406) - хан Золотой Орды, сын Туй-ходжи-оглана. В 70-х гг. XIV в. бежал к Тимуру, от которого получил область в Южном Казахстане и в бассейне р. Сырдарьи. Воспользовавшись поражением Мамая в Куликовской битве (1380), воцарился в Орде. Тохтамыш пресек внутренние смуты и сделал попытку вернуть Орде былое могущество. Он обрушился на русские земли, стремившиеся выйти из-под власти татар. В
1382 обманным путём
взял Москву и сжёг её. Та же участь постигла и древние русские города. Препятствуя усилению Москвы, Тохтамыш поддерживал её соперников - нижегородских и тверских князей. Тохтамыш попытался освободиться от власти Тимура, вассалом которого он был, и напал
(1389) на его владения. Столкновения Тохтамыша с Тимуром закончились полным поражением Тохтамыша. В
1393 он потерял все владения восточнее Волги, а в
1398 был разбит ханом Заволжской орды Темир-Кутлуком и бежал в
Литву. В
1399 г. вместе с великим князем литовским Витовтом потерпел жестокое поражение от Темир-Кутлука и Едигея на р. Ворскле. Позднее был убит сибирским ханом Шадибеком.
*«Служилые татары московского царя»: «Окончательно институт служилых татар сформировался при великом князе московском с
1425-1465гг. Василии II Темном, который ни на йоту не доверял русской знати, выдавшей его Дмитрию Шемяке на расправу. Т
олько благодаря помощи служилых татар Василий II смог вернуть себе московский трон. Умелые и дисциплинированные татарские воины помогли русскому войску одержать ряд громких побед, такие, как на реке Шелонь в 1471 году, подведшей черту под историей Новгородской республики или на реке Ведрошь в 1500-м, после которой Великое княжество Литовское лишилось значительной части подчиненных ему русских земель».
*Ольга Сенюткина «Татары-мусульмане на службе Отечеству»: «В
XVI веке татарская знать, перешедшая на службу к московскому государю, входила в состав поместной конницы, среди 70 тысяч всадников которой было около 10 тысяч татар. Соотношение цифр уже само по себе доказывает значимость участия татар в защите Отечества» «В начале 1600-х гг. в отрядах князей Черкасского и Пожарского выступали: «казанские мурзы и татары — 275 человек, свияжские мурзы, татары и новокрещены — 205, из Курмыша татар и тарханов — 155, касимовских татар — 508, темниковских — 550, кадомских — 347, алаторских — 359, арзамасских — 220» - данные исследования С.М.Соловьева.
*В.В.Ханыков «Калужская летопись от отдалённых времён до 1841»: В
1617 году октября 18 числа, по случаю нашествия литовских людей на Козельск, царь Михаил Фёдорович опять боярину и воеводе князю Дмитрию Михайловичу
Пожарскому велел быть в Калуге с князем Афанасьем Гагариным, так же с Дворянами и детьми Боярскими, Калужанами, Мещовцами, Воротынцами, Медынцами, Алексинцами, Лихвинцами,
Калужскими новокрещенами и Татарами,
укрепясь в городе защищать оный...» – Собрание Грамот, часть III, стр. 156. Можно только предположить, что под рукой князя Пожарского воевали и служилые татары Тохтамышевы.
В 1653 году, между прочими городами, в Калуге, Тарусе, Воротынске, Мещовске, Медыни, Лихвине, Серпейске, Козельске, Боровске и Малом Ярославце окольничий князь Дмитрий Алексеевич Долгорукой и дьяк Иван Тимашов верстали детей Боярских, а в
Калуге и Боровске сверх того новокрещен и Татар поместными и денежными окладами».- (Из Разрядного Архива внесено в повествование древностей 1766 С.П. с.20).
*М.В.Моисеев Землевладение служилых татар в Коломенском уезде в конце 16в.:
«Коломна и её земли были раньше всех включены в состав Московского княжества. Материалы описания 1577-1578гг. Д.П.Житкова и Ф.Комынина сохранились в виде приправочной книги. Всего на момент описания в уезде было
испомещено 105 человек служилых татар, 3 вдовы-татарки и толмачи. –(ПКМГ.1. стр.604). Писцовое описание регистрирует в Коломенском уезде три группы татар: казанские; сибирские и самая обширная - служилые татары, без указания территории происхождения. На момент описания казанские и сибирские татары уже не являлись коломенскими помещиками. Третья, самая массовая – служилые татары, - оставалась в своих правах до конца века…».
*Из писцовой книги 1578 г. Коломенского уезда: «Стан Скульневский, а в нем села и деревни и починки и пустоши и селища за
бояры и князьями и за детьми боярскими в поместьях;
За татарами Енкуватом да Кадышем Онгозеевыми, да за Гришей Мануковым, Оразом Тоушевым, Оразом Чегиревым, Олачем Собяковым, Сенкулатом Янсубиным, Довлешем Боишевым, Мастюком Петровым, Баюшем Курмановым, Тактошом Тулышиновым и Байкрымом Кормановым село Боборыкино на речке Северке, а
преж того было так же за татарами, а в селе
был храм Рождества Пречистыя…,
пустошь, что была деревня
Румянцево на речке Северке…» -
Сотная книга письма и меры 1536г.
К концу XVII века как таковой служилой татарской знати уже не существовало - многие ее представители к тому времени были православными и вполне комфортно чувствовали себя в среде общерусской знати.
В Отечественной войне 1812 г. участвовали многие из тех, кто смог бы повторить вслед за героем той войны, поэтом и генералом Денисом Давыдовым, строки из его стихотворения «Графу П. А. Строганову»:
«Блаженной памяти
Мой предок Чингизхан,
Грабитель, озорник,
С аршинными усами,
На ухарском коне, как вихрь
Перед громами,
В блестящем панцире
Влетал во вражий стан
И мощно рассекал
Татарскою рукою
Всё, что противилось
Могущему герою».
Род Дениса Давыдова – потомки хана Золотой Орды Улу Мухаммада.