Дмитрий_Н | Наверх ##
28 мая 2020 11:29 29 мая 2020 9:33 Leontiya
С одной стороны - претензии справедливы, а с другой - и не совсем.
Вот мы сейчас имеем сайт gwar.mil.ru. Ведь очень полезный сайт. Да, он делался по гранту от Министерства обороны и сканировался ЭЛАРом, но почти весь персонал архива был занят отбором дел для сайта (выявить, отобрать, отлистать-проверить, подготовить, принять обратно). Это длилось долго.
Картотека фонда 400. Она создавалась на карточках годах этак в 1960-х. Кому-то (теперь-то он уже вряд ли с нами в одном мире) пришло в голову перелистать все (ВСЕ) дела огромного фонда 400 и выписать на карточки все документы по офицерам, содержащие личные данные (послужные, краткие записки о службе, аттестации, выписки из алфавитов на производимых в первый чин). В те времена другого эффективного способа систематизации просто не было. Получилась ОГРОМНАЯ картотека, причем со старыми шифрами, которые еще во многих случаях (даже найдя карточку) нужно по книгам переводить на новые шифры. Ну, по моим прикидкам - это сотни тысяч карточек, наверное - более миллиона.
Как это все перевести в электронную форму? Да все, в общем, знают - как, но кто, на какие деньги и какими силами это будет делать - не знает никто.
Картотека (условного Ф. 400) пополняется. Туда вносят послужные и из других фондов, например из военно-инженерного управления, по казачьим частям, но делается это очень постепенно и несистематично - просто если в процессе поиска исполнитель нашел послужной на офицера где-то в иных фондах - по инженерам, артиллеристам и т.п., он карточку заполняет и в картотеку ее сует.
Я даже думаю, что в 1960-е составлять картотеку было легче, чем, например, сейчас -- в те времена в архив с улицы не попадали, запросов было меньше, а науки (хотите - истории, хотите - архивоведения -- больше, даже и должности научные были, теперь-то нет). а теперь же посетителей много - всем все сразу достань и подай.
Нет структуры в архиве, которая бы занималась долгосрочным планированием по приведению в порядок научно-справочного аппарата. Есть такой отдел, но занимается он больше частными вопросами. Например, Кирилл Татарников - вот он создает весьма полезные справочники по офицерству 18 века, знает хорошо археографию периода, просто может читать тексты, которые с непривычки кажутся нечитаемыми, структуру вооруженных сил, но в 19 лек вообще не заступает. Понимает, что всего не охватить, пусть я буду спецом по 18 веку (отличным спецом), другой говорит - а я вот специалист по Кавказскому фронту... А системно по всему архиву - такую работу просто некому вести, мне так кажется... Не потому что не хочется, а потому что силенок на это нет и средств.
Фонд 395 составлен не по содержанию, а по заголовкам дел, никогда не знаешь, что ты получишь, заказав перспективное дело. Есть только чин и фамилия, имени нет. Нужен тебе поручик граф Толстой. Их там тьма, таких Толстых по карточкам. Какой из них твой, угадать нельзя. Даже если и твой, что в деле? Может, есть формуляр, а может и пустая переписка.
Есть даже значительно большие проблемы, чем перевод картотеки Ф. 400 в электронный вид. Фонды Главных управлений содержат массу послужных, но они никак систематически не каталогизированы, а там своя сокровищница. Но это надо брать дело за делом, их листать и составлять базу. Особенно труден при этом фонд ГАУ.
Фонд 408 - коллекция списков частей по старшинству (СПС). Это конец 19-го века и вплоть до момента роспуска старой армии за разные годы. Вполне себе хорошо систематизирован, указатель стоит в шкафу. но систематизирован по воинским частям. то есть, если тебе известно, что офицер в таком-то году служил в такой-то части - достаешь СПС и находишь. Но он никак не систематизирован по именам, персонам. А в очень большом числе случаев информация из СПС отвечает на множество базовых вопросов - полк, чин, рождение, происхождение, образование, прохождение по чинам, награды. Вот надо бы составить такую базу данных,
У меня была мечта на этой основе составить список РИА на 1.1.1904 (канун РЯВ) или 1.1.1914 (канун ПМВ, но тут gwar.mil.ru частично задачу решил). И на 1.1.1904 начал составлять, имея в виду составить общий список по образцу списка 1909 г, но чтобы был не просто список, а с возможностью увидеть скан документа. Но это в одиночку задача неподъемная - по воевавшим в Маньчжурии частям я для себя кое-что сделал, но как сделать всеобъемлющую базу? КАК - понятно, непонятно - КТО, за КАКИЕ ДЕНЬГИ и в КАКИЕ СРОКИ.
Надо бы первоначально просто описи (и именные указатели) оцифровать и выложить. но заходишь в отдел учета, видишь стеллажи с описями и не очень понимаешь, каким образом это все делать.... |
Те из вас, кто хоть раз был в РГВИА знает, какое это сложное дело найти нужную информацию в том количестве описей и дел, что там находятся...
Посему, предлагаю, всем, кто имеет на руках выписки из описей и №№ дел -
я думаю было бы неплохо все эти данные свести вместе и предоставить для пользования тем, кто не может бывать в архиве, но очень бы хотел знать, какую информацию можно почерпнуть, а может быть даже и заказать по электронке уже конкретно то, что им нужно в архиве.
Справочник по РГВИА представленный в инете ведь дает расшифровку только по фондам.
Можно создавать темы по № фондов и далее расшифровки писать по описям и № дел.
Метрические документы церквей военного ведомства в РГВИА
Работает архив с 9.45 до 17 часов, в пятницу до 16 часов, последняя пятница каждого месяца - санитарный день.
На руки по запросу можно взять только 5 дел и 5 описей одновременно
Пожалуйста, все вопросы задавайте в этой теме - в темах по фондам приводится только справочная информация
большинство телефонов РГВИА указанных на сайте http://www.rusarchives.ru/federal/rgvia/ теперь надо набирать через код 499
ИМЕННЫЕ КАРТОТЕКИ
1) Личный состав офицеров и классных чиновников русской армии (XIX век) - 260 тыс. карточек.
Самый большой. Как правило, в карточке, указаны имена и отчества, а также возраст (год рождения), происхождение, место службы и год составления послужного списка.
По моей фамилии встретились дела из фондов: 1, 275, 400, 405, 407, 489, 3543.
Нюансы. Ссылка на дело может быть дана в старой нумерации (по отделам и столам) - обычно на обороте карточки. В этом случае нужно просить сотрудника картотеки прописать новые шифры.
В ряде случаев на обороте могут быть указаны ссылки на дополнительные источники (
2) Указатель к описям фонда «Инспекторского департамента» (Ф.395) - 46,5 тыс.карточек.
Указаны только фамилии, даже без инициалов, а также звание и год составления послужного списка, иногда место службы. Здесь при заказе уже нужно выписывать все шифры, в том числе номера отдела и стола.
3) Указатель участников Отечественной войны 1812 г. - около 18 тыс.карточек.
В этой же картотеке отдельно выделены: «Бородино» и «Раненые» [i
4) Кавалеры ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны - база данных 10,9 тыс. персоналий, но есть и картотека.
5) Картотека известных личностей (так ее назвала сотрудник картотеки)
6) Картотека медицинского персонала.
7) В добавок к вышеперечисленному есть электронная база данных по послужным спискам XVIII века.
В ней может провести поиск сотрудник каталога прямо на своем компьютере. По моей фамилии встретились дела из фондов 11, 489, 490.
УКАЗАТЕЛИ
8) Указатель к документам коллекции «Послужные списки офицеров» (Ф.409) - 63 тома.
Указатель находится в читальном зале. Особенность следующая: персоналии отсортированы по первым трем буквам фамилии, далее по имени и отчеству.