На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вологда, Сообщений: 20305 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27082
Наверх##13 декабря 2018 17:2913 декабря 2018 17:35
13 декабря – День Андрея Первозванного
Андрей Первозванный был рыбаком и проживал в селении Капернаум. Однажды он услышал весть, что из Иудейской пустыни пришел Иоанн Креститель, проповедующий приближение Царства небесного. Андрей отправился к реке Иордан, где стал свидетелем настоящего чуда. Когда Иоанн крестил людей, на берегу возник человек, которого все звали Иисусом из Назарета. Во время обряда крещения над Христом прояснились небеса и ему на голову сел белоснежный голубь. Глядя на это, Андрей понял, что Иисус – это именно тот человек, который знает путь в Царство небесное. Будущий апостол назвал его раввином.
На следующий день, когда Спаситель проходил мимо, Андрей и его брат Пётр направились за ним. Они боялись приблизиться к нему слишком близко и первыми заговорить. Иисус увидел идущих по пятам мужчин и спросил, что они хотят. Братья поинтересовались у Христа, где он живёт. На что тот сказал: «Идите и всё увидите».
Через несколько дней Андрей и Пётр рыбачили на берегу. К ним подошел Иисус и сказал: «Следуйте за мной, и я сделаю вас ловцами людей». И оба юноши оставили сети и устремились за ним. Андрей первым из всех пошел за Иисусом, за что его и прозвали Первозванным.
Много чудес увидел Андрей, став учеником Иисуса. Это и чудо воскресения и вознесения Спасителя на Небеса. Однажды Христос сказал им: «Иоанн крестил людей водою, а вы будете крещены Святым Духом».
В день пятидесятницы, когда все апостолы собрались вместе, внезапно с неба послышался шум и в воздухе возникли языки огня. Апостолы исполнились Духа Святого и заговорили на разных языках. Они готовились к великому апостольскому служению.
Андрей отправился в Восточные страны проповедовать слово Божие. Он посвятил в веру разные народы и повсюду возводил христианские церкви. Именем своего Учителя он теперь и сам мог совершать чудеса.
В Синопе проповедника побили камнями, но он остался невредим и двинулся дальше. Он прошел побережье Черного Моря, Причерноморье и Крым и по Днепру поднялся до места, где сейчас расположен г. Киев. Андрей сказал: «На этих горах будет находиться великий город, в котором возведут множество церквей». Он благословил киевские горы и установил там крест.
Андрей дошел до поселения славян, затем вернулся в Рим и во Фракию. Последним поселением, которое посетил апостол, стал г. Патры. Здесь святой принял мученическую смерть и был распят на косом кресте, который с того дня называют Андреевским. Позже на месте распятия воздвигли храм Андрея Первозванного – самый большой в Греции.
День Андрея Первозванного: традиции и обычаи На Руси апостол считался покровителем морского искусства и семейной жизни, олицетворял мужское начало. Его иконе принято молиться об:
обращении в христианскую веру; успехе в морском и военном деле; защите Родины. Девушки обращаются к святому с просьбой дать хорошего жениха и помочь в будущем заключить счастливый брак. Чтобы привлечь богатого и красивого суженого незамужние девушки в ночь с 12 на 13 декабря кидали в маленькое окошко монетки. Чем больше бросишь, тем выше шансы удачно выйти замуж.
Было принято печь калиту – коржик из белого теста, олицетворяющий солнце. Девушки верили, что калита символизирует счастливый брак. Каждая девица замешивала тесто, думая в этот момент о любимом парне. В тесто добавляли мёд и сушеные ягоды. Внутри коржа делали отверстие, чтобы можно было его подвесить на ленточку.
Вечером девушки приглашали на ужин ребят. Угощали их пирожками, голубцами и варениками. После ужина прекрасная половина общества пела песни о любви. Парни же пытались откусить кусочек от подвешенной к потолку калиты и, таким образом, пройти обряд посвящения во взрослую жизнь.
Знахари и целители считали этот день своим праздником. Они проводили разные лечебные и магические обряды, а посетителей у них было в Андреев день хоть отбавляй. В некоторых регионах страны к целителям несли подарки, с целью задобрить , чтобы они порчу не навели.
По карпатским поверьям, в ночь на Андреев день ведьмы могли коров молока лишить. Поэтому мужчины всю ночь жгли ритуальные костры.
7 января ‒ Рождество Христово 19 января ‒ Крещение Господне (Святое Богоявление) 15 февраля ‒ Сретение Господне 7 апреля ‒ Благовещение Пресвятой Богородицы 21 апреля ‒ Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) 6 июня ‒ Вознесение Господне 16 июня ‒ День Святой Троицы (Пятидесятница) 19 августа ‒ Преображение Господне 28 августа ‒ Успение Пресвятой Богородицы 21 сентября ‒ Рождество Пресвятой Богородицы 27 сентября ‒ Воздвижение Креста Господня 4 декабря ‒ Введение во храм Пресвятой Богородицы
Недвунадесятые:
14 января ‒ Обрезание Господне 7 июля ‒ Рождество Иоанна Предтечи 12 июля ‒ Святых апостолов Петра и Павла 11 сентября ‒ Усекновение главы Иоанна Предтечи 14 октября ‒ Покров Пресвятой Богородицы
Дни особого поминовения усопших:
2 марта ‒ Суббота мясопустная (Вселенская родительская) 23 марта ‒ Суббота 2-й седмицы Великого поста 30 марта ‒ Суббота 3-й седмицы Великого поста 6 апреля ‒ Суббота 4-й седмицы Великого поста 7 мая ‒ Радоница 9 мая ‒ Поминовение усопших воинов 15 июня ‒ Суббота Троицкая
Церковные посты:
Многодневные: 11 марта - 27 апреля ‒ Великий пост 24 июня - 11 июля ‒ Петров пост (Апостольский) 14 - 27 августа ‒ Успенский пост 28 ноября - 6 января ‒ Рождественский пост Однодневные: 18 января ‒ Крещенский сочельник 11 сентября ‒ Усекновение главы Иоанна Предтечи 27 сентября ‒ Воздвижение Креста Господня
Сплошные седмицы:
недели, в которых нет поста в среду и пятницу: 7 - 18 января ‒ Святки 18 - 23 февраля ‒ Мытаря и фарисея 4 - 10 марта ‒ Масленица 29 апреля - 4 мая ‒ Пасхальная седмица 17 - 23 июня ‒ Троицкая седмица
100 ЛЕТ СО ДНЯ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СЩМЧ. НИКОДИМА, ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО
Вчера 10 января, в храме во имя преподобного Серафима Саровского и Собора Курских святых для поклонения верующим были вынесены икона, специально написанная к 100-летию со дня мученической кончины сщмч. Никодима Белгородского и ковчег с частицей мощей святого. 10 января 2019 года исполнилось 100 лет со дня расстрела Епископа Белгородского Никодима (Кононова). Прославлен в лике святых Русской Православной Церковью в 2000 году. В среду, 9 января, на всенощном бдении в храме во имя преподобного Серафима Саровского и Собора Курских святых для поклонения верующим были вынесены икона, специально написанная к 100-летию со дня мученической кончины сщмч. Никодима Белгородского и ковчег с частицей мощей святого. Сегодня, 10 января, после Божественной литургии настоятель храма протоиерей Владимир Моносилов в проповеди рассказал о жизненном пути сщмч. Никодима Белгородского, о трудах и мученической кончине. В начале 1900-х гг. архимандрит Никодим занимался просветительской и миссионерской деятельностью на севере России. Был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII—XIX столетий». Много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. С 1913 года возглавлял Белгородскую кафедру, был первым викарием Курской епархии. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». После Октябрьского переворота иерарх не побоялся открыто встать на защиту Православия. 7 января 1919 года, в праздник Рождества Христова, был арестован ЧК. Расстрелян 10 января 1919 года. В последствии, его мощи были перенесены в Свято-Троицкий мужской монастырь и погребены близ раки святителя Иоасафа Белгородского.
10 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СЩМЧ. НИКОДИМА (КОНОНОВА), ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО
В 2000 году в числе новомучеников и исповедников Российских прославлен святитель Никодим (Кононов), епископ Белгородский, с 1911 г. по 1913 г занимавший Рыльскую епископскую кафедру, а с 1913 года возглавлявший Курскую и Белгородскую епархию.
Задолго до своего прибытия в Курскую губернию он проявил себя как неутомимый исследователь святого подвижничества и истории монастырей русского севера. Им был собран и переработан огромный фактический материал, опубликованный в виде многочисленных научных статей и отдельных трудов, среди которых можно указать «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV–XVII вв.» и «Архангельский Патерик». 9 января 1911 года архимандрит Никодим был посвящен в Москве в епископа Рыльского, викария (помощника главного епископа) Курской епархии. Прибыв на место служения, епископ Никодим принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества прославления святителя Иоасафа в лике святых. В 1913 г. владыка Никодим был переведен на епископскую кафедру в Белгород, где и оставался до самой своей гибели. После Октябрьского переворота архипастырь открыто встать на защиту православия и не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти. В рождественские дни 1918 года его арестовали и расстреляли чекисты. До настоящего времени существовало несколько версий гибели епископа Никодима, трудно соотносящихся друг с другом и не позволяющих восстановить полную картину произошедшего. Однако за прошедшее время в архивах были обнаружены свидетельства современников, очевидцев и даже участников ареста, расстрела и захоронения владыки. Сопоставление этих свидетельских показаний с позднейшими заявлениями бывших чекистов позволяет восстановить произошедшее в те дни чуть ли не по часам. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13 – 16 августа 2000 года священномученик Никодим, епископ Белгородский, был причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских. В начале ноября 2012 года на месте разрушенного в советские годы Свято-Троицкого мужского монастыря были обретены мощи святителя Никодима. Официальная процедура идентификации мощей подтвердила, что они принадлежат расстрелянному большевиками белгородскому первосвященнику.
Священномученик Никоди́м (Кононов), Белгородский, епископ
Священномученик Никодим, епископ Белгородский (в миру Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельской губернии в семье священника. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников — северных миссионеров. Александр Кононов окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха. Тогда же он был назначен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов. За свою деятельность отец Никодим был награжден многими наградами, в том числе в 1901 году он получил от Синода Библию «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною». В том же году он был возведен в сан архимандрита. Через 3 года отец Никодим был направлен в Калугу на должность ректора Калужской Духовной семинарии, а в 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой Семинарии. В это время архимандрит Никодим получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, — если не навсегда, то на продолжительное время, — не подчиняться законным распоряжениям начальства», — говорилось в благодарственном слове архиерея. Благодарил архимандрита Никодима и Синод за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах». В 1911 году в Санкт-Петербурге отец Никодим был рукоположен в сан епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). В 1913 году владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий». В 1910 году была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества. Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов. В 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован. Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками. Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре близ раки святителя Иоасафа Белгородского.
6 февраля Русская Православная Церковь празднует памяти святой блаженной Ксении Петербургской. История женщины, которая ради служения Богу и людям отреклась от всего, удивляет и заставляет задумываться до сих пор. О личности, истории канонизации и духовном подвиге блаженной Ксении Петербургской, а также о том, кто такие юродивые и есть ли они в наше время, мы спросили настоятеля храма во имя Смоленской иконы Божией Матери и часовни блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге протоиерея Виктора Московского.
1. Отец Виктор, за что конкретно, за какие духовные подвиги канонизировали Ксению Петербургскую?— Церковь канонизировала блаженную Ксению, прежде всего, за ее любовь к народу Божию, за ее терпение, за ее молитвы. Она совершала свой молитвенный подвиг и в холод, и в зной – молилась за весь город Санкт-Петербург, за всю страну.
За добрые дела, которые она творила буквально всем, особенно обиженным и страдающим. Если блаженная Ксения гладила ребенка, то это было счастьем для родителей, если она с кем-нибудь проезжала на повозке – это считали за хороший знак. Поэтому любовь, милосердие, духовная чистота, служение Богу и людям с полной отдачей – все это послужило основой для канонизации Ксении Петербургской. Здесь можно отметить и тот факт, что народное почитание блаженной Ксении началось задолго до ее канонизации, а это тоже о многом свидетельствует.
2. Как в целом относиться к чину юродивых, ведь известно, что одно время юродство у нас в стране было запрещено?— Юродство – это особый и редкий дар, это духовный подвиг, который дается человеку свыше. При этом этот дар дается далеко не каждому. И здесь стоит вспомнить, что когда начиналась канонизация блаженной Ксении, некоторые люди пытались подражать ей, пытались даже копировать ее образ жизни, ходили босиком. Однако спустя один — два месяца эти люди или попадали в больницу, или переставали это делать, потому что это было им не дано. Повторюсь, юродство – это дар свыше, дар от Бога.
Что касается отношений с властями, то здесь нужно понимать, что раньше, обладая этим даром, человек шел к царю, правителю, вельможе и мог спокойно его обличить в его грехах, сказать правду. Для того чтобы так поступать, нужна была особая сила Божия. Обычный человек такого, конечно же, сделать не мог. И самое главное, что правители прислушивались к этим обличениям, к словам юродивых. После этого они в чем-то меняли свою жизнь, меняли отношение к людям, исправлялись.
При этом, внешне, такие люди могли быть похожи на ненормальных, но внутренне они были чисты. Это могли быть совершенно неприметные люди, но они совершали большое дело, так как в своих словах перед властями они отражали бедствия народа, его трудности и проблемы.
3. Как Церковь относится к тем запискам, которые сегодня приносят люди и адресуют их святой Ксении Петербургской?
— Принесение записок к блаженной Ксении – это уже определенная традиция, которая сложилась особым образом. Дело в том, что долгое время часовня была огорожена и закрыта, люди не могли молиться, не могли обратить свои слова к святой Ксении, не могли совершить молебен или приклониться к гробнице блаженной. Поэтому люди стали приносить записки и оставляли их у часовни, засовывали в разные места ограды, в щели.
Сегодня уже такой необходимости, в принципе, нет. Можно спокойно прийти в часовню, заказать молебен, написать нормальную записку, которую прочитает священник. Однако традиция принесения записок продолжает существовать. Мы ее не ломаем, так как это, наверное, было бы не совсем правильно. Мы сделали специальный ящичек, где люди могли бы оставлять свои записки.
Рушить эту традицию, конечно же, нельзя. К этому явлению стоит относиться аккуратно, ведь многие люди в этих записках изливают свою душу, говорят о своих внутренних проблемах, просят святую Ксению о заступничестве. И в тоже время ни в коем случае нельзя относиться к нему как к примитивной магии по принципу: загадай желание – и сбудется. Записочки такого рода это все-таки вид христианской молитвы, общения христианина со святым, а никак не автомат по исполнению желаний.
4. Как в наши дни можно отличить психически больного человека от юродивого Христа ради?
— Вопрос этот непростой. Замечу, что иногда к нам в храм приходят люди, которые пытаются себя вести, как юродивые — пытаются что-то говорить особенное, как-то по особенному действовать, но видно, что им этот дар Богом не дан. Поэтому, лично я пока юродивых не встречал, может быть, мне просто не дано их видеть. Да и в целом сегодня, юродивых, хотя бы похожих, например, на блаженную Ксению, не видно. Если бы такие люди сейчас были, то, наверное, о них бы шла слава, люди бы о них знали.
Однако я не могу сказать, что их вообще сейчас нет. Отрицать то, что где-то есть юродивый нельзя. Может быть, эти люди не так сейчас заметны, может они живут вдали от нас, на периферии. Может быть, где-то человек несет такой подвиг и о нем знает только один Господь Бог. Но, повторюсь, лично мне Господь пока не дал видеть и ведать таких людей.
5. В чем, на Ваш взгляд, ценность служения святой Ксении Петербургской для современного человека? Что важного нам можно вынести из ее жития?
— Для современного человека может послужить примером то, что блаженная Ксения была далека от страстных человеческих потребностей. Она отдавала окружающим все, что имела сама. Блаженная Ксения отдала свой дом под бесплатный ночлег для нуждающихся, она полностью раздала свое имущество, творила добрые дела, помогала людям, чем могла. При этом, внешне, это была очень скромная женщина. Сегодня, блаженная Ксения подает нам пример порядочности, духовной чистоты, нестяжательства, молитвы. Она дает нам образец того, как надо жить человеку, который любит Бога. Понятно, что сейчас иное общество, иные правила поведения, что мы не можем в полной мере повторить ее подвиг – ходить по улице в рваной одежде, босиком. Но мы можем повторить ее подвиг духовно, отразить те добродетели, ту любовь, которой обладала блаженная Ксения.