На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
100 ЛЕТ СО ДНЯ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СЩМЧ. НИКОДИМА, ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО
Вчера 10 января, в храме во имя преподобного Серафима Саровского и Собора Курских святых для поклонения верующим были вынесены икона, специально написанная к 100-летию со дня мученической кончины сщмч. Никодима Белгородского и ковчег с частицей мощей святого. 10 января 2019 года исполнилось 100 лет со дня расстрела Епископа Белгородского Никодима (Кононова). Прославлен в лике святых Русской Православной Церковью в 2000 году. В среду, 9 января, на всенощном бдении в храме во имя преподобного Серафима Саровского и Собора Курских святых для поклонения верующим были вынесены икона, специально написанная к 100-летию со дня мученической кончины сщмч. Никодима Белгородского и ковчег с частицей мощей святого. Сегодня, 10 января, после Божественной литургии настоятель храма протоиерей Владимир Моносилов в проповеди рассказал о жизненном пути сщмч. Никодима Белгородского, о трудах и мученической кончине. В начале 1900-х гг. архимандрит Никодим занимался просветительской и миссионерской деятельностью на севере России. Был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII—XIX столетий». Много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. С 1913 года возглавлял Белгородскую кафедру, был первым викарием Курской епархии. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». После Октябрьского переворота иерарх не побоялся открыто встать на защиту Православия. 7 января 1919 года, в праздник Рождества Христова, был арестован ЧК. Расстрелян 10 января 1919 года. В последствии, его мощи были перенесены в Свято-Троицкий мужской монастырь и погребены близ раки святителя Иоасафа Белгородского.
10 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СЩМЧ. НИКОДИМА (КОНОНОВА), ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО
В 2000 году в числе новомучеников и исповедников Российских прославлен святитель Никодим (Кононов), епископ Белгородский, с 1911 г. по 1913 г занимавший Рыльскую епископскую кафедру, а с 1913 года возглавлявший Курскую и Белгородскую епархию.
Задолго до своего прибытия в Курскую губернию он проявил себя как неутомимый исследователь святого подвижничества и истории монастырей русского севера. Им был собран и переработан огромный фактический материал, опубликованный в виде многочисленных научных статей и отдельных трудов, среди которых можно указать «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV–XVII вв.» и «Архангельский Патерик». 9 января 1911 года архимандрит Никодим был посвящен в Москве в епископа Рыльского, викария (помощника главного епископа) Курской епархии. Прибыв на место служения, епископ Никодим принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества прославления святителя Иоасафа в лике святых. В 1913 г. владыка Никодим был переведен на епископскую кафедру в Белгород, где и оставался до самой своей гибели. После Октябрьского переворота архипастырь открыто встать на защиту православия и не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти. В рождественские дни 1918 года его арестовали и расстреляли чекисты. До настоящего времени существовало несколько версий гибели епископа Никодима, трудно соотносящихся друг с другом и не позволяющих восстановить полную картину произошедшего. Однако за прошедшее время в архивах были обнаружены свидетельства современников, очевидцев и даже участников ареста, расстрела и захоронения владыки. Сопоставление этих свидетельских показаний с позднейшими заявлениями бывших чекистов позволяет восстановить произошедшее в те дни чуть ли не по часам. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13 – 16 августа 2000 года священномученик Никодим, епископ Белгородский, был причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских. В начале ноября 2012 года на месте разрушенного в советские годы Свято-Троицкого мужского монастыря были обретены мощи святителя Никодима. Официальная процедура идентификации мощей подтвердила, что они принадлежат расстрелянному большевиками белгородскому первосвященнику.
Священномученик Никоди́м (Кононов), Белгородский, епископ
Священномученик Никодим, епископ Белгородский (в миру Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельской губернии в семье священника. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников — северных миссионеров. Александр Кононов окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха. Тогда же он был назначен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов. За свою деятельность отец Никодим был награжден многими наградами, в том числе в 1901 году он получил от Синода Библию «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною». В том же году он был возведен в сан архимандрита. Через 3 года отец Никодим был направлен в Калугу на должность ректора Калужской Духовной семинарии, а в 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой Семинарии. В это время архимандрит Никодим получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, — если не навсегда, то на продолжительное время, — не подчиняться законным распоряжениям начальства», — говорилось в благодарственном слове архиерея. Благодарил архимандрита Никодима и Синод за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах». В 1911 году в Санкт-Петербурге отец Никодим был рукоположен в сан епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). В 1913 году владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий». В 1910 году была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества. Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов. В 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован. Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками. Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре близ раки святителя Иоасафа Белгородского.
6 февраля Русская Православная Церковь празднует памяти святой блаженной Ксении Петербургской. История женщины, которая ради служения Богу и людям отреклась от всего, удивляет и заставляет задумываться до сих пор. О личности, истории канонизации и духовном подвиге блаженной Ксении Петербургской, а также о том, кто такие юродивые и есть ли они в наше время, мы спросили настоятеля храма во имя Смоленской иконы Божией Матери и часовни блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге протоиерея Виктора Московского.
1. Отец Виктор, за что конкретно, за какие духовные подвиги канонизировали Ксению Петербургскую?— Церковь канонизировала блаженную Ксению, прежде всего, за ее любовь к народу Божию, за ее терпение, за ее молитвы. Она совершала свой молитвенный подвиг и в холод, и в зной – молилась за весь город Санкт-Петербург, за всю страну.
За добрые дела, которые она творила буквально всем, особенно обиженным и страдающим. Если блаженная Ксения гладила ребенка, то это было счастьем для родителей, если она с кем-нибудь проезжала на повозке – это считали за хороший знак. Поэтому любовь, милосердие, духовная чистота, служение Богу и людям с полной отдачей – все это послужило основой для канонизации Ксении Петербургской. Здесь можно отметить и тот факт, что народное почитание блаженной Ксении началось задолго до ее канонизации, а это тоже о многом свидетельствует.
2. Как в целом относиться к чину юродивых, ведь известно, что одно время юродство у нас в стране было запрещено?— Юродство – это особый и редкий дар, это духовный подвиг, который дается человеку свыше. При этом этот дар дается далеко не каждому. И здесь стоит вспомнить, что когда начиналась канонизация блаженной Ксении, некоторые люди пытались подражать ей, пытались даже копировать ее образ жизни, ходили босиком. Однако спустя один — два месяца эти люди или попадали в больницу, или переставали это делать, потому что это было им не дано. Повторюсь, юродство – это дар свыше, дар от Бога.
Что касается отношений с властями, то здесь нужно понимать, что раньше, обладая этим даром, человек шел к царю, правителю, вельможе и мог спокойно его обличить в его грехах, сказать правду. Для того чтобы так поступать, нужна была особая сила Божия. Обычный человек такого, конечно же, сделать не мог. И самое главное, что правители прислушивались к этим обличениям, к словам юродивых. После этого они в чем-то меняли свою жизнь, меняли отношение к людям, исправлялись.
При этом, внешне, такие люди могли быть похожи на ненормальных, но внутренне они были чисты. Это могли быть совершенно неприметные люди, но они совершали большое дело, так как в своих словах перед властями они отражали бедствия народа, его трудности и проблемы.
3. Как Церковь относится к тем запискам, которые сегодня приносят люди и адресуют их святой Ксении Петербургской?
— Принесение записок к блаженной Ксении – это уже определенная традиция, которая сложилась особым образом. Дело в том, что долгое время часовня была огорожена и закрыта, люди не могли молиться, не могли обратить свои слова к святой Ксении, не могли совершить молебен или приклониться к гробнице блаженной. Поэтому люди стали приносить записки и оставляли их у часовни, засовывали в разные места ограды, в щели.
Сегодня уже такой необходимости, в принципе, нет. Можно спокойно прийти в часовню, заказать молебен, написать нормальную записку, которую прочитает священник. Однако традиция принесения записок продолжает существовать. Мы ее не ломаем, так как это, наверное, было бы не совсем правильно. Мы сделали специальный ящичек, где люди могли бы оставлять свои записки.
Рушить эту традицию, конечно же, нельзя. К этому явлению стоит относиться аккуратно, ведь многие люди в этих записках изливают свою душу, говорят о своих внутренних проблемах, просят святую Ксению о заступничестве. И в тоже время ни в коем случае нельзя относиться к нему как к примитивной магии по принципу: загадай желание – и сбудется. Записочки такого рода это все-таки вид христианской молитвы, общения христианина со святым, а никак не автомат по исполнению желаний.
4. Как в наши дни можно отличить психически больного человека от юродивого Христа ради?
— Вопрос этот непростой. Замечу, что иногда к нам в храм приходят люди, которые пытаются себя вести, как юродивые — пытаются что-то говорить особенное, как-то по особенному действовать, но видно, что им этот дар Богом не дан. Поэтому, лично я пока юродивых не встречал, может быть, мне просто не дано их видеть. Да и в целом сегодня, юродивых, хотя бы похожих, например, на блаженную Ксению, не видно. Если бы такие люди сейчас были, то, наверное, о них бы шла слава, люди бы о них знали.
Однако я не могу сказать, что их вообще сейчас нет. Отрицать то, что где-то есть юродивый нельзя. Может быть, эти люди не так сейчас заметны, может они живут вдали от нас, на периферии. Может быть, где-то человек несет такой подвиг и о нем знает только один Господь Бог. Но, повторюсь, лично мне Господь пока не дал видеть и ведать таких людей.
5. В чем, на Ваш взгляд, ценность служения святой Ксении Петербургской для современного человека? Что важного нам можно вынести из ее жития?
— Для современного человека может послужить примером то, что блаженная Ксения была далека от страстных человеческих потребностей. Она отдавала окружающим все, что имела сама. Блаженная Ксения отдала свой дом под бесплатный ночлег для нуждающихся, она полностью раздала свое имущество, творила добрые дела, помогала людям, чем могла. При этом, внешне, это была очень скромная женщина. Сегодня, блаженная Ксения подает нам пример порядочности, духовной чистоты, нестяжательства, молитвы. Она дает нам образец того, как надо жить человеку, который любит Бога. Понятно, что сейчас иное общество, иные правила поведения, что мы не можем в полной мере повторить ее подвиг – ходить по улице в рваной одежде, босиком. Но мы можем повторить ее подвиг духовно, отразить те добродетели, ту любовь, которой обладала блаженная Ксения.
Сегодня 2 марта первая Вселенская родительская суббота.
Молитва за всякого усопшего
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь
ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА. 12 марта 2019 г. Человек, хотя бы минимально живущий церковной жизнью, часто ловит себя на мысли: скорее бы уже Великий пост пришел. Почему? Ведь это время лишений, ограничений и сдержанности. А причина очень проста. все то, что в Писании говорится о человеческой жизни и ее связи с Богом, в обычное время в нас присутствует подспудно, каким-то фоном. У нас много важных и кажущихся важными дел. Они нас поглощают, и мы для себя решаем: вот пост придет, и мы хотя бы постом попробуем жить как люди верующие, как православные христиане. Во время поста то, что присутствует в нас как возможность - возможность молиться, вести настоящую, а не игрушечную жизнь, - переходит в категорию действительности. Первое, с чем мы сталкиваемся, вступая в Великий пост, - это понимание того, как хрупко наше христианство, насколько хрупка и разрушима наша вера в Бога и Богу. Мы слышим грозные слова Великого покаянного канона. Мы слышим о жизни людей, которые были духовными исполинами и упали. А некоторые из них так и не смогли встать. Мы соотносим жизнь этих людей со своей собственной и видим, как легко исковеркать, уничтожить в нас христианина. Слушая каноном, мы за одну службу десяток раз в этом убеждаемся. За богослужением Чистого вторника приводится образ Христа, постящегося в пустыне и искушаемого дьяволом. Церковь говорит человеку: посмотри, Христос постился в пустыне, Ему показывали все Царства мира в одночасье и все предлагали. Но Христос сказал: уйди от меня, сатана.Так же следует поступать и нам, когда искушает нас враг, пробует на излом, повторяя за спасителем: уйди от меня, сатана. Мы введены рукой Божией в пустыню, но не брошены там. Мы в пустыне со Христом, сопостящимся с нами, и соплачущим, и выводящим нас к радости Пасхи. Мы обычно начинаем поститься с большим энтузиазмом, с надеждой на то, что уж в этот-то раз у нас все обязательно получится. А потом накапливаются ошибки, утомление, греховный мусор, и мы опускаем руки: опять ничего не вышло, опять я с кем-то поругался, и уже устал, и сколько можно не есть...Это и есть самое простое и примитивное прикосновение к нам дьявола, который стучит по нашей броне и спрашивает: будете сдаваться? Не будем! Попостимся, потрудимся для Христа. И да поможет нам Бог провести этот пост достойно!
Протоиерей Александр Абрамов " Весна надежды нашей".