Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Библия, православные праздники, традиции

В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 61 62 63 64 65 * 66 67 68 69 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484
Народный календарь на 7 сентября


Апостол от 70-и Тит родился в Антиохии Сирийской в семье знатных греков-язычников. Он получил прекрасное образование, хорошо знал эллинскую философию и древних поэтов. Когда Титу исполнилось 12 лет, он услышал во сне голос, внушавший ему оставить греческую премудрость и искать истины, которая спасет мир и человечество. Титу посчастливилось присутствовать в Палестине на проповеди самого Иисуса Христа, также довелось быть свидетелем его крестных мук, смерти, воскресения и вознесения на небо Спасителя. В день Пятидесятницы он слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян. Тит принял крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола в его миссионерских путешествиях, позднее был причислен к 70-и апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Просветив светом веры многих язычников на Крите и в ближайших странах, апостол Тит мирно скончался в конце I века в возрасте 94 лет. Погребен на острове Крит.

* * * * * * *
Тит и Варфоломей

Апостолы Варфоломей и Тит, отмеченные народным календарем, оказались наделенными в нем качествами, о которых ни слова не говорится в их канонических житиях, но которые отвечали потребностям и заботам крестьян в это время года.

Так, с Варфоломеем связывали посев озимого ячменя (жита):

Пришел Варфоломей — жито на золу сей.

Святой Тит предстает этаким любителем грибов, которых он, епископ Критский, быть может, вообще не знал и не пробовал. В русских же селениях утверждали:

Святой Тит (или Тит-листопадник) последний гриб растит.

Грибы, конечно же, заметное подспорье в деревенском рационе, особенно зимнем и великопостном, недаром их и сушат, и солят, и маринуют.

Радуясь грибному году, сельские жители не упускали из виду и хорошо известную примету:

Урожай грибов предвещает продолжительную зиму.

В России всегда было много любителей-грибников, испытывающих огромное удовольствие от сбора грибов в лесу, по перелескам, на просеках и полянках. Однако взрослым, как правило, некогда было всерьез и долго предаваться такому занятию. У них в эту пору были дела поважнее. Грибы грибами, а молотьба за плечами, — говорят в народе и добавляют, помятуя святого покровителя дня: Тит, пошел молотить!

С молотьбой на Тита, видимо, связана загадка: У Тита на болоте все люди приколоты, брюха распороты. Отгадка — снопы в овине.

В народном красноречии есть и хорошо известная прибаутка, где Тит выступает символом лоботряса и дармоеда, и тоже речь идет о молотьбе:

— Тит, поди молотить! — Брюхо болит.

— Тит, поди кисель есть! — А где моя большая ложка?

Русский фольклор богат произведениями разных жанров, в которых речь идет о грибах. Шутливые и серьезные, коротенькие и солидные, они раскрывают самые разные стороны обычной жизни, описывают людские тины и характеры, в них — образность русского языка, мастерское владение словом, меткость наблюдений, точность и поэтичность народного афоризма.

Гриб да огурец в животе не жилец.

Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.

Как пирог с грибами, так все с руками, а как плеть с узлом, так и прочь с кузлом.

Назвавшись груздем, полезай в кузов!

Не всякий гриб в лукошко кладут.

Не смейся, горох, не лучше грибов, грибы поджарим, тебя отставим.

Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Пошла бы кума в лес за грибами, да навстречу ей медведь с зубами.

Бояться волков — быть без грибков.

Говорила тебе я: «Ты не ешь грибов, Илья», не послушал и покушал, теперь сам вини себя.

Недороги обабки, дороги прикладки.

С маслом да со сметаной грибы есть хорошо.

Известная поговорка — При царе Косаре, когда грибы воевали — возникла на основе шуточной побасенки о войне грибов: «Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: „Приходите вы, белянки, ко мне на войну". Отказались белянки: „Мы грибовые дворянки, не идем на войну".— „Приходите, рыжики, ко мне на войну". Отказались рыжики: „Мы богатые мужики, неповинны на войну идти".— „Приходите вы, волнушки, ко мне на войну". Отказалися волнушки: „Мы господские стряпушки, не идем на войну".— „Приходите вы, опенки, ко мне на войну". Отказалися опенки: „У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну".— „Приходите, грузди, ко мне на войну". — „Мы, грузди, — ребятушки дружны, пойдем на войну!". Это было, как царь Горох воевал с грибами» [Афанасьев, 1957, 1; 132]

Народный календарь на 7 сентября
ped-kopilka.ru›Календарь›…/narodnyi-kalendar-na-7



Прикрепленный файл: 999.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484
8 сентября.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы ( празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).
Мчч. Адриана и Наталии ( 305- 311).
Блж. Марии Дивеевской ( 1931).
Прп. Адриана Ондрусовского ( 1549).
Псково- Печерской иконы Божией Матери, именуемой "Умиление".

Владимирская икона Божией Матери.

В XII в. эта икона была прислана из Константинополя на Русь в дар великому князю Юрию Долгорукому. Сые его святой Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир.С того времени икона сиала называться Владимирской.
В 1395 году " Железный Хромец" - страшный хан Тамерлан с несметными полчищами татар пошел на Москву. Великий князь Московский Василий велел принести Владимирскую икону Божией Матери в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, простирая руки к иконе взывал : " Матерь Божия, спаси землю Русскую!".
Вся Москва : священство, бояре и простолюдины вышли встречать икону и крестным ходом проводили ее до Кремля. В тот самый час Тамерлан увидел во сне : в несказанном величии, сиянии стояла лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы ангелов окружали Ее. Подняв огненные мечи, они устремились на Тамерлана. Тот проснулся, трепеща, и приказал уходить от Москвы. Летописец писал : " И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!"
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле , где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа ( по ст.стилю) было установлено празднование в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери.
Владимирская икона - наша национальная святыня. И как подобает оной, она хранится в Москве- столице в Никольском храме при Третьяковской галерее.

Тайна тайн непостижимая,
Глубь глубин необозримая,
Высота невосходимая !
Радость радости земной,
Торжество непобедимое.
Ангельски дориносимая
Над родимою землей !

Максимилиан Александрович Волошин. 1919 г.

Владимирская икона Божией Матери. Начало XII века.
Москва храм - музей святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Написана эта икона в Константинополе. Находится в специальном пуленепробиваемом киоте.

Прикрепленный файл: muzejj-khram-svyatitelya-nikolaya-moskva1336824381.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484

Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» относится к иконописному типу Елеуса. Елеуса (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

Празднование иконе «Умиление» совершается 7/20 мая, 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября и 7/20 октября (в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году).

По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».

В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529-1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу.

В 1581 году при царе Феодоре Иоанновиче городу Пскову угрожали войска польского короля Стефана Батория. Из Псково-Печерского монастыря в город были отправлены чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В благодарность о заступничестве чудотворную икону «Умиление» украсили жемчугом, алмазами, изумрудами, яхонтами и аметистами.
С 1601 года в память об этом событии каждый год в седьмую Неделю (воскресенье) по Пасхе Владимирскую икону Богоматери носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков. Крестные ходы совершались вплоть до 1918 года. В 1997 году эта традиция была возобновлена, только теперь Владимирскую икону Богородицы носят внутри обители — из Успенского собора в Михайловский храм и обратно.

Чудотворная Псково-Печерская Владимирская икона Пресвятой Богородицы и поныне находится в Свято-Успенском Печерском монастыре (г. Печоры Псковской области).



Прикрепленный файл: 15_1.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484

Михайловский собор Псково-Печерского монастыря

Прикрепленный файл: 0_f0adf_f2d50493_XL.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская церковь – храм ансамбля Владимирских церквей

Церковь получила название от главного престола в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской. Храмовый праздник отмечался 8 сентября (26 августа по старому стилю). Именно в этот день в 1395 году во время нашествия Тамерлана по указу Василия I Владимирская икона Божией Матери была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) иконы в первопрестольной был основан Сретенский монастырь.

В XVI и XVII веках церковь именовалась «Посадской», а в XVIII и в начале XIX века писалась в документах как церковь, «что у Пороховой башни». Пороховая башня Вологодского кремля, находившаяся на месте нынешнего бульвара (угол улиц Октябрьской и Ленинградской), была разобрана в 1821 году.

Владимирский приход был известен как один из самых богатых в Вологде. В XVII и XVIII веках он имел до 80 приходских дворов. По его имени одно из городских благочиний называлось «Владимирской третью».

Точная дата основания храма не известна. Как писал искусствовед Г. К. Лукомский в книге «Вологда в ее старине», надпись на храмовой иконе Владимирской Божией Матери свидетельствует, что в 1549 году деревянная церковь уже существовала. Ныне эта икона хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Согласно Писцовой книге Вологды 1627 года в этом месте имелись деревянные церкви Пречистой Богородицы Владимирской и клетская с трапезной Феодосия Печерского, а также колокольня при них.

В челобитной 1652 года прихожане и клир Владимирской церкви обращаются к архиепископу Вологодскому и Великопермскому Маркеллу с просьбой построить новый холодный храм во имя Сретения Пречистой Богородицы Владимирской с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев вместо прежнего обветшавшего. О строительстве нового деревянного или нового каменного Владимирского храма идет речь в данном прошении – не известно.

Первым из двух Владимирских храмов в 1684-1689 годах на средства богатейшего вологодского купца XVII века, торгового гостя Гавриилы Матвеевича Фетиева возвели теплый храм Архангела Гавриила с приделом Феодосия Печерского.

Каменный холодный храм Сретения Владимирской Божией Матери был заложен в 1759 году по благословенной грамоте преосвященного Серапиона, епископа Вологодского и Белозерского. Церковь освятили в 1764 году. Тогда же по причине ветхости была разобрана старая деревянная Владимирская церковь.

Во второй половине XIX века в холодной Владимирской церкви остался один престол – во имя Сретения иконы Владимирской Божией Матери, давший название храму. Прежде существовал второй престол во имя преподобного Антония и Феодосия Печерских, упраздненный в 1861 году. Позднее, в 1894 году, к Владимирской церкви была пристроена паперть.

В архитектурном отношении холодная Владимирская церковь знаменует освоение вологодскими зодчими нового типа храма – ярусного. В этой церкви нашли отражение очень многие элементы, характерные для культового зодчества XVIII века: отголоски рубленой пятигранной апсиды деревянного холодного храма, традиция «кубического» нарастания объемов каменных сооружений. В то же время здесь чувствуется влияние новой столичной школы: спаренные пилястры, подоконные выступы.

Внутри холодной церкви располагались алтарь, храм и трапезная. Алтарь отделялся от храма каменной стеной с тремя пролетами для царских дверей. Из храма в трапезную вели три арки.

По мнению Г. К. Лукомского, Владимирский холодный храм представлял большой интерес находившимися в нем церковными художественными сокровищами. Особенно он отметил большой пятиярусный иконостас в стиле барокко и некоторые иконы, идущие от царских врат: Спасителя, Святой Троицы, Владимирской Божией Матери, Спаса Смоленского, Иоанна Богослова, а также икону Божией Матери под названием «победы над Темир Аксаком (Тамерланом)».

В начале ХХ века у Владимирской церкви появилась каменная ограда со Святыми вратами и часовнею при них. В книге Ф. Н. Малиновского «Владимирская церковь в городе Вологде», вышедшей в 1905 году, указывается, что закладка Святых ворот и часовни происходила 8 июля 1901 года, а само строительство велось до 1903 года.

В работе И. В. Спасенковой «Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)» указывается, что в июне 1928 года рабочие главных железнодорожных мастерских Вологды (900 человек) выступили за закрытие теплого Владимирского храма и «приспособление его под столовую рабочих мастерских». На собрании общины 1 июля 1928 года прихожане большинством голосов приняли решение «согласиться с требованиями рабочих и губисполкома об оставлении общине одного летнего Владимирского храма и колокольни».

Решение о закрытии теплого Гавриила-Архангельского храма было принято 1 августа 1928 года, холодной Владимирской церкви – 22 декабря 1929 года. Официально Владимирская община прекратила свое существование в январе 1930 года.

В 1930-е годы бывшие храмы были переданы под размещение пуговично-гребенчатой фабрики. Тогда же сняты завершения обоих храмов, разобрана ограда со Святыми вратами.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ансамбль Владимирских церквей отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. В конце 1970-х – первой половине 1980-х годов проведена реставрация Владимирского храма и колокольни.

Территория, прилегающая к храму, частично занята промышленными предприятиями, частично используется жителями соседних домов. В настоящее время в здании Владимирского храма находится мастерская по резке стекол.


Прикрепленный файл: 083897b2dd1e2cd79cc717af742b24f4_9e2dfbffb3f3ea8f237030166a34d62f.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484
8 сентября – память святых мучеников Адриана и Наталии.

Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка.

Став свидетелем мучения христиан, Адриан уверовал и перед царем исповедовал веру во Христа, после чего был замучан вместе с ними. Все время мучения Наталия утешала и облегчала их страдания.

Наталия сохранила руку своего супруга, так как тела мучеников должны были быть сожжены. Однако Господь уберег их от огня. Святые мощи были перевезены в Византию, а руку Адриана Наталия хранила в своем доме.

Некоторое время спустя Наталию позвал замуж знатный человек, тысяченачальник. Наталия попросила времени на раздумье и уехала в Византию. Там она мирно скончалась во сне, в доме возле храма, где находились мощи мучеников, в окружении местных христиан.


Прикрепленный файл: 1347092788_adrian-i-nataliya.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484

Народный календарь 8 сентября. Натальи-овсяницы. Адриан

По наблюдениям воронежцев, холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму.

В России день памяти мучеников Адриана и Наталии связывался с работами на овсяном поле. Ондреян с Натальей овсы закашивают, — говорили в тех местах, где только начиналась уборка овса. В других к Наталье-овсянице стремились управиться с этим делом. В третьих успевали уже из зерна нового урожая наварить овсяного киселя и напечь блинов; здесь бытовала поговорка: Ондреян толокно мест, Наталья блины пекла.

Трудно переоценить значение овса в жизни русского крестьянина. Из овсяной муки пекли блины и оладьи, готовили любимое блюдо — овсяный кисель. Мука мелкого помола — толокно — использовалась для приготовления каш (прежде всего для маленьких детей и больных, ослабленных людей), ей заправляли жидкие похлебки, пекли пироги с начинкой из толокна. Цельное зерно шло на каши, гарнир, из него делали солод для лечебных и хмельных напитков. Но пожалуй, трудясь на овсяном поле, сея и убирая эту культуру, крестьянин в первую очередь думал о лошадях. Большинство поговорок именно об этом:

Не вырастет овес — наглотаешься слез (коня нечем будет кормить).

Не кони везут, овес везет.

Не погоняй кнутом, погоняй мешком!

Овесец и чистит и гладит.

У сытого коня восемь ног.

Овсяная страда включала различные обрядовые действа. Например, ритуальное поедание блюда из толокна (В овсяной покос толокном поужинай), что должно было способствовать благополучной уборке овса, хорошему умолоту, обильному урожаю в следующем году, наконец, по мысли земледельца, должно было и ему (труженику) прибавить сил. Уборка овса всегда заканчивалась торжественным ритуалом внесения в дом последнего снопа, встречи его и всеобщим весельем по этому случаю, которое так и называлось — овсяница.

Последний сноп обязательно несли с поля домой с песнями.

«В старину, — читаем у И. П. Калинского, — проводил простой люд очень весело овсяницу; косари, собиравшиеся в этот день для косьбы овса, носили к хозяину в виде чучела овсяный сноп и получали от него подарки и угощения» [Калинский, 176].

По сведениям И. П. Сахарова, относящимся к первой половине XIX века, «поселяне, в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп, несут его с песнями на боярский двор или в свои избы. Сноп ставят в большой кут, под образа, в сутки. Хозяин со своими работниками садится за стол. Здесь хозяйка начинает угощать их деженем -— толокном, замешанным на кислом молоке или на воде с медом, потом овсяными блинами. Гости, вставая из-за стола, благодарят хозяев: За сладкий дежен и за сытые блины спасибо, хозяин с хозяюшкой! В старину угощение на боярском дворе за овсяный сноп состояло мужикам из деженя и браги, а бабам из грешневой каши. Во все время овсяного покоса, за паужиною — полдником, поселяне лакомятся толокном» [Сахаров, 298].

В Забайкалье в день Натальи-овсяницы устраивали так называемые помочи: «Зажиточные крестьяне собирали на них по 10—15 человек. Помочан на жатве хорошо кормили. После работы в этот же день их катали на тройках. Для помощи беднякам, вдовам, солдаткам собирали девочек тринадцати-шестнадца- ти лет. И они весь день жали хлеб без всякой оплаты» [Болонев, 1990; 65].

На помочах, на толоках исполнялись специальные «толочанские» песни, возвеличивавшие общинный характер труда. Вот одна из них, записанная на Смоленщине:

Вы зазвоньте, звоны.

Во всем чистом поле!



Видит наше око,

Что край недалеко.



Взвеселите господыню –

Мы обжали ее ниву.



Как до краю дожнемся,

Так горелочки напьемся.



Уж мы жали, жали,

Уж мы ей радели.



Пирогов наедимся,

Песен напоемся.



А обжавши ниву,

Горелочки захотели.

Овсяница отражена и в частушках:

• В поле жала и вязала

Я овес зелененький.

Три разка поцеловала,

Мил пошел веселенький.

• Я люблю овес косить,

Когда овес зелененький.

Я люблю с дружком сидеть,

Когда дружок веселенький.

• Я любила дожинать

Овес — широки полосы.

Я любила завлекать

Кудрявы русы волосы.

• Жала, жала я овес,

Перешла на гречу.

Если милого увижу —

Я к нему навстречу.

Добавим, что в Москве XIX века на Наталью-овсяницу бывало народное гулянье у Сретенского монастыря. Кто знает, может быть, такой обычай был отголоском, напоминанием о сретении иконы Владимирской Божией Матери в предместьях столицы в 1395 году. В Туле общественное веселье проходило у храма Георгия на Ржавцах [Сахаров, 298].

Загадки про овес:

• На кургане-варгане стоит курочка с серьгами.

Народный календарь сентября
zakustom.com›blog/43773558552/Narodnyiy-kalendar…

Прикрепленный файл: 5450a797a0e450.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484
9 сентября.

Преподобного Пимена Великого (ок. 450). Преподобных священномученика Кукши и ученика его мученика Никона (после 1114) и преподобного Пимена Постника (после 1114), Печерских, в Ближних пещерах почивающих.
Святителей Осии исповедника, епископа Кордувийского (359); Ливерия исповедника, папы Римского (366). Преподобных Пимена Палестинского (ок. 602); Саввы; Феоклита. Мучеников Анфисы Новой; Фанурия (до VIII).

Убиенного Александра (Меня) протоиерея, Московского (9 сентября по нов. ст. 1990).

Преподобный Пимен Великий

Преподобный Пимен называется Великим за свои великие подвиги. Происходил он из Египта. С двумя братьями он ушел в один из египетских монастырей, где все трое и постриглись. Однажды мать пришла в монастырь и желала повидать своих детей, но они скрылись от матери в своей келье. Мать долго стояла у дверей и плакала, но Пимен послал сказать ей: где она предпочитает видеть их, здесь или в будущей жизни? - «Если увижу я вас там, то не хочу видеть здесь», - сказала мать и возвратилась домой. Св. Пимен проводил жизнь в великих подвигах и добродетелях. Однажды начальник страны пожелал видеть св. Пимена. Но он подумал: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать меня, тогда многие из народа будут мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую с большим трудом приобрел при помощи Божией», и сказал посланному, чтобы князь не приходил к нему. К св. Пимену приходили многие из иноков, не только неопытные в иноческой жизни, но и состарившиеся в подвигах, просили душеполезных советов. Св. Пимен давал ответы по вдохновению от Бога, так что их даже записывали в отеческих книгах. «Злоба никогда не уничтожит злобы. Но если кто сделает тебе зло, сделай ты ему добро, и это твое добро победит его злобу», - это одно из мудрых изречений Пимена. Пришел к Пимену один инок издалека, чтобы послушать его наставлений, и начал говорить о предметах возвышенных и непостижимых для человеческого разума. Старец отвернулся от него и молчал. Потом инок начал спрашивать его о душевных страстях и телесных немощах, тогда старец с радостным лицом отвечал: «Вот теперь хорошо сказал, теперь я стану отвечать», - и долго говорил о том, как бороться со страстями и побеждать их. Святой Пимен скончался около 450 г.


Исповедник Осий

Поминаемый в этот день Осий, епископ Кордовский (256—359), играл большую роль в церковной жизни первой половины IV в. Он был специальным посланником императора Константина в Александрию по умиротворению арианской ереси, являлся активным участником Первого Вселенского собора и целого ряда поместных соборов. Считается одним из авторов Никейского символа веры. Из сочинений сохранились лишь два письма, к папе Юлию и к Констанцию, а сочинение «De virginitate», о котором упоминает Исидор Севильский, не найдено. Хотя творческое наследие Осии невелико, ценность его весьма уникальна в силу непосредственного участия автора в важнейших церковных событиях.
Исповедник Осия более 60 лет был епископом в г. Кордове в Испании, жил в IV в. Константин Великий очень любил его и поставил его своим советником. Он склонил императора к созванию I Вселенского собора и председательствовал на Сардикийском соборе в 347 г. Св. Осия твердо защищал св. Афанасия Великого против императора Констанция, бывшего арианином, за что и был сослан в заточение в Сирмию. Возвращенный обратно в Кордову, он скончался в 359 г.

azbyka.ru›Календарь›2015-09-9

Прикрепленный файл: p183l3jn9bvlr1uq01912koo19md3.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484
Преподобный Пимен Палестинский

Преподобный Пимен Палестинский жил в VI в. и подвизался в одной из палестинских пустынь, называемой Рув, питался кореньями и ходил без одежды и летом и зимой. Он был съеден зверями. Святой заранее знал о такой своей кончине. Он так говорил одному из подвижников о причине ожидаемой им кончины: «До принятия иноческого подвига я пас овец на своей родине. Однажды собаки мои бросились и растерзали какого-то человека, проходившего мимо. Я мог избавить его от смерти, но не избавил. И скоро было открыто мне, что и сам я умру такою же смертью».

Прикрепленный файл: 2129153b74a67a2b5009199cf62e7ce3.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20410
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27484
Памяти протоиерея Александра Меня

(22 ян­ва­ря 1935 – 9 сен­тяб­ря 1990)

"Да, с на­ми Бог – не там, в шат­ре ла­зур­ном,
Не за пре­де­ла­ми бес­чис­лен­ных ми­ров,
Не в злом огне и не в ды­ха­нье бур­ном,
И не в уснув­шей па­мя­ти ве­ков.
Он ЗДЕСЬ, ТЕПЕРЬ, средь су­е­ты слу­чай­ной,
В по­то­ке мут­ном жиз­нен­ных тре­вог
Вла­де­ешь ты все­ра­дост­ною тай­ной:
Бес­силь­но зло; мы веч­ны; с на­ми Бог!"

Отец Алек­сандр знал это – и пе­ре­да­вал дру­гим. Нет, "не в уснув­шей па­мя­ти ве­ков"! Да, "здесь, те­перь"! Все­ра­дост­ная тай­на бы­ла с ним – ка­жет­ся, боль­ше все­го к кон­цу, ко­гда невы­го­во­рен­ное пред­чув­ствие кон­ца ста­но­ви­лось всё от­чет­ли­вее, и врож­дён­ная, при­род­ная пол­но­та жиз­ни усту­па­ла ме­сто иной, бо­лее неот­мир­ной бод­ро­сти. Та­кой мне за­пом­ни­лась на­ша по­след­няя встре­ча – ле­том про­шло­го го­да, на од­ной бо­го­слов­ской кон­фе­рен­ции.

За­ду­ма­ем­ся ещё раз: ко­гда он на­чи­нал, он был один. По­том его окру­жи­ли лю­ди, всё боль­ше и боль­ше лю­дей, и он от­да­вал им все свои си­лы, до пре­де­ла и без пре­де­ла. Ещё фран­цуз­ским пи­са­те­лем Бер­на­но­сом ска­за­но, что каж­дый на­сто­я­щий свя­щен­ник – "че­ло­век съе­ден­ный", съе­да­е­мый сво­и­ми при­хо­жа­на­ми. Но в по­след­ний час, в час про­ли­тия его кро­ви на на­шу зем­лю, впи­тав­шую кровь столь­ких свя­щен­ни­ков, он сно­ва был один, как вна­ча­ле.

Здесь мас­штаб его жиз­ни. "Спо­ры о мне­ни­ях", – как ска­за­но у апо­сто­ла Пав­ла, – в срав­не­нии с этим ма­лы. Не тот раз­го­вор. Воз­да­вая долж­ное его кни­гам, ре­шим­ся ска­зать: то, в ка­ких усло­ви­ях всё это бы­ло на­пи­са­но, – боль­ше са­мих книг. При­дут дру­гие лю­ди, на­пи­шут дру­гие кни­ги; дай им Бог. Но за от­цом Алек­сан­дром оста­нет­ся несрав­нен­ная за­слу­га: с са­мо­го на­ча­ла не под­дать­ся гип­но­зу ло­мав­шей и силь­ных "ис­то­ри­че­ской необ­хо­ди­мо­сти". Без ге­ро­и­че­ской по­зы, не от­ка­зы­ва­ясь быть осто­рож­ным, но за­пре­тив се­бе да­же тень ка­пи­ту­лянт­ства, ни на миг не по­кла­дая рук, он сде­лал невоз­мож­ное воз­мож­ным. Он про­то­рил до­ро­гу. Те­перь по ней пой­дут дру­гие, и – на уровне "спо­ров о мне­ни­ях" – они не все­гда бу­дут с ним еди­но­мыс­лен­ны. Но пусть и они не за­бы­ва­ют то­го, кто вы­шел се­ять, не до­жи­да­ясь рас­све­та, нетор­ной, за­рос­шей тро­пой.

(«Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та», 4 сен­тяб­ря 1991 г.)


Миссионер для племени интеллигентов

По прав­де го­во­ря, я со­мне­ва­юсь в сво­ём пра­ве го­во­рить о неза­бвен­ном от­це Алек­сан­дре Мене. Лю­ди, луч­ше его знав­шие, при­над­ле­жав­шие к его пастве, мо­гут ска­зать о нём ку­да боль­ше, жи­вее, кон­крет­нее. Встре­чи с ним все­гда бы­ва­ли для ме­ня ра­до­стью, но их за всю жизнь на­бе­рёт­ся немно­го. И всё же на­де­юсь, что са­мое глав­ное мож­но бы­ло уви­деть и на рас­сто­я­нии. У ме­ня од­но пре­иму­ще­ство; я немо­ло­дой че­ло­век и жи­во пом­ню вре­мя, ко­гда он на­чи­нал.

"Вот, вы­шел се­я­тель се­ять..."
Чтобы трез­во и точ­но, не впа­дая в ги­пер­бо­лы, но и ни­че­го не ума­ляя, оце­нить мас­штаб и ха­рак­тер его жиз­нен­но­го де­ла, чтобы не ис­ка­зить про­пор­ций и не сме­стить ак­цен­тов, необ­хо­ди­мо дер­жать в па­мя­ти, в ка­кой час вы­шел на труд свой этот Се­я­тель. "Ра­но, до звез­ды", – как ска­за­но у Пуш­ки­на.

Кто не жил в те го­ды, лишь с боль­шим уси­ли­ем мо­жет во­об­ра­зить или хо­тя бы вос­со­здать умом ат­мо­сфе­ру ру­бе­жа пя­ти­де­ся­тых и ше­сти­де­ся­тых. Ведь се­ми­де­ся­тые, ка­ко­вы бы они ни бы­ли, – со­вер­шен­но иной сю­жет: тут уже сло­жил­ся сам­из­дат, и хо­тя бы в сто­ли­цах каж­дый же­ла­ю­щий ува­жать се­бя ин­тел­ли­гент ес­ли не шел в нео­фи­ты, так по край­но­сти сим­па­ти­зи­ро­вал та­ко­вым и ста­рал­ся под­дер­жи­вать раз­го­во­ры на ре­ли­ги­оз­но-фило­соф­ские те­мы. Ес­ли ве­ру­ю­щих са­жа­ли в пси­хуш­ки – то это слу­жи­ло к вя­ще­му по­зо­ру са­жав­ших, а не к дис­кре­ди­та­ции ве­ры. А рань­ше, при Хру­ще­ве, всё бы­ло ина­че, и ве­ру­ю­щий впрямь вы­гля­дел в гла­зах со­оте­че­ствен­ни­ков безум­цем. Смер­тель­ная, нече­ло­ве­че­ская уста­лость по­сле ед­ва-ед­ва ото­шед­ших в про­шлое ста­лин­ских де­ся­ти­ле­тий – и од­новре­мен­но бод­рое об­ре­те­ние вто­ро­го ды­ха­ния всё той же идео­ло­ги­ей, "воз­вра­ще­ние к ле­нин­ским нор­мам": бо­ро­да Фиде­ля Ка­ст­ро, бри­ган­тин­но-це­лин­ная ком­со­моль­ская ро­ман­ти­ка – и за­но­во рас­сви­ре­пев­ший, на­брав­ший но­вую прыть ате­изм.

О, ко­неч­но, не все цен­но­сти бы­ли утра­че­ны. Сре­ди нас хо­ди­ли лю­ди, ка­ких уже нет нын­че. До­жи­ва­ли свой зем­ной век со­блюд­шие вер­ность сре­ди все­об­ще­го от­ступ­ни­че­ства, "пре­тер­пев­шие до кон­ца", не от­кло­нив­шие от се­бя, как ска­за­но у Ах­ма­то­вой, ни еди­но­го уда­ра. Но они имен­но до­жи­ва­ли свой век – как, соб­ствен­но, и бы­ло рас­счи­та­но: вот до­жи­вут, вот вы­мрут, и ни ве­ры, ни вер­но­сти не оста­нет­ся. Ста­ри­ки и ста­руш­ки, хо­дя­чие ана­хро­низ­мы. Да, во­круг та­ких со­би­ра­лись и мо­ло­дые, но ещё в страш­но ма­лом чис­ле, каж­дая ду­ша на­пе­ре­чет. Да, на огром­ной глу­бине на­род­ной ду­ши вско­лых­ну­лась па­мять о ве­ре ещё в го­ды вой­ны; од­на­ко то бы­ла смут­ная глу­би­на, ду­шев­ные нед­ра чуть ли не за по­ро­гом сло­ва и со­зна­ния. Да, бы­ли све­тиль­ни­ки, не уга­сав­шие и под спу­дом, но под спу­дом они оста­ва­лись. Был под-виг, по­двиг мо­лит­вен­ный, по­двиг стра­да­ния. Бы­ли пре­крас­ные ду­хов­ные ру­ко­во­ди­те­ли для очень спло­чён­но­го, но и неиз­беж­но за­мкну­то­го, всё бо­лее немно­го­люд­но­го кру­га вер­ных. Но мис­си­о­нер­ство, но про­по­ведь, рас­ши­ря­ю­щая круг сво­е­го воз­дей­ствия, об­ра­ща­ю­ща­я­ся к об­ще­ству, ка­ко­во оно есть, к вы­пуск­ни­кам со­вет­ских школ и ву­зов, – по­ми­луй­те, о чем вы го­во­ри­те?.. Вы что, не по­ни­ма­е­те, что это­го не мо­жет быть, про­сто по­то­му, что это­го быть не мо­жет?..

Все во­круг со­гла­си­лись, что невоз­мож­ное невоз­мож­но. Это бы­ло так яс­но. Это­му вы­учил страш­ный опыт. И вот один че­ло­век от­ка­зал­ся при­нять невоз­мож­ность невоз­мож­но­го.
Пе­ред ним бы­ли со­вет­ские лю­ди – ка­кие есть. Спе­ци­аль­но ин­тел­ли­ген­ция, "об­ра­зо­ван­щи­на", как ни на­зо­ви: не в сло­вах де­ло. На ка­ком ост­ро­ве, на ка­ких неве­до­мых ши­ро­тах и дол­го­тах ка­кой мис­си­о­нер на­хо­дил пле­мя, столь непод­го­тов­лен­ное к вос­при­я­тию хри­сти­ан­ско­го бла­го­ве­стия? И всё же это бы­ли лю­ди – по ве­ре хри­сти­ан­ской но­си­те­ли об­ра­за Бо­жия, хо­тя бы ты­ся­че­крат­но ис­ка-жён­но­го, за ко­то­рых, со­глас­но то­му же ве­ро­уче­нию, Гос­подь про­лил Свою кровь на кре­сте; лю­ди, каж­дый из ко­то­рых со­тво­рён для Веч­но­сти. Ин­тел­ли­гент не луч­ше ни­ко­го дру­го­го, мо­жет быть, ху­же; но он не мень­ше ни­ко­го дру­го­го нуж­да­ет­ся в спа­се­нии. И это осо­бое пле­мя – со сво­и­ми осо­бен­но­стя­ми, сво­и­ми пред­рас­суд­ка­ми, сво­им язы­ком. Мож­но по­мор­щить­ся: "об­ра­зо­ван­щи­на". Мис­си­о­не­ру, од­на­ко, это­го пра­ва не да­но; он дол­жен лю­бить пле­мя, сре­ди ко­то­ро­го тру­дит­ся, жить его жиз­нью, го­во­рить с ним на его на­ре­чии, счи­тать­ся с его осо­бен­но­стя­ми – шаг за ша­гом, с азов, одоле­вая его страш­ную от­чуж­ден­ность от хри­сти­ан­ской тра­ди­ции.
Есть эпи­грам­ма по­эта-сим­во­ли­ста Вя­че­сла­ва Ива­но­ва, опи­сы­ва­ю­щая ха­рак­тер­ное ис­ку­ше­ние эва­ку­и­ро­вать Цер­ковь из ис­то­рии:

"Дабы по­даль­ше от лю­дей
Она бы­ла ещё свя­тей".

Вот для это­го ис­ку­ше­ния отец Алек­сандр был аб­со­лют­но неуяз­вим. Од­но он чув­ство­вал всем сво­им су­ще­ством: что Цер­ковь пред­на­зна­че­на сво­им Ос­но­ва­те­лем для спа­се­ния лю­дей, ре­аль­ных лю­дей. Лю­дей каж­до­го вре­ме­ни, каж­до­го по­ко­ле­ния. И де­ло бы­ло сде­ла­но (в са­мой ши­ро­кой пер­спек­ти­ве не им од­ним, но на огром­ном и очень труд­ном участ­ке ра­бо­ты – так и од­ним): рас­то­чил­ся об­ман, вну­шав­ший, буд­то Хри­стос остал­ся по­за­ди нас – в про­шлом, мо­жет быть, враж­деб­ном, мо­жет быть, ми­лом, но, во вся­ком слу­чае, –чуж­дом, на­ив­ном, невоз­врат­ном, ухо­дя­щем всё даль­ше и даль­ше. О нет! Он с на­ми – в на­сто­я­щем. И Он ждет нас – впе­ре­ди, в бу­ду­щем.

Ака­де­мик Сер­гей Аве­рин­цев

azbyka.ru›Календарь›2015-09-9

Прикрепленный файл: pamjati-protoiereja-aleksandra-menja.png
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 61 62 63 64 65 * 66 67 68 69 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » Библия, православные праздники, традиции [тема №63218]
Вверх ⇈