Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
6 сентября 2015 10:41 6 сентября 2015 10:45 Народный календарь на 7 сентября
Апостол от 70-и Тит родился в Антиохии Сирийской в семье знатных греков-язычников. Он получил прекрасное образование, хорошо знал эллинскую философию и древних поэтов. Когда Титу исполнилось 12 лет, он услышал во сне голос, внушавший ему оставить греческую премудрость и искать истины, которая спасет мир и человечество. Титу посчастливилось присутствовать в Палестине на проповеди самого Иисуса Христа, также довелось быть свидетелем его крестных мук, смерти, воскресения и вознесения на небо Спасителя. В день Пятидесятницы он слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян. Тит принял крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола в его миссионерских путешествиях, позднее был причислен к 70-и апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Просветив светом веры многих язычников на Крите и в ближайших странах, апостол Тит мирно скончался в конце I века в возрасте 94 лет. Погребен на острове Крит.
* * * * * * * Тит и Варфоломей
Апостолы Варфоломей и Тит, отмеченные народным календарем, оказались наделенными в нем качествами, о которых ни слова не говорится в их канонических житиях, но которые отвечали потребностям и заботам крестьян в это время года.
Так, с Варфоломеем связывали посев озимого ячменя (жита):
Пришел Варфоломей — жито на золу сей.
Святой Тит предстает этаким любителем грибов, которых он, епископ Критский, быть может, вообще не знал и не пробовал. В русских же селениях утверждали:
Святой Тит (или Тит-листопадник) последний гриб растит.
Грибы, конечно же, заметное подспорье в деревенском рационе, особенно зимнем и великопостном, недаром их и сушат, и солят, и маринуют.
Радуясь грибному году, сельские жители не упускали из виду и хорошо известную примету:
Урожай грибов предвещает продолжительную зиму.
В России всегда было много любителей-грибников, испытывающих огромное удовольствие от сбора грибов в лесу, по перелескам, на просеках и полянках. Однако взрослым, как правило, некогда было всерьез и долго предаваться такому занятию. У них в эту пору были дела поважнее. Грибы грибами, а молотьба за плечами, — говорят в народе и добавляют, помятуя святого покровителя дня: Тит, пошел молотить!
С молотьбой на Тита, видимо, связана загадка: У Тита на болоте все люди приколоты, брюха распороты. Отгадка — снопы в овине.
В народном красноречии есть и хорошо известная прибаутка, где Тит выступает символом лоботряса и дармоеда, и тоже речь идет о молотьбе:
— Тит, поди молотить! — Брюхо болит.
— Тит, поди кисель есть! — А где моя большая ложка?
Русский фольклор богат произведениями разных жанров, в которых речь идет о грибах. Шутливые и серьезные, коротенькие и солидные, они раскрывают самые разные стороны обычной жизни, описывают людские тины и характеры, в них — образность русского языка, мастерское владение словом, меткость наблюдений, точность и поэтичность народного афоризма.
Гриб да огурец в животе не жилец.
Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.
Как пирог с грибами, так все с руками, а как плеть с узлом, так и прочь с кузлом.
Назвавшись груздем, полезай в кузов!
Не всякий гриб в лукошко кладут.
Не смейся, горох, не лучше грибов, грибы поджарим, тебя отставим.
Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Пошла бы кума в лес за грибами, да навстречу ей медведь с зубами.
Бояться волков — быть без грибков.
Говорила тебе я: «Ты не ешь грибов, Илья», не послушал и покушал, теперь сам вини себя.
Недороги обабки, дороги прикладки.
С маслом да со сметаной грибы есть хорошо.
Известная поговорка — При царе Косаре, когда грибы воевали — возникла на основе шуточной побасенки о войне грибов: «Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: „Приходите вы, белянки, ко мне на войну". Отказались белянки: „Мы грибовые дворянки, не идем на войну".— „Приходите, рыжики, ко мне на войну". Отказались рыжики: „Мы богатые мужики, неповинны на войну идти".— „Приходите вы, волнушки, ко мне на войну". Отказалися волнушки: „Мы господские стряпушки, не идем на войну".— „Приходите вы, опенки, ко мне на войну". Отказалися опенки: „У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну".— „Приходите, грузди, ко мне на войну". — „Мы, грузди, — ребятушки дружны, пойдем на войну!". Это было, как царь Горох воевал с грибами» [Афанасьев, 1957, 1; 132]
Народный календарь на 7 сентября ped-kopilka.ru›Календарь›…/narodnyi-kalendar-na-7
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
7 сентября 2015 15:14 7 сентября 2015 15:31 8 сентября.
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы ( празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Мчч. Адриана и Наталии ( 305- 311). Блж. Марии Дивеевской ( 1931). Прп. Адриана Ондрусовского ( 1549). Псково- Печерской иконы Божией Матери, именуемой "Умиление".
Владимирская икона Божией Матери.
В XII в. эта икона была прислана из Константинополя на Русь в дар великому князю Юрию Долгорукому. Сые его святой Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир.С того времени икона сиала называться Владимирской. В 1395 году " Железный Хромец" - страшный хан Тамерлан с несметными полчищами татар пошел на Москву. Великий князь Московский Василий велел принести Владимирскую икону Божией Матери в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, простирая руки к иконе взывал : " Матерь Божия, спаси землю Русскую!". Вся Москва : священство, бояре и простолюдины вышли встречать икону и крестным ходом проводили ее до Кремля. В тот самый час Тамерлан увидел во сне : в несказанном величии, сиянии стояла лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы ангелов окружали Ее. Подняв огненные мечи, они устремились на Тамерлана. Тот проснулся, трепеща, и приказал уходить от Москвы. Летописец писал : " И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!" В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле , где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа ( по ст.стилю) было установлено празднование в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская икона - наша национальная святыня. И как подобает оной, она хранится в Москве- столице в Никольском храме при Третьяковской галерее.
Тайна тайн непостижимая, Глубь глубин необозримая, Высота невосходимая ! Радость радости земной, Торжество непобедимое. Ангельски дориносимая Над родимою землей !
Максимилиан Александрович Волошин. 1919 г.
Владимирская икона Божией Матери. Начало XII века. Москва храм - музей святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Написана эта икона в Константинополе. Находится в специальном пуленепробиваемом киоте.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
7 сентября 2015 15:37 Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» относится к иконописному типу Елеуса. Елеуса (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
Празднование иконе «Умиление» совершается 7/20 мая, 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября и 7/20 октября (в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году).
По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».
В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529-1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу. В 1581 году при царе Феодоре Иоанновиче городу Пскову угрожали войска польского короля Стефана Батория. Из Псково-Печерского монастыря в город были отправлены чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В благодарность о заступничестве чудотворную икону «Умиление» украсили жемчугом, алмазами, изумрудами, яхонтами и аметистами. С 1601 года в память об этом событии каждый год в седьмую Неделю (воскресенье) по Пасхе Владимирскую икону Богоматери носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков. Крестные ходы совершались вплоть до 1918 года. В 1997 году эта традиция была возобновлена, только теперь Владимирскую икону Богородицы носят внутри обители — из Успенского собора в Михайловский храм и обратно.
Чудотворная Псково-Печерская Владимирская икона Пресвятой Богородицы и поныне находится в Свято-Успенском Печерском монастыре (г. Печоры Псковской области).
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
7 сентября 2015 15:39 Михайловский собор Псково-Печерского монастыря
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
7 сентября 2015 15:45 Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская церковь – храм ансамбля Владимирских церквей
Церковь получила название от главного престола в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской. Храмовый праздник отмечался 8 сентября (26 августа по старому стилю). Именно в этот день в 1395 году во время нашествия Тамерлана по указу Василия I Владимирская икона Божией Матери была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) иконы в первопрестольной был основан Сретенский монастырь.
В XVI и XVII веках церковь именовалась «Посадской», а в XVIII и в начале XIX века писалась в документах как церковь, «что у Пороховой башни». Пороховая башня Вологодского кремля, находившаяся на месте нынешнего бульвара (угол улиц Октябрьской и Ленинградской), была разобрана в 1821 году.
Владимирский приход был известен как один из самых богатых в Вологде. В XVII и XVIII веках он имел до 80 приходских дворов. По его имени одно из городских благочиний называлось «Владимирской третью».
Точная дата основания храма не известна. Как писал искусствовед Г. К. Лукомский в книге «Вологда в ее старине», надпись на храмовой иконе Владимирской Божией Матери свидетельствует, что в 1549 году деревянная церковь уже существовала. Ныне эта икона хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Согласно Писцовой книге Вологды 1627 года в этом месте имелись деревянные церкви Пречистой Богородицы Владимирской и клетская с трапезной Феодосия Печерского, а также колокольня при них.
В челобитной 1652 года прихожане и клир Владимирской церкви обращаются к архиепископу Вологодскому и Великопермскому Маркеллу с просьбой построить новый холодный храм во имя Сретения Пречистой Богородицы Владимирской с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев вместо прежнего обветшавшего. О строительстве нового деревянного или нового каменного Владимирского храма идет речь в данном прошении – не известно.
Первым из двух Владимирских храмов в 1684-1689 годах на средства богатейшего вологодского купца XVII века, торгового гостя Гавриилы Матвеевича Фетиева возвели теплый храм Архангела Гавриила с приделом Феодосия Печерского.
Каменный холодный храм Сретения Владимирской Божией Матери был заложен в 1759 году по благословенной грамоте преосвященного Серапиона, епископа Вологодского и Белозерского. Церковь освятили в 1764 году. Тогда же по причине ветхости была разобрана старая деревянная Владимирская церковь.
Во второй половине XIX века в холодной Владимирской церкви остался один престол – во имя Сретения иконы Владимирской Божией Матери, давший название храму. Прежде существовал второй престол во имя преподобного Антония и Феодосия Печерских, упраздненный в 1861 году. Позднее, в 1894 году, к Владимирской церкви была пристроена паперть.
В архитектурном отношении холодная Владимирская церковь знаменует освоение вологодскими зодчими нового типа храма – ярусного. В этой церкви нашли отражение очень многие элементы, характерные для культового зодчества XVIII века: отголоски рубленой пятигранной апсиды деревянного холодного храма, традиция «кубического» нарастания объемов каменных сооружений. В то же время здесь чувствуется влияние новой столичной школы: спаренные пилястры, подоконные выступы.
Внутри холодной церкви располагались алтарь, храм и трапезная. Алтарь отделялся от храма каменной стеной с тремя пролетами для царских дверей. Из храма в трапезную вели три арки.
По мнению Г. К. Лукомского, Владимирский холодный храм представлял большой интерес находившимися в нем церковными художественными сокровищами. Особенно он отметил большой пятиярусный иконостас в стиле барокко и некоторые иконы, идущие от царских врат: Спасителя, Святой Троицы, Владимирской Божией Матери, Спаса Смоленского, Иоанна Богослова, а также икону Божией Матери под названием «победы над Темир Аксаком (Тамерланом)».
В начале ХХ века у Владимирской церкви появилась каменная ограда со Святыми вратами и часовнею при них. В книге Ф. Н. Малиновского «Владимирская церковь в городе Вологде», вышедшей в 1905 году, указывается, что закладка Святых ворот и часовни происходила 8 июля 1901 года, а само строительство велось до 1903 года.
В работе И. В. Спасенковой «Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)» указывается, что в июне 1928 года рабочие главных железнодорожных мастерских Вологды (900 человек) выступили за закрытие теплого Владимирского храма и «приспособление его под столовую рабочих мастерских». На собрании общины 1 июля 1928 года прихожане большинством голосов приняли решение «согласиться с требованиями рабочих и губисполкома об оставлении общине одного летнего Владимирского храма и колокольни».
Решение о закрытии теплого Гавриила-Архангельского храма было принято 1 августа 1928 года, холодной Владимирской церкви – 22 декабря 1929 года. Официально Владимирская община прекратила свое существование в январе 1930 года.
В 1930-е годы бывшие храмы были переданы под размещение пуговично-гребенчатой фабрики. Тогда же сняты завершения обоих храмов, разобрана ограда со Святыми вратами.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ансамбль Владимирских церквей отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. В конце 1970-х – первой половине 1980-х годов проведена реставрация Владимирского храма и колокольни.
Территория, прилегающая к храму, частично занята промышленными предприятиями, частично используется жителями соседних домов. В настоящее время в здании Владимирского храма находится мастерская по резке стекол.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
7 сентября 2015 15:48 7 сентября 2015 15:55 8 сентября – память святых мучеников Адриана и Наталии.
Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка.
Став свидетелем мучения христиан, Адриан уверовал и перед царем исповедовал веру во Христа, после чего был замучан вместе с ними. Все время мучения Наталия утешала и облегчала их страдания.
Наталия сохранила руку своего супруга, так как тела мучеников должны были быть сожжены. Однако Господь уберег их от огня. Святые мощи были перевезены в Византию, а руку Адриана Наталия хранила в своем доме.
Некоторое время спустя Наталию позвал замуж знатный человек, тысяченачальник. Наталия попросила времени на раздумье и уехала в Византию. Там она мирно скончалась во сне, в доме возле храма, где находились мощи мучеников, в окружении местных христиан.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
7 сентября 2015 15:54 Народный календарь 8 сентября. Натальи-овсяницы. Адриан
По наблюдениям воронежцев, холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму.
В России день памяти мучеников Адриана и Наталии связывался с работами на овсяном поле. Ондреян с Натальей овсы закашивают, — говорили в тех местах, где только начиналась уборка овса. В других к Наталье-овсянице стремились управиться с этим делом. В третьих успевали уже из зерна нового урожая наварить овсяного киселя и напечь блинов; здесь бытовала поговорка: Ондреян толокно мест, Наталья блины пекла.
Трудно переоценить значение овса в жизни русского крестьянина. Из овсяной муки пекли блины и оладьи, готовили любимое блюдо — овсяный кисель. Мука мелкого помола — толокно — использовалась для приготовления каш (прежде всего для маленьких детей и больных, ослабленных людей), ей заправляли жидкие похлебки, пекли пироги с начинкой из толокна. Цельное зерно шло на каши, гарнир, из него делали солод для лечебных и хмельных напитков. Но пожалуй, трудясь на овсяном поле, сея и убирая эту культуру, крестьянин в первую очередь думал о лошадях. Большинство поговорок именно об этом:
Не вырастет овес — наглотаешься слез (коня нечем будет кормить).
Не кони везут, овес везет.
Не погоняй кнутом, погоняй мешком!
Овесец и чистит и гладит.
У сытого коня восемь ног.
Овсяная страда включала различные обрядовые действа. Например, ритуальное поедание блюда из толокна (В овсяной покос толокном поужинай), что должно было способствовать благополучной уборке овса, хорошему умолоту, обильному урожаю в следующем году, наконец, по мысли земледельца, должно было и ему (труженику) прибавить сил. Уборка овса всегда заканчивалась торжественным ритуалом внесения в дом последнего снопа, встречи его и всеобщим весельем по этому случаю, которое так и называлось — овсяница.
Последний сноп обязательно несли с поля домой с песнями.
«В старину, — читаем у И. П. Калинского, — проводил простой люд очень весело овсяницу; косари, собиравшиеся в этот день для косьбы овса, носили к хозяину в виде чучела овсяный сноп и получали от него подарки и угощения» [Калинский, 176].
По сведениям И. П. Сахарова, относящимся к первой половине XIX века, «поселяне, в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп, несут его с песнями на боярский двор или в свои избы. Сноп ставят в большой кут, под образа, в сутки. Хозяин со своими работниками садится за стол. Здесь хозяйка начинает угощать их деженем -— толокном, замешанным на кислом молоке или на воде с медом, потом овсяными блинами. Гости, вставая из-за стола, благодарят хозяев: За сладкий дежен и за сытые блины спасибо, хозяин с хозяюшкой! В старину угощение на боярском дворе за овсяный сноп состояло мужикам из деженя и браги, а бабам из грешневой каши. Во все время овсяного покоса, за паужиною — полдником, поселяне лакомятся толокном» [Сахаров, 298].
В Забайкалье в день Натальи-овсяницы устраивали так называемые помочи: «Зажиточные крестьяне собирали на них по 10—15 человек. Помочан на жатве хорошо кормили. После работы в этот же день их катали на тройках. Для помощи беднякам, вдовам, солдаткам собирали девочек тринадцати-шестнадца- ти лет. И они весь день жали хлеб без всякой оплаты» [Болонев, 1990; 65].
На помочах, на толоках исполнялись специальные «толочанские» песни, возвеличивавшие общинный характер труда. Вот одна из них, записанная на Смоленщине:
Вы зазвоньте, звоны.
Во всем чистом поле!
Видит наше око,
Что край недалеко.
Взвеселите господыню –
Мы обжали ее ниву.
Как до краю дожнемся,
Так горелочки напьемся.
Уж мы жали, жали,
Уж мы ей радели.
Пирогов наедимся,
Песен напоемся.
А обжавши ниву,
Горелочки захотели.
Овсяница отражена и в частушках:
• В поле жала и вязала
Я овес зелененький.
Три разка поцеловала,
Мил пошел веселенький.
• Я люблю овес косить,
Когда овес зелененький.
Я люблю с дружком сидеть,
Когда дружок веселенький.
• Я любила дожинать
Овес — широки полосы.
Я любила завлекать
Кудрявы русы волосы.
• Жала, жала я овес,
Перешла на гречу.
Если милого увижу —
Я к нему навстречу.
Добавим, что в Москве XIX века на Наталью-овсяницу бывало народное гулянье у Сретенского монастыря. Кто знает, может быть, такой обычай был отголоском, напоминанием о сретении иконы Владимирской Божией Матери в предместьях столицы в 1395 году. В Туле общественное веселье проходило у храма Георгия на Ржавцах [Сахаров, 298].
Загадки про овес:
• На кургане-варгане стоит курочка с серьгами.
Народный календарь сентября zakustom.com›blog/43773558552/Narodnyiy-kalendar…
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
8 сентября 2015 11:32 8 сентября 2015 11:40 9 сентября.
Преподобного Пимена Великого (ок. 450). Преподобных священномученика Кукши и ученика его мученика Никона (после 1114) и преподобного Пимена Постника (после 1114), Печерских, в Ближних пещерах почивающих. Святителей Осии исповедника, епископа Кордувийского (359); Ливерия исповедника, папы Римского (366). Преподобных Пимена Палестинского (ок. 602); Саввы; Феоклита. Мучеников Анфисы Новой; Фанурия (до VIII).
Убиенного Александра (Меня) протоиерея, Московского (9 сентября по нов. ст. 1990).
Преподобный Пимен Великий
Преподобный Пимен называется Великим за свои великие подвиги. Происходил он из Египта. С двумя братьями он ушел в один из египетских монастырей, где все трое и постриглись. Однажды мать пришла в монастырь и желала повидать своих детей, но они скрылись от матери в своей келье. Мать долго стояла у дверей и плакала, но Пимен послал сказать ей: где она предпочитает видеть их, здесь или в будущей жизни? - «Если увижу я вас там, то не хочу видеть здесь», - сказала мать и возвратилась домой. Св. Пимен проводил жизнь в великих подвигах и добродетелях. Однажды начальник страны пожелал видеть св. Пимена. Но он подумал: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать меня, тогда многие из народа будут мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую с большим трудом приобрел при помощи Божией», и сказал посланному, чтобы князь не приходил к нему. К св. Пимену приходили многие из иноков, не только неопытные в иноческой жизни, но и состарившиеся в подвигах, просили душеполезных советов. Св. Пимен давал ответы по вдохновению от Бога, так что их даже записывали в отеческих книгах. «Злоба никогда не уничтожит злобы. Но если кто сделает тебе зло, сделай ты ему добро, и это твое добро победит его злобу», - это одно из мудрых изречений Пимена. Пришел к Пимену один инок издалека, чтобы послушать его наставлений, и начал говорить о предметах возвышенных и непостижимых для человеческого разума. Старец отвернулся от него и молчал. Потом инок начал спрашивать его о душевных страстях и телесных немощах, тогда старец с радостным лицом отвечал: «Вот теперь хорошо сказал, теперь я стану отвечать», - и долго говорил о том, как бороться со страстями и побеждать их. Святой Пимен скончался около 450 г.
Исповедник Осий
Поминаемый в этот день Осий, епископ Кордовский (256—359), играл большую роль в церковной жизни первой половины IV в. Он был специальным посланником императора Константина в Александрию по умиротворению арианской ереси, являлся активным участником Первого Вселенского собора и целого ряда поместных соборов. Считается одним из авторов Никейского символа веры. Из сочинений сохранились лишь два письма, к папе Юлию и к Констанцию, а сочинение «De virginitate», о котором упоминает Исидор Севильский, не найдено. Хотя творческое наследие Осии невелико, ценность его весьма уникальна в силу непосредственного участия автора в важнейших церковных событиях. Исповедник Осия более 60 лет был епископом в г. Кордове в Испании, жил в IV в. Константин Великий очень любил его и поставил его своим советником. Он склонил императора к созванию I Вселенского собора и председательствовал на Сардикийском соборе в 347 г. Св. Осия твердо защищал св. Афанасия Великого против императора Констанция, бывшего арианином, за что и был сослан в заточение в Сирмию. Возвращенный обратно в Кордову, он скончался в 359 г.
azbyka.ru›Календарь›2015-09-9
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
8 сентября 2015 11:32 8 сентября 2015 11:41 Преподобный Пимен Палестинский
Преподобный Пимен Палестинский жил в VI в. и подвизался в одной из палестинских пустынь, называемой Рув, питался кореньями и ходил без одежды и летом и зимой. Он был съеден зверями. Святой заранее знал о такой своей кончине. Он так говорил одному из подвижников о причине ожидаемой им кончины: «До принятия иноческого подвига я пас овец на своей родине. Однажды собаки мои бросились и растерзали какого-то человека, проходившего мимо. Я мог избавить его от смерти, но не избавил. И скоро было открыто мне, что и сам я умру такою же смертью».
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20410 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27484 | Наверх ##
8 сентября 2015 11:37 8 сентября 2015 11:38 Памяти протоиерея Александра Меня
(22 января 1935 – 9 сентября 1990)
"Да, с нами Бог – не там, в шатре лазурном, Не за пределами бесчисленных миров, Не в злом огне и не в дыханье бурном, И не в уснувшей памяти веков. Он ЗДЕСЬ, ТЕПЕРЬ, средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!"
Отец Александр знал это – и передавал другим. Нет, "не в уснувшей памяти веков"! Да, "здесь, теперь"! Всерадостная тайна была с ним – кажется, больше всего к концу, когда невыговоренное предчувствие конца становилось всё отчетливее, и врождённая, природная полнота жизни уступала место иной, более неотмирной бодрости. Такой мне запомнилась наша последняя встреча – летом прошлого года, на одной богословской конференции.
Задумаемся ещё раз: когда он начинал, он был один. Потом его окружили люди, всё больше и больше людей, и он отдавал им все свои силы, до предела и без предела. Ещё французским писателем Бернаносом сказано, что каждый настоящий священник – "человек съеденный", съедаемый своими прихожанами. Но в последний час, в час пролития его крови на нашу землю, впитавшую кровь стольких священников, он снова был один, как вначале.
Здесь масштаб его жизни. "Споры о мнениях", – как сказано у апостола Павла, – в сравнении с этим малы. Не тот разговор. Воздавая должное его книгам, решимся сказать: то, в каких условиях всё это было написано, – больше самих книг. Придут другие люди, напишут другие книги; дай им Бог. Но за отцом Александром останется несравненная заслуга: с самого начала не поддаться гипнозу ломавшей и сильных "исторической необходимости". Без героической позы, не отказываясь быть осторожным, но запретив себе даже тень капитулянтства, ни на миг не покладая рук, он сделал невозможное возможным. Он проторил дорогу. Теперь по ней пойдут другие, и – на уровне "споров о мнениях" – они не всегда будут с ним единомысленны. Но пусть и они не забывают того, кто вышел сеять, не дожидаясь рассвета, неторной, заросшей тропой.
(«Литературная газета», 4 сентября 1991 г.)
Миссионер для племени интеллигентов
По правде говоря, я сомневаюсь в своём праве говорить о незабвенном отце Александре Мене. Люди, лучше его знавшие, принадлежавшие к его пастве, могут сказать о нём куда больше, живее, конкретнее. Встречи с ним всегда бывали для меня радостью, но их за всю жизнь наберётся немного. И всё же надеюсь, что самое главное можно было увидеть и на расстоянии. У меня одно преимущество; я немолодой человек и живо помню время, когда он начинал.
"Вот, вышел сеятель сеять..." Чтобы трезво и точно, не впадая в гиперболы, но и ничего не умаляя, оценить масштаб и характер его жизненного дела, чтобы не исказить пропорций и не сместить акцентов, необходимо держать в памяти, в какой час вышел на труд свой этот Сеятель. "Рано, до звезды", – как сказано у Пушкина.
Кто не жил в те годы, лишь с большим усилием может вообразить или хотя бы воссоздать умом атмосферу рубежа пятидесятых и шестидесятых. Ведь семидесятые, каковы бы они ни были, – совершенно иной сюжет: тут уже сложился самиздат, и хотя бы в столицах каждый желающий уважать себя интеллигент если не шел в неофиты, так по крайности симпатизировал таковым и старался поддерживать разговоры на религиозно-философские темы. Если верующих сажали в психушки – то это служило к вящему позору сажавших, а не к дискредитации веры. А раньше, при Хрущеве, всё было иначе, и верующий впрямь выглядел в глазах соотечественников безумцем. Смертельная, нечеловеческая усталость после едва-едва отошедших в прошлое сталинских десятилетий – и одновременно бодрое обретение второго дыхания всё той же идеологией, "возвращение к ленинским нормам": борода Фиделя Кастро, бригантинно-целинная комсомольская романтика – и заново рассвирепевший, набравший новую прыть атеизм.
О, конечно, не все ценности были утрачены. Среди нас ходили люди, каких уже нет нынче. Доживали свой земной век соблюдшие верность среди всеобщего отступничества, "претерпевшие до конца", не отклонившие от себя, как сказано у Ахматовой, ни единого удара. Но они именно доживали свой век – как, собственно, и было рассчитано: вот доживут, вот вымрут, и ни веры, ни верности не останется. Старики и старушки, ходячие анахронизмы. Да, вокруг таких собирались и молодые, но ещё в страшно малом числе, каждая душа наперечет. Да, на огромной глубине народной души всколыхнулась память о вере ещё в годы войны; однако то была смутная глубина, душевные недра чуть ли не за порогом слова и сознания. Да, были светильники, не угасавшие и под спудом, но под спудом они оставались. Был под-виг, подвиг молитвенный, подвиг страдания. Были прекрасные духовные руководители для очень сплочённого, но и неизбежно замкнутого, всё более немноголюдного круга верных. Но миссионерство, но проповедь, расширяющая круг своего воздействия, обращающаяся к обществу, каково оно есть, к выпускникам советских школ и вузов, – помилуйте, о чем вы говорите?.. Вы что, не понимаете, что этого не может быть, просто потому, что этого быть не может?..
Все вокруг согласились, что невозможное невозможно. Это было так ясно. Этому выучил страшный опыт. И вот один человек отказался принять невозможность невозможного. Перед ним были советские люди – какие есть. Специально интеллигенция, "образованщина", как ни назови: не в словах дело. На каком острове, на каких неведомых широтах и долготах какой миссионер находил племя, столь неподготовленное к восприятию христианского благовестия? И всё же это были люди – по вере христианской носители образа Божия, хотя бы тысячекратно иска-жённого, за которых, согласно тому же вероучению, Господь пролил Свою кровь на кресте; люди, каждый из которых сотворён для Вечности. Интеллигент не лучше никого другого, может быть, хуже; но он не меньше никого другого нуждается в спасении. И это особое племя – со своими особенностями, своими предрассудками, своим языком. Можно поморщиться: "образованщина". Миссионеру, однако, этого права не дано; он должен любить племя, среди которого трудится, жить его жизнью, говорить с ним на его наречии, считаться с его особенностями – шаг за шагом, с азов, одолевая его страшную отчужденность от христианской традиции. Есть эпиграмма поэта-символиста Вячеслава Иванова, описывающая характерное искушение эвакуировать Церковь из истории:
"Дабы подальше от людей Она была ещё святей".
Вот для этого искушения отец Александр был абсолютно неуязвим. Одно он чувствовал всем своим существом: что Церковь предназначена своим Основателем для спасения людей, реальных людей. Людей каждого времени, каждого поколения. И дело было сделано (в самой широкой перспективе не им одним, но на огромном и очень трудном участке работы – так и одним): расточился обман, внушавший, будто Христос остался позади нас – в прошлом, может быть, враждебном, может быть, милом, но, во всяком случае, –чуждом, наивном, невозвратном, уходящем всё дальше и дальше. О нет! Он с нами – в настоящем. И Он ждет нас – впереди, в будущем.
Академик Сергей Аверинцев
azbyka.ru›Календарь›2015-09-9
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|