Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Библия, православные праздники, традиции

В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 56 57 58 59 60 * 61 62 63 64 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27535

Почему главные храмы Руси — Успенские?

28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство нам рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева.

- На мой взгляд, объяснение этого феномена может лежать в двух плоскостях: в культурной традиции и в религиозном сознании.

Что касается культурной традиции, то она закладывается с самого начала христианского храмостроительства на Руси. Первый каменный храм (так называемая Десятинная церковь) был посвящен Богородице, правда, нет сведений, какому именно Богородичному празднику, но само посвящение уже показательно: оно говорит об особом отношении русского народа к заступничеству Божьей Матери. Главный храм Киевской Руси именуется Софийским собором (по аналогии с главным Византийским храмом – Софией Константинопольской). Во втором по величине городе Киевской Руси, Новгороде, в XI веке тоже строится Софийский собор. И тут я люблю задавать студентам каверзный вопрос: а когда в этих Софийских соборах отмечаются престольные праздники? Каких только ответов я не слышала! За несколько лет единственная студентка случайно ответила правильно: «Может быть, в какие-то Богородичные праздники? Успение или Рождество Богородицы…».

Действительно, престольные праздники в русских Софийских соборах приходятся на Богородичные – на Рождество Богородицы в Киеве и на Ее Успение в Новгороде. И это очень важно для понимания традиции храмовых посвящений на Руси. Ведь когда князь Андрей Боголюбский задумал перенести столицу из Киева во Владимир-на-Клязьме, что он сделал? Прежде всего, построил каменный Успенский собор как будущий кафедральный собор Руси. Его мечте о стольном граде Владимире не суждено было сбыться, однако, когда русской столицей стал один из городов Владимиро-Суздальского княжества (Москва), то был возведен именно Успенский собор как главный храм Московской Руси. Преемственность посвящения между домонгольским «почти кафедральным» собором и кафедральным собором объединенного русского государства налицо. В новом государстве уже не стало разделения на княжества, а вместе с тем (в культурном аспекте) – и на художественные школы (иконописные, архитектурные). Все и вся подчинялись теперь Москве, она задавала политический, культурный, идеологический тон. И вот, по всем градам и весям стали строить большие соборы и малые храмы, посвящая их Успению Божьей Матери – по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Мне кажется, именно в этом стремлении к подобию (характерному для средневекового сознания вообще) кроется культурная суть традиции посвящения русских храмов Успению Божьей Матери.

Что же касается религиозного аспекта феномена столь широкого распространения Успенских храмов на Руси, то разгадка, думаю, находится в словах тропаря самого праздника: «…во Успении мира не оставила еси, Богородице». Суть того явления, о котором я хочу сказать, шире сугубо христианских представлений. В человеке заложено сознание, что именно усопший может оказать в нашем земном существовании какую-то особенную помощь – сверхъестественную, какую не смог бы оказать живой. На этом православная молитва к святым и даже иногда к своим умершим родственникам, о которых мы думаем, что они угодили Богу и имеют теперь перед Ним молитвенное дерзновение… Может быть, именно отсюда у русского народа такое особое отношение к празднику Успения Божьей Матери как к моменту некоего преображения Богородицы в Заступницу рода христианского. Ведь только во Успении Своем Пречистая и получает сверхъестественную возможность помогать всем и каждому на этой земле, кто обращается к Ней в молитве.


religion.in.ua›Огляд ЗМІ›…-rusi-uspenskie.html

Успенский собор Кремля. Москва.

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.
Успенский собор – старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

Прикрепленный файл: 103622036_large_4690170_kruspen3.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27535

Софийский собор (Вологда)

Согласно летописи 1716 года, составленной Иваном Слободским, первоначально планировалось посвящение собора Успению Богоматери:
Лета 7076 (1568). Великий государь царь Иван Васильевич повеле соборную церковь во имя Успения пречистыя Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому, и делали ю два года, а колико зделают, то каждого дня покрывали лубьем и другими орудии, и того ради оная церковь крепка на разселиныю
Послуживший прообразом храма Успенский собор в Москве в то время приобретает особое значение в системе символов русского государства и русской церкви. Во второй половине XV — первой трети XVI века конституируется его положение как соборной церкви русской митрополии. Москва утверждается как новый канонический центр, и именно к этому времени относится постройка реплик Успенского соборов в Ростове Великом, Дмитрове, Новодевичьем монастыре. Распространение Успенских храмов связывают также и с градозащитной семантикой Богоматери. После Стоглавого собора (1551 год), структурировавшего сакральное пространство страны, наблюдается вторая волна обращения к образцу Успенского собора. К этому периоду относится постройка Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре (1559 год) и закладка Успенского (Софийского) собора в Вологде.
Стоит также отметить, что с XVI века в Вологде уже существовала церковь Успения (позднее — Успенский собор Горне-Успенского монастыря) - один из древнейших храмов города, давших наименование его Успенской трети, подчинявшейся Новгороду (наряду с «московской» Владимирской третью (по Владимирской церкви) и «ростовской» Мироносицкой).

После неожиданного отъезда Ивана Грозного из Вологды в 1571 году собор долгое время стоял неосвящённым. В 1587 году, раньше, чем главный престол, был освящен придел в южной части алтарного объёма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Такое посвящение престолов в эпоху Ивана Грозного носит программный характер: подобные храмы в большом количестве возникали по прямому указанию Ивана IV или вследствие ориентации Церкви на подобные указания. То есть, в 1587 году, при достройке собора помнили о том, что Иван IV хотел иметь придел, посвященный своему ангелу. Также возможно предположить, что сын Грозного Фёдор Иоаннович таким способом решил почтить память об отце.[5].

Главный престол был освящён в 1612 году в честь Софии Премудрости Божией Слова[12]. София — понятие христианской философии, аллегорический образ и, одновременно, личностный персонаж, тождественно близкий к божественному «Я», представление олицетворённой мудрости Бога.

Посвящение Софии исторически — древняя традиция, берущая начало из Византии. Софии были посвящены главные соборы многих городов, наследующих традиции Византии (см.: Софийский собор (Константинополь), Софийский собор (Киев), Софийский собор (Новгород), собор святой Софии (София) и другие). Посвящение же вологодского собора Софии Премудрости Божией связывают с демонстрацией независимости Вологды от Великого Новгорода и возвышением Вологды после переноса в неё центра Вологодско-Пермской епархии из Усть-Выми в 1589 году[13]. Кафедра была возведена на степень архиепископии, утвержден титул архиерея — архиепископ Вологодский и Великопермский[14]. После освящения главного престола в конце XVI века вологодский Архиерейский дом по аналогии с новгородским стал именоваться «Домом святой Софеи»[6]. Храмовая икона Софии Премудрости Слова Божия (1618 год, иконописцы Ждан Дементьев, Василий Новгородец, сейчас в Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике) стала епархиальным символом.

По замечанию философа и богослова Г. В. Флоровского, тот факт, что празднование Успения в новгородских землях было связано с Софией (у последней нет своего праздника),показывает, что София и Успение — это близкие понятия.

София Премудрость Божия Слова. Храмовая икона собора (фрагмент). 1618 г. ВГИАХМЗ

Прикрепленный файл: Holy_Wisdom_by_J_Dementiev_and_V_Novgorodets_(1618,_Vologda_cathedral).jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27535
Вологда. Софийский собор.

Город Вологда, как ты красив!
Вижу я, словно сладостный сон:
Ива крону стоит опустив,
Шепчет ей что-то листьями клён.. .

Берег Вологды крут и высок.
Будто Богом Софийский собор
Здесь поставлен всем нам, как урок:
Вера вечна, безверие – вздор!

Воды белые здесь лишь плывут,
А над ними малиновый звон.
Колокольцы собора поют
И восходит Россия на трон.

В троне сила былая Руси
С её мудростью вечной видны.
Город этот, кого не спроси -
Бриллиант на короне страны.

Всем врагам своим будто назло,
Хорошеет Россия-страна.
Нам с Отчизною всем повезло!
Жаль, в ней Вологда только одна…

Жизни нашей ажур кружевной
Вяжешь ты каждый день, каждый час.
Век двенадцатый, век непростой,
Смотрит в Вологде всюду на нас.

Кружева и Софийский собор,
Это город мой, Вологда всё.
Увидал я её и с тех пор
Что ни ночь, вижу облик её

Источник: Автор: Гаврюшкин Александр Евгеньевич

Прикрепленный файл: 6500010c4cb02ea0f64fef031ae5b86f.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27535


Картина Василия Игоревича Нестеренко УСПЕНИЕ.

Прикрепленный файл: 2585.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27535

Пояс Пресвятой Богородицы

Поя́с Пресвято́й Богоро́дицы — христианская святыня, принадлежавшая Божией Матери. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме. В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы» , совершаемое 13 сентября (н.ст.).
В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди), на Афоне (Ватопедский монастырь), на Кипре (монастырь Троодитисса). Частички Пояса также есть в России: в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры, в Казанском соборе в Петербурге и в храме Илии-Пророка в Обыденском переулке в Москве, где к ним можно приложиться в любое время.



МИХАИЛ КУЗМИН. УСПЕНИЕ.


Успение Твое, Мати Богородица,
Опозданием Фомы нам открылося.
Святым Духом апостол водится
Далеко от братского клироса.
Покидает он страны далекие,
Переходит он реки широкие,
Горы высокие -
И приходит к братьям апостолам.

Вскричал он, Фома, со рыданием:
"Завела меня пучина понтова!
Вы блаженны последним лобзанием,
А Фома, сирота, он лишен того!
Уж вы дайте мне, рабу покорному,
Поклониться тому месту горнему,
Гробу чудотворному,
Как дано было прочим апостолам".

Между двух дерев холм виднеется,
Красно солнце садится за море,
На холме том гроб белеется,
Гроб белеется беломраморен.
Белы ноги у Фомы подгибаются,
Белы руки у него опускаются,
Очи смыкаются, -
И нашла туга на апостолов.

Снова плач близнеца возносится,
Подымается к небу ясному,
Злая грусть в сердца братьев просится.
"Ах, увы мне, увы мне, несчастному!
Неужели, Мати, в таком загоне я,
Что стал хуже жида - Авфония,
Лишен благовония?
Нелюбимый я среди апостолов!"

И ко гробу Фома подводится,
Подводится ко гробу белому,
Где почила Святая Богородица.
Диво дивное сердцу оробелому!
Расцвели там, большие и малые,
Цветы белые, желтые и алые,
Цветы небывалые.
И склонились святые апостолы.

Вместо тела Богородицы Пречистыя -
Купина цветов благовонная;
Поясок из парчи золотистый
Оставила Матерь Благосклонная
В награду за Фомино терпение,
В награду за Фомино смирение
И уверение.
И прославили Деву апостолы.

1909


Камень, на котором стоял Апостол Фома, когда получал от Пресвятой Богородицы пояс.

Прикрепленный файл: 49835-blok-inok-shel-i-nes-svyatye-znaki.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27535
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы, это последний двунадесятый праздник церковного года.
Церковное Новолетие начинается 14 сентября ( 1 сентября по ст.стилю).

В этот день , на " Большую Пречистую", крестьяне отправлялись в церковь- крестить хлеб. На обедню каждый нес свежеиспеченный кравай. До возвращения сосвященным хлебом никто не ел ни крохи, дожидались " свяченого куска". А после еды остаток каравая тщательно заворачивался в чистую холстину и клался под образа. Кусочками его весь год лечили заболевших, веря в целебную силу освященного хлеба. Большим грехом считалось уронить хотя бы малую крошку от такого каравая на пол, а тем белее - наступить на нее.
А начинался день с выхода в поле- за последним , дожиночным снопом. По дороге девушки пели песни.
Устраивались на Успенщину веселые выжинки - когда всем миром помогали припозднившимся хозяевам. По рассказам стариков, женщины охотно шли на выжанку, надеясь совместно повеселиться в разгар полевых работи обеспечить себе подобную же помощь на будущий год. Работали с песнями, шутками, подбадривая друг друга. Успех работы при этом был так велик, что иные оставляли в выжанке добрую половину всей своей жатвы.
За выжинками следовало хлебосольное угощение, как и на вдовьих помочах первого Спаса . Только застолье было более пышным, и песни звучали другие : кончился строгий Успенский пост.
Ради праздника устраивают мирскую складчину : пекут праздничные пироги из новой муки, закалывают и варят барана. В гости созываются все родные и добрые соседи- " пировать Успенщину".
В старину 28 августа жницы обходили поля и собирали колосья ,оставшиеся несрезанными. Изних вили венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке,а затем все шли с песнями к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо усадьбы выходил боярин с боярыней и боярышнями,принмал от крестьян венок и сноп, который потом ставился в покоях под божницей, а крестьянам ставилось угощение.
А кое- где на поле нарочно оставляли несколько несрезанных колосьев, свивали их, перевязывали лентой - " завивали бороду",- и приговаривали : " Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай". " Бороду" пригибали к земле и слегка присыпали землей, прикапывали ; под эти стебликлали хлеб- соль, и низко кланялись матушке - ниве :
- Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса!
Этот обычай пришел еще с языческих времен, когда крестьяне верили, что на ниве обитаютдухи- полевики. По древним славянским ( и прибалтийским, и немецким ) преданиям, урожаи зависели именно от них. Носясь в воздушном пространстве, полевики нисодят на землю оплодотворяющим семенем дождя, и в материнских недрах земли преворащаются в различные злаки. При уборке хлеба некоторые из этих добрыхдухов, чтобы перезимовать прямо на родной ниве, прячутся в тех колосьях, которыеостаются на корню. Грешно было бы лишить полевиков жилища.
Другие же полевики попадают в дожиночный сноп; вот почему еще он пользовался таким почетом - не меньшим, чем зажиночный конца прошлого месяца. В некоторых местах издожиночного снопа изготавливаликуклу наподобие ребенка - в зрелом хлебе наши предки видели прекрасное дитя, рожденное плодовитой землей. Иногда же на дожиночный сноп надевали сарафан, приделывали ему из палок подобие рук и еосили по деревне, а потом во время застолья , украшенный сноп ставили в середину стола , и совместное пиршество длилось до позднего вечера. Так ведьи повод- немалый!

Дожали, дожили,
мы дожинки встретили,
каравая почали,
гостей угостили,
Бога помолили !
Хлебушко, расти, расти !
Времечко, лети, лети !
До новой весны,
до нового лета,
до нового хлеба!

А каким он будет, новый хлеб? Вот об этом- то, как уже говорилось, и гадали в день третьего Спаса по дожиночному снопу. Из него брали три колоса. Вылущенные из них зерна зарывали в землю в заранее выбранном месте - из каждого колоса отдельно. Если раньше и лучше всех взойдет посев первого колоса - значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго- средний, третьего - поздний. Существовало на третий Спас и другое гадание, о погоде: ежели вода рек и озер не волнуется ветром, то осень будет тихая, и зима пройдет без метелей.
Нетолько на святой Руси состоянию вод в конце августа придавали большое значение. В Калмыкии, например, ежегодно, примерно в это же время, исполнялся обряд поклонения воде - " усун аршак". Калмыки приходили на берег реки, к родникам, колодцам и, сделав три благоговейных поклона, вкушали воду. После этого читали молитвы и заговоры, совершали жертвоприношения духам- хозяевам водных источников. В жертву приносились домашние животные, а также продукты: мука, масло, сласти - и мелкие монеты. Это была мольба о дожде, особенно необходимом в таком засушливом районе, каа калмыцкая степь.
Описанныйобряд уходит корнями в стародавние времена, когда в Калмыкии еще не установилась буддийская религия, в давниегоды, полныеудивительных поверий и наивных волшебных сказок.

" Энциклопедия Российских праздников" стр.306- 308, 1997г. " Респекс" Санкт- Петербург.

Дожинки, Обжинки, Оспожинки, Спожинки

Прикрепленный файл: 58ce647fa554328721687e1c657f0c4f.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1812
Вход в церковь Успения.

Прикрепленный файл: подз ц Успения Бм.JPG
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27535

Тропарь Успения Пресвятой Богородицы:

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила eси,
во успении мира не оставила eси, Богородице,
преставилася eси к животу,
Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши
от смерти души наша.




Прикрепленный файл: tropar-uspeniya-presvyatoj-bogorodicy-ochevidnoe-neveroyatnoe.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27535

29 августа.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа ( Уруса) Господа Иисуса Христа( 944 ) .
Мч. Диомида врача ( 298). Мчч. 33-х Палестинских.
Прп. Хенимона Египетского (IV).
Феодоровской ( 1239) и " Торжество Пресвятой Богородицы" ( Порт- Артурской) (1904) икон Божией Матери.

Как в Эдессе появился Образ Христов.

Вот уже 150 лет, как правители Осроены- а ее столицей был славный город Едесса* - носили почетное имя Абгар ( " могущественный"). Ничего не было невозможного и для царя Абгара Пятого. Но показалось царю, что свет померк и звезды сошли с небес, когда понял царь - болен он страшной болезнью - проказой. Не было от нее лечения, и всякий прокаженный должен был умереть лютой смертью - сгнившая плоть его кусками валилась с костей на землю.
Но в ту пору как раз вернулись домой трое верных царских сановников, и один из них дипломат и живописец Ханнан. " Прости нас, царь ! - воскликнули они.- Мы задержались, ибо на пути узнали о чудесном пророке из Иерусалима и отклонились с дороги. Мы слушали его и не могли наслушаться. Мы смотрели на него и не могли насмотреться. Воистину, это самБог сошел с небес на землю! Вот, мы принесли тебе все, что записали в те десять дней, пока не в силах были покинуть Иерусалим".
И поразился царь, и возрадовался. " Вот кто спасет меня от неисцелимой болезни! Человеку это невозможно, но Богу возможно все !" Он с радостью и поспешностью написал письмо Христу,умоляя придти и изцелить его. " Тебя преследуют,- писал он еще,-Так приди же в Едессу и живи здесь, и я, великий царь, стану твоим рабом".
Когда же Иисус получил письмо,то сказал Ханнану " Иди и скажи господину твоему : спасение его, что уверовал в Меня. Я исцелю его,когда завершу все дела земные, для которых пришел сюда. Пусть онждет уче6ика Моего." И, приложив к лицу убрус ( полотенце), подал его Ханнану. Тот с изумлением увидел отразившийся на убрусе святой лик Христов.
Ханнан беежно принес его Абгару- царю. Тот принял образ и с почетом укрепил на воротах Эдессы.
А когда Христос вознесся на небо, то пршел к царю Абгару Его апостол Фаддей, один из 70- ти,и исцелил его.
Образ этот доселе почитается во всем свете.

* Эдесса - древний город, предшественник современного города Шанлыурфа на юго - востоке Турции.

Спас Нерукотворный. 1100 г. Новгород. Москва. Третьяковская галерея. Это самая ранняя из известных новгородских икон.

Прикрепленный файл: 1c49a1067f76390165b4909e32909c6f.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27535

Третий спас

(Хлебный/Ореховый Спас)

29 августа

Народное название церковного праздника в честь перенесения в Константинополь из Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в 944 году. В третий Спас происходили ярмарки, где торговали холстами. К нему же приурочивались дожинки и сеянье озимой ржи.

Третий Спас (Малый Спас, Нерукотворный образ, "Спас на полотне", Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый, Третий Калинник (енисейск.), Бороздень, Брязже (смоленск.) - народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу - Спасителю (Спасу), который отмечается 16/29 августа. Установлен церковью в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Согласно древнему преданию, основанному на документе, найденному в IV в. Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского г. Эдессы Авгарь страдал проказой; желая избавиться от поразившей его неизлечимой болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти и исцелить его. Господь обещал послать к князю одного из своих учеников, а все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались безуспешными.

Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство. Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.

Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия "Спас на полотне"; "Спас Нерукотворный". Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.

В народе Третий Спас, кроме названия "Спас на полотне", носил наименование "Спас на холсте", либо "Холщовый Спас", так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами. Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского уезда. Говорили: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки едят; Третий Спас - на зеленых горах холсты продают". В другом варианте звучало: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки светят; Третий Спас - именинный сноп встречают", так как к Третьему Спасу в некоторых местах, вместо дня Успения Богородицы, приурочивались дожинки и обряды, связанные с последним именинным снопом (см. Дожиночный сноп), поэтому и называли Третий Спас - "Хлебным". Говорили: "Третий Спас - хлеба припас"; "Хорошо коли Спас на полотне - хлебушко на гумне"; "Хорош Третий Спас - зимой будет квас".

В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", т.е. сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей.

Называли Третий Спас и ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. Так, в Зарайском у. Рязанской губ. при имении, где рядом находилось много ореховых лесов, в лес отправлялась "старостиха" для пробного сбора; собранное ею за один день считалось мерою для всех женщин, впоследствии идущих собирать орехи. В назначенный день в лесу расстилали ковер и "веретья", от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.

На Третий Спас происходил последний отлет ласточек и журавлей: "Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает"; "Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже".

В городах с этого дня начинались "великоденские" гулянья.

Автор: Баранова Ольга Геннадьевна
Источник: Российский этнографический музей


29 августа. Спас: Третий Ореховый Спас
holiday.meta.ua›spas07/3s07.php

Прикрепленный файл: orehovyiy-spas.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 56 57 58 59 60 * 61 62 63 64 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » Библия, православные праздники, традиции [тема №63218]
Вверх ⇈