Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Библия, православные праздники, традиции

В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14 15 * 16 17 18 19 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544
18 мая

Седьмица 6- я по Пасхе. Вмч. Ирины ( I-II).

Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского. Прп. Варлаама Серпуховского ( 1377). Прмч. Ефрема Нового ( 1426).

Иконы Божией Матери " Неупиваемая чаща"( 1878).



Житие великомученицы Ирины Македонской

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ири­на жи­ла в I ве­ке и до кре­ще­ния но­си­ла имя Пе­не­ло­па. Она бы­ла до­че­рью языч­ни­ка Ли­ки­ния, пра­ви­те­ля об­ла­сти Ми­гдо­ния Ма­ке­до­ния. Ли­ки­ний по­стро­ил для до­че­ри от­дель­ный рос­кош­ный дво­рец, где она жи­ла со сво­ей вос­пи­та­тель­ни­цей Ка­ри­ей, окру­жен­ная сверст­ни­ца­ми и слу­га­ми. Еже­днев­но к Пе­не­ло­пе при­хо­дил на­став­ник по име­ни Апе­ли­ан, ко­то­рый обу­чал ее на­у­кам. Апе­ли­ан был хри­сти­а­ни­ном; во вре­мя уче­ния он го­во­рил де­ви­це о Хри­сте Спа­си­те­ле и на­ста­вил ее хри­сти­ан­ско­му уче­нию и хри­сти­ан­ским доб­ро­де­те­лям. Ко­гда Пе­не­ло­па под­рос­ла, ро­ди­те­ли ста­ли ду­мать о ее за­му­же­стве. В этот пе­ри­од жиз­ни Гос­подь вра­зу­мил ее чу­дес­ным об­ра­зом: к ней в ок­но при­ле­та­ли од­на за дру­гой три пти­цы – го­лубь с мас­лич­ной вет­кой, орел с вен­ком и во­рон со зме­ей. Учи­тель Пе­не­ло­пы Апе­ли­ан объ­яс­нил ей зна­че­ние это­го зна­ме­ния: го­лубь, озна­чав­ший доб­ро­де­те­ли де­ви­цы – сми­ре­ние, кро­тость и це­ло­муд­рие, при­нес мас­лич­ную ветвь – бла­го­дать Бо­жию, по­лу­ча­е­мую в Кре­ще­нии; орел – зна­ме­ние вы­со­ты ду­ха, до­сти­га­е­мой через бо­го­мыс­лие, – при­нес ве­нок за по­бе­ду над неви­ди­мым вра­гом как на­гра­ду от Гос­по­да; во­рон же при­нес змею в знак то­го, что диа­вол опол­чит­ся на нее и бу­дет до­став­лять пе­ча­ли, скор­би и го­не­ния. В кон­це бе­се­ды Апе­ли­ан ска­зал, что Гос­подь же­ла­ет об­ру­чить ее Се­бе и что Пе­не­ло­па пре­тер­пит мно­гие стра­да­ния за сво­е­го Небес­но­го Же­ни­ха. По­сле это­го Пе­не­ло­па от­ка­за­лась от за­му­же­ства, при­ня­ла Кре­ще­ние от ру­ки апо­сто­ла Ти­мо­фея, уче­ни­ка свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, и бы­ла на­ре­че­на Ири­ной. Она ста­ла убеж­дать и сво­их ро­ди­те­лей при­нять хри­сти­ан­скую ве­ру. Мать ра­до­ва­лась об­ра­ще­нию до­че­ри ко Хри­сту; отец вна­ча­ле не пре­пят­ство­вал до­че­ри, но за­тем стал тре­бо­вать от нее по­кло­не­ния язы­че­ским бо­же­ствам. Ко­гда же свя­тая Ири­на твер­до и ре­ши­тель­но от­ка­за­лась, раз­гне­ван­ный Ли­ки­ний ве­лел свя­зать свою дочь и бро­сить под ко­пы­та сви­ре­пых ко­ней. Но ко­ни оста­лись непо­движ­ны­ми, лишь один из них ото­рвал­ся от при­вя­зи, бро­сил­ся на Ли­ки­ния, ухва­тил зу­ба­ми его за пра­вую ру­ку, вы­рвал ее из пле­ча, а са­мо­го Ли­ки­ния сбил и на­чал топ­тать. То­гда свя­тую де­ву раз­вя­за­ли, и по ее мо­лит­ве Ли­ки­ний в при­сут­ствии оче­вид­цев встал невре­ди­мый, со здо­ро­вой ру­кой. Ви­дя та­кое чу­до, Ли­ки­ний с же­ной и мно­же­ством на­ро­да, чис­лом око­ло 3 000 че­ло­век, уве­ро­вал во Хри­ста и от­рек­ся от язы­че­ских бо­гов.

Оста­вив управ­ле­ние об­ла­стью, Ли­ки­ний по­се­лил­ся во двор­це сво­ей до­че­ри, на­ме­ре­ва­ясь по­свя­тить се­бя слу­же­нию Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Свя­тая же Ири­на на­ча­ла про­по­ве­до­вать уче­ние Хри­сто­во сре­ди языч­ни­ков и об­ра­ща­ла их на путь спа­се­ния. Она жи­ла в до­ме сво­е­го учи­те­ля Апе­ли­а­на. Узнав об этом, Се­де­кия, но­вый пра­ви­тель об­ла­сти, при­звал Апе­ли­а­на и спро­сил об об­ра­зе жиз­ни Ири­ны. Апе­ли­ан от­ве­тил, что Ири­на, как и дру­гие хри­сти­ане, жи­вет в стро­гом воз­дер­жа­нии, в непре­стан­ной мо­лит­ве и чте­нии Бо­же­ствен­ных книг. Се­де­кия при­звал к се­бе свя­тую и на­чал убеж­дать ее пре­кра­тить про­по­ведь о Хри­сте и при­не­сти жерт­ву бо­гам. Свя­тая Ири­на бес­тре­пет­но ис­по­ве­да­ла свою ве­ру пе­ред пра­ви­те­лем, не устра­шив­шись его угроз и го­то­вясь до­стой­но пре­тер­петь стра­да­ния за Хри­ста. По при­ка­за­нию Се­де­кии она бы­ла бро­ше­на в ров, на­пол­нен­ный зме­я­ми и га­да­ми. Де­сять дней про­бы­ла во рву свя­тая и оста­лась невре­ди­ма, ибо Ан­гел Гос­по­день со­хра­нил ее и при­но­сил ей пи­щу. Се­де­кия при­пи­сал это чу­до вол­шеб­ству и пре­дал свя­тую страш­ным пыт­кам: при­ка­зал пе­ре­пи­лить ее же­лез­ной пи­лой. Но пи­лы ло­ма­лись од­на за дру­гой и не при­чи­ня­ли вре­да те­лу свя­той де­вы. На­ко­нец чет­вер­тая пи­ла обаг­ри­ла те­ло му­че­ни­цы кро­вью. Се­де­кия со сме­хом ска­зал му­че­ни­це: «Где же Бог твой? Ес­ли у Него есть си­ла, пусть Он те­бе по­мо­жет». Вне­зап­но под­нял­ся вихрь, блес­ну­ла осле­пи­тель­ная мол­ния, по­ра­зив­шая мно­гих му­чи­те­лей, раз­дал­ся гром и по­лил­ся силь­ный дождь. Ви­дя та­кое зна­ме­ние с неба, мно­гие уве­ро­ва­ли во Хри­ста Спа­си­те­ля. Се­де­кия не вра­зу­мил­ся яв­ным про­яв­ле­ни­ем си­лы Бо­жи­ей и пре­дал свя­тую но­вым пыт­кам, но Гос­подь со­хра­нил ее невре­ди­мой. На­ко­нец на­род воз­му­тил­ся, гля­дя на стра­да­ния невин­ной де­вы, вос­стал про­тив Се­де­кии и из­гнал его. Сме­нив­шие Се­де­кию пра­ви­те­ли так­же под­вер­га­ли свя­тую Ири­ну раз­ным же­сто­ким му­кам, во вре­мя ко­то­рых си­лой Бо­жи­ей она про­дол­жа­ла оста­вать­ся невре­ди­мой, а на­род под вли­я­ни­ем ее про­по­ве­ди и со­вер­шав­ших­ся чу­дес все в боль­шем чис­ле об­ра­щал­ся ко Хри­сту, остав­ляя по­кло­не­ние идо­лам. Все­го свя­той Ири­ной бы­ло об­ра­ще­но свы­ше 10 000 языч­ни­ков. Из сво­е­го род­но­го го­ро­да Ми­гдо­нии свя­тая пе­ре­шла в го­род Кал­ли­поль и там про­дол­жа­ла про­по­ве­до­вать о Хри­сте. Пра­ви­тель го­ро­да по име­ни Ва­ва­дон под­верг му­че­ни­цу но­вым каз­ням, но, уви­дев, что свя­тая оста­ет­ся невре­ди­мой, вра­зу­мил­ся и уве­ро­вал во Хри­ста. Вме­сте с ним уве­ро­ва­ло боль­шое чис­ло языч­ни­ков, ко­то­рые все при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние от апо­сто­ла Ти­мо­фея.

По­сле это­го свя­тая Ири­на по­се­ти­ла и дру­гие го­ро­да – Кон­стан­ти­ну, Ме­сем­врию – с про­по­ве­дью о Хри­сте, тво­ря чу­де­са, ис­це­ляя боль­ных и пре­тер­пе­вая стра­да­ния за Хри­ста. В го­ро­де Ефе­се Гос­подь от­крыл ей, что при­бли­зи­лось вре­мя ее кон­чи­ны. То­гда свя­тая Ири­на в со­про­вож­де­нии сво­е­го учи­те­ля стар­ца Апе­ли­а­на и дру­гих хри­сти­ан уда­ли­лась за го­род к гор­ной пе­ще­ре и, осе­нив се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, во­шла в нее, ука­зав сво­им спут­ни­кам за­крыть вход в пе­ще­ру боль­шим кам­нем, что и бы­ло ис­пол­не­но. Ко­гда на чет­вер­тый день по­сле это­го хри­сти­ане по­се­ти­ли пе­ще­ру, то те­ла свя­той в ней не об­ре­ли. Так пре­ста­ви­лась свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ири­на.

Народный календарь: Ирина, Арина, Арина- рассадница, Рассадница.

Издавна принято считать ,что в период с 18 по 25 мая следует высаживать рассаду капусты. Причем занятие это должно быть чисто женским." Если посадит овощи мужиик, то они зацветут, но не дадут плода". У этого дня есть и другое название - Иван Головатый. Так говорят потому, что при посадке капусты приговаривали: " Дай, Боже, час добрый,чтобы капуста моя принмалась и в головки складывалась".

azbyka.ru›Календарь›Ирины Македонской

Прикрепленный файл: p190i1ou291db9f11qbn1ur1l323.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544

Икона Божией Матери Неупиваемая чаша

Ико́на Бо́жией Ма́тери «Неупива́емая Ча́ша» — икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Известна с 1878 года и почитается в Русской церкви как чудотворная.

Иконографически восходит к типу Богородицы-Оранты. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками.

Считается, что молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании.

Первоначальный явленный образ был утерян в 1929 году. Существующие ныне два почитаемых чудотворными списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях.

Празднование иконе совершается 5 мая по юлианскому календарю

ru.wikipedia.org›Неупиваемая Чаша

Прикрепленный файл: hqdefault.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544
Серпухов|Введенский Владычный монастырь

sobory.ru›map/?obj=00622

Прикрепленный файл: 00622_20111228_223324.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544


Краткое житие преподобного Иова, игумена Почаевского

Пре­по­доб­ный Иов, игу­мен По­ча­ев­ский, чу­до­тво­рец (в ми­ру Иван Же­ле­зо), ро­дил­ся в се­ре­дине ХVI ве­ка в По­ку­тье в Га­ли­ции. В воз­расте 10 лет он при­шел в Пре­об­ра­жен­ский Угор­ниц­кий мо­на­стырь, а на 12-м го­ду жиз­ни при­нял мо­на­ше­ство. С юно­сти пре­по­доб­ный Иов был из­ве­стен ве­ли­чай­шим бла­го­че­сти­ем, стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью и ра­но был удо­сто­ен свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Око­ло 1580 го­да, по прось­бе из­вест­но­го по­бор­ни­ка пра­во­сла­вия кня­зя Кон­стан­ти­на Острож­ско­го, он воз­гла­вил Кре­сто­воз­дви­жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Дуб­но и управ­лял мо­на­сты­рем бо­лее 20 лет в об­ста­нов­ке на­рас­тав­ших го­не­ний на пра­во­сла­вие со сто­ро­ны ка­то­ли­ков и уни­а­тов. В на­ча­ле ХVII ве­ка пре­по­доб­ный уда­лил­ся на По­ча­ев­скую го­ру и по­се­лил­ся в пе­ще­ре непо­да­ле­ку от древ­ней Успен­ской оби­те­ли, слав­ной сво­ей чу­до­твор­ной По­ча­ев­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бра­тия оби­те­ли, по­лю­бив свя­то­го от­шель­ни­ка, из­бра­ли его сво­им игу­ме­ном. Пре­по­доб­ный Иов, рев­ност­но ис­пол­няя долж­ность на­сто­я­те­ля, был кро­ток и лас­ков с бра­тья­ми, сам мно­го ра­бо­тал, са­жал в са­ду де­ре­вья, укреп­лял пло­ти­ны близ мо­на­сты­ря. При­ни­мая де­я­тель­ное уча­стие в за­щи­те пра­во­сла­вия и рус­ской на­род­но­сти, пре­по­доб­ный Иов при­сут­ство­вал на Ки­ев­ском Со­бо­ре 1628 го­да, со­зван­ном про­тив унии. По­сле 1642 го­да пре­по­доб­ный Иов при­нял ве­ли­кую схи­му с име­нем Иоанн. Ино­гда он пол­но­стью за­тво­рял­ся в пе­ще­ре на три дня или на це­лую неде­лю. Иису­со­ва мо­лит­ва бы­ла непре­стан­ным де­ла­ни­ем его крот­ко­го серд­ца. По сви­де­тель­ству уче­ни­ка и со­ста­ви­те­ля жи­тия пре­по­доб­но­го Иова До­си­фея, од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы пре­по­доб­но­го пе­ще­ру оси­ял небес­ный свет. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Иов в 1651 го­ду, про­жив бо­лее 100 лет, по­сле пя­ти­де­ся­ти­лет­не­го управ­ле­ния По­ча­ев­ской оби­те­лью. 28 ав­гу­ста 1659 го­да со­вер­ши­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Иова.

Пре­по­доб­ный Иов По­ча­ев­ский скон­чал­ся 28 ок­тяб­ря 1651 го­да. 28 ав­гу­ста 1833 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Иова бы­ли тор­же­ствен­но от­кры­ты для все­об­ще­го по­кло­не­ния. В 1902 го­ду Свя­тей­ший Си­нод опре­де­лил в этот день об­но­сить свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Иова во­круг Успен­ско­го со­бо­ра По­ча­ев­ской Лав­ры по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии.

azbyka.ru›days/sv-iov-pochaevskij

Прикрепленный файл: Iov-Pohaevskiy.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544

Пещерка преп. Иова Почаевского


Комментарий модератора:
В разделе " Бессонница" есть заметка от 12 мая о моих впечатлениях от посещения пещерки преп. Иова Почаевского в Свято- Успенской Почаевской Лавре.


Прикрепленный файл: pesherka-on.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544
20 мая

Отдание праздника Пасхи. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме( 351). Мч. Акакия сотника.
прп. Нила Сорского ( 1508). Прп. Иоанна Задазнийского и учеников его : Авива, еп. Некресского. Антония Маркопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шивы Мгвимского ( VI в.) ( Груз.). Обретение мощей преп. Нила Мироточивого. Афинского (1815)
Любечской ( XI) и Жировицкой ( 1470) икон Божией Матери.


Преподобный Нил Сорский (1433–1508)

День памяти: 7(20) мая

О его жизни до принятия монашества известно только то, что происходил он из крестьянской семьи, но был грамотен. Постриг­ся в Кирилло-Белозерском монастыре, а потом предпринял путе­шествие в Святую Землю, был в Константи­нополе и на Афоне. Там он остановился надолго, где научился уединенной жизни в молитве и созерцании.

Вернувшись на родину, основывает скит, получивший потом его имя, и собирает тех, кто стремится к отшельничеству, чтению и переписыванию книг. Последнее было поставлено на достаточно научной основе, сам Нил внимательно изучал переписываемые тексты, искал более точные списки.

Нил Сорский оказался в центре споров стяжателей и нестяжателей о монастырской собственности. Он выступал против обширных земельных владений, считая, что инок должен жить, довольствуясь только самым необходимым, добывая то собственным трудом. Считал он так же, что с еретиками (в частности с известными в то время новгородскими «жидовствующими») следует поступать мягко.

Участвовал в Соборах 1490 и 1503 годов, написал ряд по­сланий ученикам и составил устав монашеской жизни. Незадолго перед кончиной в 1508 году написал духовное завещание.



azbyka.ru›Отцов›?Nil_Sorskij

Прикрепленный файл: aaf8d3837418da4c4c35e36db6b6414b.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544
Нило-Сорская пустынь в честь Сретения Господня (недейств.)


Стоит в 15 верстах от города Кириллова при реке Сорке (Соре), впадающей в реку Бородаву.


Скит преподобного Нила


Основана в 1480-е годы преподобным Нилом Сорским, иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Преподобный Нил дал своим ученикам скитский устав, на основе уставов бытовавших тогда на Православном Востоке где он до этого побывал, почему и пустынь его сначала называлась скитом. При нем же был построен и храм в честь Сретения Господня. По преставлении преподобного Нила в 1508 году на месте его захоронения монахи положили камень, а позднее поставили часовню.

После смерти основателя скит продолжал оставаться небольшим, монахов в нем было немного. В 1515 году в скиту жили священник, дьякон и двенадцать старцев. Как и при Ниле Сорском, все имущество, пища и одежда их были общими. Слава преподобного Нила росла и Московские князья взяли скит под свою защиту и на свое материальное обеспечение. Вторым храмом обители стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. Царь Иван Грозный, посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нем каменную церковь, но преподобный Нил, явившись к нему в сонном видении, запретил нарушать предание скитской нищеты, поэтому долгое время скит оставался полностью деревянным. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня и старая мельница.

Приписной скит


В 1641 году Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю, что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы. Были возведены новая колокольница и небольшая холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита. Строилась церковь на государево жалованье (десять рублей) и вклады (шестьдесят рублей двадцать девять алтын две деньги). Вкладчиками являлись ярославец Федор Федоров Неждановский, Кондратий Лукин с товарищами и боярин Борис Иванович Морозов. Через несколько лет в церкви установили деревянную резную золоченую раку, В этой церкви висели и самые дорогие иконы из имеющихся в скиту. Серебряные оклады на иконах и серебряные сосуды, появившиеся во второй половине XVII века, тоже были вкладными. Вкладами и перепиской книг пополнялась и библиотека скита - в 1641 году она насчитывала семьдесят книг, а в 1689 году уже сто сорок, являясь значительным для того времени собранием. Число монахов в скиту постепенно уменьшалось и составляло в конце XVII века всего пять-шесть человек.

Подчиненность Нилова скита Кирилло-Белозерскому монастырю продолжалась до 1777 года [1]. К этому времени братии в нем уже не было вовсе, лишь для совершения богослужения жили священник, дьячок и пономарь. За сохранностью построек и имущества присматривали монахи Кириллова монастыря, а наиболее дорогие предметы для сохранения были вывезены в Кириллов. В 1777 году по указу Вологодской духовной консистории Нило-Сорскую пустынь перевели в ведомство Кирилловского духовного правления. Ее деревянные строения постепенно ветшали, все приходило в запустение. С конца XVIII века в Нило-Сорскую пустынь стали ссылать монахов "за неблаговидное поведение" из других монастырей.

В самом конце XVIII века была сделана попытка возродить некогда известную обитель. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря игумен Феофан взял пустынь под свое управление и начал ее восстановление. Но из-за дальнего расстояния (около семидесяти верст) вести дела в пустыни из Кирилло-Новоезерского монастыря было неудобно, поэтому в 1805 году Нило-Сорская пустынь вновь возвращается в ведение Кирилло-Белозерского монастыря. В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. Денежная сумма при передаче составляла девяносто три рубля.

В ведомстве Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека. Кирилловский настоятель назначал управляющих пустынью обычно из состава своей монастырской братии "с полным доверием в хозяйственных распоряжениях".


Восстановление обители в XIX веке


Общий хозяйственный и духовный упадок обители беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия который в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни иеромонаха Никона (Прихудалова), прибывшего сюда в поисках уединенного жительства. Впервые приехав в Нило-Сорскую пустынь он нашел что

"Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению... скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах..." [2].
Кроме того, его смутило, что в обители явно преобладали недуховные радости. По дороге к месту нового служения ему встретилась толпа женщин, возвращавшихся с веселыми песнями из пустыни, где они рубили капусту для братии и где их "хорошо угостили". Вместе с тем, в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал "тонкое духовное благоухание", которое взяло верх над другими чувствами. Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители.

Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837-1842 годах. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание. Возросло число благотворителей, вкладчиков, доходы пустыни стали расти. Отец Никон ввел ежедневную службу, следил за выполнением монастырского устава, боролся с нетрезвостью. Все это способствовало укреплению авторитета пустыни и увеличению числа ее насельников. В 1840 году пустынская братия обратилась к настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря Рафаилу с прошением о восстановлении самостоятельности их обители, и вскоре решение об этом состоялось. В указе Святейшего Синода от 31 декабря 1850 года говорилось, что

"восстановление оной по сохраняющемуся о ней благочестивому воспоминанию послужит немаловажною опорою для народа в духе православия" [3].
Нило-Сорскую пустынь восстановили как заштатный общежительный монастырь. Способами ее содержания назначались земля (триста десятин), проценты с имеющегося капитала (2143 рубля серебром), собственные средства "от сборов свечного и кружечного и от усердия богомольцев".

Иеромонахом Никоном было положено начало каменному строительству в Нило-Сорской пустыни. Первый каменный храм в честь Тихвинской иконы Богоматери заложили на месте разобранных церквей Сретенья Господня и Иоанна Предтечи. Во время работ были обнаружены нетленные мощи - вероятно самого преподобного Нила. Иеромонах Никон оставил для перезахоронения после постройки храма. По неискушенности он не сообщил о находке по инстанциям и поплатился, по доносу о "скрытии мощей", лишением священства и права ношения монашеской одежды на год, а также ссылкой в Валдайский Иверский монастырь.

Строительство продолжалось уже при другом настоятеле. Пятиглавый Тихвинский собор, состоящий из теплой и холодной церквей с приделами, строился в течение 1841-1854 годов. Храм украсили новые барочные иконостасы, настенная живопись. В холодной церкви близ юго-восточного придела преподобного Нила на месте деревянной раки установили новую, с чеканными изображениями на серебряных накладках сцен из жизни основателя монастыря. Надпись на нижнем карнизе раки сообщала, что устроена она в 1862 году, а "чеканил серебряных дел мастер Федор Верховцев". По углам раки на тумбах, раскрашенных под мрамор, стояли четыре деревянных резных ангела, держащих над нею очень красивую резную деревянную сень. В обители также хранилась власяница преподобного Нила. К теплой церкви главного храма примыкала колокольня. В северной части монастыря стоял двухэтажный настоятельский корпус, построенный в середине XIX столетия. Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е годы была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы где была поставлена деревянная рака, в которой мощи преподобного хранились прежде. Так, к 1870-м годам сложился новый каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни.

В 1871 году в обители уже жили сто тридцать человек, из них пятьдесят монахов и послушников. Годовой доход пустыни в это время составлял более двенадцати тысяч рублей. Однако это возрождение обители преподобного Нила не означало возвращения прежних традиций монастырской жизни, завещанных основателем. Благочинному архимандриту Иакову требовал запрета походов групп монахов за милостынью по селам, не раз разбирал дела, связанные с нетрезвостью пустынской братии. Все это время Нило-Сорская пустынь оставалось местом ссылки для исправления лиц духовного звания.

Вместе с тем в этот период в ней жили старцы, прославившие ее своим подвижничеством. Недалеко от самой пустыни находились два скита - Иоанно-Предтеченский и Успенский, - в которых в уединении и аскезе жили схимники. Устройству этих скитов положил начало возродителя обители иеромонаха Никона, который любил уединяться в келье, поставленной на том месте, где когда-то была келья Нила Сорского (в 100 саженях от непосредственно самой пустыни) и сохранялся вырытый им колодец. Здесь же было начато в 1841 году строительство церкви Иоанна Предтечи из разобранных деревянных церквей, но из-за удаления Никона она стояла незаконченной. Вернувшись из ссылки, Никон, с разрешения нового настоятеля, поселился в келье около недостроенной церкви. Его трудами она была завершена, украшена и 15 ноября 1852 года освящена. На другой день иеромонах Никон принял пострижение в схиму с именем Нил и было положено начало Иоанно-Предтеченскому скиту. Скит был окружен невысокой деревянной оградой, посторонних, особенно женщин, на его территорию не пускали. С приходящими за помощью старец общался в основном через своего келейника. Подвижническая жизнь старца являлась образцом для других. В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения, построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это стало началом второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы, две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Успенского скита также окружала деревянная ограда. Здесь старец провел остаток жизни и скончался в 1870 году. Схимник Нил был, возможно, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы. Изображение скитов при Нило-Сорской пустыни можно видеть на гравюре 1876 года [4].

В 1890 году по ходатайству братии Нило-Сорской пустыни ее настоятелем назначили отца Герасима (Никитина), который управлял пустынью четырнадцать лет, и успел привить

"среди иноков редкое трудолюбие, безропотное послушание и отсечение своей воли, трезвую жизнь, взаимную братскую любовь и иноческое терпение и смирение, а также истовое уставное богослужение" [5].
В 1904 году он ушел на покой, а впоследствии принял схиму с именем Нил и жил в скитах. К этом времени обитель представляла из себя немалое хозяйство. Помимо строений пустыни и двух скитов имелись многочисленные хозяйственные постройки: скотные дворы, конюшни, овины, сеновалы, амбары, кладовые, баня, прачечная с водопроводом, кузница, мельница, гостиницы для паломников, а также два жилых дома в городах Белозерске и Кириллове. За пустынью числилось триста десятин земли, расположенной вблизи нее, и триста тридцать десятин в семидесяти верстах от нее, которые сдавались в аренду местным крестьянам. В аренду сдавались и две рыбные ловли на Спасском и Бородаевском озерах, также принадлежавшие пустыни.

Следущий игумен, Иларион (Павлинов), приложил большие труды для поддержания хозяйства, ремонта зданий, в том числе пустовавшего после кончины Никона (в схиме Нила) Иоанно-Предтеченский скита. Все это делалось в преддверии 400-летия со дня кончины преподобного Нила
- даты, которую пустынь широко отметила бдением, торжествами и крестным ходом 7 мая 1908 года. Летом 1912 года обитель посетил архиепископ Новгородский Арсения.


Запустение новейшего времени


С революционными событиями 1917 года мирная жизнь обители закончилась. По одному из первых декретов советской власти монастырская земля и постройки перешли в распоряжение местных органов власти. В 1918 году специальная комиссия произвела учет изымаемых имущества и ценностей пустыни. В апреле 1919 года братия пустыни и жители окрестных деревень, как религиозная община, заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее. Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления на некоторое время, но по инициативе губернских и уездных властей в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Возникшая угроза хищения церковных ценностей заставила местные власти хлопотать об их "изъятии для сохранения". В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для "культурных нужд" населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а затем психоневрологический диспансер, существующий там и поныне. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились до наших дней. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи.

Документы, литература


• ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. On. 1. Д. 17. Л. 167, 189.


• Зверинский, В. В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи: Вып. 1-3, Санкт-Петербург, 1890-1897.
• Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил, Кириллов, 1891.
• Поселянин, Е., "Преподобный Нил Сорский. Личность и значение его в истории русского монашества", Церковные Ведомости, 1908, № 18-19, 852.
• "Обозрение епархии Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Арсением архиепископом Новгородским и Старорусским", Новгородские епархиальные ведомости, 1912, № 9, 280.
• Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии, Москва, 1913.
• Калинин, Иоанн, "Памяти сердца о. схиигумена Нила", Русский инок, 1914, № 1.
• Прохоров, Г. М., "Нил Сорский", Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV-XVI вв., ч. 2, Ленинград, 1989, 139.
• Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910] (Репр. изд., Санкт-Петербург. Сойкин П. П., 1994.



Использованные материалы


• Смирнова, А. В., Нило-Сорская пустынь:
http://www.booksite.ru/fulltext/kir/ill/ov1/9.htm
• Булгаков, С. В., "Сорская Нилова пустынь":
http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sorsk_nil_pust.html
• Страница официального сайта Вологодской епархии:
http://vologda-eparhia.ru/monk/no/bel/no_bel.html#25
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_690




[1] По ряду данных пустынь была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю в 1764 году. Возможно этим указом было лишь подтверждено уже существовавшее положение. См. Булгаков, С. В., "Сорская Нилова пустынь", http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sorsk_nil_pust.html; http://vologda-eparhia.ru/monk/no/bel/no_bel.html#25

[2] Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил, Кириллов, 1891, 38-39.

[3] Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии, Москва, 1913, 18-20.

[4] Рисунок для гравюры "Вид Нило-Сорской мужской общежительной пустыни" сделан

Нило-Сорская пустынь. Фото нач. XXI в.

drevo-info.ru›Энциклопедия›НИЛО-сорская пустынь

Прикрепленный файл: 001838.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544

ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ

Явление на небе знамения Животворящего Креста Господня в Иерусалиме в 351 году

Воспоминание 7 ( 20) мая

После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария. В утверждение Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В дни Пятидесятницы, 7 мая 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над Голгофской горой и достигало горы Елеонской, отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. Многие люди, оставив свои дела, выходили из домов и со страхом созерцали чудное явление. Потом многочисленные толпы жителей Иерусалима с трепетом и радостью поспешили ко святому храму Воскресения.

О совершившемся чудесном явлении знамения Креста патриарх Иерусалимский Кирилл известил посланием императора Констанция, увещевал его обратиться к Православной вере. Историк Церкви Созомен свидетельствует, что через это явление Святого Креста многие иудеи и еллины пришли к истинной вере, покаявшись Христу Богу, и приняли святое крещение.

Тропарь, глас 8

Креста́ Твоего́ о́браз ны́не па́че со́лнца возсия́,/ его́же от горы́ святы́я да́же до ло́бнаго ме́ста просте́рл еси́/ и в нем Твою́, Спа́се, кре́пость уясни́л еси́,/ сим укрепля́я нас/ и спаса́й вы́ну в ми́ре/ моли́твами Богоро́дицы, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.

Кондак, глас 4.

Отве́рзый Небеса́ заключе́нная,/ на небеси́ пре́светлыя лучи́,/ на земли́ возсия́ пречи́стый Крест:/ те́мже сия́ние его́ де́йства прие́мше,/ к незаходи́мому наставля́емся Све́ту/ и во бране́х и́мамы его́ ору́жие ми́ра/ непобеди́мую побе́ду.


Использованные материалы


• Страница календаря портала Православие.ру:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1005.htm
http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT6887.htm
• Тексты тропаря и кондака взяты с сайта Троицкого прихода в Балтиморе
http://www.holytrinityorthodox...?yea...o=2

Прикрепленный файл: 12425.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544



НИЛ СОРСКИЙ

Прикрепленный файл: 26870.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27544
21 мая, четверг

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова( 98 - 117). Прп. Арсения Великого ( 449- 450).
Прпп. Арсения трудолюбивого ( X IV) и Пимена постника ( XII), Печерских, в Дальних пещерах. Мучеников в долине Ферейдан ( Иран) от персов пострадавших( XVII)( Груз.)( переходящее празднование в день Вознесения Господня).


Что говорит Библия о Вознесении Господа.

Вознесение Христово было предсказано еще в Ветхом Завете: " И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку " ( Зах. 14, 4).
О событии Вознесения Христа на небо говорят евангелисты Марк и Лука : " Господь, после беседования с ними, вознесся на небо" ( Мк. 16, 19) - " И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо" ( Лк. 24, 51).
Деяния святых апостолов тоже рассказывают об этом великом событии: " Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их" ( Деян.1,9). О событиях Вознесения, несомненно, знали и другие ученики : " Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий" ( Ин. 3, 13) - " Он же есть и восшедший превыше всех небес" ( Еф. 4,10).

Иерей Олег Давыденков.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Его называли апостолом любви, ибо любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем Существе есть Любовь. Преставился святой Иоанн 9 октября, 21 -же мая отмечается ежегодное исхождение на месте его рогребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцеления от различных недугов.
Св. Ап. Иоанну Богослову, а также апп. Марку, Луке и Матфею молятся о совете и любви между мужем и женой.

Народный календарь.

Иванов день. Иван. Богослов. Иоанн Богослов. Иван градобой. Ивн пшеничник. Иван долгий. Пшеничник. Арсений.

Обычаи. " На Ивана Богослова паши пашню, сей пшеницу". " На Арсеньев день - засевай пшеницу". " Пшеницу сей, когда черемуха зацветет". " Не сей пшеницу раньше дубового листа", т.е.его роявления.
По старинному обычаю в этот день не только сеяли пшеницу, но и пекли пироги, которыми угощади странников и нищих.

Приметы и наблюдения. День сдождями - гриб пойдет полками. Лопаются рочки у лесного шиповника.Начинают цвести ранние ирисы.

Именины : Арсений. Иван.

" Русский народный Православный календарь" ч.1 стр. 492-493. В.В.Усоа. 1997 г.
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14 15 * 16 17 18 19 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » Библия, православные праздники, традиции [тема №63218]
Вверх ⇈