Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
17 мая 2015 7:18 17 мая 2015 17:06 17 мая
Житие преподобных Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых, Новгородских.
( память их празднуется 4/ 17 мая).
Преподобные братья Алфановы жили в XIV веке Новгороде. Они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как сообщают летописи " на Сокольей горе поставивши церковь древяну святого Николыи монастырь устроиши" в 1389 году. Праведные Алфановы были в родстве с известным по летописи новгородским воеводой Яковом Анфалом или Алфаном, коорый убежал на Двину, спасаясь от преследова6ий за сношения с Москвой, и праведники подверглись бедам по родственной связи с Яковом,тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности. В " Сказании" о святых братьях описаны чудеса, происходившие от мощей, после их кончины. Празднование их памяти положено 4/17 мая и 17/30 июня. В связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 ( 17) мая 1775 г.
" Жития русских святых" т.1 ,Москва " Сибирская Благозвонница" 2008 г. стр.359. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
17 мая 2015 16:28 18 мая 2015 20:22 18 мая
Седьмица 6- я по Пасхе. Вмч. Ирины ( I-II).
Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского. Прп. Варлаама Серпуховского ( 1377). Прмч. Ефрема Нового ( 1426).
Иконы Божией Матери " Неупиваемая чаща"( 1878).
Житие великомученицы Ирины Македонской
Святая великомученица Ирина жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя области Мигдония Македония. Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям. Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы – голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы – смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь – благодать Божию, получаемую в Крещении; орел – знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, – принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла Крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, ухватил зубами его за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3 000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов.
Оставив управление областью, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель области, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан ответил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. Десять дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую страшным пыткам: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: «Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет». Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром и полился сильный дождь. Видя такое знамение с неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седекии и изгнал его. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес все в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10 000 язычников. Из своего родного города Мигдонии святая перешла в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли Святое Крещение от апостола Тимофея.
После этого святая Ирина посетила и другие города – Константину, Месемврию – с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.
Народный календарь: Ирина, Арина, Арина- рассадница, Рассадница.
Издавна принято считать ,что в период с 18 по 25 мая следует высаживать рассаду капусты. Причем занятие это должно быть чисто женским." Если посадит овощи мужиик, то они зацветут, но не дадут плода". У этого дня есть и другое название - Иван Головатый. Так говорят потому, что при посадке капусты приговаривали: " Дай, Боже, час добрый,чтобы капуста моя принмалась и в головки складывалась".
azbyka.ru›Календарь›Ирины Македонской
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
17 мая 2015 17:20 17 мая 2015 17:20 Икона Божией Матери Неупиваемая чаша
Ико́на Бо́жией Ма́тери «Неупива́емая Ча́ша» — икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Известна с 1878 года и почитается в Русской церкви как чудотворная.
Иконографически восходит к типу Богородицы-Оранты. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками.
Считается, что молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании.
Первоначальный явленный образ был утерян в 1929 году. Существующие ныне два почитаемых чудотворными списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях.
Празднование иконе совершается 5 мая по юлианскому календарю
ru.wikipedia.org›Неупиваемая Чаша
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
17 мая 2015 17:34 17 мая 2015 17:35 Серпухов|Введенский Владычный монастырь
sobory.ru›map/?obj=00622
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
18 мая 2015 20:52 18 мая 2015 20:52
Краткое житие преподобного Иова, игумена Почаевского
Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо), родился в середине ХVI века в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Преображенский Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество. С юности преподобный Иов был известен величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и рано был удостоен священнического сана. Около 1580 года, по просьбе известного поборника православия князя Константина Острожского, он возглавил Крестовоздвиженский монастырь близ города Дубно и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на православие со стороны католиков и униатов. В начале ХVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря. Принимая деятельное участие в защите православия и русской народности, преподобный Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, созванном против унии. После 1642 года преподобный Иов принял великую схиму с именем Иоанн. Иногда он полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет. Скончался преподобный Иов в 1651 году, прожив более 100 лет, после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью. 28 августа 1659 года совершилось прославление преподобного Иова.
Преподобный Иов Почаевский скончался 28 октября 1651 года. 28 августа 1833 года мощи преподобного Иова были торжественно открыты для всеобщего поклонения. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии.
azbyka.ru›days/sv-iov-pochaevskij
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
18 мая 2015 20:55 18 мая 2015 21:48 Пещерка преп. Иова Почаевского
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
19 мая 2015 16:52 19 мая 2015 17:00 20 мая
Отдание праздника Пасхи. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме( 351). Мч. Акакия сотника. прп. Нила Сорского ( 1508). Прп. Иоанна Задазнийского и учеников его : Авива, еп. Некресского. Антония Маркопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шивы Мгвимского ( VI в.) ( Груз.). Обретение мощей преп. Нила Мироточивого. Афинского (1815) Любечской ( XI) и Жировицкой ( 1470) икон Божией Матери.
Преподобный Нил Сорский (1433–1508)
День памяти: 7(20) мая
О его жизни до принятия монашества известно только то, что происходил он из крестьянской семьи, но был грамотен. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, а потом предпринял путешествие в Святую Землю, был в Константинополе и на Афоне. Там он остановился надолго, где научился уединенной жизни в молитве и созерцании.
Вернувшись на родину, основывает скит, получивший потом его имя, и собирает тех, кто стремится к отшельничеству, чтению и переписыванию книг. Последнее было поставлено на достаточно научной основе, сам Нил внимательно изучал переписываемые тексты, искал более точные списки.
Нил Сорский оказался в центре споров стяжателей и нестяжателей о монастырской собственности. Он выступал против обширных земельных владений, считая, что инок должен жить, довольствуясь только самым необходимым, добывая то собственным трудом. Считал он так же, что с еретиками (в частности с известными в то время новгородскими «жидовствующими») следует поступать мягко.
Участвовал в Соборах 1490 и 1503 годов, написал ряд посланий ученикам и составил устав монашеской жизни. Незадолго перед кончиной в 1508 году написал духовное завещание.
azbyka.ru›Отцов›?Nil_Sorskij
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
19 мая 2015 17:08 19 мая 2015 17:15 Нило-Сорская пустынь в честь Сретения Господня (недейств.) Стоит в 15 верстах от города Кириллова при реке Сорке (Соре), впадающей в реку Бородаву. Скит преподобного Нила
Основана в 1480-е годы преподобным Нилом Сорским, иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Преподобный Нил дал своим ученикам скитский устав, на основе уставов бытовавших тогда на Православном Востоке где он до этого побывал, почему и пустынь его сначала называлась скитом. При нем же был построен и храм в честь Сретения Господня. По преставлении преподобного Нила в 1508 году на месте его захоронения монахи положили камень, а позднее поставили часовню. После смерти основателя скит продолжал оставаться небольшим, монахов в нем было немного. В 1515 году в скиту жили священник, дьякон и двенадцать старцев. Как и при Ниле Сорском, все имущество, пища и одежда их были общими. Слава преподобного Нила росла и Московские князья взяли скит под свою защиту и на свое материальное обеспечение. Вторым храмом обители стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. Царь Иван Грозный, посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нем каменную церковь, но преподобный Нил, явившись к нему в сонном видении, запретил нарушать предание скитской нищеты, поэтому долгое время скит оставался полностью деревянным. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня и старая мельница. Приписной скит
В 1641 году Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю, что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы. Были возведены новая колокольница и небольшая холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита. Строилась церковь на государево жалованье (десять рублей) и вклады (шестьдесят рублей двадцать девять алтын две деньги). Вкладчиками являлись ярославец Федор Федоров Неждановский, Кондратий Лукин с товарищами и боярин Борис Иванович Морозов. Через несколько лет в церкви установили деревянную резную золоченую раку, В этой церкви висели и самые дорогие иконы из имеющихся в скиту. Серебряные оклады на иконах и серебряные сосуды, появившиеся во второй половине XVII века, тоже были вкладными. Вкладами и перепиской книг пополнялась и библиотека скита - в 1641 году она насчитывала семьдесят книг, а в 1689 году уже сто сорок, являясь значительным для того времени собранием. Число монахов в скиту постепенно уменьшалось и составляло в конце XVII века всего пять-шесть человек. Подчиненность Нилова скита Кирилло-Белозерскому монастырю продолжалась до 1777 года [1]. К этому времени братии в нем уже не было вовсе, лишь для совершения богослужения жили священник, дьячок и пономарь. За сохранностью построек и имущества присматривали монахи Кириллова монастыря, а наиболее дорогие предметы для сохранения были вывезены в Кириллов. В 1777 году по указу Вологодской духовной консистории Нило-Сорскую пустынь перевели в ведомство Кирилловского духовного правления. Ее деревянные строения постепенно ветшали, все приходило в запустение. С конца XVIII века в Нило-Сорскую пустынь стали ссылать монахов "за неблаговидное поведение" из других монастырей. В самом конце XVIII века была сделана попытка возродить некогда известную обитель. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря игумен Феофан взял пустынь под свое управление и начал ее восстановление. Но из-за дальнего расстояния (около семидесяти верст) вести дела в пустыни из Кирилло-Новоезерского монастыря было неудобно, поэтому в 1805 году Нило-Сорская пустынь вновь возвращается в ведение Кирилло-Белозерского монастыря. В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. Денежная сумма при передаче составляла девяносто три рубля. В ведомстве Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека. Кирилловский настоятель назначал управляющих пустынью обычно из состава своей монастырской братии "с полным доверием в хозяйственных распоряжениях". Восстановление обители в XIX веке
Общий хозяйственный и духовный упадок обители беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия который в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни иеромонаха Никона (Прихудалова), прибывшего сюда в поисках уединенного жительства. Впервые приехав в Нило-Сорскую пустынь он нашел что "Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению... скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах..." [2]. Кроме того, его смутило, что в обители явно преобладали недуховные радости. По дороге к месту нового служения ему встретилась толпа женщин, возвращавшихся с веселыми песнями из пустыни, где они рубили капусту для братии и где их "хорошо угостили". Вместе с тем, в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал "тонкое духовное благоухание", которое взяло верх над другими чувствами. Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители. Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837-1842 годах. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание. Возросло число благотворителей, вкладчиков, доходы пустыни стали расти. Отец Никон ввел ежедневную службу, следил за выполнением монастырского устава, боролся с нетрезвостью. Все это способствовало укреплению авторитета пустыни и увеличению числа ее насельников. В 1840 году пустынская братия обратилась к настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря Рафаилу с прошением о восстановлении самостоятельности их обители, и вскоре решение об этом состоялось. В указе Святейшего Синода от 31 декабря 1850 года говорилось, что "восстановление оной по сохраняющемуся о ней благочестивому воспоминанию послужит немаловажною опорою для народа в духе православия" [3]. Нило-Сорскую пустынь восстановили как заштатный общежительный монастырь. Способами ее содержания назначались земля (триста десятин), проценты с имеющегося капитала (2143 рубля серебром), собственные средства "от сборов свечного и кружечного и от усердия богомольцев".
Иеромонахом Никоном было положено начало каменному строительству в Нило-Сорской пустыни. Первый каменный храм в честь Тихвинской иконы Богоматери заложили на месте разобранных церквей Сретенья Господня и Иоанна Предтечи. Во время работ были обнаружены нетленные мощи - вероятно самого преподобного Нила. Иеромонах Никон оставил для перезахоронения после постройки храма. По неискушенности он не сообщил о находке по инстанциям и поплатился, по доносу о "скрытии мощей", лишением священства и права ношения монашеской одежды на год, а также ссылкой в Валдайский Иверский монастырь. Строительство продолжалось уже при другом настоятеле. Пятиглавый Тихвинский собор, состоящий из теплой и холодной церквей с приделами, строился в течение 1841-1854 годов. Храм украсили новые барочные иконостасы, настенная живопись. В холодной церкви близ юго-восточного придела преподобного Нила на месте деревянной раки установили новую, с чеканными изображениями на серебряных накладках сцен из жизни основателя монастыря. Надпись на нижнем карнизе раки сообщала, что устроена она в 1862 году, а "чеканил серебряных дел мастер Федор Верховцев". По углам раки на тумбах, раскрашенных под мрамор, стояли четыре деревянных резных ангела, держащих над нею очень красивую резную деревянную сень. В обители также хранилась власяница преподобного Нила. К теплой церкви главного храма примыкала колокольня. В северной части монастыря стоял двухэтажный настоятельский корпус, построенный в середине XIX столетия. Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е годы была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы где была поставлена деревянная рака, в которой мощи преподобного хранились прежде. Так, к 1870-м годам сложился новый каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни. В 1871 году в обители уже жили сто тридцать человек, из них пятьдесят монахов и послушников. Годовой доход пустыни в это время составлял более двенадцати тысяч рублей. Однако это возрождение обители преподобного Нила не означало возвращения прежних традиций монастырской жизни, завещанных основателем. Благочинному архимандриту Иакову требовал запрета походов групп монахов за милостынью по селам, не раз разбирал дела, связанные с нетрезвостью пустынской братии. Все это время Нило-Сорская пустынь оставалось местом ссылки для исправления лиц духовного звания. Вместе с тем в этот период в ней жили старцы, прославившие ее своим подвижничеством. Недалеко от самой пустыни находились два скита - Иоанно-Предтеченский и Успенский, - в которых в уединении и аскезе жили схимники. Устройству этих скитов положил начало возродителя обители иеромонаха Никона, который любил уединяться в келье, поставленной на том месте, где когда-то была келья Нила Сорского (в 100 саженях от непосредственно самой пустыни) и сохранялся вырытый им колодец. Здесь же было начато в 1841 году строительство церкви Иоанна Предтечи из разобранных деревянных церквей, но из-за удаления Никона она стояла незаконченной. Вернувшись из ссылки, Никон, с разрешения нового настоятеля, поселился в келье около недостроенной церкви. Его трудами она была завершена, украшена и 15 ноября 1852 года освящена. На другой день иеромонах Никон принял пострижение в схиму с именем Нил и было положено начало Иоанно-Предтеченскому скиту. Скит был окружен невысокой деревянной оградой, посторонних, особенно женщин, на его территорию не пускали. С приходящими за помощью старец общался в основном через своего келейника. Подвижническая жизнь старца являлась образцом для других. В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения, построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это стало началом второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы, две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Успенского скита также окружала деревянная ограда. Здесь старец провел остаток жизни и скончался в 1870 году. Схимник Нил был, возможно, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы. Изображение скитов при Нило-Сорской пустыни можно видеть на гравюре 1876 года [4]. В 1890 году по ходатайству братии Нило-Сорской пустыни ее настоятелем назначили отца Герасима (Никитина), который управлял пустынью четырнадцать лет, и успел привить "среди иноков редкое трудолюбие, безропотное послушание и отсечение своей воли, трезвую жизнь, взаимную братскую любовь и иноческое терпение и смирение, а также истовое уставное богослужение" [5]. В 1904 году он ушел на покой, а впоследствии принял схиму с именем Нил и жил в скитах. К этом времени обитель представляла из себя немалое хозяйство. Помимо строений пустыни и двух скитов имелись многочисленные хозяйственные постройки: скотные дворы, конюшни, овины, сеновалы, амбары, кладовые, баня, прачечная с водопроводом, кузница, мельница, гостиницы для паломников, а также два жилых дома в городах Белозерске и Кириллове. За пустынью числилось триста десятин земли, расположенной вблизи нее, и триста тридцать десятин в семидесяти верстах от нее, которые сдавались в аренду местным крестьянам. В аренду сдавались и две рыбные ловли на Спасском и Бородаевском озерах, также принадлежавшие пустыни. Следущий игумен, Иларион (Павлинов), приложил большие труды для поддержания хозяйства, ремонта зданий, в том числе пустовавшего после кончины Никона (в схиме Нила) Иоанно-Предтеченский скита. Все это делалось в преддверии 400-летия со дня кончины преподобного Нила - даты, которую пустынь широко отметила бдением, торжествами и крестным ходом 7 мая 1908 года. Летом 1912 года обитель посетил архиепископ Новгородский Арсения. Запустение новейшего времени
С революционными событиями 1917 года мирная жизнь обители закончилась. По одному из первых декретов советской власти монастырская земля и постройки перешли в распоряжение местных органов власти. В 1918 году специальная комиссия произвела учет изымаемых имущества и ценностей пустыни. В апреле 1919 года братия пустыни и жители окрестных деревень, как религиозная община, заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее. Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления на некоторое время, но по инициативе губернских и уездных властей в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Возникшая угроза хищения церковных ценностей заставила местные власти хлопотать об их "изъятии для сохранения". В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для "культурных нужд" населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а затем психоневрологический диспансер, существующий там и поныне. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились до наших дней. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи. Документы, литература
• ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. On. 1. Д. 17. Л. 167, 189. • Зверинский, В. В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи: Вып. 1-3, Санкт-Петербург, 1890-1897. • Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил, Кириллов, 1891. • Поселянин, Е., "Преподобный Нил Сорский. Личность и значение его в истории русского монашества", Церковные Ведомости, 1908, № 18-19, 852. • "Обозрение епархии Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Арсением архиепископом Новгородским и Старорусским", Новгородские епархиальные ведомости, 1912, № 9, 280. • Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии, Москва, 1913. • Калинин, Иоанн, "Памяти сердца о. схиигумена Нила", Русский инок, 1914, № 1. • Прохоров, Г. М., "Нил Сорский", Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV-XVI вв., ч. 2, Ленинград, 1989, 139. • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910] (Репр. изд., Санкт-Петербург. Сойкин П. П., 1994. Использованные материалы
• Смирнова, А. В., Нило-Сорская пустынь: ◦ http://www.booksite.ru/fulltext/kir/ill/ov1/9.htm • Булгаков, С. В., "Сорская Нилова пустынь": ◦ http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sorsk_nil_pust.html • Страница официального сайта Вологодской епархии: ◦ http://vologda-eparhia.ru/monk/no/bel/no_bel.html#25 • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_690[1] По ряду данных пустынь была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю в 1764 году. Возможно этим указом было лишь подтверждено уже существовавшее положение. См. Булгаков, С. В., "Сорская Нилова пустынь", http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sorsk_nil_pust.html; http://vologda-eparhia.ru/monk/no/bel/no_bel.html#25 [2] Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил, Кириллов, 1891, 38-39. [3] Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии, Москва, 1913, 18-20. [4] Рисунок для гравюры "Вид Нило-Сорской мужской общежительной пустыни" сделан Нило-Сорская пустынь. Фото нач. XXI в. drevo-info.ru›Энциклопедия›НИЛО-сорская пустынь
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
19 мая 2015 17:19 19 мая 2015 17:20 ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ
Явление на небе знамения Животворящего Креста Господня в Иерусалиме в 351 году
Воспоминание 7 ( 20) мая
После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария. В утверждение Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В дни Пятидесятницы, 7 мая 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над Голгофской горой и достигало горы Елеонской, отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. Многие люди, оставив свои дела, выходили из домов и со страхом созерцали чудное явление. Потом многочисленные толпы жителей Иерусалима с трепетом и радостью поспешили ко святому храму Воскресения. О совершившемся чудесном явлении знамения Креста патриарх Иерусалимский Кирилл известил посланием императора Констанция, увещевал его обратиться к Православной вере. Историк Церкви Созомен свидетельствует, что через это явление Святого Креста многие иудеи и еллины пришли к истинной вере, покаявшись Христу Богу, и приняли святое крещение. Тропарь, глас 8 Креста́ Твоего́ о́браз ны́не па́че со́лнца возсия́,/ его́же от горы́ святы́я да́же до ло́бнаго ме́ста просте́рл еси́/ и в нем Твою́, Спа́се, кре́пость уясни́л еси́,/ сим укрепля́я нас/ и спаса́й вы́ну в ми́ре/ моли́твами Богоро́дицы, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.
Кондак, глас 4. Отве́рзый Небеса́ заключе́нная,/ на небеси́ пре́светлыя лучи́,/ на земли́ возсия́ пречи́стый Крест:/ те́мже сия́ние его́ де́йства прие́мше,/ к незаходи́мому наставля́емся Све́ту/ и во бране́х и́мамы его́ ору́жие ми́ра/ непобеди́мую побе́ду.
Использованные материалы • Страница календаря портала Православие.ру: ◦ http://days.pravoslavie.ru/Life/life1005.htm ◦ http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT6887.htm • Тексты тропаря и кондака взяты с сайта Троицкого прихода в Балтиморе ◦ http://www.holytrinityorthodox...?yea...o=2
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27541 | Наверх ##
19 мая 2015 17:25
НИЛ СОРСКИЙ
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|
В разделе " Бессонница" есть заметка от 12 мая о моих впечатлениях от посещения пещерки преп. Иова Почаевского в Свято- Успенской Почаевской Лавре.