Бессонница
Стихи, афоризмы, цитаты, мысли вслух, которые иногда захочется перечитать и вспомнить, и чаще всего ночью, когда не спится...
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20224 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26715 | Наверх ##
20 мая 2015 0:38 20 мая 2015 1:20 В южном нефе церкви полупустого храма привлекает внимание саркофаг из белого мрамора с резными узорами. Это именно тот саркофаг, в котором покоились мощи Святителя Николая.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20224 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26715 | Наверх ##
20 мая 2015 0:41 20 мая 2015 1:20 В 1034 году во время арабских набегов храм был разгромлен, но мощи Святителя Николая были спасены. В мае 1087 года итальянским купцам удалось завладеть мощами святителя (согласно легенде, когда итальянские монахи открыли саркофаг, от мощей Святого распространился пряный запах мирры) и перевезти их в Италию, город Бари, где его объявили святым покровителем города и где они хранятся в настоящее время. Однако часть мощей была оставлена в саркофаге из-за поспешности и сейчас эта часть мощей находится в г.Венеция. В 1850 году развалины храма в Демре (Мирах Ликийских) посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и увидев состояние храма, возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, в 1853 г. были куплены руины церкви и прилегающий участок земли от имени княгини Анны Голицыной, наняли французского архитектора, чтобы восстановить церковь, но полностью была восстановлена только часовня, так как проект архитектора не сохранял исторического облика церкви, и сама церковь не реконструировалась. На месте разрушенного купола был построен новый - в готическом стиле. Однако начавшиеся в 1858г. восстановительные работы оказались непродолжительными по времени и не дали желаемого результата. Ситуация значительно осложнилась русско-турецкой войной 1877-78г.г. В итоге оставшийся от собранных средств капитал был передан на строительство церкви Свт. Николая в г. Бари (Италия). В начале 20 века Демре представлял собой маленький греческий поселок. В церкви служил один священник, и она постепенно заносилась илом от протекающей рядом реки. В 1920 г., после изгнания греков из Турции, церковь была окончательно оставлена. Вновь обнаружили этот неувядаемый храм во время раскопок в Демре в 1956 году - до этого она была погружена в землю. В 1962–1963 гг. по инициативе турецкого правительства была проведена расчистка церкви. На территории монастыря были проведены значительные раскопки, во время которых обнаружены цветные мозаики из цветного мрамора, остатки настенной живописи. Новый этап раскопок и реставрации начался в 1989г. Были найдены комнаты в северо-восточной части церкви. В настоящее время пол церкви находится на 7 м. ниже уровня земли. Тогда же над церковью был сооружен временный навес. Менялись эпохи, целые народы, неоднократно церковь разрушали, но она всегда возрождалась к жизни. Церковь и ее окрестности посещаются большим количеством паломников, которые и сегодня, спустя 17 столетий времени жизни великого угодника Божиего почитают и любят его, зная из своего личного опыта, силу молитвы Святителя Николая. При жизни своей Святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения – даром даровать помощь - по молитвам нашего заступника, и в скорбях скорого помощника!
О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.
Автор-составитель: Екатерина Мирошкова hram-nikola.kiev.ua›zhitie…nikolaya…miry…nikolaya…
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20224 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26715 | Наверх ##
20 мая 2015 1:12 20 мая 2015 1:27 Этот памятник установлен около храма, в котором служил архиепископ Николай Мирликийский чудотворец ( Демре, Турция).
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20224 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26715 | Наверх ##
20 мая 2015 1:22 20 мая 2015 1:28 Гробница св. Николая Чудотворца в Бари,
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20224 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26715 | Наверх ##
20 мая 2015 7:20 20 мая 2015 7:51 О святителе Николае Угоднике ( 9/ 22мая).
Многие в мире не знают, где же настоящая родина св.Николая. Это и не должно нас удивлять, ведь город, где он родился ( Патара) , полностью исчез с лица земли, а древняя страна Ликия сократилась до размеров деревни с числом жителей в несколько тысяч ( Демре, Кале). Все это произошло на земле Турции, которая разрушала древние христианские церкви или, как в случае со св. Софией, прикрывала древние фрески, а храмы использовала в качестве мусульманских мечетей. Многие итальянцы думают, что св. Николай был русским, голландские дети считают, что он пришел из Испании, некоторые полагают, что он из Греции, или из Сирии, или даже из Африки, так как часто этот святой изображается с темным лицом. Святой Николай говорил на греческом языке и принадлежал к греческой культуре, но не был греком, а был ликийцем. В последние годы многие страны оспаривают право на то, что мощи святителя Николая Чудотворца должны находиться у них. Из статьи Р.Gerardo Goffari ( Реставратор : пер. с итал.И. Бердниковой, 2000) . 2) " Ни турки, ни греки не поняли, что Бари- это не затерянная деревенька, а великий город, который в святителе Николае обрел свою гордость и неповторимость. Мы никогда не позволим, чтобы мощи святителя Николая были бы удалены из города. Отдать их туркам, которые не отличают Деда Мороза от святителя яниколая и желают иметь его мощи только для привлечения туристов? Грекам, которые не имеют никакого отношенияк Малой Азии? Более всех других право на это имеют русские, которые относятся к святому с исключительным почтением. Именно они, русские, совершая частые и искренние паломничества, понимают, что святитель Николай является всеобщим святым и что ни один город в мирене вызывает таких вселенских чувств, как город Бари." Но Россия -это страна, где святитель Николай также обрел свою гордость и неповторимость.
В турецком городе Демре (древние Миры Ликийские) снесли статую Николая Чудотворца, выполненную российским скульптором, и поставили пластикового Санта-Клауса. Монумент был подарен Турции московским Южным округом и установлен на площади г. Демре возле развалин храма, где некогда служил Святитель. Открытие памятника состоялось в 2000 году и было приурочено к проведению Международного фестиваля дружбы и веротерпимости. Памятник Николаю Чудотворцу, выполненный российским скульптором, перенесен ближе к развалинам храма, в котором служил Святитель (раннее памятник находился на высоком постаменте на одной из площадей города Демре) .
Примечание: Будучи в Турции, в Демре, в храме св. Николая Чудотворца, мне запомнился рассказ экскурсовода, с какой уверенностью он высказывал мнение, что мощи святителя Николая Чудотворца на самом деле не были увезены в Бари, турки их перепрятали и, якобы отдали чужие, принятые за истинные. А настоящие будто так и остались здесь, в Турции, очень надежно схороненные. Все это, думаю домыслы. А вот памятник, который они установили Санта Клаусу , почти рядом с храмом св. Николая, действительно существует, я его, как и все, сфотографировала на память.
My-Antalya.ru›tourists/visit…chudotvorca-demre " Православные святыни"" Благо" Москва 2004 г.стр.138- 139.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20224 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26715 | Наверх ##
20 мая 2015 9:01 20 мая 2015 12:34 У какого Николы ?
В старой Москве , как известно, было великое множество церквей, имеющих в своем названии кроме основного имени по святому или православному празднику еще и дополнительное - по местоположению в городе- своеобразный адрес достаточно точный для жителя того времени. Интересно писал об этом Степан Петрович Жихарев. " О чем вы задумались?"- шутя спросил я сегодня Петра Ивановича. " А вот, любезный, о чем я думаю,- пресерьезно отвечал мне Петр Иванович.- У какого Николы завтра слушать обедню ? У Николы Явленного, у Николы Дербенского , у Николы Большой Крест, у Николы Красный Звон, у Николы на Щепах, у Николы в Столпах, у Николы в Кошелях, у Николы в Драчах, у Николы в Воробине, аль у Николы на Болванке, у Николы в Котелках или у Николы в Хамовниках? Ко всем не поспеешь; а поехать к одному, так чтобы другие причты не обиделись. Все приглашали на храмовый праздник и угощение" . Вот подлинно душа- то ангельская. Я так завтра отправлюсь к Николе на Курьих Ножках; там у Лобковых три праздника..." Тринадцать храмов во имя святителя Николая назвал писатель в этом отрывке, выбррав самые известные из существовавших более ста двадцати пятицерквей с именем этого святого. Такое количество одноименных храмов требовало уточнения адреса или своеобразного прозвища для их различения. Двойные названия почти всегда использовались для наименования улиц и переулков; иногда обе части вместе, иногда порознь, например, храм Николы на Щепах ( 1686)- Большой Никольский переулок, Щеповский переулок, а позднее Николощеповские переулки.".. . На Щепах"-это название городского урочища ( места), которое происходит от бывшего здесь Государева дровяного двора, где жили дровосеки. В названии храма Николы Дербенского или святителя Николая, что в Дербени( 1711-1715), вторая часть также происходит от урочища : дерба, дербини- " залежь с моховиной и кочкарником" ( Владимир Даль).Место здесьвязкое и топкое, каких в Москве было немало. Существуют и ныне Дербеневская набережная, были Николодербеневский переулок и тупик. А вот названия церквей святителя Николая Чудотворца" в Котелках", " в Хамовниках" связаны с московскими слободами, с ремесленными производствами : " в Котелках", иначе - " в Котельниках"( котельник означало " котельный мастер, работающий клепань", а Котельники слобода- место, где делали котлы). Известный храм Святителя Николая в Хамовниках( 1679- 1682) возник в Хамовной слободе, там хамовники, то есть " ткачи, полотнянщики", занимались ткацким делом. Были в Москве три Хамовнические улицы, Большой Хамовнический переулок, Хамовнические казармы. Особая примета сохраняется в названии храма Николы на Столпах, или что у Столпа( 1629). Второе определение точнее, так как указывает на колокольню, единственную в Москве, с 48 отверствиями-слухами. Сейчас это Армянский переулок, который в XVIII веке назывался Никольским и Столповским. Храм не сохранился. Многие церкви с двойными названиями известны в истории города с XVII столетия, некоторые из них из дерева, реже -из камня были построены в XIV, XV и XVI веках. Уже самые ранниехрамы в Кремле - Иоанна Предтечи под Бором( середина XII в., церковь и монастырь Спаса на Бору ( 90- е годы XIII века), стоявшие на холму у бора, назывались по их местоположению. На Руси такие наименования со временем изменялись. В летописи под 1476 годом упоминается церковь святого мученика Никиты, иже за Яузой, сокращенно -Никита, иже за Яузой. Позднее местоимение " иже" ( который) было заменено на что : Никита, что за Яузой. В современных исторических и искусствоведческих исследованиях обычно пишут : храм Никиты за Яузой. Здесь говорится о мисьменной форме названий. Она могла быть очень сложной : церковь Введения в Дехтереве огороде, что за Арбатскими воротами. Однако в быту говорили : Введенская в Дехтереве. Такие наименования встречались настолько часто, что по ним образовывались названия церквей, где отсутствовало указание на место- Храм Троицы в Никитниках( 1634), построенный по заказу богатого купца Григория Никитникова. Благодаря названиям храмов мы можем узнать о почвах и рельефе старой Москвы, о ее топографии, торговой, хозяйственной и социальной жизни, о ее культуре.
Московский храм Николая Чулртворца в Хамовниках
drevo-info.ru›Энциклопедия›В Хамовниках Наталия Подольская Альманах " Памятники Отечества. Возрожденные святыни Москвы" N 37 ( 1, 1997)стр.137-138.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20224 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26715 | Наверх ##
20 мая 2015 9:46 20 мая 2015 10:44 После этой заметки о Никольских храмах Москвы я решила сделать анализ по нашей Вологодской епархии. В " Церковно историческом Атласе Вологодской области" издательство "Древности Севера" 2007 г . я насчитала 186 храмов, главный престол которых освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Речь идет только о главном престоле, если же считать и приделы, посвященые Святителю Николаю Чудотворцу, то таких будет очень большое количество и в каждом Православном храме есть не одна почитаемая икона этого святого. В книге "История Православных храмов и монастырей Вологды" изд- во "Древности Севера" 2014 г. указаны следующие Никольские храмы города : церковь Святителя Чудотворца на Глинках, церковь Святителя Николая Чудотворца ( Никола на Горе, Золотые Кресты), церковь Святителя Николая Чудотворца на Валухе, церковь Святителя Николая Чудотворца во Владычной Слободе, церковь Святителя Николая Чудотворца на Сенной площади, церковь Святителя Николая Чудотворца в Кувшинове и церковь Святителя Николая Чудотворца в Турундаеве. В наши дни действующие только два Николаевских храма - на Глинках и во Владычной Слободе.
Занимаясь своей родословной, я подметила Никольские храмы, в которых служили мои предки. Вот только некоторые из них:
Никольский на Сенной площади в Вологде - псаломщик Александр Покровский, в разных уездах - это Николаевская Побережская - диакон Евгений Лавбенский, дьячок Константин Вересов, псаломщик Флегонт Лавров, Николаевская Высоковская - псаломщик Иоанн Щекин , Николаевская Кустовская - священник Василий Иллювиев и его предки , Николаевская Студенецкая - священник Григорий Богословский , а Николаевская Зыковская -диакон Александр Богословский, Николаевская Святолуцкая - священник Александр Спасский , Николаевская Старосельская - священник Павел Спасский . В Николаевской Ембовской - диакон Глеб Леоферов, а в Николаевской Бесединской священник Михаил Леоферов. Николаевская Лептуновская - священник Ликарион Кубенский, Николаевская Ламанская - диакон Иоанн Цветков. Николаевская Заозерская - священник Геннадий Вересов, Николаевская Опоцкая - диакон Елпидифор Кубенский, Николаевская Вершининская - диакон Иоанн Воскресенский. Дроковановская Николаевская, Оночистенская Николаевская вот те , которые вспомнила. Эти церкви в разных уездах, кстати, один из уездов Епархии так и называется Никольский , а названия очень красноречивы. К сожалению, почти все церкви эти давно разрушены, память о них в старых фотографиях, памяти людей живших когда то и молившихся Святителю Николаю Чудотворцу. Об одном из действующих Никольских храмов Вологды.
Церковь Святого Николая Чудотворца во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Местность, в которой он находится, получила название по принадлежности до 1649 года Вологодскому Архиерейскому Дому (Владыке). Владычненские крестьяне характеризовали собственное положение так: «Мы живем не на пашне, а промышляем торжком». Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмом города, но поскольку церкви Иоанна Предтечи и Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни, храмы Свято-Духова монастыря и Кирилло-Иоанно-Богословская Семинарская церковь на Соляном дворе, имеющие более раннее происхождение, до настоящего времени не сохранились, это храм становится третьим по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке.
Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору.
Г. Лукомский так описывал храм: "Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками". В деталях обработки фасадов куба заметно стремление к декоративизму, выраженное особенно ярко в больших закомарах, отделенных от стен карнизом. Здесь еще в начале XX века помещали живописные клейма с изображением двунадесятых праздников. Стенной живописью были также украшены входы в верхний храм. Примыкающая к церкви с западной стороны трапезная связывает храм с изящной ярусной колокольней, выстроенной в середине XVIII века и выглядящей контрастно по отношению к церкви. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Самый тяжелый колокол на колокольне весом 2 тонны отлил в 1782 году в Москве мастер Асан Струговщиков.
Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид - прием, встречающийся в ряде вологодских храмов (церкви Константина и Елены, теплая Дмитрия Прилуцкого (Успения Божией Матери)). Интерьер Никольского храма был интересен своей барочной отделкой, частично сохранившейся и сейчас. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывающая церковные своды, арки и столбы. Истинным украшением церкви был великолепный иконостас в стиле Людовика XVI, удачно сочетавший в себе живопись, скульптуру и искусную деревянную резьбу.
В 1781 году приход Николаевской церкви был третьим по величине в Вологде и включал в себя 72 двора. В 1892 году он занимал уже второе место в городе с численностью прихожан 847 человек. В феврале 1930 года колокола сняли, храм закрыли. Первоначально в нем поселили высланных из средней и южной части СССР "кулаков", затем в здании храма, лишившегося купольного завершения, действовал завод игрушек и валенная фабрика. В начале 1990-х годов при церкви была создана община, постепенно начался сбор средств на ее восстановление. Во время реставрации храма Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения, - многое прежде разрушенное пришлось восстанавливать заново.
Сегодня в Николо Владычненском храме покоятся мощи Святителя Антония, епископа Вологодского и Великопермского (1585-1588 гг.), перенесенные из Софийского собора 26 сентября 1998 года. В настоящее время храм Николая Чудотворца во Владычной слободе-один из наиболее известных приходских храмов города. SvNikolai.ru
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
эльмира катромская Вологда Сообщений: 16766 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15725 | Наверх ##
20 мая 2015 11:45  Интерьер Никольского храма был выполнен в стиле барокко. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывавшая своды, арки и столбы. В церкви имелся иконостас в стиле Людовика XVI, сочетавший в себе живопись, скульптуру и деревянную резьбу. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20224 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26715 | Наверх ##
20 мая 2015 18:45 20 мая 2015 19:20
9 октября и 21 мая дни памяти св. Апостола и Евангелиста ИОАННА БОГОСЛОВА Иоанн Богослов и Марина Цветаева
Марина Цветаева (Marina Cvetaeva)9 октября 1892 года (по нов. ст.), в праздник Иоанна Богослова, в Москве родилась Марина Цветаева. Она так писала об этом: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья Я родилась. Спорили сотни Колоколов День был субботний Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Красную кисть.
Все детство Марина Ивановна провела в Трехпрудном переулке - неподалеку от храма Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре. В "споре" сотен колоколов, которым был "отмечен" день рождения великого русского поэта, был и голос и этой церкви Иоанна Богослова. Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре известна с 1625 года и была основана при Романовых. В ней хранилась древняя икона св. евангелиста Иоанна Богослова, подаренная еще царем Михаилом Федоровичем.
Местность названа так по находившемуся здесь в те времена старинному поселению бронников - мастеров-оружейников, изготовлявших оружие и доспехи. Позднее название "бронники" осталось лишь за теми мастерами, которые делали только броню: шлемы, кольчуги, панцири. Слобожане были богатыми, и в 1652 году "тщанием приходских людей" был возведен новый, большой и красивый, каменный храм, доживший до наших дней.
С середины XIX века район Тверского бульвара и особенно знаменитую Козиху (названную так от того, что в старину здесь паслись козы Патриаршей слободы) облюбовали себе московские студенты.
Местность между обеими Бронными улицами и Палашевским переулком даже называли "Латинским кварталом" Москвы - здесь обитали бедные студенты. Они считали традиционную для студенчества Козиху "родной", и селиться на ней было для них делом чести. По левой стороне улицы Малой Бронной стояли бывшие дома Гирша с дешевыми квартирами в наем, которые снимали студенты (сохранился дом №13).
На Большой Бронной и Козихе находились также два дома домовладельцев Чебышевых - "Чебышевская крепость" или "Чебыши" - со студенческими квартирами, как сейчас бы сказали, по типу общежитий. В каждой комнате жили по 4 человека, порой имевшие на четверых всего по две пары сапог и платья. В одежде по очереди ходили на лекции в университет: двое сидят на Моховой и записывают лекции, двое в комнате поджидают их и готовят скромный обед, а на следующий день они менялись. Вместо чая, кстати, весьма полезного студентам, нередко пили дешевый цикорий - по воспоминаниям, одной круглой палочки хватало четверым на 10 дней. А поскольку не всем студентам квартиры были по карману, то "бездомовники" в теплое время года ночевали прямо на Тверском бульваре. Так, что церковь Иоанна Богослова оказалась самым центром студенческой вольной жизни, кипевшей в этом районе Москвы.
Есть в столице Москве Один шумный квартал -
Он Козихой Большой прозывается.
От зари до зари Лишь зажгут фонари
Вереницей студенты шатаются,
А Иван Богослов На них глядя без слов
С колокольни своей улыбается
Эту студенческую песню часто распевали в Москве. Говорят, что это был наш московский вариант песни киевского студенчества, где св. Владимир заменен св. Иоанном Богословом.
До 1884 года у студентов не было формы, и одевались они вольно, по последнему шику студенческой моды свободолюбивых 60-х годов: особо "радикальные" носили длинные волосы, широкополую шляпу, нахлобученную на глаза, плед на плечах и очки, что придавало им серьезность и солидный ученый вид.
Новый университетский устав 1884 года уничтожил профессорскую автономию, удвоил плату за обучение и ввел обязательную студенческую форму: мундиры, сюртуки, пальто с гербовыми пуговицами и фуражки с синими околышами. Тогда модно стало носить непременно потертую фуражку и расстегнутый сюртук. Такая форма одежды выражала идею студенчества - вольного, удалого, отчаянного...
Между прочим, в Большом Козихинском переулке в бытность свою студентом жил сам В.О. Ключевский. Изъятие церковных ценностей из храма в 1922 году наблюдали О.Э. Мандельштам с супругой, которая записала увиденное: "Мы вошли в церковь, и нас никто не остановил. Священник, пожилой, встрепанный, весь дрожал, и по лицу у него катились крупные слезы, когда сдирали ризы и грохали иконы прямо на пол. Проводившие изъятие вели шумную антирелигиозную пропаганду под плач старух и улюлюканье толпы, развлекавшейся невиданным зрелищем. Церковь, как известно, надстройка, и она уничтожалась вместе с прежним базисом."
В 1932 году Московский Городской камерный театр (им. Пушкина) ходатайствовал о сносе храма, но архитектор Д.П.Сухов выступил против, и тогда разрушили только церковные купола и сам барабан. Затем внутри разместились театральные мастерские, склад декораций и столярный цех.
В начале 70-х годов началась медленная реставрация храма: была исправлена колокольня и по фотографии из альбома Найденова изготовлен крест. Однако строительные работы велись с перерывами, не хватало то средств, то строителей. Рассказывали, что однажды М.А.Суслов, главный идеолог коммунистической партии, живший рядом с храмом на Большой Бронной улице, прогуливался около дома и обратил внимание на полуразрушенную церковь, которую долго реставрировали и никак не могли закончить работы. Был один его звонок в Министерство культуры - и появились и средства, и материалы, и строители. Только вмешательство Суслова ограничилось всего лишь этим одним звонком, и реставрационные работы вскоре опять "повисли".
Еще в 90-х годах здание церкви пугало своими зияющими через всю стену трещинами. Выяснилось, что в 1985 году у западной стены трапезной открыли шурф для обследования фундамента, и попавшая под основание вода привела к появлению этих глубоких трещин.
Тогда казалось, что состояние храма безнадежное, хотя с 1992 - год 100-летнего юбилея Марины Ивановны Цветаевой - года в нем возобновилось богослужение. Для нас этот день - день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова - повод не только рассказать об одном из московских храмов, но и повод вспомнить поэта, навсегда связавшего поэтической строкой свое имя с именем святого апостола.
Храм Иоанна Богослова в Бронной Слободе Москва По материалам сайта Православие.ру
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20224 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26715 | Наверх ##
20 мая 2015 18:47 20 мая 2015 19:15
Марина Цветаева
«Красной кистью…» Марина Цветаева
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.
Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
kora-i-fenya.ru›…materialam_saitov/den-rozhdeniya…
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|