Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
Переводы магометанских метрических книг ОМДС, генеалогия, краеведение, история Мещеры
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 752 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18763 | Наверх ##
9 июля 2023 15:26 Rivka_Rivka написал: [q] к примеру, которые могут указать человеку на место, где он потерял какую-то ценную вещь.[/q]
"Хамидулла мог творить разнообразные чудеса: видеть и указать место, где находится пропавшая вещь, раздеть взглядом, одновременно находиться в нескольких разных местах, внезапно исчезнуть и появиться в другом месте. Односельчане его боялись, и, как рассказывают, в конце концов, он был убит,причем заранее знал время и обстоятельства своей смерти" https://journals.iea.ras.ru/ve...39/203/405Но это было у астраханских татар. вообще ислам первоначально пришел в виде суфизма. и каждый суфий мог обладать в первую очередь качествами лечебными, но и другие чудеса за ними водились. --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
Rivka_Rivka Новичок
Сообщений: 15 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
9 июля 2023 15:30 Tugan написал: [q] Rivka_Rivka написал:
[q] к примеру, которые могут указать человеку на место, где он потерял какую-то ценную вещь.
[/q]
"Хамидулла мог творить разнообразные чудеса: видеть и указать место, где находится пропавшая вещь, раздеть взглядом, одновременно находиться в нескольких разных местах, внезапно исчезнуть и появиться в другом месте. Односельчане его боялись, и, как рассказывают, в конце концов, он был убит,причем заранее знал время и обстоятельства своей смерти" https://journals.iea.ras.ru/ve...39/203/405 Но это было у астраханских татар. вообще ислам первоначально пришел в виде суфизма. и каждый суфий мог обладать в первую очередь качествами лечебными, но и другие чудеса за ними водились.[/q]
Спасибо, но, скажите, а может ли быть подобное у цыган? | | |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 752 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18763 | Наверх ##
9 июля 2023 15:43 Rivka_Rivka написал: [q] но, скажите, а может ли быть подобное у цыган?[/q]
Да. --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
psyandr Сообщений: 3954 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1813
| Наверх ##
9 июля 2023 21:13 Rivka_Rivka написал: [q] а дети больше похожи на жену. [/q]
конкретики мало, потому можно утверждать, что он детям не отец. Возможно цыган, очень дальние предки условно с ныне линии Пакистана/Индии, из рабов крестьянского происхождения (форму головы грубо описали, просто не знаете, что детали очертаний о неких качествах говорят). Колдовство - это из Индии. Сам И.Христос, собственно в Индии всё взял, а то, что переместился по материку недалеко - это не так важно. Делайте ДНК-анализ (давно надо было, когда проще было), если есть от 8.000 р. "Татары" - те же мигранты с юга, как и евреи. | | |
Rivka_Rivka Новичок
Сообщений: 15 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
9 июля 2023 21:38 9 июля 2023 21:41 psyandr написал: [q] Rivka_Rivka написал:
[q] а дети больше похожи на жену.
[/q]
Делайте ДНК-анализ (давно надо было, когда проще было), если есть от 8.000 р. "Татары" - те же мигранты с юга, как и евреи.[/q]
Дети однозначно его. По ДНК-тесту читала множество негативных отзывов, что результаты определяют весьма далекие от реальности, и зачастую очень "расплывчатые". | | |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 752 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18763 | Наверх ##
9 июля 2023 21:50 Rivka_Rivka написал: [q] зачастую очень "расплывчатые"[/q]
Это если будете делать аутосомы, генетический анализ Y-хромосомы в данном случае мне кажется был бы информативнее. Но он определяется только по мужской линии: т.е. у ваших братьев, или дядей по отцу. В местах долгого совместного проживания даже при отсутствии смешанных браков многие бытовые стороны становятся схожими, поэтому можно только гадать  по предоставленной вами информации. --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
psyandr Сообщений: 3954 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1813
| Наверх ##
10 июля 2023 3:20 Rivka_Rivka написал: [q] зачастую очень "расплывчатые"[/q]
но люди находят кровных совпаденцев по всей планете, в данном случае только уже галогруппу узнать полезно. Отзывы вы, вероятно, смотрели, по российским компаниям. | | |
Rus_At Сообщений: 240 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 652 | Наверх ##
21 февраля 2024 12:42 21 февраля 2024 12:45 Краткий обзор магометанских Метрических Книг.
Законодательно метрические книги для мусульман были учреждены в 1828 году и велись, в отдельных приходах мечетей, вплоть до 1918 (иногда до 1925) года. По разным источникам – в некоторых мечетях метрикация начала осуществляться еще с 1780 года. Вероятнее всего, такая метрикация, являлась обычной регистрацией рождений, смертей, браков (никах) и разводов (талак); которая совершалась по инициативе имамов мечетей для учёта гражданского состояния населения того или иного населенного пункта и не имела под собой никакой законодательной основы. Записи в метрических книгах производились имамами мечетей старо-татарской письменностью «иске имля» на основе арабской графики. Каждый приход получал по два экземпляра реестров. После их заполнения, в конце каждого года, экземпляр с копией метрической книги имамы оставляли у себя, а оригинал отправлялся не позднее февраля следующего года в Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. Отметим, что поздние записи в метрических книгах являются более информативными. К примеру, в ранних метрических книгах (1830-1850 гг.), при заполнении отдельных граф, указывались лишь имена и не всегда отчества (родившихся, умерших и др.). Позднее, стали указываться отчества, фамилии, принадлежность к сословию мужчин; девичьи фамилии женщин и др. Об этом так же свидетельствуют, говоря современным языком, «рассылки» уездным Приставам, в которых ОМДС «покорнейше просит заполнять и подписать препровождаемыя книги [метрические] в полном составе и благоволит доставить оныя обратно в Собрание». Своего апогея записи в метрических книгах достигли в период 1890-х годов, когда реестры стали заполняться максимально полно.
Магометанские метрические книги делились на три части: часть первая – о родившихся; часть вторая – первое отделение о бракосочетавшихся; часть вторая — второе отделение о бракоразводах; часть третья – об умерших.
Но, встречаются метрические книги, состоящие из четырех частей: часть первая – о родившихся; часть вторая – о бракосочетавшихся; часть третья – о разводившихся; часть четвертая – об умерших.
Остановимся более детально на каждой из частей и осветим их содержание, разделив статью, соответственно, на четыре части.
Часть первая – о родившихся
Первая часть метрических книг имела название «На записку родившихся». Согласно арабскому письму, записи в метрических книгах велись справа налево. Реестры состояли из 5-7 столбцов, образовывая подобие таблицы. В первом столбце указывался пол и порядковый номер новорожденного, обычно начинали с мальчиков. Во втором столбце указывались девочки, но встречаются метрические книги, в которых сначала шла запись о девочках. Далее, в третьем столбце записывалось имя новорожденного или новорожденной. Далее, четвертый столбец, нёс в себе запись о дате рождения. Особого внимания требует к себе пятый столбец, в котором записывались сведения о родителях новорожденного. В данный столбец сведения вносились в разных населенных пунктах и в разные годы по-разному, а именно – рассмотрим несколько вариантов: 1. Записывались только имена родителей 2. Записывались имена и отчества родителей 3. Записывались имена, отчества и фамилии родителей, принадлежность их к сословиям 4. Записывались только имена отцов и дедов новорожденных детей 5. Записывались полностью фамилии (у женщин – девичьи), имена и отчества родителей. А также их сословия, род деятельности, которым они занимались (солдат, земледелец, крестьянин, торговец и пр.) Первый вариант записей близок к рассвету метрикации магометан, а именно к 1830-1840-м годам. Пятый вариант записей, в отдельных случаях, наиболее близок к началу 1890-х годов, и сохранился вплоть до 1918 года. В шестом столбце указывалось место рождения ребенка. В тех случаях, когда на один приход приходилось несколько населенных пунктов, в пятой колонке записывалось название населенного пункта, из которого пришли родители для наречения имени и совершения необходимых мусульманских обрядов и ритуалов. В случае, если мать новорожденного была «пришлой» в населенный пункт, то указывалось название населенного пункта, из которого она была взята замуж. Также, в некоторых записях, мы видим указанных свидетелей при наречении имени младенцу. В основном, это родные братья родителей или деды новорожденных. В случаях отсутствия или смерти отца на момент рождения ребенка, записывались только имена матерей, а свидетелями были деды, дяди, братья. Встречаются и случаи отсутствия имен матерей по каким-то причинам, либо в случаях их смертей при родах. Сами же заголовки записей о рождениях, при переводе их на русский язык, звучали бы так: первый столбец – мужской/женский пол; второй столбец – какое имя дано новорожденному; третий столбец – число и месяц рождения; четвертый столбец – имена отца и матери, дедов, фамилия (если была), какого сословия; пятый столбец – где родился. Сами же записи в них, при переводе на русский язык, выглядели бы следующим образом: мужского/женского пола; мальчик/девица по имени такой-то/такая-то; такого-то месяца и такого-то числа; отец – земледелец (торговец, солдат) такой-то, мать – такая-то; родился в такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта.
Часть вторая – о бракосочетавшихся
Во второй части (или в первом отделении второй части), регистрировались бракосочетания. Эта часть называлась «Книга для записки сочетания браков и разводов», либо просто «браков». Так же, как и предыдущая часть, она разбивалась на столбцы. На русский язык заголовки столбцов можно буквально перевести, так: первый столбец – кто именно и с кем вступает в супружество; второй столбец – число и месяц бракосочетания; третий столбец – представители и свидетели сторон бракосочетавшихся; четвертый столбец – условия бракосочетания; пятый столбец – имя духовного лица, совершившего никах. Так же, добавлялся порядковый номер брака в году. Сами же записи в этой части метрики выглядят следующим образом: такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта дочь такого-то по имени такая-то обвенчана с жителем такого-то населенного пункта таким-то сыном такого-то; такого-то месяца, такого-то дня; со стороны невесты ее представителем был такой-то представителем жениха был такой-то свидетелями стороны невесты были такие-то и свидетелями стороны жениха были такие-то (свидетелей сторон обычно было по два человека) в чем они и подписались. Записи об условиях бракосочетания, хотелось бы рассмотреть более детально. Буквально, перевод этой записи звучит так: «положенный по условию калым (в данном случае махр) в столько-то рублей, из этой суммы отдать столько-то рублей при венчании, а остаток в столько-то рублей жених должен отдать невесте, по ее же первому требованию, в чем подписались жених такой-то и свидетель такой-то». В последнем столбце, делались записи о следующем: такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта имам такой-то совершил венчальный обряд и руку приложил.
Часть третья – о бракоразводах
Бракоразводная часть или «Второе отделение второй части о бракоразводах» делилась на шесть столбцов. В заголовках значилось: кто именно и с кем разводился; число и месяц; по каким причинам; кто были свидетели; по чьему решению. Записи делались по следующему принципу: такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта по имени такой-то разведен со своей женой по имени такая-то; такого-то месяца, такого-то дня. В столбце о причинах развода, в большинстве случаев указывалось «из-за утраты любви» или же «по причине невыполнения супружеских обязательств и утраты взаимоуважения». Буквально: жена такого-то по имени такая-то разведена с мужем таким-то за такие-то поступки. Приведем более конкретный пример причины развода: «жена такая-то разведена с мужем своим таким-то за непослушание к нему и отлучки без его позволения в дома сторонних людей и по последовавшему от сего несогласию». Далее, шли имена свидетелей: свидетели такие-то (обычно два человека), и более детально: «свидетели при словах утверждающих развод такие-то руку приложили». Записи последнего столбца гласили: «по следствию произведенному имамом таким-то и по случаю не примирения разводящихся в положенный законом срок, решил развод имам аула такой-то».
Часть четвертая – об умерших
Часть четвертая делилась на семь столбцов: порядковый номер, женского/мужского пола; кто умер; число и месяц; возраст покойного; болезнь или отчего умер, т.е. – причина смерти; где умер и погребен. Эта часть имеет следующий вид записей: мальчик/мужчина по имени такой-то; девица/женщина по имени такая-то; такого-то месяца, такого-то дня; стольких-то лет; от такой-то болезни. Заключительный столбец гласил: Погребен/погребена такой-то губернии такого-то уезду такого-то аула. На последних страницах, в более поздних метрических книгах были введены ведомости метрической книги, где отображались сведения об имаме, втором имаме и муэдзине мечети. Об их возрасте, дате и номере приказа о назначении в должность, а также их учителях-наставниках (домла) и др. статистические данные. Так же из них мы можем узнать сколько человек и какого именно пола родилось/умерло и сколько было зарегистрировано браков/разводов за данный год; количество лиц мужского и женского полов в приходе. | | Лайк (1) |
Rus_At Сообщений: 240 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 652 | Наверх ##
21 февраля 2024 12:45 О том, как вести поиск рождений в магометанских метрических книгах. Коротко и понятно.
Нередко, проводя поиск и изучая метрические книги на предмет наличия в них записи о рождении предка, мы не находим такую запись. Не останавливаясь на причинах; перейдем к тому, как можно восстановить потерянную цепочку в поколениях. Первым делом, если мы не нашли запись, условно, в 1885 году, проверяем записи за 1884 и 1886 годы. Далее, за 1883 и 1887 и так, пока не найдем нужную запись. Либо, через один год в «шахматном порядке». Но, бывает, что разница между «известной» датой рождения предка и фактической, доходит до 8-12 лет. В таких случаях, можно попробовать искать рождения родных братьев/сестер искомого человека в соседних годах, по родителям (у магометан это зачастую делается по отцу). К примеру, мы ищем в 1885 году рождение Исмаила у папы Абдуллы. Если рождение не находится, пробуем в соседних годах искать всех новорожденных у папы по имени Абдулла и берем их на заметку, параллельно, опрашивая родственников или подкрепляя найденные сведения домашними архивами (старые совместные фото и др.) Данный процесс может затянуться на период до 15-18 лет, с учетом того, что мама рожала детей через год; бывало и каждый год, а бывало два раза в год – скажем, в феврале и декабре или в январе и ноябре. Для заметки: в магометанских семьях детей могло быть 7-10 человек. Так же, нужно учитывать, что магометанин мог иметь до четырех законных жён одновременно. Соответственно, дети могли рождаться параллельно от разных супруг (в промышленных масштабах). Таким образом, двигаясь вглубь по именам условных братьев/сестер искомого предка, рано или поздно мы выйдем на запись о браке нашего папы – Абдуллы, откуда узнаем его отчество, возраст, имя его жены или жён и т.д. К тому времени, у нас уже будет изучен достаточно большой пласт метрических книг с именами родных братьев/сестер искомого предка, а возможно, и его самого. При этом, нельзя забывать и о детях, умерших во младенчестве у того же отца – Абдуллы, просматривая записи о смертях детей у всех отцов с искомым именем. Поэтому, если вы не нашли записи о рождении в «известном» году, останавливаться нельзя; нужно двигаться дальше по цепочке.
| | Лайк (2) |
Rus_At Сообщений: 240 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 652 | Наверх ##
24 февраля 2024 8:08 СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТОМ ДЕВЯТЫЙ. ЗАКОНЫ О СОСТОЯНИЯХ. ИЗДАНИЕ 1899 ГОДА. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)III. О метрических книгах для Магометан. 905. Для записки рождения, браков и смерти магометан, по ведомству Оренбургского Духовного Собрания, а также по ведомству Таврического Духовного их Правления, ведутся метрические книги по правилам, изложенным в нижеследующих статьях (ст. 906-910). 906. В начале каждого года Оренбургское Магометанское Духовное Собрание и Таврическое Магометанское Духовное Правление представляют губернскому начальству для рассылки приходским Имамам или другим духовным чинам, действительно исполняющим духовную должность в известном приходе, по два экземпляра шнуровых книг в форме, данной Министром внутренних дел, за надлежащим подписанием и печатью: 1) одни книги, в которых записывалось время рождения всякого младенца мужского и женского пола, а также имена их родителей; 2) другие книги для записки имен супругов, имен их родителей и свидетелей, времени и главных условий их бракосочетания, имени духовного лица, совершившего бракосочетание; в сих книгах должно записываться и расторжение браков, чтобы видно было: когда, кем, по какому поводу и на каком основании оное учинено; 3) третьи книги, в которых записывалась смерть всех магометан обоего пола. Примечание: Сбор, вносимый за браки магометан, совершаемые в округе Оренбургского Духовного Собрания, включая добровольные взносы свыше установленного размера, также должен быть отображен в метрических книгах. 907. Шнуровые книги рассылаются за счет каждого прихода, и следующие за них деньги от Имама или Муллы представляются Уездному Полицейскому Управлению для отсылки в означенные в статье 906 Духовное Собрание или Духовное Правление по принадлежности через губернское начальство. 908. Имамы пишут метрические книги на татарском языке, если не знают русского. 909. Имамы или другие духовные приходские начальники по окончании каждого года, не позже февраля следующего года, оставляя при мечетях один экземпляр из сих книг, препровождают другой в ближайшее Уездное Полицейское Управление для отсылки их через губернское начальство в Оренбургское Духовное магометанское Собрание или в Таврическое Духовное магометанское Правление по принадлежности. 910. Присутственные места при рассмотрении дел требуют необходимые сведения о вышеупомянутых случаях от приходских Имамов или Мулл, засвидетельствованные ими в выписке из тех книг. Если будет нужно удостовериться в оных, то обращаются с подобным требованием через Губернское Правление к Оренбургскому Духовному магометанскому Собранию или к Таврическому Духовному магометанскому Правлению по принадлежности. 911. Правила о ведении метрических книг в Закавказье между магометанами шиитского и суннитского учений указаны в Уставе духовных дел иностранных исповеданий. Печатается по «Свод законов Российской империи» в 16 томах. / Сост. и изд.: A.M. Нюрнберг. — М. , 1910, Кн. 2, т. IX. с. 117–118 (издание неофициальное). http://constitutions.ru/archives/3254 | | Лайк (1) |
|