На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Погост Благовестъ «ПРОЕКТ» Идея Реформации «ПОГОСТ».[1]
1 Жизнь пролетит и Первородная Душа Покинет «Ветхий Дом» свой не спеша. Смерть отделяет Интеллект[2] от Тела Одежду сбросит Дух, что прогнила и стлела! 2 Для Тела,что Одежда, Человек? Так Тело для Души, пойми на Век: «Тряпье и хлам на свалку все несут, Чтоб Землю не Поганить ветхость – жгут»! 3 Зачем мы Тело тащим на Погост? Тем нарушаем экологии же ОСТ! Дом захламляем, изымается Земля Увы, не поступает так Свинья! 4 О, сколько плодороднейшей Земли Погосты захламляя – заняли. От Трупа, что в Земле, лишь, трупный Яд… И отравленью Вод никто ни рад 5 Погосты от Селений далеко… Добраться до умерших не легко. О «Вечной Памяти» и речи здеся нет. Зарыли Труп: Могила, Крест – привет… 6 Другой Грех, то Тщеславие, поверь… Над кучкой Мусора возводят Мавзолей! Ох, сколько Сил, Труда, Работы...не пойму? Не слишком много-ль почестей Дерьму? 7 Представте, для Гаврилова одежды... Прекрасный Храм построили б Невежды? И Суеверы б поклонятся приходили… Ботинки рваные мои б оБожествили? 8 По Истине, безумью нет предела… И Лже-Традиция[3] Рассудком овладела. Привычка отвращает от разДумья… А, Церковь поощряет се безумье! 9 И, Молятся рубашкам и парткам Изношеным и порванным носкам… Лжеци Мощами все Болезни «исцеляют»![4] Смеясь над Вами, денюшки считают! 10 У Глупости, наверно нет преДела… Не уж то быть Свиньей не надоело? Искать спасенья там, где Прах и Тлен?! Опомнись Человек, - то сАтомиский плен! 11 Хоронят люди от Души одежды… Хоронят иль Глупцы или Невежды. Традиции велят нам Хлам беречь. А, Разум - «Хлам есть Мусор! Надо сЖечь!» 12 Пра-Предки дальние,те были нас Мудрей… Умершего… Закон: «Сожги скорей»![5] Нечестье на Земле не размножай! Где Чистота, там и дорога в Рай! 13 Итак, две Функции сегодня у Погоста: То, «Свалка» - первая, где нарушенье «ОСТ»а. Вторая, об умершем то, «Реклама»… Чтоб знать Живым, чей Труп сокрыла Яма! 14 Скупые сведенья для Памяти - забвенье: «Фамилье, Имя, Отчество, Рожденье…» Как Жил? Что сделал? Это не известно… Одни, лишь, Даты Смерти повсеместно! 15 Две крайности: Тщеславье Пирамид И те, кто в Землю без Реклам зарыт! Могила или место для Отхода Зависит от усопшего Дохода!? 16 Итак, дилемма: «Жечь иль Хоронить»?[6] Вопрос важнейший предстоит Решить. Истец Один: Здоровый Человек, Ответчики: Законы, прошлый Век! 17 Традиции - застывшии Привычки… И, Государство, Церковь им кавычки. Они Законы погребенья утвердили… Здоровье, Труд и Экологию забыли. 18 Но, зная об инертности Мышленья. Привычка гасит Разума движенье… И в Землю долго будут Хлам еще ложить Проект такой хочу Вам предложить!...[7] 19 К двум первым Функциям добавится Архив… Живых и Мертвых Интеллект обЕдинив. Надгробий вид изменится, конечно? И, Память об усопших будет Вечна! 20 Сей-час, «ПОГОСТ», - есть «Свалка» Био-Тел «Реклама»: Кто… Родился… Околел! Без Биографии «Реклама» не полна… Родными, близкими пусть пишется она! 21 Архив-Хранилище материалов всех. Науки, то подарок и успех… Стихи и Песни, все Плоды его Труда… Что Интеллект создал, увидите тогда! 22 Могилу подключаем к Интер-нет. Меж Мертвым и Живым различий нет. Как у Живых, у Мертвых Файл свой… Лишь, Дата Смерти указует… кто Живой! 23 Компьютеры и Нрав, скажу, Людей… Проект осуществят тогда скорей. Где низок Нрав и Прибыль где в почете… Единство Мертвых и Живых там не найдете! 24 Там, где Одноначалье – Угнетенье… А, Прибыль - есть Обман в приобретеньи! Там и Живые разделилися на Группы… Единства нету там: Война, вражда и Трупы! 25 Знай, если мы введем в Погост «Архив» Сознание Людей преобразив… Не только «Форме», - «Духу» поклонимся![8] И с Предками в одно соединимся. 26 Помойка превращается в Музей… Не только Форм, но и еще Идей. Погосты станут местами обмена! Кого страшит такая перемена? 27 Надгробие - кабина для Общенья… Живой у Мертвого Совета просит, Мненья! Компьютером предстанит нам Могила… И Знания не Хлам уже, а Сила! 28 Кладбище - Институт, уж, и Архив. Всю Память об ушедших соХранив… Усилит Информации поток. Потомки не забудут свой Исток! 29 И возвратится к нам изъятая Земля… На много станем лучше, чем Свинья. Все Земли снова входят в оборот… Где Память оЖивет, там возРодится Род! 30 Идеология Проекта, ни Секрет: Объединить «Живых и Мертвых», Мыслей-цвет! Не тот же знаменит, кто Воровал... А, тот, кто Знаний Людям много дал![9] 31 Тщеславию - Зелёный, стоп, запрет… А, Интеллекту - Красный, Жизни Цвет! Ученых к Праху Предков возвратить… Им на Погостах Думать и Творить! 32 Представте к Предкам вы с детьми пришли. Их Речи… Образ им преподнесли… Труды Научные Потомкам показали… Так, эстафету Интеллекта передали! 33 Что Предки не успели завершить. Их Детям предоставлено свершить. Доделать их Труды и в оборот… В Потомках Память Предков оЖивёт![10] 34 «Никто ни забыт, Ничто ни забыто»… Разбито здесь только Тщеславья корыто! Кто, что заслужил - по заслугам получит… И «Вечная Память» всех Думать научит![11] 35 А, поумнев, опомнится Народ… Долой Погост! Землю под огоРод! И Трупы, как весь Хлам Сжигать начнут. Что Тело, лишь, Одежда - то поймут! 36 Поверьте Разуму, прошу Вас, а не мне: Помойкам нету места на Земле! Нечистота не приведет нас в Храм… Где грязь, там лишь Болезни, Смерть и Срам! 37 Архив не будет над Могилами тогда. О Свалках позабудим на всегда… Погостов нет! Есть Файлы в Интернете. «Живые с Мёртвыми» в одной повисли Сети! 38 Названье Файла: Имя, дата Смерти и Рожденья. И Биография - Реклам ознакомленья… Затем, вот Образ, Голос… вот Труды. Не только Форма тут и Разума Плоды! 39 И возвращается назад ушедший к нам. Своим Друзьям, Потомкам и Сынам… И на Погост не надо ехать, о Живой. Нажал на кнопочку, умерший пред тобой! 40 Ну, а сей-час приходится карпеть… Чтобы на Памятник и Фото посмотреть. Под ней, лишь, дата Смерти и Рожденья…[12] Не Поминанье это, а Мученье! 41 Приходится полоть траву с Могилы… Ограду красить… Памятник… о Вилы! Потом усопших Ядом помянем… Уставшие в Дом ноги понесём! 42 Потратив уйму Времени и Сил… Ты про умершего конечно позабыл. В итоге Образ Предка всякий раз… Все дальше уплывает он от нас! 43 Могила… Памятник… Ограда… Нам Наказанье, Им Преграда! Погост Живых и Мертвых разобщает… Потомок о Пра-Предках забывает! 44 Безродных Род - Обычай сей Плодит[13] Об этом Опыт Жизни говорит… Культуру чуждую вбирают наши Дети… Не помнящий Иван - попал во Вражьи Сети! 45 Не повернем к Корням, нет нам Спасенья! Итог: Паденье Нравов, развращенье… Растение без Корня засыхает… Таков удел безРодных ожидает! 46 Но, если в Навь, к Корням Мы возВратимся… К Советам дальних Предков обРатимся… То Мертвые проБудят всех Живых… От Смерти нас Спасут! Мы ж от забвенья Их! - Обряд: «Сжигание».[14] [Проект]. 0 Обряд такой, внимание Народ: Тела сжигай, а Пепел в Огород! И станет плодоРоднее Земля… Упрочатся Здоровье и Семья. 1 Частички Предков в Семе проРастут Чрез Плод в Тела Потомков попадут.[15] «Живых и Мёртвых» то прямое Единенье… Нет тленья, - Элементов возРожденье! 2 Вновь «Мертвый и Живой» одна Семья… Священной станет Огородная Земля. Они нам Жизнь, Мы Память, о Народ! Чрез сей Обряд Да возРодится Род. 3 Тела Друзей не предавайте Никогда. [16] Предать Родных не благо, а Беда… Земле верните то, что в долг нам дала… Святою почва, плодородною, чтоб стала!!! 4 От Правосудия напрасно Хоронить…[17] Должны Мы по Законам Правды Жить! Злодеев не спасут ни Гроб, ни Мавзолей… Сжигай Народ Одежды Ветхие, скорей! * Пояснения: 1. Этот Вопрос должен Интересовать всех РазУмных Людей нашей Планеты. Все Религии , кроме Атеистической, признают Существование Душ после Смерти Био-Тела. Поэтому, процессы: Погребения – Кремирования – и Мунифицирования, требуют осмысления. Бездумно совершать Действия, ни Ведая, что при этом происходит – тягчайший Грех! 2. Под Интеллектом, Автор понимает Внутреннее Тело или Тело Души. 3. Традиция – установленный когда-то, кем-то, с какой-то Целью Обряды и Ритуалы, со Временем утратившие своё Смысловое значение и исполняемые чаще по Привычки, бездумно: Почему? Зачем? 4. Вопрос о Целительной Силе «Мощей Святых Угодников» - нуждается в более Объективном осмыслении данного Феномена. По мнению автора, лечат не сами Мощи…, а Вера Человека в Возможность изЦеления. С таким успехом к Качестве Катализатора в заПуску Программы Изцеления может быть Любая Вещь. Сам же Источник выздоровления находится в Сознании Человека! 5. Древние Словяне до них и Арийские Племена – Сжигали своих Умерших, данная Форма уничтожения Умирших Тел пользовалась приоритетом в Индии. 6. На момент написания Трактата автор упустил из вида третий способ – Мунифицирование БиоТел… 7. Предлагается переходный, промежуточный Проект, который в дальнейшем нуждается в переосмыслении… 8. На данный Момент, во всех Церквях процветает Поклонение «Идолам». Пример: Атеисто-Коммунистическая Церковь. Их главный Идол – Мавзолей в котором лежит Мумия (точнее Чучело) Вождя. Библия же их – «Капитал» К. Маркса. Произошла Догматизация (умертвления) Знаний Клирикалами из Института «Марксизма-Ленинизма». Любая ревизия или пересмотр Догматов, Атеистической Церковью признается - Ересью! Все Мёртвые Церви приклоняются перед Формой, но не Духом – который находится в Вечном движении и изменении!!! 9. На данный Момент известностью пользуются Банкиры и Чиновники сумевшие Обворовать своих «ближних». Проект предполагает поменять приоритеты с Воровства на СоТварение. 10. Предполагается не только Формальное Наследование Материальных Ценностей, но и Духовных, в виде продолжения Интеллектуальной эстафеты своих Предков… Отсюда совершенно иная трактовка «Права Наследования Собственности». 11. «Вече» - Национальная Политическая Форма Правления Русского Народа. Прорисовке контуров подобной Модели автор посвятил свои Политические Трактаты: «Политическая Гаврилиада», «Нирвархия» и вернулся к уточнению данной Модели в «Ладье Жизни». 12. На могилах пишут Инициалы, Даты Рождения и Смерти, Фотографии и то не всегда и изредка пояснения о причинах Смерти… вот и вся скудная Информация об Теле усопшего. 13. Отсутствие Преемственности Поколения или Духовного Наследования - одно из отрицательных черт Формы «Хоронения». 14. Обряд «Сжигания» - альтернативный Авторский Проект по Освещению Огородной Земли. Отношение к возделыванию такой Земли, где в прямом смысле рассыпан Прах Предков. 15. Продукты выращенные из Праха Предков – приобретут сокровенный Смысл… Кругооборот Веществ в приРоде. 16. Обряд «Предание Земле»: Освящённую в Церкви Землю сыплют по верх одежды в виде трёх планочного Креста. Мнение автора по данному вопросу изложено в трактате «Заметки профана по поводу Обряда Хоронения в Христианской Традиции». 17. Согласно предположению автора, в «Заметках Профана…», В Землю в древности зарывали Воров, Убийц и прочее…, для того, чтоб их Информационное Поле не воздействовало на Живущих, своими отрицательными вибрациями. 18. На данный момент у автора сложилось следующее мнение по поводу Обрядов: Погребения – Сжигания – и Мумифицирования: - Все три способа Правомерны - Общество должно определять с чьим телом, что делать по Смерти…. - Критерием Определения является его Жизненный Путь зависящий от его Нрава и Совести… 1. Так, Воров, Убийц, Насильников – Зарывать в Землю подальше от Живых и поглубже, в герметических Гробах (капсулах). 2. Тела Обычных Людей подлежат – Кремации (сжиганию), что касается Праха: - с Психическими отклонениями хранить в Урнах - Нормальных, высыпать на Землю или в Огород… - Великих – Прах Рассеивать с Воздуха, чтоб не только Родные, но и все Земляки - Причащались им. 3. Тела Светых Людей – достигших Просветления подлежат Мумифицированию. Согласно сообщению Пятибрата: Лекарство, которое называют «Мумиё» - есть останки Мумифицированных Тел древних Словян. Тела Светых Людей Мумифицированных по определённой Технологии - приобретают Целебные свойства. Пока это только Проект основанный на Прозрении и доМыслах Автора... Вопрос об участи Белкового Тела после прекращения его Функционирования - это не праздная Тема для Человечества!!! -
--- С БлагоДарностью и любовью Виталий Владимирович
Когда в доме заштормило и не ладится с работой, Когда жутко надоела суета, Когда всё вокруг постыло и обидел чем-то кто-то, Приходите в свой не лучший день сюда. Здесь дождём траву прибило, Здесь земля всех приютила, Здесь, в тени аллей, годами ждут. Приходите на могилы, К своим близким на могилы, Они вас услышат и поймут.
Жизнь нам головы вскружила, Заросли чертополохом, Пролетают неприметные года, Приходите на могилы, и не только, когда плохо, Приходите, и не в праздники, сюда. Здесь вы вспомните, что было, Здесь вы обретёте силы, Здесь родные лица оживут, Приходите на могилы, К своим близким на могилы, Они вас услышат и поймут. Приходите на могилы к дорогим, любимым, милым! …И тогда, даст Бог, и к вам придут.
--- С БлагоДарностью и любовью Виталий Владимирович
В середине 1990-х годов я приехала в Калининск (Баланду) на кладбище, чтобы навестить могилу прадеда и прабабушки Пащенко и развеять лепестки роз над местом, где в январе 1936 года была похоронена в возрасте 31-ого года моя бабушка Пащенко, в девичестве Шпакова Татьяна Васильевна. Почему « над местом», поясню. В голодные и суровые годы войны все деревянные кресты были собраны на топку печей и со временем от могильного холмика не осталось и следа, что ж, так бывает в жизни.. В 90-е годы я была далека от подробностей «семейной истории», но знала со слов мамы , что братья Шпаковы уехали в 30-е годы в Среднюю Азию и в Калининске никого из родственников Шпаковых не осталось…Да и подробностей ранней смерти моей бабушки я не услышала ни от мамы, ни от ее братьев, слишком малы они были. Какая-то недосказанность , незаконченность меня тяготила несколько лет, и я решила разобраться в семейной истории . Проходя по кладбищу, я читала таблички с фамилиями и наткнулась на фамилию Шпаков, год рождения примерно 1890, и меня поразила четкая фотография, с которой задорным и знакомым взглядом смотрел старичок. И я подумала, : Надо же, наша "порода" Шпаковых, а может кто-то из двоюродных –то и остался? Сейчас, когда я в поиске поднялась до 1828 года, понимаю, что , конечно двоюродные обязательно остались. Это история не закончена, но решила поделиться, тема « навеяла» воспоминания.
--- Ищу сведения о Бусыгиных из с.Широкое; Пащенко, Шпаковых, Ялынычевых, Борисовских , Кубраковых из Баланды, Кирносовых из М.Екатериновки, Баланды Саратовской области."
" В каждом роду должен быть свой " летописец".
Признаюсь, не ожидал, что тема вызовет такой интерес. Открывал ее как напоминание прежде всего самому себе о том, что жизнь имеет ограничение во временном пространстве. что в первую очередь надобно думать о том как прожит день и что сделано... Приведенный пример Busina Busina написал:
[q]
тема « навеяла» воспоминания.
[/q]
тому подтверждение. Жизнь...и уход из ее объятий, которые нам дали наши родители, - вот что меня сейчас одолевает в первую очередь.
Жизнь и смерть во мне объявили мне Жизнь - игра, у тебя нет масти Смерть к тебе не питает страсти Жизнь тебя проиграла стуже и смерти ты не нужен
Жизнь и смерть во мне объявили мне Будешь жить не кидая тени, обладая горячим телом Обжигая холодным взглядом станешь ядом
Я так не могу жить, тени дарить Понять не успеваю Я - жизнь, я - смерть Там так все уже знают
Жизнь и смерть во мне объявили мне Так и будешь идти по краю Между адом земным и раем Между теми кто жил, кто снится Путать лица..
Я так не могу жить, тени дарить Понять не успеваю Я - жизнь, я - смерть Там так все уже знают. Кукрыниксы
Смерть предстоит всему: она — закон, а не кара. всегда помню высказывание Луций Анней Сенека.
А пример- воспоминание о сожженных крестах моей коллеги Busina, это СИЛЬНО, не встречал даже у любимого мною Александра Исаевича Солженицина. Спасибо. Обязательно с Вашего разрешения использую его в своей книге.
--- С БлагоДарностью и любовью Виталий Владимирович
Чтобы открыть СКРЫТЫЙ ТЕКСТ надо щелкнуть левой мышью
Об этом и о многом другом рассказывает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.
- Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай распивать в этот день спиртные напитки. Но даже те, кто так не делает, часто не знают, как именно можно и нужно правильно поминать усопших. И уж тем более совсем не многие знают, почему родительский день называется Радоницей и справляется именно на 9-й день после Пасхи.
- Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Это древнехристианский праздник, о котором Иоанн Златоуст упоминает еще в начале четвертого века.
Радоница – значит радость о воскресшем Спасителе. На 9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников, разделяя с ними эту радость. Настоящий смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова. Радоница - день особого поминовения усопших. Первоначально Радоницы - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "радоница" стало обозначать весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.
На Радоницу было принято, и это продолжается по сегодняшний день, семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие отличительные черты их характера, как бы разговаривая с усопшими, веря, что они в этот день слышат нас. Этимологически слово "Радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели.
Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Что касается именно 9-го дня после Пасхи, то это просто вопрос Церковного Устава. Обычно, после пасхальных праздников на первый же будничный день, во время которого мы можем служить панихиду, выпадает Радоница. Всю Светлую Седмицу (неделю) мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в Церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.
- Можно ли часто оплакивать усопших и часто посещать их могилы? Или лучше верить в то, что они уже в Царствии Божьем, а значит, им лучше, чем нам, и не стоит беспокоить их и терзать себя?
- И снова отвечу, что нам нужно не убиваться и плакать, а молиться за наших покойников. Поминать их можно как в храме, так и добрыми делами в память о них. Но имейте в виду, мы не знаем, где оказался после смерти дорогой нам человек: в Царствии Божьем или в аду. Для этого мы и вершим добрые дела, чтобы Господь взял его к себе.
Что касается слез, то есть такой грех под названием «самоядение», когда человек скорбит больше, чем нужно, думает, как много недодал покойному, как много мог бы сделать для него, но не успел или не посчитал нужным. Ценить человека, уважать и беречь нужно при его жизни, чтобы после смерти не пришлось просить прощения на его могиле. После смерти наверстать упущенное уже невозможно.
- Что лучше и правильнее в родительский день: поставить в храме свечу за упокой усопших, вспомнить их в душе добрыми словами, или собрать дома родню и друзей и помянуть ушедших в мир иной обедом со спиртным? И вообще, как Православная Церковь относится к наличию спиртных напитков на столе, как на родительский день, так и в день самих похорон?
- Спиртные напитки на поминальных обедах Церковью категорически запрещены. Поминая усопших близких спиртным, мы оскверняем их память, не чтим ее. Они ждут от нас только молитв, а не пышных обедов. Мы должны молиться о тех, кого уже нет рядом. Это делается потому, что смерть очень часто приходит внезапно, и человек просто не успевает к ней приготовиться, примириться с Богом, покаяться во всех своих прегрешениях. Если же мы ограничимся на поминках лишь устройством стола (как это часто и бывает), потратим на это все свои силы, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе почившего не принесем.
- Как православная Церковь относится к обычаю есть на кладбище после того, как люди приведут погост в порядок? Нужно ли оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»?
- Мы можем помянуть на кладбище усопших близких, однако это нужно делать по правилам. Поправив после зимы могилу, мы имеем право устроить поминальный обед на кладбище. Но начинать его нужно обязательно с молитвы об усопшем. После трапезы нужно снова прочитать молитву.
Еще раз заостряю внимание на том, что спиртное недопустимо. Также нельзя оставлять спиртное и еду на могиле. Это языческий отголосок, когда на кладбищах было принято устраивать не только пиры и пляски, но и целые гладиаторские бои. Также еда привлекает на могилы толпы пьяниц, которые обшаривают каждый венок в поисках спиртного и сигарет, за ними приходят стаи бродячих животных. И те, и другие топчут могилы дорогих нам людей, а собаки и вовсе лежат на надгробьях. Ведь при жизни никто из нас не допустил бы того, чтобы возле его матери, отца или брата лежала грязная бездомная собака. Также еда привлекает на могилу мух и червей. Нельзя втыкать в могилу и зажигать сигареты только потому, что покойный любил курить. Повторю, ему нужны только наши молитвы.
- Но ведь не только спившиеся лица ходят в родительский день по кладбищам в поисках водки и еды, но и дети - в надежде найти на могиле конфеты, печенье или пряники, которые им никогда не купят спившиеся родители. Неужели нельзя оставить еду для них?
- Этих детей на кладбище посылают опустившиеся родители. И каждый такой ребенок ищет не только конфетку для себя, но и шкалик для мамы или папы. Все они знают, что при нашем храме есть бесплатная трапезная, куда человек любого вероисповедания может прийти в любой день недели и покушать. Но ни эти дети, ни их родители не ходят к нам, потому что есть одно единственное правило: в трапезную нужно прийти трезвым и чистым. В большинстве своем, такие люди пьяные, грязные, сквернословящие. Они ведут себя недостойно, так же, как и те люди, что стоят, собирая милостыню, возле ворот храма. Многие прихожане от незнания своего подают им эту милостыню, что категорически воспрещается. Ведь они берут эти деньги исключительно на спиртное.
Да, мы должны подавать милостыню, делать добрые дела, кормить и одевать нуждающихся, но делать это нужно с умом. Если мы видим, что человек действительно нуждается, а еще лучше, если мы знаем этого человека, мы обязаны ему помочь. Но если мы видим, что сидит голодный бродяга, то ему не нужно давать денег, лучше купить ему еду. Ибо он, пропив данные вами деньги, превратит ваше доброе дело в злое.
- Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?
- Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.
Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы – это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет. Эти цветы мы несем для успокоения собственной души, мертвым нужны только наши молитвы. Число цветов (четное или нечетное) значения не имеет. Это просто суеверие.
Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти – крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.
- Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.
- Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена – ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.
- Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?
- Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.
Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.
- Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?
- Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.
Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.
Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения – это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.
Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.
- Можно ли ставить в храме заупокойную свечу, если не знаешь точно, был крещен умерший человек или нет?
- Ставить свечи можно. Однако заказывать панихиды и сорокоусты нельзя. Также нельзя молиться о нем церковной молитвой. Молиться можно только своими словами: Господи прости все его прегрешения, вольные и невольные, если сие возможно.
- Как часто нужно поминать усопшего?
- Очень важно поминать усопшего, в день его смерти, на 9-й и 40-й день, в полгода и на годовщину после смерти, а также в день его земного рождения, в день памяти святого, имя которого он носил, и в родительские дни. По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой – мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда – когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом в зависимости от молитв о нем Церкви после кончины. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. И, конечно, поминать покойных нужно при каждом посещении церкви. Ходить сюда нужно как можно чаще. Это важно и для нас, живых, и для тех, кто уже умер и о ком мы молимся.
- Как Православная Церковь относится к кремации?
- Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела – совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.
- Спасибо за познавательную беседу. Все то, что вы рассказали, можно узнать только в Церкви, для посещения которой, увы, не всегда есть время. Ваши пожелания семейчанам?
- Помните, цель жизни каждого христианина – спасение души. То есть унаследование после телесной кончины и Второго пришествия Христова вечного блаженного пребывания с Богом. И чем больше добрых дел мы совершим, чем больше искренних молитв адресуем Богу, тем больше благодати получим от него. Любите своих близких при жизни, здесь и сейчас. Потом, после смерти, будет поздно. И лучше сегодня говорить слова любви живым родителям, чем завтра плакать на их могиле.
Беседу вела Елена ФОМЕНКО
--- С БлагоДарностью и любовью Виталий Владимирович