Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Село Южаково (Свердловская обл.)

Всё, что касается истории села, её жителей и фамилии Южаковы.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модератор: южа
южа
Модератор раздела

южа

Екатеринбург
Сообщений: 2434
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9799
Село Южаково Пригородного района Свердловской области.
В 1640-х годах, с основанием Пышминско–Ощепковой слободы, начинается заселение бассейна Пышмы.
Южаковы пришли в Мурзинскую слободу в середине XVII века. Южаково стало селом уже после последней ревизии (1858 г.).
Ранее оно (как деревня Южакова) входила в состав Мурзинской слободы (волости),
с 1840-х гг. – Мурзинского сельского общества Башкарской волости.
Данные о Южаково и её жителях есть:

Мурзинская слобода.
Крестьянские книги:

1643/44 г. – РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.159. Л.262.
1644/45 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.160. Л.260.
1645/46 г. – РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.182. Л.284.
1651/52 г. – РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.295. Л.328.
1661/62 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.436. Л.778.
1664/65 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.482. Л.159.
1665/66 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.489. Л.190.
1686/87 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.857. Л.181.
1697/98 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1198. Л.713.
1707 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1469. Л.249.
1709 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1501. Л.236 об.
1710 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1519. Л.111.

Крестоприводные книги.
1676 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.610. Л.229.

Переписи и ревизии.
1680/81, 1681/82 и 1682/83 гг. - РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.261. Л.1496.
1710 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539. Л.304.
1-я РС 1719 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1615. Л.229. (корректировка: РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 581. л. 176 на 1722 г.)
2-я РС 1748 г. - РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.901. Л.277. (корректировка: РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 901. л. 297 об. возраст на 1744 год, дело 1747 года.)
3-я РС 1762 г. - РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.910. Л.293 - 455
4-я РС 1782 г. - .......................................
5-я РС 1795 г. – ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2984. л.39
6-я РС 1811 г. – ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2634. л.9об.
7-я РС 1816 г. – ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.60.
8-я РС 1834 г. – ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.158.
______1834 г. – ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2646.
В составе Башкарской волости:
9-я РС 1850 г. – ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.287.
10-я РС 1858 г. - ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.343.

(Юрий Витальевич Коновалов)

Прикрепленный файл: 111.png
Лайк (1)
bokhelena

Краснодарский край
Сообщений: 279
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 557
Ульяна Епифановна (Самошиха).
Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке "Самоцветы" описывает свою поездку в Мурзинку и Южакову (примерно в 1889 году). В Южаковой он побывал и в доме «в своем роде знаменитости» Ульяны Епифановны (Самошихи) – вдовы Самойлы Овчинникова.
«- Эвон зелёнa-то крышa: это и есть Сaмошихa, - объяснил стaрик ямщик, один из продaвцов мурзинских кaмней. - Светленько поживaет нaшa Ульянa Епифaновнa.
- Зaчем вы её Сaмошихой нaзывaете?
- А по мужу: муж Сaмойло был, вот и вышлa Сaмошихa. Он, Сaмойло-то покойник, попервяя всех прочих дело обдумaл. Тaкой же вот мужик был, кaк и мы, a только обхождение имел всё больше с господaми. Снaчaлa-то, известно, всё в Екaтеринбург носил кaмешки, к мaстерaм дa в мaгaзины к купцaм, a тут много не возьмёшь, сaми нa том стоят. Вот Сaмойло и присмотрел уж нaстоящих покупaтелей из господ, чтобы миновaть купцов. Поезживaл он тaким мaнером годa двa и доездился: по-перву возил кaмешки в голенище дa зa пaзухой, a потом зaвёл шкaтунку дa этaкой кожaный… ну, кaк его звaть то?…
- Сaк-вояж?
- Он сaмый, видно, с зaмком. Вот с кожaным-то он уж, прямо скaзaть, мaхнул в Нижний, нa ярмaнку, a оттедовa нa Москву. Везде высмотрел нaстоящих любопытных нa кaмешки господ и опять с кожaным-то, нaпримерно, домой, дa домa-то сейчaс оборот - у того кaмешок возьмёт, у другого, у третьего - у кого зa нaличные, у кого исполу, у кого в долг. Нaбил кaмням и шкaтунку, и кожaный, дa уж прямо в Петербурх… Вот он кaкой, Сaмойло-то, дошлый, до всего обознaчился!...
…. Вот он кaков человек был, прямо скaзaть - министр. Большие тысячи нaжил и жену нaучил… Кaк Сaмойло-то помер, тaк Ульянa Епифaновнa сaмa стaлa орудовaть, и можно скaзaть тaк что много дaже превосходнее свово-то мужa. Уж онa не пропустит ни единого кaмешкa, все узорит, a потом склaлaсь-свернулaсь и поехaлa везде. Вот и вышлa Сaмошихa»

У Мамина-Сибиряка говорится, что «Пронька Самошихин…в Копенгaгене нa выстaвке сколько кaмней профессорaм продaл: нaш кaмень для коллекций идёт… a теперь в Пaриж уехaл»

«Самошиха… вернулaсь с тaинственным узелком в рукaх… Из плaткa, кaк из рогa изобилия, посьпaлись сaмые крупнейшие топaзы, кaкие мне только случaлось видеть… редкой крaсоты кaмни…
- Кому же вы их будете продaвaть, Ульянa Епифaновнa?
- А в Петербург… Кокшaрову, Николaю Ивaнычу, покaжу, Докучaеву, Гельмерсену прежде возилa. Они меня все знaют…»
bokhelena

Краснодарский край
Сообщений: 279
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 557
Прокопий Самойлович Овчинников.
Из работы Л.А.Будриной "Русские камнерезы фирмы Картье":
...В учетных книгах парижской ювелирной фирмы Картье перечислено более двух сотен фигурок животных из самоцветов, многие из которых были приобретены у поставщиков поделочного камня, к которым обращался и Фаберже [см.: Фаберже: придворный ювелир, с. 165—167]...
...В 2003 г. в Мюнхене прошла выставка «Картье и Фаберже: соперники при царском дворе» [см.: Faberge — Cartier]. В каталоге этой выставки есть статья о русских связях Картье, список поставок из России и содержание копировальной книги с фрагментами переписки с Россией, подготовленные к публикации Гезой фон Габсбург...
...Четыре поставки, выполненные с декабря 1904 по декабрь 1907 г. содержали около 30 фигурок животных, вырезанных из разнообразных камней и снабженных инкрустированными глазками из бриллиантов, сапфиров, оливинов (скорее всего, речь идет о демантоидах) и аквамаринов...
Относительно этих поставок в инвентарных книгах содержится важное уточнение: у записи от 15 декабря 1904 г. указана не только фамилия, но и имя поставщика: «Owtchinnikow Prokop»...
...Выбор этого поставщика мог быть обоснован деловой репутацией и известностью предприятия Прокопия Самойловича Овчинникова (1870—1954). Его каменная коммерция опиралась на семейную традицию добычи минералов в богатейшей Мурзинской самоцветной области, основанной еще его отцом, Самойло Овчинниковым. Эта семья сосредоточила в своих руках весь технологический цикл — от забоя до мастерской [см.: Дмитриев, с. 42]. Сбывали товар купцы не только в своих магазинах в Екатеринбурге, но и через обширную агентскую сеть, при создании которой они пользовались и таким мощным инструментом, как всемирные выставки. Имя Прокопия Овчинникова мы находим в каталогах выставок в Копенгагене (1888), Париже (1889, 1900), Чикаго (1893), Антверпене (1894), Стокгольме (1897). В 1889 г. за представленные минералы и граненые камни Овчинников получает бронзовую медаль выставки [см.: Liste, p. 353]. Стоит отметить, что в том же разделе были представлены африканские алмазы, опалы, сапфиры и рубины из Австралии, колумбийские изумруды, драгоценные камни Бразилии, фирма Тиффани демонстрировала подготовленную Дж. Ф. Кунцем коллекцию декоративных камней Северной Америки [см.: Reports, p. 121].
В 1893 г. годовая продукция предприятия составляла 20 тыс. руб., на Овчинникова трудилось около 100 человек, занятых на добыче и обработке камня [Catalogue of the Russian., p. 152]. Перед Первой мировой войной на него работали до 150 старателей-копачей, а в Мурзинке и прилегающих селениях трудилось около полусотни гранильщиков [см.: Дмитриев, с. 58]. Овчинников из деревни Южаково Пермской губернии принимал участие в Первой международной выставке изделий из металла и камня в 1903—1904 гг., продемонстрировав на ней «драгоценные и цветные камни в сыром и в обделанном виде» [Первая международная, с. 17].
Таким образом, уже в первый год сотрудничества Картье с российскими фирмами среди активных поставщиков изделий из камня мы видим уральцев...

vvfb202-b.jpg
Бульдог Санкт-Петербург, конец XIX - начало XX в. Фирма К. Фаберже.
Цитрин, сапфиры, золото; резьба по камню, выпиловка, монтировка.
Фигурка поступила из дворцового имущества в 1922 г.
Музеи Московского
Кремля.

В 2011 г. в Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля прошла выставка"Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России" ".
На выставке можно было увидеть не только шедевры великого русского ювелира Карла Фаберже, но и его современников.
На экспозиции демонстрировались произведения знаменитой французской фирмы Картье, созданные под влиянием камнерезных работ русских мастеров. Огромное влияние на французских мастеров оказали Алексей Козьмич Денисов-Уральский и уральский кустарь Прокопий Овчинников, чьи работы владельцы фирмы Картье закупали в приличных количествах и продавали в своих магазинах.

Еще одна ссылка: http://skurlov.blogspot.ru/2011/10/blog-post_10.html:
ОВЧИННИКОВ Прокопий Самойлович. Екатеринбургский гранильщик, владелец мас¬терской. У него работал мастер Свечников. Сотрудничал с фирмой Фаберже (по Евг. Фаберже).



южа
Модератор раздела

южа

Екатеринбург
Сообщений: 2434
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9799
Лена, здорово !
Мне ещё хочется добавить - у Уральцев повсеместно, как ни у кого наверно, существует "культура камня".
Сложно найти человека , который бы уж совсем не любил и не знал что-то про наши камни, а уж чтоб в доме совсем не было чего-то из местных камушков - и совсем не представляю...
Потому, как, опять же словами Мамина-Сибиряка:
".... На Урале существует целый разряд таких любителей, страдающих этой «каменной болезнью». Коллекторство со стороны кажется немного смешным, но жить на Урале и не любить уральских «самоцветов» ещё смешнее..."
bokhelena

Краснодарский край
Сообщений: 279
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 557
Еще из Мамина-Сибиряка:
" Дорогa опять шлa полями. В воздухе звенел невидимый жaворонок, дaль зaволaкивaлaсь дрожaвшими переливaми мaревa, где-то дaлеко, дaлеко, кaк свечa, крaсовaлaсь белaя сельскaя церковь. Нейвa ушлa влево, a мы ехaли по течению реки Шиловки. Южaковых три: Стaрaя, Новaя и Большaя. Эти рaскольничьи деревни плотно зaсели по течению реки Амбaрки, впaдaющей, кaк мы уже говорили, в Шиловку"

image1.gif

В 1924 году деревни Старая, Большая, Новая Южакова были объединены в село Южаково.
Старая Южакова - от низовий Амбарки до поворота реки (современные ул. Ленина, ул. Кирова), Большая Южакова - от поворота реки до моста (современные ул. Первомайская, ул. Мира), Новая Южакова - за рекой. Новую Южакову еще называют Маюрово.
bokhelena

Краснодарский край
Сообщений: 279
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 557
Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии" (1902г.), с сайта okorneva.ru/verhoturskiy-uezd/murzinskoe-selo
Верхотурский уезд.
Мурзинское село (4 благочиние)...
...В состав Мурзинскаго прихода входит село и 9 деревень: Сизикова – в 9 в., Зырянская – в 4 в., Южакова – 7 в., Новая Южакова – в 10 в., Луговая – в 5 в., Путилова – в 6 в., Новая – в 7 в., Слудка – в 19 в. и Алабашка – в 7 в. Прихожане все русские крестьяне, всего в приходе 4449 д. об. п. (2149 м. и 2300 ж.), из них 543 д. раскольников и уклонившихся в раскол. Главное занятие прихожан – хлебопашество; кроме того крестьяне занимаются заготовкой и доставкой дров и угля на окрестные заводы, возкой железа, чугуна, руды, разработкой цветных камней в горах Ватихе, Тальяне и др., находящихся в черте их владений. Существующий храм в селе Мурзинском – каменный, трехпрестольный – уже третий с основания села; сооружен по благословению митропол. Антония Тобол. и Сибирскаго в 1729 году на средства прихожан, главный престол во имя Сретения Господня...
В Сретенском храме иконостас трех-ярусный с живописными иконами, украшен золоченой резьбой, местныя иконы в серебряных ризах. В приделе св. муч. Параскевы находится местночтимая икона этой святой. Икона и по преданию, и по письму очень древняя. Происхождение ея относят к XVIII столетию, когда она находилась в часовне на поле деревни Южаковой, вблизи нынешняго села Кайгородскаго. Во время «напольнаго» пожара икону эту перенесли в Мурзинский храм, где она пребывает и до сего времени. На поклонение этой высокочтимой местной святыне ежегодно к девятой пятнице по Пасхе стекаются многочисленныя толпы богомольцев из всех окрестных заводов и дальних сел. После литургии в девятую пятницу совершается торжественный крестный ход в дер. Южакову, где в часовне служится водосвятный молебен св. муч. Параскеве. Бывает еще крестный ход с св. иконой в шестую неделю по Пасхе в с. Кайгородское. Оба эти хода разрешены св. Синодом в 1880 году. – В приходе имеются три часовни – в дер. Южаковой, Луговой и Зырянской; все оне построены усердием прихожан для служения молебнов во время крестнаго хода с иконой св. муч. Параскевы в с. Кайгородское.
bokhelena

Краснодарский край
Сообщений: 279
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 557
В 1906 году в Южаково в честь Святителя Николая Чудотворца была освящена новая церковь. В 1930-х церковь закрыли, а потом снесли ("Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"). По воспоминаниям моей бабушки, здание церкви с трудом разрушили, на совесть было построено. Кирпич пошел на постройку МТС (стоит до сих пор).


bokhelena

Краснодарский край
Сообщений: 279
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 557
6 декабря 1912г. "определен на священническое место к церкви села Южаковского, Верхотурского уезда" Николай Васильевич Григорьев (родился 24 ноября 1861 года в селе Паредееве, Ардатовского уезда, Симбирской губернии. - отсюда)

"13 января 1913 года он рукоположен в сан священника. В Южаковском активно включился в противораскольничью работу, т.к. в селе было много староообрядцев. В марте 1913 года Архипастырское благословение диакону Николаю Григорьеву за преподавание Закона Божьего в Южаковской школе.В 1915 году ему 53 года. В 1915 году священник Австрийского согласия обратился к бывшему здесь Епархиальному Миссионеру с такими словами: „вот вы проповедуете об укреплении веры и братской любви, а зачем же о. Николай (Григорьев) донес на меня и по его доносу я заплатил 10 руб. штрафа?" Впоследствии оказалось, что Ефрем Южаков побрачил с богатой австрийкой прихожанина Южаковской Николаевской церкви, не дождавшись разрешения начальника губернии на перечисление его в старообрядчество, о чем приходским пастырем и было сообщено гражданскому начальству. Эта мера сильно обуздала ревность австрийцев к пропаганде своего учения среди православного населения. В 1916 году он в том же селе.
Жена Евстолия Иоаннова (21 ноября 1861 г.). Дети: Борис (21 июля 1889 г.), Димитрий (10 сентября 1894 г.), Анна (25 июня 1891 г.), Валентина (22 февраля 1893 г.), Ироида."



На фото 1907 г. стоят слева направо: Голованов Петр Михайлович, Южаков Дмитрий Евграфович, Татауров Спиридон Иванович, Южаков Николай Фролович, Южаков Федор Ефимович, священник отец Николай(Григорьев), Южаков Никифор Герасимович. Сидят слева направо: Овчинников Иван Федорович (церковный староста), Овчинников Павел Иванович, (мальчик - не указан).

UPD: Инфррмация от Lubov_L: Хочу уточнить, в 1907 году Николай Григорьев служил диаконом при Сретенской церкви Мурзинского села. На фото будущий священник о. Николай. Дочь Ироида приблизительно 1894 г.р.

Прикрепленный файл: 1907год.jpg
bokhelena

Краснодарский край
Сообщений: 279
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 557
В материалах Екатеринбургских епархиальных ведомостей за 1895 г. можно найти сведения о том, что в д. Южаковой Мурзинского прихода 13 октября 1887 г. была открыта церковно-приходская школа (А. А. Сафронов, А. М. Сафронова Школы и грамотность населения Верхотурского уезда Пермской губернии в конце XIX в.)

В 1884 г. были высочайше утверждены Правила о церковно-приходских школах, закрепившие за ними официально это название. Эти школы должны были распространять элементарную грамотность среди низших слоев населения, «воспитывать в детях страх Божий, преподавать им значение веры, все¬лять в их сердца любовь к святой церкви и преданность к царю и отечеству»...
Обучение в церковно-приходских школах велось по книгам, изданным Синодом, учащиеся должны были присутствовать при богослужениях. В качестве учителей могли работать местные священники, церковнослужители, а также учителя и учительницы, желательно с духовным образованием.


[
Изображение на стороннем сайте: Yzhakovost_9521521_12943484.jpg ]

Здание церковно-приходской школы по ул. Мира. За свою долгую жизнь этот дом побывал и школой, и библиотекой, и домом культуры, и школьным интернатом. Теперь это частный жилой дом.
75fd

Москва
Сообщений: 102
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 399

bokhelena написал:
[q]
Возможно, что Сидор и Трифан - сыновья Григория Васильевича Южакова, а Иван Павлович - их племянник.
[/q]

Это другие Южаковы. У Григорья Васильева Южакова было 3 сына – Иван, Кондратей и Фома, все они получили фамилию Копалухины/Копаловы. Иван и Кондратей жили в селе Черемисском Аятской слободы, Фома уехал на Суксунский завод.
---
Биричевских (Сольвычегодск, Устюг), Зобнины (Верховажье), Колташевы (Оса), Сатюковы (Кунгур) — Аятская и Черемисская вол. Екатеринбургского у.
южа
Модератор раздела

южа

Екатеринбург
Сообщений: 2434
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9799
75fd
Спасибо что зашли к нам в тему и за очень интересную информацию !

75fd написал:
[q]
У Григорья Васильева Южакова было 3 сына – Иван, Кондратей и Фома, все они получили фамилию Копалухины/Копаловы.
[/q]

Чтобы быть 100% уверенной, что это именно так и не тратить время на поиски документов для подтверждение или опровержение этого факта - а "копать" тогда в другом направлении - не могли бы вы дать ссылки на первоисточник ?
ГАСО ? ГАПК ? РГАДА ?, Ф. ? оп. ? дело ?
Было бы совсем прекрасно и вы бы очень помогли нам в теме, если бы дали выдержку из документов (я так понимаю - это перепись ?) о составе семьи Григория Васильевича и о смене фамилии его детьми.
Судя по вашей подписи, Копаловы являются вашими предками, поэтому думаю, что они у вас есть.
Не поделитесь ?

Тем более, что по Черемисскому, особенно по Казанцевым и Белоусовым, в ГАСО работает такая тьма народу, что мне кажется, что уже все возможные документы этого села и слободы у народа давно заведены в электронном виде.... biggrin1.gif
Меня же на 1763 г. там интересовали 3 семьи Блох(иных)а...
Но помимо них помню в ГАПК ф.111. оп.1. д. 2963 "РС 1782 года 23 августа Пермского наместничества Екатеринбергской области Алапаевской округи государственных для работ приписного к Ревдинскому господина берг-коллегии советника Петра Демидовазавода крестьян села Черемиского были Белоусовы, Запрудины, Шебунины, Шеманаевы, Медведевы, Кузнецовы, Обоштомовы, Кузнецовы, Ваулины, Шестаковы, Вяткины, Черепановы, Пановы и т.д.
С уважением.
Ольга
---
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модератор: южа
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник южа » Село Южаково (Свердловская обл.) [тема №59202]
Вверх ⇈