Село Южаково (Свердловская обл.)
Всё, что касается истории села, её жителей и фамилии Южаковы.
южаМодератор раздела  Екатеринбург Сообщений: 2444 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9861 | Наверх ##
18 мая 2014 14:16 3 мая 2015 10:05 Село Южаково Пригородного района Свердловской области. В 1640-х годах, с основанием Пышминско–Ощепковой слободы, начинается заселение бассейна Пышмы. Южаковы пришли в Мурзинскую слободу в середине XVII века. Южаково стало селом уже после последней ревизии (1858 г.). Ранее оно (как деревня Южакова) входила в состав Мурзинской слободы (волости), с 1840-х гг. – Мурзинского сельского общества Башкарской волости. Данные о Южаково и её жителях есть:
Мурзинская слобода. Крестьянские книги: 1643/44 г. – РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.159. Л.262. 1644/45 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.160. Л.260. 1645/46 г. – РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.182. Л.284. 1651/52 г. – РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.295. Л.328. 1661/62 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.436. Л.778. 1664/65 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.482. Л.159. 1665/66 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.489. Л.190. 1686/87 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.857. Л.181. 1697/98 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1198. Л.713. 1707 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1469. Л.249. 1709 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1501. Л.236 об. 1710 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1519. Л.111.
Крестоприводные книги. 1676 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.610. Л.229.
Переписи и ревизии. 1680/81, 1681/82 и 1682/83 гг. - РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.261. Л.1496. 1710 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1539. Л.304. 1-я РС 1719 г. - РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1615. Л.229. (корректировка: РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 581. л. 176 на 1722 г.) 2-я РС 1748 г. - РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.901. Л.277. (корректировка: РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 901. л. 297 об. возраст на 1744 год, дело 1747 года.) 3-я РС 1762 г. - РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.910. Л.293 - 455 4-я РС 1782 г. - ....................................... 5-я РС 1795 г. – ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2984. л.39 6-я РС 1811 г. – ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2634. л.9об. 7-я РС 1816 г. – ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.60. 8-я РС 1834 г. – ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.158. ______1834 г. – ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2646. В составе Башкарской волости: 9-я РС 1850 г. – ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.287. 10-я РС 1858 г. - ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.343.
(Юрий Витальевич Коновалов)
 | | Лайк (1) |
bokhelena Краснодарский край Сообщений: 279 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 557
| Наверх ##
23 июня 2014 10:31 Прокопий Самойлович Овчинников.Из работы Л.А.Будриной "Русские камнерезы фирмы Картье": ...В учетных книгах парижской ювелирной фирмы Картье перечислено более двух сотен фигурок животных из самоцветов, многие из которых были приобретены у поставщиков поделочного камня, к которым обращался и Фаберже [см.: Фаберже: придворный ювелир, с. 165—167]... ...В 2003 г. в Мюнхене прошла выставка «Картье и Фаберже: соперники при царском дворе» [см.: Faberge — Cartier]. В каталоге этой выставки есть статья о русских связях Картье, список поставок из России и содержание копировальной книги с фрагментами переписки с Россией, подготовленные к публикации Гезой фон Габсбург... ...Четыре поставки, выполненные с декабря 1904 по декабрь 1907 г. содержали около 30 фигурок животных, вырезанных из разнообразных камней и снабженных инкрустированными глазками из бриллиантов, сапфиров, оливинов (скорее всего, речь идет о демантоидах) и аквамаринов... Относительно этих поставок в инвентарных книгах содержится важное уточнение: у записи от 15 декабря 1904 г. указана не только фамилия, но и имя поставщика: « Owtchinnikow Prokop»... ...Выбор этого поставщика мог быть обоснован деловой репутацией и известностью предприятия Прокопия Самойловича Овчинникова (1870—1954). Его каменная коммерция опиралась на семейную традицию добычи минералов в богатейшей Мурзинской самоцветной области, основанной еще его отцом, Самойло Овчинниковым. Эта семья сосредоточила в своих руках весь технологический цикл — от забоя до мастерской [см.: Дмитриев, с. 42]. Сбывали товар купцы не только в своих магазинах в Екатеринбурге, но и через обширную агентскую сеть, при создании которой они пользовались и таким мощным инструментом, как всемирные выставки. Имя Прокопия Овчинникова мы находим в каталогах выставок в Копенгагене (1888), Париже (1889, 1900), Чикаго (1893), Антверпене (1894), Стокгольме (1897). В 1889 г. за представленные минералы и граненые камни Овчинников получает бронзовую медаль выставки [см.: Liste, p. 353]. Стоит отметить, что в том же разделе были представлены африканские алмазы, опалы, сапфиры и рубины из Австралии, колумбийские изумруды, драгоценные камни Бразилии, фирма Тиффани демонстрировала подготовленную Дж. Ф. Кунцем коллекцию декоративных камней Северной Америки [см.: Reports, p. 121]. В 1893 г. годовая продукция предприятия составляла 20 тыс. руб., на Овчинникова трудилось около 100 человек, занятых на добыче и обработке камня [Catalogue of the Russian., p. 152]. Перед Первой мировой войной на него работали до 150 старателей-копачей, а в Мурзинке и прилегающих селениях трудилось около полусотни гранильщиков [см.: Дмитриев, с. 58]. Овчинников из деревни Южаково Пермской губернии принимал участие в Первой международной выставке изделий из металла и камня в 1903—1904 гг., продемонстрировав на ней «драгоценные и цветные камни в сыром и в обделанном виде» [Первая международная, с. 17]. Таким образом, уже в первый год сотрудничества Картье с российскими фирмами среди активных поставщиков изделий из камня мы видим уральцев... Бульдог Санкт-Петербург, конец XIX - начало XX в. Фирма К. Фаберже. Цитрин, сапфиры, золото; резьба по камню, выпиловка, монтировка. Фигурка поступила из дворцового имущества в 1922 г. Музеи Московского Кремля. В 2011 г. в Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля прошла выставка "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России" ". На выставке можно было увидеть не только шедевры великого русского ювелира Карла Фаберже, но и его современников. На экспозиции демонстрировались произведения знаменитой французской фирмы Картье, созданные под влиянием камнерезных работ русских мастеров. Огромное влияние на французских мастеров оказали Алексей Козьмич Денисов-Уральский и уральский кустарь Прокопий Овчинников, чьи работы владельцы фирмы Картье закупали в приличных количествах и продавали в своих магазинах. Еще одна ссылка: http://skurlov.blogspot.ru/2011/10/blog-post_10.html: ОВЧИННИКОВ Прокопий Самойлович. Екатеринбургский гранильщик, владелец мас¬терской. У него работал мастер Свечников. Сотрудничал с фирмой Фаберже (по Евг. Фаберже). | | |
южаМодератор раздела  Екатеринбург Сообщений: 2444 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9861 | Наверх ##
23 июня 2014 10:51 Лена, здорово ! Мне ещё хочется добавить - у Уральцев повсеместно, как ни у кого наверно, существует "культура камня". Сложно найти человека , который бы уж совсем не любил и не знал что-то про наши камни, а уж чтоб в доме совсем не было чего-то из местных камушков - и совсем не представляю... Потому, как, опять же словами Мамина-Сибиряка: ".... На Урале существует целый разряд таких любителей, страдающих этой «каменной болезнью». Коллекторство со стороны кажется немного смешным, но жить на Урале и не любить уральских «самоцветов» ещё смешнее..." | | |
bokhelena Краснодарский край Сообщений: 279 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 557
| Наверх ##
24 июня 2014 13:19 3 июля 2014 21:48 Еще из Мамина-Сибиряка: " Дорогa опять шлa полями. В воздухе звенел невидимый жaворонок, дaль зaволaкивaлaсь дрожaвшими переливaми мaревa, где-то дaлеко, дaлеко, кaк свечa, крaсовaлaсь белaя сельскaя церковь. Нейвa ушлa влево, a мы ехaли по течению реки Шиловки. Южaковых три: Стaрaя, Новaя и Большaя. Эти рaскольничьи деревни плотно зaсели по течению реки Амбaрки, впaдaющей, кaк мы уже говорили, в Шиловку"  В 1924 году деревни Старая, Большая, Новая Южакова были объединены в село Южаково. Старая Южакова - от низовий Амбарки до поворота реки (современные ул. Ленина, ул. Кирова), Большая Южакова - от поворота реки до моста (современные ул. Первомайская, ул. Мира), Новая Южакова - за рекой. Новую Южакову еще называют Маюрово. | | |
bokhelena Краснодарский край Сообщений: 279 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 557
| Наверх ##
28 июня 2014 17:31 3 июля 2014 16:16 Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии" (1902г.), с сайта okorneva.ru/verhoturskiy-uezd/murzinskoe-selo Верхотурский уезд. Мурзинское село (4 благочиние)... ...В состав Мурзинскаго прихода входит село и 9 деревень: Сизикова – в 9 в., Зырянская – в 4 в., Южакова – 7 в., Новая Южакова – в 10 в., Луговая – в 5 в., Путилова – в 6 в., Новая – в 7 в., Слудка – в 19 в. и Алабашка – в 7 в. Прихожане все русские крестьяне, всего в приходе 4449 д. об. п. (2149 м. и 2300 ж.), из них 543 д. раскольников и уклонившихся в раскол. Главное занятие прихожан – хлебопашество; кроме того крестьяне занимаются заготовкой и доставкой дров и угля на окрестные заводы, возкой железа, чугуна, руды, разработкой цветных камней в горах Ватихе, Тальяне и др., находящихся в черте их владений. Существующий храм в селе Мурзинском – каменный, трехпрестольный – уже третий с основания села; сооружен по благословению митропол. Антония Тобол. и Сибирскаго в 1729 году на средства прихожан, главный престол во имя Сретения Господня... В Сретенском храме иконостас трех-ярусный с живописными иконами, украшен золоченой резьбой, местныя иконы в серебряных ризах. В приделе св. муч. Параскевы находится местночтимая икона этой святой. Икона и по преданию, и по письму очень древняя. Происхождение ея относят к XVIII столетию, когда она находилась в часовне на поле деревни Южаковой, вблизи нынешняго села Кайгородскаго. Во время «напольнаго» пожара икону эту перенесли в Мурзинский храм, где она пребывает и до сего времени. На поклонение этой высокочтимой местной святыне ежегодно к девятой пятнице по Пасхе стекаются многочисленныя толпы богомольцев из всех окрестных заводов и дальних сел. После литургии в девятую пятницу совершается торжественный крестный ход в дер. Южакову, где в часовне служится водосвятный молебен св. муч. Параскеве. Бывает еще крестный ход с св. иконой в шестую неделю по Пасхе в с. Кайгородское. Оба эти хода разрешены св. Синодом в 1880 году. – В приходе имеются три часовни – в дер. Южаковой, Луговой и Зырянской; все оне построены усердием прихожан для служения молебнов во время крестнаго хода с иконой св. муч. Параскевы в с. Кайгородское. | | |
bokhelena Краснодарский край Сообщений: 279 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 557
| Наверх ##
3 июля 2014 22:21 10 февраля 2017 15:43 В 1906 году в Южаково в честь Святителя Николая Чудотворца была освящена новая церковь. В 1930-х церковь закрыли, а потом снесли ( "Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"). По воспоминаниям моей бабушки, здание церкви с трудом разрушили, на совесть было построено. Кирпич пошел на постройку МТС (стоит до сих пор). | | |
bokhelena Краснодарский край Сообщений: 279 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 557
| Наверх ##
3 июля 2014 23:00 10 февраля 2017 15:42 6 декабря 1912г. "определен на священническое место к церкви села Южаковского, Верхотурского уезда" Николай Васильевич Григорьев (родился 24 ноября 1861 года в селе Паредееве, Ардатовского уезда, Симбирской губернии. - отсюда) "13 января 1913 года он рукоположен в сан священника. В Южаковском активно включился в противораскольничью работу, т.к. в селе было много староообрядцев. В марте 1913 года Архипастырское благословение диакону Николаю Григорьеву за преподавание Закона Божьего в Южаковской школе.В 1915 году ему 53 года. В 1915 году священник Австрийского согласия обратился к бывшему здесь Епархиальному Миссионеру с такими словами: „вот вы проповедуете об укреплении веры и братской любви, а зачем же о. Николай (Григорьев) донес на меня и по его доносу я заплатил 10 руб. штрафа?" Впоследствии оказалось, что Ефрем Южаков побрачил с богатой австрийкой прихожанина Южаковской Николаевской церкви, не дождавшись разрешения начальника губернии на перечисление его в старообрядчество, о чем приходским пастырем и было сообщено гражданскому начальству. Эта мера сильно обуздала ревность австрийцев к пропаганде своего учения среди православного населения. В 1916 году он в том же селе. Жена Евстолия Иоаннова (21 ноября 1861 г.). Дети: Борис (21 июля 1889 г.), Димитрий (10 сентября 1894 г.), Анна (25 июня 1891 г.), Валентина (22 февраля 1893 г.), Ироида." На фото 1907 г. стоят слева направо: Голованов Петр Михайлович, Южаков Дмитрий Евграфович, Татауров Спиридон Иванович, Южаков Николай Фролович, Южаков Федор Ефимович, священник отец Николай(Григорьев), Южаков Никифор Герасимович. Сидят слева направо: Овчинников Иван Федорович (церковный староста), Овчинников Павел Иванович, (мальчик - не указан).UPD: Инфррмация от Lubov_L: Хочу уточнить, в 1907 году Николай Григорьев служил диаконом при Сретенской церкви Мурзинского села. На фото будущий священник о. Николай. Дочь Ироида приблизительно 1894 г.р.
 | | |
bokhelena Краснодарский край Сообщений: 279 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 557
| Наверх ##
12 июля 2014 8:49 12 июля 2014 8:53 В материалах Екатеринбургских епархиальных ведомостей за 1895 г. можно найти сведения о том, что в д. Южаковой Мурзинского прихода 13 октября 1887 г. была открыта церковно-приходская школа (А. А. Сафронов, А. М. Сафронова Школы и грамотность населения Верхотурского уезда Пермской губернии в конце XIX в.)В 1884 г. были высочайше утверждены Правила о церковно-приходских школах, закрепившие за ними официально это название. Эти школы должны были распространять элементарную грамотность среди низших слоев населения, «воспитывать в детях страх Божий, преподавать им значение веры, все¬лять в их сердца любовь к святой церкви и преданность к царю и отечеству»... Обучение в церковно-приходских школах велось по книгам, изданным Синодом, учащиеся должны были присутствовать при богослужениях. В качестве учителей могли работать местные священники, церковнослужители, а также учителя и учительницы, желательно с духовным образованием. [ Изображение на стороннем сайте: Yzhakovost_9521521_12943484.jpg ] Здание церковно-приходской школы по ул. Мира. За свою долгую жизнь этот дом побывал и школой, и библиотекой, и домом культуры, и школьным интернатом. Теперь это частный жилой дом. | | |
75fd Москва Сообщений: 102 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 401
| Наверх ##
20 июля 2014 15:43 20 июля 2014 15:47 bokhelena написал: [q] Возможно, что Сидор и Трифан - сыновья Григория Васильевича Южакова, а Иван Павлович - их племянник.[/q]
Это другие Южаковы. У Григорья Васильева Южакова было 3 сына – Иван, Кондратей и Фома, все они получили фамилию Копалухины/Копаловы. Иван и Кондратей жили в селе Черемисском Аятской слободы, Фома уехал на Суксунский завод. --- Биричевских (Сольвычегодск, Устюг), Зобнины (Верховажье), Колташевы (Оса), Сатюковы (Кунгур) — Аятская и Черемисская вол. Екатеринбургского у. | | |
южаМодератор раздела  Екатеринбург Сообщений: 2444 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9861 | Наверх ##
21 июля 2014 8:04 21 июля 2014 8:07 75fdСпасибо что зашли к нам в тему и за очень интересную информацию ! 75fd написал: [q] У Григорья Васильева Южакова было 3 сына – Иван, Кондратей и Фома, все они получили фамилию Копалухины/Копаловы.[/q]
Чтобы быть 100% уверенной, что это именно так и не тратить время на поиски документов для подтверждение или опровержение этого факта - а "копать" тогда в другом направлении - не могли бы вы дать ссылки на первоисточник ? ГАСО ? ГАПК ? РГАДА ?, Ф. ? оп. ? дело ? Было бы совсем прекрасно и вы бы очень помогли нам в теме, если бы дали выдержку из документов (я так понимаю - это перепись ?) о составе семьи Григория Васильевича и о смене фамилии его детьми. Судя по вашей подписи, Копаловы являются вашими предками, поэтому думаю, что они у вас есть. Не поделитесь ? Тем более, что по Черемисскому, особенно по Казанцевым и Белоусовым, в ГАСО работает такая тьма народу, что мне кажется, что уже все возможные документы этого села и слободы у народа давно заведены в электронном виде.... Меня же на 1763 г. там интересовали 3 семьи Блох(иных)а... Но помимо них помню в ГАПК ф.111. оп.1. д. 2963 "РС 1782 года 23 августа Пермского наместничества Екатеринбергской области Алапаевской округи государственных для работ приписного к Ревдинскому господина берг-коллегии советника Петра Демидовазавода крестьян села Черемиского были Белоусовы, Запрудины, Шебунины, Шеманаевы, Медведевы, Кузнецовы, Обоштомовы, Кузнецовы, Ваулины, Шестаковы, Вяткины, Черепановы, Пановы и т.д. С уважением. Ольга --- | | |
75fd Москва Сообщений: 102 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 401
| Наверх ##
21 июля 2014 10:44 Перепись Поскочина 1681 года (Любимов. Аятская слобода в конце XVII - начале XX вв. С. 19) Беломестные казаки (...) Гришка Васильев сын Южаков. (Родился) Устюжского уезду в Веденском погосте. (В Сибири) со 1677 году. (У него дети) Климанка 3 (лет), Ивашко году. Да брат Андрюшка 15 (лет). Отдаточные книги 1704 года (там же, с. 176) Деревня Черемиская (...) Во дворе крестьянин Григорей Васильев Южаков. У него дети Иван женат, Конан 16 лет, Фома 6 лет. Сказал пашни на себя пашет две десетины в поле, а в дву потому ж. Сенных покосов косит на 100 копен. Переписная книга 1710 года (РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1539) http://census1710.narod.ru/perepis/214_1_1539.htm(л. 508 об.) Деревня Черемиская (л. 509 об.) Двор. А в нем живет крестьянин Кондратей Григорьев Копалухин. От роду ему тритцать три лета. У него Кондратья жены нет. У него брат Фома десяти лет. У него ж сестры: Окулина пятнатцати лет, сестра Ирина восми лет. Переписная книга 1721 года (РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 1394) http://1670.ru/census/1721/(л. 410) Деревня Черемиская (л. 410 об.) Во дворе Кондратей Григорьев сын Копалухин, сказал себе от роду 30 лет, у него жена Настасья Леонтьева дочь 20 лет, дети Иван году, Орина 20 недель. Аятцкой слободы по указу здатошной крестьянин к Невьянским заводам в 703-м году, и работает на заводах, а сказал он самую сущую (л. 411) правду (...) К сей скаске вместо Кондратия Григорьева по его велению Артемей Головин руку приложил. Ревизская сказка 1722 года (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 581) http://1670.ru/census/1722/(л. 198) Деревня Черемиская Кондратей Григорьев сын Копалухин, 30 у него сын Иван, году брат родной Фома, 25 Вторичная перепись Толбузина 1734 года (РГАДА. Ф. 248. Оп. 22. Д. 1505) http://1670.ru/census/1734/(л. 163 об.) Деревня Черемиская (л. 164) Кондратей Григорьев сын Копалухин, 42 / умре у него сын Иван, 13 / умре брат родной Фома, 37 / при Суксунских заводех плотничным мастером В книге выбывших между I и II ревизиями Кондратей Григорьев записан как Копалов (Любимов, с. 259). Ревизская сказка 1747 года (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 584) (л. 595) Села Черемиского (л. 608 об.) Выведенные из нижеписанных мест по силе указов в 724-м году старинные оного села Черемиского крестьяне, которые в прежнюю генералитетскую перепись были написаны в бегах в тех местах, где жительство имели (л. 610 об.) написанной в прежнюю перепись Ишимского дистрикта в Ус-Ламинской слободе 10705, Иван Григорьев сын Копалов, 73 (...) --- Биричевских (Сольвычегодск, Устюг), Зобнины (Верховажье), Колташевы (Оса), Сатюковы (Кунгур) — Аятская и Черемисская вол. Екатеринбургского у. | | |
|