Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Библиотеки

Национальные библиотеки: здания, читальные залы, фонды, библиотекари...

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 58 59 60 61 62 * 63 64 65 66 ... 102 103 104 105 106 107 Вперед →
Модератор: Gelena
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
О КНИГАХ

Сэмюэл Смайлс

1812 - 1904

Шотландский писатель и реформатор.
Автор книг нравственно-философского характера, изобилующих фактами из биографий великих людей.

file.php?fid=597731&key=1470397415

"Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности." Сэмюэл Смайлс.

Прикрепленный файл: Самюэл Смайлс .jpg
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
Украшения книгочеям (книголюбкам, книгоманкам)


file.php?fid=597745&key=107191248

Прикрепленный файл: Книгочеям1.jpg
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
Украшения книгочеям (книголюбкам, книгоманкам)

file.php?fid=597746&key=1076507676

Прикрепленный файл: Книгочеям.jpg
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
27 мая Всероссийский день библиотек!

Вчера, 27 мая отсылала поздравления моим российским коллегам. Всем здоровья, профессиональных достижений, благополучия, добра!

Прикрепленный файл: 27 мая день библиотек.jpg
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
Литературные герои - библиотеки и библиотекари

file.php?fid=597874&key=541447688

Эренбург, И.Г. День второй.
Глядя на героиню этого романа, библиотекаря Наталью Петровну Горбачеву, «люди думали, что она похожа на книжного жучка и что в ее голове только номера каталога. Другим она казалась большой уродливой буквой...
Наталья Петровна Горбачева не спасала ни свою жизнь, ни добро, ни революцию. Она спасала книги. Она была одинока, немолода и некрасива. Никто не знал даже, как ее зовут – говорили: библиотекарша. Они не знали Натальи Петровны.
В начале революции она ошеломила город. На заседании Совета обсуждался вопрос, как отстоять город от белых. Чашкин, надрываясь, ревел: «Товарищи, мы должны умереть, но спасти революцию!» Тогда на эстраду вскарабкалась маленькая, щуплая женщина в вязаном платке и закричала: «Сейчас же уведите этих солдат! Они сидят внизу и курят. Каждую минуту может начаться пожар!..» Председатель сурово прервал ее: «Товарищ, вы говорите не к порядку дня». Но женщина не унималась. Она подняла руки вверх и закричала: «Разве вы не знаете, что в нашей библиотеке десятки инкунабул!» И хотя никто не знал, что такое эти «инкунабулы», люди, обмотанные пулеметными лентами, смягчились: они вывели из библиотеки красноармейцев.
Не одну ночь Наталья Петровна провела на боевом посту. Ей казалось, что она может отстоять книги и от людей, и от огня. Она молила бородатых крестьян: «Это народное добро! Это такое богатство!» Она кричала на щеголеватых офицеров: «Вы не смеете так говорить! Это не казармы! Это строгановская библиотека!» Она старалась понять, как нужно разговаривать с этими несхожими людьми. Они стреляли друг в друга. Они хотели победы. Она хотела спасти книги.
Город зябнул и голодал. Наталья Петровна получала восьмушку мокрого хлеба и спала в большой, насквозь промерзшей комнате. Весь день она просиживала в нетопленой библиотеке. Она сидела одна – людям в те годы было не до книг. Она сидела, закутанная в какое-то пестрое тряпье. Из тряпья торчал суком острый нос. Глаза тревожно посвечивали. Изредка заходил в библиотеку какой-нибудь чудак. Увидев Наталью Петровну, он шарахался прочь: она походила не на человека, но на сову.
Как-то Наталья Петровна повстречалась с профессором Чудневым. Профессор стал жаловаться на голод и холод. Он жаловался также на грубость жизни...Она его прервала: «Что же, я очень счастлива! У меня интересная работа. Я вас не понимаю, Василий Георгиевич! Значит, по-вашему, я должна была все бросить? А что стало бы с библиотекой?»
Она раскрывала старые книги и подолгу любовалась фронтисписами. Музы показывали дивные свитки, и они играли на лютнях. Титаны поддерживали земной шар. Богиню мудрости сопровождала сова. Могла ли Наталья Петровна догадаться, что она похожа на эту грустную птицу? Она рассматривала гравюры: сон в летнюю ночь или подвиг Орлеанской девы. Иногда ее волновало начертание букв. Она прижимала к груди книжку и повторяла, как завороженная: «Эльзевир!» Когда она брала с полки первое издание стихов Баратынского, ей казалось, что это не книга, но письмо от близкого человека. Баратынский ее утешал. Потом ее веселил лукавый Вольтер. Рядом с ней были газеты Французской революции. Они чинно стояли на полках в красивых сафьяновых переплетах. Она заглядывала в эти газеты, и газеты кричали: «Heт хлеба! Нет топлива! Мы окружены врагами! Мы должны спасать революцию!» Она слышала голоса людей. Тусклые пожелтевшие листки помогали ей понять ту, вторую жизнь, которая шумела вокруг здания библиотеки. Когда же, измученная, она готова была пасть духом, она раскрывала «Лоджи» Рафаэля, и она замирала в темной холодной библиотеке перед той красотой, которую не вмещали ни громкие годы, ни маленькое человеческое сердце.
С тех пор прошло немало времени, и библиотека наполнилась гулом. Она отстояла библиотеку. Чашкин полушутя-полувсерьез сказал: «Вы, товарищ Горбачева, молодчина! Вам нужно выдать орден Красного Знамени». Наталья Петровна смущенно покраснела: «Глупости! Но я хочу вас попросить об одном: достаньте дрова. Библиотеку то топят, то не топят. Я привыкла, но книги от этого очень портятся».
Она по-прежнему не знала покоя. Внизу, под библиотекой, устроили кинематограф. Как некогда призрак пожара преследовал Наталью Петровну, она боялась, что книги погибнут от сырости. Она боялась также, что приедут люди из Москвы и увезут самые ценные книги. С недоверием она поглядывала на новых читателей: они слишком небрежно перелистывали страницы. Она подходила к ним и жалобно шептала: «Товарищи, пожалуйста, осторожней!» Она страдала оттого, что никто из этих людей не чувствовал к книгам той любви, которая переполняла ее сердце. Они брали книги жадно, как хлеб, и у них не было времени на любование.
Она хотела сразу спросить его (Сафонова Володю – читателя библиотеки – Б.С.)обо всем: почему его смутил Свифт, что означает выписка из Эразма, какие переплеты он больше любит, видал ли он ранние издания Шекспира... Но она ни о чем его не спрашивала. Она только еще раз сказала: «Вы ведь любите книги?» Тогда Володя усмехнулся – вот так он усмехался, читая Свифта. «Вы думаете, что я люблю книги? Я вам скажу откровенно: я их ненавижу! Это как водка. Я не могу теперь жить без книг. Во мне нет ни одного живого места. Я весь отравлен... Я спился. Вы понимаете, что значит спиться? Только алкоголиков лечат. А от этого нет лекарств. Бессмыслица, но факт. Будь это в моих силах, я поджег бы вашу библиотеку. Вот принес бы керосина, а потом – спичкой. Ах, как это хорошо было бы! Представьте себе...» Он не докончил фразы: он поглядел на Наталью Петровну и сразу замолк. Она дрожала как в лихорадке. Володя спросил: «Что с вами?» Она не ответила. «Вам воды надо... Пожалуйста, успокойтесь!..» Наталья Петровна молчала. Тогда Володя крикнул: «Эй, товарищ! Вы бы воды дали!..» Служитель Фомин принес кружку, полную доверху. Он бормотал: «Довели! Паек-то у нее – кот наплакал. Граммы!
Поглядеть страшно: кожа да кости». Наталья Петровна, опомнившись, сказала: «Уберите воду – вы можете замочить книги». Потом она строго поглядела на Сафонова: «Уйдите! Вы хуже всех. Вы варвар. Вы поджигатель». Володя неловко помял кепку в руке и вышел.
Нескладно всхлипывая, Наталья Петровна говорила: «Книги – большая вещь! Он это зря сказал, их нельзя сжечь, их надо хранить. Вы, товарищ... Как вас зовут? Валя? Вы, Валя, идете к настоящей правде. Я вам сейчас покажу замечательные книги. Пойдемте туда, наверх!»
Она повела девушку на верхний этаж. Там хранились самые ценные книги, и Наталья Петровна никогда не пускала туда посетителей. Она сразу хотела показать Вале все: и Баратынского, и Французскую революцию, и Минерву с совой. Она говорила: «Вот возьмите эту большую. Вы сильней меня. Я не могу поднять – я очень ослабла. Хлеба мало. Но это пустяки. Я ни на что не жалуюсь. Наоборот, я так счастлива! Вот эту... Дайте сюда, скорей! Это – «Лоджи» Рафаэля. Посмотрите – какая красота, какая красота!..»...

Прикрепленный файл: Эренгурб Илья Григорьевич.jpg
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
Памятный знак (мемориальная доска) в честь работников библиотек осажденного Ленинграда установлен 7 мая 2013 года на фасаде библиотеки «Музей книги блокадного города» в Московском районе Санкт-Петербурга.


file.php?fid=598736&key=9088853



Прикрепленный файл: Памяти библиотекарей.jpg
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
Памятник библиотекарю

file.php?fid=598737&key=632410815


Екатерина Юрьевна Гениева

1 апреля 1946, Москва — 9 июля 2015, Израиль.

Родилась в семье актера Юрия Александровича Розенблита и хирурга Елены Николаевны Гениевой.

Российский филолог, библиотечный, культурный и общественный деятель, член Общественного совета по культуре при Министерстве культуры РФ, эксперт ЮНЕСКО, почетный доктор филологии Иллинойского университета (США), эксперт Фонда Ромуальдо Дель Бианко (Италия), эксперт Международного культурного фонда.

Е. Ю. Гениева окончила филологический факультет МГУ (1968 г.), в 1972 году стала кандидатом филологических наук (тема «Художественная проза Джеймса Джойса»), в 2006 году защитила докторскую диссертацию на тему «Библиотека как центр межкультурных коммуникаций» по специальности «Библиографоведение и книговедение (педагогические науки)».
Специалист по английской прозе XIX–XX веков. Автор книг, статей и комментариев, посвященных творчеству Чарльза Диккенса, Джейн Остен, Шарлотты и Эмили Бронте, Джеймса Джойса, Вирджинии Вулф, Сьюзен Хилл и других авторов.

С 1972 года работала во Всесоюзной (впоследствии Всероссийской) государственной библиотеке иностранной литературы. С 1989 года — первый заместитель директора, с 1993 года — генеральный директор.

Екатерина Гениева ушла из жизни 9 июля 2015 года в израильской клинике. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

В 2016 году в Москве, при входе в Библиотеку иностранной литературы, был открыт памятник Е. Ю. Гениевой (автор идеи — продюсер и режиссер Григорий Амнуэль).

О ней

Феномен Катя. К 70-летию Екатерины Юрьевны Гениевой (1946–2015) [отв. редактор Ю. Г. Фридштейн]. М.: Центр книги Рудомино, 2016. — 2016. — 128 с.

Прикрепленный файл: Гениева памятник.jpg
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
Национальная библиотека Беларуси

Латышкевич Маргарита Юрьевна

Член Союза писателей Беларуси (с 2011 г.)
Лауреат Национальной премии в номинации «Дебют» (2016)


« …нарадзілася 19 студзеня 1989 года ў Брэсце. Закончыла філфак, магістратуру і аспірантуру БДУ.

Паэтэса, празаік, літаратуразнаўца, фалькларыст.

Аўтар кніжкі вершаў «Пульс навальніц» (2012), якую можна знайсці ў гарадскіх бібліятэках.
Піша шмат — і ў розных кірунках.
Літаратар-многастаночнік. Больш, чым пісаць, любіць толькі маляваць. Мае неадольную слабасць да катоў і кошак, добрых кніг ды гарбаты з бергамотам».

file.php?fid=604626&key=149282316

Публикации

Латышкевіч, Маргарыта. Наш дом / іл. М. Дайлідова. - Мінск: Мастацкая літаратура, 2018. – 352 с. - ISBN: 978-985-02-1828-5
Номинация: Лучшее произведение прозы (2019)

Латышкевіч, Маргарыта. Яблыкі. - Мінск : Медысонт. – 2016. – 96 с.
В этом сборнике представлены рассказы и очерки молодой белорусской писательницы Маргариты Латышкевич. Разные по тональности, от пронзительно-трогательных до откровенно юмористических и сатирических, они все объединены в достаточно целостный цикл наблюдений за жизнью. Произведения однородные и стильные: автор акцентирует внимание читателя на отдельных ярких деталях, на собственный манер переосмысливая и пересоздавая события действительности.
Лауреат 2017 г. — Национальная литературная премия Беларуси (Лучший дебют, Яблыкі)

“Люстра сну”, “Цмокі” і іншыя вершы Маргарыты Латышкевіч // Звязда. – 2016. – 14 августа. – Режим доступа:
http://www.zviazda.by/be/news/...tyshkevich

Надрукавана ў "Маладосці"
Маргарыта ЛАТЫШКЕВІЧ нарадзілася 19 студзеня 1989 года ў Брэсце. Закончыла філфак, магістратуру і аспірантуру БДУ. Паэтэса, празаік, літаратуразнаўца, фалькларыст. Аўтар кніжкі вершаў «Пульс навальніц» (2012), якую можна знайсці ў гарадскіх бібліятэках. Піша шмат — і ў розных кірунках. Літаратар-многастаночнік. Больш, чым пісаць, любіць толькі маляваць. Мае неадольную слабасць да катоў і кошак, добрых кніг ды гарбаты з бергамотам.

Латышкевіч, Маргарыта. «У.» // Звязда. – 2016. – 6 октября. – Режим доступа: http://www.zviazda.by/be/news/...shkevich-u
Імя Маргарыты Латышкевіч як маладой і перспектыўнай паэткі я ўпершыню пачуў, калі яна толькі пачала вучыцца на філфаку Белдзяржуніверсітэта. Пад канец вучобы ў Маргарыты ўжо сабралася вершаў на цэлы зборнік, які ў хуткім часе — у 2012 годзе — і выйшаў. Называўся ён «Пульс навальніц». Калі М. Латышкевіч стала магістранткай таго ж БДУ, я ўпершыню прачытаў яе апавяданні. Думаю, што і кнігу яе прозы мы неўзабаве ўбачым у кнігарнях, пра што ўскосна сведчыць і той факт, што аўтарка ўсё актыўней звяртаецца да больш буйнога празаічнага жанру — аповесці. Пасля заканчэння магістратуры Маргарыта стала аспіранткай свайго роднага ўніверсітэта і тут ужо гучна заявіла пра сябе як пра ўдумлівага літаратуразнаўцу, якому падуладныя і такія няпростыя, а калісьці і нязвыклыя для нашага прыгожага пісьменства тэмы: скажам, «Персанажны ход хранатопу сучаснага беларускага фэнтэзі».
Які жанр стане для Маргарыты Латышкевіч галоўным у пару яе творчай сталасці, загадваць пакуль рана, але і сёння ўжо можна сцвярджаць, што ў літаратуру яна прыйшла не выпадкова. Алесь Бадак



Латышкевіч, Маргарыта. Тры поўні, горад і агні // Звязда. – 2015. – 9 апреля. – Режим доступа: http://www.zviazda.by/be/news/...rad-i-agni


Вершнікі на дарозе ў дзяцінства [Текст] / Дар'я Значонак // Маладосць. - 2019. - N 10. - С. . 114-116. - Рэц. на кн.: Латышкевіч, М. Наш дом: апавяданні, аповесці / Маргарыта Латышкевіч - Мінск : Мастацкая літаратура, 2018. - 352 с. - (Час 21).

Маргарита Латышкевич. Блог профессионального читателя // Национальная библиотека Беларуси. - 2020. – 9 апреля. - Режим доступа:
https://nlb.by/content/news/bl...o-rubrike/


Продолжение следует
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
Национальная библиотека Беларуси

Латышкевич Маргарита Юрьевна

Сотрудница Национальной библиотеки стала одним из полуфиналистов российского конкурса «Книгуру» : Новости Национальной библиотеки Беларуси // Национальная библиотека Беларуси. – 2020. – 9 июня. – Режим доступа:
https://nlb.by/content/news/na...a-kniguru/


Напомним, что «Книгуру» – крупнейший в России конкурс произведений для юных читателей, учрежденный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Центром поддержки отечественной словесности.


Маргарита Латышкевич, писательница, литературовед, член Союза писателей Беларуси и наша коллега из отдела сопровождения интернет-портала, стала полуфиналистом «Книгуру» – Всероссийского конкурса литературных произведений для детей и юношества! Ее повесть «Лисиный перстенек» – фэнтези с элементами белорусского легендариума – вошла в лонг-лист конкурса. Белорусскоязычный оригинал произведения публиковался в журнале «Полымя», № 12 за 2019 год. В общем эксперты «Книгуру» рассмотрели около 700 произведений, поданных на конкурс, и сформировали длинный список из 28 текстов.
8 июня в ZOOM на канале «Рабочий полдник» состоялось объявление короткого списка одиннадцатого сезона конкурса.

На этот раз в конкурсе участвовали, наравне с завсегдатаями, и совершенно новые авторы, что предвещает хорошее будущее подростковой литературы. Разумеется, тексты, попавшие в полуфинал (или финал), не являются «готовыми к употреблению» литературными продуктами. Часто даже текстам финалистов требуется доработка и профессиональная редакторская помощь. Однако, по мнению экспертов, они довольно интересны.

Кроме того, эксперты подчеркнули: настоящее жюри – это подростки, которые будут читать выложенные в свободный доступ произведения. Вообще же главная задача «Книгуру» – открытие новых имен, и именно поэтому среди экспертов присутствуют представители издательств («Самокат», «Волчок»).

Каждый из экспертов поделился своим впечатлением от конкурса. Так, писатель Шамиль Идиатуллин отметил жанровое и эмоциональное разнообразие произведений. Ирина Балахонова, основатель издательства «Самокат», одного из самых активных партнеров «Книгуру», выразила убежденность, что конкурсные тексты не будут безразличны детям, – а ведь это самое важное.

Для короткого списка, с которым можно ознакомиться на сайте конкурса, было отобрано пятнадцать авторов из лонг-листа. Один из экспертов «Книгуру», педагог Ирина Лукьянова рассказала, что сделать это было действительно непросто – с моральной и литературной точки зрения.

В дальнейшем рукописи финалистов будут выложены в открытый доступ на сайте конкурса, где представители целевой аудитории – подростки – смогут их оценить и прокомментировать. Голосование продлится до сентября.
Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.

Где живет курганный народ // Национальная библиотека Беларуси. – 2017. – 3 ноября. – Режим доступа: https://nlb.by/content/news/li...od_269821/
Лауреат Национальной премии в номинации «Дебют» Маргарита Латышкевич отыскала белорусских эльфов.


Молодой прозаик Маргарита Латышкевич: без белорусского фольклора не родились бы мои книги // СБ Беларусь сегодня. – 2018. – 29 августа. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/vremya-sobirat-yabloki.html


Магия книжных страниц. День книги в библиотеке БГМУ // Белорусский государственный медицинский университет. – Режим доступа: https://www.bsmu.by/page/3/4484/
«…Там, где есть книга, человек уже
не остаётся наедине с самим собой,
в четырёх стенах своего кругозора,
он приобщается ко всем свершениям
прошлого и настоящего…»
С. Цвейг


СУРАЗМОЎЦЫ. Маргарыта Латышкевіч | Маргарита Латышкевич / Аўтарская праграма пісьменніка Навума Гальпяровіча. Праект пра ролю роднай мовы, культуры, гісторыі і традыцый у жыцці краіны і кожнага чалавека. А таксама крыху пра асабістае.
https://www.youtube.com/watch?v=TcmtDY2PvL8
https://youtu.be/TcmtDY2PvL8
Госць - загадчыца аддзела прозы часопіса "Маладосць", лаўрэат Нацыянальнай літаратурнай прэміі Маргарыта Латышкевіч.

file.php?fid=604627&key=551506170

Там, где песня: две фэнтезийные повести от Маргариты Латышкевич / Елена КИСЕЛЬ // Союз писателей Беларуси. – 2018. – Режим доступа: http://www.oo-spb.by/index.php?id=1111


Эволюция книжного человека / Автор публикации: Людмила Рублевская // Национальная библиотека Беларуси. – 2018. – 28 марта. – Режим доступа:
https://www.nlb.by/content/new...cheloveka/



Латышкевіч, Маргарыта Юр'еўна (нар. 1989): справка // Национальная библиотека Беларуси. – Режим доступа: http://unicat.nlb.by/AUTH/pls/...q=l_siz=20 . – Дата доступа: 14.06.2020.

Латышкевіч, Маргарыта Юр'еўна (нар. 1989)
Месца нараджэння: г. Брэст. Аўтар кнігі вершаў. Друкавалася ў часопісах "Бярозка", "Маладосць", штотыднёвіку "Літаратура і мастацтва", газеце "Заря".
Варыянтная форма імя
Латышкевич, Маргарита Юрьевна (род. 1989) (руская мова)
Крыніцы iнфармацыі
Пульс навальніц : вершы / Маргарыта Латышкевіч. ― Мінск, 2012.

Латышкевіч, Маргарыта Юр'еўна. Наш дом: справка // Национальная библиотека Беларуси. – Режим доступа:
http://unicat.nlb.by/AUTH/pls/...q=l_siz=20 . – Дата доступа: 14.06.2020.

Пад адной вокладкай сабраны 25 апавяданняў і дзве аповесці. Кожны з гэтых твораў расказвае гісторыю пра жыццё, пра нашы карані і – пра наш агульны дом.
Крыніцы iнфармацыі
Наш дом : апавяданні, аповесці / Маргарыта Латышкевіч. — Мінск, 2018.
Рэцензія: Вершнікі на дарозе ў дзяцінства / Дар'я Значонак // Маладосць. — 2019. — № 10. — С. 114—118. — Рэцензія на кнігу: Наш дом : апавяданні, аповесці / Маргарыта Латышкевіч. — Мінск, 2018.
Сайт "Нацыянальная лiтаратурная прэмiя". Дата звароту: 19.12.2019.


«Звязда» почтила лауреатов литературного конкурса / Вікторыя Целяшук. Фота: Яўген Пясецкі // Звязда. – 2019. – 18 сентября. – Режим доступа: http://zviazda.by/be/node/169672 . – Дата доступа: 14.06.2020.

file.php?fid=604628&key=1837976455
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Gelena
Модератор раздела

Gelena

Минск
Сообщений: 14936
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1497
Национальная библиотека Беларуси

Бричковский Вячеслав Иванович

Кандидат технических наук (1986)

Родился 20 мая 1956 г. в Минской области в г. Дзержинск.
Образование: Минский радиотехнический институт (1978 г.; аспирантура 1984).

Сотрудник Национальной библиотеки Беларуси с 2007 г.

Заведующий сектором информационного обеспечения инновационной деятельности отдела корпоративного взаимодействия Национальной библиотеки Беларуси.

С августа 2020 г. заведующий сектором инновационного развития библиотечно-информационных процессов отдела библиотечно-информационных технологий.
file.php?fid=607042&key=1236307568

Публикации

Возможности использования индекса научного цитирования для повышения активности подготовки научных кадров высшей квалификации / В.И. Бричковский, А.А. Шереметьева, А.М. Голубев // Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» 17–18 апреля 2008 г.– Минск: ГУ «БелИСА», 2008. – С. 105–106.

Возможности организации информационного обслуживания инновационной деятельности на базе Национальной библиотеки / В.И. Бричковский // Технологии. Оборудование. Качество: сборник материалов 11-го международного симпозиума 13–16 мая. – Минск: ООО «Принт Плюс», 2008. – С. 199–200.

Возможности использования открытых образовательных ресурсов в цифровой трансформации образовательных процессов / В.И. Бричковский // Материалы II Межд. науч.-практ. конф. «Цифровая трансформация образования», Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А. Б. Бельский. – Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. – С.130–133.

Возможности электронных библиотек для информационного обеспечения инновационных процессов в образовании / Николай Измайлович Листопад [и др.] ; Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Национальная библиотека Беларуси (Минск) // Минск, 2009. — VIII Международная конференция "Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации" (РИНТИ-2009). — С. 160-162. — (Развитие государственной системы научно-технической информации). — Проанализированы возможности использования современных технологий электронных библиотек для поддержки инновационных процессов в образовании. Описаны принципы формирования электронной библиотеки информационных ресурсов (ИР) педагогического назначения, которые ориентированы на применение универсальных форматов описания метаданных ресурсов, на широкое использование международных стандартов, базирующихся на языке XML. Рассмотрены основные задачи по созданию программного и информационного обеспечения электронной библиотеки.
Авторы: Бричковский, Вячеслав Иванович (кандидат технических наук ; род. 1956)
Листопад, Николай Измайлович (доктор технических наук ; род. 1956)
Комик, Василий Игнатьевич (кандидат экономических наук ; род. 1946)
Проволоцкий, В. Е.


Инициатива открытого доступа в информационном обеспечении инновационной деятельности / В. И. Бричковский // Наука и инновации. — 2019. — № 12. — С. 76-79. — (Инфолиния). — Библиография: 17 назв. — Рассмотрены основные пути перехода к новой экосистеме научных знаний, в основе которой лежит идея открытого доступа к научным публикациям и исследовательским данным. Проанализированы факторы, влияющие на развитие инициативы открытого доступа.

Интеграция электронных информационных ресурсов с целью повышения эффективности корпоративного взаимодействия библиотек / В.И. Бричковский, А.А. Шереметьева // XVII Международная научно-практическая конференция «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации». – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет, 2018.– С. 31–42.

Информационное обеспечение систем дистанционного обучения для инновационной сферы / В.И. Бричковский // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/6056

Информационное обеспечение мониторинга инновационной деятельности / В.И. Бричковский // Материалы международной научно-практической конференции «Экономическое развитие общества, инновации, информатизация, системный подход» 22–23 апреля 2008 г. – Минск: «Парадокс», 2008. – С. 28–33.

Использование инновационных подходов для повышения эффективности доступа к научно-образовательным периодическим изданиям / В. И. Бричковский // Минск, 2013. — Материалы Международного конгресса "Библиотека как феномен культуры", Минск, 23—24 октября 2013 г. — С. 301-305. — (Раздел: Электронные информационные ресурсы и сервисы). — Библиография: с. 305 (4 назв.).

Использование метаданных при построении тематических электронных коллекций информационных ресурсов по инновационной деятельности / В.И. Бричковский // Материалы VII международной конференции «Развитие информатизации и системы научно-технической информации (РИНТИ 2008) » 5 ноября 2008 г. – Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2008. – С. 121–124.

Использование платформы Web of Science для комплексной информационной поддержки научных исследований / В. И. Бричковский // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации. — Минск, 2018. — С. 336-339. — (Секция 3, Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии. Публикационная активность ученых и организаций). — Библиография: 4 назв.

Использование сетевых патентно-информационных ресурсов для информационного обеспечения инновационной деятельности / В. И. Бричковский, И. И. Грицай // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации. — Минск, 2012. — С. 238-242. — (Секция 2, Автоматизированные системы научно-технической информации). — Библиография: с. 242 (3 назв.).

Использование систем управления контентом для построения тематических коллекций информационных ресурсов / Вячеслав Иванович Бричковский ; Национальная библиотека Беларуси (Минск) // Минск, 2009. — VIII Международная конференция "Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации" (РИНТИ-2009). — С. 230-231. — (Корпоративные библиотечно-информационные системы и технологии). — Рассмотрены вопросы применения систем управления контентом для построения и поддержки тематических коллекций информационных ресурсов в сфере инновационной деятельности.

Использование специализированных коллекций электронных информационных ресурсов для информационного обслуживания процессов подготовки научных кадров высшей квалификации / В.И. Бричковский // Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» 17–18 апреля 2008 г. – Минск: ГУ «БелИСА», 2008. – С. 103–105.

Комплекс программ для управления деятельностью распределенной редакционной коллегии научного электронного издания / В. И. Бричковский // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации. — Минск, 2013. — С. 371-374. — (Секция 3, Корпоративные библиотечно-информационные системы и технологии). — Библиография: с. 374 (5 назв.).

Наукометрический анализ в информационном обеспечении инновационной деятельности / Вячеслав Бричковский // Наука и инновации. — 2017. — № 8. — С. 64-67. — (В мире науки). — Библиография: 8 назв. — Описаны некоторые наукометрические показатели и возможности их применения при оценке научных результатов. Приведены примеры использования данных и инструментов платформы Web of Science с целью анализа публикационной активности и цитируемости, расширения международного научно-технического сотрудничества.

Научные социальные сети как инновационная форма организации информационного обеспечения исследовательской деятельности / В.И. Бричковский, И.И. Грицай //Материалы VII Международных книговедческих чтений «Библиотеки и политика открытого доступа к информации и знаниям», Минск, 10–11 ноября 2011 г. / Национальная библиотека Беларуси; составитель Л. Г. Кирюхина. – Минск, 2011. – С. 208–213.

Научные электронные периодические издания как средство повышения эффективности информационного обеспечения инновационной деятельности / В.И. Бричковский // РИНТИ: ХIII Международная конференция (Минск, 20 ноября 2014) : доклады. – Минск, 2014. – C. 199–203. — (Секция 2, Автоматизированные системы научно-технической информации). — Библиография: с. 203 (6 назв.).

О возможностях сотрудничества с Ассоциацией EIFL для поддержки информационного обеспечения инновационной деятельности / В.И. Бричковский // Информационное обеспечение стратегии инновационного развития науки и производства : Материалы научно-практической конференции 11–12 октября 2010 г. / Государственный комитет по науке и технологиям, Республиканская научно-техническая библиотека. – Минск : РНТБ, 2010. – С. 132–136.

О подходах к организации информационного обеспечения инновационной деятельности на базе Национальной библиотеки Беларуси / В. И. Бричковский, А. М. Голубев // Современные информационные технологии в Национальной библиотеке Беларуси. - Минск, 2008. — С. 106-123.

О роли международной ассоциации EIFL в поддержке проектной деятельности библиотек / В. Бричковский // Бібліятэчны свет. — 2015. — № 5. — С. 28-29. — (Бібліятэчныя гранты і праекты)

Организация информационного обеспечения инновационной деятельности на базе библиотек / Бричковский, В.И. // Материалы Международной конференции «Румянцевские чтения 2009». – Москва, 2009.

Организация информационных сервисов для тематической коллекции электронных ресурсов в сфере инновационной деятельности / В.И. Бричковский // Материалы IX международной конференции «Развитие информатизации и системы научно-технической информации (РИНТИ 2010).- Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2010. – С. 261–263.

Организация управления доступом к электронным информационным ресурсам с применением систем федеративной идентификации // Отчет о НИР «Информационные ресурсы библиотек и их безопасность в условиях глобализации» (заключительный) № ГР 20115703 /Белорусский государственный университет культуры и искусств. Минск, 2016 с. 98-108.

Организация управления ресурсами электронных периодических изданий / В.И. Бричковский // Навуковы пошук у сферы сучаснай культуры і мастацтва : матэрыялы навуковай канферэнцыі (Мінск, 28 лістапада 2014 г.) / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў. – Мінск, 2016. – С. 44–48. – Бібліягр.: 3 назвы.

Основные направления развития системы научно- образовательных ресурсов открытого доступа в Республике Беларусь / В.И. Бричковский //Материалы III Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры, Минск, 21–22 октября 2015г. / Национальная библиотека Беларуси; составитель А.А. Суша. – Минск, 2015. – С. 140–145.

Персонализация процессов дистанционного обучения лиц с особенностями психофизического развития / Бричковский, В.И., Красовский, В.И., Проволоцкий, В.Е. // Материалы VI Международной конференции «Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века». – Минск: БГУИР, 2007. – С. 277–278.

Перспективные направления повышения эффективности информационного обеспечения научной деятельности в современных условиях / В.И. Бричковский // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий. Тема 2018 года – «Научная библиотека как центр культурно-информационного пространства» : докл. III Междунар. научн. конф., Минск, 6–7 дек. 2018 г. / Белорус. с.-х. б-ка им. И.С. Лупиновича Нац. акад. наук Беларуси ; редкол.: В.Н. Гердий [и др.]. – Минск, 2018. – С. 23–32.

Перспективные направления совершенствования информационного обеспечения инновационной деятельности в условиях цифровой трансформации / В.И. Бричковский // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации (РИНТИ-2019): доклады XVII междунар. конф. – Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2019. – С. 281–283. — (Библиотечно-информационные системы и технологии. Публикационная активность). — Библиография: 8 назв.

Перспективы интеграции научно-образовательных информационных ресурсов открытого доступа / Н. И. Листопад [и др.] // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации. — Минск, 2012. — С. 190-193. — (Секция 2, Автоматизированные системы научно-технической информации). — Библиография: с. 193 (6 назв.).
Авторы: Листопад, Николай Измайлович (доктор технических наук ; род. 1956)
Комик, Владимир Иванович
Мицкевич, В. В.
Бричковский, Вячеслав Иванович (кандидат технических наук ; род. 1956)


Перспективы интеграции научно-образовательных информационных ресурсов открытого доступа / В. И. Бричковский, В. И. Комик, Н. И. Листопад, В. В. Мицкевич // Информатика.- 2013.- №2. - С. 86–89.

Перспективы развития движения открытого доступа к научно-образовательным ресурсам в Беларуси / В.И. Бричковский. // Материалы VII Международных книговедческих чтений «Библиотеки и политика открытого доступа к информации и знаниям», Минск, 10–11 ноября 2011 г. / Национальная библиотека Беларуси; составитель Л. Г. Кирюхина. – Минск, 2011. – С. 192–198.

Применение инновационных бизнес-моделей при организации доступа к электронным информационным ресурсам / В.И. Бричковский // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий : доклады международной научной конференции, (Минск, 3–4 декабря 2014 г.) / Государственное учреждение «Белорусская сельскохозяйственная библиотека им. И.С. Лупиновича» НАН Беларуси. – Минск, 2014. – С. 95–102. — Библиография: 6 назв.

Разработать и внедрить программный комплекс создания и поддержки системы информационных ресурсов для дистанционного обучения / Материалы научно-технического отчета (заключительный); Бричковский и др.. – Минск: ГИАЦ, 2007. – 56 с. – № г.р. 20066059.

Разработать прикладное программное обеспечение для создания и поддержки системы информационных ресурсов в дистанционном обучении / Материалы научно-технического отчета (заключительный); Бричковский и др. – Минск: БГУИР, 2007. – 40с. – № г.р. 20067081.

Разработка специализированных программных модулей для адаптации систем ДО к индивидуальным психофизиологическим особенностям обучаемых / В.И. Бричковский и др. // Материалы Международной научно-технической конференции, посвященная 45-летию МРТИ-БГУИР. – Минск, БЭСТПринт, 2009. – С. 234–235.

Рассмотрены функциональная структура, возможности и интерфейс пользователя системы информационного обслуживания научно-технической и инновационной деятельности.
Авторы: Мотульский, Роман Степанович (доктор педагогических наук ; библиотековед ; род. 1961)
Галиновский, Олег Иванович (кандидат экономических наук ; род. 1947)
Перепечко, А. И.
Бричковский, Вячеслав Иванович (кандидат технических наук ; род. 1956)


Роль инициативы Открытого доступа к электронным информационным ресурсам в цифровой трансформации научно-образовательных процессов / В.И. Бричковский // Материалы V междунар. конгресса «Библиотека как феномен культуры» : комфортная среда библиотек: новые технологические и материально-технические решения, Минск, 18–19 октября 2018 г. / Национальная библиотека Беларуси ; [сост. А. А. Суша]. – Минск, 2018. – С. 92–95.

Роль информационного центра Национальной библиотеки Беларуси в обслуживании субъектов инновационной деятельности / А. М. Голубев, В. И. Бричковский // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. — 2008. — № 3. — С. 50-54. — (Национальные библиотеки)

Роль корпоративного взаимодействия библиотек в информационном обеспечении инновационной деятельности / В.И. Бричковский // Навуковы пошук у сферы сучаснай культуры і мастацтва: інавацыйныя падыходы : матэрыялы навуковай канферэнцыі прафесарска-выкладчыцкага складу, прысвечанай 40-годдзю заснавання Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў (Мінск, 25 лістапада 2015 г.) / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў. – Мінск, 2017. – С. 25-29.

Роль национальных Web-ресурсов в обеспечении информационной безопасности страны / В.И. Бричковский // Материалы VI междунар. конгресса «Библиотека как феномен культуры», Минск, 16–17 октября 2019 г. / Национальная библиотека Беларуси; [сост. А. А. Суша]. – Минск, 2019. – С. 34–39.

Роль ресурсов открытого доступа в повышении эффективности информационного обеспечения инновационной деятельности / В. И. Бричковский // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации. — Минск, 2013. — С. 365-370. — (Секция 3, Корпоративные библиотечно-информационные системы и технологии). — Библиография: с. 370 (8 назв.).

Система информационного обслуживания научно-технической и инновационной деятельности / Роман Степанович Мотульский [и др.] ; Национальная библиотека Беларуси, Институт прикладных программных систем (Минск) // Минск, 2009. — VIII Международная конференция "Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации" (РИНТИ-2009). — С. 211-217. — (Корпоративные библиотечно-информационные системы и технологии). —

Создание интегрированной системы доступа к электронным информационным ресурсам на основе современных протоколов обмена данными / В.И. Бричковский // Материалы XIII Ежегодной международной конференции «EVA-2011 Москва, 28–30 ноября 2011 г . [Электронный ресурс]. URL: https://eva.rsl.ru/ru/2011/report/list/1004

Создание и использование информационных ресурсов открытого доступа для научно-образовательной сферы / Бричковский, В.И. // Материалы V межд. книговедческих чтений «Электронные библиотеки и ликвидация информационного неравенства» (8–9 октября 2009) / НББ; сост. Л.Г. Кирюхина. – Минск, 2009. – С. 248–253.

Специализированные программные модули для организации дистанционного обучения ЛОПФР / Мицкевич, В.В., Красовский, В.И., Проволоцкий, В.Е., Бричковский, В.И. // Материалы VI Международной конференции «Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века». – Минск: БГУИР, 2007. – С. 275–277.

Цифровые коллекции Национальной библиотеки Беларуси как основа формирования контента Национальной электронной библиотеки Беларуси / Т. В. Кузьминич [и др.] // Бібліятэчны веснік. — Вып. 3. — 2011. — Вып. 3. — С. 151-159. — (Арганізацыйныя, метадычныя, тэхналагічныя аспекты развіцця бібліятэчнай справы)
Авторы: Кузьминич, Татьяна Васильевна (кандидат педагогических наук, библиографовед ; род. 1960)
Бричковский, Вячеслав Иванович (кандидат технических наук ; род. 1956)
Пшибытко, Виктор Викентьевич (род. 1976)
Горбачева, Людмила Васильевна (библиограф ; род. 1955)


Электронные периодические издания как стратегический путь развития научных коммуникаций / В. И. Бричковский // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации. — Минск, 2015. — С. 307-308. — (Секция 3, Корпоративные библиотечно-информационные системы и технологии). — Библиография: 2 назв.

Электронные периодические издания как стратегический путь развития научных коммуникаций / Бричковский В. И. // Материалы XIV международной конференции «Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации (РИНТИ 2015). – Минск, 2015. С. 307–308.

Britchkovski, V. Belarusian way to the Open Access and Open Science: Case Studies // Book of Abstracts of the 11 th Qualitative and Quantitative Methods in Libraries International Conference (European University Institute, Florence, Italy: May 28-31, 2019) ISAST: International Society for the Advancement of Science and Technology. 1st ed. Editor: Anthi Katsirikou, p.38-39.

Britchkovski, V. Discovery of Open Access resources in the heterogeneous s environment. Proc.of the 14th International Conference on Open Repositories (or2019), Hamburg, Germany, June 10-13, 2019. https://doi.org/10.5281/zenodo.3554141

Britchkovski, V. Open Access Initiative as an Innovative Model for Information Support of Science and Education // Матэрыялы IV Міжнароднага кангрэса «Библиотека как феномен культуры» (Мінск, 4–6 кастрычніка 2016г.) / Нацыянальная бібліятэка Беларусі; складальнік А. А. Суша. – Мінск, 2016. – С. 40–45.

Britchkovski, V. Open Access Initiative as an Innovative Model for Scholarly Communications // Proceedings of 44 th International Summit «Social Entrepreneurship – European Challenge»/ Fil. Dr. Jan–U. Sandal Institute, Finstadjordet, 2016. p.1–12.

Интервью по понедельникам: зачем развивать открытый доступ к научным публикациям в Беларуси? / Вячеслав Бричковский, Петр Лапо, Катерина Сипакова // © ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА». - 2012. - Режим доступа: news.[ресурс заблокирован]/tv/305686.html

Беларусь не богата природными ресурсами. Развивать интеллектуальный потенциал в таких условиях - необходимое условие социально-экономического развития. Студенты учатся на работах ученых. Новые открытия и теории рождаются на основе трудов предыдущих поколений исследователей и мыслителей. И этому бесконечному процессу очень способствует свободный доступ к необходимой информации.

Инициатива открытого доступа к научно-образовательной информации привлекает все больше и больше участников во всем мире. Как эта инициатива развивается в Беларуси? Что уже сделано и чего не хватает для более активной работы? Об этом и не только в студии [ресурс заблокирован] рассказали директор Фундаментальной библиотеки БГУ, заместитель председателя Cовета библиотек Беларуси по информационному взаимодействию Национальной библиотеки Беларуси Петр Лапо и сотрудник Национальной библиотеки Беларуси, кандидат технических наук, национальный координатор от Республики Беларусь в международном консорциуме "Электронная информация для библиотек" (EIFL) Вячеслав Бричковский.
2012_08_17_intervyu_po_ponedelnikam_uchenye_02.jpg
Что такое открытый доступ?

Вячеслав Бричковский: "Это слово очень популярно в настоящее время, но каждый понимает его по-разному. Мне хотелось бы ограничить тему нашей беседы открытым доступом к научно-образовательным ресурсам. Открытый доступ - это бесплатный доступ к размещенным в интернете публикациям научных журналов, к постпринтам и препринтам, к авторефератам и полным текстам диссертаций, также к учебным материалам. Пользователи имеют право загружать, читать, использовать эти материалы для индексирования, цитирования, последующей научной обработки без всяких препятствий. Не должно быть никаких препятствий: ни технических, ни финансовых, ни юридических. Это определение открытого доступа было дано на Будапештской конференции в 2002 году.

Хотелось бы подчеркнуть несколько моментов. Ресурс открытого доступа - это не самиздат. Речь идет о научном или образовательном ресурсе, который прошел оценку общества, рецензирован научным советом".

- То есть путь к публикации в открытом доступе точно такой же, как к публикации в научном печатном издании.

Вячеслав Бричковский: "Совершенно верно, только это новая модель. Следующий миф по открытому доступу, который мне бы хотелось развеять, что это все бесплатно, "на халяву". К сожалению, открытый доступ - это не бесплатная информация. Это информация, к которой вы имеете бесплатный доступ, но она не бесплатна. Кто-то вложил свои усилия, финансы, чтобы сделать этот ресурс доступным для вас. Я приведу цитату одного из гуру в области открытого доступа, Стивена Ханнарда из Саутгемптонского университета в Великобритании: "Бесплатная информация - это нонсенс. Информация бывает бесплатной и платной. Если мы уберем вторую ее часть, то не станет и первой".

Петр Лапо: "Для конечного пользователя, конечно же, информация в репозитариях открытого доступа будет всегда бесплатной".

- Вячеслав Иванович сказал о том, что это открытый доступ к научным и образовательным публикациям. То есть это достаточно узкая ниша всего объема информации, которая существует в сети. Почему в таком случае этот вопрос должен интересовать широкую общественность?

Вячеслав Бричковский: "Во-первых, научно-образовательный ресурс - не такая уж маленькая ниша. В этом году 40 тысяч студентов приезжают учиться в Минск. Каждому из них нужны учебные материалы. Через 3-4 года многие из них станут аспирантами, и им потребуются статьи и публикации. Количество этих ресурсов растет с каждым годом.

Почему открытый доступ стал таким важным явлением сегодня? История открытого доступа начинается с 1991 года. Возникла парадоксальная ситуация: ученые перестали коммуницировать друг с другом. Например, я - исследователь, публикую статью в журнале, и потом, чтобы моему коллеге, который работает над схожей темой, получить доступ к этой статье, требуется заплатить определенные деньги. У него этих денег нет. Значит, результаты моей работы ушли в стол, никто меня не читает. Научное сообщество составляет активную часть общества, и оно задумалось, как решить проблему. Первыми здесь были физики: появился сайт archive.org в основном по физике высоких энергий. Он работал на древних технологиях. Этот сайт начал успешно работать, и другие ученые стали следовать этой модели.

В 2002 году состоялась Будапештская конференция. Участники конференции приняли Будапештскую инициативу, суть которой сводилась к тому, что научно-образовательная информация должна быть доступна обществу. В 2003 году состоялась Берлинская конференция, и была принята Берлинская декларация. Она конкретизировала лозунг, провозглашенный на Будапештской конференции. Чтобы информация была доступна, ученые, исследователи должны ее куда-то складывать - в архивы открытого доступа. И сообщество обеспечит доступ к этой информации широкому кругу пользователей.

Существует несколько причин, почему это случилось в 1991 году. Одна из основных - резко возросли цены на бумажные печатные издания. Было проведено исследование, чтобы выяснить, не является ли это общей тенденцией к подорожанию. Оказалось, нет. Научные публикации дорожают в два-три раза быстрее, чем продукты повседневного пользования.

Вторая причина связана с развитием коммуникативных технологий - появился интернет. То есть, с одной стороны, замкнутость, а с другой - интернет. В результате этого и появилось движение открытого доступа: использовать современные технологии, чтобы открыть эту информацию.

Хочу еще добавить несколько слов об особенностях научно-образовательной информации. В 2011 году солидной консалтинговой фирмой в Великобритании было проведено исследование. Его целью было выяснить, как ученые относятся к результатам своих исследований. В опросе предлагалось дать несколько вариантов ответов. 90% ученых публикуют свои труды, чтобы о них узнали коллеги. 80% - для развития своей карьеры. 70% - для собственного престижа. 70% - чтобы получить дополнительное финансирование для проведения последующих исследований. И только 9% - чтобы получить финансовое вознаграждение, гонорар за публикацию".

Петр Лапо: "Интерес общественности к открытому доступу должен быть потому, что наука играет определяющую роль в развитии экономики. Сейчас отдается предпочтение развитию производства, сельского хозяйства. Второй момент - это образование. Наука и образование - взаимосвязанные вещи. Согласно исследованиям ООН, экономическое благосостояние страны зависит на одну треть от географических, политических факторов, но на две трети - от уровня образованности граждан в этой стране.

Мы знаем, что есть такое понятие, как образование в течение всей жизни. Появляются различные оболочки, которые позволяют человеку самому создавать свою среду образования. Естественно, он должен наполнять ее каким-то информационным контентом. Он может взять его из доступных источников информации, причем достоверных, надежных, а не просто слухов или сплетен. Кроме того, интернет поменял образ нашей жизни: мы сейчас все больше времени проводим в виртуальном пространстве. Оно живет по своим законам: есть законопослушные граждане, а есть пираты.

В 2004 году вышла книга американского профессора права Лоуренса Лессига "Свободная культура. Как крупнейшие медийные корпорации препятствуют культуре и контролируют творчество". С 1993-го по 2004 год в США настолько ужесточилось авторское право, что практически любое произведение имеет своих предшественников. И правообладатель может сказать, что это уже было, и вы должны платить ему деньги. Срок действия авторского права увеличился с 32 лет до 95 лет. Раньше эта сфера касалась только издателя, а теперь каждого гражданина, поскольку, когда он что-то придумывает в интернете, он подпадает под действие закона авторского права.

В своей книге Лессиг ставит вопрос, каким же будет информационное общество будущего. Феодальным, где права на информацию будут принадлежать крупным корпорациям, которые будут обладать значимым ресурсом, или свободным. Но тогда должна развиваться какая-то концепция правообладания. Компания Creativе Commons, которую создал Лессиг, продолжает политику, которой придерживаются многие в области создания ПО - я говорю о свободном ПО. Это тоже является балансом интересов, чтобы обеспечивать право людей на доступ к информации или использование каких-то программ в обход монополий.

Точно так же здесь: образовательный и научный ресурс должен быть доступен нашим гражданам, чтобы решать глобальные или личностные проблемы. Я считаю, что это большая перспектива именно для библиотек. Потому что она является центром социальной коммуникации, информационным, культурным центром. Вопросы, которые раньше находились не в плоскости деятельности библиотек, сейчас становятся для них актуальными. Это соблюдение права граждан на доступ к информации и предоставление достоверной и полноценной информации".

- Когда начала развиваться инициатива открытого доступа в Беларуси? С какими проблемами приходится сталкиваться в дальнейшем развитии?

Вячеслав Бричковский: "Открытый доступ в Беларуси начался с семинара, который состоялся в Фундаментальной библиотеке БГУ в 2008 году. На этом семинаре были представители вузовской науки, библиотечного сообщества. Там были обозначены основные моменты, и люди впервые услышали, что такое открытый доступ. Они узнали, каким образом концепция открытого доступа вписывается в развитие информационного общества. После этого была пауза до 2009 года".

Петр Лапо: "Как правило, открытый доступ инициируют две категории граждан: ученые и библиотекари. Библиотеки существуют во всех учреждениях: образовательных, публичных. Так как открытый доступ касается всех, библиотеки должны занять в этом вопросе очень активную позицию. Я проводил семинары для сотрудников библиотек, прежде всего университетских. Вячеслав Иванович в этом движении олицетворяет научное сообщество. Сейчас движение открытого доступа становится плановым".

- Насколько успешно все развивается?

Вячеслав Бричковский: "Мы выяснили, что такое открытый доступ. Но уже есть стратегии и направления его развития. Если отбросить мелочи, то это две стратегии: стратегия "зеленого пути" и "золотого пути". Суть "зеленого" подхода состоит в том, что вы должны опубликовать свои научные результаты где-то в другом месте, помимо закрытого источника (это соответствует духу Берлинской инициативы). Это может быть корпоративный архив или электронная библиотека.

Следуя "золотому" пути, вы должны опубликовать этот ресурс в журнале открытого доступа. Когда вы публикуетесь в журнале открытого доступа, работает другая модель научной коммуникации. В модели по подписке платит читатель. В модели журнала открытого доступа платит автор. Это подтверждает ту мысль, что информация не бесплатна. Стоимость публикации статьи в журнале открытого доступа варьируется от 0 до 2,5 тыс. долларов. Наиболее популярные журналы открытого доступа объединены в корпоративную электронную библиотеку Public Library of Science (PLOS). Стоимость менее тысячи долларов там не бывает. Это зависит от направления, журнала, в котором публикуешься".

- То есть "зеленый" путь более предпочтителен для ученого?

Петр Лапо: "Вячеслав Иванович говорит скорее о зарубежном опыте. У нас немного другие реалии. Сейчас резко возросла стоимость подписки на печатные научные издания. Руководство выделяет больше денег, но репертуар сокращается, потому что стоимость каждого журнала возрастает в разы. Альтернативой развития информационного обеспечения науки и образования является создание электронных библиотек. Там можно было бы разместить труды хотя бы сотрудников данного университета, тем более с ними можно заключать авторские договоры о представлении доступа на различном уровне: в библиотеке, в корпоративной сети университета или в интернете. Конечно, вузы заинтересованы в том, чтобы такая библиотека была, и труды сотрудников там размещались. Как правило, это происходит в рамках определенных договоренностей между университетами и преподавателями. Часть времени преподаватель обязан посвящать написанию научной работы, и он обязан разместить ее в электронной библиотеке вуза.

Есть два олицетворения пути. Первый - директории репозитариев открытого доступа, так называемый open door. Это каталог, в котором представлено более 2200 институциональных репозитариев более чем из ста стран мира. Там представлено три репозитария из Беларуси: электронная библиотека БГУ, БНТУ и Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Понятно, что здесь не стоит вопрос о деньгах со стороны авторов - это поддерживают университеты.

Есть каталог журналов открытого доступа - Directory of Open Access Journals. Там порядка 8 тысяч журналов из 119 стран мира. У нас там представлено два журнала: один - Института математики, второй - Института прикладной физики. Я думаю, что эти журналы созданы в рамках финансовой поддержки со стороны руководства этих организаций. То есть автор не платит денег, это действительно влияет на карман ученого. У нас же административный ресурс иногда более эффективен, чем демократия, которая проявляется в свободе платить или нет. А здесь многие вопросы решаются за счет государственного бюджета в интересах автора.

Открытый доступ - это, прежде всего, массив документов. Без авторов, которые будут размещать их, открытый доступ никогда не реализуется. Интерес всех репозитариев в том, чтобы открытый доступ распространялся на интернет, а не в рамках корпоративной сети университета. БГУ занимает достаточно высокий рейтинг - 595-е место среди 30 тысяч университетов, во многом благодаря тому, что есть электронная библиотека, которая содержит порядка 10 тысяч работ. Из них 90% в открытом доступе. Есть авторы, которые отказываются, хотят, чтобы информация была доступна только их студентам в корпоративной сети. Но доступность в интернете определяет престиж образовательного учреждения.

Плюс для автора в том, что его работу видно во всем мире. Он получает признание. В каждом репозитарии ведется статистика, которая строится на открытом программном обеспечении, там всегда есть модуль статистики. Автор может посмотреть, сколько было скачиваний или просмотров его статьи. Это хорошо для тщеславия ученого. Но также хорошо, что и другие видят, насколько труд этого ученого важен для других участников научной коммуникации, работающих в этой предметной сфере. Кроме того, как правило, многие ученые занимаются преподавательской деятельностью. Когда они выкладывают такой ресурс, студентам проще с ним работать: не надо заказывать книгу, ждать, когда ее кто-то освободит в библиотеке, или покупать. Тем более студенты, как правило, не читают от корки до корки, а выбирают то, что рекомендует преподаватель, какой-то фрагмент, использует другие работы. Это нормально, главное, чтобы они использовали ссылки.
Мы приветствуем написание работ на английском языке. Это интернациональный язык научного общения. Когда видят работу ученого, появляются люди, заинтересованные в его участии в каких-то международных проектах. Он получает гранты на свою деятельность, входит в международный контекст".

- Можно сказать, что это преимущество не только для отдельно взятого ученого или студента, но и для науки в целом, а значит, для страны, ее репутации и повышения ее международного уровня.

Вячеслав Бричковский: "Публикация - это валюта знания. Если вы имеете много публикаций - вы имеете много валюты. Но особенность этой валюты в том, что она должна быть доступна, ей надо обмениваться. В модели открытого доступа библиотека должна играть роль обменного пункта. Открытый доступ играет очень важную роль для развития самого университета. Как можно оценить деятельность ученого, если о нем никто в мире не знает? Ректор не специалист в той области, в которой работает этот ученый. А так у него есть показатель, появляется возможность осуществлять мониторинг, оценку качества исследования".

Петр Лапо: "Лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов рассказывал, что в 1960-е годы он поехал на конференцию за границу. Перед поездкой коллеги попросили его узнать, знают что-то про них за границей или нет. Он подошел к признанному авторитету физики и в неформальной беседе на фуршете спросил, знает ли он такого-то физика. Его собеседник задумался, и задумывался каждый раз, когда тот перечислял фамилии. Потом Жорес Алферов спросил, знает ли он Жореса Алферова. Физик задумался, посмотрел на его бейдж и сказал: "Жореса Алферова я знаю". Т.е. можно быть крупным ученым, но тебя не будет видно, потому что не будет доступа к твоим трудам".

- Давайте вернемся к проблемам развития этой инициативы. Три репозитария, наверное, для страны - это немного, тем более учитывая срок, который имеет инициатива открытого доступа во всем мире. Почему у нас пока только три репозитария открытого доступа?

Вячеслав Бричковский: "Во-первых, надо благодарить, что у нас есть эти три репозитария - два года назад не было ни одного. Нужно намечать динамику: два новых репозитария появились в 2012 году. Если посмотреть на место Беларуси, к сожалению, мы занимаем не очень хорошую позицию, даже по сравнению с нашими соседями - странами Прибалтики, Россией, Украиной. В России около 56 журналов открытого доступа.

Первая проблема - люди не имеют точного представления о том, что такое открытый доступ и какие он дает преимущества. Все должны знать, начиная от студента и кончая теми, кто отвечает за развитие науки, должны понимать, что такое открытый доступ, почему он возник, какие он дает перспективы и дальнейшее движение. Это первая и главная причина, и она характерна не только для Беларуси. Даже в странах с довольно активным открытым движением подчеркивают, что первая проблема - меры по пропаганде идей открытого доступа.

Вторая проблема - психологические барьеры у авторов. Это так называемые мифы. Первый миф - "если я опубликую работу, у меня появится плагиатор". Есть результаты научных исследований, где подтверждено, что открытый доступ, наоборот, способствует сокращению плагиата. Все в открытом доступе и по любому поисковику легко вычислить, где и что.

Второй миф - "я опубликую, у меня украдут мою идею". А когда вы публикуетесь в журнале закрытого доступа, вы не боитесь этого? Вы же точно так же рискуете. Если человек уже публикуется, значит, он готов к обнародованию результатов своей работы. Если ваша работа является государственным секретом, естественно, это не материал для открытого доступа. Если у вас есть проблемы с патентами, это не материал для открытого доступа. Если вы планируете получить гонорар, тоже подумайте, может, открытый доступ - не ваш путь.
Но все-таки главная причина, что у нас слабо развита научная коммуникация, особенно среди среднего поколения. Люди иногда даже боятся показать результаты своей работы".

Петр Лапо: "В своем кругу он, может быть, и признанный ученый. А при выходе на международное пространство - это другой уровень и другая мера ответственности".

- Может быть, это просто отголоски советских времен, когда наука была изолирована…

Петр Лапо: "В 1996 году я стажировался в США, и тогда начали создавать первые веб-страницы. Я думал, как это поставить персональную страницу о себе в интернете, указать какие-то сведения? Это был определенный психологический барьер. Для молодых людей это все просто, а для людей моего поколения необходимо преодолеть некоторую преграду".

Вячеслав Бричковский: "Существует и организационное препятствие. Люди, которые занимаются управлением науки, руководители университетов должны менять свое отношение к открытому доступу".

Петр Лапо: "В декабре прошлого года состоялось заседание Совета ректоров РБ, на котором впервые обсуждали вопросы открытого доступа. Мнение аудитории о развитии открытого доступа было достаточно позитивное. Но на сегодняшний день только наш университет подписал Берлинскую декларацию об открытом доступе к знаниям. Остальные готовы подписать, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Прежде всего, они должны создать репозитарий открытого доступа из трудов своих сотрудников. Мы подсчитали, что в электронных библиотеках вузов на начало 2011 года было более 200 тысяч работ. Но в открытый доступ их выставить нельзя, потому что их создавали для учебного процесса и с авторами не заключали договоры. То есть вопросы юридического плана, правового обеспечения не решались. Сейчас, конечно, необходимо провести всю организационно-правовую работу. После этого многие репозитарии будут готовы стать открытыми, войти в международное научное информационное пространство".

Вячеслав Бричковский: "Я хочу структурировать. Первая проблема - инфраструктурная. Чтобы создать архив открытого доступа, необходимо иметь ПО, технические средства, специалиста, который может это все наладить. Потом необходимо, чтобы кто-то обучил им пользоваться. Многие авторы говорят, что с удовольствием бы работали, но не знают, какие клавиши нажимать, не хотят тратить время. Практика показала, чтобы архивировать свою работу в электронную библиотеку, нужно максимум 10 минут, но человека нужно научить этому. К инфраструктурным мерам я бы отнес выделение финансовых средств на решение этих проблем. Иногда бывает, что электронный архив организовался, но потом оказывается, что его некому сопровождать. Это должно поддерживаться регулярно на уровне университета. И здесь важна новая роль библиотеки: она должна рассказать авторам, что делать, как, помочь ему.

Петр Лапо: "Два слова скажу про наш опыт. Многие вещи можно решить достаточно быстро: создать ПО, репозитарий для наполнения. Но, конечно, занимает время процесс обучения и преодоление предубеждений. Вячеслав Иванович уже говорил о мифах, нужно время, чтобы их разрушить. Мы ведем работу не только с кафедрами, факультетами, но и с отдельными учеными. Библиотека готова брать на себя всю работу, которая кажется ученому несвойственной ему. Если ученый опубликовал статью в престижном журнале и не знает, дает ли редакция ему право разместить ее в репозитарии, мы готовы сами проверить и узнать это.

Технологическая составляющая все больше приобретает вес. Библиотеке тоже надо менять свои взгляды, и она должна становиться более продвинутой в плане создания электронных ресурсов, их использования, правового, организационного обеспечения. Все эти процессы требуют времени. В 2000 году мы получили диски с базой данных ЭБСКО, но была проблема в их растаможке. В базе данных было представлено более 2000 научных журналов, прежде всего в области гуманитарных и социальных наук. Часть библиотек просто не поехала их растаможивать, потому что посчитали это морокой - потратить 2 дня, заплатить какую-то копейку.

В настоящее время при Национальной библиотеке есть виртуальный читальный зал, через который по договорам предоставляется доступ к международным базам данных. В этих договорах участвует более 30 вузовских библиотек. Прошло около 8 лет, прежде чем произошли сдвиги в сознании и подходах. Я думаю, что для решения проблемы открытого доступома просто необходимо какое-то время.

Международный опыт показывает, что такие инициативы предпринимались, прежде всего, научными сообществами. Университеты объединяются в федерацию открытого доступа, институциональных репозитариев или электронных библиотек. Сначала это может быть при государственном учреждении, будь то институт информатики, как в Японии. Потом федерация приобретает определенную организационную самостоятельность. Они разрабатывают буклеты, проводят тренинги.

В Беларуси ректоры понимают, что необходимо создавать такой ресурс. Кроме того, многие научные проекты у нас реализуются через Государственный комитет по науке и технологиям. Например, мы участвуем в программе по развитию системы научно-технической информации Республики Беларусь. Я участвовал в экспертизе проектов, которые представлялись на финансирование в рамках этой программы. Перед разработчиками проектов экспертный совет ставил принципиальное условие о том, чтобы результаты научных исследований после завершения проекта были в открытом доступе. Такое влияние со стороны научного сообщества, тех органов, которые отвечают за развитие науки, играет свою роль".

- То есть государство, главное, не должно мешать.

Петр Лапо: "Да. И я хочу рассказать о правовом обеспечении, чтобы развеять некоторые мифы. Если сравнивать ситуацию с законом об авторских и смежных правах в Беларуси с другими странами, то у нас она самая благоприятная в плане соблюдения баланса между правами правообладателя (это не обязательно автор, это может быть и редакция научного журнала, наследник и т.д.) и обычным гражданином, который имеет право на доступ к информации. Общество заинтересовано, чтобы доступ был как можно шире. Новая редакция закона об авторских и смежных правах действует с декабря прошлого года. В ее создании участвовали сотрудники библиотечного сообщества, прежде всего специалисты Национальной библиотеки. В США закон об авторском праве распространяется до 95 лет, в некоторых европейских странах - до 70 лет, у нас сохранилась норма 50 лет после смерти автора.

Но образовательные научные ресурсы находятся в другой плоскости. Концепция открытого доступа для них более предпочтительна, потому что важный момент - плагиат. Но его легче отследить в интернете, чем в журнале. В открытом доступе действуют авторские лицензии Сreative Commons. Когда автор размещает свою работу в электронной библиотеке, он указывает уровень доступа. Он может указать, что хочет, чтобы его работа была видна только в читальном зале библиотеки. Человек садится в библиотеке за компьютер, читает его работу, и других возможностей сделать что-то с этим текстом у него нет. Он может установить доступ на уровне корпоративности для своих коллег и студентов и открытый доступ в интернете. Когда он дает открытый доступ в интернет, он может использовать лицензии Сreative Commons. Пока она в Беларуси не признана, но для этого необходимо мнение научного сообщества.

В принципе автор определяет, можно ли использовать его работу другим людям, можно ли использовать ее с коммерческой целью. При использовании главное условие - не нарушать целостность работы и давать обязательную ссылку на автора. По большому счету автору научной работы большего и не нужно. Если есть цитируемость - это для него самое главное".

Вячеслав Бричковский: "Необходимо еще определиться с политикой открытого доступа. Не нужно ждать, что решит Госкомитет по науке и технологиям, ректор и совет университета. Можно начинать с малого - на уровне факультета, группы определять свою политику и следовать ей.

Сейчас начинается проект. Я призываю всех участников научного сообщества участвовать в нем, высказывать свое мнение. Будет открытая информационная площадка по проблемам открытого доступа. И она будет осуществляться при поддержке международного консорциума электронной информации для библиотек".

- По вопросам участия надо обращаться непосредственно к вам?

Вячеслав Бричковский: "Можно ко мне. Те, кто заинтересован публиковать журналы пусть и по гибридной модели с использованием новых платформ, которые позволят повысить видимость, цитируемость журналов, тоже можете обращаться ко мне. Сейчас предпринимаются первые шаги по реализации этих идей в нашей республике".

- Мы определили основное направление работы. Главное пытаться изменить взгляд на инициативу открытого доступа.

Петр Лапо: "Надо понимать важность этой работы и постараться принимать участие в этом процессе".
Читать полностью: news.[ресурс заблокирован]/tv/305686.html

О нем

Бричковский, Вячеслав Иванович (кандидат технических наук ; род. 1956): справка // Ученые Беларуси. – Режим доступа: http://unicat.nlb.by/scient/pl...q=l_siz=20
© Государственное учреждение "Национальная библиотека Беларуси", 2015-2020
file.php?fid=606581&key=839415894
Справка
Бричковский, Вячеслав Иванович (кандидат технических наук ; род. 1956)

Родился 20.05.1956, г. Дзержинск, Минский район, Минская область. Кандидат технических наук (1986).
Образование: Минский радиотехнический институт (специальность "..." 1978; аспирантура, специальность "...", 1984).
Научные интересы: микроэлектроника; гибкие производственные системы; электронная коммерция; автоматизация проектирования информационных систем; виртуальные организации; управление информационными ресурсами; интеллектуальные информационные системы; адаптивные системы управления; автоматизированные информационные системы; метаданные; интернет-технологии.
Место работы, должность: Национальная библиотека Беларуси (с 2007, отдел корпоративного взаимодействия, сектор поддержки системы информационного обеспечения инновационной деятельности, заведующий). Информация на 2018.
E-mail: v_britch@nlb.by
Вариантная форма
Bričkovskij, Vâčeslav Ivanovič (род. 1956)
Britchkovski, Viatcheslav (род. 1956) (английский язык)
См. также
Национальная библиотека Беларуси (Минск)
Брычкоўскі, Вячаслаў Іванавіч (кандыдат тэхнічных навук ; нар. 1956) (на другом языке)
Источники информации
Анкета ученого (без анкеты).
Электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.
Сводный электронный каталог библиотек Беларуси.
---
Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 58 59 60 61 62 * 63 64 65 66 ... 102 103 104 105 106 107 Вперед →
Модератор: Gelena
Вверх ⇈