Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

х. Оленовка (она же Чубаровка, Бажановка)

Украина, Черниговская область, Прилукский район

← Назад    Вперед →Модератор: Орленко Наталья
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3123
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2040
Это возможная родина моей прабабушки Атаманенко Просковьи (?Николаевны).
До конца пазл пока не сошелся, но скину сюда, все то что уже удалось накопать.
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3123
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2040
Из википедии (перевод)
http://uk.wikipedia.org/wiki/%...0%BA%D0%B0

укр. Бажанівка, (Оленівка, Чубарівка) Прилуцький район, Чернігівська область, Україна

Бажановка - село на Украине, Прилуцком районе Черниговской области. Население составляет 135 человек. Орган местного самоуправления - Белоречицкий сельский совет. К Бажановке подключены хутора Оленовка, Чубаровка. Расположен в 33 км от райцентра и в 17 км от железнодорожной станции Галка.
В селе 69 дворов (2000).
В 1910 года жители села Сального Нежинского уезда Черниговской губернии купили у помещицы Елены (укр. Олены) Рахмановой 150 десятин земли и основали здесь хутор, который назвали Оленовкою в честь помещицы. Во времена коллективизации хутор переименован в Чубаровку (в честь председателя Съезда Народных Коммисаров Украины Власа Чубаря).
Село входило в Туровский (1923-1925) и Малодивицкий (1926-1930) районы Прилуцкой округи. В Малодивицкий (до 1962)и Прилуцкий ( с 1962) районы Черниговской области.
В 1923-1930 гг. Оленовка была подчинена Вейсбаховскому сельсовету. В 1925 на хуторе было 17 дворов и 87 жителей; В 1930 - 18 дворов и 103 жителей.
В 1920 рядом с хутором Оленовкою, выходцы из городка Вейсбаховки (ныне с. Белоречица), на помещичьих землях В. С. Рахмановой, основали хутор Бажановка, который в 1923-1930 подчинялся Вейсбаховскому сельсовету. В 1925 году в Бажановке было 7 дворов и 36 жителей; 1930 года – 28 дворов и 133 жителей.
Таким образом Оленовка и Бажановка были объединены в единый населенный пункт под названием Бажановка.
Можно предположить, что название возникло потому, что жители этой части села желали (укр. Бажали) лучшей жизни.
С 1949 года в Бажановке существовал колхоз им. 60 лет Сталина, который имел 530,3 га земли (409,3 га пахотной), 84 двора, 340 жителей. (158 человек трудоспособных), 2 полеводческие бригады, 10 звеньев, 1 животноводческая ферма; насчитывалось крупного рогатого скота - 79, свиней - 75, овец - 40, лошадей - 20, птицы - 62, пчел - 2 семьи; работали кузня и ветряная мельница.
В 1971 году в селе было 99 дворов, 298 жителей.
С 1997 в Бажановке находился участок ОАО племзавод «Белореченский». С 1999 проводится приватизация земли и имущества коллективных хозяйств.
В Бажановке воздвигнут памятник в честь воинов-односельчан, погибших (44 чел.) в Великой Отечественной войне.
Бажанивка соединена дорогам местного значения с твердым покрытием: в 1980 с селом Погребами (9 км) на автотрассе Киев-Суммы, в 1967-1969 пгт М. Девицей (20 км) и селом Боротьбою (2,5 км).

[
Изображение на стороннем сайте: 57f2e7661168db4f31ce57b16ea58901b90322185413173.jpg ]

Уроженцем села является Герой Советского Союза, командир танковой роты Тищенко Михаил Петрович (1919-1983).
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7280



[
Изображение на стороннем сайте: 4f800137130a3b5dec5402f47e491f38b90322185412789.jpg ]

Елена Сергеевна Волконская
28 сентябрь 1835 рождение:
титул: Княжна
17 сентябрь 1850 брак: І, ♂ # Дмитрий Васильевич Молчанов ум. 1857
1858 брак: ІІ, ♂ # Николай Аркадьевич Кочубей р. 1827 ум. 1868
1863 рождение ребёнка: ♂ # Михаил Николаевич Кочубей р. 1863 ум. 1935
1869 брак: ІІІ, ♂ Александр Алексеевич Рахманов р. ок. 1830?
23 декабрь 1916 смерть.

http://yandex.ru/images/search...0%BA%D0%B0
http://uk.wikipedia.org/wiki/%...1%86%D1%8F
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3123
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2040
тут будут карты
Орленко Наталья
Модератор раздела
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

Частный специалист

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3123
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2040
История Голода: "Хлеб в колхозе родил, но весь вывозился на станцию"
27.11.2010 _ Иван Валенчук

Мои прадеды, деды и отцы были жителями села Сальное. Но я родился на хуторе Оленовка, позже Чубаровка. Теперь это село Бажановка Прилуцкого района Черниговской области.
Как была основана Оленовка?
До революции землей владели помещики, а сальнянци довольствовались маленькими полосками. Вот где-то в 1905 году мой дед, церковный староста, собрал около 20 безземельных и малоземельных крестьян из Сального и повел их в Вейсбаховку (в переводе с немецкого "белый ручей", теперь с. Белоречица) к помещице Рахмановой.
Эта помещица Елена была дочерью декабриста Сергея Григорьевича Волконского (8.12.1788 — 28.11.1865), родилась в ссылке и поэтому была доброй к людям.
Путники стали перед барыней на колени и стали просить продать им землю. Помещица согласилась, но потребовала назвать хутор Оленовкою. Так и случилось.
В 20-х годах крестьяне жили зажиточно. Крестьянам нравился НЭП (новая экономическая политика). Налоги были умеренные, хлеб почти не забирали.
Каждый старался иметь больше, остатки продавали, обогащались. Все радовались новой власти. Коллективные образования (СОЗ – совместная обработка земли) критиковались....

Батько в СОЗі, мати в СОЗі
Діти лазять по дорозі.
Побачили ГПУ, поховались в кропиву
Кропива шелестить - батько з СОЗу летить.

[Отец в СОЗе, и мать в СОЗе
Дети лазают по дороге.
Увидели ГПУ скрылись в крапиву
Крапива шелестит - отец с СОЗу летит.]

Так же критиковались первые колхозные образования:

Сидить баба на рядні
Та й рахує трудодні…
Трудодень, трудодень
Находила сорок день,
Записано один день…

[Сидит баба на дерюге
И считает трудодни...
Трудодень, трудодень
Находила сорок дней,
Записали один день...]

Мой дядя - сальнянин жил бедно. А при НЭПе он купил 2 улья пчел - и через 5 лет имел уже 100 ульев. За мед купил в Нежине двигатель и молотилку, обслуживал все село. Перестроил жилье и двор, гостеприимно угощал медом властное начальство.
Все говорили, что Митренко (Иван Дмитриевич) разжился. Подобных примеров было множество.
Позже стало колхозным все, что старательно нажили трудом. Но из-за этого мало кто бедствовал. Бедствовать начали с конца 1931 года, когда по селу стала ходить "буксирная" бригада, которая выметала из домов крохи, выращенные на собственном огороде.
Жизнь изменилась.... В колхозе на полях хлеб родил, но весь вывозился на станции как хлебозаготовки государства.
Был урожай в 1932 году? Был! По семейным обстоятельствам я проживал в соседнем селе Боротьба у замужней сестры Ольги, возил косарям в жатву бочкой воду. Я видел, какая была рожь, коакие были снопы и копны.
Хороший был урожай, молотилка молотила до декабря. Но все зерно в мешках на телегах вывозили на Галку (станция возле Малой Девицы). Не слышал, чтобы где-нибудь колхозникам за труд давали зерно.

Послухайте, люди добрі, яка пісня ловка:
Що на нашій Україні хлібозаготовка.
Наші люди як пташечки скачуть та плигають,
Та у ями хліб ховають….

[Послушайте, люди добрые, какая песня ловкая:
Что на нашей Украине хлебозаготовка.
Наши люди как птички скачут и скачут,
И в ямы хлеб прячут....]


Поэтому люди готовились. Я сам видел, как люди плели цилиндры с кулевой? соломы, ставили их в ямы, насыпали туда зерно и прикапывали. Делали дыры в основе домашней печи, засыпали туда просо и другое зерно. Картофель закапывали в ямки, а поверхность одновременно с участком земли запахивали.
В буксирной бригаде в это время были только пьяницы. Они ничего не прятали.
Я сам в сентябре 1932 года пас в Боротьбе с десяток колхозных коров, потому доярки давали вволю выпить молока, и одновременно на стерне собирал ржаные колосья.
Наносил домой 30 килограммов зерна. До Нового года оно было прикопанное под снегом. Только на Рождество мы съели по кусочку хлеба: сестра, зять, племянник Коля и я.
До января-февраля люди поели овощи. Крестьян и дальше беспокоили буксирные бригады, которые выискивали остатки овощей и все забирали. Коров у людей забрали еще раньше.
Наступила весна 1933 года. Крестьяне посадили на огородах обрезки картофеля, а сами ели зелень сырую и вареную, начали пухнут от голода и массово умирать.
Я должен вспомнить всех, кого знал, умерших от голода в хуторе Оленовка, соседей, знакомых, друзей и одноклассников. Возможно, кроме меня, этого уже никто не сделает.
У соседа Сусла Семена от голода умер сын Петр моего возраста, а у дочери Насти - двое девочек.
У Сусла Андрея умер сынок Яков школьного возраста, отец и мать. Самого Якова прогнали из дома и поместили в ней школу.
В семье Шуляка Григория живым остался только сынок Коля 7-8 лет, а от голода умерли его жена, дочь и он сам. Вот какой была его смерть. Пришел Григорий утром на колхозный двор, а председатель колхоза посылает его косить на жатву. Григорий и говорит, что ничего не ел, нет сил делать. Тогда председатель отослал его в колхозный сад поесть клубники. Пошел Грицко, похватав клубники, запряг лошадей и поехал косить. Обошел круг дважды, а потом упал с сиденья и умер.
У Барила Акима Михайловича умер сын Борис, инвалид от рождения, не ходячий.
Декрет Сергей Яковлевич не захотел вступать в колхоз. Его отец, дед Яков, держал пасеку, в которой было около 20 ульев. Всю семью выбросили из дома на улицу, а во дворе сосредоточили колхозных лошадей. У Сергея Яковлевича умерли сын Саша моего возраста, отец Яков и мать. Я видел, как умирал дед Яков. Целая жизнь уже прошло с тех пор, но я и до сих пор не могу забыть ту страшную картину. Дед лежал обессиленный на полу в чужом доме племянника Андрея Приходько. Потом вдруг вскочил и закричал: "кушать, Кушать!" Схватил тулуп и начал его грызть зубами, резать ножом с криками: "Это сало, сало, сало!" Потом глотнул воды, упал и замолчал навеки.
Голод уничтожил почти всю семью Грудины Ивана: умер он сам, его жена и дети Николай, Дмитрий, Мария. Чудом спасся лишь старший сын Федор 15-16 лет. Вместе со своим сверстником Митрофаном Спичаком (у которого голод забрал отца Ивана и двух малолетних сестер) они бежали в Москву. Чтобы не умереть с голода, ребята поймали бродячую собаку, ободрали её, зажарили на костре, сложили в сумки и отправились на станцию. В Москве их быстро сняли с поезда и устроили на учебу в ФЗУ. Потом они работали, были с жильем и едой.
В Приходько Андрея Степановича умерли от голода отец, мать и малолетняя дочь.
В Приходько Василия Степановича от голода умерли двое малолетних девочек.
Голодомор, Голодомор! Он тяжелый не только страшными жертвами, но и горькими воспоминаниями тех, кто его пережил. Тех, кто почти полгода путались с пухлыми ногами и руками.
В это время я больше жил в Боротьбе у сестры Ольги, помогал ухаживать за мальчиком Колей. Голод не миновал и нас.
Зять Иван Федченко с пухлыми ногами ездил на косилке, опухшая сестра ходила в звено. Уже в конце мая 1933 года, кроме лебеды, клевера и другой зелени, ничего не было. У меня ноги были пухлыми до колен, а руки почти по локоть.
Чтобы как-то выжить, ходил под Вейсбаховку в долины (там их было много) ловить маленькую рыбку удидку, которую там сразу же и съедал. Еще вытряхивал из гнезд грачат, дважды посчастливилось найти яйца диких уток. И я чувствовал, как мои жизненные силы угасают, смерть приближалась...
Чтобы не пропасть с голоду я решил последовать примеру Федора и Митрофана. Взял за руку младшего брата Мишу и мы пошли в направлении Малой Девицы до станции Галка. Быстро доехали поездом (телятником) до Чернигова. Там не успели рассмотреть вокзал, как нас задержал инспектор по борьбе с беспризорностью.
Он посадил на телегу меня с Мишкою и еще около 15 детей и отвез в детдом, который назывался детколектор. Руководила им Крыжановская Евгения Ивановна, а ее муж Евгений Евгеньевич ведал продуктовым складом. В коллекторе содержалось около 300 детей. В детдоме нас хорошо кормили, давали норму хлеба, масло, котлеты, чай, мармелад, халву и другое.
Евгения Ивановна к детям была с искренним сердцем, воспитатели также были отзывчивы. Мне лично она назначила четырехразовое питание.
В сентябре я полностью выздоровел. Со временем руководил группой ребят по доставке хлеба, круп и других продуктов из магазинов и баз в детдом.
Наступил 1934 год и почему-то всех детей начали развозить в места их рождения. Я вернулся в Бажановку, где подружился с Парубцем Андреем, у которого умерли от голода отец и мать.
В селах начали организовывать сельские патронаты, детей отправляли в школу. В школу ходили в Белоречицу. Здесь я окончил семилетку и ушел в самостоятельную жизнь.
Помню, как в 1934 году соседка моей сестры Оксана Кулик передала мне листочек от моей бывшей одноклассницы по 1-2 классах Федченко Тони. Она вместе с родителями-антиколхозниками попала в ссылку на Урал.
Была в той записочке и такая песенка:

Із-за гори сонце світить,
Світить та не гріє.
Як згадаю про Вкраїну,
То серденько ниє.
Нас погнали з України
Цілими товпами
Розлучили сестру з братом,
Декого з жінками.
Бо тепер в нас на Вкраїні
Зростають всі гарно,
А я плачу на чужбині
Літа трачу марно.
Плачте, діти, на Вкраїні
В сльозах виростайте.
А в цім році або й раніше
На нас виглядайте.
Ні! Вернемось на Вкраїну
Все рідне пізнаєм.
Та й заплачем гірко, гірко
Про горе згадаєм….

[Из-за горы солнце светит,
Светит и не греет.
Как вспомню Украину,
То сердечко ноет.
Нас погнали из Украины
Целыми толпами
Разлучили сестру с братом,
Кое-кого с женами.
Потому что теперь у нас на Украине
Растут все хорошо,
А я плачу на чужбине
Летом трачу марно.
Плачьте, дети, на Украине
В слезах растите.
А в этом году или раньше
На нас выглядите.
Нет! Вернемся на Украину
Все родное узнаем.
И заплачем горько, горько
О горе вспомним....]


Еще хочу сказать слово об украинском единство. В 1941 году, в апреле месяце, меня послали в Орловский район, станицу Куберле Ростовской области на практику в качестве студента Ростовской политпросветной школы. Половину Кубарле населяли немцы Поволжья, а половину украинцы. Когда украинская молодежь узнала, что я владею украинским языком, то не отступала до тех пор, пока я не согласился помочь подготовить им пьесу «Назар Стодоля». Постановка этой пьесы отмечалась в Кубарле как выдающееся событие. Потом мы ставили спектакль еще в 5 селах, где проживали украинцы. Пьеса вызвала единение душ всех украинцев, а слово «Украина» звучало в их устах как святыня.
О Голодоморе мы заговорили лишь через 75 лет как о великом горе, брошенное тогдашней властью на душу украинского народа. История этого не забудет.
"История этого не забудет. Когда то нас вспомнят".
Так говорили те, кто умирал от голода страшной смертью.

Иван ВАЛЕНЧУК - 1920 года рождения, учитель-пенсионер, инвалид Великой Отечественной войны, житель села Сальные Нежинского района Черниговской области

[
Изображение на стороннем сайте: 692ea532e3e4dcbe15e4d3c1b2b4bb40b90322185413502.jpg ]

Наша семья в 1930 году. Я с гармошкой. Через год семью раскулачат, родителей выселят в Пермскую область (Уральская железная дорога, станция Яйва)


http://www.istpravda.com.ua/co...iew_print/
← Назад    Вперед →Модератор: Орленко Наталья
Вверх ⇈