хутор Чигиринка, Миллеровский район, Ростовской обл.
Основана в 1897 году, как Киевлянско-Чигиринское товарищество, переселенцами из Чигиринского уезда
Орленко НатальяМодератор раздела ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ Частный специалистг.Ростов-на-Дону Сообщений: 3150 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2039 | Наверх ##
28 июля 2012 20:23 Историческая справка (Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-1907 гг.):Чигирин – уездный город Киевской губернии на юго-восточном краю уезда, по обеим сторонам извилистого течения реки Тясьмин. Город мало и плохо застроен, хотя занимает довольно значительное пространство, улицы почти не имеют мостовых и похожи на деревенские; посреди города возвышается холм, состоящий из жернового песчаника, ломкой которого издавна занимаются местные жители; на вершине холма стоял некогда замок, из-за обладания которым боролись турки, поляки и русские; от замка уцелели лишь фундаменты стен. С 1649 г. Чигирин стал резиденцией гетмана Богдана Хмельницкого и главным городом всей Малороссии; он был сильно укреплен и вооружен; в 1650 г. здесь состоялся съезд русских, польских и турецких послов (Чигиринская рада). В 1900 г. в Чигирине с предместьями числилось 17 тыс. жителей, в том числе по вероисповеданию, православных 62,7%, евреев 35,2%, католиков 0,1%. По национальности, 11 тыс. русских, 6 тыс. евреев и 22 поляка. Церквей 7, в том числе одна каменная; женский монастырь с 2 церквами и 4 еврейских молитвенных дома. Торговля и промышленность Чигирина незначительны, так как город удален от главных путей сообщения. Главные занятия жителей — земледелие, добывание жернового камня, различные ремесла, извоз и небольшая торговля хлебом и скотом. Чигиринский уезд — занимает крайний юго-восточный угол Киевской губернии. Главная река, Днепр, течет по восточной границе уезда на протяжении 73 верст. Жителей в 1900 г. (не считая города Чигирин) 221 тыс. Средняя плотность населения — 81 человек на 1 кв. версту. Преобладающую массу населения составляют малороссы. Православных 213 тыс. (91,98%), евреев 17 тыс. (7,58%), католиков 563 (0,24%), раскольников и штундистов 430 (0,18%), лютеран 48 (0,02%). Из путей сообщения река Днепр почти не имеет значения для Чигиринского уезда, вследствие малодоступности и не населённости его берегов. Всех населенных пунктов 422, в том числе город 1, местечек 7, сел 80, деревень и хуторов 331, колоний 3; селений, имеющих более 3 тыс. жителей, 15. Главное и почти исключительное занятие жителей - земледелие. Под усадьбами, садами и огородами 8,6%, пахотной земли 66,4%, сенокосов и выгонов 7,6%, под лесами и кустарниками 17,4%. | | |
Lucy* Сообщений: 1137 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5511
| Наверх ##
30 июля 2012 9:19 Фролова Наталья, с удовольствием прочитала Ваш материал. В раннем детстве я побывала в Чигирине и ,конечно. мало что запомнилось. Но до сих пор помнятся развалины замка и красота украинской природы...Отличная работа.Удачи Вам! --- Волынский, Тройнов, Беликов, Миндарев (Сев.Кавказ); Рыльщиков (Рост.обл.)
| | |
Орленко НатальяМодератор раздела ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ Частный специалистг.Ростов-на-Дону Сообщений: 3150 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2039 | Наверх ##
30 июля 2012 19:09 Lucy* спасибо. Я тоже мечтаю побывать в Чигирине. | | |
Орленко НатальяМодератор раздела ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ Частный специалистг.Ростов-на-Дону Сообщений: 3150 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2039 | Наверх ##
21 августа 2012 13:38 28 сентября 2012 21:36Заметка о встрече Чигиринцев http://nashkray.info/portal/po...p;action=2Бывшие жители х. Чигиринка (бывшего 3-го отделения совхоза «Позднеевский») ежегодно в первую субботу августа собираются на краю родного хутора. В этом году встретились около 100 человек с семьями.
В празднике приняли участие глава Криворожского поселения В.М. Дмитриченко (его благодарили за то, что перед мероприятием была выравнена дорога от Чигиринки к кринице), настоятель Михаило-Архангельского храма сл. Позднеевской отец Симеон и многие другие.
В первую очередь жители поднялись к роднику умыться ключевой водой. Многие решили искупаться в устроенном здесь бассейне в 12-градусной воде.
Купель - подарок природы, несколько лет назад была выложена камнем бывшим настоятелем Михаило-Архангельского храма отцом Софронием и казаками.
Чигиринцы вспоминали о жизни хутора, говорили о себе, пели под баян старинные украинские песни. Н.И. Усов, автор книги «Криворожье: далекие и близкие истории малой родины», рассказал об истории, Чигиринка была образована переселенцами из Киевской губернии Чигиринского уезда.
Жители договорились о новой встрече. Традицию нужно поддерживать.
Более подробный материал о возникновении и первых жителях деревни будет опубликован. Его подготовила Наталья Фролова, она живет в г. Ростове-на-Дону, но родом из Миллерово. Не так давно занялась своей родословной, ее предки - одни из основателей Чигиринки. №188-189 от 21.08.2012
 | | |
Орленко НатальяМодератор раздела ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ Частный специалистг.Ростов-на-Дону Сообщений: 3150 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2039 | Наверх ##
28 сентября 2012 21:50
 | | |
Орленко НатальяМодератор раздела ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ Частный специалистг.Ростов-на-Дону Сообщений: 3150 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2039 | Наверх ##
28 сентября 2012 22:24 Заметка об этой же встрече на сайте Шахтинской Епархии | | |
Орленко НатальяМодератор раздела ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ Частный специалистг.Ростов-на-Дону Сообщений: 3150 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2039 | Наверх ##
28 сентября 2012 23:23 Чигиринская купель – это небольшой бассейн, выложенный в форме капли и наполняющийся за счёт святого источника. Сам источник, согласно легенде, забил здесь в 1867 году, в день окончания строительства храма Архистратига Михаила в Позднеевке. Расположен сей замечательный резервуар в живописном месте на крутом берегу реки Ольховая, в тени крон деревьев. Место это активно посещается местным населением. Над самим родником установлен металлический крест. Оборудован спуск. Рядом есть стол с лавочками для телесного отдохновения, хотя, впрочем, скорее для привала набирающихся смелостью занырнуть в ледяную родниковую воду. Людям, уже совершавшим подобное омовение, знакомо это волшебное чувство «перезагрузки» организма после выхода «на берег». Ну а тех, кто впервые решится на подобное ждёт открытие – совершенно новые, непознанные ощущения. [ Изображение на стороннем сайте: 549508597bbf16a3e32c3a755c9f3d88d58a57131520755.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: c38dae03cf4630c5eaa8aa516c5a3045d58a57131520797.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 0c4bb461fcbf240b87dbe98fd63bd30bd58a57131520840.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 64d77fb738aaf69c39135958894cf90fd58a57131520864.jpg ] http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=8048 | | |
VadShv г. Александрия Сообщений: 537 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 325
| Наверх ##
17 октября 2012 21:14 Замечательная статья. Спасибо автору за труд. --- Ищу Швыданенко, Жушман, Пашковский, Сидельник(из села Зелёного Кировоградской обл.), Голик, Рыбалка, Горобец, Гайдадым (из сёл Кобзаровка, Григорьевка, Светловодского р-на той-же обл). КОНОГРАЙ - из любой местности. | | |
Орленко НатальяМодератор раздела ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ Частный специалистг.Ростов-на-Дону Сообщений: 3150 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2039 | Наверх ##
22 октября 2012 18:59 22 октября 2012 19:00УКРАИНЦЫ В РОССИИ УКРАИНЦЫ В РОССИИ Слово «украинцы» впервые появилось в конце XII в. Оно обозначало жителей степной «окраины» Руси, а к XVII в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья, Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину. Немало их оказалось в Запорожской Сечи — своеобразной республике украинского казачества. В 1654 г. Левобережная Украина объединилась с Россией, получив в её составе автономию. Однако во второй половине XVIII в., после присоединения Правобережной Украины, царское правительство резко ограничило самостоятельность украинских земель и ликвидировало Запорожскую Сечь. После русско-турецких войн конца XVIII в. к России были присоединены Северное Причерноморье и Приазовье. Новые территории получили название Новороссии; их заселили преимущественно украинцы. Тогда же в состав Российской империи и вошла Правобережная Украина, а в первой трети XIX в. — Бессарабия и устье Дуная (здесь тоже возникли украинские колонии). Сейчас из 45 с лишним миллионов украинцев более 37 млн. проживает на Украине и свыше 4 млн. в России, где они являются вторым по численности славянским народом страны. В России украинцы живут главным образом в русско-украинском пограничье, а также в центральных областях, на Урале, в Западной Сибири; немало украинцев и на Дальнем Востоке. В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами — из-за традиционного хохла на голове. Поначалу прозвище считалось обидным, но со временем стало привычным и даже употребляется как самоназвание. Один из этнологов приводит такое высказывание жителя Белгородской губернии: «Мы русские, только хохлы, перевертни». И в самом деле, в России идёт быстрая ассимиляция украинцев. В 1989 г. лишь 42 % российских украинцев назвало родным языком украинский, владело же им и того меньше — 16 %. Больше всего обрусели городские жители; часто об их украинских корнях говорят только фамилии: Безбородко, Палей, Серошапко, Корниенко и др. В то же время многие украинцы России, даже в той или иной мере обрусевшие, сохраняют некоторые традиции родной культуры. Их дома в сёлах легко узнать по глиняной обмазке стен. На украинце часто можно увидеть традиционную рубаху — с прямым разрезом ворота и обильной вышивкой. Конечно, в наши дни они одеваются на современный городской лад, однако по праздникам старики, а часто и молодые надевают национальную одежду. Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими - русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Обувь украинцев - как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название - морщуни, морщенцi, постоли, ходаки. У российских украинцев хорошо сохранились традиции народной кухни. Популярны мучные блюда и изделия: круглый или овальный дрожжевой хлеб («паляница», «хлибина»), лепёшки («коржи», «налисники»), блины, оладьи, пироги, лапша, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней. На Рождество и Новый год пекут «калач», при встрече весны — «жаворонки», на свадьбе — «шишки» и т. д. В ходу всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом — «кулиш» из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов украинцы больше всего любят борщ из различных овощей и часто круп; из молочных продуктов — «варенец» (заквашенное топлёное молоко) и «сыр» (подсоленный творог). Мясом украинцы в отличие от русских называют только свинину. Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса, фаршированная кусочками свинины. Любимые напитки — травяной чай, компот из сушёных фруктов («узвар»), различные виды кваса; хмельные - брага, медовуха, наливки и настойки. Многие украинские блюда (борщ, вареники, варенец и др.) получили признание у соседних народов, а сами украинцы заимствовали такие кушанья и напитки, как щи и кумыс. Семейный и общественный быт российских украинцев лишён своеобразия. Он повсеместно обнаруживает черты городского образа жизни и отличается демократическими порядками. Один из показателей этого — большое количество национально-смешанных семей: украинско-русских, украинско-белорусских, украинско-башкирских и т. д. Однако некоторые обычаи до сих пор живы. Например, на украинской свадьбе в России можно встретить обычай «вити гильце» — в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце. Отчасти сохраняются традиции богатой украинской духовной культуры, в особенности народной. Многие из них связаны с календарными и семейными праздниками, скажем рождественским колядованием, свадебным величанием и т. п. Украинцы любят песни, в частности лирические и шуточные, а также (особенно казаки) военно-исторические. Возникновение независимого украинского государства в 90-х гг. XX в. дало толчок к возрождению национального самосознания не только на самой Украине, но и у украинцев в России. Создаются культурные общества, фольклорные ансамбли, ставится вопрос об открытии украинских школ. http://ukrhatka.narod.ru/ukrvrossii.html | | |
Орленко НатальяМодератор раздела ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ Частный специалистг.Ростов-на-Дону Сообщений: 3150 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2039 | Наверх ##
26 октября 2012 18:00 3 декабря 2012 20:23 В продолжении темы о переселении. Список 2-го Чигиринского товарищества 1905 год
Бондаренко Михаил Антонов с.Шабельники 3 Бондаренко Тихон Михайлов с.Шабельники 5 Великий Калиник Матфеев с.Тюнек 6 Давиденко Илья Саввич с.Шабельники 3 Давиденко Савва Васильев с.Шабельники 3 Демиденко Иов Осипов с.Тюнек 6 Дьяченко Филипп Евфимов с.Шабельники 5 Ищенко Илья Трофимов с.Шабельники 6 Ищенко Иона Ильин с.Шабельники 5 Келембет Антон Григорьев с.Адамовка 7 Келембет Григорий Кириллов с.Адамовка 5 Конограй Иосиф олимпиев с.Адамовка 3 Конограй Харитон Олимпиев с.Адамовка 3 Кравченко Петр Варфоламеев с.Тюнек 13 Кравченко Филипп Варфоламеев с.Тюнек 10 Крамарь Феодосий Апиридонов с.Шабельники 5 Куличенко Амвросий Дмитриев с.Тюнек 13 Куличенко Дмитрий Яковлев с.Тюнек 6 Кухарь Влас Никитич Старовидлянской вол. 10 Лихошерстый Гордей Марков с.Тюнек 5 Лысый Филипп трофимов с.Тюнек 3 Миркотан Кирилл николаев с.Тюнек 5 Мирошниченко Амвросий Дмитриев с.Тюнек 5 Парасенко Роман Евсеев с.Адамовка 6 Романенко Матвей Никифоров с.Тюнек 2 Свитенко Онуфрий Потапов с.Шабельники 6 Сиянка Тимофей Трофимов с.Тюнек 5 Стеблина Мина Максимов с.Адамовка 5 Тененика Григорий Лазарев с.Шабельники 6 Цыбенко Роман афанасиев с.Боровицы 11 Чубенко Савва Феодосиев с.Тюнек 12 Чубенко Исаак Феодосиев с.Тюнек 12 | | |
|