Переселение в Тобольскую губернию
Сбор информации и обсуждение
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10880 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4352 | Наверх ##
18 марта 2009 8:26 челдон-человек с дона-преселенцы,а не коренные.читайте про массовые переселения | | |
Guest | Наверх ##
18 марта 2009 18:20 здравствуйте всем. В массовых переселениях , есть общее понятие, не дающее зацепки. И все же кто они ЧЕЛДОНЫ. Где разыскать о них упоминание, как они попали на урал, под екатеринбург. Что-то начало не очень и в ЦАМО я ненашел. Ладно, пороемся еще. | | |
Guest | Наверх ##
18 марта 2009 19:14 Вдруг кто-то ищет чалдонов
Чалдон (употребляется также вариант Челдон) - название первых русских поселенцев в Сибири и их потомков. Постоянное население из числа переселенцев из Европейской России сложилось в Западной Сибири в конце XVI–XVII вв[1].
Слово Ча(е)лдон было впервые пояснено в 1866 году в словаре В.И. Даля (‘бродяга, беглый, варнак, каторжник’ с указанием на заимствование из монгольского языка.
Иногда слово использовалось с негативным оттенком [2].
Это слово производное от"человек с Дона"-так называли в начале ХХвека переселенцев в Сибирь.Позже-людей от смешанных браков с коренным населением
ОТКУДА ВЫ РОДОМ, ЧЕЛДОНЫ? Помню, в далеком детстве, когда мы жили на Крайнем Севере, соседи называли родственников моей мамы челдонами, или чалдонами. Даже дразнили - мол, челдоны не любят работать, зато любят пить много чая. Но кто такие челдоны и что означает это слово, толком никто не знал. Правда, высказывали догадку, будто существовал в старину какой-то особый народ. В словаре русского языка я слово "челдоны" не нашла. Не могли бы вы рассказать о них? Елена ДЕМИНА. Назарово. Собственный корреспондент "Красноярского рабочего" Юрий Угольков попросил ответить на этот вопрос читательницы газеты доктора географических наук, профессора Томского государственного университета Алексея Михайловича Малолетко. В недалеком прошлом в Сибири бытовало слово "челдоны" ("чалдона"), которым русские переселенцы в начале прошлого века именовали сибиряков-старожилов. В одних случаях понятие было чисто этнографическим и относилось к старожилам, в других же использовалось как уничижительное, оскорбительное и обозначало человека недалекого, этакого недоумка, болвана. Сейчас это слово почти вышло из употребления, и его можно услышать только в глухих уголках Сибири. И вряд ли кто уже объяснит происхождение этого слова и время его появления. А оно, это слово, несомненно, отражает какой-то этап заселения Сибири и связано с какой-то группой выходцев из европейской части страны. Этнографы и лингвисты давно заметили неоднородность культуры русского населения Сибири, которое именовалось челдонами. В ней по разным признакам выделяется два слоя по материальной культуре, стилю и манере пения, выговору. Особенно четко два слоя русских старожилов различают коренные жители Сибири. Селькупы первых пришельцев называли паджо: паджо тыманда - русский пришел, паджо-лака - уважительное обращение к русскому. А казаков селькупы называли касак, касыр-гула... К паджо селькупы относились дружелюбно, к касыр-гула - враждебно. Записанные в Сибири былины и обрядовые (свадебные) песни выявляют близость их к древнерусскому языку. Особенно показательно, что в Сибири до наших дней сохранилось в песнях слово "комонь". Так когда-то на Руси назывался конь. А в Сибири даже в прошлом веке распевали: Тут стояли комони, Все комони под коврами, Один комонь не подкован. В "Слове о полку Игореве" (написано вскоре после 1185 года) комони трижды упоминаются и ни одного раза - конь. Но в другом древнерусском эпическом произведении "Задонщина" (написано в 1380-е годы) 17 раз упоминаются кони и только дважды - комонь. Следовательно, к этому времени слово "комонь" уже начало исчезать из русского языка. А в "Сказании о Мамаевом побоище" конь упоминается 17 раз и ни одного - комонь. Выходит, к этому времени слово "комонь", то есть конь, на Руси уже вышло из употребления, и казаки Ермака в 1583 году не могли принести его в Сибирь. Таким образом, какие-то русские принесли это слово задолго до Ермака. Кто это был? Мы уже писали в "Красноярском рабочем" (20 сентября 2002 г.) о первых русских выходцах из-за Дона, которые основали в низовьях Иртыша колонию Лукоморье. Под таким названием эта колония появилась на западноевропейских картах. Русские пришли с реки Самара, где их звали самарами, или паджами. Среди них были Каяловы и Цынгаловы, потомки, которых и ныне живут в Сибири. Ушли самары из-за Дона потому, что начались "страшенные войны". По легендам Каяловых, они пришли в Сибирь за десять поколений (200-250 лет) до Ермака, то есть примерно во второй половине XIV столетия. В это время на юге России шли ожесточенные войны с половцами и татарами, а в 1380 году произошла знаменитая Куликовская битва (Мамаево побоище). Первые русские (самары-паджа) установили добрые отношения с местным населением ("жили с остяками душа в душу"), чем и объясняется уважительное отношение селькупов к русским паджо. Многие паджо вскоре "обостячились" и перешли на остяцкий язык. С приходом казаков все изменилось. Как писала Галина Ивановна Пелих, известный сибирский этнограф, исследовательница истории Каяловых, обозленное казаками "остячье" стало всех грабить. Не уступали им и казаки, "честному народу житья не стало". Некоторые самары-паджо снялись с места и ушли на восток. Значительная часть их остановилась на Средней Оби у Нарыма, где известны юрты Паджины, Паджинское плесо на Оби, юрты Куяльские, фамилии Каяловы и Цынгаловы. Другая часть ушла по Тыму на территорию нынешнего Красноярского края. Еще лет 70 назад на реке Тым стояла русская деревня Каялова (между инородческими юртами Пыль-Карамо и Лымбель-Карамо). Не самары-паджо придумали эту кличку и не они разнесли ее по Сибири. В послеермаковское время русское население в Сибири пополнилось выходцами с Русского Севера - с Мезени, Печоры, из Устюга, Перми, Чердыни и других мест. По-видимому, тогда представители второй (послеермаковской) волны русских и придумали кличку челдоны (чалдоны). Она в негативном смысле зафиксирована у русских жителей низовья Оби. Нам известно, что семьи Чердынцевых и Устюжаниных (явные выходцы с Русского Севера!), живущие в Кемеровской области, и старожилы Алтайского края до сих пор употребляют слово "челдон" в уничижительном смысле (балбес, болван, туповатый). Этот смысл слово "челдон" ("чалдон") приобрело в Зауралье, где послеермаковские казаки видели в более ранних русских переселенцах с Дона людей примитивных, занимающихся охотой и рыболовством, забывших земледелие. Кличку челдон за Енисей занесли казаки второй переселенческой волны. А третья волна переселенцев (рубеж XIX и XX столетий) усвоила эту кличку и распространила ее на своих предшественников - на русское население второй волны. Более того, здесь усилился негативный смысл этой клички. Слово "челдон" в Иркутской губернии стало обозначать разбойника, бродягу, грабителя. Оно образовано от двух компонентов. Первый компонент происходит от древнерусского слова "чело" - самый первый, начальный, второй связан с Доном. Следовательно, челдон - это первый (выходец) с Дона. Эту кличку дали первым русским колонистам (паджо-самарам) казаки ермаковского "призыва", такие же выходцы с Дона, но не первые.
Чалдон (употребляется также вариант Челдон) - название первых русских поселенцев в Сибири и их потомков. Постоянное население из числа переселенцев из Европейской России сложилось в Западной Сибири в конце XVI–XVII вв[1]. Слово Ча(е)лдон было впервые пояснено в 1866 году в словаре В.И. Даля (‘бродяга, беглый, варнак, каторжник’ с указанием на заимствование из монгольского языка. Иногда слово использовалось с негативным оттенком [2]. Существует гипотеза, согласно которой, обозначение чалдонов произошло от переселенцев с южных рубежей России, жителей населявших местность между рекой Чалкой и Доном. Отсюда и обозначение - чалдоны (чалдонцы). | | Лайк (2) |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10880 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4352 | Наверх ##
19 марта 2009 8:46 guest мой папа родился в сибири и называл себя -челдон.его предки пере селились в сибирь после отмены крепостного права.почитайте на форуме тему -массовые переселения .ищите в архиве свои корни и узнаете откуда ваши пришли на урал.а вообще-то в архивах есть списки переселенцев.ищите !!!! | | |
Платунова Татьяна Юрга Кемеровской обл. Сообщений: 151 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 65 | Наверх ##
30 апреля 2009 17:04 Shkurko Pavel написал: [q] Наша семья переселенцы из Киргизии, но много родственников из Украины... Рад буду помочь...[/q]
На Ваше любезное предложение помощи сразу вопрос, который не могу решить уже давно: с.Таласс,Таласского р-на Джамбульской обл.(на период 1930г) сейчас находится в Киргизии или Казахстане? Меня даже больше интересует, где могут находиться архивы этого населенного пункта в настоящее время (нужны сведения о семье Платуновых, дети родились там в 1929-1930гг, а родители оба умерли в 1943г)? Может Вам в Ваших поисках приходилось общаться в этих краях? --- Михалицыны,Белоусовы,Ломаевы,Медведчиковы(Екатеринбург),Платуновы,Боковы,Лапшины(Кировская обл.)Шалухины(Кемеровская обл.) | | |
poltergeyst Украина, г. Днепропетровск Сообщений: 155 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 39 | Наверх ##
31 января 2010 16:58 Доброго всем дня! Я с вами одной крови! Я тоже ищу своих родных по отцовской ветке. Часть родни осталась в Полтавской области (губернии), часть оказалась в Уральске, причина скорее всего та же - переселение. Есть письма, которые они оттуда писали. Я нашел Уральский форум по поиску родственников, но он не так активен как наш... все молчат. Фамилия РОВНЫЙ, Яков Маркович (1900-1902 г.р.) или его жена Наталья Васильевна. Они уже умерли, но наверное остались их дети: Мария Яковлевна Картавцева (Ровная) , её муж - Картавцев Иван Иванович, их сын Иван, Михаил 1959 г.р., Анатолий 1950 г.р. Помогите пожалуйста, у кого есть возможность получить информацию по городу. Они проживали в г.Уральск по улице Кутякова, дом 101, кв. 118. Отправлял письма - они возвращаются с ответом. что адресат не проживает... --- Вся информация, размещенная мной на форуме, включая фотодокументы, данные обо мне и адресные данные моих родных, выложена мной по личной инициативе без нажима или принуждения и исключительно для поиска моих родственников! | | |
poltergeyst Украина, г. Днепропетровск Сообщений: 155 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 39 | Наверх ##
31 января 2010 17:01 31 января 2010 17:03 Еще в документах и письмах встречается города - Джамбул и Тюлкубас. Там тоже была часть родни.. может там кто-то есть, кто подскажет??? Василий Яковлевич Ровный служил в 1941 году на железной дороге в Тюлкубасе - есть фото в форме железнодорожника с датой 24.06.1941 г. там же, наверное и жил с семьей... --- Вся информация, размещенная мной на форуме, включая фотодокументы, данные обо мне и адресные данные моих родных, выложена мной по личной инициативе без нажима или принуждения и исключительно для поиска моих родственников! | | |
АсяА Сообщений: 577 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 546 | Наверх ##
20 марта 2010 6:39 20 марта 2010 6:48 РГИА -ДВ, фонд 1279 «Градо-Хабаровская Иннокентьевская церковь», (метрические книги выбыли) опись 1 Градо-Хабаровская Иннокентьевская церковь (1861-1919)
дело 124 «Свидетельства о смерти и переписка с Хабаровской городской больницей об умерших», 1914 г.
лист 32 "Справка (имеется ввиду спарвка на погребение). Александр Иоаннов Зуев, кр. Тобольской губернии, Ялуторовского уезда, Исетской волости, Березовки-Теренкуля, 41 года от роду. Документ заведующего водворением переселенцев в 19 крестьянский отр. 19ноября 1913 г. за № 255"
Лист 97
"14 апреля 1914 Причту Градо-Хабаровской Иннокентьевской церкви Городская больница просит Причт совершить отпевание по православному обряду над телом скоропостижно умершего в больнице 8-го апреля сего года от рожистого воспаления крестьянина Тобольской губернии Курганского уезда Лебяжьевской волости Федора Федоровича Алексеева, 36 лет от роду, православного вероисповедания. Основание: удостоверение на погребение, выданное приставом 3 участка г. Хабаровска, свид-во № 44. Заведующий больницей, доктор медицины (подпись неразборчиво)"
Лист 175 "Свидетельство. Как видно из свидетельства врача Сильницкого, дочь крестьянина Тобольской губернии, Ишимского уезда, Локтинской волости и села, Евгения Васильевича Петрова – Анастасия – умерла дома 1 июля 1914 от врожденной слабости на почве наследственного сифилиса"
| | |
АсяА Сообщений: 577 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 546 | Наверх ##
26 марта 2010 7:07 30 марта 2010 1:47 ф.И-85 оп. 44 д. 142 "Метрическая книга Градо-Хабаровской Иннокентьевской церкви за 1902 год"
26 января 1902 г. крещена Евдокия Из раскола Поморского согласия филипповского толка, крестьянка Тобольской губернии Тюкалинского уезда Кабырдинской(?) волости и села, девица Евдокия Никитина Коростелева, 17 лет, присоединена к святой православной церкви. Воспреемники: крестьянин Енисейской губернии Канского уезда Ирбейской волости Кинской станицы(?) Власий Харитонов Коростелев и вдова крестьянина деревни Шипициной Токмыцкой(?) вол. Тобольской губернии Гликерия Васильевна Шипицина.
16 июня 1902 родилась (23 июня крещена) Агрипина родители: крестьянин Тобольской губернии Тарского уезда Логиновской волости Павел Петрович Резин и законная жена его Мария Стефановна.
18 дек. 1902 родился (30 декабря крещен) Михаил. родители: крестьянин Тобольской губернии Тарского уезда Бергамакской(?) вол. и села Дмитрий Григорьевич Мельников и законная жена его Екатерина Дмитриевна.
3 октября 1902 г. умер крестьянин с. Исецкого "Е"луторовского уезда Тобольской губернии Игнатий Иванович Устюжанин, 35 лет
| | |
АсяА Сообщений: 577 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 546 | Наверх ##
30 марта 2010 1:33 гахк, ф. и-85 оп. 44 д. 138
6 апр. 1901 родился (8 апр. крещен) Георгий
родители: писарь окружного инженерного управления Филипп Илларионович Барбаков и законная жена его Ксения Андреевна
воспреемники: писарь окружного инженерного управления Владимир Алексеевич Иванов и дочь крестьянина Тобольской губернии Ишимского уезда Михаила Илларионовича Зыкова, девица Ольга.
17 июля 1901 г. родился (19 июля крещен) Илья
родители: мещанин г. Нерчинска Илья Никитович Немеров и законная жена его Зиновия Платоновна
воспреемники: крестьянин Тобольской губернии Тарского (в тексте "Тюрского") уезда Бутаковской волости и села Корнилий Георгиевич Мосуков и дочь хабаровского мещанина Андрея Сукнева - девица Пелагея.
| | |
|