Постепенно тема о традициях превращается в тему просто о событиях моей жизни. Наверное, это правильно, потому что нельзя искусственно отделить традиции, праздники и историю от общего жизненного течения.
На этот раз я приглашаю читателей моего дневника на небольшую прогулку по бывшему курорту, а ныне
Национальному парку Кемери. Прогулка будет краткой не из-за отсутствия интереса к этому месту (я очень его люблю), а из-за того, что на этот раз я приехала в Кемери, чтобы участвовать в полевых орнитологических курсах. Опытный ведущий учил нашу группу орнитологов-любителей определять птиц не только по песням, но и по крикам: позывным, тревожным и так далее. Курсы были очень насыщенными, поэтому снять удалось буквально несколько фотографий.
Уже 17 лет об уникальных водно-болотных угодьях Кемери заботится
Национальный парк Кемери. Здесь сложились разные природные сообщества, и все они представляют большую биологическую ценность: это и верховое болото площадью более 5 тысяч га, и влажный ольшаник с речушкой Вершупите и выходами серных источников, и мелководные приморские озера Каниерис и Слокас – пристанище многих тысяч перелетных птиц, и заливные луга, где пасутся дикие лошади и туры...Кроме природных объектов, парк имеет и культурно-исторические ценности: исторический центр бывшего курорта Кемери, приморские рыбачьи поселки со своими традициями, музей сказок и памятные места боев Первой и Второй Мировых войн. Это замечательное для отдыха место – велосипедные маршруты, природные тропы, и даже чудом сохранившийся санаторий «Янтарный берег» с музеем Юрмальского курорта (видимо, чудо объясняется тем, что санаторий принадлежит Управлению по делам президента РФ).
В этом-то парке я и провела два выходных дня. За первый день наша группа протопала 10 км днем и 5 ночью. Днем ходили на верховое болото. Там на протяжении примерно 3 км проложены деревянные мостки, ведущие к смотровой башне. Природа болота еще дремлет. Темно-синие окнища и болотные озерца обрамлены жухлой травой. Пока еще нет красивых цветов, и только яркая зелень сосенок радует глаз. К болоту мы вышли поздно, около полудня. Для птиц это время отдыха, потому нам удалось отметить только три вида – журавлей, трясогузку и полевого жаворонка. Но виды там замечательные в любое время дня и года:




Весна только начинается, а Кемерские леса уже звенят от птичьих голосов. Ведущий курсов очень хорошо знает не только песни, но и крики птиц - позывные, тревожные и прочие. Он пытался нас очень интенсивно всему этому научить. Временами голова шла кругом! Трудно, но очень интересно. Всех ясно виденных и слышанных птиц мы должны были записывать, это обычная практика на полевых курсах. В первый день я записала 30 видов, во второй - около 40! И это еще не вернулись мигранты из Африки, и "европейцы" не все прилетели. Страшно подумать, что будет через 2 недели, когда я поеду на второе занятие.
Я научилась узнавать по голосу зарянку, поползня, крапивника, королька и более-менее отличать разных синиц. Видела много разных дятлов, в том числе и редкого белоспинного, символ национального парка. Над озером мы встретили отставшего от стаи лебедя-кликуна, а в парке - жизнерадостную белку, тащившую в гнездо клубок мха. Ночью слышали бекаса и неясыть.
А самая замечательная встреча произошла в сумерках, в парке. Парком это место называют только из-за наличия асфальтовых дорожек и горбатых бетонных мостиков через речушку Вершупите. В остальном это самый настоящий смешанный лес (ольха и ель), к тому же влажный. Сейчас между деревьями во многих местах стоит вода. Конечно, ближе к центру Кемери парк обретает более цивилизованные очертания. Дубы и вязы, остатки декоративных посадок, знаменитая ящерка над сероводородным источником, развалины курортных построек, православная Петропавловская церковь...но мы забрели чуть подальше.
И вот, представьте себе: густеющие с каждой минутой сумерки, лес стеной, на небе зажигаются звезды. Холодно и свежо, неподалеку журчит речушка, поют черные и певчие дрозды. Вдруг дрозды прерывают пение и раздаются их тревожные голоса - птицы заметили опасность. Мы не можем быть причиной волнения, мы стоим тихо. В лесу раздается новый голос, нежный посвист "уууу"; дрозды взрываются хором негодования, а на ближайшее к дорожке дерево садится маленькая птичка, продолжая "укать". (
послушать можно вот тут )
Это - воробьиный сыч, самая маленькая из сов! Наш ведущий Оскар умеет подражать его голосу, и вскоре между ними завязывается настоящая перепалка. Сычик недоволен, что на его территории появился конкурент. Он даже пару раз пикирует на Оскара, пытаясь напугать противника. На шум прилетают еще два сычика, самец и самка. Птицы ведут активные переговоры, выясняя, кто здесь нарушитель территории. Ведь у них давно установлены границы охотничьих участков. Одинокий самец к тому же использует возможность отбить подругу у соседа. Оскар больше не вмешивается, и сычики минут через 7 договариваются и разлетаются по своим делам. Одинокий самец так и остается одиноким. Мы уже в полной темноте идем дальше к развалинам 11-этажного санатория «Лива», в надежде встретить самую большую сову - филина. Филина не оказалось дома, но я впервые видела и слышала сычика, поэтому все равно была счастлива!
Ночевали мы в штаб-квартире национального парка, в «Лесном доме». Знатокам истории это здание в ольховом лесу известно как ресторан «Веселый комар», построенный в 1933 году, образчик национального романтизма в архитектуре. А знатоки советского кино называют это место совсем иначе. Летом 1979 года здесь снималась первая серия «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона.» «Веселый комар» изображал зловещее поместье Сток-Морон. Я обошла кругом все «поместье», но не встретила ни гиены, ни павиана


Ночью нас также никто не беспокоил, если не считать ведущего курсов, выгнавшего нас на рассвете на холод, слушать утренний птичий хор.
Кроме обычных песен, в лесу раздавался свадебный барабанный бой дятлов. Сухие деревья, дающие хороший с точки зрения дятла звук, встречаются не часто, поэтому дятел не торопится покидать такое дерево. Благодаря этому дятла можно отыскать по звуку и рассмотреть поближе. Из 8 живущих в парке видов дятлов нам удалось увидеть и/или услышать целых 6.
Замученные вчерашним походом, на второй день мы прошли по лесам и болотам всего 8 км. Выходили к озеру Слокас («слока» означает «вальдшнеп»), покачались на понтонной смотровой башенке. На озере полно водоплавающих: купаются кормораны, кормятся лебеди и утки, выступают гоголи. После полудня над нами не раз кружили канюки, а с утра мы подслушали на болотах журавлиный танец (увы, из-за кустов его было не видно).
В лесу на сухих местах, словно голубые глазки фей, сияют перелески.

Невзрачные прутики вольчьего лыка накинули сиреневую цветочную шаль и распространяют чудный аромат.

Раз есть цветы, то есть и бабочки: над опушками и обочинами лесных дорог летают пробудившиеся крушинницы.

Это я все к чему. Весна! Нельзя жить только прошлым. Пора оставить на время старые бумаги и посмотреть на новые цветы.
Да, компания приличная