Воскресение храмаВ годы Великой Отечественной войны русская православная церковь стояла на патриотических позициях, была вместе с народом, со своими верующими. В дни скорби и печали сумские жители все чаще обращались к Богу.
В декабре 1945 года сумскую церковь по просьбе 168 верующих сельчан вновь открыли. В ней началось богослужение. Для отправления службы собирали уцелевшие иконы по всем закрытым в районе церквям. Много ценных предметов культа принесли в храм сумские прихожане.
Весной 1946 года на главный купол водрузили найденный к тому времени, все тот же железный крест. Для его подъема использовались два 50-метровых пеньковых каната, по ним и тянули многопудовый крест наверх. в подъеме креста участвовало все село.
Возглавил это богоугодное дело староста Петр Яковлевич Халин. Будучи уже пожилым и грузным мужчиной, он лично ассистировал, поднявшись по деревянной лестнице под самый купол, двум молодым парням Павлу Кузнецову и Алексею Кисунину установить крест в надлежащее гнездо.
П.Я. Халин семьейВ феврале 1965 года к службе в сумской церкви приступил священник Иоанн, в миру Иван Кузьмич Барсуков. Он приехал в Сумки с женой, тремя малыми детьми, матерью и сестрой. На пасторские плечи Иоанна легла нелегкая ноша. Вернуть церкви былой духовный авторитет среди прихожан, пошатнувшийся в результате "работы" предыдущего случайного пастыря Георгия, и спасти саму церковь от нависшей над ней опасности разрушения. Священник Иоанн с этими задачами успешно справился благодаря активной поддержке прихожан.
Семья священника Иоанна (Барсукова)В связи со строительством Чебоксарской ГЭС для сумской церкви была уготована трагическая судьба. Чиновники союзного и местного республиканского уровня не видели в Сумском храме исторической и архитектурной ценности и, недолго размышляя, подписали решение о его ликвидации. Более того, инициатива уничтожения храма исходила от чиновников Марийской АССР.
Чтобы не быть голословным, автор предоставил читателям официальный документ. от которого веет бездушием и холодом.
Вот краткий текст того письма:
"
Разъясняю, что в связи с попаданием здания Сумской православной церкви в зону затопления водохранилища Чебоксарской ГЭС, Совет по делам религий при Совете Министров СССР своим постановлением от 27 сентября 1979 года (протокол № 10 от 27 сентября 1979 года) принял предложение Совета Министров Марийской АССР о сносе здания православной церкви в селе Сумки Горномарийского района и представления православному религиозному обществу права покупки частного дома под молитвенные цели в селе Нижнем Емангаше.
....
Уполномоченный Совета по делам религий по Марийской АССР В.П. Савельев"
Таким образом, данный документ свидетельствует, что предложение о сносе сумской православной церкви принял сначала Совет Министров МАССР, это решение проштамповал Совет по делам религий при Совете Министров СССР 27 сентября 1979 года, о чем "прогнувшись" засвидетельствовал уполномоченный советом по делам религий по Марийской АССР некто Савельев 30 июня 1980 года.
Каким способом предполагали снести церковь - или разобрать по кирпичику или путем взрыва - документы умалчивали.
А события между тем развивались следующим образом: осенью 1980 года плотину Чебоксарской ГЭС перекрыли и началось затопление водохранилища. Разлив Волги весной и летом 1981 года между Сумками и Юриным составил 4,5 км. Волжская вода плескалась в 50 метрах от церкви.
Существованию сумской церкви угрожало не только решение властей о ее сносе, но и волжская стихия. Каждый год с ранней весны и до поздней осени Волга отнимала от сумского берега 2,5 метра и вода приблизилась к церкви на расстояние 20-ти метров.
Надо было бить во все колокола и спасать церковь. В 1988 году по инициативе протоиерея Иоанна, автор книги подготовил коллективное письмо прихожан на имя бывшего президента республики Марий Эл Кислицину В.А. с просьбой оказать содействие по защите церкви.
И первая неотложная помощь по сохранению церкви была оказана. К сожалению, она оказалась недостаточной. Берег возле церкви продолжал размываться.
Хотя к этому времени вопрос о сносе церкви уже отпал, но проблема ее сохранения была очень актуальна. И в 2004 году охранные службы по зоне затопления приступили к намыву песка на наиболее угрожаемых для церкви направлениях: западном - со стороны речки Сумки и северном - со стороны Юрино.
Осенью 2007 года Чебоксарский земснаряд снова намывал песок, засыпал болото и создал резерв песка на месте Большой улицы.
Департамент ПФУ "Инженерные защиты Чебоксарского водохранилища" по Республике Марий Эл разработал проект дамбы вокруг церкви. Возводимая дамба будет насыпной, песчаной. Северная ее сторона пройдет по бывшему болоту вдоль улицы и метров через 200 повернет на юг к Швецову взвозу, но до горы дамба не дойдет, а повернет на запад и возьмет церковь в кольцо. Сама церковь окажется в центре насыпной дамбы-плошки, окруженная со всех сторон водой.Единственной сухопутной дорогой к церкви будет служить насыпной "аппендикс" к Швецовой горе. Для откачки воды из внутренней территории предлагается построить насосную станцию.
Разработчики проекта дамбы восхищаются своим детищем и не замечают в нем узких мест. Несомненно, при серьезном подходе можно было бы разработать более приемлемый с точки зрения надежности вариант сооружения дамбы и удобства для верующих.
Благодаря активной пасторской деятельности протоиерея Иоанна, произошли серьезные перемены как в духовном влиянии на прихожан, так и во внутреннем устройстве, внешнем его виде и всей усадьбы.
Полностью отреставрировали самый большой летний предел высотой более 30 метров: его заново отштукатурили и побелили, поставили новый позолоченный иконостас, царские врата. Внутреннее убранство засияло в прежней красе. Был произведен ремонт колокольни, ее купол позолотили. Приобретены новые колокола и теперь по сумской низине разносится заутренний и вечерний звон, навевающий много раздумий.
Вблизи церкви построили большой одноэтажный кирпичный корпус для трапезной и гостиной, было налажено внутреннее отопление всего комплекса зданий со своей котельной. Всю усадьбу обнесли кирпичной оградой и железной ажурной решеткой.
В 2005 году в полукилометре от церкви заново построили и освятили источник, из которого верующие берут воду для питья и совершают водосвятное очищение души и тела.
Все вышеперечисленное стало возможным в виду душевного порыва сотен верующих, мужчин и женщин, молодых и пожилых потрудиться на благо церкви и добровольными пожертвованиями, не только состоятельных, но и бедных прихожан.
46-й год ведет службу в сумской храме священник Иоанн. Он является духовником молодых священников Йошкар-Олинской и Марийской Епархии. Послушать богослужение в сумском храме, получить от Иоанна добрый совет, причаститься и исповедаться приходят и приезжают благочестивые паломники из ближних и дальних мест России.
В 2014 году исполнилась 190-я годовщина основания и богослужения Сумского храма Рождества Богородицы. И свято верится, что храм продлит в веках свою духовную миссию во славу Господа и во имя добрых дел прихожан.