Говоря о первых балах в России, мы вспоминаем указ Петра I 1717 года о балах-ассамблеях. История несколько корректирует эти данные, и указывает на первый бал на Руси, который состоялся в день свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек.
[ Изображение на стороннем сайте: 2bbfecf9fdad.jpg ]
Въезд Марины Мнишек со свитой в Москву 3 мая 1606 г. Неизвестный художник. XVII в.Знаменательно в этом смысле, что русские сочли необходимым повторить обручение Лжедмитрия и Марины: бракосочетанию в Москве предшествовало их обручение по православному обряду, которое было совершено в тот же день (8 мая 1606 г.) в «столовой избе» дворца. Обряд обручения совершил благовещенский протопоп Феодор; он же совершил затем обряд бракосочетания в Успенском собореИсточник
[ Изображение на стороннем сайте: 7ec16e485d49.jpg ]
Марина Мнишек и Дмитрий Самозванец в саду Самборского замка. Гравюра С.Ф. Галактионова. Начало XIX в.«Свадьба была на вешний праздник
На вешний праздник, Миколин день.
Миколин день, в пятницу,
А у Гришки свадьба в четверток была». Из народной песни. Цитируется по: Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. Т. II / М.Н. Покровский,
при участии Н.М. Никольского и В.Н. Сторожева. — М.: Издание Т-ва «Мир», 1913Потом о балах на время забыли, возобновил балы Петр I.
Это была маленькая предыстория - уточнение из источников информации, а поговорить предлагаю сегодня о милом дамском аксессуаре из далёкого и невозвратного элегантного прошлого, повидавшем не мало балов на своем веку.
В середине XIX века в Европе, особенно в Германии и Австрии, распространился стиль бидермейер, отражавший вкусы буржуазно-мещанских слоев общества. Это были попытки перенести формы классицизма в повседневную бюргерскую обстановку. Стиль бидермейер нашел отражение и в живописи, и особенно в декоративно-прикладном искусстве.
Букеты в стиле бидермейер были главным образом округлой формы, плоские или выпуклые, из большого количества цветов, плотно примыкающих головками друг к другу. Их помещали обычно в специальные подбукетницы — «портбукеты», нередко украшали кружевными манжетами, лентами либо бантами.На балу даме требовался один необычный предмет – портбукет, то есть футляр для букета. Танцующая дама обязана была иметь в руках или у корсажа живые цветы. Иногда такой букет являлся своего рода пригласительным билетом на танцевальный вечер. Букет был также знаком отличия светской дамы, признанной королевой бала.Чтобы цветы не вяли и не пачкали платье, их стебельки прятали в специальный футляр, имевший форму конуса, богато украшенный в тон платью. Иногда конусовидный футляр имел ручку для удобства владелицы. Порт-букет, porte-bouquet, posy holder — подставка для подносимого цветочного букета.
[ Изображение на стороннем сайте: 5e1499811459.jpg ]
Портбукет – это изобретение, введенное в моду в эпоху Людовика XIV.Помимо эстетства и шика, у портбукета был ещё и практический смысл: эта небольшая вещица питала букет водой, чтобы он подольше выглядел свежим, и помогала прикреплять его к одежде,позволяла удобно держать букет в руках. Портбукет изготавливался из любых материалов: кости, хрусталя, драгоценных металлов – и предназначался как для украшения одежды, так и сам по себе мог служить отдельным аксессуаром. Корсажные букетики кроме прочего выполняли роль деодорирующую.
[ Изображение на стороннем сайте: 0ce1cc9d3a7c.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: 1289e093f263.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: e49885531d4c.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: b4ac903b5b7f.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: e5b5d182b441.jpg ]
"А для чего игла?" - спрашиваете Вы, рассматривая прикрепленные фотографии. Иглой крепился букетик цветов.
[ Изображение на стороннем сайте: c150709b26f9.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: 63890161d892.jpg ]
Интересно, что в некоторых портбукетах были небольшие зеркальца, так же, как и в бальных веерах. В них можно было незаметно для других рассматривать интересующую тебя персону, а также ими посылались сигналы в своеобразном флирте.
[ Изображение на стороннем сайте: bc09d5010377.jpg ]
Изящные порт - букеты начала ХХ века на выставке в Русском Музее.
[ Изображение на стороннем сайте: 33631f29b57b.jpg ]
До XVIII века все украшения надевались поверх одежды: кольца и браслеты – на перчатки; шея оставалась голой, без украшений. Перчатки, которые надевались с большим трудом и делались из дорогой лайковой кожи, иногда служили всего один раз, так как быстро пачкались, особенно о букеты цветов.
Портбукеты позднее трансформировались в броши, которые стали крепить к платью декоративными шпильками и булавками.
[ Изображение на стороннем сайте: 0b9db4de8687.jpg ]
Основной задачей портбукета является продление свежести цветов. Вид портбукета с годами менялся и теперь он похож на небольшой микрофон с пластиковой ручкой и шариком оазиса, закрепленным под решетку. Чаще такой букет можно увидеть в руках невест.
Источник