На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
++ http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf Лебедев,А.В. История транспорта России в XIX– начале ХХ века : текст лекций / А. В. Лебедев ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 84с. ISBN 978-5-8397-0814-3 В тексте лекций рассматривается история транспортного комплекса России на протяжении XIX– начала ХХ в.; освещаются важнейшие проблемы развития сухопутного, водного, железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта в дореволюционной России.
Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период, 1798-1898/ cост. инженер С. М. Житков .- Санкт-Петербург : Тип. М-ва путей сообщ. , 1900 .- IV, 264, [2] с. ; 28 см . 1. порты России 2. водные пути России https://www.prlib.ru/item/416550
Петрозаводск Сообщений: 8374 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2428
Наверх##2 сентября 2019 10:0112 декабря 2022 11:59
++ «Железные дороги России в ХХ веке в зеркале статистики Нестор-История Санкт-Петербург 2008 УДК 385(47)19:31 ББК 65.051:39.20(2) Беспалов Н. Г., Елисеева И. И. Железные ...» http://kniga.seluk.ru/k-istori...-65051.php
В книге рассматриваются основные периоды развития железных дорог в ХХ в.: до Великой Отечественной войны, в военный период и в период восстановления и развития экономики России. Получили отражение статистические данные о российских железных дорогах со времени их возникновения до конца XIX в. Основное внимание уделяется построению статистических рядов показателей железных дорог и тем факторам, которые оказывали влияние на их сопоставимость. В сводных таблицах приведены построенные авторами динамические ряды тех показателей, которые не связаны со стоимостной оценкой и отражают протяженность эксплуатационных путей, результаты работы железнодорожного транспорта, а также динамику численности занятых в этом виде деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Российские железные дороги в ХIХ веке 1.1. Краткий обзор путей сообщения к концу ХIХ века.............. 1.2. История формирования статистического учета на железнодорожном транспорте России 1.3. Статистические показатели железных дорог России в XIX веке
Глава 2. Железные дороги в ХХ веке 2.1. Железные дороги России в 1901–1913 гг. 2.2. Железные дороги в 1914–1923 гг. 2.3. Железные дороги СССР в 1924–1940 гг.
Глава 3. Железные дороги в XX веке (в период и после Великой Отечественной войны).................. 3.1. Железные дороги в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) 3.2. Железные дороги Министерства путей сообщения СССР в 1946–1990 гг. 3.3. Железные дороги Российской Федерации
Заключение Сводные таблицы Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ Причиной, заставившей нас обратиться к заявленной теме, является особая роль транспортной сети, ее колоссальное значение для огромной территории России. Транспорт связывает все регионы государства, производителей и потребителей продукции, обеспечивает перевозки населения как между регионами и городами, так и внутри крупных городов.
Реки, озера, моря, как и сухопутные тропы, грунтовые дороги издавна служили людям путями сообщения. В истории транспорта России, да и мирового транспорта, особое место занимает XIX в., когда на смену традиционным движущим силам транспортных средств (ветру, течениям, гужевым) пришли паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, что, в свою очередь, способствовало появлению новых видов транспорта. Появились пароходы, паровозы (локомотивы), электрический наземный и подземный железнодорожный транспорт. В России первый пароход был построен в 1813 г., первая железная дорога общего пользования была введена в 1836 г., в конце XIX в. появился трамвай (городская железная дорога).
... Система учета путей сообщения сформировалась в России во второй половине XIX в. Первоначально возникла железнодорожная статистика и статистика внутреннего водного транспорта. Большая заслуга в этом деле принадлежит Министерству путей сообщения и Центральному статистическому комитету Министерства внутренних дел Российской империи, организовавшим не только учет, но и общедоступные публикации данных. Только МПС с 1877 г. по 1918 г. было издано 148 выпусков статистических сборников.
В 1900 г. МПС был издан «Статистический обзор железных дорог и внутренних водных путей России». В нем приведены сведения об открытии железнодорожных линий для правильного движения с 1836 по 1859 год, причем с 1859 года сведения приводятся погодично о количестве перевезенных грузов и пассажиров, а также о пробеге транспортных средств (погодично с 1871 по 1897 год включительно).
Сведения о перевозках по внутренним водным путям Европейской России (кроме Финляндии, Кавказа и Царства Польского) приведены также погодично с 1871 по 1897 год, а о количестве пароходов, плаВведение вающих по рекам и озерам Европейской России, за 1813–1898 год — также погодично.
С точки зрения государственного значения, в период до XIV века главенствующую роль играли водные пути сообщения, постепенно к XVIII в. установилось паритетное значение водных и сухопутных путей сообщения; в период XVIII–XIX вв. произошел переход к преобладающей роли сухопутных путей сообщения. Особая роль в этом принадлежит железным дорогам12.
Царствование Петра Великого стало временем изменения отношения к дорогам в России и их развитию. «Дороги всей России оказались в ведении центрального правительственного учреждения КамерКонституция Российской Федерации. СПб., 2004. Ст. 1.
Госкомстат России. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. 2001. М., 2001. С. 36, 41.
Николаев А. С. Краткий исторический очерк развития водных и сухопутных сообщений и торговых портов в России. СПб., 1900. С. 3.
12 Железные дороги России в ХХ веке в зеркале статистики коллегии. Непосредственный надзор за состоянием дорог и мостов в губерниях с 1719 г. возлагается на земских комиссаров»13.
Учреждение императором Павлом I, в 1798 г., Департамента коммуникаций положило начало Ведомству путей сообщения. В марте 1800 г. была учреждена Экспедиция устроения дорог в государстве.
Эта Экспедиция находилась под управлением Департамента водяных коммуникаций.
В 1809 г. был принят Закон о путях сообщения14, что послужило началом «правильного устройства и содержания дорог». В том же году вся территория Российской империи была разделена на 10 округов «водяных и сухопутных сообщений», в результате этого большие государственные дороги оказались в ведении как Главного управления путей сообщения, так и местных губернских властей. В 1816 году заведование большими государственными дорогами полностью осуществлялось за счет учрежденного сбора — 25 копеек с ревизской души15.
До принятия названного закона строительство и содержание сухопутных дорог находилось в ведении частных лиц или крестьян — по установленной натуральной повинности. С принятием закона началось более организованное строительство дорог, причем лучшего качества (шоссе) и за счет государства (табл. 1).
Несмотря на видимое оживление транспортного сообщения, приведенные данные свидетельствуют о недостаточности строительства дорог для столь значительного пространства империи.
Как следует из табл. 1, в 1865–1875 гг. наблюдался спад в строительстве дорог. Вызвано это было тем, что Министерство путей сообщения с 1861 г. прекратило строительство шоссейных дорог в центральных губерниях, сосредоточившись на строительстве железных дорог. Положение изменилось лишь в 1889 г., когда МПС начало строительство «западных и юго-западных стратегических шоссе, которых к 1896 г. было построено 1318 верст». В этот период в Европейской России (без Царства Польского и Финляндии) имелось более 200 тысяч верст грунтовых дорог, а проселочных — в 71 губернии Европейской России — более миллиона верст16.
... В 1820 г. было образовано первое в России крупное дилижансное сообщество для осуществления регулярного пассажирского сообщения между Петербургом и Москвой. В 1841 году дилижансовое сообщение открылось в рижском и варшавском направлениях17, действовало регулярное почтовое сообщение между столицами и другими городами (и ведущими военные действия армиями). Однако статистики движения по сухопутным путям не было. Исключением является учет движения по главным шоссе на Кавказе18. В остальном имеются лишь разрозненные сведения такого рода: еще в 30-е годы XIX века в «летние гужевые привозы на долгих, т. е. беспеременных лошадях», осуществляли поездки около 800 тысяч человек, а по зимнему пути — «в течение пяти месяцев более 3 миллионов людей»19.
Железные дороги — прекрасный пример взаимодействия государственного и частного капитала. Железные дороги в России возникли по воле Николая I. Как известно, он был англоманом и, следуя примеру Англии, решил строить железную дорогу из Петербурга в Царское Село (введена в эксплуатацию в 1836 г.). Ездить по ней было некому и, чтобы обеспечить пассажиропоток, построили в Павловске курзал, организовали симфонические концерты, пригласили И. Штрауса. Предпринятые усилия помогли преломить негативное отношение общества История железнодорожного транспорта России / Под ред. Е. Я. Красковского, М. М. Уздина. Т. 1: 1836–1917. СПб.; М., 1994. С. 13.
.... А. Системы, соединяющие бассейны Каспийского, Балтийского и Белого морей.
1. Мариинская система — от г. Рыбинска при впадении реки Шексны в Волгу до Санкт-Петербурга, в устье реки Невы. Длина 1033 версты, число шлюзов — 38.
2. Тихвинская система — от г. Мологи, при впадении реки Мологи в Волгу до Сясьских Рядков при впадении реки Сяси в Ладожское озеро. Длина — 654,378 верст, число шлюзов — 62.
3. Вышневолоцкая система — от г. Твери при впадении реки Тверцы в Волгу до Новой Ладоги при впадении реки Волхова в Ладожское озеро. Длина 812,377 верст с числом шлюзов — 5.
4. Система герцога Александра Виртембергского — от реки Шексны до соединения рек Сухоны и Юга, длина — 652 версты, Б. Системы, соединяющие бассейны Черного и Балтийского морей.
5. Днепровско-Бугская система — от устья реки Припяти до впадения реки Западный Буг в реку Вислу. Длина — 1010 верст, 6. Огинская система — от устья реки Пины, принадлежащей к бассейну реки Днепра, до устья реки Щары, впадающей в реку Неман. Протяженность — 292,530 версты, с числом шлюзов — МПС. Статистический обзор железных дорог и водных путей России. Издание 1900 г. СПб., 1900. С. 116.
Петрозаводск Сообщений: 8374 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2428
Наверх##2 сентября 2019 11:3814 декабря 2024 18:05
++ 52-20. Спенглер (ур.Алехина) Валентина Васильевна муж Спенглер Евгения Николаевича
ЦГИА Ф. 450, оп. 1, д. 3408 Спенглер Валентина Васильевна (заявления о зачислении в число слушателей Стебутовских Высших Женских Сельско-Хозяйственых Курсов Заявление Валентина Васильевна Спенглер, урожденная Алехина, бывшая слушательница Высших Женских курсов. Прошу зачислить меня в число слушателей этих курсов. Прилагаю при сем удостоверение с Высших Женских Курсов, где я прослушала 5 семестров, и о сданных мною экзаменах. Прошу зачислить меня на 3й семестр. В.В.Спенглер Адрес: Курск, Мирная д.8 от 18.08.1912 №885 Прошение Не имея возможность по болезни слушать лекции и вести практические занятия на курсах в текущем 1 полугодии 1916-1917 г, имею честь просить Педагогический Совет ИСКЛЮЧИТЬ меня из числа слушательниц на текущее полугодие. В.В.Спенглер от 11.11.1916 Адрес: ЛИЗСНОЕ??? Козловская ул д 4 кв 2 Л9об Удостоверение (можно скопировать) Л15 Дела и Книжки (аттестат) Спенглер Валентина Васильевна 1888 гр, Православного, дочь Личного почетного гражданина Окончила Курскую 2ую женскую гимназию 8 кл в 1906 году. Год поступления 1912 (прим: Училсь, брала академку, проблемы с оплатой)
Комментарий модератора: Стоило-бы посмотреть. Валентина Васильевна Алехина (1887 гр) жена Евгения Николаевича Спенглер
ЦГА Москвы, фонд Р-691, опись №3, стр. 96 (опись) Сельско-Хозяйственная академия им Тимирязева 5176 386 Спинглер В. В. 1918г (№ коробки не нашла)
http://archive.rzd.ru/archive-funds/public/ru?STRUCTURE_ID=4 Архив Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 664003, г. Иркутск, Карла Маркса ул., д. 59 +7 (3952) 64-43-60 Архив Горьковской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 603011, г. Нижний Новгород, Октябрьской революции ул., д. 78 +7 (831) 248-49-38 Архив Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 680022, г. Хабаровск, Больничная ул., 2 "Д" +7 (4212) 98-01-49, +7 (4212) 98-01-35 Архив Забайкальской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" Почтовый адрес: 672000, г. Чита, Ленинградская ул., д. 34, Адрес местонахождения: 672006, г. Чита, Советов проспект, д. 2 +7 (3022) 24-22-62 Архив Западно–Сибирской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 630004, г. Новосибирск, Вокзальная магистраль ул., д. 14 +7 (383) 229-49-38 Архив Калининградской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 236039, г. Калининград, Киевская ул., д. 1 + 7 (4012) 586-332 Архив Красноярской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 660021, г. Красноярск, Горького ул., д. 6 +7 (391) 248-67-82, +7 (391) 248-67-60 Архив Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 443030, г. Самара, Комсомольская пл., д. 2/3 +7 (846) 303-20-96 Архив Московской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 107996, г. Москва, Краснопрудная ул., д. 20 +7 (499) 266-31-18 Архив Октябрьской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 191036, г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 85, лит. Б +7 (812) 457-47-92 Архив Приволжской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 410031, г. Саратов, Московская ул., д. 8 +7 (8452) 41-05-45 Архив Свердловской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 620013, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д. 11 +7 (343) 358-49-38 Архив Северной железной дороги – филиала ОАО "РЖД" 150003, г. Ярославль, Волжская набережная, д. 59 +7 (4852) 79-83-74
Фотография. Анастасия Ивановна Цветаева и Спенглер. В доме Спенглеров
Период создания: Сентябрь 1986 Материал, техника: фотопечать, фотобумага черно-белая матовая Размер: 12,0x15,0 Место создания: Ленинград Номер в Госкаталоге: 4996116 Номер по ГИК (КП): КП-5276 Инвентарный номер: ДФ-79
Местонахождение Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме"
На обороте фотографии в верхнем правом углу надпись синей пастой: "Сент. 1986г. / Ленинград / квартира Спенглеров".
Период создания: 1888 г. Материал, техника: бумага, рукопись Размер: 13,5х20,8 Номер в Госкаталоге: 12119429 Номер по ГИК (КП): ГМТ КП-9304/239 Инвентарный номер: ф.23, оп.1, Инв.№191
Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей Л.Н. Толстого"
++ Спенглер Федор Эдуардович Письмо к Иванову Н.Н.
Период создания: 2 сентября 1892 г. Материал, техника: бумага, рукопись Размер: 13,3х21,2 Номер в Госкаталоге: 12118681 Номер по ГИК (КП): ГМТ КП-9304/127 Инвентарный номер: ф.23, оп.1, Инв.№83
Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей Л.Н. Толстого"
вот уж теперь и не знаешь, что было-то... кем был.. Руководителем?
Александр Михайлович Коваленко (24 июля 1875, Ромны — 17 октября 1963, Женева) — украинский учёный, общественно-политический деятель, писатель. Псевдонимы и криптонимы: О. Коваленко — Журбенко, А. К. Журбенко, А. К. Один из организаторов восстания на броненосце «Потемкин», инженер, профессор, почётный доктор Украинского технического хозяйственного института, преподаватель математики и механики. После сдачи броневика «Потемкин» румынским властям жил в Праге, Женеве, Париже. Учительствовал, был воспитателем сына Максима Горького. В 1917 г. вернулся на Украину, участвовал в организации морского министерства УНР. Опять уехал за границу (1919), преподавал математику в высших учебных заведениях (1919—1922), с 1922 г. работал в Украинской хозяйственной академии (г. Подебрады).
Ранние годы Родился в семье мещанина. 1887—1894 — учился в Роменском реальном училище, там же закончил дополнительный класс. Учился с будущими всемирно известными учеными Степаном Тимошенко и Абрамом Иоффе. Принимал активное участие в национально-просветительском и политическом движении. Был одним из основателей роменской «Общины». Студенческие годы 1896 вступил в Харьковский технологический институт. Здесь подружился со студентом этого же института Хоткевичем, который руководил подпольным студенческим кружком, в который поступил и Александр. Вместе с Юрием Коллард, Дмитрием Антоновичем, Иван Кухта и Евлампия Тищенко основал «Харьковскую украинскую студенческую общину». В нее входил и 17 — летний рабочий Панас Матюшенко. Эта организация, сделалась «матерью почти всех существующих украинских партий и сыграла такую огромную роль в нашем национальном движении и в нашей освободительной борьбе». (Ю.Коллард, «Воспоминания юношеских дней»). 1899 — в институте произошли большие студенческие беспорядки, во время них, в частности, с требованием преподавания на украинском языке, выдвигалась программа национального возрождения. Из института исключили почти 300 студентов, среди которых были Г.Хоткевич и О.Коваленко. Им запретили проживать в Харькове. Через год Коваленко удалось восстановиться в институте. 5 февраля 1900 года Коваленко, вместе с Михаилом Русовым, Дмитрием Антоновичем, Львом Мациевичем принял участие в учредительном собрании Революционной украинской партии (РУП), идеологом которой стал Николай Михновский. Ведя активную политическую деятельность, Коваленко сумел закончить институт и получить диплом инженера-технолога.
Восстание на броненосце «Потемкин» 1903 — уехал в Севастополь, где как инженер — офицер устроился на броненосец «Потемкин». Вел просветительскую работу среди моряков Черноморского флота, тем более, что подавляющее их большинство было украинским. Вместе со своим институтским другом Львом Мациевичем (тоже офицером Черноморского флота) создал в Народном доме Севастополя общество «Кобзарь», самодеятельный рабочий театр с украинским репертуаром, организовывал вечера памяти Тараса Шевченко. 14 июня 1905 года во время военных маневров у Тендривской косы в Черном море на корабле вспыхнуло восстание. Коваленко был единственный из офицеров, поддержал моряков. После начала восстания на «Потемкине» был избран комитет, так называемую «судовую комиссию», во главе сАфанасием Матюшенко. В состав комиссии вошел и О.Коваленко. Восстание на «Потемкине» вызвало большой резонанс на флоте. На подавление восстания командование Черноморского флота 16 (29) июня 1905 года послало 2 эскадры (5 броненосцев, 1 крейсер, 7 миноносцев). Но моряки эскадры отказались стрелять по кораблю. Более того, броненосец «Георгий Победоносец» присоединился к восставшему «Потемкина». Именно Александр Коваленко обратился с пламенной речью к команде «Георгия Победоносца»: « … Мы теперь братья не только по крови, но и по духу; стоим за одно и требуем свое, и добьемся того, что нужно не только нам, но и нашим детям и внукам. Да здравствует Свобода» 25 июня (8 июля) 1905 года, после нескольких переходов Одесса — Констанца — Феодосия, не получив топлива и проводольства, «Потемкин» вынужден был сдаться румынским властям в Констанце. Коваленко вместе с другими повстанцами получил политическое убежище в Румынии. Впоследствии жил в Праге и Париже. Стал одной из самых заметных фигур в украинской политической эмиграции, участвовал в подготовке иностранных украинских изданий, выучил несколько европейских языков, изучал научную литературу. За рубежом Коваленко познакомился и с Максимом Горьким. Русский писатель настолько проникся высокой культурой украинского патриота, который предложил заниматься его сыном.
Работа в правительстве УНР В начале 1917 года вернулся на Украину, где его привлекли к Центральной Рады. Возглавил департамент морского образования в Морском министерстве УНР. Выехал на Черноморский флот. Благодаря его усилиям, за короткое время более 20 кораблей подняли флаги УНР. Среди них и броненосец «Потемкин», который вошел в состав Украинской военно-морского флота и сменил название на «Борец за свободу». Но пассивность большинства деятелей УНР по развитию собственной армии и большевистская агрессия из России прервала как строительство независимого государства, так и ее флота. С 1919 года находился на службе в Украинской дипломатической миссии. Сначала в Женеве, а затем в Париже занимал должность 1-го секретаря украинской дипломатической миссии (консула УНР). 1920 — участвовал в ассамблее Лиги наций как секретарь украинской делегации. Деятельность в эмиграции 1922 года, когда ведущие украинские ученые создали в г. Подебрадах (Чехия) Украинская хозяйственная академия (УГА), А. Коваленко пригласили преподавать теоретическую и прикладную механику. Руководил кафедрой, а затем стал деканом инженерного факультета, преподавал аналитическую геометрию, в последние годы — математику и сопротивление материалов. Преподавал математику в университетах многих европейских столиц. Его труд «Практическая геометрия» совершила переворот в этой области. Научным миром были высоко оценены и другие его монографии по математике и механике.
Творчество Автор воспоминаний о восстании на «Потемкине» — воспоминаний о 1905 год «11 дней на броненосце „Князь Потемкин Таврический“», опубликованных под псевдонимом Журбенко, статей о жизни украинского за рубежом. 1939 — вышел его сборник воспоминаний «Из прошлого».
Источники Ю.Коллард «Воспоминания юности» — Торонто: « Серебряная Горн», 1972 . Зленко Г. Одиннадцать дней «Потемкина» // Отчизна. — 1973. — № 12 — С. 166—170. Коваленко Александер // Украинские писатели диаспоры. Материалы к биобиблиографического словаря / Авт. — сост.: А. Билык, Г.- Гамалий, Ф. Погребенник. — К., 2006. — Част. 1. — С. 138—139. Пьядикы Ю. В. Коваленко Александр Михайлович // Украинская литературная энциклопедия: В 5 т. — К.: Украинская энциклопедия им. М. П. Бажана, 1990 — Т. 2 . -С. 510. Украинская диаспора: литературные фигуры, произведения, библиографические сведения / Упоряд . В. А. Просалов. — Донецк: Восточный издательский дом, 2012. — 516 с.
17 октября 1963 г. Женева: умер Александр Ко- валенко – офицер, активный участник восстания на «Потемкине» По сайту http://uk.wikipedia.org: Ковале́нко Олекса́ндр Михайлович (*24 липня 1875, Ромни – † 17 жовтня 1963, Женева) – український вчений, громадсько-політичний діяч, Коваленко-Журбенко, О. К. Журбенко, О. К. Один з організаторів повстання на панцернику «Потьомкін», інженер, професор, почесний доктор Українського технічно-господарського інституту, викладач математики і механіки. Після здачі панцирника «Потьомкін» румунській владі жив у Празі, Женеві, Парижі. Вчителював, був вихователем сина Максима Горького. У 1917 р.повернувся в Україну, брав участь в організації морського міністерства УНР. Знову виїхав за кордон (1919), викладав математику у вищих навчальних закладах (1919—1922), з 1922 р. працював в Українській господарській академії (м. Подєбради). Александр Коваленко – единственный офицер, который поддержал матросов «Потемкина» при восстании, стал членом руководящего комитета восставшего броненосца. Имя волнового героя поручика Александра Коваленко тщательно вымарано советскими (и русскими) историками из легенды о мятежном броненосце.
Но рассказ о восстании на «Потемкине» был бы неполным без рассказа об Александре Коваленко — единственном офицере , который присоединился к восставшим матросам и
стал одним из руководителей этого героического деяния. Во времена СССР излишне было искать о нем хотя бы упоминание в энциклопедиях или учебниках по истории. Теперь ясно понимаю, почему. Еще 24 июня 1970-го я напечатал в Сумской областной газете «Ленінська правда» свою статью «Потьомкінець з Ромен» — об Александре Коваленко . Я, в то время юный научный работник Роменского краеведческого музея, «откопал» информацию о нем и поспешил поделиться ею с читателями газеты. Но моя статья послужила причиной большого скандала — как оказалось, этот Александр Коваленко был, по тогдашнему определению, «украинским буржуазным националистом», одним из заметных деятелей времен УНР. Со временем удалось собрать о нем более подробную информацию. Так, Александр Петрович Коваленко родился в 1875 году в городе Ромны, что на Сумщине. С 1887-го по 1894 год учился в Роменском реальном училище, там же закончил дополнительный класс. Между прочим, учился вместе с такими всемирно известными учеными, как Степан Тимошенко и Абрам Иоффе (тоже роменцами). В 1896 году поступает в Харьковский технологический институт. Здесь он подружился с Гнатом Хоткевичем, руководившим подпольным студенческим кружком, к которому примкнул и Александр Коваленко , — этот кружок вскоре стал Украинской студенческой громадой, основанной Д. Антоновичем. Именно тогда Александр Коваленко начал свою революционную деятельность. В 1899 году в Харьковском технологическом институте произошли большие студенческие беспорядки, руководителями и организаторами которых были А. Коваленко и Г. Хоткевич. О масштабах этих беспорядков может свидетельствовать тот факт, что за них из института исключили почти 300 студентов — в их числе были А. Коваленко и Г. Хоткевич. Им и другим запретили проживать в Харькове. И только через год они были восстановлены в институте. В 1900 году А. Коваленко , вместе с Г. Хоткевичем, Д. Антоновичем, М. Русовым, Ю. Колладом и Л. Мациевичем становится основателем Революционной Украинской партии (РУП), устав которой написал основоположник украинского национализма М. Михновский. РУП стала первой украинской националистической партией. Между прочим, Левко Мациевич, выдающийся украинский авиатор, подводник и изобретатель, друг А. Коваленко и П. Шмидта, тоже был исключен из института и выслан в Севастополь, где стал активистом украинского национального движения. Тогда в Севастополе, кроме украинского подпольного кружка «Кобзар», РУП, «Союза офицеров — друзей народа», которым руководил лейтенант Шмидт, в Народном доме Севастополя действовал легально самодеятельный театр с украинским репертуаром, созданный Мациевичем и Коваленко , проводились вечера памяти Тараса Шевченко. В 1903 году Александр Коваленко получает диплом инженера-технолога и становится морским офицером . И именно здесь, на « Потемкине », в Севастополе, судьба опять свела Александра Коваленко со своим харьковским другом Панасом Матюшенко, который служил на броненосце. Эта юношеская дружба переросла здесь в боевое побратимство, закаленное в огне восстания в июне 1905 -го. Александру Коваленко «судновая комиссия» повстанцев поручала ответственные задачи. Вот один лишь пример. Когда среди команды броненосца «Георгий Победоносец» (который тоже присоединился к восставшему « Потемкину ») возникли несогласия и осложнения, П. Матюшенко послал туда как представителя комиссии для нормализации положения А. Коваленко . Он не растерялся, а действовал оперативно, активно. В своей пламенной речи перед командой, обращаясь к матросам, А. Коваленко сказал: «Я видел много неправды и решил присоединиться к вам, товарищи. Мы теперь братья не только по крови, но и по духу, стоим за одно и будем требовать своего и добьемся того, что нужно не только нам, но и нашим детям и внукам...» И, заканчивая выступление, воскликнул: «Да здравствует свобода!» После поражения восстания А. Коваленко вместе с другими «потемкинцами» покинул свой корабль в Констанце и уже как политэмигрант вместе с П. Матюшенко спустя некоторое время из Румынии выехал в Швейцарию, в Женеву. Там их пути разошлись. Как пишет Владимир Корнелюк в «Історичному календарі» за 2000 год, А. Коваленко первые годы эмиграции находился в Женеве, потом перебрался в Париж, где десять лет работал заместителем директора русской средней школы, а также преподавал в старших классах математику и физику. Одновременно он не оставлял революционной деятельности. В эмиграции Коваленко написал воспоминания о революционных событиях на броненосце « Потемкин », которые вышли в 1906 году в «Літературно-науковому віснику» во Львове. В 1915—1916 гг. он редактировал в Лозанне двухнедельник «L-Ukraine» на французском языке. Вернувшись после революционных событий 1917 года в Киев, А. Коваленко занимал должность директора департамента морского образования в Морском министерстве УНР. С 1919 года А. Коваленко — на службе в Украинской дипломатической миссии. Сначала в Женеве, а затем в Париже, занимал должность первого секретаря Украинской дипломатической миссии (консула УНР). В 1920 году принимал участие в ассамблее Лиги наций как секретарь украинской делегации. В 1922 году, когда украинские эмигранты создали в городе Подебрады (Чехия) Украинскую хозяйственную академию (УХА), А. Коваленко пригласили преподавать теоретическую и прикладную механику, вспомнив его высокую квалификацию инженера. Вскоре он руководил кафедрой, а затем стал деканом инженерного факультета, преподавал аналитическую геометрию, в последние годы — математику и сопротивление материалов. В 1926 году познакомился с выдающимся украинским церковным и общественно-политическим деятелем Андреем Шептицким во время его визита в академию. А. Коваленко был заметным в Европе ученым. В первые годы в УХА не хватало учебников на украинском языке. Своим настойчивым трудом он создал ряд учебников для высшей школы: «Приложення диференціального рахування» (1923), «Курс аналітичної геометрії в просторі та теоретична механіка» (1924), «Прикладна механіка» (1925). Позже, в 1936 году, Коваленко издал учебник «Основи вищої математики», а в 1940 г. для заочного обучения в Украинском технико-хозяйственном институте составил курсовые программы для средне-школьного изучения алгебры и геометрии. В 1939 году вышел его сборник воспоминаний «З минулого», который для исследователей украинской истории имеет немалую ценность. Бывший потемкинец, почетный доктор УТХИ, профессор-инженер А. Коваленко прожил долгую и интересную жизнь. Умер в 1963 году и похоронен в Женеве. Он был одним из создателей истории и борцом за независимость Украины, за ее свободу. Итак, считаю нужным повторить фразу, которую напечатал еще в 1970 году в «Ленинской правде» уже в Украинском государстве, — она актуальна и в настоящее время: «Было бы очень хорошо, если бы Роменский городской совет назвал одну из улиц именем Александра Коваленко ». Потому что восстание на броненосце « Потемкин » было все-таки, прежде всего, и украинским, предтечей украинской революции — это убедительно доказывает и А. Коваленко в своих воспоминаниях. Это было восстание украинского казацкого духа и национального самосознания. Поэтому неслучайно немало бывших «потемкинцев» — участников восстания 1905 года — стали активными борцами за украинскую государственность во время революции 1917-го и Гражданской войны, героями украинского повстанческого движения 1920—1930-х годов против большевиков, как, например, один из повстанческих командиров в Холодном Яру на Черкасщине, бывший «потемкинец» Семен Грызло.
************** Рафаил Михайлович Мельников БРОНЕНОСЕЦ "ПОТЁМКИН" Л., "Судостроение", 1981 http://www.istmat.ru/index.php...p;item=125 - отрывки из книги ......... Ссылки (очень хорошие, есть на архивы и пр..) 14. Коваленко А. М. Одиннадцать дней на броненосце "Князь Потемкин Таврический". - Былое, 1907, № 1-3, с. 88-113,124-141, 46-64.
31. Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства. Пг. 1915, 1916.
***** ??? ***** а это еще кто Бурлак Григорий, жив его внук Владимир; настоящие имя и фамилия – Сергей Коваленко; родом из-под Киева. До 16 лет его деревенская кличка была Бурлак. Из клички сделали новую фамилию, было взято и новое имя – Григорий. Он попал на Черноморье, там увлекся идеями РСДРП и, работая грузчиком, стал связным партийцев. На «Потемкине» осуществлял связь с экипажем, доставлял листовки. Когда броненосец «Потемкин» искал, где пополнить запасы, бороздя Черное море, дед самым активным образом участвовал в этих событиях. Потом отличился в очаковском восстании – доставил Шмидту Красный флаг на «Очаков». …Сталин был старше его на пять лет. Познакомились они в Батуми. При помощи МОПР (Международной организации помощи революционеров) Сталин выкупил его и семью из Америки в 1932 году, где они скрываться после восстания, бежав туда в 1906 году. Многие его родственники там живут до сих пор. – Ничего, Сергун, я тебя и в Америке найду, – говорил Сталин. И от своих слов не отказался, помог с оформлением документов и деньгами. При этом он не был сталинистом. В 1932 году Сталин принял его с сыном на своей Кунцевской даче. В саду играли двое его детей: – Пока мы будем разговаривать вот с этими лентяями, – сказал Сталин моему восьмилетнему отцу Николасу (американское имя отца рассказчика, но здесь меня все, конечно, называют Николаевичем), – займись английским языком. В Америке осталась жить дочь Григория Бурлака, Анна, тетя. Дед поехал со всей семьей семьей жить в Макеевку, там встретил войну и в 1941-м погиб, когда Макеевку заняли немцы. Елена Недорезова 11.06.2005 г. «Самара сегодня». http://news.samaratoday.ru/news/60488/ взято с блога
******************** http://blog.trud.ru/users/3403433/post117096098 321. Коваленко Александр Михайлович (р.1875 г.), поручик, трюмный инженер-механик, (уроженец Сумской обл.?); чудом не погиб от рук своих же единомышленников (216). «украинский буржуазный националист», одним из заметных деятелей времен УНР. Александр Петрович Коваленко родился 1875 года в городе Ромен, что на Сумщине. С 1887 по 1894 год учился в Роменском реальном училище. в 1896 году он поступает в Харьковский технологический институт, где дружит с Игнатом Хоткевичем,
Отдельные потёмкинцы обосновались в США, в Канаде и даже в Австралии. Несколько бывших мятежников добрались даже до Сайгона, где влачили жалкое существование, работая грузчиками-кули и рикшами. Говорят, что аргентинцы якобы до сих пор благодарны эмигрировавшим в Аргентину потёмкинцам, которые приучили тамошних жителей к употреблению гречки. Но это, согласитесь, небольшое утешение. Пожалуй, лучше остальных устроился наиболее образованный из всех участников мятежа инженер-механик поручик Коваленко, который преподавал математику в школе для детей русских эмигрантов в Женеве, где учился сын писателя Горького. Но Коваленко скорее исключение из общего ряда
************************************ Ну, не знаю. Читала воспоминания ??? про восстание на Потемкине. Насчет руководящей роли Коваленко ???? Не убили, работал, но больше боялся, чем поддерживал и агитировал.
НАЙТИ.. НАШЛА
https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D1%87 Читала книгу. Старую Там про Коваленко, как руководителя - ни слова. Остался, т.к. выполнял свою работу по кораблю. Офицеров - было совсем мало. Был и был. делал свою работу. Особенно не выступал.
Комментарий модератора: и Спенглер Вероника Николаевна (06.08.1879 г.Курск -1976 Париж) муж: Левински Павел/Пауль (Levinsky Paul) (03.01.1892 - ) (Официальный муж Левинсий Павел, свадьба была в Курске, а еще она была замужем? за отцом или сыном Сухомлиным)
Стоило-бы посмотреть. Валентина Васильевна Алехина (1887 гр) жена Евгения Николаевича Спенглер
ЦГА Москвы, фонд Р-691, опись №3, стр. 96 (опись)
Сельско-Хозяйственная академия им Тимирязева
5176 386 Спинглер В. В. 1918г (№ коробки не нашла)
https://yandex.ru/archive/sear...ex=archive