На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
++ ЦГИА СПб. ф.19. оп.126. д.1712. л. 172. Метрические книги церквей: ... [Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженская)] российской миссии (г. Женева)..., 1916г.
06.12.1913 года родился Александр , нареченный в честь Благоверного князя Александра Невского Родители: Дочь Коллежского Советника Вероника Николаевна Спенглер, православная (крещен 28.03.1913) Восприемником был Читинский мещанин Василий Иванович Сухомлин и жена Коллежского Советника Маргарита Константиновна Спенглер.
В этой церкви с 1912г по 1919г был регентом и псаломщиком Кибальчич Василий Федорович, женатый на Наталье Александровне Сахаровой. Кибальчич (Сахарова) Наталья Александровна, дочь Сахарова Александра Алексеевича и Сахаровой (Марковой) Елизаветы Константиновны. Маргрита Константиновна (ур. Маркова) Спенглер - сестра Елизаветы.
Спенглер Александр был двоюродным братом Наталья Александровне..
РГИА фонд 1328 опись 2 дело 58 л189-191 *** л187об ... из дела сестры - Маргариты Николаевны Сестра Вероника Николаевна Спенглер, по сведению Департамента Полиции, в феврале 1910 года находилась в Париже. Ранее сожительствовала за границей с бывшим членом ЦК партии с- Василием Сухомлиным, ныне находящемся в России.
8556. Спенглер-Сухомлинова, Маргарита Николаевна, письмо к Рубакину Н.А. 1п 30.11.1908 Париж 2
441. Воля России: Еженедельник / Под ред. Вл.Лебедева, М.Слонима и В.Сухомлина; Изд. Е.Лазарев. — Прага, 1922. — 21 июля. — N 26-27. — 36 с. В изд. обл. На с.19-21 цикл стихотворени
*** было еще какая-то статья с подписью Спенглер и Сухомлин. по ЖД Пока не нашла
Василий Васильевич Сухомлин (26 апреля 1885,[1] Чита — 21 ноября 1963, Москва) — русский и французский писатель, переводчик; эсер, делегат Всероссийского учредительного собрания........ https://ru.wikipedia.org/wiki/Сухомлин,_Василий_Васильевич
РГАФ Есть карточки на отца Василия Ивановича и сына Василия Васильевича. Сын Василий был в Париже и в 1910г. Потом большая карточка о нем (кстати написано - известный террорист), в Одессе находился и в 1904-1905-1906гг,значит мог иметь отношение к восстании на броненосце "Потемкин". Косвенно, эти данные могли указывать на то что Сухомлин Василий Васильевич мог быть отцом Алесандра (сына Вероники). Еще интересный момент в карточке по Василию Ивановичу Сухомлину. Записано читинский мещанин; мещанин, счетовод; потом в 1910г Киев, домовладелец, уехал заграницу; имел кличку "Твардовский"; но самое интересное в одной из карточек - дворянин, окот.курс.реального училища см.Сухомлинов В. Последняя запись говорит о том, что он кем то работал в курском реальном училище и возможно был под фамилией Сухомлинов. Только не понятно, это до каторги или после.
Личный архив Сухомлина Василия Васильевича (называется Сухомлины, так как в нем документы отца и сына), находится там же в Отделе рукописей в РГБ.
Из дворян. Отец — Василий Иванович Сухомлин, народоволец, по делу Г. А. Лопатина был осужден к смерт. казни, замен. каторгой в Каре, после революции — перс. пенсионер, чл. Всесоюз. о-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев, незаконно репрессирован и расстрелян в 1938. Детство Ф. провела в Сибири, где отец был на каторге. Окончила гимназию в Выборге. В 1911—14 училась на филос. фак. Рим. ун-та. Здесь вышла замуж за политэмигранта, студента-медика, А. А. Филипченко, впоследствии проф.-паразитолога, в 1940 репрессирован и расстрелян, как и его брат — изв. генетик Ю. А. Филипченко. В 1914 возвратилась в Россию и поступила на ист. отд-ние Киев. Высших жен. курсов.
В 1915, после смерти ребенка, вновь выехала за границу к мужу, возвратившись оттуда в 1917, возобновила учебу на 2-м курсе Высших женских курсов, однако, не окончив их, выехала в Херсон. губ., где жила до 1923, когда переехала в Петроград. Владела фр., нем., англ., итал. яз., занималась пер.
В 1925 поступила на ВКБ ПБ, к-рые окончила в 1927. По окончании Курсов нек-рое время работала в б-ке Ленингр. гор. совета профсоюзов во Дворце Труда, в б-ке Ин-та опыт. агрономии. С дек. 1927 работала в Фундамент. б-ке Технол. ин-та, сначала в должности «картописателя», а затем штат. б-рем по июль 1930. В 1930 посещала семинар по предм. каталогу на ВКБ ПБ. Была чл. О-ва библиотековедения.
В 1931—32 — б-рь-предметизатор ассоц. техн. б-к при ПБ, 20 дек. 1932 — б-рь 1-го р. КБО. В связи с обострением болезни (туберкулез легких) с 1 июня 1935 уволилась со штат. должности и продолжала работать по договорам и на почасовой оплате библиографом в обл. иностр. библиогр. В июне 1942 эвакуировалась с внуком в Новосибир. обл., а через мес. под Ленинградом был убит в бою ее единств. сын. Проживала на ст. Ояш Новосибир. обл., откуда в мае 1944 обратилась в ПБ с просьбой прислать вызов.
В авг. 1944 разрешение Ленгорисполкома было получено, и с 3 окт. Ф. зачислена гл. б-рем КБО, хотя, ввиду отсутствия такой вакансии, числилась б-рем. В 1946 переведена на должность ст. библиографа. Работала в группе лит. и искусства, выполняла наиб. слож. запросы и фактически была зам. зав. группой. Ввиду физ. недостатка (глухота) была занята на выполнении письм. запросов и сост. библиогр. списков. Подготовила большое кол-во библиогр. списков по разл. темам (А. Г. Рубинштейн, охрана памятников искусства, славян. театр, рус. балет XIX—XX вв., амер. кино, авт. право в архитектуре, изд. археол. съездов, история Археол., Гор., Политехн. ин-тов и др.). Провела работу по орг-ции предм. картотеки иностр. кн. и журн. ст., а также картотеки рус. библиогр.
При аттестации 1946 отмечалась высокая библиогр. квалификация Ф., прекрасное владение иностр. яз. Но постепенно отношение к ней начало меняться, что обусловливалось судьбой ее отца и мужа. В подгот. к новой аттестации в характеристике 1950 говорилось о несоответствии Ф. должности библиографа. С этим, очевидно, связано, что с 23 авг. 1950 Ф. уволилась из ПБ по собств. желанию.
Похоронена на Волковском кладб. в Петербурге.
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры, Биографический словарь, т. 1-4 http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=1299 Соч.: Электроизоляционные материалы: Аннот. список журн. лит., 1928—33. Л., 1934 (совм. с Л. М. Андриевской, Д. С. Крым, Я. И. Раммом). Лит.: Лещенко-Сухомлина Т. И. Долгое будущее: Дневник-восп. М.; СПб., 1991—93. Кн. 1—2; Муратова К. Д. Публичная библиотека в жизни библиографа // Ист.-библиогр. иссл. 1993. Сб. 3. Арх.: ОР РНБ. Ф. 813; Арх. РНБ. Ф. 10/1; Пр. и расп. 1932—41, 1944—50; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 3, д. 1090. Иконогр.: Лещенко-Сухомлина Т. И. Указ. соч. Кн. 1.
Воспоминания просила последняя жена Василия Вамильевича - Лещенко Татьяна Ивановна. Такой архив прекрасный, полный сохранила и передала в библиотеку. Теперь о жёнах Василия Сухомлина - первая в 1916г Нина (полевые ФИО напишу позже), вторая в Париже Сюзанна (у них была одна или две дочери, пока не разберу, информация из писем отца сыну в Париж).
Комментарий модератора: интересно бы очитать
И. М. Петрова. Сухомлин // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. — 1972 (текст). feb-web.ru. Дата обращения 12 декабря 2017. Сухомлин Василий Васильевич. www.hrono.ru. Дата обращения 12 декабря 2017. Сухомлин, Василий Васильевич. История партии социалистов-революционеров. socialist-revolutionist.ru. Дата обращения 12 декабря 2017. СУХОМЛИН Василий Васильевич. Российское зарубежье во Франции 1919-2000.
«Обращение к русской эмиграции», август 1941 года.[1] «Гитлеровцы в Париже» // Новый мир, № 11—12, 1965
«Записки о Карийской катароге» // Вопросы истории, № 4, 1966 (воспоминания).
Наверх##16 августа 2019 20:3018 августа 2019 14:20
++ ЦГИА СПб. ф.19. оп.126. д.1693. л. 158. Метрические книги церквей: ... [Николаевской церкви при Императорской Российской миссии в Брюсселе)..., 1916г.
Метрическая запись о браке в Брюсселе 13.11.1909 (или1916??) Поручика запаса Лебедев Владимир Иванович православный 1б, 25 и дочь Статского Советника баронесса Спенглер Маргарита Николаевна 1б, 29 лет Поручители по жениху: сын Надворного Советника Николай Александрович Потудин по невесте Бельгийский подданый Гастон Бриюс , Венчали Протоиерей Александр Смирнопуло с псаломщиков Авениром Дьяковым
Владимир Иванович Лебедев (псевдоним Александров; 13 января 1885, Ростов-на-Дону — 30 марта 1956, Нью-Йорк) — эсер-боевик, лейтенант французской армии, помощник А. Ф. Керенского, управляющий Морским министерством (1917), член Военного штаба КОМУЧа, политэмигрант, писатель, редактор. (Википедия)
Спенглер Маргарита Николаевна дочь инженера Николая Эдуардович Спенглер и Маргарита Константиновна Спенглер (Маркова)
Большое количество упоминаний о семье Лебедевых (Владимире Ивановиче, Маргарите Константиновне и их дочери Ирине) в книгах о Марине Цветаевой!!! Здесь же можно проследить периоды проживания Лебедевых в Праге, Париже и скорый отъезд в начале Второй мировой войны в Америку. А также политическую деятельность Владимира Ивановича, Маргариты Николаевны и мужа Марины Цветаевой - Эфрона Сергея Яковлевича. см подробнее https://forum.vgd.ru/post/1520/159325/p5183669.htm#pp5183669
Горячева М. (ред.) Чеховиана. Три сестры - 100 лет Сборник статей. — М.: Наука, 2002. — 382 с. — ISBN 5-02-022719-6. Очередной выпуск сборника "Чеховиана" (9-й по счету) включает статьи, посвященные одному чеховскому произведению, - пьесе "Три сестры". Основную часть книги составили доклади и сообщения, прочитанные на международной конференции в Доме-музее А.П. Чехова в Ялте, приуроченной к 100-летию написання пьесы (2001). Авторы статей - чеховеды из Москвы, Петербурга, Ялты, Твери, Казани, Новгорода, Києва и других городов. В сборнике также приняли участие европейские и американские литературоведы. Спектр осмысления чеховской драмы широк: от философских идей, заложенных в тексте, - до проблем новаторской драматургической позтики. Отдельные разделы сборника содержат новые материалы о прототипах и реалиях пьесы, а также ее театральных интерпретациях. Для филологов, театроведов и широкого круга читателей. От редактора. Вопросы поэтики Гитович И.Е. Пьеса прозаика: Феномен текста. Лапушин Р.Е. "Чтобы начать нашу жизнь снова" (Экзистенциальная и позтическая перспективи в "Трех сестрах"). Ахметшин Р.Б. Метафора движения в пьесе "Три сестрьі". Ищук-Фадеева Н.И. "Три сестры" - роман или драма? Горячева М.О. "Три сестры" - пьеса монологов. Мадорская М. "Три сестры": Особенности сюжетного стасиса. Литературные связи и переклички Головачева А.Г. "Прошедшей ночью во сне я видел трех сестер". Звиняцковский В.Я., Панич А.О. "У лукоморья дуб зеленьїй." Кошелев В.А. "Что значит у лукоморья?" (Пушкинский образ в "Трех сестрах" А.П. Чехова). Печерская Т.И. Сюжетная ситуация военные на постое в пьесе "Три сестры". Брюнхильдсволл Кн. Мотив тоски-ожидания в пьесе А.П. Чехова "Три сестры" и в пьесе Г. Ибсена "Дочь моря". Катаев В.Б. Буревестник Соленый и драматические рифмы в "Трех сестрах". Лазареску О.Г. "Стульевая" зкспозиция как форма общности русской и западноевропейской литератур ("Пир во время чумы" Пушкина - "Три сестры" Чехова - "Стулья" Ионеско). Бычкова М.Б. Семантика внесценического компонента в пьесах Чехова и Вампилова (Пожар в "Трех сестрах" и в "Старшем сыне"). Петухова Е.Н. ".Счастье - это удел наших далеких потомков": От "Трех сестер" Чехова к "Трем девушкам в голубом" Петрушевской.
Мотивы, образы, интертекст Одесская М.М. "Три сестры": Символико-мифологический подтекст. Стрельцова Е.И. Опыт реконструкции внесценической родословной, или "Демонизм" Соленого. Шалюгин Г.А. "Угрюмый мост", или Быт и бытие дома Прозоровых. Долженков П.Н. Тема служения в пьесах Чехова. Кайдаш-Лакшина С.Н. О еловых аллеях и об Антихристе. Иванова Н.Ф. Об одном "музыкальном моменте" в пьесе Чехова "Три сестры". Яковлев Л. Предвестие "Трех сестер" (Заметки читателя). Из истории театральных постановок Сосенкова М.М. География прижизненньїх постановок пьесы "Три сестры" (По материалам Дома-музея А.П. Чехова в Ялте). Гульченко В.В. "Дальние собеседники". "Три сестры" в театре и кино. Кузичева А.П. Репетирует А.В. Зфрос. "Три сестры". 1982 год. Попова Л.Ф. Премьера "Трех сестер" в Германии (К проблеме литературной рецепции). Коваленко Г.В. Проповедь Антония Падуанского рыбам: "Три сестры" в Петербурге.
Время, реалии, прототипы л. 305 Бушканец Л.Е. "Три сестрьі" и "чеховщина" в русском обществе начала XX века. Ливицкая З.Г. Ялтинские реалии в пьесе "Три сестры". Кузичева А.П. Семейные истоки пьесы "Три сестры". Долгополова Ю.Г. Ауткинское зхо "Трех сестер". Лебедева Е.А. Старинный приятель. Ханило А.В. "Три сестры", Ольга Леонардовна Книппер: 100-летие со дня венчания. Ганжа И.С. "Три сестры": Из мемориальных библиотек М.П. Чеховой и О.Л. Книппер Чеховой. Никифоров Е.Г. Ялтинский пожар. К истории чеховедения Чудаков А.П. Рецензия через шестьдесят лет: А. Роскин. «"Три сестры" на сцене Художественного театра». Список иллюстраций. Сведения об авторах. Именной указатель. Указатель упоминаемых произведений А.П. Чехова.
***************************** Чехов писал «Трех сестер» летом 1900 года в Ялте, а переписывал в Москве ранней осенью. Он тратил на одно действие два-три дня, но между действиями делал значительные перерывы. Набросок пьесы хранился у него в виде отдельных маленьких диалогов. В последний год у него развился такой прием письма. — У меня весь акт в памяти,— говорил он.— Сцена за сценой, даже почти фраза за фразой, надо только написать его. Я не помню, чтобы об этом приеме письма в разных биографиях Чехова что-нибудь говорилось. Он писал не так, как Лев Толстой, который приступал, имея только основную линию, основной замысел, а находил выражения только во время процесса самого письма. Как бы только во время самой творческой работы нащупывал истинную свою правду. И в частностях встречал даже неожиданности, которые так или иначе влияли не только на архитектонику произведения, но даже на направление главной мысли. Словом, вся важнейшая творческая работа шла в процессе писания. А у Чехова она совершалась ранее в отдельных набросках, даже в простом записывании отдельных характерных фраз. В ту осень 1900 года он находился в непрерывно бодром и хорошем настроении. Когда он написал пьесу, то самым искренним образом говорил, что написал водевиль, и удивлялся, когда мы потешались над таким определением «Трех сестер». Первый раз пьеса была читана актерам в присутствии самого Чехова. Как и в другом случае, когда к нему обращались актеры за разъяснением таких мест в ролях, которые казались неясными, он не только не пускался в длинные объяснения, но с какой-то особенной категоричностью отвечал краткими, почти односложными замечаниями. Например, спрашивали его, что это такое: Маша. Трам-там-там... Вершинин. Там-там... Маша. Тра-ра-ра... Вершинин. Тра-та-та... Чехов отвечал, пожимая плечами: — Да ничего особенного. Так, шутка (в письме к своей супруге О. С. Книппер-Чеховой Антон Павлович между прочим дает некоторые разъяснения и указания насчет условного «тра-та-та» (письмо из Ниццы, где тогда жил А. П. Чехов) .— примечание автора.) И сколько потом к нему ни приставали за разъяснением этой шутки, он ничего не ответил. И актерам не легко было найти свою внутреннюю задачу для передачи этой шутки. Ни в одной предыдущей пьесе, даже ни в одной беллетристической вещи Чехов не развертывал с такой свободой, как в «Трех сестрах», свою новую манеру стройки произведения. Я говорю об этой, почти механической связи отдельных диалогов. По-видимому, между ними нет ничего органического. Точно действие может обойтись без любого из этих кусков. Говорят о труде, тут же говорят о влиянии квасцов на ращение волос, о новом батарейном командире, о его жене и детях, о запое доктора, о том, какая была в прошлом году погода в этот день, далее будут говорить о том, как на телеграф пришла женщина и не знала адреса той, кому она хотела послать телеграмму, а с новой прической Ирина похожа на мальчишку, до лета еще целых пять месяцев, доктор до сих пор не платит за квартиру, пасьянс не вышел, потому что валет оказался наверху, чихартма — жареная баранина с луком, а черемша — суп, и спор о том, что в Москве два университета, а не один и т. д. и т. д. Все действие так переполнено этими, как бы ничего не значащими диалогами, никого не задевающими слишком сильно за живое, никого особенно не волнующими, но, без всякого сомнения, схваченными из жизни и прошедшими через художественный темперамент автора и, конечно, глубоко связанными каким-то одним настроением, какой-то одной мечтой. Вот это настроение, в котором отражается, может быть, даже все миропонимание Чехова, это настроение, с каким он как бы оглядывается на свой личный, пройденный путь жизни, на радости весны, и постоянное крушение иллюзий, и все-таки на какую-то непоколебимую веру в лучшее будущее, это настроение, в котором отражается множество воспоминаний, попавших в авторский дневничок,— оно-то и составляет то подводное течение всей пьесы, которое заменит устаревшее «сценическое действие». Охватывает какой-то кусок жизни своим личным настроением с определенным движением от начала первого действия к финалу пьесы, но передает это в цепи как бы ничего не значащих диалогов, однако метко рисующих взятые характеры. Вот эта манера письма наиболее ярко проявилась в «Трех сестрах». Когда пьеса репетировалась, Чехов уехал в Ниццу. А когда приближалось первое представление, то он, едва ли не умышленно скрывая свой адрес, уехал в Неаполь. Как он ни таил свое волнение, мы его чувствовали. Пять лет он не писал пьес, и призрак провала «Чайки» в Александрийском театре пугал его, может быть, и на этот раз. Однако телеграммы об успехе должны были его утешить. По ансамблю, по дружности исполнения и по зрелости формы — «Три сестры» всегда считались в театре лучшей постановкой из чеховских пьес. И в Петербурге, куда Художественный театр уехал в конце этого сезона, «Три сестры» покрыли успех «Дяди Вани». К этому времени режиссура театра уже с полным мастерством начинала воплощать на сцене тонкие замыслы Чехова. А что касается исполнителей, то я не очень согрешу, если скажу, что едва ли сам Чехов не имел в виду определенно того или другого из актеров, когда писал пьесу. А так как он обладал на редкость способностью угадывать характер дарования актера, то результат от такой работы должен был получиться заведомо успешный. Наконец, во весь этот период Художественный театр был так насыщен взаимной любовью артистов театра и Чехова, что одно это связывающее все чувство должно было быть залогом очень успешной работы. Роли в «Трех сестрах» много раз переходили к другим исполнителям, так что в 150-е представление «юбилярами» оказались только О. Л. Книппер и А. Л. Вишневский. Ольгу после смерти Савицкой играют Н. С. Бутова и М. Н. Германова. Ирина от М. Ф. Андреевой перешла к Н. Н. Литовцевой и потом В. В. Барановской, Андрея играл еще А. И. Адашев, Вершинина — В. И. Качалов, Е. А. Лепковский и Л. М. Леонидов. Тузенбах окончательно перешел к В. И. Качалову и т. д. В личных отношениях Чехова с Художественным театром эпоха «Трех сестер» играет особенно большую роль. К этому времени и дружественная связь поэта с артистами совершенно окрепла, к этому времени относится и его женитьба на О. Л. Книппер. Первое представление «Трех сестер» состоялось 31 января 1901 года. <...>
В.И.Немирович-Данченко По тексту: «Рождение театра» Москва, издательство «Правда», 1989 год (стр.381-384)
Петрозаводск Сообщений: 8478 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2464
Наверх##18 августа 2019 10:2512 декабря 2022 12:32
++ГАРФ Москва (Бережковская наб 26)
ГАРФ И РГАЭ - один архив или два??
Архив хранит документы высших органов власти и органов государственного управления СССР с Октябрьской революции до 1991 г., кроме тех документов, которые хранятся в специализированных государственных архивах федерального уровня (таких как РГАЭ, РГАЛИ, РГВА, РГАВМФ) и ведомственных архивах, таких как архивы Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности. Он также включает фонды дореволюционных высших и центральных государственных учреждений политического розыска и сыска, судебно-следственных и карательных учреждений Российской империи, фонды по истории Царства Польского, а также фонды учреждений и организаций Временного правительства 1917 года. Архив имеет на хранении фонды личного происхождения крупнейших политических и общественных деятелей государства, различных политических партий, существовавших накануне Октябрьской революции, профсоюзов и общественных организаций как до-, так и послереволюционного периода.
Читальный зал №1 (ул. Большая Пироговская, 17) (495) 580-88-61 Читальный зал №2 (Бережковская наб., 26) (499) 240-33-13 (495) 580-88-41 - канцелярия, справки по социально-правовым запросам (495) 580-87-85 - отдел научно-информационной и справочной работы Электронная почта: garf@statearchive.ru (ул. Большая Пироговская,17). Официальный адрес электронной почты для регистрации запросов. berezhki-garf@statearchive.ru (Бережковская наб., 26)
Путеводитель ГАРФ: http://guides.rusarchives.ru/node/25 в т.ч. Каталог » Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории России ХIХ - начала ХХ в. Путеводитель. Том 1. 1994 » Учреждения Министерства внутренних дел https://guides.rusarchives.ru/...-1880-1917 в т.ч. Департамент полиции Министерства внутренних дел. 1880–1917
**************************
ГАРФ Москва Дело А-539, оп. 3, д. 7390 Л1. Народный комиссариат Социального назначения. Центральная комиссия по назначению персональных пенсий и пособий. Личная карта...... см .... https://forum.vgd.ru/post/1520...#pp1201925 Не менее интересны и насыщены информацией дела о назначении персональных пенсий выдающимся сотрудникам .... отрасли (ГА РФ, ф. А-539, оп. 3). В наиболее полном виде они включают в себя заявления о назначении пенсий, личные карты заявителей с подробным описанием заслуг в области..... дела, удостоверения, справки, ходатайства различных учреждений и авторитетных лиц в поддержку назначения пенсии и присвоения звания «Герой труда».
ГАРФ Москва Ф. Р- 9506, оп. 10А, д. 148 Спенлер Евгений Николаевич 1935-1947 - - не смотрела
ГАРФ. Ф. 102 (Департамент полиции министерства внутренних дел). Оп. 233а. Д. 1922 - О дочери инженера Марии Николаевой Спенглер. - не смотрела
ГАРФ. Ф. Р3917. (Комиссия по делам частной амнистии при Президиуме ВЦИК). Оп. 4. Д. 2057 - Утгоф Владимир Львович - не смотрела (не обязательгл)
ГАРФ. Ф. 1742. Оп. 1. (Коллекция фотопортретов лиц, проходивших по делам полицейских учреждений. 1840-1917 гг.). Д. 34417 - Спенглер Маргарита (Бочарова Василиса)
В ГАРФ Москва еще храниться большое кол-во дневников, писем, конспектов,.. из фонда Особое присутствие правительствующего Сената из вещественных доказательств ... Спенглер Николая Эдуардовича был народовольцем, был арестован, но потом отпущен, а его документы, письма, статьи, пьесы остались в архивах охранки - это я не смотрела
ф. 112, оп. 2, д. 2222-2228, 2230-2238, 2513-2515,
ф. 63, оп. 28, д. 265 О мещанине Вацлаве Иосифове Цеховском (прил.фото и паспорт Циховского, фото Спенглер Марии Николаевны..?) ф. 102, оп. 100, д. 2528 О дочери инженера путей сообщения Веронике Николаевне Спенглер 10.10.1902-19.09.1903 ф. 111, оп. 1, д. 3365 Спенглер Вероника Николаевна , партийная кличка "Твардовская" 1911 (см.выписки ??? -не нашла) ф. 109, оп. 88, д. 325 По всеподданейшей просьбе дочери генерал-майора барона Спенглер, девицы Александры Спенглер о всемилостливейшем пособии 30.06.1858 (16л)
*********************************************** Картотека Полицейский отдел: 1. Спенглер Анна Николаевна, жена барона Nдела 384-97. Ил. 685-98. Анна Николаевна (Ильинична) - это 2 жена Аедрея-Арвида Эдуард Спенглер. Родом она из Украины.
2. Спенглер урожд. Алехина Валентина Васильевна, жена дворянина Nдела Секр.разраб. А 211/912, вх. А 14265/912 (Опять 912 это 1912 год)
3. Спенглер Вероника Николаевна, дочь инженера Путей сообщения Nдела Секр.разраб. 21/912, вх.13494/912, справка, вх. А 14323/912 5006 - 910 исх. 249530-910 5002 - в 913 вх. 15313-912 Исх.телегрф. 19/VI - 13 N 1473
Это все что я переписала в ГАРФ из картотеки по полиц надзору.
Комментарий модератора: Есть еще вариант, который встречается достаточно часто, написания фамилии - Шпенглер и ЭТО ВСЕ, БЛАГОДАРЯ svik68 оГРОМНОЕ СПАСИБО.
Петребурговедение
Ваш архивный поиск следует начинать с Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), где хранится фонд Санкт-Петербургского военно-окружного суда, который рассматривал дело Спенглер и ее товарищей, и где служил Роман фон Раупах. Шифр фонда: РГВИА. Ф. 1351 Однако документы по интересующему Вас делу могут находиться в фондах других следственных и судебных учреждений Российской империи за 1908 год. Поиск по сайту Государственного архива Российской Федерации дал следующие результаты: ГАРФ. Ф. 1742. Оп. 1. (Коллекция фотопортретов лиц, проходивших по делам полицейских учреждений. 1840-1917 гг.). Д. 34417 - Спенглер Маргарита (Бочарова Василиса) - ГАРФ. Ф. 63 (Охранное отделение при Московском градоначальнике). Оп. 28. Д. 265 - О мещанине Вацлаве Иосифове Циховском. (прил. фото и паспорт Циховск., фото Спенглер Маргар. Ник.) ГАРФ. Ф. Р5802 (Личный фонд Бурцева В.Л.). Оп. 2. Д. 810 - Утгофа В. Возможно: ГАРФ. Ф. 102 (Департамент полиции министерства внутренних дел). Оп. 233а. Д. 1922 - О дочери инженера Марии Николаевой Спенглер. Возможно: ГАРФ. Ф. Р3917. (Комиссия по делам частной амнистии при Президиуме ВЦИК). Оп. 4. Д. 2057 - Утгоф Владимир Львович Однако советуем вам самостоятельно изучить фонды Департамента полиции, Охранного отделения, суда и других судебно-следственных органов, поскольку в заголовок дела могли быть не вынесены имен а подследственных / подсудимых.
50-20. Спенглер Маргарита Николаевна (24.09.1880 Курск -1958) и Лебедев Владимир Иванович (22.02.1884 Ахалцихе, Грузия? – 30.03.1956 Св.-Владимирское клад. в Джексоне, шт. Нью-Джерси, США) св13.11.1909 Брюссель Дети: Маргарита ( 08.07.1910 мр.Бельгия), Ирина Колль (Irina Olsina/Coll) (1916)
Владимир Иванович Лебедев (1883–1956) — видный деятель партии эсеров, журналист, публицист. Один из основателей журнала "Воля России", издававшегося с 1921 г. в Праге, издатель журнала на сербохорватском языке "Русский архив", выходившего в 1928–1939 гг. в Белграде. Лебедев, его жена Маргарита Николаевна и дочь Ирина были близкими друзьями Цветаевой. Цветаева перевела на французский очерк Лебедева "Пераст". Уезжая в СССР, оставила на сохранение Лебедевым часть своего архива. Архив не найден.
Петрозаводск Сообщений: 8478 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2464
Наверх##18 августа 2019 22:3712 декабря 2022 12:36
++ В. П. Кокорина ХРАНИЛИЩЕ ВОСПОМИНАНИЙ Музей истории Дальневосточной железной дороги находится недалеко от главных ворот Хабаровска — вокзала. И не будет преувеличением сказать, что здесь сосредоточены несметные богатства, связанные с более чем вековой историей становления и развития железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке. Поезд прямого (беспересадочного) пассажирского сообщения Владивосток — Маньчжурия (Маньчжоули) идёт по Китайско-Восточной железной дороге. Из коллекции Музея истории Дальневосточной железной дороги. Здесь экспонируется форменная одежда железнодорожников, их инструменты, личные вещи, а уникальные фотографии навсегда запечатлели разные этапы строительства и первые поезда, прошедшие по магистралям региона. Также в витринах немало оригиналов современной рельсовой дороги, которая связывает вокзалы Транссиба и небольшие станции. Всё это можно отчётливо увидеть в макетах… Как же зарождался музей и что послужило его созданию? Инициатором создания такого замечательного музея стала Маргарита Оскаровна Кантер, руководившая дорожным Домом техники 65 ДВГНБ № 1 (82) 2019 Краеведение Работники Уссурийского отделения службы эксплуатации КВЖД с начальником службы Н. Э. Спенглером (сидит во 2-м ряду 3-й слева). 1909 год. Из коллекции Музея истории Дальневосточной железной дороги. (впоследствии — Дорожный центр научно-технической информации и пропаганды, ДЦНТИ). Она возглавила группу энтузиастов, которые на общественных началах, в свободное от работы время занимались поиском исторических документов, фотографий, накапливая первоначальный фонд экспонатов для будущего музея. Активное участие в этом благородном деле приняли В. В. Харченко, А. Я. Горбулев, Е. Т. Манухина. Особое место в ряду основателей музея занимает Виктор Петрович Медведев, сын одного из первостроителей Уссурийской дороги. Всего за три года, работая на общественных началах, пенсионер В. П. Медведев проделал огромную работу по сбору исторических материалов. Он изучал архивные документы, вёл обширную переписку с потомками первых работников нашей дороги и государственными научными учреждениями как в Советском Союзе, так и за рубежом. Систематизировал и оформил по единому образцу информацию по всем станциям Дальневосточной дороги. Медведева по праву можно считать первым летописцем истории Дальневосточной магистрали. ДВГНБ № 1 (82) 2019 66 Краеведение Долгое время у музея не было собственного помещения, а главное — не было штатной единицы, освобождённого работника, который мог бы постоянно заниматься музейным «хозяйством». 23 мая 1979 года начальник Дальневосточной железной дороги Андрей Григорьевич Андреев подписал указание № 71 «О создании музея истории дороги», ставшее отправной точкой в деле строительства постоянной музейной экспозиции. Музей истории Дальневосточной железной дороги открылся для посетителей 27 мая 1983 года, то есть в прошлом году отмечалось 35-летие его создания. Автором тематической экспозиции (открылась в 1983 г.) и бессменным руководителем дорожного музея в течение последующих 20 лет стала Валентина Фёдоровна Буркова, имевшая к тому времени десятилетний опыт работы в Хабаровском краеведческом музее. За годы своей работы она собрала обширный фонд экспонатов, насчитывающий около пяти тысяч предметов. Принимая участие в поездках вагона пропаганды ДЦНТИ, она проводила лекции по истории дороги с использованием передвижной выставки для работников станций и вела активные сборы новых экспонатов для музея. В 1996 году Валентина Фёдоровна возглавила рабочую группу по подготовке книги «Дальневосточная магистраль России», издание которой было Открытие движения по мосту через реку Зею у г. Алексеевска (Свободного) на Амурской железной дороге. Из коллекции Музея истории Дальневосточной железной дороги. 67 ДВГНБ № 1 (82) 2019 Краеведение приурочено к 100-летию нашей дороги. Она является автором-составителем книги и автором ряда исторических разделов. В 1998 году Музей истории Дальневосточной железной дороги стал победителем в первом смотре-конкурсе музейного и архивного дела (номинация «Ведомственные музеи»), посвящённом 140-летию г. Хабаровска. За существенный вклад в дело становления и развития дорожного музея, активную работу по пропаганде достижений и традиций железнодорожного транспорта В. Ф. Буркова была награждена знаком «Почётному железнодорожнику»… В настоящее время в структуре Дальневосточной железной дороги действует четыре музея: Музей истории Дальневосточной железной дороги в г. Хабаровске и его региональные подразделения — Музей истории Амурского моста (г. Хабаровск), Музей истории Северного широтного хода (г. Комсомольск-наАмуре) и Музей истории железных дорог Сахалина (г. Южно-Сахалинск). Дорожный музей и его региональные подразделения входят в структуру Дальневосточного центра научно-технической информации и библиотек (ДЦНТИБ). Все музеи созданы благодаря усилиям руководителей Дальневосточной железной дороги, хранителей музеев, железнодорожников — ветеранов Ремонт паровозов в Никольск-Уссурийских главных железнодорожных мастерских. 1920-е годы. Из коллекции Музея истории Дальневосточной железной дороги. ДВГНБ № 1 (82) 2019 68 Краеведение войны и труда, энтузиастов этого непростого, но почётного и полезного дела. На базе музеев железнодорожного транспорта повседневно ведётся кропотливая исследовательская и собирательская работа по сохранению ценного, накопленного предыдущими поколениями транспортников опыта. Музейные хранители выполняют важную миссию по воспитанию нового поколения железнодорожников и формированию положительного имиджа Российских железных дорог. На сегодняшний день музейный фонд Дальневосточной железной дороги насчитывает свыше 10 000 исторических предметов. Среди собранных экспонатов — настоящие раритеты, датирующиеся концом XIX – началом ХХ века, награды, фотографии и документы периода Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). На открытых музейных площадках дороги в Хабаровске и Южно-Сахалинске размещается 53 натурных экспоната — образцы ретротехники и объекты старинной железнодорожной инфраструктуры. Гордостью музейной коллекции являются фотоальбомы и альбомы исполнительных чертежей, отражающие строительство восточных участков Транссиба на рубеже XIX–ХХ веков: Уссурийской, Китайско-Восточной и Амурской железных дорог; документы, награды, подлинные фотографии и личные вещи первостроителей дороги. В их числе коллекция старинных рельс с клеймами (от царских — Демидовского завода до лендлизовских — производства США и Канады 1940-х гг.); образцы ретроаппаратов связи и фонарей; награды Дальневосточной магистрали — грамота Верховного Совета СССР и орден Октябрьской революции. Одно из доминирующих направлений в деятельности дорожного музея — это подготовка выставок. Передвижные выставки действуют на различных площадках Хабаровска, а также вывозятся на линейные станции дороги и даже за границу. Особую актуальность в последнее время приобрела выездная форма выставочной работы и создание временных экспозиций с привлечением экспонатов из музейных фондов. Эта работа позволяет, с одной стороны, выставлять на широкое обозрение натурные и фотодокументальные исторические материалы, хранящиеся в запасниках музея, а с другой — рекламировать музейную работу ДЦНТИБ. Также дорожный музей истории ДВЖД осуществляет функции научно-методического координационного центра, курирующего деятельность трёх региональных музеев, а также 18 комнат трудовой и боевой славы, где развёрнуты современные музейно-выставочные экспозиции. 69 ДВГНБ № 1 (82) 2019 Краеведение Музей истории Амурского моста Одной из самых молодых и в какой-то степени уникальных экспозиций, несомненно, является недавно появившийся, единственный на Дальнем Востоке музей на открытой площадке. Речь идёт о внушительной территории на правом берегу Амура. Музей Амурского моста. Музей истории Амурского моста был открыт для посетителей 30 октября 2010 года. Инициатором и организатором его создания является бывший главный инженер Дальневосточной железной дороги Владимир Антонович Крапивный. Первым экспонатом музея стал пролёт моста образца 1916 года. И здесь стоит воспроизвести рассказ его руководителя, Виктора Паршина, об одном из эпизодов строительства площадки: «Дело в том, что Амурский мост начинался 200-метровой эстакадой, тогда, в 1916 году, для строительства впервые использовался железобетон. И мы решили: если мы сохраняем ферму моста, нужно рассказать и об эстакаде. Сделали макет. А через какое-то время приходит ко мне человек, приносит конструкцию. Говорит: “Собирали металлолом, нашли в овраге”. Мы приезжаем и видим — вся искорёженная лежит наша ограда 1916 года. Мы шесть фрагментов отреставрировали». Этот пролёт демонтировали в 2000 году в ходе реализации 1-й очереди реконструкции мостового перехода через Амур. Металлическая ферма по праву считается главным экспонатом Музея истории Амурского моста. Его уникальность в том, что сохранён целиком образец фермы конструкции профессора Лавра Дмитриевича Проскурякова, с однораскосной решёткой ДВГНБ № 1 (82) 2019 70 Краеведение и полигональным верхним поясом, получивший Гран-при — Большую золотую медаль Всемирной выставки технических достижений, проходившей в 1908 году в Париже, за новаторский прорыв по строительству масштабных железнодорожных сооружений начала XX века. Отличительной особенностью музея на берегу является и то, что на его площадке, рядом с железнодорожной техникой, выставлены образцы искусственных сооружений, эксплуатировавшихся ранее на дороге. Ведь музей носит имя одного из главных символов Дальневосточной магистрали — Амурского моста. Здесь можно увидеть мостовые элементы в натуральную величину различных конструктивных решений и исторических периодов. Копия вяземского вокзала постройки 1897 года. В 2010 году на музейной площадке было возведено бревенчатое здание в стиле ретровокзала, в котором представлена постоянная экспозиция, посвящённая истории сооружения, восстановления, эксплуатации и реконструкции искусственных сооружений — мостов и тоннелей — Дальневосточной магистрали. Это здание является уменьшенной в полтора раза копией исторического вяземского вокзала постройки 1897 года. Её делали специалисты из Комсомольска-на-Амуре. Резьба и накладные конструкции воспроизведены в точности. *** В 1990-е годы, когда велись работы по реконструкции уникального мостового перехода через реку Амур около Хабаровска, экспозиция Музея истории ДВЖД пополнилась новыми экспонатами. Современные мостостроители передали в музей обнаруженные в земле близ Амурского моста 71 ДВГНБ № 1 (82) 2019 Краеведение оригинальные «археологические находки»: колесо от тачки, деревянную рейку с разметкой для нивелировки местности, мастерок каменщика, металлический стяжной хомут для соединения брёвен-свай и другие предметы, использовавшиеся первостроителями моста в начале ХХ века. «Мостовую коллекцию» пополнили также керны — выбуренные из старых мостовых опор куски в виде столбика цилиндрической формы и металлический полутораметровый фрагмент мостовой фермы с заклёпочным соединением начала ХХ века. Эта коллекция сейчас в Музее Амурского моста. Хотелось бы отметить, что в 2015 году, впервые в истории российских железных дорог, был проведён смотр-конкурс музеев и комнат трудовой и боевой славы железнодорожного транспорта, приуроченный к 70-летию Великой Победы. В конкурсе приняли участие 45 железнодорожных музеев и 23 комнаты славы предприятий. По его итогам Музей истории Амурского моста занял 3-е место. Несмотря на то, что наш музей — один из самых молодых на сети железных дорог, он смог получить столь высокое признание на общесетевом уровне. Музей истории Амурского моста по праву является визитной карточкой Дальневосточной железной дороги. Так хабаровчане сумели сохранить память об одном из самых важных событий в жизни своего города — введении в эксплуатацию в 1916 году Амурского моста. Что, к слову, стало последним шагом в создании Транссибирской магистрали. А Хабаровск стал «самой восточной точкой Транссиба». Музей истории Северного широтного хода До июля 2010 года этот музей назывался музеем истории Комсомольского отделения ДВЖД, который был открыт для посетителей 31 июля 1987 года в Доме культуры железнодорожников города юности. В настоящий момент в музейной экспозиции представлены следующие тематические разделы: «История железных дорог России. Видные инженеры путей сообщения России»; «Изыскание и строительство ДВЖД. Видные изыскатели и строители дороги»; «История ДВЖД за 110 лет. Перспективы развития дороги»; «Изыскание и строительство железнодорожной линии ВОЛК и линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань»; «Изыскания и строительство БАМа (1932–1989). Видные изыскатели и руководители БАМа. Герои Социалистического Труда»; «История становления, развития и перспективы Комсомольского отделения ДВЖД (1940 – наст. время)»; «История Мулинского, Тырминского и Ургальского отделений дороги»; «Амурская паромная переправа и строительство железнодорожного перехода через ДВГНБ № 1 (82) 2019 72 Краеведение р. Амур у г. Комсомольска-на-Амуре»; «Начальники НОД-4, председатели райпрофсожа и теркома Комсомольского филиала дорпрофсожа». Директор музея истории Северного широтного хода В. Ф. Зуев является председателем регионального совета ветеранов войны и труда с 2004 года. Поэтому деятельность музея тесным образом связана с мероприятиями, которые проводятся ветеранским активом. Ежегодно музеем проводится организация работы ветеранских поездов «Милосердие», оказывающих социально-гуманитарную и медицинскую помощь ветеранам дороги на линейных станциях Комсомольского района. В составе поездов вывозятся передвижные тематические выставки, приуроченные к главным юбилейным событиям, для жителей линейных станций. На станциях участники этих акций посещают школы и проводят традиционные уроки-беседы для учеников с целью повышения престижа профессии железнодорожника, популяризации трудовых традиций и истории железнодорожного транспорта среди молодёжи. Проводятся мероприятия, посвящённые памятным датам и профессиональным праздникам. За время существования музея были установлены контакты с учебными заведениями предприятий железнодорожного транспорта. За большую многолетнюю работу по сохранению и пропаганде истории железнодорожного транспорта В. Ф. Зуев награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО “Российские железные дороги”». Он является членом Союза писателей РФ и автором большого числа монографий, а также коллективных книжных изданий, посвящённых истории изыскания и строительства железных дорог на Дальнем Востоке. Результат его активной исследовательской работы — более трёхсот публикаций в периодической печати и серия книг по истории изысканий и строительства Байкало-Амурской магистрали. Музей истории железных дорог Сахалина Сравнительно недавно к Дальневосточной железной дороге присоединилась и Сахалинская, со своей историей и, разумеется, со своим музеем. На сегодня музей островной магистрали по своему географическому положению является самым восточным на сети дорог РЖД. Музей истории железных дорог Сахалина (до 18 января 2011 г. — Музей истории Сахалинской железной дороги) открылся для посетителей 30 июля 2004 года. Наряду с постоянно действующей стационарной экспозицией, расположенной в помещении Дома культуры железнодорожников, неподалеку, на открытой музейной площадке, размещены настоящие ретрообразцы подвижного состава, построенные для колеи 1 067 мм. Данная колея является 73 ДВГНБ № 1 (82) 2019 Краеведение нестандартной для России, так как она связана с историей зарождения и развития железнодорожного транспорта в Японии, которая вела строительство железных дорог на Южном Сахалине с 1905 по 1945 год. Гордостью музейной коллекции являются снегоочистители японского производства «Паровой ротор» и «Вадзима» постройки 1930-х годов. Они не раз выручали сахалинских железнодорожников в экстремальных условиях многоснежной зимы. Среди экспонатов можно увидеть паровоз колеи 750 мм, построенный на Новочеркасском локомотивостроительном заводе имени С. М. Будённого в Сахалинская железная дорога. Японские туристы в музее на Сахалине. ДВГНБ № 1 (82) 2019 74 Краеведение 1930-х годах. Здесь же находятся вагон японского дизель-поезда «Киха-58», экскаватор паровой на гусеничном ходу, отработавший 40 лет в карьере «317 км» на погрузке песчано-гравийной смеси для нужд железной дороги, путевая машина для одиночной смены шпал (МПРП). Хоппер-дозатор во главе с тепловозом «ТУ7-015» колеи 750 мм раньше эксплуатировались на железнодорожной линии Оха — Ноглики ОАО «Сахалиннефтегазпром». А с помощью горнопроходческого щита для реконструкции тоннелей под движение поездов были реконструированы сахалинские тоннели под габарит «С». Можно добавить, что аудитория музея островной магистрали — это юные железнодорожники с Малой Сахалинской железной дороги, курсанты дорожно-технической школы, учащиеся и студенты колледжей и вузов, жители города и области, туристы, в том числе иностранцы, в основном — из Японии… Музей истории ДВЖД не замыкается в рамках железнодорожной отрасли и поддерживает тесные связи с коллегами из других музеев, ведёт регулярный обмен информацией с Дальневосточной государственной научной библиотекой, что, несомненно, является дополнительным источником знаний. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Гладких, Т. И. Амурский мост : создателям инженерного чуда XX–XXI веков — моста через Амур у Хабаровска — посвящается / Т. И. Гладких. — Хабаровск : Изд. дом «Приамур. ведомости», 2009. — 160 с. 2. Дальневосточная магистраль России : посвящ. 100-летию Дальневост. ж. д., 1897–1997 : [сборник / сост. В. Ф. Буркова, В. Ф. Зуев]. — Хабаровск : Изд. дом «Част. коллекция», 1997. — 351 с. 3. Дорога сквозь века : Дальневосточной железной дороге — 110 лет : 1897– 2007 / [сост. Т. И. Гладких] ; [фот.: М. Каширов, И. Шаповалов, А. С. Жуланов, В. И. Тарасов]. — Хабаровск : [б. и.], 2007. — 320 с. 4. Зовут стальные магистрали : [Хабаров. ин-ту инженеров ж.-д. трансп. — 50 лет / Г. И. Воловник, А. П. Катков, В. С. Купцов и др.]. — Хабаровск : ХабИИЖТ, 1989. — 190 с. 5. Хорват Дмитрий Леонидович. Первый начальник Дальневосточной магистрали : [альбом]. Вып. 1 / сост. В. В. Буркова. — Хабаровск : Дизайн-студия «ВАрт», 2007. — 84 с. Фотографии предоставлены автором. Автор выражает благодарность директору Музея истории Дальневосточной железной дороги Валерии Владимировне Бурковой за предоставленную информацию.
109 88 325 По всеподданнейшей просьбе дочери покойного генерал-майора, барона Спенглера, девицы Александры Спенглер, о всемилостивейшем пособии. 30 июня 1858 А539 3 7390 Спенглер Николай Эдуардович 102 100 2528 О дочери инженера путей сообщения Веронике Николаевне Спенглер. 10 октября 1902 - 19 сентября 1903 Р9506 10а 148 Спенглер Евгений Николаевич 1935 - 1947 112 2 2222 Тетрадь с сочинением Спенглера Н.Э. "Что такое нравственность?" 07 апреля 1874 112 2 2223 Сочинение Спенглера Н.Э. "О благотворительности" (по поводу Самарского голода) 1874 112 2 2224 Тетрадь с сочинением Спенглера Н.Э. "Что делать?" (психологический этюд) 25 декабря 1873 112 2 2225 Тетрадь Спенглера Н.Э. со списками стихотворений неустановленных авторов: "Крещение", "Верую", "Что делать?", "Вперед без страха и сомненья", стихотворений К.Ф. Рылеева "Гражданин" и др. /1873/ 112 2 2226 Дневник Спенглера Н.Э. с записями личного характера и литературными набросками "Леший", "Фантазия" и др. /1872/ 112 2 2227 Дневник Спенглера Н.Э. с записями по философии, политэкономии, об учении Дарвина и др. 06 января 1873 - 09 января 1874 112 2 2228 Дневник Спенглера Н.Э. с записями по истории общества и государства, о положении крестьян, о деятельности земства и др. 21 января 1874 - 13 февраля 1874 112 2 2230 Дневник Спенглера Н.Э. с записями личного характера, со стихотворениями Спенглера Н.Э. "Тяжелый сон царит в душе моей...", "Не знавши привета, ни ласки..." 17 апреля - 26 апреля 1874 112 2 2231 Тетрадь Спенглера Н.Э. с выписками из трудов Бокля "История цивилизации Англии", Вирхова "О механическом взгляде на жизнь", Молешота "Физические эскизы", "Историческая сила критической личности", Спенсера "Прогресс, его закон и причина", Писарева Д.И. "Исторические идеи Огюста Конта" 1870-ые гг. 112 2 2232 Тетрадь с заметками Спенглера Н.Э. по физиологии, биографией Н.А. /Лия/, выписками из книги Достоевского Ф.М. "Преступление и наказание", список стихотворения "Жизнь необъятная, вечно бегущая..." и др. 03 мая - 02 июля 1874 112 2 2233 Письмо Спенглера Н.Э. (с подписью "М. Косторов") редактору журнала "Луч"с предложением тетради с литературными набросками, в том числе водевиля-фарса "Аристократические английские манеры" для напечатания в журнале. (Черновик) 1870-ые гг. 112 2 2234 Письма Спенглера Н.Э. брату Спенглеру Александру Эдуардовичу о сдаче экзаменов, о своей жизни в Петербурге и др. (черновик) 14 января - 19 мая 1872 112 2 2235 Письма Спенглера Н.Э. отцу Спенглеру Эдуарду о предстоявшем его приезде в Петербург 24 декабря 1870 112 2 2236 Письмо Сорокина Ильи Спенглеру Н.Э. о его провале на экзаменах и намерением давать уроки 06 июля 1874 112 2 2237 Письма Спенглера Александра Эдуардовича Спенглеру Н.Э. о выпуске в Курской гимназии гимназических журналов, о чтении романа Чернышевского Н.Г. "Что делать" и др. 19 ноября 1872 - 09 января 1873 112 2 2238 Письмо с подписью "дядя Александр" /Спенглеру/ Александру /Эдуардовичу/ семейного характера
112 2 2513 Письмо Шмакова В.С. Спенглеру Николаю Эдуардовичу с сообщением об установлении за ним и его квартирой в г. Петербурге полицейского наблюдения 21 июля 1874 112 2 2514 Письма Спенглера Николая Эдуардовича Шмакову В.С. личного характера 21 июня 1874 112 2 2515 Визитные карточки Ланевского Петра Григорьевича, Максименко Филиппа Емельяновича, Хижнякова Ивана Михайловича, Шмакова Владимира Семеновича, Саковича Александра Юлиановича, Спенглера Николая Эдуардовича, Янковского Константина Владимировича, Бера Александра Осиповича, Запольского Антона Януарьевича 70-ые гг. XIX в. Р5878 1 366 Стихотворение П.Г. Спенглера "Скорбь". Машинопись 23 июня 1925 111 1 3365 Спенглер Вероника Николаевна, партийная кличка "Твардовская" 1911 63 28 265 О мещанине Вацлаве Иосифове Циховском. /прил. фото и паспорт Циховск., фото Спенглер Маргар. Ник./ 109 230 7871 Спенглер Николай Эдуардович 102 145 1139ч. 1 О потомственной почетной гражданке Валентине Васильевой Алехиной, по мужу Спенглер и других. Общая переписка. 102 145 1139ч. 1 пр. О потомственной почетной гражданке Валентине Васильевой Алехиной, по мужу Спенглер и других. Общая переписка. 102 145 1139ч. 2 О потомственной почетной гражданке Валентине Васильевой Алехиной, по мужу Спенглер 102 226 503 О бывшем учителе бароне Федоре Эдуардове Спенглере 1898 102 233а 1922 О дочери инженера Марии Николаевой Спенглер. 1905 1742 1 34416 Спенглер Евгений Николаев 1742 1 34417 Спенглер Маргарита (Бочарова Василиса)
++ 9-6. Спенглер Александра Карловна (1827 г.Шлиссельбург - 09.04.1862 г.П) и Фортунатов Федор Николаевич (01.02. 1814 г.Вологда - 18.11.1872 г.Москва) св03.06.1859 вдовец СС директор училищ Олонецкой губ, ученый Дочь: млЮлия(12.02.1860 - 15.11.1860 9м)
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Про Александру я знаю очень мало. ее родители отец:Карл Григорьевич барон Спенглер (~25.04.1791 г.Бреда - 13.10.1857 г.Ревель) и его 1 жена Александра фон Петерсон (~1803 - 1830/1836). Жили в районе Вытегра-Тихвин-Свирь,
Крещена в Шлиссельбургской Немецкой церкви. Она родная сестра сестра Дарьи. Болела чахоткой. Есть предположение, что жила в Петрозаводске с сестрой. Так как прошение от 1858 г подано в Петрозаводске. Перед свадьбой в 1859 присоединена к праославной церкви. Муж Фортунатов Федор Николаевич, ученый, Смотритель училищ Олонецко1 губернии (министр Просвещения). Семейная жизнь Федора Николаевича складывалась не просто. Он рано лишился 1-й жены – Юлия Алексеевна (Монакова) умерла в 1857 г., когда младшему сыну Алексею был всего год. Непродолжительным оказался и второй брак с Александрой Карловна (Спенглер). В 1860 умирает их совместная дочь Юлия 9 мес от роду, а в 1862 от чахотки и 2-я жена. На руках у Федора Николаевича остались пять сыновей и три дочери от 1 жены, и всем он смог дать достойное воспитание и образование. Скончался Федор Николаевич в Москве 18 ноября 1872 г. и был погребен на кладбище Алексеевского монастыря
******** 28. 03.06.1859 о бракосочетании Директор училищ Олонецкой губернии Статский советник Федор Николаевич Фортунатов, православный, 2 браком, 45 лет и дочь умершего инженера, генерал-майора Путей Сообщения Барона Карла фон Спенглер девица Александра Карловна, 1 брак, 32 года. Поручители: Корпуса Горных Инженеров Генерал-майор Николай Федоров Бутенев 1й и Олонецкой Губернской гимназии Инспектор Кол Советник Василий Иванов Невзоров. По невесте: Штатный смотритель училищ Летрозаводского уезда Николай Иванов Воскресенский и Профессор Олонецкой Духовной Семинарии Иван Владимиров Орфинский. Таинство совершил Протиерей Антоний Нечаев с Дьяконом Иоанном Моревым и и.д.псаломщика Михаилом Знаменским (ф. 25, оп. 25, д. 203 с.282 МК Петр.уезд, Кафедральный собор 1858-1859 ) с. 586 Дети: млЮлия (12.02.1860 -15.11.1860 9м)
28 27.03.1859 Александра, возрастная, присоединенная по чиноположению из лютеран 32 лет. Дочь умершего Инженера Генерал-майора Путей Сообщения Барона Карла фон Спенглер девица Александра, содержавшая лютеранский закон, присоединена к праославной церкви через Св.Миропомазание, по метрическому свидетельству выданному 31 января 1828 года Пастором Шлиссельбургской Немецкой церкви названная Александра Вильгельмина, а по св. Миропомазанию Александра. Свидетели: Петрозаводской 3 гильдии купец Иван Лаврентьев Скоков и Штатный Смотритель Петрозавоодского Уездного Училища КА Николая Иванова Воскресенского жена Дарья Карловна. Таинство совершали …
-16 12.02.1860 родилась Юлия (Иулия) директр Училищ Олонецкой губернии СС Федор Николаев Фортунатов и его законной жены Александры Карловны. Воспиемник: Того же Директора училищ Олонецкой губернии дети: сын СПб университета студент Евгений Федоров Фортунатов и дочь-девица Екатерина Федорова (умерла 15.11.1860 9м)
РГАЛИ Ф. 3204. Фортунатов И.К. Оп. 1. Д. 79. Ушаков А.И., Фортунатова Н.И. Генеалогические древа рода Фортунатовых и рода Кузьминых. 12 л. РГАЛИ ф. 3204, оп. 1, д. 188 Фотографии Фортунатова Федора Николаевича (прадеда) в группах с А.К. Фортунатовой (урожд. Спенглер), Е.Ф., Ф.Ф. Фортунатовыми и др. С Фотографией никак не могу разобраться. Кто там,рядом с Ф.Н.? - Спенглер Александра Карловна и ее дочь Юлия (12.02.1860--15.11.1860 9м), тогда маленький - сын 3 лет - Алексей (07.08.1856) - Мария Федоровна (23.01.1839 - 1884 ), и ее дети-погодки Всеволд (29.04.1865) и Евгения (16.09.1866)
Почему загадка? В НА РК та-же фотография имеет другую подпись О-12164 Семья Фортунатова Верхний ряд: Степан, Филипп, Алексей и Иван 2 ряд: Анна Николаевна (сестра Ф.Н.), Мари Федооовна (дочь) , Федор Николаевич, Екатерина Федоровна (дочь) внизу: Дети Марии Федоровны: Всеволд и Евгения.
о-12163 Федор Николаевич с сыном Алексеем прим 1871 год (прим мое: р.07.08.1856г)
ПРИМ: есть фото (предположительно) Марии Федоровны Завадской (Фортунатовой). .. не могу найти источник фото. Оно очень похожа на первую. женщину. Прическа, ободок, платье.
Комментарий модератора: ГАРФ ПОИСК http://statearchive.ru/383 ф.109. ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ. оп.88. 2-я экспедиция. 1858 г. д. 325 По всеподданнейшей просьбе дочери покойного генерал-майора, барона Спенглера, девицы Александры Спенглер, о всемилостивейшем пособии. . 30 июня 1858
прим позднее: есть еще ... РГИА ф 1409, оп. 2, д. 6121 Алфавитная книга прошений , поданных на имя ..АН во время путкшествия по стране 1837?? ---------------------------- http://hisdoc.ru/attestat/ - интересный сайт ----------------------------
Где найти запись о рождении Александры от 12.11.2015: . litana: Оля поискать в ЦГИА. По идее фонд 2294 оп.1, но там не нашла. Хотя, может и не расписано так подробно VladVel: Есть еще два фонда фонд 1981 Евангелическо-лютеранская церковь в г. Вуола (Шлиссельбургский уезд) (неизв.) 1729 1917 фонд 1983 Евангелическо-лютеранская церковь в г. Токсово Шлиссельбургского уезда (1732-неизв.) 1732 1906 ЦП: В ЦГИА на Псковской Фонд 2294 Коллекция метрических книг лютеранских церквей г.Петрограда, Петроградской губернии и городов России К сожалению, в коллекции отложились документы, начиная с 1849 г. ЦГИА. Фонд 1981 Евангелическо-лютеранская церковь в г. Вуола (Шлиссельбургский уезд) (неизв.), 1729-1917 гг., 21 дело, оп. 1. Среди документов Метрические книги (1729-1743; 1766-1785; 1791-1833; 1856-1891 гг.). Свидетельства метрические и др. (1827-1852 гг.). ЦГИА. Фонд 1983 Евангелическо-лютеранская церковь в г. Токсово Шлиссельбургского уезда (1732-неизв.) РГИА. Заневский пр.,Фонд 828 Генеральная евангелическо-лютеранская консистория (1832-1918 гг.). В т. ч. метрические книги (на немецком языке) за 1830-1900 гг. (оп. 14); документы о переходе лютеран в православие. РГИА. Ф. 1480 Петроградская (С.-Петербургская) евангелическо-лютеранская консистория (1832-1918 гг.). В т. ч. документы о переходе лютеран в православие.
++ Наброски к ВЫставке часть 2 Кронштадт Глава вторая ОТ НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ К НОВЫМ УКРЕПЛЕНИЯМ http://www.kaponir.ru/2krep/lib/01/002.php ... ПОДГОТОВКА КРЕПОСТИ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ. ВОЗВЕДЕНИЕ РИСБАНКА (форт "Павел 1")И БАТАРЕЙ НА СЕВЕРНОЙ ОТМЕЛИ ... Возросшая дальнобойность артиллерии требовала значительного удаления передовых позиций от города и гаваней Кронштадта. С этой целью на юго-западе от Кроншлота, на глубинах около 4 м от ординара, возвели одноярусное деревянное укрепление на ряжах – Рисбанк. Фронтальная его часть, обращенная к Большому рейду (расширяющаяся часть Южного фарватера), возвышалась на 2,7 м над ординаром, а восточная – на 2,1 м. На западном фронте имелись глухие амбразуры, перекрытые сверху, на восточном – вырезы (амбразуры) в стене, не перекрытые сверху, а на куртине амбразуры отсутствовали и стрельба велась над бруствером. Следует отметить, что совершенно аналогичные амбразуры были устроены еще при Петре I на морских фортах «Кроншлот» и «Цитадель»; они и были приняты за образец при строительстве Рисбанка. В плане укрепление это представляло собой два бастиона, соединенных ломаной куртиной. Протяженность линии огня составляла 408 м. На ней устанавливались 66 орудий и несколько мортир... ... Все же плохое состояние крепостей, и в частности Кронштадтской, заставило вступившего на престол Александра I учредить в 1802 г. Особую инженерную экспедицию во главе с инженер-генералом П. К. Сухтеленом. На нее возлагалась главная задача: «…содержать в добром порядке все крепости и укрепления» 16. ... 03.08.1806 1) Существовавшие тогда береговые укрепления не вполне соответствовали сему… то Инженерная экспедиция полагала крепость линиями и профилью отчасти перестроить, для чего под распоряжением инженер-генерала фон Сухтелена составлялся проект...
ВОЙНА С АНГЛИЕЙ И ШВЕЦИЕЙ. ПОДВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ. НОВЫЕ МОРСКИЕ БАТАРЕИ ПЕРЕД ЦИТАДЕЛЬЮ И РИСБАНКОМ. ДВОЙНАЯ ЮЖНАЯ И ЧЕТЫРЕ ДВОЙНЫЕ БАТАРЕИ НА СЕВЕРНОЙ ОТМЕЛИ .... В 1808 г. возвели две батареи на сваях в 480 м южнее Рисбанка и 560 м западнее Цитадели, что укрепило тыловую позицию Рисбанка и расширило зону действия артиллерии по вражеским кораблям. Конструкция указанных батарей была аналогична построенным ранее двум батареям на Северной отмели. Отличались же они размерами и очертаниями в плане. Так, батарея за Цитаделью имела вытянутую вдоль фарватера форму. На ней установили 14 тринадцатифунтовых чугунных пушек, 6 единорогов и 4 мортиры. Батарея за Рисбанком имела бастионную конфигурацию, причем ее оборона предусматривала ведение огня по всем направлениям, включая и горжевую часть Она была вооружена 19 орудиями. Строили обе батареи зимой со льда. Одновременно произвели и усиление Кроншлота, построив из дерева двухъярусные батареи на северо-западном и северо-восточных фронтах. ... Летом 1809 г. были предприняты работы по обкладке деревянного укрепления «Рисбанк» кирпичом. Удалось сделать немного, а осенние штормы снесли весь кирпич в воду, и больше к этой затее не возвращались. ..
наводнение 1824 года: А в отчете Морского ведомства перечислялись следующие значительные разрушения и утраты: на форту «Кроншлот» из четырех двухъярусных батарей полностью разрушены[стр. 90–91]и унесены фланги, а остальные их части пострадали настолько, что нуждаются в восстановлении. Укрепление «Рисбанк» лишилось всей надстройки, кроме возвышенного западного бастиона, которому нанесены большие повреждения. Батарея на сваях за Рисбанком полностью разрушена. В Цитадели во многих местах разломаны валганги и брустверы. Батарея на сваях за Цитаделью разрушена и половина ее унесена в море. Все орудия с нее утонули.
интересно бы очитать
И. М. Петрова. Сухомлин // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. — 1972 (текст). feb-web.ru. Дата обращения 12 декабря 2017.
Сухомлин Василий Васильевич. www.hrono.ru. Дата обращения 12 декабря 2017.
Сухомлин, Василий Васильевич. История партии социалистов-революционеров. socialist-revolutionist.ru. Дата обращения 12 декабря 2017.
СУХОМЛИН Василий Васильевич. Российское зарубежье во Франции 1919-2000.
«Обращение к русской эмиграции», август 1941 года.[1]
«Гитлеровцы в Париже» // Новый мир, № 11—12, 1965
«Записки о Карийской катароге» // Вопросы истории, № 4, 1966 (воспоминания).