https://dzen.ru/a/Z6JxD8B7RE8yzF3p«С царями так не поступают». Как Мария Федоровна отреагировала на весть о казни Николая II
из статьи
(выборочно)
"Оглавление
Письмо от самозванного императора
Слезы вдовствующей императрицы
Под арестом
В годы революции, как известно, погибло 19 членов правящего семейства Романовых, включая императора Николая II, императрицу Александру Федоровну и их детей – четырех великих княжон и цесаревича Алексея. Некоторым Романовым однако удалось спастись. И среди этих спасшихся членов династии была и вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Письмо от самозванного императораОказавшись в эмиграции, Мария Федоровна несколько лет номинально возглавляла дом Романовых. Осенью 1924 г. – 13 сентября, императрица узнала из газет о том, что великий князь Кирилл Владимирович самозванно провозгласил себя императором всероссийским в изгнании. В этот же день Мария Федоровна получила от Кирилла письмо. Что было в этом послании, доподлинно осталось неизвестным.
Но, скорее всего, великий князь просил у вдовствующей императрицы благословения на то, чтобы стать императором. Великий князь Кирилл Владимирович до революции считался третьим в очереди на российский престол после цесаревича Алексея и великого князя Михаила Александровича, младшего брата Николая II. Его отец – великий князь Владимир Александрович, был следующим по старшинству за Александром III сыном Александра II, то есть самым старшим дядей Николая II.
Владимир Александрович скончался еще до революции, и казалось бы, формально Кирилл Владимирович имеет полное право объявить себя императором в изгнании. Однако, прочитав его письмо, Мария Федоровна ответила ему:
" 24 октября 1924 г.
Великому князю Кириллу, Кобург, Германия
Сожалею, что письмо от тебя пришло в тот день, когда я прочла твое заявление в газетах. Мой единственный ответ – поскольку я уверена, что двое возлюбленных моих сыновей живы, я считаю твой шаг преждевременным. Тетя Минни".
То есть вдовствующая императрица не дала своего одобрения на принятие престола князем Кириллом потому, что даже в 1924 г. не верила в гибель Николая II, Михаила и Алексея. По воспоминаниям современников, верить в то, что она потеряла обоих своих сыновей, внука, невестку и внучек, Мария Федоровна отказывалась до конца своей жизни.
Слезы вдовствующей императрицыВ тот момент, когда в Петербурге разразилась февральская революция и Николай II отрекся от престола, Мария Федоровна находилась в Киеве, где курировала открытый на ее средства госпиталь. Узнав об отречении, вдовствующая императрица, по воспоминаниям современников, впала в настоящую истерику.
Мария Федоровна никак не могла понять, как такое вообще возможно. Немного успокоившись, в сопровождении одного лишь своего зятя – великого князя Александра Михайловича, вдовствующая императрица бросилась к сыну в Псков, чтобы узнать все из «первых рук» и поддержать несчастного Николая.
Встретившись с сыном, при разговоре с ним, Мария Федоровна, по воспоминаниям очевидцев, «плакала навзрыд». Проведя с бывшим императором в Пскове четыре тягостных и полных трагизма дня, Мария Федоровна навсегда простилась с сыном.
Уже находясь под арестом, Николай II отправился в Царское Село к своей семье. По воспоминаниям очевидцев, когда вдовствующая императрица стояла на перроне и глядела вслед увозящему ее сына поезду, из глаз ее вновь текли слезы.
Под арестомВернувшись в Киев, Мария Федоровна застала город чужим и изменившимся. Все уже знали об отречении и вдовствующей императрице дали понять, что ее присутствие в Киеве нежелательно. Как вспоминала младшая дочь Марии Федоровны, Ольга Александровна, из Пскова императрица вернулась в ужасном состоянии. Когда семейство покидало Киев, великому князю Александру Михайловичу пришлось буквально нести Марию Федоровну на вокзал на руках.
Из Киева Мария Федоровна, Александр Михайлович и Ольга Александровна с мужем Николаем Куликовским, отправились в Крым. В Крыму вдовствующая императрица в последующем провела целых два года. Первые полтора года ее пребывания на полуострове были в особенности тягостными. Крымские Романовы, по сути, попали под арест.
При Временном правительстве положение Марии Федоровны и ее сопровождающих было еще более-менее сносным. При большевиках же ситуация значительно ухудшилась. Под конец Марию Федоровну и ее родственников собирались даже расстрелять. Однако в Крыму было несколько Советов и они никак не могли прийти к общему соглашению по этому поводу. Пока Советы спорили, в Крым вошли немцы. Большевикам пришлось отступить и Романовы вздохнули с облегчением.
Известно, что сразу же после того, как в 1918 г. Крым был занят немцами, кайзер Вильгельм предложил Марии Федоровне и ее сопровождающим немедленно покинуть Россию. Вдовствующая императрица, несмотря на огромную опасность, однако наотрез оказалась это сделать.
Письма от сынаНе захотела Мария Федоровна эмигрировать все по той же причине, по которой она отказала в своем благословении великому князю Кириллу Владимировичу. Вдовствующая императрица не могла бросить в России на произвол судьбы Николая, его семью и Михаила, в гибель которых никак не могла поверить.
Едва оказавшись в Крыму, в конце марта 1917 г, Мария Федоровна начала каждый божий день ждать известий от своих сыновей. Каких-либо весточек от Михаила Александровича она больше так никогда и не получила. От Николая II же ей все же иногда приходили письма. Последние из этих посланий от свергнутого императора Мария Федоровна получила 21 февраля и 14 апреля 1918 г.
Последнее письмо, возможно, было написано из Тобольска или же уже из Екатеринбурга, куда царскую семью отправили в начале апреля 1918 года. В Екатеринбурге царская семья содержалась уже с гораздо большей строгостью, чем в Тобольске, буквально под тюремным режимом. Однако известно, что писать письма Романовым в тот период иногда все же разрешали.
В Екатеринбурге Николай и его семья прожили всего около трех месяцев. В ночь с 16 на 17 июля Романовы спустились в подвал Ипатьевского дома, чтобы уже никогда не выйти из него живыми. Под утро 17 июля от дома отъехал грузовик со своим печальным «грузом».
"Страшные слухи"По воспоминаниям современников, несмотря на то, что казнь царской семьи производилась в условиях секретности, слухи о ней распространились по России буквально моментально. До Крыма эти слухи докатились уже 21 июля. Конечно же, эти слухи достигли и ушей Марии Федоровны.
Печальные рассказы сильно пугали вдовствующую императрицу, но она не хотела в них верить. Мария Федоровна написала в своем дневнике:
Распространяются страшные слухи о судьбе нашего любимого Ники. Не могу и не хочу им верить, но просто не представляю, как я смогу вынести такое напряжение!.. В 4 часа пополудни встретилась с Орловым. На его взгляд, все эти ложные известия распространяются специально. Дай-то Бог!
Слухи тогда по России ходили самые разные. Кто-то говорил о расстреле Романовых, кто-то об их чудесном спасении, кто-то о том, что они до сих пор содержатся где-то под арестом.
Вскоре до нее вновь начали доходить слухи о казни бывшего императора, императрицы, великих княжон и цесаревича. Подтвердились эти слухи и официально. Как рассказывала уже в наши дни российским журналистам правнучка Марии Федоровны, внучка Ольги Александровны, Ксения Куликовская, Марию Федоровну оповестил о кончине Николая II датский посол в России.
Однако ни слухам, ни послу вдовствующая императрица так и не поверила. На сообщение посла она, по словам Ксении, ответила:
Этого не может быть, с царями так не поступают!Надежды материПервое предложение от кайзера Вильгельма покинуть Россию поступило Марии Федоровне через два месяца после кончины Николая II – в конце сентября 1918 г. В последующем таких предложений – от кайзера, королевы Марии Румынской, сестры Марии Федоровны – английской вдовствующей королевы Александры, поступало несколько.
Но каждый раз вдовствующая императрица отказывалась уехать из Крыма. Еще целых полгода Мария Федоровна оставалась в России и каждый день ждала обнадеживающих известий о Николае, его семье и Михаиле.
Вдовствующая императрица уверяла зарубежных родственников, что в Крыму совершенно безопасно и продолжала надеяться.
Надеялась на спасение сыновей и внуков Мария Федоровна даже после того, как в феврале 1919 г. до нее дошли страшнее вести о судьбе четырех великих князей, казненных в Петропавловской крепости. 7 апреля 1919 г. однако вдовствующая императрица получила от капитана присланного за ней в Крым от английского короля корабля «Мальборо» совершенно неутешительное известие.
Отъезд из РоссииКапитан писал, что ситуация в России значительно ухудшилась и Крыму подступают большевики. Только получив эту весть, означавшую конец безопасности на полуострове, Мария Федоровна, наконец, решила покинуть Россию.
Вместе со своими сопровождающими – дочерью Ксенией, внучкой Ириной, князьями Юсуповыми и т. д. вдовствующая императрица отплыла на «Мальборо» в эмиграцию. Правнучка Марии Федоровны – Ксения Куликовская, рассказала, что в момент прибытия вдовствующей императрицы в английский порт, произошел показательный инцидент.
Конечно же, Марию Федоровну в порту встречали члены британской королевской семьи. В знак скорби по Николаю и его семье англичане надели траурные черные повязки на руки. Увидев эти повязки, Мария Федоровна вышла из себя, в гневе подошла к каждому из встречающих и сорвала абсолютно все повязки. «Как вы можете? – говорила при этом императрица. – Они же все живы!».
-------------------------
За границейВ эмиграции Мария Федоровна сначала жила у своей сестры – вдовствующей королевы Александры. Датские принцессы выросли вместе и очень любили друг друга. Но те несколько десятилетий, которые они провели порознь, наложили на каждую свой отпечаток. Пожив некоторое время вместе, престарелые сестры начали испытывать раздражение друг по отношению к другу.
Марию Федоровну сердила тугоухость сестры, которой она начала страдать в пожилом возрасте. Александру же раздражали обиды вдовствующей императрицы по поводу ее официальных обязанностей. Вдовствующая королева, конечно, была вынуждена соблюдать протокол, посещать приемы. Марию Федоровну же, уже как «бедную родственницу», на эти приемы не приглашали.
В конечном итоге вдовствующая императрица решила проститься с Англией и уехала на родину – в Данию. Здесь она жила на попечении своего племянника – датского короля Кристиана. В гибель сыновей, невестки и внуков Мария Федоровна так и не поверила до конца своей жизни. Скончалась вдовствующая императрица в середине октября 1928 г. в возрасте 80 лет.
фото статьи
(коммментарий к снимку от MarinaM)
Английские король и королева, Георг 5, Мария;
вдовств. императрица Мария Федоровна (в черном) и ее сестра, вдовств. королева Александра
( Александра и Мария Фед. в центре снимка; Англия, начало 1920-ых гг)