Забытыми калужскими большаками23 августа 2012
Дороги… Это слово было значимым во все времена. Римляне говорили: «Via-vita», что в переводе означает «дорога – это жизнь». Дороги всегда создавались для решения важных экономических и социальных задач, для связи в единую систему расселения населенных пунктов.
Глядя на современную топографическую карту Калужской области, можно заметить магистральные шоссе и просто асфальтированные дороги, соединяющие между собой районные и областной центры, а также связывающие города нашей области с соседними субъектами Федерации. Присмотревшись повнимательнее, можно увидеть множество дорог без покрытия, иначе говоря, грунтовых. На первый взгляд, соединяют они более отдаленные деревни с центральными усадьбами и городами. Но это не всегда так. Многие из таких, забытых и заброшенных ныне дорог, в недавнем прошлом служили если не главными транспортными артериями губернии, то во всяком случае играли огромную роль в экономическом развитии всего нашего региона. О судьбе некоторых из таких дорог и пойдет речь в настоящей статье.
В 1850 году было проложено Варшавское (Брестское) шоссе, соединившее Москву с западными губерниями Российской империи и Польшей. На нем были оборудованы почтовые станции. Дорога эта имела и имеет важное стратегическое и торговое назначение. Главным торговым городом, расположенным на этом шоссе, был Рославль. Здесь велась в основном торговля продукцией сельского хозяйства - хлебом, солью, мясом, рыбой, медом, а также холстом.
Однако уже к моменту постройки этой дороги существовал так называемый «Екатерининский большак». По самому названию понятно, что был он построен в годы правления Екатерины II (то есть не позже второй половины XVIII в.). Проходил этот большак, хорошо, кстати, заметный на карте 1871 г., через деревни Вдовец, Утриково, Верхуличи, Малистово, Понизовье, Оболовку (ныне Спас-Деменский район), Синьгово, Пупово, Усохи (сейчас это Кировский район), Ковалевку, Бахоток, Семирево, Дедово-Петровичи, Ямное, Лазинки, Петровские, Дулево (современный Куйбышевский район) и далее за пределы нашей губернии.
О косвенной причастности Екатерины II к строительству этой дороги свидетельствует и бытующая в Спас-Деменске легенда о будто бы спасшем царицу местном мужике Демьяне. Согласно легенде, царица провалилась в здешних местах в болото вместе со своей каретой и свитой. Благодаря недюжинной силе Демьяну удалось вытащить императрицу из болота, и в благодарность за то она увековечила его имя в названии местечка, впоследствии ставшего городом Спас-Деменском. Не будем сейчас спорить о том, насколько правдоподобна эта легенда, но она лишний раз подтверждает, что Екатерина II имела хотя бы косвенное отношение к этим местам.
Дорога была построена в силу каких-то экономических целей и представляла собой законченное инженерное сооружение: была окювечена и весьма широка (ныне, правда, на ряде участков трасса завалена лесом).
Некоторые участки большака и сегодня активно используются как дороги местного значения. Это участок Понизовье - Малистово (с покрытием и автобусным сообщением), Ямное – Суборово – Бахоток - Полянка и далее на с.Закрутое Куйбышевского района (насыпная, частично с автобусным сообщением), Петровское - Лазинки (насыпная). Главной причиной упадка этого большака, вероятнее всего, стоит считать строительство прямого Варшавского шоссе, а также новое административное деление, введенное в годы советской власти, в результате единое когда-то в экономическом отношении пространство оказалось разделено новыми границами, и сообщение по большаку практически прекратилось.
Не менее интересна и другая дорога, известная в народе как Старомонашеский большак. Начинался он от Екатерининского, недалеко от деревень Полянка и Воронцово Куйбышевского района, и проходил через деревни Белая, Липовка, Крайчики, Гурики, Зорюков луг, Суровегин и выходил к Малым Савкам (Кировский район) и далее на Песочню. Эта дорога появилась значительно позже первой; вероятно, в первой трети XIX века и служила для связи Песочни с Екатерининским большаком.
Название «Старомонашеский» дорога приобрела от монастыря, возникшего в конце XIX-XX века вблизи Гуриков на месте скита монаха-отшельника Мели-Седека. Дорога эта хорошо заметна на карте 1871 г.
Дорога представляла собой широкое насыпное полотно с двумя мостами с деревянными настилами. В советские годы дорога использовалась для вывоза древесного угля на Кировский чугунолитейный завод. Однако в конце 60-х гг. уголь уже не жгли и дорогой практически перестали пользоваться. Сегодня трасса относительно хорошо сохранилась. Мосты, правда, разрушены, в ряде мест имеются завалы, но все же дорога среди лесов прослеживается довольно четко. Дополнительной причиной упадка Старомонашеского большака, по-видимому, послужило строительство Мокровского (иначе Песоченского) большака, о котором речь пойдет ниже.
На карте 1871 г. никакой дороги, проходящей параллельно Старомонашескому большаку с юга, нет. Вероятнее всего, строительство новой насыпной дороги проходило на рубеже XIX-XX вв. В этой связи следует несколько слов сказать об инициаторе ее строительства, местном меценате, докторе П.Д. Борщове. Уроженец д. Макаровки Боровского уезда по окончании медицинского факультета Московского государственного университета в 1889 г., был направлен на работу в медпункт с. Мокрого. В то время Мокрое (иначе - Полесье) представляло собой убогую деревню. Здесь насчитывалось лишь 13 крестьянских домов и 5 домов духовенства.
При активном участии Борщова уже в 1892 г. в Мокром была открыта больница, а двумя годами позже при ней – библиотека-читальня. Кроме того, стараниями доктора в здешних местах были открыты несколько почтовых отделений (в Мокром, Закрутом, Бутчине); начала свою деятельность мокровская пожарная дружина. Для связи с внешним миром Борщов хлопотал об открытии телеграфной линии в Мокром. Таким образом, его усилиями село Мокрое постепенно превращается в крупный населенный пункт, куда впоследствии из Грибовки переводится волостное правление и волость преобразуется в Мокровскую.
Одной из неоспоримых заслуг доктора П.Д. Борщова стало строительство в 1899 г. тракта Мокрое - Песочня, наполовину сокращавшего путь к железной дороге.
Возникает вопрос: в связи с чем Борщов затеял такое дорогостоящее строительство дороги, если достаточно было соединить уже построенный Старомонашеский большак с Мокрым? Существует несколько версий на этот счет. Одна из них - дорога сооружалась исключительно в экономическим целях. Проходила она по местам болотистым, богатым месторождениями древесного угля и лесом, которые стали отправлять в Песочню на заводы.
Другая версия указывает на личные амбиции Борщова, имевшего, напомним, московское образование и стремившегося сделать Мокрое образцовым, эстетически привлекательным селом и оставить о себе добрую память в народе.
Третья версия заключается в том, что строительство дороги к Старомонашескому большаку было невыгодно ввиду неблагоприятных условий местности: дорога должна была проходить вдоль русла речки Мокрянки по заболоченным низинным местам, да и путь получался кружной – на 6 верст длиннее.
Наконец, еще одна версия указывает на необходимость строительства большака для связи с узкоколейной железной дорогой, проходившей от Брянска до Песочни, по которой уголь и лес могли доставлять также и на заводы Мальцовского промышленного округа.
Как бы то ни было, а дорога была построена и прочно связала Мокрое и Песочню. В годы советской власти своего экономического значения она не утратила и продолжала активно использоваться для вывоза угля и леса.
В упадок дорога стала приходить в 1935 г. в связи с открытием движения поездов по железной дороге Фаянсовая – Рославль.
После окончания войны Мокровский большак оставался главным связующим звеном между новым районным центром Куйбышевского района - п.Бетлицей и г.Кировом, так как дорога через Падерки и Зимницы была сильно разбита и находилась в ужасном состоянии.
В 1966 г., когда Кировский чугунолитейный завод был переведен на газ, дрова и уголь там перестали использоваться, поэтому их стали возить в противоположную сторону от мест заготовки и добычи - в Бетлицу.
В 1970 г. была построена современная автодорога Бетлица - Киров с асфальтным покрытием. И хотя она получилась длиннее первоначально задуманной, зато обеспечила надежной связью с райцентрами жителей многих населенных пунктов обоих районов.
Тем не менее Мокровский большак продолжал использоваться вплоть до начала 80-х годов. Сегодня дорога для проезда непригодна, заросла, однако видна и сейчас. Деревянные мосты пришли в полную негодность и были разобраны.
Еще один старый большак соединял в прошлом Варшавское шоссе с пос. Бытошь Орловской губернии (современный Дятьковский район Брянской обл.,) и служил, вероятно, для вывоза готовой продукции стекольного завода. Начинался он неподалеку от современного Екимовичского лесничества и шел через Даниловичи (ныне это Рославльский район Смоленской области), Новогородчино, Череску, Никольское (Куйбышевский район) и далее за пределы губернии.
Как видим, география транспортных путей Калужской губернии существенно отличалась от современной.
И все-таки старые большаки – это наша история, история наших предков, к которым должно относиться с уважением, помнить и чтить их труд! Да, закон истории неумолим: отжившее свой век должно сойти со сцены и уступить дорогу более современному. Все ненужное, невостребованное со временем отмирает, но остается в памяти еще многих поколений…
Денис БЕЛОВ, Алексей ОЛЕНИЧЕВ.
Ссылка