Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 289 290 291 292 293 * 294 295 296 297 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
Veselchak_U

Москва
Сообщений: 150
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 190
Уважаемые коллеги-форумчане, здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, какому из двух документов следует доверять?

Метрической книге от 1774 года - запись о бракосочетании прихода, в котором родилась и жила невеста - или Исповедным росписям того же года прихода, в котором родился и вырос жених?

Спасская церковь Чумлятская слобода:

2023-11-08_21-09-47.png

Троицкая церковь Пещанская слобода:

2023-11-15_21-39-18.png

Интересует возраст бракосочетавшихся и отчество невесты

С уважением, Сергей
jrw

Сообщений: 5641
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 6163

Veselchak_U написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, какому из двух документов следует доверять?
[/q]

Метрической книге. В исповедных росписях возраст и отчество жен в те годы понятие относительное.
Лайк (4)
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17283
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8756

Ciddi написал:
[q]
Как он мог перевестись из крепостных в казённые крестьяне в период с 17 до 22 лет?
[/q]

Он один такой оказался из помещичьих в казенные? Или вся (почти вся) деревня / хутор?
Например, в случае смерти помещика, если наследников не было или они по каким-то причинам отказывались от наследства, крестьян могли перевести в казенные. Так же могли забрать крестьян за долги (помещик сильно задолжал по налогам, например)
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7970
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11219
Veselchak_U
Я бы больше верил возрасту из бракосочетания.
1. Перед браком проводился обыск и собиралась информация на молодожен. В исповедных писали возраст "от балды."
2. Первый брак с разницей в 6 лет мужа в пользу жены весьма редкий случай. К тому же в 20 лет уже в то время были первые дети.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (2)
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4178
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11779

Shtopor написал:
[q]
Veselchak_U
....Первый брак с разницей в 6 лет мужа в пользу жены весьма редкий случай. К тому же в 20 лет уже в то время были первые дети.

Такие браки были нередки в Зауралье - как правило, у старообрядцев, причем не только записных, но и у "потаеннных", посещающих церковь, но крестящихся двумя перстами.

Только вчера попалась запись о венчании 30-летнего на 44 летней первым браком
:-)
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (2)
MMM963
Начинающий

Сообщений: 28
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 18
Добрый день.
Что означает запись в метрической книге,например о родившихся, про родителей.
Крестьянин Имя Отчество Фамилия и законная жена Имя Отчество. Оба православного исповедания из(в) дома Тарасовых.
Что означает Дом таких-то?

Прикрепленный файл: Дом Тарасовых.png
jrw

Сообщений: 5641
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 6163

MMM963 написал:
[q]
Что означает Дом таких-то?
[/q]

Они проживали в тот момент в Москве в доме, принадлежавшем Тарасовым.
Лайк (1)
MMM963
Начинающий

Сообщений: 28
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 18
Спасибо.
Лайк (1)
Vladi1868
Участник

муром
Сообщений: 78
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 66
Добрый день. В монастырском селе под Казанью в середине 18 века проживала большая семья. В метриках и исповедках они писались крестьянами местного монастыря, но в РС 1762 по вотчине этого монастыря нет ни главы семейства ,ни взрослых сыновей . В какой ревизии их искать?
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17283
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8756
Vladi1868
В 1782 году крестьяне этого села кому принадлежат? Государственные? Там Вы их находили?
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 289 290 291 292 293 * 294 295 296 297 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈