Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17337 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8787 | Наверх ##
25 ноября 2020 18:58 Shtopor написал: [q] Что ранее 1861 года думаю маловероятно, хотя и этого нельзя исключать.[/q]
Если не помещичьи, а гос. или экономические крестьяне, то как раз в 50-е-60-е 19 века переселялись... --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
| filon | Наверх ##
25 ноября 2020 19:59 Правильно ли я понимаю, что крестьянин, переселившись из Тамбовской губернии в 1875 году, мог писаться в метрике крестьянином Тамбовской губернии сколь угодно долго? И, если б не переворот 17-года, то и в 1920 году он был считался крестьянином Тамбовской губернии? А как налог? В какое казначейство он его должен был платить? В пензенской губернии или тамбовской? А губернская статистика? В какой губернии его должны были учитывать? --- Бывший сотрудник ГАРО - провожу поисковые работы в архиве, занимаюсь генеалогическими исследованиями. | | |
Shtopor Гондурас Сообщений: 8007 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11256 | Наверх ##
25 ноября 2020 20:13 25 ноября 2020 20:21 filon 1. Мог. 2. Вот Вы в каком городе имеете постоянную регистрацию? Например, живете в Москве и там же постоянно зарегистрированы, всякие "плюшки" имеете по этому поводу. Но душа или жена захотела переехать жить в Чухлому, например. Вы через какое время перерегистрируетесь из Москвы в Чухлому? Вот 100 лет назад люди приблизительно также рассуждали. Где лучше именно для них туда и приписывались. Я думаю Вы вряд ли отказались бы от постоянной московской регистрации в пользу Чухломы, ну а жить Вы будете там, куда тянет. Можете всю жизнь прожить в Чухломе и умереть москвичом. 3. Всех учитывали по месту прописки, а не по месту проживания. Только церковные приходы считали по реальным прихожанам без учёта приписки. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (1) |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17337 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8787 | Наверх ##
25 ноября 2020 20:44 filon написал: [q] А как налог? В какое казначейство он его должен был платить? В пензенской губернии или тамбовской?[/q]
Налоги платили по месту приписки. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
KarLa Барнаул-Москва Сообщений: 9644 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23884 | Наверх ##
26 ноября 2020 4:28 filon написал: [q] крестьянин, переселившись из Тамбовской губернии в 1875 году, мог писаться в метрике крестьянином Тамбовской губернии сколь угодно долго? [/q]
По мере возможности власти на местах все же старались навести порядок. Ведь очень много переселенцев ринулись переселяться вообще без документов, на свой страх и риск, и селились они там, где вздумается. Таких крестьян переписывали и докладывали наверх о том, что происходит. Но крестьянин продолжал числиться по прежнему месту жительства. --- Ищу Татьянкиных, Чесноковых, Болдыревых, Гавриловых, Рыковых из Тамбовской губ., Поповых, Пашковых из Воронежской губ., Останкиных (Астанкиных) из Курской губ.
Мой дневник | | Лайк (1) |
| filon | Наверх ##
26 ноября 2020 20:03 Спасибо всем, принявшим участие в обсуждении вопросов переселения крестьян. Но, поскольку мне необходимо было документальное подтверждение, я озаботилась поиском документа. И нашла. "Посемейные списки мещан и крестьян и их приписка, причисление, перечисление, исключение, переселение, порочные члены, узаконение, усыновление, внебрачные дети, избрание рода жизни, фамилия вообще и разведенных жен, старообрядцы, сектанты, евреи, перемена веры и т. д." Вилейшис Я.М. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004203313/Очень рекомендую к прочтению, так как все обстояло несколько иначе, чем написано в полученных мной консультациях --- Бывший сотрудник ГАРО - провожу поисковые работы в архиве, занимаюсь генеалогическими исследованиями. | | Лайк (2) |
KarLa Барнаул-Москва Сообщений: 9644 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23884 | Наверх ##
27 ноября 2020 8:25 27 ноября 2020 8:26 filon написал: [q] все обстояло несколько иначе, чем написано в полученных мной консультациях [/q]
Хотелось бы конкретики, что именно было иначе? Крестьян сразу после прибытия на новое место причисляли в новое общество? Так архивные документы говорят об обратном. --- Ищу Татьянкиных, Чесноковых, Болдыревых, Гавриловых, Рыковых из Тамбовской губ., Поповых, Пашковых из Воронежской губ., Останкиных (Астанкиных) из Курской губ.
Мой дневник | | Лайк (2) |
Shtopor Гондурас Сообщений: 8007 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11256 | Наверх ##
27 ноября 2020 11:21 27 ноября 2020 11:33 KarLa написал: [q] Так архивные документы говорят об обратном.[/q]
Абсолютно верно. filon написал: [q] Очень рекомендую к прочтению, так как все обстояло несколько иначе, чем написано в полученных мной консультациях [/q]
За ссылочку спасибо, почитаю на досуге. Но тут люди тоже не первый год в генеалогии и умозаключения пишут не на пустом месте, а на основе многочисленных изученных документов. Учитесь относиться критически к информации, даже из официальных изданий. Вы думаете в книгах нет ошибок? Еще сколько, особенно у тех авторов, кто писал свои труды на основе трудов предшественников, без работы с первоисточниками. Конкретный пример из моего исследования. Там все происходило в рамках одного уезда, но разные волости, государственные крестьяне. В 1819 году крестьянин А из деревни X женится на крестьянке Б из деревни Y, разных приходов и разных волостей, и уходит жить в дом жены. Проживая в деревне Y, все это семейство числится за деревней X. За это время первая жена и тесть умирают и крестьянин А женится повторно, и продолжая проживать в деревне Y числится приписанным к деревне X. Только в 1857 году он с семейством приказом Казенной палаты был переведен официально в деревню Y. Итого человек 38 лет проживал в одном месте с припиской к другому месту. Подтверждающие документы имеются. Это практически половина жизни. Делайте выводы! Вот, еще один пример вспомнил. В 50-х годах XIX века в Подольском уезде Московской губернии появляется некий крестьянин Киселев Коломенского уезда, записанный за своим помещиком. Вообщем-то понятно, что этого человека отпустил помещик на отхожий промысел. До 1861 года он пишется в Подольском уезде как крестьянин Коломенского уезда такого-то помещика. После 1861 года просто крестьянином Коломенского уезда. В сельхозпереписи он записан как проживающий в деревне Подольского уезда по приписке крестьянин Коломенского уезда такой-то волости и такой-то деревни. Где-то после 1880 года он вступил в местное сельское общество и сменил приписку. Итого порядка 30 лет человек не менял изначальную приписку, проживая в совершенно другом месте. 30 лет это много или мало? В моем понимании довольно приличный срок! --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (2) |
king Тамбовская область Сообщений: 4446 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3649 | Наверх ##
27 ноября 2020 11:44 Shtopor написал: [q] Учитесь относиться критически к информации, даже из официальных изданий.[/q]
По ссылке "изданiе неоффицiальное", о чём прямо указано на титульном листе. --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | |
Shtopor Гондурас Сообщений: 8007 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11256 | Наверх ##
27 ноября 2020 11:58 king, ну вот тем более. Правда официальный статус издания не является гарантом достоверности представленной информации, о чем я писал. Бывает так, что в неофициальных изданиях можно найти больше правды. Это все зависит от автора и издателей. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (1) |
|