Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| vitalyi | Наверх ##
11 июня 2015 16:53 Ув. avi777,
Смотрите, пожалуйста, Полное Собрание Законов Российской Империи с 1649 года. Т. 7. СПб., 1830. С. 310-318 (Плакат «О сборе подушных денег, о повинности земских обывателей в пользу квартирующих войск и о наблюдении полковым начальством благочиния и порядка в селениях, войсками занимаемых» от 26.VI.1724).
Здесь впервые устанавливаются паспорта двух видов: на отлучки в пределах уезда проживания (не далее 30 верст от места приписки) и для отлучки за пределы уезда проживания. Максимальный срок паспорта - для второго случая - устанавливается в 3 года. Этот закон не регламентировал даты иных видов паспортов, но как правило минимальный срок - 0,5 года - давался для 30-верстной отлучки. Промежуточные даты - 1 и 2 года - давались для крестьян, работавших на городских заводах и фабриках. 3-летний паспорт, как правило, выправляли себе сельские богачи, "торговые крестьяне".
«Устав о паспортах и беглых» 1832 г. (смотрите тоже в Полном Собрании ЗРИ, номер тома сейчас не вспомню) обязал все сословия иметь паспорта с запретом отлучаться без них с постоянного места жительства. Каждому сословию полагался свой вид паспорта. Мещане и крестьяне получали 3 вида паспорта: 1) простые виды на жительство (для отлучек в пределах уезда не далее 30 верст от места жительства), 2) билеты на гербовой бумаге, выдаваемые властями (для отлучек далее 30 верст и на срок до полугода), 3) печатные плакатные паспорта (для отлучек далее 30 верст и на срок до 2-3 лет). | | |
| avi777 Москва Сообщений: 674 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 407
| Наверх ##
11 июня 2015 17:07 vitalyi надо же! а я думал в пределах уезда паспортов не требовалось. | | |
| predko Начинающий
Самара Сообщений: 45 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 16 | Наверх ##
24 июня 2015 17:16 Спасибо огромное вам за информацию о д. Новая Ерыкла. Я обращалась в Саратовский архив по поводу исповедный росписей. Мне ответили, что они находятся в Вольске. Ездила в Вольск там нет исповедных ведомостей .Вообщем заколдованный круг. Не могу продвинуться дальше. Нужна информация откуда они прибыли в эту деревню. Не знаю к каким источникам обратиться --- Павленко, Шакалов, Шекалов, Шаклов | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6191 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8649 | Наверх ##
24 июня 2015 19:42 predko написал: [q] В ревизских сказках за 1856-58гг фамилии Шаклов в Ирыкле нет. А при рождении его сына указано - что они являются временнообязанными крестьянами Г. Обухова. В каких источниках я могу узнать, откуда они прибыли и когда.[/q]
Если временнообязанный, значит, до 1861 года был крепостным. У подавляющего большинства крепостных крестьян официальных фамилий вообще не было. И в РС они вносились просто имени-отчеству. Поэтому, если в РС нет искомой фамилии, это не значит, что там нет самого предка. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
| chuvelela Нижний Новгород Сообщений: 84 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 63
| Наверх ##
26 июня 2015 9:00 Иринна написал: [q] А ведь так хочется по своим крестьянским предкам найти как можно больше информации. А ее-мало. ЫИ с именами и фамилиями проблемы.[/q]
Иринна написал: [q] [/q]
А как быть? | | |
| rigii lic Новичок
Петрозаводск Сообщений: 20 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 15 | Наверх ##
30 июня 2015 20:31 ВадимЗ написал: [q] [/q]
По поводу отчества. У двух моих прапра..бабушек (крестьянки) отчества в течение жизни в документах (у меня архивные справки) менялись с одного на другое. у меня такое же прапрабабушка вышла замуж в 1874 году. звали Марфа Феодоритова.Родила первенца- в записи с тем же отчеством. Воспреемник ее брат Тимофей Феодоритов Кунин. в 1878 году запись о рождении - она Марфа Феодоритова, В 1879- она марфа Парфениева, в 1880 она- Марфа Ваарламова, в 1881- Марфа Феодоритова, 1882- Марфа Федорова, 1885Марфа Парфениева. так и остается Парфениевой. С ее братом такая же ситуация. в одной из метрических книг в записи о рождении ребенка- он Феодоритов, а через 2 месяца в записи о смерти ребенка он Тимофей Парфениев ....как так??? --- Ищу сведения о Бариновых деревня Туржино Вологодская область, Костиных, Власковых, Катаевых, Усыниных с Пудожского района Карелии. | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6191 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8649 | Наверх ##
30 июня 2015 21:24 rigii lic
Скорее всего, их мать дважды выходила замуж, и в одних случаях дети писались с отчеством по родному отцу, а в других - по отчиму. Это достаточно распространенная ситуация. Когда доберетесь до РС 1858 года. проверьте и Феодорита, и Парфения. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
| rigii lic Новичок
Петрозаводск Сообщений: 20 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 15 | Наверх ##
30 июня 2015 21:34 30 июня 2015 22:14 нет, отец детей один и тот же человек. мой прапрадед! Добралась я до РС. 1858. нет людей с такой фамилией. а в 1870 -они есть. прапрадед и прапрабабка жили в одной деревне. А брат ее! у него тоже отчество менялось)) --- Ищу сведения о Бариновых деревня Туржино Вологодская область, Костиных, Власковых, Катаевых, Усыниных с Пудожского района Карелии. | | |
| rigii lic Новичок
Петрозаводск Сообщений: 20 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 15 | Наверх ##
1 июля 2015 17:07 Atkara-EV написал: [q] [/q]
их мать дважды выходила замуж, и в одних случаях дети писались с отчеством по родному отцу, а в других - по отчиму. Отец - один и тот же человек. --- Ищу сведения о Бариновых деревня Туржино Вологодская область, Костиных, Власковых, Катаевых, Усыниных с Пудожского района Карелии. | | |
| Каролина SJ Сообщений: 362 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 241
| Наверх ##
5 июля 2015 16:33 Дорогие форумчане, поделитесь, пожалуйста, опытом и знаниями.
Крестьянка выходит замуж за вдовца с маленьким ребенком, живут в отдельном доме (1880-е годы). Вскоре муж умирает. Как на практике выглядела дальнейшая жизнь крестьянки? Забирали ли пасынка родные мужа? Или же она воспитывала его далее? Кому принадлежал дом - пасынку или же крестьянка могла выйти повторно замуж и продолжать жить в этом доме? --- Мой дневник
Мои места: Игуменский уезд, Бобруйский уезд, Барановичи, Ногинск, Душеново, Ивановское, Бобры (Моск.обл.), Киверичи, Чернеево (Тверская обл.)
На заказ: пишу и оформляю родословные книги. | | |
|