Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 114 115 116 117 118 * 119 120 121 122 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
vitalyi
Ув. avi777,

Смотрите, пожалуйста, Полное Собрание Законов Российской Империи с 1649 года. Т. 7. СПб., 1830. С. 310-318 (Плакат «О сборе подушных денег, о повинности земских обывателей в пользу квартирующих войск и о наблюдении полковым начальством благочиния и порядка в селениях, войсками занимаемых» от 26.VI.1724).

Здесь впервые устанавливаются паспорта двух видов: на отлучки в пределах уезда проживания (не далее 30 верст от места приписки) и для отлучки за пределы уезда проживания. Максимальный срок паспорта - для второго случая - устанавливается в 3 года.
Этот закон не регламентировал даты иных видов паспортов, но как правило минимальный срок - 0,5 года - давался для 30-верстной отлучки. Промежуточные даты - 1 и 2 года - давались для крестьян, работавших на городских заводах и фабриках.
3-летний паспорт, как правило, выправляли себе сельские богачи, "торговые крестьяне".

«Устав о паспортах и беглых» 1832 г. (смотрите тоже в Полном Собрании ЗРИ, номер тома сейчас не вспомню) обязал все сословия иметь паспорта с запретом отлучаться без них с постоянного места жительства. Каждому сословию полагался свой вид паспорта. Мещане и крестьяне получали 3 вида паспорта: 1) простые виды на жительство (для отлучек в пределах уезда не далее 30 верст от места жительства), 2) билеты на гербовой бумаге, выдаваемые властями (для отлучек далее 30 верст и на срок до полугода), 3) печатные плакатные паспорта (для отлучек далее 30 верст и на срок до 2-3 лет).
avi777

Москва
Сообщений: 674
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 407
vitalyi надо же! а я думал в пределах уезда паспортов не требовалось.
predko
Начинающий

Самара
Сообщений: 45
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 16
Спасибо огромное вам за информацию о д. Новая Ерыкла. Я обращалась в Саратовский архив по поводу исповедный росписей. Мне ответили, что они находятся в Вольске. Ездила в Вольск там нет исповедных ведомостей .Вообщем заколдованный круг. Не могу продвинуться дальше. Нужна информация откуда они прибыли в эту деревню. Не знаю к каким источникам обратиться
---
Павленко, Шакалов, Шекалов, Шаклов
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6191
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8649

predko написал:
[q]
В ревизских сказках за 1856-58гг фамилии Шаклов в Ирыкле нет. А при рождении его сына указано - что они являются временнообязанными крестьянами Г. Обухова. В каких источниках я могу узнать, откуда они прибыли и когда.
[/q]


Если временнообязанный, значит, до 1861 года был крепостным.
У подавляющего большинства крепостных крестьян официальных фамилий вообще не было. И в РС они вносились просто имени-отчеству. Поэтому, если в РС нет искомой фамилии, это не значит, что там нет самого предка.
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
chuvelela

Нижний Новгород
Сообщений: 84
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 63

Иринна написал:
[q]
А ведь так хочется по своим крестьянским предкам найти как можно больше информации.
А ее-мало.
ЫИ с именами и фамилиями проблемы.
[/q]


Иринна написал:
[q]
[/q]

А как быть?
rigii lic
Новичок

Петрозаводск
Сообщений: 20
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 15

ВадимЗ написал:
[q]
[/q]
По поводу отчества. У двух моих прапра..бабушек (крестьянки) отчества в течение жизни в документах (у меня архивные справки) менялись с одного на другое.
у меня такое же прапрабабушка вышла замуж в 1874 году. звали Марфа Феодоритова.Родила первенца- в записи с тем же отчеством. Воспреемник ее брат Тимофей Феодоритов Кунин. в 1878 году запись о рождении - она Марфа Феодоритова, В 1879- она марфа Парфениева, в 1880 она- Марфа Ваарламова, в 1881- Марфа Феодоритова, 1882- Марфа Федорова, 1885Марфа Парфениева. так и остается Парфениевой. С ее братом такая же ситуация. в одной из метрических книг в записи о рождении ребенка- он Феодоритов, а через 2 месяца в записи о смерти ребенка он Тимофей Парфениев ....как так???
---
Ищу сведения о Бариновых деревня Туржино Вологодская область, Костиных, Власковых, Катаевых, Усыниных с Пудожского района Карелии.
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6191
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8649
rigii lic

Скорее всего, их мать дважды выходила замуж, и в одних случаях дети писались с отчеством по родному отцу, а в других - по отчиму. Это достаточно распространенная ситуация. Когда доберетесь до РС 1858 года. проверьте и Феодорита, и Парфения.
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
rigii lic
Новичок

Петрозаводск
Сообщений: 20
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 15
нет, отец детей один и тот же человек. мой прапрадед!
Добралась я до РС. 1858. нет людей с такой фамилией. а в 1870 -они есть. прапрадед и прапрабабка жили в одной деревне.
А брат ее! у него тоже отчество менялось))
---
Ищу сведения о Бариновых деревня Туржино Вологодская область, Костиных, Власковых, Катаевых, Усыниных с Пудожского района Карелии.
rigii lic
Новичок

Петрозаводск
Сообщений: 20
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 15

Atkara-EV написал:
[q]
[/q]
их мать дважды выходила замуж, и в одних случаях дети писались с отчеством по родному отцу, а в других - по отчиму.
Отец - один и тот же человек.
---
Ищу сведения о Бариновых деревня Туржино Вологодская область, Костиных, Власковых, Катаевых, Усыниных с Пудожского района Карелии.
Каролина SJ

Сообщений: 362
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 241
Дорогие форумчане, поделитесь, пожалуйста, опытом и знаниями.

Крестьянка выходит замуж за вдовца с маленьким ребенком, живут в отдельном доме (1880-е годы). Вскоре муж умирает. Как на практике выглядела дальнейшая жизнь крестьянки? Забирали ли пасынка родные мужа? Или же она воспитывала его далее? Кому принадлежал дом - пасынку или же крестьянка могла выйти повторно замуж и продолжать жить в этом доме?
---
Мой дневник
Мои места: Игуменский уезд, Бобруйский уезд, Барановичи, Ногинск, Душеново, Ивановское, Бобры (Моск.обл.), Киверичи, Чернеево (Тверская обл.)

На заказ: пишу и оформляю родословные книги.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 114 115 116 117 118 * 119 120 121 122 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈