Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
Natalka Россия Сообщений: 2803 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1911 | Наверх ##
25 ноября 2007 16:39 Галина7Галина7 написал: [q] Подскажите, пожалуйста, что означает: "крестьянин собственник" и "государственный крестьянин"?[/q] Черносошные крестьяне или черные тяглые люди, государевы крестьяне — класс земледельческого населения России, сидевший на "черной", т. е. невладельческой земле. С развитием государственной власти на Руси общинные земли мало-помалу обратились в черные или государевы и считались за князем, но не как за частным собственником, а как за носителем государственной власти... Подробнее в "Генеалогическом словаре"Галина7 написал: [q] Мой прадед строил дома в Вологде. Руководил артелью. Могу ли я, где либо, найти подтверждение этого? Куда мне обратиться?[/q]
Галина, поэтому вопросу Вам стоит обратиться в государственный архив Вологодской области | | |
| zngalina Сообщений: 96 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 23
| Наверх ##
30 ноября 2007 17:29Незаконнорожденные Добрый день! Встретились записи о рождении у кр.девки в разные годы незаконорожденных детей. Их было 6 . Они записаны по данным ревизии с именами. А как давались отчества таким детям? И что было записано в их документах об отце? Спасибо. | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
1 декабря 2007 3:44 1 декабря 2007 3:45 zngalina Как правило, чаще всего в таких случаях отчество давалось по крестному отцу. А в документах ни о каком отце просто не упоминалось. В графе "родители" писалось: "крестьянская девка (девица) деревни такой-то..." и все. В дальнейшем писалось: "Анна, по крестному отцу Иванова" | | Лайк (1) |
Bлaдимиp Россия Сообщений: 1821 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 2314 | Наверх ##
18 января 2008 15:15 18 января 2008 15:16 Добрый день!  Как понять запись из МК Тульской духовной консистории Богородицерождественской церкви села Старая Локна Крапивенского уезда Тульской губернии за 1871 г.: "Воспреемники: ... и села Рождествено Г.Дьякова временно обязаннного крестьянина Гаврила Федоровича жена Пелагея Акимовна".  Следует ли, что Гаврил Федорович и Г.Дьяков - одно лицо? | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
18 января 2008 17:56 RusBear Нет, совсем не следует. Отсюда следует, что село принадлежало господину Дьякову, а в нем проживал бывший крепостной его Гаврил Федорович, получивший освобождение (как и все) в 1861 году, но к 1871 году еще не выплативший свой долг за предоставленную ему землю (как и большинство крестьян к 1871 г.). Ну и жена у Гаврилы была Пелагея Акимовна --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
Bлaдимиp Россия Сообщений: 1821 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 2314 | Наверх ##
21 января 2008 11:59 22 января 2008 17:50 IrinaFM написал: [q] Отсюда следует, что село принадлежало господину Дьякову, а в нем проживал бывший крепостной его Гаврил Федорович, получивший освобождение (как и все) в 1861 году, но к 1871 году еще не выплативший свой долг за предоставленную ему землю (как и большинство крестьян к 1871 г.). Ну и жена у Гаврилы была Пелагея Акимовна [/q]
Спасибо, ВЫ ПРАВЫ, затмение какое-то нашло,  , сам же посылал Список землевладельцев Крапивенского уезда 1903-1909 гг. на http://plawsk.narod.ru/ (размещен в разделе "Город"). У Дьякова К.Н. в с.Рождествено на 1903 г. было 382 единицы земли. На 1906 и 1909 уже прочерки. Про Г.Дьякова, правда, ничего нет. Вероятно, он родственник Дьякову К.Н. Кроме того видел же ранее на http://plava1.narod.ru/library...ruhin.htmlСело Старая Локна - Рождествено. В 1750 году этим селом владел бригадир Василий Петрович Лочинов. В 1782 году помещицей была его дочь Екатерина Васильевна в замужестве графиня Санти (ее муж, граф Александр Францискович де Санти, сын художника из Италии). В 1785 году село перешло к графине Елизавете Евгеньевне Санти, которая реконструировала храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Старая Локна. Также ей принадлежала деревня Сухая Локна и Лочиново. (Г.А.Т.О., Фонд 3, опись 16, дело 302, лист 622). В XIX веке село перешло к штабс-капитану Константину Николаевичу Дьякову (1823-1902) , у которого в селе было 224 крепостных крестьянина обоего пола. К 1891 году храм в селе Рождествено-Старая Локна обветшал и купец Сергей Емельянович Соломин (1860 г.р.) заложил новый кирпичный храм в селе. В 1876 году у Дьяковых при селе Рождествено-1 было 346 десятин земли. Также было известно село Рождествено-2, располагающееся в той же округе. Им владела сестра князя Сергея Сергеевича Гагарина - княжна Мария Сергеевна (по мужу графиня Шувалова). И ещё с http://plavsknews.narod.ru/ (раздел "Новости краеведения") - В XIX веке село Рождествено – Старая Локна перешло по наследству к семье штабс-капитана Константина Николаевича Дьякова (1823-1902). | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
24 января 2008 13:24 RusBear Я опять включу фонарь Г.Дьяков - это не Григорий, Гавриил и даже не Георгий  это ГОСПОДИН Дьяков --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
24 января 2008 19:20 RusBear А слово "господин" чаще всего писалось с большой буквы. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
| archivdonbass | Наверх ##
24 января 2008 21:43 Подскажите, пожалуйста. В метрических книгах за 1850-1900гг нашла записи, например "крестьянка слободы Волкодаевой". Это значит, что женщина там родилась или проживает?
И еще... У меня все предки записаны как "Старобельский крестьянин или мещанин" (когда как), т.е. полагаю, что они из Старобельска. Но практически все их браки и рождения записаны в церкви села в километрах 50-х от этого города. Почему? Они жили там или приезжали? Зачем было совершать такой далекий путь? Стоит ли тогда искать в метричеих книгах близлежащих селений? --- Помощь в архивах Донецка и Луганска.
| | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
24 января 2008 22:31 apelsinKa[q] "крестьянка слободы Волкодаевой". Это значит, что женщина там родилась или проживает? [/q]
Это означает, что она там приписана. Ну т.е. постоянная прописка у нее там  а проживать она могла по паспорту где угодно, да и родиться в сл.Волкодаевой не обязана, но могла, конечно; если же она замужем, то это место приписки ее мужа, и его вероятное место рождения. Что касается второго вопроса, то тут трудно сказать, скорее всего они там жили. Приходская церковь не могла находиться так далеко, а если кто-то уезжал, то совершал все требы по месту жительства, а не ездил по месту приписки. Может и в других окрестных селах как-то засветились. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
|