Семейная история в лицах
От большинства моих предков-крестьян остались лишь имена и даты. Но есть и истории...
Ласве Модератор раздела
Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18595 | Наверх ##
14 апреля 2013 15:07 О том, как развивались дальнейшие события, Илья Гаврилович рассказал на допросе следователю НКВД: Раскулачен в 1932 году. Выслан на Урал в г.Свердловск, в северные бараки, где работал до 1933г. Из ссылки бежал в Шаблыкино. В сельсовете женщина дала справку о том, что я с 1932 г. сельским хозяйством не занимался, а о социальном положении не указали. Как зовут женщину не знаю. По этому документу я работал на заводе Сталь моста (?) Верхняя Солда на Урале. По этому же документу получил паспорт и работал на производстве до 1937 г. В 1937 г. вернулся в Шаблыкино, т.к. по условиям работы все время был в командировках с семьей, что не давало возможности учить детей в школе. Поэтому решил остановиться на постоянное место жительства. Действительно, в феврале 1937 года Илья Гаврилович, получив прекрасную характеристику, увольняется с завода и возвращается в Шаблыкино. Из характеристики: Дана плотнику Андрюшину в том, что он работает в объединении «Стальпроммеханизация» с 1932г. За весь период работы проявил себя как…ударник и последнее время стахановец. Дисциплинированный работник, добросовестно относящийся к возложенным на него обязанностям. Премирован за хорошую работу 4 раза. В Шаблыкино прадед с прабабушкой устраиваются на работу в контору Заготскот: Илья Гаврилович плотником, а Татьяна Антоновна – чернорабочей. Место работы, скорее всего, выбрано неслучайно: здесь работают два родных брата и дядя прабабушки. К сожалению, прадед выбрал не лучшее время для возвращения в родные пенаты. 11 августа 1937 года в семью Андрюшиных пришел с обыском сотрудник Ишимского РОНКВД Никонов. Он изъял паспорт прадеда, 10 листов какой-то переписки и арестовал Илью Гавриловича. [ Изображение на стороннем сайте: 7658becfb6bet.jpg ] Прадед был обвинен в том, что «вступил в состав контрреволюционной повстанческой организации и изъявил согласие на вооруженную борьбу с Советской властью в момент интервенции. Принимал активное участие в подготовке к вооруженному восстанию. Проводил контрреволюционную повстанческую агитацию и угрожал активу села расправой…» 8 сентября этого же года Илью Гавриловича осудила Тройка, которая постановила: Андрюшина И.Г. расстрелять. Через три дня, 12 сентября, приговор был приведен в исполнение. | | |
Ласве Модератор раздела
Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18595 | Наверх ##
5 мая 2013 19:09 На допросах в НКВД, когда речь шла о прежней жизни, о семье, Илья Гаврилович отвечал на вопросы следователя подробно и обстоятельно. Правда следователь не утруждал себя точностью заполнения протокола: на разных листах дела не совпадают года рождения членов семьи, возраст, различаются отчества и т.д. Но к чему такие мелочи, когда Илья Григорьевич – член банды, которая хочет помочь «Епонии» свергнуть Советскую власть! Трудно представить , знал ли Илья Гаврилович, где находится эта самая «Епония», но он, и еще 76 таких же «бандитов-крестьян» собирались ей помогать бороться с СССР.
За месяц, который прошел от момента ареста до расстрела, следователь допрашивал прадеда дважды: 19 и 20 августа. 19 августа Илья Гаврилович утверждал, что «конкретно мне никто не предлагал вступить членом контрреволюционной организации и о наличии таковой никто не рассказывал» Уже на следующий день показания арестованного резко изменились. Можно только догадываться, что происходило с Ильей Гавриловичем ночью: кто и как убедил его признаться в том, « что в протоколе от 19.08.37 я следствию дал ложные показания. Сейчас я признаюсь, что я являюсь членом контрреволюционной организации существующей на территории Шаблыкинского сельсовета. Практические задачи: в случае войны со стороны Епонии (орфография сохранена) нам необходимо организовать восстание, подобное восстанию 1921г. Если мы этого не сделаем, нам будет гибель от Советской власти».
Очень похоже, что признание было заранее заготовленным. Можно ли услышать за этими протокольно-официальными фразами голос крестьянина, у которого два класса образования? Все 77 человек, проходящие по этому делу, признаны виновными в том, что они в 1934-1937 годах на территории Ишимского, Бердюжского, Маслянского, Голышмановского и др. районов создали контрреволюционную повстанческую организацию, ставившей своей задачей свержение Советской власти вооруженным путем, приурочивая это вооруженное восстание к началу нападения одной из капиталистических стран на Советский Союз. Все 77 были расстреляны. | | |
Ласве Модератор раздела
Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18595 | Наверх ##
5 мая 2013 19:22 5 мая 2013 19:26 Из архивной справки: В материалах уголовного дела на Илью Гавриловича нет данных о месте его захоронения. Однако, документально подтверждено, что массовые захоронения в Ишиме проводились на территории бывшего военного стрельбища в двух километрах от деревни Борки, в районе «Лысой горы». Места массовых захоронений были обнаружены в 1989 году. В 1993 силами прихода Богоявленского собора здесь установлен поклонный крест, у которого в День памяти жертв политических репрессий 30 октября ежегодно проходит поминовение. [ Изображение на стороннем сайте: 3a4fc6dafd35.jpg ] http://www.vishime.ru/blogs/20...repressij/С арестом Ильи Гавриловича рухнула жизнь его семьи. Ненадолго пережила мужа Татьяна Антоновна. В дело прадеда была вложена справка о ее смерти : Свидетельство о смерти № 4215 Гр. Андрюшина Татьяна Антоновна умерла 28.12.1937г. Причина смерти: острая гриппозная инфекция. Место смерти: Омск Возраст: 48 лет. Судьба их четверых детей сложилась не самым счастливым образом. Но это уже другая история. З.Ы. Моя прабабушка в один день потеряла мужа, двух родных братьев и дядю. Они проходили по одному делу и расстреляны были в один день. | | |
эленКНИПЗЧлен Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6363 | Наверх ##
15 мая 2013 16:36 Светлана, второй раз читаю Вашу историю и не нахожу слов. Нас много, в чьих семьях были такие трагические истории. Надо стараться сохранить в памяти потомков имена и рассказы о их жизни. С уважением. Елена. --- Вера Надежда Любовь | | |
Ласве Модератор раздела
Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18595 | Наверх ##
17 мая 2013 16:22 17 мая 2013 16:23 Елена, спасибо! Сознавая , как это ни страшно звучит, типичность ситуации с моим прадедом, меня почему-то больше всего "убивает", его подпись под этим протоколом- бредом. Видно, что прадед редко держал в руках ручку. Когда ему было писать - всю жизнь работа, работа, работа. Стремился детям дать образование. А потом раз, и подписывается под тем, что он помощник одной из западных держав. Маленькое отступление. То, что прадед причиной незаконного возвращения из ссылки назвал невозможность детей нормально учиться в школе, меня ничуть не удивило. Андрюшины, даже будучи крепостными, обучали детей грамоте. Прадед мечтал, чтобы его дочь (моя бабушка) стала учительницей. | | |
эленКНИПЗЧлен Союза краеведов Ополья  г.Ковров Сообщений: 1695 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 6363 | Наверх ##
17 мая 2013 18:11 Ласве написал: [q] меня почему-то больше всего "убивает", его подпись под этим протоколом- бредом. [/q]
Светлана, добрый вечер. По поводу подписи. Во-первых, "способов" заставить подписать использовалось много. А во-вторых, не факт, что эта подпись его. С уважением.Елена.
| | |
Ласве Модератор раздела
Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18595 | Наверх ##
17 мая 2013 21:17 17 мая 2013 21:20 Коль уж я заговорила о стремлении Андрюшиных к образованию, расскажу историю о двоюродном прапрадеде и Льве Толстом. Младший брат моего прапрадеда, Игнатий Родионович Андрюшин, 1864 г.р., будучи призванным в армию, «обучался телеграфному искусству в 15 Военно-телеграфном парке» в г. Одессе. После увольнения в запас в 1888 году, Игнатий Родионович вернулся в родное село Шаблыкино Орловской губернии. По идее, дальнейшая жизнь Игнатия была предопределена жизнью его предков, он должен был стать земледельцем. Однако Андрюшин дома не задержался: он женился и через год уехал с женой в Кишинев, где поступил на службу надзирателем Бессарабской земской лечебницы для душевнобольных. В 1897 году Игнатий Родионович назначается надзирателем Винницкой окружной лечебницы для душевнобольных, в которой он проработал 13 лет. Семейная жизнь Игнатия Родионовича текла своим чередом: на 1902 год у него 5 детей ( всего их было 9). Одним словом, ничего особенного, если бы не одно «но». Известно о 4 письмах Андрюшина Льву Толстому, написанных в период 1907-1909 гг. Игнатий Родионович мучился вечными вопросами о Боге, о путях духовного развития человечества, о том, как правильно воспитывать детей. Он просил у Толстого разрешения «прислать на отзыв рукопись своего произведения». ПСС Л.Н.Толстого, т.77 СПИСОК ПИСЕМ, НАПИСАННЫХ ПО ПОРУЧЕНИЮ Л. Н. ТОЛСТОГО л.292 38. И. Р. Андрюшину, начало апреля. В письме от 29 марта II. Р. Андрюшин просил его "ввести в письменное общение с последователями чи¬стого учения Христа". Просил книг. "Послать адреса Беневского, Нико¬лаева, [1 неразобр.], Черткова, Суткового, Молочникова и др". А это письмо написанное лично Толстым. л.104 * 115. И. Р. Андрюшину. 1907 г. Мая 17. Я. П. И. Андрюшину. Письмо ваше получил. То, что вы воспитываете детей дома и сами, считаю разумным и правильным. Думаю, что бояться гонений за истину не надо, и[отому] ч[то] гонений этих все меньше и меньше, а если бы они и были, то христианин не должен тяготиться ими. Учить детей ремеслу считаю не только хорошим делом, но не учить детей ремеслу -- преступлением, как сказал кто-то. (1) Думаю тоже, что не надо переменять внешнее положение до тех пор, пока нет физической или нравственной невозможности оставаться в нем. От души желаю вам душевного спокойствия и успеха в главном деле всех людей: нравственном совершенствовании. Лев Толстой. Печатается по копировальной книге N 7, лл. 338 и 339. Игнатий Родионович Андрюшин -- крестьянин с. Шаблыкино Орловской губ. Окончил сельскую школу. В 1907 г. был надзирателем в лечебнице для душевнобольных в г. Виннице Подольской губ. В письмо от 27 апреля 1907 г. И. Р. Андрюшин просил совета в вопросах воспитания детей. (1) Толстой, вероятно, имел в виду мысль из талмуда: "Не обучать сына какому-нибудь ремеслу -- все равно, что приготовлять его к грабежу" ("Мысли мудрых людей на каждый день", 16 марта). т.78 л.315 5. И.Андрюшину (Винница Подольской губ.) 5 января (1908) В письме от 1 января Андрюшин спрашивал, «не доходит ли человечество в своем духовном росте до известных пределов, подобно кипячению воды, а потом - возвращение в первобытность, или падение совершалось потому, что все древние культуры шли ложными путями, т.е. путями жестокости». (Ответить на это письмо было поручено Н.Н.Гусеву) т.80 л.274 1. И.Андрюшину, 1 июля (1909). В письме от 23 июня из Винницы И.Андрюшин просил разрешения прислать на отзыв рукопись своего произведения. Отка[зать]. Отказал Л.Толстой в просьбе двоюродному прадеду, и мне уже никогда не узнать о чем же было «произведение» сына крепостного крестьянина Андрюшина И.Р. | | |
Ласве Модератор раздела
Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18595 | Наверх ##
17 мая 2013 21:35 И. Андрюшин не ограничился письмами к Толстому. Видимо под влиянием идей Толстого о «безубойном питании», Игнатий Родионович стал вегетарианцем. В 1909 году он являлся действительным членом СПб вегетарианского общества.
Кто знает, может быть, идея Толстого о возвращении к природной жизни заставила Андрюшина, спустя 22 года, вернуться на родину и вновь заняться сельским хозяйством. Однако в письме Игнатия Родионовича 1926 года к другу(?) нет и намека на прежние мысли и убеждения, только забота о хлебе насущном, да ностальгия по бывшему кругу общения.
| | |
Ласве Модератор раздела
Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18595 | Наверх ##
29 мая 2013 0:55 29 мая 2013 1:05 Это даже не история, а факт из биографии моего предка, который я не берусь оценивать. Долгое время мои знания о прапрадеде Филимоне Степановиче Степанове ограничивались сведениями из метрических книг: рождение в 1870 году, венчание в 21 год, рождение 14 детей (выжили пятеро). Был период с 1913 по 1917, когда у Филимона дети рождались параллельно с внуками: год-ребенок, год - внук, строго по графику. (Филимон "соревновался" в деторождении со старшим сыном Павлом. Фото Павла внизу сообщения) О Филимоне Степанове больше ничего: ни фотографий, ни воспоминаний, ни даты смерти. (С этим информационным провалом я не смирилась. Чую, надо мне самой ехать в Иваново) История о прапрадеде всплыла, когда Ишимский архив выложил в сеть описи своих фондов. Привычная в таких случаях процедура: поиск по имени Филимон Степанов – наличие дела (обморочное состояние) - запрос копий (ежедневные звонки в архив) - оплата (скан квитанции об оплате тут же по электронке в архив) – и через 9 дней после обнаружения дела, я обладатель сведений о кусочке жизни прапрадеда. Филимон Степанович Степанов в 1924 году был осужден в составе группы , как участник восстания 1921 года. Какая вина вменялась неграмотному крестьянину, 54-летнему отцу семейства? 19 и 20 декабря 1924 года в Ишиме состоялись публичные заседания выездной сессии Тюменской судебно-кассационной сессии Уральского областного суда по судебно-уголовному отделению. Суд обвинял Степанова Филимона и 8 его односельчан по 60 статье УК, находя, что « во время восстания в феврале месяце 1921 года в Тюменской губернии, Ишимском уезде, Армизонской волости в деревне Ивановой, зажиточные крестьяне, имея сведения о готовящемся восстании заранее, как только приехал в их деревню отряд повстанцев, немедленно начали арестовывать коммунистов своей деревни и их семьи и сажать их в арестные помещения, забирали имущества коммунистических семей и часть свозили в амбар гр-на деревни Иваново Баженова Петра Григорьевича, а частью растаскивали, кому что нужно, отобранный скот уводили для бандитских отрядов. Во дворе того же П.Г.Баженова в конюшне устроили человеческую бойню, где были убиты 9 человек…Затем был организован отряд под названием «Ивановский» и направлен на фронт для борьбы с Красными войсками». Все подсудимые были признаны принимавшими участие «в арестах, избиениях и ограблении имуществ». Степанов Филимон Степанович, 54 лет, из крестьян середняков, неграмотный, беспартийный, не судим изобличался данными судебного следствия в том, что: « во время февральского бандитского восстания в Ишимском округе в д. Ивановке в 1921 году в первые дни восстания стоял на постах с палкой отобрали и зарезали быка на 12 пудов у Зарубиной Екатерины вместе с Рухленковым Никитой, бил арестованную жену коммуниста (имя не прочесть) во дворе Баженова Петра, а так же Паутову, ездил верхом на лошади по деревне и кричал, чтобы арестованных свозили к Баженову Петру. Затем ездил с отрядом на фронт, т.е. изобличается в преступлении предусмотренным статей 60 УК». Степанова Филимона и еще 4 подсудимых, суд, «принимая во внимание их темноту и невежество», приговорили к 5 годам лишения свободы со строгой изоляцией каждого и конфискацией имущества. У Степанова Филимона суд постановил конфисковать 4 молодых лошадей, 3 коров и 3 овец. Кроме того, все 9 обвиняемых были лишены прав на 5 лет и на них были возложены судебные издержки в сумме 640(840?) рублей. Так же суд признал «доказанным заявленный гражданский иск Зарубиной Екатерины в части взятого быка гражданами Рухленковым Никитой и Степановым Филимоном и оценил его в 50 руб». Иск был удовлетворен: Рухленкова и Степанова обязали выплатить Зарубиной по 25 руб. Все осужденные подали кассационные жалобы, которые были рассмотрены 16 марта 1925 на заседании Кассационной Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. Коллегия определила: [ Изображение на стороннем сайте: d068fc391f25.jpg ] Филимону Степанову снизили срок до 3 лет и отправили отбывать срок в Ишимский исправительный дом, где он работал «на разных работах», «конюхом в обозе». Работал по все видимости неплохо, поскольку в сентябре 1925 прапрадеда, по его заявлению, отпускают в краткосрочный отпуск. (Википедия: в исправдомах «реализовывались принципы прогрессивной системы отбывания наказания. Они заключались в том, что в зависимости от степени исправления (успехи в работе, хорошее поведение и т.д.) заключенным предоставлялись различные льготы и перевод из низкого в более высокий разряд. Осужденные среднего и высшего разрядов имели право на отпуск: среднего разряда - 7 суток по истечении 2 мес. пребывания в этом разряде) [ Изображение на стороннем сайте: 9da477a940ce.jpg ] Филимон Степанович съездил повидаться с семьей и через неделю вернулся в заключение. Он еще не знал, что через три месяца вернется домой и на этот раз уже навсегда. В декабре 1925 года, через год после суда, прапрадед был освобожден из-под стражи «по разгрузке» исправдома . [ Изображение на стороннем сайте: 80daf319a9e5.jpg ] У меня нет фото прапрадеда, но теперь он у меня почему-то прочно ассоциируется с фразой из приговора: «ездил верхом на лошади по деревне и кричал, чтобы арестованных свозили к Баженову Петру». Это как в советских фильмах: 22 июня человек, в развивающейся рубахе, скачет по деревне на лошади и кричит: «Война! Война!» Глупость конечно. В описании примет Филимона написано, что у него серые глаза, русые с проседью волосы, такие же усы и борода. Вот таким я его и вижу: с бородой, усами… скачущим на лошади. З.Ы. Филимон Степанович, вероятнее всего, умер до 1937 года, потому что все односельчане, осужденные с ним в1924 году и дожившие до 37 , были в этом году расстреляны. Моя прапрабабушка, жена Филимона, Мелания Фоминична, умерла после 1946 года. Про нее в деревне говорили, что «она из польских», но подтверждения этим разговорам я пока не нашла. Сохранилось фото 1939 года, на котором она, (похоронившая 9 своих детей), прощается с правнуком. [ Изображение на стороннем сайте: b2a15dff68cb.jpg ] Мелания Фоминична слева. Мужчина - мой прадед, Павел Филимонович Степанов, справа моя бабушка, Варвара Ильнична,а толстый карапуз - мой папа. | | |
Ласве Модератор раздела
Санкт-Петербург, г.Пушкин Сообщений: 1897 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 18595 | Наверх ##
1 июля 2013 22:18 Эта история – этакий коллективный портрет бывших помещичьих крестьян села Шаблыкино, Карачевского уезда, Орловской губернии, среди которых и мои прямые предки Андрюшины. В РГИА хранится дело «О беспорядках, произведенных крестьянами с.Шаблыкина Карачевского уезда, по поводу переселения их на казенные земли Сибири». 20.03.1894-10.07.1898. Помимо событийной составляющей это переселенческое дело дает еще столь редкую возможность почувствовать «живое дыхание» жизни предков. «…уж ежели что вобьет себе в голову мужик, то это сидит у него в мозгах как заершенный костыль». (Из письма владельца Шаблыкино С.Блохина)
27 июня 1893 года в Шаблыкино состоялся сельский сход по поводу поданного сельчанами прошения о переселении в Сибирь, на котором присутствовали непременный член Орловского губернского присутствия, земский начальник и уездный исправник. При полном сельском сходе, уполномоченным от общества крестьян запасному унтер-офицеру Стефану Огневскому и крестьянину Гавриилу Андрюшину, подробно разъяснили « как порядок переселения крестьян на казенные земли, так и условия, при которых они могут приобретать землю у соседних владельцев, пользуясь содействием Государственного крестьянского банка, а также и порядок, коим закон предоставляет право селянам обсуждать свои нужды и возбуждать по ним ходатайства. Разъяснения были выслушаны сходом спокойно и внимательно», но от выдачи подписки в объявлении сообщения поверенные отказались.
Уполномоченные Огневский и Андрюшин не зря отказались подписать «протокол» схода. Отказ давал шаблыкинцам возможность подавать новые прошения о переселении.
27.07.1893 В присутствии всего сельского схода уполномоченным крестьян было разъяснено, что ходатайство их доверителей о переселении на казенные земли Сибирских губерний в настоящее время со стороны высшего правительства удовлетворено быть не может «за неимением в натуре свободных отмежеванных на сей предмет участков, но что с отмежеванием этих участков и с изданием правил о порядке и условиях переселения, ходатайству шаблыкинов дано будет указанное в законе движение». Крестьянам указано, что вопрос об их переселении не может быть разрешен ранее будущего года и что «до наступления этого времени им не следует возбуждать новых ходатайств по сему предмету и бесцельно тратить мирские деньги на посылку своих уполномоченных».
22.12.1893 Орловский губернатор лично тоже самое объявил уполномоченным шаблыкинцев Стефану Огневскому, Гавриилу Андрюшину, Дмитрию Макееву, Федору Зайцеву, Павлу Елисееву, Федору Пашкину и Николаю Прудникову, «когда крестьяне эти в числе прочих толпою в 150 человек явились в город Орел». В результате встречи с губернатором уполномоченные крестьян дали подписку в том, что сего числа Орловским губернатором объявлено и разъяснено: 1. все прошения и жалобы, приносимые на Высочайшее имя нашими уполномоченными Стефаном Огневским и крестьянином Гавриилом Андрюшиным, оставлены без последствий. 2. Никто не может заставить землевладельца Сергея Владимировича Блохина продавать просителям свою землю. Продажа может последовать только по добровольному взаимному соглашению крестьян с владельцем. 3. Уполномоченным подробно разъяснены законы и правила переселения.
Но сколь бы часто и подробно не разъясняло начальство шаблыкинцам их права и обязанности, крестьяне упрямо гнули свою линию: желаем немедленно переселиться в Сибирь.
Из рапорта Карачевского уездного исправника в министерство внутренних дел 14.03.1894: «Огневский и Пашкин отправились в Москву и СПб для личного ходатайства пред Его Императорским Величеством Государем Императором и Его Императорским Величеством Великим Князем Сергеем Александровичем».
Поездке ходоков в Москву и Санкт-Петербург предшествовал сельский сход (6.03.1894), который стал предметом обсуждения на местном и столичном уровне и дал повод к разговорам о беспорядках среди крестьян.
Из письма управляющего имением Залесского владельцу Блохину. Земский начальник объявил, что их прошение принято, и они будут переселены весной 1895, а теперь они должны вести себя смирно и работать, чтобы рассчитаться с помещиком и прочими. На это он получил ответ от всей массы, что мы не хотим ждать 1895 года, мы хотим сейчас же. Им земский начальник объяснил, что это невозможно, что лбами стены не пробьешь, еще сильней начали кричать. Земский начальник крикнул на них: Молчать и не грубить!, получил ответ: мы не скоты, скотина бессловесная, а мы умеем и будем говорить. Земский начальник будто бы приказал 2 буянов ходоков арестовать, но получил ответ: лучше и не пробуй, а хочешь арестовывать, всех нас бери. Земск нач: напрасно так делаете, и такое поведение приведет к тому, что их накажут. Кр: а пускай наказывают, хоть головы долой нам всем, а мы своих не бросим. Часов 5 говорил и мучился с ними Кр: ждать не будем, продадим все имущество и сами пойдем в Тоболь. Земский начальник: они не станут этого делать. Крестьяне: своим добром как кто хочет, так и распоряжается. Что мы сказали, так и сделаем. А от аренд мы отказуемся и не будем работать ни часу, не платить аренду и не хочем . 9 марта была самовольная сходка, где собрали 70 рублей и два ходока 10 марта отправились в Орел к губернатору.
Надо отметить, что Залесский рассказал хозяину о сходе после сообщения о погоде, о вывозе навоза в оранжереи и парники, о нехватке дров садовнику, видимо давая тем самым понять, что брожение среди крестьян не стоит первоочередного внимания и волноваться Блохину не о чем: «Лошади, слава Богу, в порядке и если крестьяне не начнут работать (хотя мне кажется что это вздор, и они этого не сделают не все же они сумасшедшие, есть и умные между ними) то нас они врасплох не застанут и совершенно все сделаем. Орудия, сбруи все готово караул везде строгий и бдительный».
А вот описание того же схода Карачевским уездным исправником.
Рапорт Карачевского уездного исправника губернатору. Конфиденциально. 27 и 28 марта был в Шаблыкино для проверки слухов касательно враждебных действий крестьян против владельца Блохина. 6 марта состоялся сход в присутствии Земского начальника, который заставил Стефана Огневского повторить ответ Губернатора (что бы Огневский умышленно не переиначил ответа губернатора) Земский начальник говорил со сходом около часа. Крестьяне говорили, что они стеснены выпусками, должны продать весь скот, на что и просили разрешения у земского начальства, что не пойдут на работу, что ждать переселения им нельзя. Земский начальник отвечал: скот продавать не следует, что за невыход на работу будет штрафовать и арестовывать. Крестьяне ответили: пускай их наказывают. Когда же крестьяне начинали говорить все разом, земский начальник приказывал им замолчать и говорить одному и все немедленно смолкали, начинал говорить один в большинстве случаев Стефан Огневский. В общем шаблыкинцы держали себя на сходе так, как держут себя вообще все крестьяне всегда на сходе и никаких дерзостей земскому начальнику не делали, а если и были возражения и ответы в грубой форме, то не с целью оскорбить земского начальника, а просто потому, что эти грубые люди не умеют выражаться в более мягкой вежливой форме. Выражения «с обществом сделать ничего нельзя» – не было. Фраза «не пойдут на работу» осталась фразой, п.ч. при приставе все крестьяне по оповещению вечером в воскресенье выехали на работу без всяких разговоров. Залесский объяснил этот выезд тем, что он умеет заставлять слушаться. По мнению пристава, этого-то у него и нет. При оповещении на выезд на работу Залесский с крестьянами не говорил, кроме того, как заметил пристав, Залесский «побаивается крестьян». Уплата крестьянами денег за арендованные земли должна производиться в два срока, но никогда в срок не платилась и не уплачивается, и это явление не есть единичный факт, касающийся только шаблыкин. Подобная неаккуратность со стороны крестьян во всех экономиях, и с этим помещики видимо примирились. Шаблыкинцы только и говорят о переселении, об уходе в Тобольскую губернию земскому начальнику не заявляли. Есть слух, что двое крестьян, люди со средствами, думают уехать в Сибирь. Разговоров об отобрании земли у Блохина не слышно. Толки крестьян о наделении землей начались очень давно; о том, что этот вопрос рано или поздно примет более острую форму предсказывали многие из выдающихся местных помещиков.
Судя по рапорту уездного исправника, он считает, что ничего похожего на беспорядки на сходе не было и даже в какой-то мере оправдывает поведение крестьян перед губернатором.
Владелец села Шаблыкино, Александр Семенович Блохин, настроен не столь оптимистично. Из письма Блохина Орловскому губернатору: 7.06.1894 Прожил я 25 лет в дружбе и согласии с крестьянами всех моих имений, не разорял их, занимался ими с особенною любовью, помогал им всегда, хлопотал об них и живут они у меня от этого сравнительно с соседями исправно, а теперь хоть беги из Шаблыкино. Шаблыкинцы жаждут как можно скорее переселиться в Сибирь подстрекаемые зловредными людьми и подбиваемые преимущественно негодяями, бобылями и пьяницами все более и более волнуются, и ныне злобятся сильно на меня. Читают они в нашей местной газете Орловский вестник что 1000 переселенцев идут в Сибирь со всех концов России и даже 5 семей ушло ныне весною из деревни Шехавы, стоящей в 5 верстах от них, а им переселение не дозволяется. Они убеждены что всему этому их горю причина – я. Боясь лишиться рабочей силы, я хлопочу якобы в СПб чтобы им недозволенно было переселение, а уж ежели что вобьет себе в голову мужик, то это сидит у него в мозгах как заершенный костыль. Взрыв, а следовательно экзекуция было бы конечно несчастье, особенно в Шаблыкино, где строгости крестьяне не видали даже в крепостное время – способ их успокоить – удовлетворить как можно скорее их желание. Желание общества высказали губернатору через своих уполномоченных числом 5. По желанию общества помещик ездил с ними. Вот что они просят: Когда будет разрешение на переселение. На сколько душ и по сколько десятин наделу отведено будет им земли. Желательно чтобы дали на 500 душ, всего их теперь кажется 845 душ. В каких примерно местах Сибири получат землю. Какими льготами будут пользоваться и не дадут ли им понемногу и в ссуду денег при выходе их в путь далекий. Пусть им все скажут и они спокойно будут ждать 1895 года, понемногу искать покупщиков на имущество и конечно получат за него больше денег чем продавая его наспех. Тем временем пошлют ходаков облюбовать край, где нам селиться, ходоки посмотрят там все, некоторые из них воротятся и поведут нас с семьями нашими по знакомой дороге и этим мы избегнем бедствий о которых пишут в Орловском вестнике, которые терпят переселенцы.
Продолжение следует
| | |
|
О способах заставить подписать абсурдные признания даже не хочу думать, страшно. А подпись прадеда - точно, есть с чем сравнить.