На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Прежде, чем создавать новую тему, считая её уникальной, кликните на # (в счетчике страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице, также можно посмотреть в других разделах форума через Поиск. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось незатронутых тем. Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.
Пажеский Его Императорского Величества корпус — 1802 - 1918 год Учрежден 10 октября 1802 г. по проекту графа Шереметева и генерал-майора Клингерна как отдельное учебно-воспитательное учреждение для детей высокопоставленных и знатных семейств России, которых готовили в свиту Его Императорского Величества и в гвардию. С 1832 г. этим правом могли пользоваться сыновья военных и гражданских лиц первых четырех классов, с 1837 г. - только сыновья лиц первых трех классов В пажи принимались мальчики 8—14 лет, в камер-пажи—юноши 15—18 лет. Служба заключалась в участии их во всевозможных праздниках, торжественных выходах высочайших особ, в царских охотах и выездах. По достижении определенного возраста камер-пажи выпускались офицерами в Гвардию, реже - в камер-юнкеры, а пажи — офицерами в армейские части. Впоследствии количество пажей и камер-пажей при дворе увеличилось. Зачисление в Пажеский корпус производилось только по высочайшему повелению. Обучение в корпусе длилось семь лет, в том числе два года в специальных классах. Пажи, не удовлетворявшие требованиям перевода в специальные классы, увольнялись с правами окончивших военные гимназии.
Окончившие специальные классы разделялись на четыре разряда по итогам обучения и выпускались в офицеры: 1-й разряд—подпоручиками и корнетами в гвардию с получением на обмундирование 500 рублей; 2-й разряд — подпоручиками или корнетами в армейские части с одним годом старшинства и получением на обмундирование 225 рублей; 3 -й разряд—теми же чинами в армию без старшинства с получением на обмундирование 225 рублей; 4-й разряд — унтер-офицерами в армию на шесть месяцев с дальнейшим производством в офицеры при наличии в части вакансии. Форма пажей с течением времени менялась. Так, в конце XIX—начале XX веков она имела следующий вид: однобортный черный мундир с высоким красивым суконным воротником, красными погонами и золочеными пуговицами с орлом, брюки навыпуск с красным кантом, черное драповое двубортное пальто офицерского покроя, гвардейский тесак на лакированном белом кожаном поясе с золоченой бляхой, украшенной орлом на передней части. Для лагерных сборов, которые проводились в Петергофе и Красном Селе, пажи имели полевую форму общеармейского образца.
Списки выпускников Пажеского Корпуса можно смотреть в Википедии ----------------------------
Насколько мне известно от сына выпускника последнего выпуска Пажеского корпуса, в число выпускников последнего выпуска ?1917 г вошли также и те, кто не успел там доучиться (год ) из-за революционных событий; они тоже получили диплом об окончании этого учебного заведения. Насколько мне известно, и в других учзаведениях в 1917-1918г так же поступали, выдавали досрочно, недоучившимся ?один последний год, документ об окончании, по тем же причинам. Многие преподаватели не приступали к работе в начале учебного года, уехали; преподавателей не хватало... В википедии посмотрела алфавитный список фамилий выпускников пажеского корпуса, убедилась, что там нет фамилий, из тех что мне были названы потомком (кто досрочно получил документ об окончании П.К. (Можайский, Некрасов). Не увидела в этом списке выпускников и Леонида Михайловича Чичагова (митрополита Серафима), выпускника 1875г Пажеского Корпуса (нашла в списке выпускников только его брата Николая Михайловича Чичагова, выпускника Пажеского Корпуса 1871г)
------------------------ Фото: Последний выпуск Пажеского корпуса 1917 г (
>> Ответ на сообщение пользователя Alex_Ganskau от 4 июня 2020 20:33
Спасибо за публикацию фото! Внезапная находка для меня - племянник прапрабабки (Чернояровой Надежды Константиновны)!
[/q]
Рада, что нашлось фото. Диодор Николаевич Чернояров вероятно был вспитателем двоюродного брата моего деда Владимира Владимировича Ганскау. Выпуск 1911 года. В любом случае, они знали друг друга. Удачи Вам в поисках.
Подтвердилось мое предположение, что будут появляться фотографии воспитанников Пажеского корпуса. Целый альбом семьи Граббе включает в себя фото выпускников разных лет, но в основном 1890г.ЦГАКФФД СПб. Фотоальбом П 297 Семейный альбом графа Михаила Николаевича Граббе. Одна из фотографий из этого альбома Сабуров Александр Петрович
№ п/п: 38 Фамилия, имя, отчество: Епанчин Николай Алексеевич Годы жизни: 1857– 1914 Год окончания школы (или учебы): 1874 Род занятий: Генерал-майор, историк, директор Пажеского корпуса ...
Источник: Лихачев Д.С. и др. Школа на Васильевском: Кн. для учителя / Д.С. Лихачев, Н.В. Благово, Е.Б. Белодубровский. – М.: Просвещение, 1990. С. 152.
25 декабря 1900 г. министром иностранных дел России стал Ламсдорф Владимир Николаевич (1844 – 1907 гг., Сан-Ремо, Италия). В 1862 г. он окончил пажеский корпус и через четыре года поступил на службу в МИД. Ламсдорф проделал путь, который прошли все дипломаты России, продвигаясь по карьерной лестнице. Вначале был делопроизводителем Департамента внутренних сношений. Затем граф В.Н. Ламсдорф – директор Канцелярии (21.09.1882 – 26.04.1886), старший советник министерства (26.04.1886 – 2.11.1897), управляющий министерством и временно управляющий (2.1.1897 – 9.6.1900, 25.12.1900 – 28.04.1906), товарищ министра (2.01.1897 – 9.06.1900), министр (с 25.12.1900). ...
Источник: Иванова Н.И. Немцы в Министерстве иностранных дел. // Немцы в Санкт-Петербурге: Биографический аспект. XVIII – XX вв. Вып. 8 / Отв. ред. Т.А. Шрадер. СПб., 2014. С. 74.
Меллер-Закомельски Егор Петрович Барон (1798 – ?.01.1863). Лютеранин. Выпускник Пажеского корпуса 1817 г., прапорщиком в Л.-гв. 1-ю Артиллерийскую бригаду. 1820 – 1823 подпоручик, поручик лейб-гвардии Московского полка в должности адъютанта начальника Главного штаба Его Императорского Величества. Награжден золотой саблей с надписью "За храбрость" (1829). Уволен с военной службы по болезни 23.01.1831 капитаном Л.-гв. Конной артиллерии с мундиром. С 1832 по 1835 г. в Департаменте уделов. С 1835 по 1837 г. в Государственном контроле чиновник для особых поручений второго разряда. Надворный советник. Ж.: (с 1828) Екатерина Николаевна, урожденная Шидловская. (1798 – не ранее 1863). Дочь коллежского асессора Николая Романовича Шидловского. Владела 5342 дес. земли в имении Слобода Волчанского у. Харьковской губ. (1860) и 10 632 дес. земли в с. Кунье Изюмского у. Харьковской губ. (1860), где создала великолепный парковый комплекс с трехэтажным дворцом с библиотекой и картинной галереей. ...
Источник: Сардак Л.Л. Поколенная роспись баронов Российской империи Меллер-Закомельских. // Немцы в Санкт-Петербурге: Биографический аспект. XVIII – XX вв. Вып. 8 / Отв. ред. Т.А. Шрадер. СПб., 2014. С. 321.
... На 3-е января 1907 года было назначено в Петербурге торжество освящения нового медицинского института, во главе которого стоял принц Петр Ольденбургский, член царствующего дома. На открытии должны были присутствовать Столыпин и фон-дер-Лаупиц, которые обещали быть на нем. Накануне, 2-го января поздно вечером, ко мне явился один из моих секретных сотрудников и взволнованно сообщил, что подготовка группой Зильберберга террористического акта против Столыпина уже зашла весьма далеко. Агент мой не знал, когда и где произойдет это покушение, но он знал, что оно вот-вот должно произойти. Я немедленно отправился к Столыпину и рассказал ему об этом, советуя ему не покидать в течение нескольких дней Зимнего Дворца, где он, по приглашению Царя, проживал тогда со своей семьей. Столыпин решительно запротестовал, ссылаясь на свое твердое обещание принцу Ольденбургскому присутствовать на открытии. Но жена Петра Аркадьевича, естественно, стала на мою сторону и уговорила Столыпина не выезжать из дома. Фон-дер-Лауниц, к которому я тотчас же поехал, к сожалению, категорически отклонил мои предостережения и советы и отказался остаться дома. Между тем, было известно, что социалисты-революционеры давно наметили его в качестве жертвы – не только в качестве петербургского градоначальника, покушение на которых вообще являлось как бы данью революционной традиции, – но и в качестве бывшего Тамбовского губернатора, известного жестоким подавлением крестьянских восстаний в губернии. Дело относится еще к ноябрю 1905 года. Владимир фон-дер-Лауниц, окончивший пажеский корпус, потомок старинного прибалтийского дворянского рода, назначенный Тамбовским губернатором, организовал карательную экспедицию с целью "образумить" мятежные деревни. В ответ на жестокую расправу с крестьянами тамбовский комитет партии социалистов-революционеров вынес смертный приговор губернатору фон-дер-Лауницу и его двум ближайшим помощникам. Оба помощника были застрелены. Фон-дер-Лауница должен был убить террорист Кудрявцев, известный под кличкой "Адмирал", бывший семинарист. Он явился к Тамбовскому губернатору одетый сельским священником, с тем, чтобы выразить благодарность за подавление мятежа в его деревне. Ему была предоставлена аудиенция. Но принят он был не губернатором, а другим лицом: фон-дер-Лауниц при неосведомленности о том тамбовского населения, получил назначение Петербургским градоначальником и утром того же дня уехал в Петербург. Кудрявцев поехал следом за ним в Петербург и вступил там в Боевую Организацию партии социалистов-революционеров. Фон-дер-Лауниц, не послушавшийся моих предупреждений, явился 3-го января на открытие института принца Ольденбургского. В капелле института, на третьем этаже, совершалось торжественное богослужение. Когда гости спускались по лестнице вниз, какой-то молодой человек во фраке ринулся к градоначальнику и выстрелил ему в затылок три раза из миниатюрного браунинга. Лауниц упал на ступени и через несколько минут был уже мертв. Звуки выстрелов из маленького револьвера были настолько слабы, что гости сначала не понимали, по какому случаю шум. Лишь вопль смертельно раненого Лауница уяснил всем, что совершилось несчастье. Полицейский офицер из свиты градоначальника бросился с обнаженной шашкой на террориста. Но прежде, чем он успел размахнуться, раздался четвертый выстрел: террорист выстрелил себе в висок, и офицерская сабля попала в умирающего.
Источник: А.В. Герасимов. На лезвии с террористами. – Париж, 1985. С. 95 – 96.
Мне так и не удалось найти соотв. списки со сведениями о двух выпускниках (?воспитанниках) Пажеского корпуса,- из последних. Очень вероятно что оба они учились там вероятно вместе, в одном выпуске. (*MarinaM: Можайский А.Н. там тогда учился,- сведения от его сына; сведения об учебе там тогда же А. Некрасова, - тоже от сына Можайского и от дочери Некрасова )) Можайский Алексей Николаевич (1898 - 1992), в Пажеском Корпусе в 1913-1917гг
Некрасов Андрей Александрович ( внучатый племянник поэта Николая Некрасова. (потомок Ф.А. Некрасова, родного брата поэта Н. А. Некрасова ); его дочь - Ольга Андреевна Некрасова ( 1933г.р. - 2023г.см.) (монахиня м. Магдалина Марфо-Мариинской обители Москвы в 2010-2020-ых ых гг) Его жена (мать Ольги Андр. Некрасовой) — Мария Львовна Казем-Бек — происходила из старинного дворянского рода.
Мне так и не удалось найти соотв. списки со сведениями о выпускниках (?воспитанниках) Пажеского корпуса,- из последних. Предположительно оба они учились там вероятно вместе, один выпуск Можайский Алексей Николаевич (1898 - 1992), в ПК в 1913-1917гг Некрасов (потомок родного брата поэта Некрасова), его дочь - Ольга Некрасова (монахиня м. Магдалина Марфо-Мариинской обители Москвы в 2010-ых гг)
Я думаю, что обучение Можайского вполне возможно ( это подтверждает интернет),что касается Некрасова, у них в роду нет военных в больших чинах, поэтому его обучение в Пажеском корпусе требует подтверждения.
о деде Ольги Андреевны Некрасовой (м. Магдалины) - Льве Александровиче Казем-Беке ( супруг Марии Львовны Казем-Бек, урожденной Толстой) о том, что он, Лев Александрович Казем-Бек был выпускником Пажеского корпуса
"В ноябре 2015 года в Казань приезжала вдова Александра Львовича – Сильва Борисовна Казем-Бек. Она посетила места, связанные с Казем-Беками и Боратынскими, побывала в Отделе редких рукописей и книг Научной библиотеки имени Лобачевского Казанского университета. По сведениям краеведа Леонида Абрамова, там сохранились не только рукописи воспоминаний Марии Львовны Казем-Бек (урожденной Толстой-Милославской), но и пригласительные билеты на балы по случаю коронации Александра III и Николая II с купонами на кучера (каждому приглашенному полагался экипаж).
«Дневники» Марии Львовны проливают свет на образ жизни и связи в высшем свете второго поколения семьи Казем-Беков, уже окончательно обрусевшей.
Кстати, пригласительные билеты в русском стиле были оформлены известным художником Васнецовым. Пригласительные были на имя ее супруга – Александра Александровича Казем-Бека, сенатора, гофмейстера двора. Cохранился пропуск на имя Льва Александровича Казем-Бека, который был пажом у одного из Карагеоргиевичей. В дальнейшем последний стал королем Сербии, и когда Лев Казем-Бек оказался в эмиграции в Сербии, это ему сослужило хорошую службу.
Во время коронационного бала Карагеоргиевич ухаживал за одной из дам, Лев — 16-летний выпускник Пажеского корпуса, понял ситуацию – и удалился, чтобы не мешать.
Об этом в Казани рассказывал его внук – князь Зураб Михайлович Чавчавадзе, когда держал в руке пропуск на имя деда. Он приезжал в Казань вместе с Сильвией Борисовной Казем-Бек. А эту историю рассказал ему дед – Лев Александрович Казем-Бек, который скончался в ссылке в Казахстане.
из книги Мой отец Михаил Николаевич Чавчавадзе родился в 1898 году в Кварели, закончил Тифлисский кадетский корпус, продолжил своё военное образование в Пажеском корпусе в Петербурге, а после его окончания в 1916 году был зачислен в гвардейский Конно-Гренадерский полк. Провоевав несколько месяцев в этом полку, был командирован в Тифлис, откуда на фронт уже не вернулся из-за революционных событий и выхода знаменитого Приказа № 1. После вхождения Красной армии в Грузию и установления в ней советской власти в 1921 году, он эмигрировал в Турцию, откуда перебрался во Францию. В 1947 году репатриировался с семьёй в СССР, где был репрессирован и осуждён на 25 лет лагерей. Освободился в 1956 году, а через несколько лет был реабилитирован. Жил в Чимкенте, Алма-Ате, Вологде. В 1963 году переехал в Тбилиси, где и скончался спустя два года.
из статьи Что касается внука Александра Александровича – Льва Александровича Казем-Бека (1876-1952), то он, продолжая семейные традиции, окончил престижный Пажеский корпус, по завершении образования, в 1898 году, построил семью. Его жена Надежда Геннадиевна Шпигельберг была из русско-немецкой семьи, которая оставила определенный след в военной и дипломатической сферах истории России. Дед по матери Надежды Геннадиевны, полковник Алексей Зубин, являлся офицером Императорской гвардии. Отец, Геннадий Шпигельберг, из российских немцев, служил на дипломатическом поприще. Надежда Шпигельберг родилась в 1881 году в Египте, до семилетнего возраста жила в Александрии. Одним словом, и у нее было, пусть и виртуальное, соприкосновение с восточным, мусульманским миром.
Лев Казем-Бек успешно продвигался по служебной лестнице. Как офицер гвардии, служил в элитных воинских частях. Являлся председателем Дворянского собрания Казани и почетным судьей, а также директором Дворянского и Крестьянского банков в городе Вильно (ныне – Вильнюс). ----------------- Читать книгу: «Из огня да в полымя. История одной семьи», страница 2 Зураб Чавчавадзе https://www.litres.ru/book/zur...yn/?page=2 фото Лев Александрович Казем-Бек в форме камер-пажа. Петербург, 1894 год.