Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе.
Памятные книжки Кубанской обл. - http://kubangenealogy.ucoz.ru/index/0-6 |
БИБЛИОТЕКА. КНИГИ О ГЕНЕАЛОГИИ, ИСТОРИИ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА,
Книги по истории Горячего ключа, Родословные книги, дореволюционные генеалогические источники - Ревизские сказки, Метрические книги, переписные книги и современные печатные источники.
nrozevika Сообщений: 6215 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1340 | Наверх ##
23 октября 2023 17:52 Кириченко Георгий Григорьевич. Это о нём писали в газете Горячий ключ.
"1. Кириченко Георгий Григорьевич. Фото 1917 года" "2. Кириченко Георгий Григорьевич" "3.Это о нём писали в газете Горячий ключ."
   --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6215 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1340 | Наверх ##
27 октября 2023 20:35 ПОИСК "БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЫ". Места где совершил свой героический подвиг Кучерявый Герасим Евсеевич. По материалам Еременко Константина Дмитриевича, предоставленных его дочерью.
       --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6215 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1340 | Наверх ##
9 ноября 2023 14:45 Кадырова Н.Н. События Гражданской войны 1917-1922 гг. на территории Горячеключевского района. Горячий Ключ: ИП Щербаков. 2023. 86 с. https://xn--c1adfgdchibyw4a2de...-2023-86-sСодержание: Предисловие..................................................................................................4 Предвестники революций начала ХХ века в России и в горячеключевском районе в частности..........................6 Последствия февральской революции 1917 года в Горячем Ключе...........................................................................................8 Горячеключевцы – участники 1-го Кубанского («Ледяного») похода..................................................................................19 Горячеключевской район в 1918 году................................................... 25 Казачество района в борьбе с большевиками.....................................29 «Красные партизаны» района..................................................................32 Образование городской милиции..........................................................38 Ликвидация повстанческой армии генерала Пржевальского в горячеключевском районе....................................................................40 Национализация домовладений в Горячем Ключе............................44 Горячеключевцы, лишенные прав избирать и быть избранными в Советы.................................................................47 Список литературы....................................................................................55 Итоги.............................................................................................................58 Приложение1. Горячеключевской мартиролог жертв Гражданской войны.......................................................................59 Приложение 2. Февральская революция как личная трагедия офицера Н.В. Леурды................................................................................67 Список литературы....................................................................................75 Приложение 3. История офицера И. Е. Ачкеева.................................77 Список литературы....................................................................................85
        --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6215 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1340 | Наверх ##
12 ноября 2023 20:46 Бабкин Вениамин Владимирович. О нем писали газеты.
 --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6215 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1340 | Наверх ##
26 ноября 2023 14:25 Обозянский, Александр Павлович. Генеалогическое древо рода Обозянских (нисходящая поколенная роспись) / А. П. Обозянский. — Краснодар: Кубанькино, 2007. — 280 с. — 1. Кр — 2. Обозянские — Генеалогия — 3. Генеалогическое древо ББК 63.214(2)-7 ББК К 63.2 Дата ввода записи: 04.08.2008 KKUNB: КХ—2153973, КХ—2153974 http://corbis.tverlib.ru/catalog....f=briefВ книге в том числе опубликованы списки первопереселенцев станиц: Ключевой (ныне гор. Горячий ключ), Бакинской, Имеретинской, Мартанской, Саратовской, Суздальской, Черноморской.Обозянский, Александр Павлович. Генеалогическое древо рода Обозянских (нисходящая поколенная роспись) / А. П. Обозянский. — Краснодар: Кубанькино, 2007. — 280 с. KKUNB: КХ—2153973, КХ—2153974 У кого есть вопросы по книге, спрашивайте, посмотрю.
 --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | Лайк (1) |
nrozevika Сообщений: 6215 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1340 | Наверх ##
7 декабря 2023 13:01 Православная церковь на Кубани. Сборник документов.
Список жителей Горячего Ключа 1918 г. Крастилевский Иван Александрович 46 Крастилевская Прасковья Сазоновна 44
Кристалевский Александр Иванович Дата рождения __.__.1909 Место призыва Горяче-Ключевский РВК, Краснодарский край, Горяче-Ключевский р-н Воинское звание старшина Воинская часть 353 стрелковая дивизия Награды Медаль «За боевые заслуги» Медаль «За оборону Кавказа» (2) Кристалевский Александр Иванович Медаль «За боевые заслуги» Наградной документ Дата рождения: __.__.1909 Место призыва: Горяче-Ключевский РВК, Краснодарский край, Горяче-Ключевский р-н Дата поступления на службу: __.08.1941 Воинское звание: старшина Воинская часть: 353 сд Наименование награды: Медаль «За боевые заслуги» Приказ подразделения №: 12/н от: 09.05.1944 Кристалевский Александр Иванович СТАРШИНА / ФОТОГРАФ ПОЛИТОТДЕЛА Дата рождения: 27.10.1909 Дата призыва1941 Боевое подразделение353 стрелковой дивизии Награды «За боевые заслуги» «За оборону Кавказа» История солдата Родился в Горячем Ключе 27 октября 1909 г. (по старому стилю) и был крещен в Лонгинской церкви станицы Ключевой. Родители: сын священника Иван Александрович Крастилевский и Параскева Созоновна. Воспреемники: священник ст. Отважной Кубанской области Стефан Александрович Крастилевский и дочь священника ст. Конеловской Кубанской области Надежда Викторовна Крастилевская. По всей видимости, после установления Советской власти сменил фамилию с "Крастилевский" на "Кристалевский".
       --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6215 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1340 | Наверх ##
23 декабря 2023 20:25 https://gkgazeta.ru/Газета Горячий Ключ. В поисках затерянной станицыБолее чем полтора века в долине Псекупса живут правнуки первых поселенцев — казаков, когда-то прибывших на эти земли, чтобы обживать и возделывать их, строить хутора и станицы, растить детей. Свои сто пятьдесят пятые дни образования в прошлом году отпраздновали все населенные пункты муниципалитета. Но даже старожилы уже не вспоминают о том, что нынешний список горячеключевских станиц-юбиляров неполон. В него могли быть вписаны еще несколько населенных пунктов. История этих забытых станиц хоть и началась также в 1864 году — завершилась в середине прошлого века… неожиданно и очень печально. Первой в перечне станиц, не доживших до наших дней, стоит Абхазская. Историей этого населенного пункта я заинтересовалась пару лет назад. Знакомые любители истории и местные лесники рассказывали, что стояла недалеко от Мартанской на возвышении, в окружении лесов, красавица станица. Широкие улицы, красивые рубленые избы, плодородная земля и чистая река… Станица Абхазская очаровывала и влюбляла в себя с первого взгляда. А что же осталось от нее теперь? Найти ответ на этот вопрос помогли сотрудники городского лесничества Николай Фостовцов и Сергей Ткачев. С ними я отправилась на поиски потерянной станицы. Признаться честно, дело это оказалось непростым. Непроходимые тропы вместо дорог, разрушенные мосты, поваленные деревья… Абхазская бережно скрывает свои тайны от посторонних. Николай Фостовцов стал нашим «сталкером» и следопытом. Еще мальчишкой, босиком, по горячей пыльной дороге шумной многолюдной Абхазской носился он на рыбалку или в гости к родне. А сегодня его четырехколесная помощница — старенькая «Нива» с ласковым прозвищем Машенька, ловко маневрируя между деревьями, несясь по ухабам, высохшим руслам оврагов и заросшим непроходимыми зарослями холмам, преодолевала одно препятствие за другим в поисках затерянного населенного пункта. Профессионализм и водительское мастерство лесников сделали свое дело — через два часа, наполненных тряской по бездорожью, мы все-таки оказались на окраине станицы. Славилась картофелем Перед нами предстала огромная поляна, заросшая травой в высоту человеческого роста. Сейчас довольно сложно поверить в то, что здесь располагалась оживленная улица, стояли дома, люди пасли скот, играли дети и все шло своим размеренным чередом. Теперь о былой жизни напоминают лишь столбы линии электропередачи, которые чудом сохранились, провода, разумеется, сняли с них очень давно. По воспоминаниям старожилов, станица всегда встречала гостей прохладной уютной атмосферой и живописными пейзажами. Последние и сейчас все так же радуют глаз усталого путника, добравшегося через заросли колючей лесной ежевики на открытую залитую солнцем поляну. В справочнике по Ставропольской епархии «Обзор городов и станиц Ставропольской губернии и Кубанской области» удалось найти сведения о станице, относящиеся к 1911 году. Тогда на ее территории проживало 1237 душ и стояло 202 двора. Потомки эллинов Изучая архивные материалы, удалось выяснить некоторые интересные детали, придающие станице свои индивидуальные черты. В 1805 году казаки построили здесь Рождество-Богородицкую церковь. Она была деревянной, как и все постройки в станице. А служили в ней два человека — священник и псаломщик, получавшие войсковое жалование. Работало здесь и министерское одноклассное училище. Фамилии первых жителей ст. Абхазской — казаков из Оренбургского войска и станицы Воронежской — сохранились в книге «Генеалогическое древо рода Абадзянских». Здесь также есть данные о зачисленных в войсковое сословие после массового переселения в 1864 году крестьянах преимущественно из Черниговской, Полтавской и Харьковской губерний, а в метрической книге, сохранившейся в городском архиве, есть данные о родившихся, бракосочетавшихся и умерших жителях Абхазской. Греческие фамилии в этих списках встречаются очень часто. Смуглые чужеземцы появились здесь во времена Первой мировой войны. На новые земли Кубанской области они бежали, спасаясь от геноцида армян, греков и других народов в Османской империи. Именно иностранцы принесли на эти земли культуру табаководства и научили казаков выращивать виноград. Плети «солнечной ягоды» и сейчас обвивают одичавшие фруктовые деревья там, где раньше стояли дворы станичников. Смотрится это очень непривычно. Представьте — вроде бы дикие лесные заросли, а по ним стелется виноградная лоза. Остались лишь деревья Меж тем по каким-то ему одному ведомым ориентирам наш проводник нашел центр культурной и духовной жизни станицы. Стоя посреди поляны, Николай Фостовцов рассказывает — на этом месте была церковь, потом ее приспособили под Дом культуры, невдалеке располагалась школа, напротив — отделение связи. Фундамент здания почты еще угадывается, но старые камни поросли мхом и уже рассыпаются. О том, что эта поляна была когда-то ухоженным красивым парком, теперь можно догадаться по высаженным в одну линеечку деревьям. Именно здесь прошли детство и юность Татьяны Мовчан. Она уже много лет живет в соседней Имеретинской станице, но родную Абхазскую вспоминает с особой теплотой. Особенно свой дом, он был красивым, рубленым, с тремя рядами деревянного кружева на коробе. В ее стареньком фотоальбоме сохранились пожелтевшие от времени снимки. Фоном для большинства кадров служит красивая раскидистая груша. Она росла недалеко от клуба и считалась своего рода негласной достопримечательностью Абхазской. Деревья, они ведь как люди, так же старятся и умирают. Станичная груша не уцелела, не осталось даже пня. Несколько лет назад на территории бывшей Абхазской бушевал лесной пожар. А вот колодец, выкопанный в тени знаменитой груши, хоть окончательно высох и осыпался, все же угадывается. Парк Абхазской много лет украшали две сосны. Эти хвойные красавицы также пострадали от пожара. Огонь не пощадил их пушистого оперения. Как бесстрашные стражи, остались хранить покой станицы остовы величественных деревьев. На их запрокинутых к небу, обуглившихся ветвях черными слезами застыла запекшаяся смола. Расцвет станичной жизни Послевоенное время для Абхазской стало тяжелым, но счастливым. Станица достигла пика своего развития. Документы из колхоза с названием «Соревнование» также хранятся в городском архиве. Изучая многочисленные отчеты, материалы совещаний, зарплатные ведомости, можно сказать, что в Абхазской работали молочно-товарная и свиноводческая фермы, машинно-тракторная станция. Здесь выращивался хлеб, табак, овощи и фрукты. Последних росло немало и в окрестностях станицы. Местные жители заготавливали сухофрукты из яблок и плодов груши-дички, сдавали в заготконторы ежевику или ажину, как называли ее станичники. Кроме того, на территории Абхазской заготавливали лес, на предприятии, которое называлось «Рыбтара», делали бочки, а контора «Кофецикорпродукт», судя по названию, собирала сырье для полезных напитков из цикория, заменявшего жителям послевоенной страны такой ароматный и бодрящий, но чрезмерно дефицитный и дорогой кофе. И кроме того, в станице работал фельдшерский пункт, и даже имелась общественная изба-читальня, то есть библиотека. Судьбоносные пятидесятые Началась новая эпоха с новыми экономическими правилами. Колхозы СССР по своей организации оставались такими, какими они были созданы в ходе коллективизации, объединяя жителей одной станицы. Масштабы производства, таким образом, зависели от размера населенного пункта, а хозяйства часто были мелкими. Весной 1950 года было принято решение об их укреплении путем слияния. Инициатива проведения реформы принадлежала Московской области, где во главе партийной организации стоял (тогда еще малоизвестный хозяйственник) Никита Сергеевич Хрущев. Волна укрупнения докатилась до маленькой Абхазской и накрыла ее, окончательно решив судьбу станицы. Сельсовет станицы существовал с марта 1920 года, а последнее свое решение он принял в 54-м. И это было решение о ликвидации. Все производство перенесли в соседнюю Имеретинскую, закрылись школа, клуб, магазин, стали переселяться и сами станичники. Как вспоминает Татьяна Мовчан, из-за того что все дома в Абхазской были рубленые, местные жители их просто продавали, избы разбирались и перевозились на новые места. Абхазская была переселена в Имеретинскую в 1975-м, годом позже, 29 декабря, станица исключена из учетных данных административно-территориального деления. Окончательно опустела она в 1984-м… Но в воспоминаниях и на старых снимках Абхазская навсегда останется сильной, процветающей и любимой малой родиной для людей, выросших на ее залитых солнцем улицах. --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6215 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1340 | Наверх ##
26 декабря 2023 18:10 История станицы КалужскойСтаница Калужская Северского района основана в 1864 году как станица Супская. 9 мая 1864 года началось заселение станицы Супской. Строительство станицы велось военным отрядом и непосредственно самими переселенцами. Через месяц после заселения атаман станицы сообщал, что из 139 отмежеванных дворов, дома уже построены на 34 планах, продолжали строиться 24 дома, начато строительство 39 домов и вовсе еще не начали строиться на 45 участках. Название станица получила по реке Супс, на правом берегу которой поселились казаки. 29 сентября 1867 года высочайшим повелением станица была переименована в Калужскую, вероятно, в честь 5-го пехотного Калужского полка, находившегося в Кавказскую войну на этих землях [1]. В 1864 году в станице был построен Покровский молитвенный дом, а в 1869 году был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он был из дерева на каменном фундаменте с колокольней. В 1886 году он был перестроен при пособии от Кубанского казачьего войска в 10000 тыс. рублей [2]. Среди первых жителей станицы Калужской были представители фамилий: Радченко, Кириленко, Карпов, Ярмак, Середа, Кабанец, Коломиец, Николенко, Шмат, Приставка, Ганка, Стукало, Беседин, Филитиков, Байко, Ямпилец, Вовк, Пономаренко, Петренко, Дмитренко, Нестеренко, Буцев, Бакай, Тарасов, Стефанов, Рябушка, Калиниченко, Симоненко, Темищенко, Усик, Педай, Добронос, Наумов, Тарасов, Солоха, Агах, Гражданкин, Ленута, Харланов, Сергийчик, Канищев, Дзюба, Логвин, Ставцев, Гашко, Колесник, Гончаров, Ченцов, Бажан, Нечаев, Булат, Филипчиков,Просяник, Горбовец, Морочко, Логвин, Воробьев, Харченко, Марченко, Косенко, Клинтух, Сопрун, Пономаренко, Манович, Жорновый, Слива, Степанюга. (по всем вопросам о списке первых жителей обращаться kiyashkonv@gmail.com) В 1867 году в станице Калужской было 137 дворов, 546 мужчин и 521 женщина [3]. В 1869 году в станичной школе обучалось 18 мальчиков под руководством отставного унтер-офицера дворянина Павла Цветкова [4]. С введением в 1871 году самоуправления в казачьих войсках каждое общество станицы получило право избирать собственного атамана. Первым атаманом был избран урядник Псковский Василий Иванович. В 1873 г. — урядник Тарасов Алексей Иванович, в 1877 г. — урядник Кошман Кирилл. В 1878 г. атаманом был изюран урядник Чумак, в 1880 г. — урядник Дишкант Михаил, в 1890 г. — урядник Пухов Лавр Степанович, в 1892 г. — урядник Кубанец, в том же году атаманом был утвержден урядник Псковский Афанасий. К 1883 году по предложению благочинного священника Василия Смельского станичное купило дом для священника за 583 рубля. В 1889 году на постройку церковно-приходской школы пожертвовали: урядник Калинник Вышневецкий 170 р., урядник Ефим Крохмал 110 р., казаки: Павел Гончаров 90 р., Артемон Вышневецкий 85 р., Емельян Крохмал 75 р., Гордий Калашников 70 р., всего 600 рублей [5]. По данным за 1881 г. в станице было 202 дома, коренных жителей: 669 мужчин и 566 женщин, 3 мельницы, 2 кузницы, 1 пасека, 2 лавки. В станичном училище обучалось 26 детей. Через год в станице было уже 253 дома. Вокруг станицы находились разные хутора и частные земли: казачий хутор Филипчикова (1 двор, 1 дом), хутор Сереженка, земли войскового старшины Селенко, жены есаула Цимлянцева. 4 марта того же года преставился после продолжительной болезни чахоткой священник Рождество-Богородицкой церкви Иоанн Гуткевич в возрасте 45 лет. На место умершего настоятеля был назначен диакон Христорождественской церкви ст. Староминской Михаил Третьяков 21 марта 1889 года (с последующим рукоположением в иерееи) [6]. 14 июня 1889 года по представлению директора народных училищ Кубанской области священник Михаил Третьяков был утвержен в должности законоучителя станичного училища. В 1890 году в станице была открыта школа грамоты. Располагалась она в церковной сторожке. Заведующим и законоучителем был местный священник, а учителем псаломщик М. Виноградов [7]. В 1894 году 11 января заштатный протодиакон кафедрального собора г.Ставрополя Георгий Кораблев назначен на диаконо-учительское место в станицу. В 1894 году староста и прихожане Рождество-Богородицкой церкви пожертвовали в церковь икону с киотом на сумму 300 рублей, а дочь есаула Татьяна Цимлянцева – напрестольный серебряный вызолоченный крест в 35 руб. В этом же году 5 июля псаломщик М. Виноградов был перемещен в ст.Березанскую, а на его место назначен псаломщик из п.Новомышастовского [8]. Состав причта на 1893 год был таков: священник, дьякон и псаломщик. Жалованья священник получал от войска 200 р. 70 к., псаломщик 51 р. 43 к. Причтовой земли временно выделено 99 десятин, однако она была плохого качества. За аренду земли приход получал 450 рублей. Для проживания священнику и псаломщику были отданы станичным обществом общественные дома, а диакону – квартира в здании церковно-приходской школы. Школ в станице было две: одноклассная Министерства народного просвещения и церковно-приходская, которая содержалась на средства, изыскиваемые духовенством. В 1898 году настоятелем церкви был священник Тихон Гавриилович Алексеев. В 1900 году настоятелем назначили священника Андрея Ивановича Сандырева. Общество ст. Калужской «по выслушании извещения о благополучно совершившемся Священном Короновании Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны и по совершении молебствия порешили ознаменовать сие радостное всероссийское событие устройством одноклассной церковно-приходской школы и учреждением братства во имя Рождества Пресвятой Богородицы» [9]. В 1900 году в станице проживало 2760 человек, из которых 1935 человек казачьего сословия [10]. Во время Русско-японской войны казаки станицы находились в составе 5-й сотни I Екатеринодарского кошевого атамана Чепеги полка. 4 мая 1905 года при движении разведчиков к сел. Лидиопа был убит казак станицы Трофим Федорович Шкаруба. В семействе убитого остались: жена 22 лет, дочери Ксения и Устиния. 8 июля того же года в долине р. Цинхе во время рекогносцировки отряда В.С. Шелховского был ранен в левую голень казак станицы Исай Маркович Витковский, находившийся в составе 7-го Кубанского пластунского батальона. Казаки станицы Кирилл Голосюк и Кирилл Сергейчик были награждены Георгиевской медалью с надписью «За храбрость» [11]. Станичный храм был крайне тесен, поэтому помещалось в нем не более четырехсот человек, однако население станицы к XX в. уже достигло 3 тысяч. Расширение храма было необходимо, но оно требовало немалых затрат. Дело по расширению храма, однако, оказалось не таким простым. В 1902 г. священник Андрей Сандырев сказал о своем намерении расширить храм в один из воскресных дней и тут же было собрано 10 рублей, которые и послужили основанием для дальнейшего прироста средств. Помимо сбора в церкви, ежегодно по осени он производился по станице. Кроме того, благодаря благочинному протоиерею В. Смельскому, была получена «сборная книга» по Ставропольской Епархии, давшая за два года 1228 р. 03 коп. Не быстро, по причине бедности калужан, росли пожертвования. И все же к 1906 году их собралось, вместе с поступившими по сборной книге, около трех тысяч рублей. К этому времени был выработан и утвержден план постройки и смета на сумму 3313 руб., с устройством пономарки и ризницы и позолотой крестов. В случае недостатка денег, станичное общество обещало помочь имеющимися средствами. Собрав нужную сумму о. Андрей объявил прихожанам, что пора приступать к делу, но тут началась обыкновенная история всевозможных кривотолков, раздуваемых наивными и злыми людьми. Первые отчаянно ломали головы о том, как вынуть стены, как подвести колонны и, считая это невозможным, противились делу и других сбивали с толку. Злым казалось, что неспроста затеял священник расширение храма, что он хочет тут нажиться. Но отец Андрей, искренно отдавшийся этому делу и веривший в его успех, заранее приготовился к подобной клевете и утешался сознанием долга и настойчиво шел к цели. Серьезным тормозом стала боязнь больших расходов. Большинство прихожан заявили, что расширить и обновить храм обойдется не дешевле 15 тысяч рублей, и поэтому приступить к делу сейчас – значит, надеть на себя петлю. Никакие доводы против этого опасения не действовали. Оставалось все задуманное дело положить в долгий ящик. Однако отец Андрей не сделал этого, а нашел выход из затруднения — учредил приходской совет, чтобы действовать через него. В акте об учреждении совета было упомянуто, что одной из забот его будет забота о немедленном расширении храма. Но дело не сразу пошло на лад. Приходской совет, располагая не общественными, а благотворительными суммами, мог и без станичного общества начать свою постройку, но на это он не решился. Общество, считая, что совету за недостающими тысячами придется обращаться к нему же, в свою очередь не решалось дать согласия. Много пришлось священнику употребить усилий, чтобы рассеять ложный страх прихожан, пока, наконец, согласие было дано и дело поручено совету под его ответственность. Тогда вскоре приступили к заготовке материалов, а в мае 1907 года к самим работам. Долго члены совета боялись «ответственности», к тому же их постоянно запугивали, но успешные работы и соответствие смете стали убеждать членов, а затем и все общество, что дело, обошлось лишь в 5 тысяч рублей. Расширение и обновление храма было закончено как раз к храмовому празднику Рождества Пресвятой Богородицы. На этот день было назначено его освящение. На торжество стеклось множество прихожан и не мало богомольцев. С вечера прибыл благочинный протоиерей В. Смельский. Службы вечером и в самый праздник совершал он с местным священником при стройном пении хора, организованного диаконом Андреем Махно. Перед литургией посреди церкви был отслужен молебен с водоосвящением, после чего храм окроплен св. водой. За литургией благочинный сказал: «Я, как очевидец, могу указать на этот пример: мне хорошо известно, как во время Богослужений за теснотой на половину стояли на открытом воздухе, перенося летний зной и зимний холод, и болели душой, что не можете все помещаться в нем и слушать службу Божию. Хорошо мне известно и то, что храм ваш оставался тесным по бедности вашей. Но пришел вашей печали конец. Лет восемь тому поступил к вам священником уважаемый о. Андрей Сандырев, пастырь молодой и энергичный, и очень деятельный. Видя вашу печаль, он с перваго же дня служения задался мыслью непременно расширить храм. Он видел вашу бедность, но видел и любовь к св. храму и решил расширить его на ваши добровольные пожертвования; и он не обманулся в том, что вы не пожалеете посильных даяний от скудных прибытков своих на святое дело. Затем он обратился с просьбой о помощи к Епархиальному Начальству, и оно пришло ему на помощь выдачею просительной книги для сбора пожертвований в пределах Ставропольской Епархии в течении 2-х лет; и наконец он возмог расположить Калужское станичное общество поступиться на это святое дело тысячею рублей. Собрав достаточную сумму, о. Сандырев с приходским попечительством расширил тесный храм и украсил его чудесно и благолепно. Теперь молящиеся станицы Калужской свободно будут вмещаться в своем приходском храме и принесут сердечную благодарность своему доброму пастырю за труды его и заботы, а равно и всем потрудившимся с ним. Мы же все совокупно просим Господа Бога, чтобы Он, милосердный, ниспослал тебе, добрый пастырь о. Андрей, небесное свое благословение, продлил твою жизнь на многия лета и сподобил тебя непоползновенно и непреткновенно проходить пастырское твое служение до дня твоего блаженнаго успения и воздаяния по делам. Принесем искреннюю и сердечную благодарность: строителям и благотворителям храма сего, г. Атаману и вам, достопочтенное общество станицы Калужской, за ваше щедрое пожертвование на святое дело, на расширение и благоукрашение вашего святаго храма». К крестному ходу вокруг храма прибыли из станицы Пензенской о. Петр Образцов и из Новодмитриевской о. Виктор Акимов, которые и восполнили духовное торжество участие в обхождении храма и чтении Евангелия. После службы дорогие гости во главе с уважаемым отцом протоиереем и некоторыми представителями прихода отправились в дом местного священника, где за скромной трапезой пили здравицу за Царствующий Дом и своего Архипастыря, вспоминали всех благотворителей храма, а подрядчику крестьянину Прокопию Фуфаеву, добросовестно и не дорого исполнившему работы, поднесли в подарок — заранее купленные по желанию членов приходскаго совета серебряные часы. Для народа приходским Советом был устроен в церковной ограде сытный обед. Все радовались празднику, а еще более светлому, обширному храму [12]. В 1910 г. атаманом был урядник Вишневецкий Никандр. Населения в 1911 году было 3128 душ, из них на хуторе в 8-10 верстах от станицы проживало 170 человек. В 1914 году настоятелем был назначен священник Антоний Стас. В период советской власти настоятелем храма ст. Калужской священник Александр Цветков. Он родился в 1885 году и был уроженцем Тамбовской губернии. Отец Александр был арестован советской властью 7 марта 1924 года по обвинению в произведении контрреволюционной агитации и пропаганды, направленной против советской власти. Постановлением Коллегии ОГПУ (судебное) от 11 мая 1925 года он был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Заключением прокуратуры Краснодарского края от 3 февраля 1993 года священник Александр Герасимович Цветков на основании ст. 3 ст. 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года реабилитирован [13]. В 1934 году церковь была закрыта и переоборудована под табачный склад. В январе 1943 г. началось освобождение Северского района от немецко-фашистской оккупации. Пока шли бои под Смоленской, 55-я гвардейская стрелковая Иркутская дивизия, входившая в состав 56 армии, попыталась взять станицу Калужскую, но из-за дождей пришлось идти в наступление без артиллерийской подготовки. В начале один из полков дивизии под командованием И.М.Ковалева довольно легко овладел небольшим поселком калужских нефтепромыслов, но два других полка задержались у сильно укрепленных высот. 16 января 66-й полк, захватив часть хуторов, вышел на южную окраину Калужской, но атака вновь не удалась. 17 января, потеряв не одну сотню бойцов, так же и командира 164-го гвардейского стрелкового полка полковника Л.И.Клименко, наши части ворвались в ст. Калужскую. Им удалось захватить не только несколько складов с продовольствием и боеприпасами, но и две артиллерийские батареи. История станицы Калужской — одна из замечательных страниц в истории Северского района. Н.В. Кияшко Атаманы станицы Калужской 1873 г. — урядник Василий Иванович Псковский 1874-1876 гг. урядник Алексей Иванович Тарасов 1877 г. урядник Кирилл Кошман 1878-1879 гг. урядник Чумак 1880-1882 гг. урядник Михаил Дишкант 1890 г. урядник Лаврентий Степанович Пухов 1892 г. урядник Афанасий Псковский 1905 г. фельдфебель Григорий Николенко 1917-1919 гг. урядник Иван Емельянович Крахмаль ПРИМЕЧАНИЯ: Шкуро В.И. Формирование населения Северского района в период его первоначального заселения (II-я пол. XIX века) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 год. Дикаревские чтения (6) : [Текст] материалы Региональной науч.-практической конф., ст. Крепосная, 14 – 16 мая 1999 г. / сост., науч. ред. М.В.Семенцов. – Краснодар, 2000. С. 59. Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар, 1911. С. 385; Справочная книжка для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии Ставрополь-губернский, 1901. С. 197. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 25. Д. 678. Л. 70об. ГАКК. Ф. 351. Оп. 1. Д. 259. Л. 176об. Ставропольские епархиальные ведомости. 1889 г., №19 от 1 октября. С. 287. Ставропольские епархиальные ведомости. 1889 г., №7. С.116, 120. Ставропольские епархиальные ведомости (СЕВ). 1889 г., № 13. С.227; СЕВ. 1894 г., № 2. С.117. СЕВ. 1894 г., № 2. С. 117. СЕВ. 1896 г., № 5. С.217-218. Струполева Н.С. Перспективы микроисторического исследования церковной истории Северного Кавказа // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа: Материалы IV Свято-Игнатиевских чтений. – Вып. II. – Ставрополь, 2012. Военно-статистическое обозрение Кубанской области. Сост. Корольков. — Тифлис, 1900. — С. 239. Шкуро В.И. 1-й Екатеринодарский кошевого атамана полк на Дальнем Востоке. Электронный ресурс СЕВ. 1907 г., № 20. С. 1093-1100. Сведения из Архива Управления ФСБ России по Краснодарскому краю. https://churh-history.cerkov.r...luzhskaya/ --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6215 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1340 | Наверх ##
30 декабря 2023 19:22 Казаки-односельчане от истоков до наших дней. Выполнила ученица 6 класса СОШ №12 ст. Мартанской муниципального общеобразовательного учреждение г. Горячий Ключ Калачина Анастасия Валерьевна, руководитель работы: Шевцова Татьяна Ивановна. 2012 год
Содержание. I. Введение II. История казачества со дня основания станицы Мартанской 1. Казаки - односельчане 2. Из казачьего домостроя станицы Мартанской III. Вывод IV. Список использованной литературы Введение Одна в нас кровь. Одной душою Живем мы, братья-казаки! Родною песнью удалою Мы красим сумрачные дни. И часто, часто вспоминаем Прадедов славные дела В своих сердцах мы воскрешаем Былую славу казака. П.Крюков. Истоки человеческого мышления, как известно, едины. Вопрос истории казачества последние десятилетия привлекает широкое внимание ученых, историографов, политологов, органов государственной власти, а также общественности и деловых кругов дальнего зарубежья. Некогда закрытая тема у нас в стране в последнее время получила огромный всплеск. Проводятся научные конференции, издаются монографические исследования, бесчисленное множество статей и публикаций. Стали доступными труды и дореволюционных историков казачества, созданные профессиональными историками, а также работы, изданные за рубежом представителями казачьей эмиграции и работы зарубежных исследователей. И если период расцвета казачества, его роль в истории и судьбе России в XVII — XIX веках нашли наиболее полное отражение, хотя еще и здесь предстоит много поработать в плане устранения сложившегося в советский период стереотипа казака как реакционного, жестокого и сумасбродного, то древнейший период истории казачества, формирования его изучен в наименьшей степени. Все не случайно в мире. Бог создал его бесконечное многообразие, которое не противоречит объединению людей ни на духовном, ни на бытийном уровне. В христианской религии существует понятие многообразного единства. Та же суть жизни кроется в формуле IV Вселенского собора: не слитно, но не раздельно, - чему издревле следовала Россия. Поэтому и объединила в единое государство множество разных народов. Замечательная роль в этом объединении русского казачества. И само казачество являет собою уникальное человеческое сообщество. Нация? Народность? Ни то, ни другое. Особая, самобытная форма жизни, выросшая внутри России и вскормленная корнями ее культуры. Великое благо России, что она приступила к своему возрождению. Составная и неотъемлемая часть этого процесса – возрождение казачества. Впрочем, и форма жизни, осознанно выраженная, рано или поздно начинает соответствовать своему содержанию, превращаясь уже в образ жизни. А посему нынешнее возрождение казачества – вполне убедительное свидетельство старинной пословицы: «Казачьему роду нет переводу». В соответствии с целью и предметом решались следующие задачи: - определить численность казаков с момента основания станицы Мартанской; - опираясь на собранный материал, кратко описать историю казачества со времен первых о нем упоминаний и до наших дней. Для решения поставленных в работе задач и целей использовались следующие методы исследования: описательный, сравнительно – сопоставительный и статистический. Новизна работы заключается в привлечении ранее не изученного материала, собранного учащимся с учителем самостоятельно в течение длительного времени. Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав и заключения. К работе прилагается список использованной литературы и презентация «Казаки-односельчане. От истоков до наших дней» История казачества со дня основания станицы Мартанской Станица Казаки основали в марте Средь лесов свой казачий стан И на старой кубанской карте Ему символ Мартанской дан. Больше века шумит тополями, Что как копья вдоль улиц стоят И звенит по весне соловьями Той станицы белеющий сад. Я на улице вижу папахи И черкески как крылья орлов. Здесь мартанские парни-рубахи Возрождают всю быль казаков. Говорят, что казачество сплыло Как пенящийся бурный поток И оно весь уклад растворило Своей жизни, забило шесток. Врут они, верю будет И так было уже не раз Казаки – это тоже люди Да какие еще, без прикрас. Александр Ратай. 14 мая 1993 г. Станица Мартанская была образована на основании именного Указа императора Александра II .от 5 ноября 1864 года «О водворении в Кубанской области 54-х новых станиц и формировании из них 2-х новых конных полков и пешего батальона». На основании этого Указа, станица Мартанская вошла в состав 27-го конного полка с полковым правлением в станице Хадыженской. В 1873 году станица Мартанская административно вошла в Екатеринодарский уезд, а с 27 января 1876 года во вновь образованный Закубанский уезд Кубанской области. В 1888 году, когда вместо уездов были учреждены отделы, станица вошла в состав Майкопского отдела. Согласно расписанию, утвержденному Военным советом 7 февраля 1891 года, станица Мартанская вошла в состав Екатаринодарского отдела Кубанской области. В этом же году, 3 июня 1891 года императором Александром III было утверждено Положение об общественном управлении станиц казачьих войск. Согласно этому положению, станичное управление в каждом станичном обществе составили: Станичный сбор, станичный атаман, станичное управление и станичный суд. Все органы власти и должностные лица избирались на станичном сборе, который состоял из станичного атамана, его помощников, хуторских атаманов, судей, казначея и казаков-домохозяев. Станичное управление образовывалось из станичного атамана, его помощников, станичного казначея и доверенных, числом не менее 2-х и не более 4-х человек, избранных на станичном сборе. Правление являлось органом казачьего самоуправления и решало все вопросы и дела, возложенные на него станичным сбором. Согласно отчету о состоянии станицы за 1876 год в станице проживало 1749 человек обоего пола, в том числе 1684 человека казачьего сословия, 3 человека духовного звания, остальные – иногородние. В станице числилось 2 церковных здания, 4 общественных и 354 частных жилых дома, кроме того, в станице было 4 нежилых дома, из которых 2 принадлежали частным лицам, а 2 станичному обществу. У жителей станицы значилось: 90 лошадей, 1981 голова рогатого скота, 1785 овец, 440 свиней и коз. В 1876 году в станице родился 51 человек, умерло 82 человека, прибыло в станицу на временное и постоянное жительство 97 человек, в основном (87) иногородние. По конфессиональному составу в 1870-е годы большая часть населения станицы принадлежала к Русской Православной церкви, кроме того, в станице Мартанской проживали старообрядцы. В 1879 году из 1765 жителей станицы было 1720 православных и 45 старообрядцев. К 1915 году в станице было 430 дворов казаков и 90 дворов иногородних. В станице проживал 4541 человек, в том числе 2132 человека войскового сословия. В станичном юрте было 9956 десятин 1956 кв. саженей земли, разбитых на 566 паевых наделов. В станице было построено здание станичного правления, действовали товарищество мелкого кредита и общество трезвости с собственным домом, было 2-х классное училище, одноклассное училище и церковно-приходская школа. Часть первых поселенцев известна. Это выходцы из Архангельской станицы, урядники Бражников Аким Васильевич, Игнатов Федор Егорович, Колосов Емельян Федорович, Лапатин Иван Казьмич и Широбоков Ермолай Васильевич и казаки: Асташов Афанасий Евдокимович, Афанасов Афанасий Титович, Агошков Иван Григорьевич, Бражников Евстафий Васильевич, Бражников Ион Петрович, Бачарников Казьма Данилович, Берлезов Прокофий Анисимович, Бачарников Ефим Казьмич, Белентьев Илья Кирсанович, Башкотов Василий Акимович, Бачарников Иван Тимофеевич, Воронин Михей Васильевич, Болдинов Михайло Алексеевич, Година Григорий Григорьевич, Дубовиков Тимофей Степанович, Демянов Фрол Алексеевич, Стефан Стефанович Евдоким, Должиков Федор Фомин, Екатов Лирион Сергеевич, Злодуха Матвей Игнатович, Игнатов Яков Федорович, Игнатов Кирей Егорович, Иваненков Иван Сергеевич, Игнатьев Алексей Корнеевич, Иващенков Григорий Фомин, Колосов Иван Игнатович, Капылов Федор Викторович, Кислянский Тимофей Ефимович, Карпенко Федор Семенович, Карпенков Василий Федорович , Казаченко Василий Матвеевич, Кисилев Павел Константинович , Канунников Петр Радионович, Канев Григорий Ларионович, Лукинов Иван Семенович, Маматов Григорий Фетисович, Мишуров Федор Степанович, Маснев Сидор Иванович, Матвиенко Иван Емельянович, Миленин Алексей Радионович, Папов Иван Евтеевич, Подставкин Семен Карпович, Плотников Иван Григорьевич, Пашков Михаил Ларионович, Плотников Савелий Семенович, Рукинов Андрей Федорович, Рудаков Иван Анисимович, Рагулин Иван Филиппович, Рыжков Захар Лазаревич, Савенков Иван Парфенович, Серкин Афанасий Михайлович, Савенков Филат Петрович, Ступичев Семен Васильевич, Старцев Савелий Захарович, Терихов Платон Филиппович, Татаренцов Ефим Семенович, Фролов Федор Киррилович, Фатеев Павел Ефимович, Елисеев Радион Антонович, Широбоков Василий Иванович, Шинкаренко Денис Терентьевич, Широбоков Александр Меркулович, Юрин Петр Прокофиевич, Цыркунов Артамон Федорович и Болдинов Иван Александрович (зачислен после не на правах охотников). Из Воронежской губернии поселены семьи: Бутенкова Никифора Моисеевича (Острожского уезда, Белогорской волости и села), Белопольский Капитон Иванович, Легкий Савва Киррилович, Луценко Казьма Герасимович, Мокрый Федор Николаевич, Разгоняев Севостьян Сергеевич (того же уезда и волости, села Карабута) Величка Епифан Григорьевич (Павловского уезда, Михайловской волости, с. Петровки), Василенко Иосиф Андреевич (Острогожского уезда, слободы Белогородской), Горбачев Григорий Иванович(того же уезда и слободы), Заболотний Яков Иванович, Коренев Александр Григорьевич, Колесниченко Павел Игнатович, Сергиенко Василий Григорьевич, Раенков Иван Михайлович, Шульженко Василь Иванович, Тилюков Ефим Сидорович (Павловского уезда ,Михайловской волости, с. Петровки), Кравцов Назар Карпович, Карандаш Дмитрий Григорьевич, Савенков Прокофий Иванович, Трегубов Никита Васильевич, Чухлебов Тимофей Давыдович (Острогожского уезда, Белогорской волости и села), Лысянский Дмитрий Григорьевич (Павловского уезда, Михайловской волости,с. Петровки). Из селения Дубовык-Грады Константиноградского уезда Полтавской губернии поселилось семейство Корняка Степана Ивановича, а из Черниговской губернии – Смолянкина Елиазара Петровича. Из станицы Александровской в 1864 году переселилось семейство Селютина Севостьяна Гавриловича. А вот из бывших черноморских станиц 14 семей в 1864 году переселились в станицу Гойтхскую, а в 1867 году-Мартанскую.Это семьи казаков Новолеушковской станицы Мурашки Карпа Яковлевича, Силиванова Федора Петровича, Баранова Андрея Яковлевича, Гнедаша Луки Евтихиевича, Кононенко Трофима Тимофеевича, Марченко Ильи Давыдовича, Наливайко Ивана Григорьевича, Пинчука Ивана Николаевича, Резниченко Демьяна Максимовича, Чусь Степана Яковлевича, Чирвы Марка Ивановича, Косенко Константина Никитича и Буки Казьмы Ивановича. Такую же двойную процедуру переселения сначала в станицу Гойтхскую, а затем в Мартанскую сделали и казаки Оренбургского казачьего войска: Филоненко Петр Наумович, Боландин Семен Данилович, Бастрыкин Антон Осипович, Бастрыкин Роман Осипович, Бастрыкин Григорий Романович, Макеев Василий Николаевич, Голенковский Кондрат Алексеевич, Иванов Калина Афанасьевич, Коротков Сила Трофимович, Моляров Василий Андреевич, Пискунов Константин Семенович, Плешко Дмитрий Васильевич, Рапоткин Казьма Васильевич, Рапоткин Логвин Васильевич, Скубаков Иван Петрович, Саломахин Иван Потапович - все из села Липцы, а Баландин Никита Данилович из станицы Чесменской. Такую же двойную процедуру переселения прошли три семьи женатых отставных нижних чинов: Захарова Игната Никифоровича, Бушкарева Ивана Стефановича из села Садледовского и Аблогина Алексея Никитина – оба из Ставропольской губернии и уезда В дальнейшем заселение станицы за счет пришлых почти не пополнялось. Известно, что в 1873 году «по решению Главнокомандующего Кавказскою Армиею» в число казаков станицы 25 сентября был зачислен унтер-офицер Петр Афанасенко с семейством, а 28 декабря – казак Белореченской станицы Василий Радкевич. Казаки были служивым сословием и охраняли границы Российского Государства. Когда 21 мая 1868 года в городе Екатеринодаре проводились торжества по случаю вручения за боевые заслуги Кубанскому Казачьему войску и некоторым конным полкам Георгиевских знамен, то на церемонии присутствовали урядники Мартанской станицы Иван Коротков и Михаил Пашков. В документе, составленном 10 июня 1872 года сообщалось, что атаман станицы Мартанской есаул Николай Бражников имеет знаки отличия военного ордена «Святого Георгия» и «Георгиевские кресты» 4-ой степени №2909 и 3-й степени №766. В период Первой мировой войны Георгиевскими Крестами 4-й степени были награждены: старший урядник 2-го Екатеринодарского полка Григорий Елкини бомбардир-наводчик 2-й Кубанской казачьей батареи Поликарп Карпенко, а Георгиевскими медалями с надписью «За храбрость» 4-й степени казаки 19-го Кубанского пластунского батальона Иван Агошков и Карп Белопольский. В соответствии с положением «О заселении Западного Кавказа» от 10 мая 1862 года офицерам и нижним чинам Кубанского казачьего войска полагалось отмежевать в потомственную собственность участки земли. Причем только охотникам «добровольцам»- офицерам в зависимости от чина, а нижним чинам в пределах 10 десятин. Однако процедура получения земли в собственность затянулась на десятки лет. Только 30 мая 1874 года последовало предписание Наказного атамана Кубанского казачьего войска о составлении списков охотников-переселенцев в Екатеринодарском уезде. 5 декабря того же года такие списки были составлены. А рассматривались они на Кубанском областном правлении 2 сентября 1896 года, т.е. через 12 лет после составления и через 22 года после поселения станицы. В тот день было установлено право на получение земельных участков в потомственное владение для есаулов Никиты Васильевича Бражникова и Андрея Пискуна и урядников и казаков станицы Мартанской: Акима Бражникова, Федора Игнатова, Ивана Лапатина, Ермолая Широбокова, Афанасия Асташкова, Афанасия Афанасова, Ивана Агошкова, Евстафия Бражникова, Иона Бражникова, Кузьмы Бочарникова и многим другим. Через два года, 17 апреля 1898 года, Кубанским областным правлением были подтверждены права на потомственные земельные участки казаков Мартанской станицы Стефана Евдокимова, Игната Колосова, Саввы Старцева, Степана Корняка, Елиазара Смолянкина и Севостьяна Селютина. На протяжении длительного периода станица была зажиточной. К началу I-й мировой войны в станице было 512 дворов и 4007 душ, постоянно проживающих жителей. (на 1 января 2001 года 1217 человек). Земельный надел общественной запашки составлял 3340 десятин, разбитых на 550 паев, сенокоса 2820 десятин, 1400 десятин выпаса, 2000 десятин леса и т.д. , а всего 9956 десятин владении по 7 десятин земли. В дальнейшем на казачество было оказано правительственное давление. С 1992-1993 года в станице Мартанской вновь начинает возрождаться казачество. Более 170 потомственных казаков всеми силами добиваются местного самоуправления. Казачье самоуправление по решению станичного схода создает казачью сотню, которая следит за порядком в станице и ее землях. Защищает жителей от воровства, грабежа и прочих притеснений. Ильяшенко Виктор Федорович рассказал нам, что дед Петр Федорович –потомственный казак рассказывал ему, как проворовавшемуся казаку надевали на голову мешок и с позором проводили по всей станице, крича ему вдогонку «ВОР». Атаман вел активную борьбу с пьянством, наркоманией, бандитизмом и прочими преступлениями.6 лет Виктор Федорович был атаманом в станице. В 1993 году состоялся Всероссийский казачий съезд, на который с Кубани были отправлены 122казака. Со станицы Мартанской на съезде присутствовали 3 местных казаков: Ильяшенко Виктор Федорович, Шевцов Александр Владимирович и Глушко Федр Андреевич. Именно в Москве среди многотысячных казаков произошла совсем необычная встреча казаков-односельчан. Проходя по Красной Площади, с нашими, Мартанскими казаками поздоровался проходящий казак: «Здоров, Кубанцы!» Завязалась беседа и выяснилось, что казак Шевченко Владимир Михайлович 1935 г.р. , житель г. Омска оказался коренным жителем станицы Мартанской. «Я из той станицы голосистой, что столетья на Руси вольна» «Наверное, родной дух нас сблизил», - вспоминает Виктор Федорович. И неслучайной оказалась данная встреча: вернулся Владимир Михайлович в родные места, купил дом и стал активным участником возрождения казачества в родной станице. После войны в станице Мартанской был создан эффективно работавший табаксовхоз. Он упорно пытался выжить и в лихие девяностые. Было организовано даже производство сигарет. Но дефолт зарубил все начинание. Совхоз был продан с молотка. Сначала его выкупило московское предприятие «Рубин». Потом, в середине нулевых, Васюринский мясокомбинат. Теперь совхозные поля и выгоны, огорожены колючей проволокой. На них пасутся приземистые, грязно-белые коровы, похожие на свиней-переростков. После огораживания станичники фактически лишились возможностей пасти где-либо собственный скот. Казакам запрещено пользоваться и лесом. Его вырубкой занимаются частные фирмы. Лесовосстановление потом никто не проводят. К возрождению казачества интерес потерян. Например, на казачьи дежурство по поддержанью правопорядка выходит только один крепкий старик старого закала да его внуки. Но мы, станичники, помним, чтим все заслуги казаков. Сельская школа тесно сотрудничает с местными казаками. В школе есть класс казачьей направленности, да и все остальные дети с особым интересом принимают участие во всех праздниках, связанных с казачеством. Казаки-односельчане всегда отзываются на просьбы учителей и жителей станицы. «СЛАВА, ТЕБЕ ГОСПОДИ, ЧТО МЫ КАЗАКИ!» Казаки - односельчане Жители станицы Мартанской говорят: "На таких семьях, как наши казаки Радченко, держится земля кубанская". Иван Макарович Радченко, которого смело можно назвать патриархом своей фамилии, родился и вырос в станице Мартанской. Здесь все говорит о его труде. Строил местную школу, высаживал парк у клуба, помогал возводить дома станичникам, наводил порядок на улицах. Такой это человек. В свои семьдесят четыре ни минуты не сидит на месте, теперь строит дом для внуков. А за плечами большая трудная жизнь. Отец его Макар Степанович был сыном первых поселенцев станицы Мартанской, имел 12 десятин земли и большое хозяйство. Троих сыновей и двух дочерей вырастил казак. Он погиб в 1942 году под Киевом. Большой его семье в войну жилось тяжко. «Не было у нас своего угла, - говорит Иван Радченко, - мать ходила работать по найму, а я совсем мальчик бродил по станицам в поисках пропитания». Оттого-то уже в 14 лет, окончив пять классов местной школы, Иван подался в трактористы. Мужиков в станице после войны не было, и на хрупкие плечи мальчишек и женщин легли все колхозные работы. Вместо книг он постигал нужные в селе профессии – столяра, плотника, моториста и даже лесника. Любовь к липам и дубкам сохранилась у казака до сих пор. Он самозабвенно высаживает молодые побеги по всей станице, обихаживает каждое деревце. Да что в станице, в самой Атамани теперь растут его липки. А еще подворье Горячего Ключа в этнодеревне украсила настоящая телега казака Ивана Радченко. Как и все в своей жизни он смастерил ее на совесть, на века. История его семьи начинается с 1960 года. Именно тогда Иван Макарович женился на бакинской казачке Ульяне Александровне. Женился и получил повестку в армию, и молодой жене пришлось ждать мужа почти четыре года. Несмотря на то, что свадьба их состоялась в майский праздник, а как говорят, «в мае жениться - только маяться», супруги Радченко вместе уже больше пятидесяти лет и по поводу своей майской свадьбы говорят: «Май – крепче обнимай». Так и идут по жизни рука об руку. Ульяна и Иван вырастили двоих сыновей – Василия и Николая - по всем казачьим заповедям. Они успешно трудятся и подарили старикам Радченко двоих внуков и внучку. Теперь старший урядник горячеключевского казачьего общества Иван Макарович считает своим долгом вырастить из внуков Ивана и Александра настоящих продолжателей своего дела, ведь оба внука живут вместе с дедом и бабушкой. Сегодня им за двадцать, и у деда в семейном альбоме все грамоты, полученные внуками за добрые дела в казачьем обществе. Да и сам он участвует в наведении порядка в станице. С ним не забалуешь - уж больно силен в потомственном казаке дух его предков. Из казачьего домостроя станицы Мартанской Казачество станицы играло немалую роль в охране границ края и страны. Перемены, происходящие с казачеством в период Петра I и Александра II мало затронули внутренний быт и основные элементы казачьего самоуправления в станице, которые передавались из поколения в поколение. Это происходило потому, что стремление к казачьей жизни было и естественной потребностью здорового духа этой общности людей. В этой связи нельзя не рассказать о казачьем домострое, в котором регламентировались наиболее рациональные, проверенные веками традиционные отношения в казачьей среде и, прежде всего в семьях казаков станицы Мартанской У казаков не было письменного домостроя, но он существовал и был неоспорим, как руководство, избавляющее от многих лишних забот и проблем, обременяющих создание и существование семьи. Уважение старшего — одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесённым невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя — казаки-мартанцы при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего — Я Господь Бог ваш». Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более — непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков-мартанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью, даже в обращении редко можно услышать — «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки». Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать. Почитание родителей, крёстного и крёстной было не просто обычаем, а внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Виктор Федорович Ильяшенко (Житель станицы Мартанской, 6 лет был атаманом) рассказывает, что у него в семье сохранилась традиция, следуя которой, до сих пор дети начинают свой рабочий день с получения родительского благословения. Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в её создании. Развод у казаков в станице являлся редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. В станице обращались к отцу, матери только на «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату». Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни. Родство — близость по крови. Степени родства. Казак был обязан знать все степени родства и знать своих предков поименно. Этому много способствовали Поминальники, которые сохранились за иконой в киоте в каждой семье. Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков. На этом строили комплекс «СЛАВЫ», который стоял у казака в системе ценностей на первом месте, затем «ЧЕСТЬ» и лишь на третьем — «ЖИЗНЬ». Многие материалы, которые мы использовали при написании данной работы, -это знание и почитание родства и своих предков станичниками Ильяшенко Виктора Федоровича, Шевцова Александра Владимировича, Радченко Ивана Макаровича. Разумеется, более память удержать имен предков не могла, и запоминались Учитывалось и родство по деду и бабушке. Их братья звались двоюродными дедушками, а сестры — двоюродными бабушками (соответственно троюродные и четвероюродные), а молодые для них — внучатыми племянниками, опять-таки и двоюродный внучатый племянник и четвероюродный. Отцы и матери мужа и жены между собой назывались сватами и сватьями. Застолица. У окна, ближе к образам, в торце стола сидел Сам — отец семейства, человек на возрасте. Слева от него под образами — отец, за которым сын почтительно ухаживает. Обычно старик съедает что-то и уходит к себе или вообще не садится столу. В этом случае обедать ему подают в «келий», в его каморку. Тогда слева от Самого сидит уважаемый гость или гости. Далее справа и еле — вдоль стола, по убывающей: старшие сыновья, средние сыновья, младшие сыновья. В некоторых случаях, по правой стороне — сыновья, по левой — зятья. Затем старшие дочери и снохи, средние дочери, младшие, внуки, замыкает стол Сама — жена хозяина, рядом с нею «баушки» и старшая «баушка» — мать хозяина дома или теща и гостьи — родственницы хозяина и хозяйки. С этого конца, который в бедных домах ближе к печке, а в зажиточных — к кухне, подается еда, здесь женщины могут вставать и убирать посуду. Еда разносилась или передавалась по столу следующим образом: Самому — отцу. Он ставил тарелку перед стариком, затем — перед гостем или перед тем, кого хотел отметить и почтить. Например, могло быть так, что отец первую тарелку ставил перед младшим сыном или внуком, который в этот день отличился. После того, как еда была расставлена, Сам призывал к молитве. Иногда читал ее он, но чаще поручал кому-нибудь из младших детей. Затем разрешал садиться и разрезал каравай хлеба, раздавая ломти. Оброненный кусок хлеба следовало поднять, поцеловать, прочитать молитву или сказать «Господи, прости!». Обычно за столом ели молча. В Великий пост во время обеда читалось Писание. Обычно читал старик или кто-то из детей. После обеда читалась благодарственная молитва, подавался чай. После благодарственной молитвы за столом разрешалось разговаривать, поскольку это уже считалось не обедом, а угощением. Этот обычай соблюдался строжайшим образом, причем чем проще и беднее была семья, тем в большей чистоте соблюдался чин застолицы. Только невежа мог начать есть прежде, чем опустит ложку в еду Сам, независимо — его это тарелка или общая миска. При еде из общей посуды свято соблюдался принцип старшинства. Ели в два приема: сначала «юшку», затем по стуку старшего о край посуды разбирали мясо и овощи («гущу таскать»). Ложку ко рту несли неторопясь, подставляли снизу ломоть хлеба. Того же порядка придерживались в армии, где ели, в основном, из общей посуды. Особо ели кашу — по кругу, забирая ложкой с краев, где она успевала остыть. Казаки были чрезвычайно веротерпимы. Потому гость усаживался за стол рядом с хозяином независимо от того, какой он веры. И если в дом бывал зван мусульманин или еврей, то старались не готовить блюд из свинины, чтобы не ставить гостя в неудобное положение. Праздничная застолица строилась тем же порядком, с той только разницей, что столов накрывалось больше и гости сидели вперемешку с хозяевами. Два принципа соблюдались строжайше: женщины — отдельно от мужчин, и по-старшинству. Для молодежи ставился отдельный стол, причем имелась в виду только мужская молодежь, незамужние девушки сидели рядом с матерями и тетками. На столе перед молодежью никогда не было ни вина, ни пива. Кстати, бутылка на столе — это не казачий обычай! Вином в застолицу «обносили». Отсюда разница, звучащая в словах «поднос» и «разнос». Поднос несут одной рукой, а разнос — это огромный поднос с двумя боковыми ручками, который двое казаков носят вокруг стола или позади свадьбы. Они же разливают вино. Бутылки (несколько штук) стоят на столе только перед Самим, который собственноручно наливает уважаемым гостям, передает бутылки старикам и командует, когда обносить. Таким образом строго регулировалось количество спиртного за столом. Скотина для казака – основное богатство. От того, как за ней ухаживают, зависит ее здоровье, ее плодовитость, а, значит, и благосостояние семьи. Строевой конь, рабочая лошадь, корова, бык – равноправные члены семьи. С малых лет дети приучены обращаться со скотиной, знают, как ее лечить, если вдруг она заболела. И сейчас казачье подворье Ивана Макаровича Радченко в изобилии наполнено и овцами и лошадьми, коровушка-кормилица имеется. Много тонкостей надо знать при обращении со скотиной. ВЫВОД Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что КАЗАЧЕСТВО это, прежде всего, братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания нравственности и морали. Казаки-мартанцы всегда служили и доныне служат родной земле – СВЯТОЙ РУСИ, своему НАРОДУ и своему ГОСУДАРСТВУ. Славное прошлое казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: МЫ БЫЛИ, МЫ ЕСТЬ, МЫ БУДЕМ!.. Российскому казачеству посвящается!
На заре, на зореньке лучистой Выйду в поле голубого льна Я из той станицы голосистой Что столетья на Руси вольна. Эх, коней бы ныне оседлать нам Русь очистить, поле распахать Не пристойно нам славяне-братья Родовое древо разрывать. Запорожцы, гей! Да гей, кубанцы, И донцы поныне молодцы! Мы в истории не новобранцы, Передали навык нам отцы. Гей, славяне! Казаки державы! Встанем в трудный час плечо к плечу. Иль Пожарского померкла слава?! Иль казак не в силе на плацу?! Обретем мы мужество, как прежде, И на удаль переменим грусть. И одна сияет нам надежда: С казаками возродится Русь!
31.07.92 г .Валерий Суховесов. Список использованной литературы: - История Донского войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. В. Броневский, Санкт-Петербург, 1834г.; - История Кубанского казачьего войска. Составитель член-корреспондент Императорской Академии наук и почетный член Кубанского Областного Статистического комитета Ф.А. Щербина, Екатаринодар, 1910 г.; --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
|