IRA1941 Сообщений: 345 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 5219
| Наверх ##
7 мая 2021 10:46 ПАППЕРИЦ РЕЙНГОЛЬД КАРЛОВИЧ (20.04.1806, Балтийский порт, Эстляндской губернии) Витебская гимназия 1840-х годов, польско-католическая по преобладающему составу учащихся, по территориальному положению – гимназия национальной окраины, но имеющая, видимо, сильный преподавательский состав. Мемуарист Д.Д. Семенов, впоследствии избравший профессию педагога, дает достаточно подробный и грамотный анализ педагогических приемов своих бывших учителей, многих из которых он вспоминает добрым словом. Историка Рейнгольда Карловича Папперица, в частности, он называет в числе преподавателей, которые «оказали наибольшее влияние на умственное и нравственное развитие своих учеников». Из его характеристики: оригинал, чудак, но – «знаток и любитель своего предмета», интересный рассказчик – «слушали его, притаив дыхание». Ученики ценили и аккуратное посещение уроков и тщательную подготовку к ним, а также то, что он «служил учителем не из–за денег, а из любви к своей профессии». Эти достоинства заставляли их забывать о непривлекательном, более того – карикатурном внешнем образе учителя («толстенькая фигурка, важно покачивающаяся на коротеньких ножках»). Ему прощали также «особый исторический язык», оригинальный метод мотивации – ежемесячную пересадку учеников по определяемым баллами категориям «гвардейцев», «армейцев» и «инвалидной команды». У него была тщательно продумана система уроков и методов проверки и закрепления знаний («репетиций»). Любопытно, что в эпоху всеобщей зубрежки и требований ответов «от сих до сих», он ставил лучший балл за ответ не по учебнику, а «по запискам» с его слов. Следовательно, ученики приучались им к самостоятельной работе на уроке в ходе объяснения нового материала. Каков же был результат? Ученики «в большей или меньшей степени знали историю (хронологию и генеалогию – в совершенстве), интересовались ею, любили читать книги исторического содержания». Здесь мы опять встречаемся с примером оптимальной для педагогического взаимодействия внутришкольной средой: по оценке выпускника, гимназия не только давала знания, но и пробуждала «добрые, гуманные чувства, стремление к дальнейшему образованию и посильной общественной деятельности». Источники: Семенов Д.Д. Из школьных воспоминаний старого педагога//«Русская школа», 1890, № 9, с. 42-54. Каргополова А.Г. Взаимодействие учителя и ученика на уроках истории в дореформенной России. |