Станичная история. Прочноокопская.
Материалы, фотографии и документы по истории ст.Прочноокопской
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
16 ноября 2024 18:47 А.Л. Пелих, С.Н. Ктиторов, И.В. Грицких, Н.С. Коваленко, И.И. Басов ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ В ВОСТОЧНОЙ ЗОНЕ КУБАНИ С ЦЕНТРОМ В г. АРМАВИРЕ: ПУНКТЫ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА СБОРНИК ОЧЕРКОВ В сборнике очень много материала о ст.Прочноокопской, крепости Прочный Окоп и х.Фортштадт. Читать и скачать материал можно по ссылке: https://vk.com/doc281691578_66...JMTtryQoMs
 --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
16 ноября 2024 19:25
  --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
24 ноября 2024 9:07 АРХИВЫ О ст.ПРОЧНООКОПСКОЙ (подборка фондов) ГАКК Фонд № 686. Прочноокопский меновой двор, станица Прочноокопская Черноморского казачьего войска, 1822 г. Период времени: 1821 - 1851 гг. Кол-во дел 105. Предписания генерала Г.А.Емануеля, начальника Кавказской области, главного смотрителя меновых дворов по Кавказской линии о меновой торговле с горскими народами. Журналы входящих и исходящих бумаг. Книги Прочноокопского менового двора для учета прихода и расхода казенной соли и денежных сумм, вырученных за соль. Билеты на получение соли из Прочноокопского менового двора, выданные жителям закубанских аулов в (Д.108, 1840 г.). Списки служащих, состоящих при Прочноокопском карантине и меновом дворе. https://alertino.com/ru/2838524По истории ст.Прочноокопской за 1841–1851 гг. ГАКК (Ф. 358. Оп. 1. Д. 1) Метрические книги Прочноокопской станицы за 1845 г. (Ф. 354. Оп. 1. Д. 1-а), 1847–1856 гг. (Ф. 358.Оп. 1. Д. 5–13, 17, 18, 20–22), 1858 г. (Д. 23) и 1859 г. (Ф. 359. Оп. 1. Д. 3), причем метрические книги и православных и старообрядческих храмов. Есть посемейные списки линейных станиц, вошедших в 1860 году в состав Кубанского казачьего войска: …Прочноокопской за 1841–1851 гг. (Ф. 358. Оп. 1. Д. 1), 1844 г. (Д. 2),1846 г. (Д. 4), 1851 г. (Д. 14), 1852 г. (Д. 16), 1853–1854 гг. (Д. 19) и 1854 г. (Ф. 354. Оп. 1. Д. 36б); Фонд № 256. Войсковое дежурство Кавказского линейного казачьего войска Правого фланга Кавказской линии, 1845 - 1860 гг. Период времени: 1836 - 1868 гг. 3-я бригада имела бригадное правление в ст. Прочноокопской и состояла из 1-го и 2-го Кубанских полков. В состав 1-го Кубанского полка входили станицы Новоалександровская, Новотроицкая, Расшеватская и Успенская. Полковое правление располагалось в ст. Новоалександровской. В состав 2-го Кубанского полка входили станицы Григориполисская, Дмитриевская, Кавказская, Прочноокопская и Темижбекская. Полковое правление располагалось в ст. Григориполисской. Фото прочноокопской семьи Сафаровых. Снимок из семейного архива Е.Кошечкиной (род Сафаровых) * * * РГВИА / Фонд 14951 - Прочноокопская крепость/ Опись 1. Канцелярия Полный/Краткий заголовок. Период времени: 1801-1816гг. Количество дел в описи 21. * * * РГИА Шифр Ф. 13 Оп. 2 Д. 1741 По отношению государственного казначея о поручении ему совместно с министром иностранных дел рассмотреть обстоятельства вывоза за границу золотой и серебряной монеты. Представление Коллегии о пропуске за границу Прочноокопской таможней 100 руб. ассигнациями для выкупа пленных. Крайние даты 19 ноября 1808 г. - 5 февраля 1809 г. Шифр Ф. 573 Оп. 1 Д. 563 Об освобождении жителей Прочноокопской слободы Ставропольской губернии от платежа налога за землю, принадлежащую Кубанскому войску Крайние даты 1890-1894 Шифр Ф. 796 Оп. 178 Д. 2710 По рапорту Преосвященного Ставропольского о дозволении вступить в брак казаку станицы Прочноокопской, Николаю Нефедьеву. Крайние даты 1 декабря 1897 Шифр Ф. 806 Оп. 3 Д. 6205 Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства. О построении молитвенного дома на Прочноокопском форштате, и об исправлении треб жителям священником Леонтовским. Крайние даты 1852 г. Шифр Ф. 806 Оп. 18 Д. 56 Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства. О молитвенном доме на форштате Прочноокопской крепости и о высылке младшего священника Ставропольского пехотного полка Якова Путинцова, самовольно проживающего на форштате крепости Прочноокопской, к означенному полку. Крайние даты 19 декабря 1855 г. Шифр Ф. 834 Оп. 4 Д. 650 "Записка по делу о присоединении раскольников станицы Прочноокопской, Кубанской области, к православной церкви" Крайние даты 01 февраля 1901 Шифр Ф. 1287 Оп. 6 Д. 904 Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. 1853 г. Об утверждении ярмарок в станицах Новотроицкой и Прочноокопской Крайние даты 29 мая 1853 г. - 05 июля 1853 г. Шифр Ф. 1297 Оп. 21 Д. 132 По просьбе вдовы бывшего комиссара Прочноокопской карантинной заставы Берца о начислении ей с детьми пособия Крайние даты 20 ноября 1844 г. – 8 февраля 1847 г. Шифр Ф. 1297 Оп. 23 Д. 21 О назначении пенсии вдове с дочерью бывшего помощника комиссара Прочноокопской карантинной заставы губернского секретаря Шрейбера. Крайние даты 09 марта 1846 г. – 20 апреля 1846 г. Шифр Ф. 1330 Оп. 9 Д. 1999 Общие собрания департаментов Сената. 1912 г. О возмещении Кубанскому казачьему войску 64 рублей за лечение в Прочноокопской войсковой больнице крестьянина села Змиева Крапивенского уезда Тульской губернии Самарина Крайние даты 23 ноября 1912 г. Шифр Ф. 1341 Оп. 90 Д. 1254 Первый департамент Сената. Об учреждении двух ярмарок в станицах Новотроицкой и Прочноокопской. Крайние даты 17 июня 1853 г. Шифр Ф. 1354 Оп. 1 Д. 757 О привлечении к ответственности председателя Прочноокопского съезда мировых судей Кубанской области Панова за устранение от участия в публичных заседаниях съезда почетного мирового судьи А. Хадаркевича Крайние даты 13 октября 1880 - 30 апреля 1881 Шифр Ф. 1354 Оп. 1 Д. 1227 О привлечении к ответственности мирового судьи 1 участка Прочноокопского мирового съезда Парицкого за оскорбление М. Иванова Крайние даты 30 апреля 1883 Шифр Ф. 1364 Оп. 7 Д. 870 Гражданский кассационный департамент Сената. 1911 г. О взыскании обществом станицы Прочноокопской Кубанской области с С. Родимкина 385 рублей за незаконное пользование 5 десятинами общественной земли Крайние даты 28 июля 1911 г. Шифр Ф. 1488 Оп. 1 Д. 1110 Проект соляного магазина при Прочноокопском меховом дворе Обл. Войска Донского. План, фасад Крайние даты 1835-1836 Шифр Ф. 1488 Оп. 4 Д. 132 Ставропольская губерния, город Прочноокопск. Деревянный дом комиссара и лекаря карантинной заставы. План, фасад, разрез. Копии Крайние даты 1835 Шифр Ф. 1488 Оп. 4 Д. 133 Ставропольская губерния, город Прочноокопск. Проект деревянного соляного магазина при меновом дворе. План, фасад, разрез Крайние даты 1835 Шифр Ф. 1574 Оп. 2 Д. 118 Ставропольская епархия: письма и донесения Победоносцеву К.П. Быкова (?) из г. Екатеринодара об архимандрите Михайловской пустыни Мартирии, Добромысловой Е.А., начальницы Ставропольского женского епархиального училища, об определении ее в одну из миссионерских школ за границей (2 письма), Загадаева К., [священника], о прибавке содержания и пособии церкви в станице Прочноокопской, Карасева А.Н., преподавателя церковного пения, о своей 20-летней деятельности в этой области и с ходатайством о награде, Собчакова П., священника церкви хут. Гущинский Медвежинского у. Ставропольской губ., о своем приходе, Туманова И., священника Рождественской единоверческой церкви станицы [Шагинской] Кубанской обл., о пособии на строительство церковно-приходской школы; отчет о деятельности Общества оказания медицинской и гигиенической помощи переселенцам Северного Кавказа (за первый год существования о-ва); обращение настоятеля миссионерского монастыря близ станицы Кавказской Кубанской обл. Иеромонаха Мефодия с просьбой о пожертвованиях. Рукоп. и печат. Крайние даты 1900 - 1908 гг. Саверский Григорий Григорьевич, Род. 15 ноября 1886 г.; учитель Прочноокопского 2-классного училища Кубанской области (1911) Срединский Дмитрий Акимович, 35 лет на 1901 г.; учитель Прочноокопским одноклассным училищем Кубанской области на 1901 г. Сухарев Иван Устинович, род. 5 сентября 1888 г.; учитель Прочноокопского Алексеевского двухклассного училища Кубанской области на 1912 г. * * * ГАСК - Дело о бежавшем из крепости Прочноокопской рекруте С.Плухове - 1833 - Дело о перемещении крепости "Святого Николая ",находящейся на реке Кубань ,на возвышенность вблизи поста Погорского вст. Прочноокопскую - 1817-821 - О сгоревшем, в Прочноокопской станице, питейным домом, всего на 3200 руб - 1836-1837 - Дело о совершении запрещенным священником станицы Убеженской Григорием Ливановым обряда венчания казаков станицы Прочноокопской по раскольническому обряду - 1843-1844 - О повесившейся 29 июня сего года жене проживающего на военном форштадте Прочноокопской казенного крестьянина Василия Казазаева Прасковьи - 1850-1854 - По объявлению Прочноокопской станицы казака Ефрема Гутарова о украденной у него Нахичеванским армянином Сергеем Богурдацковым лошади мерине сером - 1848 - По отношению г.командующего 2 дистанциею прочноокопского участка Кубанской линии с препровождением пленной женщины Кубковой - 1833 - По отношению комиссии военного суда при крепости Прочноокопской учрежденной о дезертире Паукове - 1833 - По словесному прошению Кубанского казачьего полка прочноокопской станицы отставного казака Дмитрия Кубаширова о взыскании с белевского купца Мартынова Поленова должных ему Кубаширову ста рублей денег -н/д - По сообщению кавказского областного правления о солдатском сыне Штиркине запустившем пожар в убеженских и прочноокопских дачах - 1828 - Рапорт начальника Прочноокопской станции Хорунжего Ероманова и переписка с Ставропольским полицейским управлением о розыске казака Попова - 1839-1840 - Рапорт Ставропольского земского исправника об открытии базара в Прочноокопской крепости - 1818 - Рапорт Ставропольского нижнего земского суда о повреждении принадлежащего Каменобродскому селению сенокоса и несколько загонов хлеба табунам рогатого скота жителей станицы Прочноокопской - 1814 - Чертеж почтового тракта от г. Ставрополя до г. Прочноокопа - 1858 - О присоединении вдовы станицы Прочноокопской Ефилии Кондоловой с сыном ее Филиппом от раскола стпрообрядческого к православию - 1845 - Отношения начальника крепости Прочноокопской, ногайского пристава земскому исправнику о рассмотрении прошения однодворца села Каменнобродского Харичкина о взыскании денежных средств за выкупленного из плена у горских народов крестьянина Усачева -1831-1834 - Дело о раскольническом попе Недригайлове, проживающем в станице Прочноокопской - 1844 - О воровстве 6 лошадей казаками Прочноокопской станицы Игнатом Кудиновым и Минаем Деевым, и пр. - 1853 - О запрещении похорон раскольников на общем православном кладбище станицы Прочноокопской - 1845 https://dzen.ru/a/Z0ICmwmiSUIbAPq8
 --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
24 ноября 2024 9:10 Из истории ст.Прочноокопской. К слову сказать, поселённые более 20 лет назад на Среднюю Кубань донские казаки заканчивали свой болезненный этап адаптации к военно-бытовым условиям Северо-Кавказской границы. Известно бытующее выражение: «Один переезд хуже двух пожаров». Чтобы преодолеть тяжелейший адаптационный период с его запредельными нагрузками на казаков и их социальные институты, необходимо было время – годы и десятилетия. Помимо бытовых неурядиц, совершенно по-иному необходимо было выстраивать военную тактику, применять новое оружие и форму одежды. Вновь поселённым линейцам противостоял серьёзнейший противник. Черкесское наездничество породило особый тип воинов, закованных в лёгкие, но прочные кольчуги, индивидуальное мастерство владения шашкой, луком, кинжалом и дротиком, управление конём которых доходило до совершенства. Долгое время переселенцы «мучились» со своими пиками, доставшимся им от донских казаков. Это оружие хорошо было в чистом поле, при атаке лавой – излюбленном военном приёме донцов. В условиях пограничной службы пики были зачастую просто обузой для казака. На первых порах сшибки кубанских линейцев с черкесами заканчивались с явным перевесом в сторону последних. Черкесы называли своих противников, ощетинившихся пиками, несколько пренебрежительно –«камыш». Не только древки донских пик навели на противника такую ассоциацию, были здесь причины и более трагичные. Известно немало случаев (особенно в первые годы поселения донских линейцев на Кубани), когда несколько черкесских панцирников, закованных в кольчуги, пробить которые не могла даже пуля, на лошадях, имеющих серьёзную защиту, могли врубиться в строй казаков и пройти его насквозь, положив противника, как «камыш», направо и налево. Естественно, казаки не могли мириться с таким положением дел. Всё, что приносило им успех в бою: шашки, кинжалы, одежда (удобные черкески, лёгкие пояса с подогнанной амуницией), – все это заимствовалось казаками. Эта своеобразная мода принимала, зачастую, гротескные формы. Так, казаки, стремясь во всём походить на своих противников черкесов, брили головы и специально вращивали на её поверхность лишай – плешь. В линейных станицах ходила и такая поговорка: когда хотели подчеркнуть удальство казака, говорили: «Чистый черкес, только просом не с…т». Просяная каша была в те времена основной пищей местных племен. Уже спустя два-три десятилетия после своего переселения линейные казаки на Кубани представляли грозную силу для горцев. Научились они справляться и с надёжной, до сей поры, защитой горцев – кольчугой. Об этом приёме поведал нам в одной из своих статей профессор, основатель историко-региональной кавказоведческой школы В.Б. Виноградов. Речь идёт об эпизоде из стихотворения Н.С. Мартынова «Гирзель-аул» (1840), в котором описывается поединок линейного казака с горским всадником – «панцирником». Приведём этот отрывок: Напрасно наши в них стреляют, Они лишь бранью отвечают, У них кольчуга на груди… Смекнул урядник, догадался, Взяла досада казака, Но пособить он горю взялся. И с видом дела знатока Поверх заряда в ствол винтовки Пучок иголок посадил, И вновь готовый к джигитовке Во весь опор коня пустил. Избрав противника, он круто На задних бабках повернул… Прошла ещё одна минута, Ружейный ствол его сверкнул, Раздался выстрел без раската, Как будто щёлкнул кто орех, Пред нами пыль столбом поднята, Мы все в надежде на успех Глядим на место…. Прояснилось: В испуге конь от нас бежит, А тело всадника свалилось, В траве пустой оно лежит… В.Б. Виноградов отмечает, что приём «огневого контакта» с грозным «панцирником» был воспринят казачье-армейской средой на Кавказе непосредственно от адыгов и «является ещё одним знаком интеграционных процессов в многомерных и противоречивых условиях т.н. Кавказской войны» (В.Б. Виноградов, О.Н. Терещенко. А.А. Бестужев-Марлинский об одном кавказском приёме «огневого контакта» // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Армавир-Железноводск, 1998. С. 27 – 28). К моменту прибытия А.П. Ермолова на Северный Кавказ труднейший адаптационный период кубанских линейцев подходил к концу. Генерал, по существу, завершил этот этап своей инспекционной поездкой по крепостям Среднего Прикубанья. Он деятельно переустраивает укрепления: Усть-Лабинское, Кавказское, считая, что в существующем виде «они не могут быть обратимы против неприятеля» (Записки А.П. Ермолова. 1798 – 1826. М., 1991. С. 301). Ермолов остался крайне неудовлетворён инспекцией Прочного Окопа – «небольшого укрепления… в худом весьма состоянии». Безрадостную картину завершил осмотр станицы Прочноокопской, лежавшей в развалинах после необыкновенного разлива кубанских вод, «которые произвели величайшие опустошения в поселениях казаков Кубани» (Там же. С. 296). Прочноокопская в те времена располагалась на месте нынешней армавирской Старой Станицы, у подножия высокого правого берега Кубани. Вспыхнувшая после наводнения 1817 года малярия довершала бедственное положение казаков. В своём дневнике А.П. Ермолов пишет о событиях того времени: «Болезни и смертность превосходили вероятие…» (Там же). Главнокомандующий действовал по-военному решительно. Прочноокопская крепость была заметно расширена и усилена новыми фортификационными сооружениями. Станица, лежащая у подножья крепости, была перенесена за две версты ниже по течению Кубани на то место, где она находится в настоящее время. Генерал прекрасно понимал, что сил для охраны Кавказской линии, протянувшейся от берегов Каспийского моря до Усть-Лабинской крепости, явно недостаточно. В своих «Записках» А.П. Ермолов отмечает: «Вообще можно сказать о правом фланге Кавказской линии, что по причине протяжения его и мест повсюду открытых нет никаких средств сделать его более твёрдым… Неприятель имеет весьма сильную конницу; стоящие на кордоне казаки наши, если бы и не были рассыпаны на большом пространстве, не могли бы противостоять оной по несоразмерности сил…» (Там же. С. 302). Ознакомившись с положением дел, главнокомандующий в марте 1821 г. обращается к императору Александру I со своим планом. Суть его была в следующем: укреплялась граница по Кубани путём образования ещё нескольких станиц, заселялся район «от Кисловодска вниз по Подкумку до Горячих вод», переводились в звание казаков казённые крестьяне целого ряда сёл Ставропольской губернии. Хотя данный план вызвал резкое возражение у министра финансов, А.П. Ермолов настойчиво пробивал его, мотивируя тем, что «страна при Кавказе окружена народами мятежными». В конечном счёте Ермолов убедил кабинет министров, и в декабре 1823 г. вышел правительственный указ, узаконивший его предложения (Клычников Ю.Ю. Казачья колонизация кавказской линии в Ермоловский период // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы первой Кубанско-Терской научно-просветительской конференции. Армавир-Железноводск, 1998. С. 24). Осуществлять и координировать непосредственное выполнение плана главнокомандующего должен был начальник штаба Кавказского корпуса генерал-майор Вельяминов. В период с 1825 по 1827 гг. в рамках осуществления ермоловской идеи были основаны следующие станицы: казаками Волжского полка – Ново-Марьинская, Ново-Полтавская, Ново-Георгиевская, Ессентукская, Кисловодская, Бургустанская и Бабуковская; казаками Кубанского полка – Темнолесская, Николаевская; казаками Хоперского полка – Барсуковская, Баталпашинская, Невинномысская, Беломечетская, Карантинная, Бекешевская (Клычников Ю.Ю. Казачья колонизация кавказской линии в Ермоловский период. С. 25). А.П. Ермолов предложил и новую тактику борьбы с немирными горцами, которая, как показало время, явилась наиболее эффективной и во многом способствовала умиротворению Кавказа. Тактика эта заключалась в основании военными поселянами, в первую очередь казаками, опорных пунктов на территории противника, неуклонное и постепенное движение границы-линии вглубь вражеской территории и поселение там казачьих станиц. Ермолов начал претворять этот план ещё в 1818 г. в Чечне, затем – в Кабарде, заложив основу для организации Сунженской линии и, так называемого, «сухого участка» кавказской линии. Природные условия, дремучие леса, которые вставали перед русскими богатырями здесь не были помехой. А.П. Ермолов приказал рубить просеки, прокладывать по ним дороги, укрепляя пограничные коммуникации. Л.Н. Толстой отразил в литературной форме события того времени в известном рассказе «Рубка леса». Подобную просеку генерал повелел прорубить через пойменный кубанский лес вблизи Прочноокопской крепости во время своей инспекции в 1817 году. Просека, связывавшая крепость с кубанскими бродами и переправами, стала именоваться у местного населения «Ермоловской». Для борьбы с заболачиванием местности Старой Станицы и сопутствующими этому болезнями, решено было прорыть ирригационные каналы, которые заметно оздоровили микроклимат вблизи Прочноокопской крепости. В середине 20-х годов XIX столетия Прочный Окоп постепенно превращается в одну из главных крепостей на Кубанском участке границы (Виноградов В.Б. Страницы истории Средней Кубани. Методическое краеведческое пособие для студентов и учителей. Армавир, 1993. С. 44). К концу одиннадцатилетнего пребывания А.П. Ермолова на Кавказе вся северокавказская граница была заметно укреплена на всём своём участке – от Усть-Лабинской крепости до Кизляра, что заметно усилило обороноспособность Линии и сократило военные потери....... https://vk.com/wall-114526004_53608 --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
29 ноября 2024 14:26 ИЗ ИСТОРИИ ст.ПРОЧНООКОПСКОЙ О пожертвованиях в пользу церквей Ставропольской епархии. В Николаевскую единоверческую церковь станицы Прочноокопской, Кубанской области, поступили пожертвования: Николаевская единоверческая церковь ст.Прочноокопской от прихожан Григория Матвеевича Хватова, Татьяны Семеновны Маштаковой и Николая Петровича Бакулина на приобретение плащаницы из манчестера малинового цвета на святой престол 20 руб.; на приобретение двух хоругвей из малинового манчестера, подсвечника с мраморной доской пожертвовали: Евдокия Павловна Хватова, жена священника Ирина Яковлевна Уколова, крестьянки Науменко, Зоце, Деньщикова и собрано в церкви, всего 100 руб.; на приобретение большого размера святого креста на горе Голгофе, золотой чеканной работы съ венцами, пожертвовали: мещанин города Ейска Ераст Алексеевич Котелевец, Григорий Матвеевич Хватов, жена офицера Матрена Ивановна Потапова, священник Терентий Уколов, диакон Петръ Уколов, церковный староста Меркурий Захаров, жена офицера Елена Ивановна Репникова, жена есаула Евфимия Афанасьевна Краморова, казаки Федор Гейкин, Аким Немков, урядник Иосиф Горшков, Иосиф Вихлянцев и мещанин города Майкопа Федор Игнатьевич Соловьев, всего 210 рублей. Кроме сего, еще пожертвовали в церковь святую икону Боголюбской Божией Матери с висящей лампадой жена казака ст. Каменнобродской Анастасия Семеновна Горяинова и крестьянин Михаил Семенович Сафошкин, Мария Гавриловна Самохина, ценою въ 62 рубля с киотом. Вышепоименованным жертвователям Его Высокопреосвященством преподано Архипастырское благословение, с выдачею грамоты Ерасту Котелевцу, 14 июня. В Георгиевскую церковь селения Витязевского поселянин того же селения Василий Иванов Челикиди пожертвовал паникадило, стоимостью въ 300 руб. и две металлические хоругви, в 90 руб. https://pravoslavnoe-duhovenst...a5b2cd.pdfСтатью подготовила И.Зенцова. 29.11.2024г. https://dzen.ru/a/Z0mRoVfrgEjiMDpO
   --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
29 ноября 2024 16:23 1 декабря 2024 10:38 --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
3 декабря 2024 6:20 ИЗ ИСТОРИИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ст.ПРОЧНООКОПСКОЙ. МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. Терентий Уколов, свящ. Раскольничьи соглядатаи после Черниговских торжеств отрытия мощей Св. Феодосия Углицкого и их наветники // Миссионерское обозрение. 1899. № 1. С. 679–686 На страницах «Миссионерского Обозрения» основательно опровергнута в январской книге сего года кощунственная клевета раскольничьей газеты «Слово Правды» о мощах святителя Феодосия, новоявленного угодника Божия Черниговского, и несправедливые наветы её на бывших при открытии св. мощей раскольничьих депутатов. В настоящей статье мы считаем нелишним для успокоения смущённой совести раскольников фабричных к своим бесчестным вождям, вроде гг. Мельниковых, Теханиковых и К°, привести документальные данные в опровержение раскольничьих клевет относительно поведения бывших на торжестве, в качестве соглядатаев, моих односельцев, – раскольников Вифлянцева и Короткова. Как известно, от их якобы имени в упомянутом раскольничьем «Слове Правды» напечатан был рассказ о поездке в Чернигов и о впечатлениях там, совершенно противоположный тому акту, который подписали раскольничьи депутаты в Чернигове, после осмотра св. мощей. На самом же деле раскольничья газета сплела клевету и ложь, – ничего подобного Вифлянцев и Коротков не только не говорили, но и не думали. Вот какова, правда всего этого дела! Когда печатно объявлено было, что радостное для православного русского народа священное торжество открытия нетленных мощей новоявленного угодника Божия св. Феодосия, Архиепископа Черниговского, состоится 9-е сентября 1896 года, я счёл за благо познакомить с предстоящим великим событием в нашей св. церкви не только своих прихожан единоверцев, но и местных старообрядческих начетчиков. С этой целью много, очень много было говорено и читано по поводу предстоящего события многим старообрядцам, при домашних наших собеседованиях с ними. Старообрядцы заинтересовались этой священной вестью и стали даже брать у меня к себе тот 30 № «Церковных Ведомостей», в котором был напечатан акт Св. Синода об исследовании св. мощей особой комиссией, во главе с Киевским митрополитом высокопреосвященным Иоанникием, и постановление об открытии мощей. Но не дремала и раскольничья клевета: в то же самое время, среди старообрядцев нашей станицы, появился слух, распространяемый небезызвестным Новозыбковским начетчиком и адвокатом раскола Ф. Мельниковым, что никаких будто бы мощей Феодосия нет в г. Чернигове, что это всё будто бы обман; между прочим, распущена была такая нелепость, что будто бы в Чернигове никонианские архиереи ухитрились привести древние мощи Иакова Боровицкого из какого-то города или монастыря. Спустя немного времени, появилась новая басня среди старообрядцев и тоже вышедшая, как они говорили, от Ф. Мельникова, что в Чернигов перенесли мощи одного древнего святителя из Киевских пещер и их то и будут выдавать за мощи св. Феодосия. Такие вздорные слухи, пущенные в подрыв доверия старообрядцев к сообщениям св. Синода и духовной печати о св. Феодосии, повергли многих старообрядцев в тяжкое раздумье: они не могли разобраться в этой путанице слухов и не знали, чему верить. Нашлись среди них немало и таких, которые вслед за Ф. Мельниковым кощунствовали над мощами св. Феодосия. Но обрелись и благоразумные из них, которые пожелали лично во всём удостовериться на месте – в Чернигове. С этой целью старообрядческий поп-казак Иван Горшенин, помощник попечителя старообрядческого молитвенного дома Прочноокопской станицы, он же и помощник ктитора, – казак Пётр Михайлов Коротков и пономарь того же молитвенного дома казак Мартиан Николаев Вихлянцев, с ведома своих однообщественников старообрядцев, выразили решительное желание поехать на священное торжество открытия св. мощей угодника Божия Феодосия и там всё разузнать и убедиться по совести. Благое намерение это истинно обрадовало меня; так как Коротков и Вихлянцев люди не богатые, хотя имеющие хозяйство, и сильно озабочены были стеснённостью средств на поездку, а между тем времени оставалось для сборов мало, то я предложил на поездку раскольничьим паломникам 50 р. из собственных средств. Получив от меня деньги, причт старообрядческой моленной, заручился от Прочноокопского станичного правления удостоверением, которое в подлиннике при сём представляется в том, что они выбраны депутатами обществом старообрядцев Прочноокопской станицы для присутствования на торжестве открытия св. мощей св. Феодосия. Попрощавшись со мной перед отъездом и получивши от меня наставление, Коротков и Вихлянцев с миром и радостью отправились на Черниговское торжество. Горшенин же, совсем было приготовившийся к отъезду, был отклонён от поездки двумя офицерами старообрядцами: Г. В. Тлит-м и В. М. С-ным, крайне не желавшими этой поездки и угрожавшими изгнанием Горшенина из молитвенного дома. Горшенин остался, – но Короткова и Вихлянцева он просил сообщить ему о своём прибытии в Чернигов и о месте квартирования, – причём добавил, что, быть может, уладив дело, приедет и сам в Чернигов. – Как известно читателям «Миссионерского Обозрения» из описания Черниговских торжеств, Коротков и Вихлянцев «имели счастье», как они и сами выражаются доселе, быть на священном торжестве в г. Чернигове. В доказательство своего личного убеждения в нетлении св. мощей св. Феодосия и в том, что совершились чудеса от нетленных св. кощей его, подписали известный акт в г. Чернигове. Затем, по предложению, как они утверждали, товарища обер прокурора св. Синода В. К. Саблера – раскольничьи соглядатаи поехали в г. Киев на поклонение св. Киевским мощам. Удостоившись лицезреть св. мощи некоторых Киевских угодников, в том числе и Спиридона просфорника с троекратным сложением руки, – они тогда воочию убедились, что рассказы старообрядцев о том, что древних св. мощей теперь нет, что они скрылись в землю от лет Патр. Никона, есть «пустословная выдумка и неправда». – (Подлинные их слова). Возвратясь из поездки в станицу Прочноокопскую, Коротков и Вихлянцев первым долгом пришли ко мне поблагодарить за предоставленную им возможность присутствовать на священном торжестве. При этом во всех подробностях, как видно будет ниже из прилагаемого акта, передали мне, что видели расслабленного и разговаривали с ним и от него самого слышали об его исцелении, а также что видели сами мальчика, который получил исцеление от болезни глаз и сами расспрашивали родителей мальчика – о получении исцеления их сыном от мощей св. Феодосия. Всё рассказанное мне они в тоже время передали в молитвенном доме старообрядцам и не перестают рассказывать слово в слово и теперь им и православным о священном торжестве и о совершившихся чудесах. Сами же уполномоченные раскольничьи депутаты оставались почти до конца 1897 года в расколе, ссылаясь на препятствия к присоединению на своих членов семьи. Новат Коротков, уже более года, а именно 25 декабря 1897 года, на Божественной литургии присоединён мной ко св. православной греко-российской церкви, вместе с его сыном (начетчиком и хорошо подготовленным к миссии) урядником Тимофеем Коротковым с его семьёй. Примеру Короткова, как очевидца св. мощей, последовали и другие старообрядцы, так что от 25 декабря 1897 г. до первых чисел февраля 1898 г. присоединилось в нашей станице из раскола к православию на правилах единоверия 35 человек. – Что же касается Вифлянцева, который так близок к православию, как его спутник, ныне сын православной церкви, но препятствия внешнего житейского характера удерживают его ещё в расколе, то он отнюдь не изменял своего взгляда на мощи св. Феодосия, как на настоящие святые, и интересующимся старообрядцам свидетельствует о священном торжестве в г. Чернигове так же, как и в акте им рассказано. Чего-либо подобного переданному будто бы со слов его в «Слове Правды» он и не помышлял передавать, – всё это выдумки, ложь и клевета, взведённая на него Ф. Мельниковым. Благодаря его рассказам о св. мощах Феодосия, в старообрядцах Прочноокопской станицы замечается движение в пользу соединения с православной церковью, но только различные домашние и семейные обстоятельства, а отчасти и брошюрки гг. Мельниковых, Швецовых и К°, наполняемые всевозможными клеветами и хулой на святые мощи св. Феодосия и вообще на православную церковь – служат препятствием ко вступлению в лоно св. церкви Христовой. – Но я верую и надеюсь, что временно Бог попускает коснеть наших раскольников в таком ослеплении и что прозрение их близко. Ниже читатели найдут составленный и надлежаще удостоверенный акт, которым подтверждается истина всего вышеизложенного. Единоверческий священник Терентий Уколов УДОСТОВЕРЕНИЕ. Дано сие от Прочноокопского станичного правления, Лабинского отдела, Кубанской области, старообрядческому наставнику Иоанну Нефедьевичу Горшенину и казакам старообрядцам Петру Михайловичу Короткову и Мартиану Николаевичу Вихлянцеву в удостоверение того, что они, Горшенин, Коротков и Вихлянцев избраны обществом Прочноокопских старообрядцев в качестве депутатов для присутствования, в городе Чернигове на священном торжестве открытия святых кощей святителя Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского, для убеждения в истинности святых мощей. В том Прочноокопское станичное правление подписом и приложением станичной печати удостоверяет. Сентября 4-го дня 1896 года. Атаман Прочноокопской станицы Е. Лузиков Станичный писарь Ф. Лузиков АКТ. 1899 года апрели 23 дня. Мы, нижеподписавшиеся, казаки Прочноокопокой станицы, Кубанской области, старообрядец, по белокриницкому окружноческому священству, Маркелл (по местному «Мартиан») Николаевич Вихлянцев и бывший старообрядец, потому же окружнеческому священству, а ныне сын Православной Греко-российской церкви, Пётр Михайлович Коротков, – быв сего числа в доме священника Терентия Уколова, по его приглашению, слушали: «Рассказ Мартиана Николаевича Вихлявцева, о теле, Феодосия», напечатанный в старообрядческом заграничном журнале «Слово Правды». Принимая во внимание, что упомянутый рассказ с начала и до конца переполнен лжою на нас и клеветою на св. мощи св. Феодосия и на все совершившиеся в гор. Чернигове чудеса и исцеления от мощей св. Феодосия, – поставили себе в святую обязанность сим актом опровергнуть возведённую на нас Ф. Мельниковым бессовестную неправду следующим истинным, чистосердечным и непринуждённым открытым показанием, – В своём «Рассказе» Ф. Мельников пишет: «по общей просьбе депутатов, рукавички (с руки св. Феодосия) были сняты, причём оказалось: одна рука сохранилась почти в целости, другая же не имела никакого вида, потому что была, как уголь, черна. После осмотра рук депутация упросила показать ноги. Обнажили левую ногу. Если бы не сказали ранее, что это нога, то нельзя бы эту виденную нами ногу признать ногой человеческой: она была, как уголь, чёрная, причём икра ноги почти совсем истлела. Другую же ногу, не смотря ни на какие просьбы депутатов, – осмотреть не позволили и её не обнажили. Депутаты стали просить показать лицо Феодосия, но в этом им тоже было отказано. И духовенство объяснило, что лицо показать не могут, потому что оно не имеет никакого подобия лица человека, что оно обезображено естественным тлением». – На эти клеветнически-лживые слова ответствуем. Виденные нами руки св. Феодосия были совершенно целы и невредимы, впрочем, одна рука немного тёмно-жёлтого цвета, а другая – совершенно никакой темноты не имеет. Видели мы и ноги св. Феодосия: они не чёрные, а обыкновенно мёртвенного цвета. У левой же ноги подверглись тлению только часть пятки. – Что же касается до лица св. Феодосия, то на просьбу нашу, показать св. лицо св. Феодосия, нам ответили, что лицо св. Феодосия не может быть показано потому, что св. Феодосий был в схиме, а лицо схимника смотреть простолюдину не подобает. – Далее в своём «рассказе» Ф. Мельников пишет: «по словам духовенства, чудес при гробе Феодосия совершилось много, но очевидцев этих чудес не оказалось. Тогда депутаты пошли по городу искать получивших исцеление. Первым нашли расслабленного, – спросили его: как он себя чувствует? расслабленный сказал: «я два раза прикладывался к мощам Феодосия, но облегчения никакого не получил». Стали искать мальчика, который, говорили, прозрел, но его не оказалось». И это неправда со стороны Ф. Мельникова. – Когда мы узнали о том, что расслабленный получил исцеление от св. мощей св. Феодосия, то постарались найти его, – и, нашедши его около церковной ограды, попросили рассказать нам, что у него за болезнь была, когда и от чего он заболел, давно ли это с ним случилось и получил ли он именно исцеление? Расслабленный ответил нам: «Заболел я лет пятнадцать тому назад, как будто от простуды. Около десяти лет я мог владеть руками. Последние же пять лет я не только не мог владеть руками и ногами, – но даже не чувствовал теплоты в них. Да и вообще всё тело моё сделалось холодным, несмотря на то, что находится всегда на тёплой печи. – Кормили меня мои близкие. – Теперь же, благодарение Господу Богу и св. молитвам угодника Феодосия, к мощам которого меня удостоили мои родственники приложить, – я чувствую постепенное облегчение, – так что теперь могу уже приподняться и рукой могу перекреститься (и перекрестился при нас же). – Ногами же мог бы пойти только с посторонней помощью...» – Затем, – на обратном пути из г. Чернигова, нам представилось возможность видеть мальчика, который получил исцеление от болезни глаз. Отец мальчика рассказал нам следующее: «Когда удостоились мы: я, жена моя и мой, – вот этот мальчик, – он указал на мальчика, – приложиться к св. мощам св. Феодосия, то мне дали кусочек ваты от мощей св. Феодосия и флакончик елея. На ночь мы помазали ватой, омоченной в елей, мальчику больной сильно и давно опухший глазок, из которого постоянно текли слёзы. На следующее утро, когда жена моя по обыкновению хотела обмыть мальчику больной глазок, – то мальчик, к неизреченной радости нашей, сказал: «мама у меня глаз уже не болит!» И когда сняли повязку с глаза и стали смотреть, то действительно глазок у него был нормальный и он им смотрел так же, как и другим: опухоль и слёз как не бывало» – И действительно, мы видели только следы болезни: небольшую красноту глаза. Отец этого мальчика подтвердил чудесное событие с клятвой. – Таким образом, всё напечатанное Ф. Мельниковым в его «рассказе» есть, повторяем, злоумышленная клевета и неправда. На основании всего вышеизложенного мы, казаки Маркелл Вихлянцев и Пётр Коротков, сим актом открыто опровергаем возведённую на нас клевету Ф. Мельниковым, напечатанную в его журнале «Слово Правды» и в гектографированной брошюрке. – Сим же актом свидетельствуем, что мы искренно и чистосердечно признаём нетленное тело св. Феодосия святыми мощами, совершившиеся исцеления от св. чудотворца Феодосия – божественными чудесами, в чём и подписали собственноручно акт, составленный в то же время в г. Чернигове. К настоящему акту я, Вихлявцев, присовокупляю. По приезде из города Чернигова я до настоящего времени получил из разных мест России очень много писем от старообрядцев разных согласий, в том числе и от составителя «рассказа» Ф. Мельникова: действительно ли я видел мощи Феодосия, осязал ли их руками, а также и о всех чудесах, совершившихся в г. Чернигове. Все вопрошающие, в том числе и Ф. Мельников, получили от меня ответы такого же, приблизительно, содержания, как и в сём акте засвидетельствовано, а не так, как напечатал Ф. Мельников. К этому же акту я, Пётр Коротков, добавляю, что возвратясь из Чернигова, я оставался в старообрядчестве не много более года, хотя желание было присоединиться ко св. православной церкви, как только возвратился домой, Различные же семейные обстоятельства и несогласие жены на присоединение продержали меня в старообрядчестве до 25 декабря 1897 года. В день Рож. Христова, на божественной литургии, я и родной сын мой, а за тем и его семья, приняли св. миропомазание в Николаевской единоверческой церкви станицы Прочноокопской, Кубанской области, в которой и до настоящего времени, по милости Божией, состоим прихожанами. Лица, желающие узнать лично от нас о подписании нами этого акта и о всех внесённых в него сведениях с наших слов, благоволяет обращаться к нам по следующему адресу: Армавир, Кубанской области, в станицу Прочноокопскую – Мартиану Николаевичу Вихлянцеву, или Петру Михайловичу Короткову. Во свидетельство того, что всё вышеизложенное нами сказано искренно и по чистой совести, мы подписали сей акт собственноручно: казак старообрядец Маркел Николаевич Вихлявцев. Казак единоверцев Пётр Коротков. Что настоящий акт собственноручно подписан казаками Прочноокопской станины Кубанской Области, Мартыном Николаевичем Вихлянцевым и Петром Михайловичем Коротковым и что первый из них старообрядец по белокриницкому Окружническому священству, а второй присоединившийся к Православной Греко-российской церкви на правилах единоверия; в том Прочноокопское станичное правление подписью и приложением станичной печати удостоверяет. Станичный Атаман Е. Уколов Станичный Писарь № 2265 Апреля 27 дня 1899 г. От. Прочиоокопская Куб. Обл. На Кавказе. https://azbyka.ru/otechnik/pra...yun-1/6_13 --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
9 декабря 2024 22:33 Выселение казаков-старообрядцев на Кавказскую линию в XVIII веке. После так называемого "Есауловского восстания" на Дону против переселения 3000 казаков на Кавказскую линию 1793-94 гг., из станиц Войска Донского было выслано 1000 семей, в частности из Пятиизбянской станицы в Прочноокопской крепости на Кавказской линии оказались казаки-старообрядцы из родов: Софьиных, Кубанцевых, Братухиных, Манжиных, Саранчиных, Лысовых, Коротковых, Черкесовых, Кондаловых, Лузиковых, Шевандриных, Кривовых, Лузиковых, Золотаревых, Чемитевых, Перебеевых, Кизяковых, Карташевых, Дудановых, Мусатовых, Цыновкиных, Писаренковых, Гонтаревых, Сисекиных, Вифлянцевых, Сафоновых, Андреяновых, Мордовкиных, Гейкиных, Локтионовых, Ляпиных, Щипоновых, Чертихиных, Ребриковых, Головлевых, Силкиных, Карахтинцевых, Черваковых, Черновых, Козловых, Егуновых, Жогиных, Комагоровых, Евсеевых, Лебедкиных, Лепилиных. Их потомки позже влились в состав КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА Подробности читатель найдет в 11 и 12 сборниках Служба донских казаков XVIII век. Мятеж на Дону по случаю указа о поселении семейных казаков на Кавказскую линию: материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск XI. / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград 2018. 392 с. – Документы о поголовном походе донских казаков 1787 г., о восстании на Дону против переселения на Кубань, о расправе над мятежниками, о ссылке в Сибирь и в Оренбург 1792-1797 гг. Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 https://guseffv.userpage.org/content/11957658/ --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
15 декабря 2024 10:08 СТАРООБРЯДЧЕСТВО ст.ПРОЧНООКОПСКОЙ ...в 1805 г. священник Федор Никитин рапортовал в Астраханскую духовную консисторию об чинимых ему со стороны староверов препятствиях в деле составления исповедных роспи- сей и метрик «единственно потому, что они не хотят, дабы об них были подаваемы куда-либо исповедные росписи, считая по своей вере оное противным…»... После очередного ходатайства старообрядческого поверенного Михаила Сесекина в 1823 г. старообрядческому обществу линейных станиц епархиальным правлением впервые было объявлено, «что священники к ним для исправления треб могут поставляться только на основании правил единоверия, утвержденных в пунктах 12 марта 1798 г. и 27 октября 1800 г.» [10]. Однако после ознакомления с этими правилами старообрядцы выразили решительный отказ, после чего епархиальное правление объявило им, что «не имеет более никакого законного основания удовлетворить их в просьбе» [11]. Последняя по- пытка выпросить себе священника в консистории датируется 1826 г. Поверенному от кубанских станиц отставному казаку якову Карачу- нову снова повторили условия рукоположения для них священника, на что последовал очередной отказ староверов [12]. После этого про- исходит окончательный разрыв между кубанскими старообрядцами и Греко-Российской церковью. С этого времени кубанские старообрядцы прибегают к услугам расстриг и беглых попов, находящихся под церковным судом. Неко- торые из них встречали даже покровительство со стороны войсково- го начальства. Так, скрывающийся от церковного суда за пьянство и «другие предосудительные дела» священник села Новозаведенное Ставропольской губернии Тимофей Ищорский был в 1845 г. принят старообрядческим обществом ст. Прочноокопской. Просьбы епархи- ального правления выдать его не завершились успехом. Главнокоман- дующий отдельным Кавказским корпусом распорядился оставить его в покое [13]. В течение пяти лет Ищорский исполнял требы у старо- обрядцев. После смерти Ищорского в 1850 г. у старообрядцев оказы- вается находящийся под запрещением за венчания несовершенно- летних священник Матвей Образцов, который также какое-то время находил защиту со стороны войскового правления [14]. Разумеется, такое лояльное отношение войсковой администрации к нуждам ста- рообрядчества было делом совершенно немыслимым в крестьянских губерниях, тем более что это время приходилось на правление импе- ратора Николая I, политика которого в отношении старообрядчества отличалась значительной жесткостью. Возвращаясь к проблеме характера взаимоотношений старообряд- цев и православных внутри казачьего социума, отметим, что фонды архивов первой половины XIX в. изобилуют следственными делами по факту совращения казаков линии в «раскол». Насколько они были обоснованны, можно судить уже по наиболее ранним материалам. В 1803 г. на «старообрядческого» священника ст. Прочноокоп- ской Ф. Никитина последовала жалоба православного священника ст. Усть-Лабинской по поводу совращения Никитиным в раскол его прихожан. Однако выяснилось, что прибывшие к Никитину в ст. Усть-Лабинскую для совершения треб казаки, ввиду его длительно- го отсутствия в станице, крестили своих детей, венчались и исповедо- вались у православного священника лишь по большой на то нужде и только с благословения самого Федора Никитина [15]. Все допрошен- ные по факту совращения при этом подтверждали принадлежность к старообрядчеству. Такое поощрение «старообрядческих» священ- ников обращения казаков-старообрядцев к услугам православного духовенства преследовало миссионерские цели. Однако на практике давало противоположный результат. Прибегая к практике, в основном, крещения детей и венчания бра- ков, старообрядцы оставались при своих религиозных убеждениях, игнорируя при этом повседневное посещение православных храмов, исповедь и причастие у православных батюшек. Формально это дава- ло повод обвинять старообрядцев в совращении в раскол. Ситуация усугублялась широким распространением среди линейных казаков межконфессиональных браков. ... Посещение православных храмов казаками-староверами часто име- ло место во время прохождения ими службы, что также давало духо- венству основание причислять их к православной пастве [18]. Соглас- но показаниям «совратившихся», главной причиной, по которой они были вынуждены прибегать к услугам православных священников, была невозможность совершать необходимые требы ввиду отсутс- твия собственного духовенства.... ... Лишь с обретением в 1846 г. собственной церковной иерархии, по- лучившей название Белокриницкой, кубанские староверы получают возможность иметь постоянно действующих священников, миссия которых приводит к окончательному обособлению старообрядческого населения. Первым иереем на Кубани стал казак ст. Прочноокопской Иосиф Турченков, в начале 50-х гг. XIX в. рукоположенный в священ- нический сан московским старообрядческим митрополитом. ... Многочисленные старообрядческие общества во второй половине XIX века имелись в следующих станицах: последователи Белокриницкой иерархии (поповцы) – в станицах Прочноокопской,.. ... Только наступившая после 1917 г. в России смута примирит всех верующих. В 20-30-е гг. ХХ вв. большевистский террор с одинаковой силой обрушится и на православных, и на старообрядцев... Вскоре на «черную доску» будет занесена ст. Прочноокопская, население которой составляли в основном старо- обрядцы-казаки. Такая же горькая участь постигнет и остальные ста- рообрядческие общины. Источник: А.И. Зудин К ВОПРОСУ О СПЕЦИфИКЕ СТАРООбРЯДЧЕСТВА В КУбАНСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ. https://docviewer.yandex.ru/vi...3D&lang=ru --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
RinaZМодератор раздела  Новокубанск Сообщений: 671 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
16 декабря 2024 6:16 В ДОПОЛНЕНИЕ О СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ В ст.ПРОЧНООКОПСКОЙ Монография А.Д. Ламонова "Старообрядческая община станицы Кавказской, Кубанской области, приемлющая священство Белокриницкой иерархии 1794-1909 г.г." … Под большим секретом извещались старообрядцы о появлении попа в той или другой местности, большею частью на Дону и на Кубани в станицах с большим населением старообрядцев. Весть о появлении попа быстро разносилась по старообрядческой семье. Как пчелы идут на цвет растений, заимствуя с него сладость и аромат, так и старообрядцы стремились к попу с своими нуждами, в чаянии получить духовную сладость. Не только за десятки, но и за сотни верст посылались известия с особым доверенным человеком о месте пребывания попа. Советывались, сговаривались, устраивали упряжки, кто готовил лошадь, кто другую, кто повозку с навесом (будка). – Снаряжался целый табор: несколько пар благословленных уставщиком на брачное сожительство, едут совершать брачное таинство; везут с собой десятки детей своих и чужих для совершения крещения. Поедут весной, а вернутся только к уборке хлеба, отсутствуют 2-3 месяца. С горькими слезами вспоминают станичники то время и радуются теперь, что на закате жизни дождались они царства Божия – Царской милости. … По словам старика Пахома Шишкина брат его Конон и с ним 12 пар ездили венчаться в гор. Ростов. Сам Пахом и многие другие повенчаны в ст. Прочноокопской, в которой временно проживал безместный православный священник с Терека. 85 летняя старушка Устинья Золотова разсказала следующее: «Из ст. Убеженской дали знать, что в ту станицу привезли нашего попа. Снарядили нас 3 пары: мы, Ивлий Куркин и Андрей Екимов со своими невестами. Туда приехали на 3 й день. Нашли дом, в котором проживал поп. Когда он венчал Куркина и Екимова в том же доме, то на стол положил голыш (щебень) фунт. в 5 весом. На наш вопрос: для чего лежит голыш? Он ответил: «это мое оружие от Никонианскаго попа». За венчание ему уплачено по 30 руб. ассигн. от пары. Нас венчал приходский поп в молитвенном дому, церкви тогда еще не было, и за то, что венчал нас по старообрядчески, ему уплатили 40 руб. ассигнациями. За это все мы были под судом и отсидели на Прочноокопской гауптвахте по 3 месяца». Ст. Убеженская, от Кавказской около 80 верст. Иван Понамарев разсказывал, что и в Кавказскую наезжали попы, что он еще молодым парнем ездил в станицу Григориполисскую и Прочноокопскую с известием о прибытии попа. … В такой тяжелой духовной нужде находилось старообрядческое общество до начала 50 годов прошлаго столетия. В это время на Кавказе было известно о появлении в Москве старообрядческого священства. Прочноокопское старообрядческое общество решило иметь своего священника, избрало достойнаго казака своей станицы Иосифа Турченкова и отправило его в г. Москву к старообрядческому епископу с просьбой рукоположить в сан иерея, что и было исполнено. С прибытием о. Иосифа Турченкова на родину положение старообрядцев на Кубани улучшилось. Хотя бдительное око господствующаго духовенства и полиции не дремало, но бороться с этим им было уже не так легко, как при беглых попах. О. Иосиф, как казак, имел сослуживцев, знакомства в станицах, не только среди старообрядцев, но и православных, что ограждало его от ареста. Его могли обвинять за публичное богослужение: власть могла не признать его за духовное лицо, но народ знал его и признавал священником, а с этим фактом нельзя было не считаться. Никто не желал зла ни себе ни о. Иосифу; в приезде его все сторожили от посторонняго ока во время богослужения и совершения того или другого таинства, но не убереглись: о. Иосиф был арестован и отправлен в г. Ставрополь, где посажен в острог, там молился он около года, — страдала с ним и старообрядческая церковь. Арест сделан по проискам духовенства господствующей церкви, лишившагося побочнаго дохода от угнетаемых им старообрядцев. Во избежание подобных последствий в будущем, с духовными нуждами стали ездить в ст. Прочноокопскую, в которой старообрядцы представляют численное превосходсво, следовательно там было больше безопасности. …Началось озлобление на владыку Силуяна: пошли интриги против него. – Общество разделилась на две партии: одна за епископа, другая против него – за о. Константина. …начали писать доносы на владыку Силуяна: в Москву архиепископу и в Духовный Совет, обвиняя его в небывалых преступлениях, с целью удалить его из скита навсегда. Общественный приговор. 1890 года января 20 дня, мы нижеподписавшиеся жители старообрядческаго Кавказской станицы Кубанской области общества были при своем общественном доме и в экстренном заседании обсуждали между прочим прискорбный для нашей религиозности вопрос, по которому неоднократно заходили жалобы и ныне не перестают подвергаться таковыя по неприличным благопристойностям происходящим раздорам, которые не могут остановится чрез не позволительныя и противныя каноноческим правилам действия нашего преосвященнаго епископа Силуяна, которыя довели и вынудили нас решиться, хотя с душевным соболезнованием лишаясь такого необходимаго нашего христианскаго обряда финомина, составляющаго святительский сан. – Мы вообще и по совету вместе связущих с нами судьбою прочноокопских жителей решились прибегнуть к своей высшей иерархии, чтобы она не оставила сделать надлежащее распоряжение о прекращении его преосвященству г-ну Силуяну продолжать свои возмущения и удалить вовсе от нас за его беззаконие, дабы избавиться нам и не растерять свое христианство в окончательном ея виде, ибо подобныя дела слишком противоречат вообще христианству, где следовало бы храниться и оберегаться нравственность человеческая, а она нарушается и неминуемо должна погибнуть чрез следующия дела, кои в подробности для разсмотрения Его Высокопреосвященства вместе с духовным советом на разсмотрение разъясняются по пунктуально:….. Все вышеизложенныя обстоятельства не могут не взволновать Ваше Высокопреосвященство с пред сидящими в Совете, а нас таковыя не только волнуют, но и срамят публично, что мы не в силах более переносить и терпеть горьких насмешек с господствующей стороны, в силу коих позволяем покорнейше просить не оставить уважить нашу просьбу избавить нас от такого тяжкого бремени и дать возможность сохранить свою религию, как заповедывали нам Св. отцы, хотя несть что будет для нас тяжело лишиться такой драгоценности, но мы считаем за лучшее обойтись без епископа и жить в мире и тишине попрежнему, как это было до прибытия к нам г. Силуяна, тем более, что ныне пути сообщения свободные: в случае надобности обратиться с нуждами в г. Москву или в другое место, где есть наш Преосвященный. Ожидаем на все это благосклоннаго и спасительнаго внимания. К сему и подписуемся общество стан. Кавказской Кубанской области урядники и казаки такожде и Прочноокопа: Иван Наумов 2-й, Исай Евсеев, Дмитрий Наумов, Яков Балибардин, Ерофей Наумов, Филат Гуров, Леон Ламонов, Козьма Немков, Тарас Ростовцев, Петр Коновалов, Иван Ростовцев, Евграф Коновалов, Ефим Клюшников, Савва Жуков, Василий Клюшников, Платон Золотов, Федор Коновалов, Константин Клюшников, Степан Потапов, Дмитрий Золотов, Акинф Севостьянов, Лаврентий Колмыков, Николай Мельников, Николай Куркин, Никит Уланкин, Павел Ламонов, Никит Мельников, Аникей Шишкин, Иосиф Колышкин, Лаврентий Чернышев, Дементий Наумов, Епифан Ерохин, Яков Шишкин, Ермолай Шерстобитов, Егор Наумов, Фома Макаров, Артем Комов, Евстафий Горин, Корней Наумов, Степан Макаров, Ефим Ермилов, Никифор Шерстобитов, Савелий Макаров, Сидор Колышкин, Евсей Наумов, Варфоломей Пучков, Филат Шерстобитов, Ларион Севостьянов, Семен Мельников, Петр Веснин, Василий Ловягин, Калина Ловягин, Емельян Екимов, Исай Мурзин, Филипп Екимов, Архип Слюсарев, Зиновий Терешин, Яков Филимонов, Аникий Коптев, Игнат Филимонов, Григорий Жирков, Лукьян Мельников, Давид Бирюков, Фока Бирюков, Игнат Белоусов, Сергей Ловягин, Филипп Кабанов, Фома Ловягин, Абрам Сафронов, Егор Колмыков, Савелий Жирков, Никит Колмыков. (79 чел.). Жители знающие внесенных в приговор, утвердительно скажут, что все они неграмотные, записаны по улично и большинство из них видят храм только в большие праздники, да в храмовой, когда выливается много водки на общественный счет. Как «мертвые срама не имут», так и эти неграмотные люди не должны подвергаться осрамлению перед обществом, — фамилии их вносили без их ведома. – Пусть этот позор падет на головы предателей. – Они грамотных призывали в дом того или другого члена синедриона и там просили подписать приговор, но те отказывались потому, что он наполнен ложью; уверения синедриона: «правдой его (епископа) не повалишь, только ложью и можно», были безуспешны. – Об этом могут засвидетельствовать сами отказавшиеся от подписания общественники, они еще живы и совесть их чиста. … Эти предатели хотели втянуть в грязную тину и старообрядческое общество ст. Прочноокопской, куда и отправили этот приговор. – Но то общество усмотрело, что в приговоре нет подписей известных лиц: офицеров и урядников, а также увидело, что приговор наполнен такими примерами, со стороны епископа Силуяна, о которых оно ни когда не слыхало, само не видело и потому не дало вероятия содержанию приговора и отказалось подписать его. – Надо думать, что приговор не был отправлен по адресу – архиепископу Московскому. – За то попал в руки духовных лиц господствующей церкви, в ст. Прочноокопской. Этот приговор облетел в печати всю Русь православную на посрамление всего старообрядчества. … 11 февраля архимандрит Исидор с единоверческим священником Иустином Ласкиным, запрещенным в старообрядчестве священнодействовать и двумя дияконами, под охраной Кавказскаго станичнаго атамана урядника Гаврила Булдыгина и 15 человек конных и пеших казаков, при холодном оружии, приехали в Никольский скит, вошли в храм, бывший отворенным, освятили его. Потом освятили кельи скита, изгнали из него епископа Силуяна с братией, в чем они находились, вследствие заявленнаго не желания на присоединение к православию. … Вынесенныя из храма иконы, церковная утварь и книги зарывали в землю, скрывали на гумнах, в соломе, чтобы в случае обыска в домах, как о том поговаривали, не могли найти. У старообрядцев случались нужды, которыя могли быть выполнены только в храме, а в него доступ закрыт печатями и караулом. … Старообрядцы обратились к защите Начальника Кубанской области, который предписал передать в распоряжение их здание храма, с разрешением внести туда иконы и всю утварь и совершать богослужение по прежнему (Предпис. Нач. обл. № 6235, пред. ат. Кав. отд. 1894 г. № 981). Такое распоряжение было последствием распоряжения свыше потому, что Начальник области донес: «что по отношению к существующему в Кавказских казачьих войсках расколу издавна признано, с Высочайшаго разрешения, относиться с терпимостью» (предп. 1894 г. №6235). (предложили отдать храм старообрядцев для единоверия, а им построить новый, на что они сказали, что у них нет на это средств) И.З. …население станицы образовало два враждебных лагеря: лагерь православных с единоверцами и лагерь «раскольников». … 17 апреля 1905 года, в день празднования Воскресения Христова, возсиял свет Христов. В этот день обнародован Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату. – В нем начертано следующее: «В постоянном, по заветам предков, общении с святою православною церковью, не изменно почерпая для себя отраду обновления сил душевных, мы всегда имели сердечное стремление обезпечить каждому из наших подданых свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь к выполнению таковых, мы в число намеченных в указе 12 декабря преобразований включили принятие дейстительных мер к устранению стеснений в области религии». Вот главные пункты, в извлечении, в сокращенном виде, из утвержденнаго положения: Пункт 1-й. Отпадение от православной веры в другое христианское вероучение не подлежит преследованию 2) При переходе одного из супругов, исповедующих христианскую веру, в другое вероисповедание, все дети, не достигшия совершеннолетия, остаются в прежней вере при другом супруге. При переходе обоих супругов дети до 14 лет следуют за родителями, а достигшия сего возраста остаются в прежней религии. 4) Разрешено христианам не крещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. 7) Присвоено наименование «старообрядцев», взамен названия «раскольников». 8) Сооружение молитвенных домов, разрешение ремонта и закрытие их должны происходить применительно к основаниям для храмов инославных исповеданий. 10) Разрешено духовным лицам свободное отправление духовных треб, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Надевание облачения относилось к «публичному оказательству раскола», за что по ст. 92 угол. улож. виновный подвергается денежной пени не свыше 30 р. Высочайше утвержденным 14-го марта 1906 г. мнением Государственнаго Совета ст. 92 я отменена. Следовательно, священно служительское облачение не преследуемо и, значит, не наказуемо. 13) Установлено, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов необходимо согласие духовнаго начальства подлежащаго инославнаго исповедания, наличность денежных средств и соблюдение технических требований устава строительнаго. Высочайший манифест 17 октября 1905 г. с правозглашением свобод, в числе которых и свобода совести, еще более поднял дух старообрядцев в их свободном отправлении богослужения. … Кубанское областное правление указом своим, от 20-21 декабря 1906 г. № 61713, сообщило Атаману Кавказскаго отдела, что Кавказская старообрядческая община внесена в установленный реестр, 1 января 1907 г. указ этот объявлен обществу. Итак, образовалась Кавказская старообрядческая община и вошла под защиту Российских законов. …Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату, 17 октября 1906 г., с правилами о порядке образования старообрядческих общин https://izdrevle.ru/kavkazhistory …………………………………………………………………………………….. Старообрядец. -1906. -№10. Ежемесячный журнал. ... Октябрь (№ 10). Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату. С. I – XVIII. https://txt.drevle.ru/text/staroobryadets-1906-10/1 Журнал «Старообрядец» «Старообрядец» - первый в России ежемесячный журнал, посвященный истории, выяснению нужд и защите старообрядческой церкви. Издавался в 1906 - 1907 гг. в Нижнем Новгороде (по 12 номеров в год) книжками до десяти печатных листов (100 - 160 страниц). Печатался в Типо-литографии Т-ва И.М. Машистова. Журнал был приостановлен (закрыт) 24.12.1907 г. администрацией на время усиленной охраны. Ценз. дело: Г. у. п. д. п., II отд., 161а — 1905. В январе 1908 года в Нижнем Новгороде стал выходить новый журнал – «Старообрядцы», который стал преемником закрытого журнала. Все №№ журнала «Старообрядец» можно найти в РГБ (бывшей библиотеке им. Ленина), большую часть - в ГПИБ (Исторической библиотеке) в Москве. --- Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения | | |
|