Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Шубины

Опочецкие купцы Псковской губернии

Эта тема на карте:  д. Шубок Опочецкие купцы Шубины в 5 поколениях (1778-1913)

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 134
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 93
Фрагмент родословного древа Ганнибалов-Вындомских-Пушкиных.

Их семейные связи переплелись по-соседски. Можно заметить, что в последнем поколении появляется баронесса Вревская - ещё один дворянский род, проживающий рядом с погостом Врев.

Четыре персоны из этого древа в разные годы владели нашими предками, живущими в Шубках.

Прикрепленный файл: Ганнибалы.png
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 134
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 93
Соседский барин Александр Сергеевич

Примерно в 15 верстах от Шубков располагалось имение Ганнибалов Михайловское, подаренное когда-то Елизаветой Петровной Абраму Ганнибалу. Переходя по наследству от отца к сыну Осипу, а затем к его дочери Надежде Осиповне, имение стало местом проживания семьи Пушкиных и любимым уголком Александра Сергеевича. Здесь он жил подолгу, здесь написал многие свои произведения, здесь пропитывался «русским духом».

Барином он был «добрым», любил ходить на ярмарках в крестьянском платье, слушать рассказы бродяг и странников, подпевать слепым на паперти Святогорского монастыря. Много ездил по округе – связи между соседями были самые тесные, часто родственные. Троюродному брату Пушкина Александру Яковлевичу Ганнибалу принадлежала деревня Шубки.

Знали ли наши крестьяне Пушкина? Скорее всего, да. Наслышаны были наверняка. Александр Сергеевич часто наведывался в Тригорское, где Шубковские крестьяне отрабатывали барщину, неоднократно приезжал в Голубово, в дом к баронам Вревским, бывал во Вреве, куда в церковь еженедельно ходили наши. Встречные крестьяне ломили перед ним шапку, за спиной обсуждали «чудачества» барина. С его поэзией они вряд ли были знакомы в силу своей неграмотности. Он же впитывал в себя их образы, словечки, привычки, рабочую сноровку и праздничное удальство. Они видели одни и те же леса, поля, реки, деревья, слышали одних птиц и шорохи листвы, ели ягоды, собранные с одних и тех же полян, дышали одним воздухом. Они были частью жизни друг для друга.

Самое длительное пребывание Пушкина в Михайловском в 1924-1926 годах пришлось на время, когда Шубковские уже выкупились из крепостной зависимости, не обязаны были ходить на барщину и активно занимались обустройством своей новой жизни. Видеть соседского барина они могли только во время его дальних прогулок.

Прошло ещё десять лет. Тело убитого Пушкина везли зимой на санях для захоронения в Святогорском монастыре. Февраль 1837 года был суровым, дороги на Псковщине всюду занесло глубоким снегом. От Острова траурный поезд бежал уже не по дороге, а по реке Великой. Вокруг на полях снег, снег, снег… Когда гроб с телом Пушкина привезли в Святогорский монастырь, послали за крестьянами, чтобы рыть могилу. Зима была суровая. Земля, как камень – ни ломом, ни лопатой не возьмешь. Зажгли костры, чтобы хоть немного отогреть землю. Поднося гроб к могиле, трижды качнули его в сторону родного дома в Михайловском — таков старинный псковский обычай. Опустив прах в землю, закидали могилу скованными морозом комьями земли, насыпали холмик, поставили простой сосновый крест. Были ли при этом наши родные? Кто знает…

Прошло много лет, сменилось почти три поколения крестьян, Пушкина давно не было в живых, когда он опять весомо и зримо вошёл в жизнь предков. В 1899 году с небывалым размахом отмечалось столетие со дня рождения поэта.

Задолго до праздника в деревнях были приостановлены все полевые работы. Люди были мобилизованы на ремонт дорог, мостов, на сооружение около Святогорского монастыря временного помпезного «Храма Славы Пушкина», ремонт присутственных зданий Святогорья и другие работы. В Святые Горы понаехали маркитанты и кабатчики всех рангов и мастей. Для наблюдения за порядком со всех уездов губернии были сняты и направлены в Святые Горы урядники, жандармы, приставы. В помощь им прибыла воинская часть из псковского гарнизона, разбившая свой лагерь неподалеку от обители. Псковский губернатор в своем секретном циркуляре уездным властям повелел, чтобы «при приезде господ гостей и начальствующих лиц велось тщательное наблюдение над местными крестьянами, дабы не подавалось ими никаких прошений и жалоб; всех неряшливо и бедно одетых не пускать в места скопления господ гостей, а также в сады и парки. Всюду обеспечить чистоту и опрятность. А особливо также смотреть за лицами нетрезвого состояния, немедля забирая их в арестантский дом».

Программа для господ и простого люда отличалась. Первые места во всех мероприятиях занимали сыновья А. С. Пушкина и его племянник. Далее шествовал Псковский губернатор К. И. Пащенко и товарищ министра внутренних дел барон А. А. Икскуль-фон-Гильденбандт. За ними виднелся целый ряд блестящих мундиров и нарядных женских костюмов.
Планировалось торжественное заседание, концерт и постановка по пьесе Пушкина «Скупой рыцарь». Гостей приглашали в Михайловское, во вновь отстроенный сыном дом поэта, в Тригорское в усадьбу Осиповой-Вульф, а также в Святогорский монастырь к могиле поэта и на торжественную панихиду. В монастырь пускали только по особым пропускам, отпечатанным в типографии псковского губернатора.

Простой люд ожидали народные гулянья. Была построена открытая сцена, установлены качели и карусель, столбы для лазанья. Однако по причине дождя распорядители вынуждены были отложить на некоторое время представление для народа. Оно состоялось в закрытом театре по окончании торжественного заседания. При огромном стечении зрителей был дан «Скупой рыцарь»: «Восторг этой публики, видевшей представление впервые, описать невозможно». На следующий день для простого народа на открытой сцене исполнялись фрагменты спектаклей «Борис Годунов», «Каменный гость», «Пиковая дама» и другие. Представление «Русалки» прошло вечером в закрытом театре. Многие именитые гости к этому времени уехали, и в театр были допущены лица из простого народа. Их восхищению не было предела.

Во время торжеств организаторами бесплатно раздавались сочинения А. С. Пушкина, и народ толпами бежал получать эти книги, видя в них лишь подходящий материал для табачных самокруток: «Иди, брат, книжку брать на цигарки». Настоящее знакомство народа с произведениями его величайшего поэта стало возможным только после распространения грамотности в России.
Само празднество юбилея А. С. Пушкина в Святых Горах вызвало множество вымыслов и невероятных предположений среди местного населения. Съезд господ и готовность солдат охранять их, многие крестьяне воспринимали как подготовку к войне. Другие считали, что праздник устроен в честь святого: «Чистоту производят такую везде, что Боже мой!.. Для святого все!.. Пучкин прозывался… Как же не святой, если винные лавки закрыли, чтобы было потише?».

А что же наши предки? Трудно представить, чтобы такие грандиозные события прошли мимо них. На празднестве собралось более пяти тысяч человек. Значит, где-то в этой толпе ходил шестнадцатилетний Фёдор и его будущая невеста Мария, на балаганах толкались их братья и сёстры. Книжку на цыгарки, наверное, взял отец Фёдора Иван Георгиев. И все вместе они, затаив дыхание, смотрели вечером представления «Скупого рыцаря», «Пиковой дамы», «Русалки». Интересно, что осталось в памяти прадедов об этих днях?

Много позже, в 1937 году советская власть устроила многолюдные мероприятия в честь 100-летия со дня гибели Пушкина. Опять в Святые горы съехались тысячи гостей. Опять проводились торжественные заседания и концерты. Но наши родственники в этом уже не участвовали. Они жили в Санкт-Петербургской губернии. Сыновья Николай и Михаил служили в РККА, старшие дочери Елизавета и Клава уехали в Ленинград работать на ткацкую фабрику, только Сима оставалась с матерью и отцом в Орлино.

Сейчас земля, на которой когда-то стояли наши деревни, отнесена к территории Пушкинского музея-заповедника, она охраняется государством.


Картина Н.Н.Репина Пушкин в Михайловском, 1998 год.

Прикрепленный файл: Н.Н.Репин Пушкин в Михайловском.jpg
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 134
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 93
Мне удалось получить уникальный документ – план деревни Шубки с пустошами Зазерни, Пуховки владения купца 3-й гильдии Харитона Иванова и мещан Алексея Парфенова, Филата и Алексея Ефимовых, составленный в 1855 году.

Мы видим маленькую вселенную, в центре которой находилась деревня, а вокруг располагались поля, луга, выпасы, лес. До каждого уголка владений можно было дойти пешком, отработать целый день, и также пешком вернуться. Иначе говоря, работа у крестьян находилась в пешей доступности. К деревне примыкают пустоши – участки земли без деревень в центре. Они притягиваются к Шубкам, как планеты к Солнцу. Всего земли 104 десятины 3291 сажени, что составляет примерно 120 гектаров. Несметное богатство!

Из центра вселенной расходятся дороги: на север в деревню Васюткино и дальше, во Врев, где располагалась Никольская приходская церковь. На юг в деревню Батово, иначе Елизаветино – бывшую усадьбу Якова Исаковича Ганнибала – и далее, в Тригорское, куда раньше ходили на барщину на полотняную фабрику Вындомского, и в Святые горы – в монастырь и на ярмарку.

На плане точно обозначены соседские земли. Это было важно, впрочем, как и сейчас. Покупая землю, мы получаем кадастровый план с точным обозначением границ. Видно, что план рабочий, на нём наносили тропинки, подписывали, где посевы озимых, где яровых, делали расчёты и пометки. Масштаб выдержан в английских дюймах, равных ста саженям. Надо понимать, что план выполнен полностью вручную – тонкая и чистая работа.

В центре этой вселенной жил прапрапрадед Андрей Иванович Шубин со старшим братом Харитоном, двоюродными и троюродными братьями, чадами и домочадцами. Здесь родился его сын Георгий и внучка Мария – наша прабабушка.

Прикрепленный файл: 1855 Шубки_1.jpg
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 134
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 93
Это описание к плану:
«Геометрический Специальный План Псковской губернии Опочецкого уезда дачи деревни Шубки, пустошей Зазерни и Пуховки, владения Опочецкого 3 гильдии купца Харитона Иванова, мещан Алексея Парфенова, Филата и Алексея Ефимовых. Поверка межи и снятие ситуации учинено в 1855 году. План сочинен с отклонением магнитной стрелки на три градуса в правую сторону.
В них земли: в деревни Шубки восемьдесят четыре десятины, в пустоши Зазерницы девять десятин тысяча двести две сажени, в пустоши Пуховой одиннадцать десятин, две тысячи восемьдесят девять сажен».


Прикрепленный файл: 1855 Шубки Описание_1.jpg
saltwater
Новичок

Сообщений: 23
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 19
Всем привет!

Мои Шубины из Тамбовщины, как выяснилось.

Но не факт, что часть могла переселиться в конце 16-го, начало 17-го века из Псковщины. Хотя полагаю до этого они жили в Рязанщине.

Есть ли здесь на форуме мужские представители рода Шубиных, то есть, те, у кого Шубины идут по прямой восходящей мужской линии?

Очень интересно было выяснить, был ли у нас один предок по прямой восходящей линии? Ради этого готов оплатить ДНК-тест!

Спасибо!
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 134
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 93

saltwater написал:
[q]
Всем привет!
[/q]


Здравствуйте. Это тема одной семьи и одной ветки Шубиных, а именно жителей деревни Шубки Опочецкого уезда Псковской губернии. Фамилия Шубины достаточно распространённая. Мои поиски дошли до начала XVII века. Никаких данных о переселении части семьи в деревню или из неё нет.
Маловероятно, чтобы наши древа пересекались.
saltwater
Новичок

Сообщений: 23
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 19

Marina__G написал:
[q]

saltwater написал:
[q]

Всем привет!
[/q]



Здравствуйте. Это тема одной семьи и одной ветки Шубиных, а именно жителей деревни Шубки Опочецкого уезда Псковской губернии. Фамилия Шубины достаточно распространённая. Мои поиски дошли до начала XVII века. Никаких данных о переселении части семьи в деревню или из неё нет.
Маловероятно, чтобы наши древа пересекались.
[/q]


Марина, здравствуйте!

Пересекались ли рода наших Шубиных "не известно" будет до той пора, пока, кто-нибудь из вашего рода из мужчин не сделает ДНК-тест. Если гаплогруппа будет схожей, тогда мы однозначно родня - один праотец, а более точный субсклад даст только углубленный тест Y-700. Но, из-за финансов его мало кто делает. Народ лучше за бесплатно будет плавать в рассуждениях и дискуссиях . Я это за несколько лет уже по многим заметил из личного опыта. Как только речь заходит про деньги, сразу на дно падают. Но в жизни за всё приходится платить..........
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 134
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 93
>> Ответ на сообщение пользователя saltwater от 1 июля 2025 2:43

Тест ДНК сдан, но он не поможет установить "праотца". Линия Шубиных для нас женская, это предки прабабушки.
Удачи в ваших поисках!
saltwater
Новичок

Сообщений: 23
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 19

Marina__G написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя saltwater от 1 июля 2025 2:43

Тест ДНК сдан, но он не поможет установить "праотца". Линия Шубиных для нас женская, это предки прабабушки.
Удачи в ваших поисках!
[/q]


Будет замечательно, если вы найдёте мужского представителя своего рода Шубиных, который готов будет сдать ДНК тест.
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 134
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 93
Продолжу выкладывать фрагменты из книги, которую сейчас пишу про родам мужа - Шубины и Фёдоровы (см. также тему https://forum.vgd.ru/1265/164841/#last)

Дометий Фёдоров

В любом большом деле, проекте, мероприятии всегда есть кто-то, кто является главным двигателем, мотором, вдохновителем. Кто не даёт идее заглохнуть, а процессу остановиться. Есть ощущение, что в деле обретения свободы для себя и своей семьи основным героем был Дометий Федоров.

Дометий родился в середине XVIII века при старшем Вындомском барине. Ещё мальчишкой он слышал рассказы стариков, как жили крестьяне раньше, при дворцовом ведомстве. Будучи молодым человеком, видел, как необдуманные действия приводят к бунту, тюрьме, каторге. Но при этом он наблюдал и хозяйственные нововведения молодого барина Вындомского – кирпичный завод, винокуренное предприятие, полотняная фабрика, мельница. Он понимал, что получить свободу можно только приложив колоссальные усилия, а ещё ум, сообразительность, смекалку. Мы не знаем, на чём он решил сделать основной упор, где зарабатывал деньги. Но ясно, что в это дело он ввёл всю семью, собрал всех в один кулак, затянул пояса и твёрдо придерживался главной цели – сбора достаточной суммы для обретения вольной. Дометий пережил трёх помещиков – отца и сына Вындомских и старшего Ганнибала. И в момент появления молодого Ганнибала выбрал удобный момент для действия. Не кто-нибудь, а престарелый Дометий пошёл на разговор к 20-летнему корнету Александру, ломил перед ним шапку, приводил аргументы, торговался о цене. Вёл сложные коммерческие переговоры, как сказали бы сейчас. Обговаривал условия – кого барин отпустит, кого нет, за какую цену, сколько земли продаст, что сдаст в аренду. Денег на выкуп всей родни у Дометия не хватало. Пришлось оставить в кабале племянника и племянницу с семействами. И землю выкупить всю сразу не получилось. Но удалось договориться о главном – освободить сыновей и внуков, одного племянника, обеспечить всех землёй в полной мере. Фактически, выкупить всю деревню.

Напряжение этого дела было так велико, что, совершив сделку, Дометий вскоре умер. Надо полагать, сердце не выдержало: «волею божию помре с покаянием». Было ему в тот момент 65 лет.

В своих сыновей он сумел вложить идею свободного труда, стремления работать, не щадя живота своего, заботиться о завтрашнем дне, беречь себя и свою семью. Именно сыновья Дометия стали купцами и мещанами, внуки продолжили дело деда. А правнуки расслабились, вернулись обратно в крестьянское сословие. Подтвердилась старая поговорка, что каждое четвёртое поколение ходит в деревянных башмаках.

Вот так дело жизни одного человека изменило судьбу целого рода. Нам остаётся только восхищаться силой его духа и благодарить за то, что он сделал для всех нас.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
Вверх ⇈