Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Шубины

Опочецкие купцы Псковской губернии

Эта тема на карте:  д. Шубок Опочецкие купцы Шубины в 5 поколениях (1778-1913)

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 126
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 90
Такая радость!
Сегодня получила данные VII ревизии 1816 года на своих Шубковских жителей.
Упорядочила и наполнила древо, особенно женщинами и детьми.)))

Как и предполагала, в деревне проживало три семьи, точнее три дома. После выхода наших Шубиных на свободу, данные на две другие семьи начисто пропадают из МК. Судя по всему, откупилась только одна семья. С землёй и хозяйством. Другие семьи куда-то переведены. Не могли же они раствориться?
Наши братья поделились так. Один - Василий Дометиев с потомками стали купцами (прямые наши), другой - Парфентий Дометиев - мещанами. И ещё приживальщик-племянник Ефим Сидоров тоже подался в мещане. Все обзавелись фамилией Шубины.
Их отец - Дометий Федоров умер как раз в 1820 году, когда случилась вся история. Интересно, это совпадение?

Выкупное дело пока найти не удалось.
Обратила внимание, что в двух местах в МК есть формулировка "отпущен на волю по прошению". Выходит, наши догадались попросить, а другие нет?
Да, понять бы, как там всё было.
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 126
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 90
Продолжаю разгадывать семейную загадку. Удалось в ГАПО посмотреть судебное дело 1840 года "О проданной Г. Ганнибалом в деревне Шубках земле".
В 1835 корнет Александр Яковлевич Ганнибал предоставлял объяснение, что в деревне Шубках состояло земли 106 десятин 793 сажени, он опустил на волю 7 душ крестьян с 27 десятинами земли, а впоследствии продал и остальную часть земли 79 десятин и 793 сажени. Эти 7 душ - наши предки. Никаких обстоятельств выкупа не приводится.
Я поизучала вопрос, каким образом и за какие деньги отпускались на волю крестьяне в тот период. Нашла много любопытного, в том числе экономическую оценку Михайловского, находящегося в 15 верстах от Шубков.

На сегодняшний день ситуация представляется следующим образом.
Александр Яковлевич Ганнибал — молодой офицер в отставке, 21 года от роду в декабре 1818 года покидает службу. Он не женат. Доходов от жалования у него нет, только то, что приносят имения. Они достались ему и его сестре по доброхотству тётки Осиповой-Вульф, которая отписала часть, причитающуюся детям после смерти их матери. Полагаю, имения были не очень большие и доходу приносили совсем немного. Если Михайловское с 80 душами приносило 3500 рублей в урожайный год, то имея около 300 душ, можно было получать до 12 000 рублей в год. Для столичной жизни этого крайне мало. Кроме того, Александр молод и беззаботен (безалаберен). В какой-то момент, нуждаясь в деньгах, он заложил часть своих имений, в том числе деревню Шубки со всеми крестьянами. Возможно, и деревню Сереткино, и ещё что-то.
За Шубки он мог получить примерно:
15 ревизских душ (по РС 1816 года) * 300 рублей / душа = 4 500 рублей оценочная стоимость (или меньше, деревня захолустная, дело происходит на 15 лет раньше, чем оценивалось Михайловское).
Банк даёт 50% = 2250 рублей. Подозреваю, что и всего 2000 рублей могло быть.
Деньги улетучиваются вмиг.

Весной 1819 года, почти сразу после отставки Ганнибала-младшего, умирает папенька Яков Исаакович, оставляя наследство в 250 душ с землёй. Ура! Деньги, свобода! Наконец, уходят все преграды в виде опеки официальной или неофициальной. А залог перед банком остаётся (или только в этот момент он и берётся).

И тут крестьяне предлагают выкупиться на волю. Полагаю, как раз за такие же деньги, скорее всего, чуть большие – около 2500 рублей. Причем, выкупаются только 7 душ, а 8 душ остаются барину, он переводит их в деревню Кузьминки (или в другую). При этом гасит долг перед банком, оставляет себе половину крестьян и остаток денег 500 рублей. Правда, землю теряет. Видимо, они сразу договорились на то, что часть земли выкупают сразу, а часть пока арендуют, выкупают позже. Оставшиеся 79 десятин выкупают, наверное, через пару лет примерно за 500 рублей.

Свобода нашим предкам досталась примерно за 3000 рублей.

На волю вышли (возраст указан на 1820 год):
Дементий Федоров 62 ум. 27.07.1820
Дементия Федорова сын Василий 42
Василиев сын Иван 17
Дементия Федорова другой сын Парфен 34
Парфенов сын Алексей 7
Парфенов сын Игнатий 0 род. 18.12.1819
Дементия Федорова племянник Ефим Сидоров 42
Ефимов сын Алексей 6
Ефимов сын Феофилакт 2 род. ~ 1818
Ефимов сын Герасим (возможно, это запись рождения Феофилакта) 2 род. 02.03.1818
Итого 10 душ мужского пола, из них 7 были указаны в ревизии 1816 года, по ним и производился расчёт.

Василия Дементьева жена Прасковья34
Его же дочь Авдотья 10
Парфена Дементьева жена Авдотья 30
Его же дочери
Настасья 9
Марфа 8
Ирина 6
Авдотья 4
Ефима Сидорова жена Афимия 34
Его же дочь Марфа 15
Итого 9 душ женского пола
Всего 19 человек.
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 126
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 90
Мои расчёты стоимости выкупа могут быть верны или нет. Но одно представляется безусловным - свобода досталась предкам очень непросто. Конечно, главный вопрос, на который хотелось бы найти ответ - откуда у крепостных крестьян, не ходивших в отход, деньги?

Версий пока три:
1. Девка «Агапка». Утешала или старого, или молодого барина. Утешила так хорошо, что ей и всей её семье дали вольную. Да ещё с землёй.
Версия красивая, но маловероятная. Если бы одну отпустили с приплодом, ещё куда ни шло. А за 200 лет в Шубках не было ни одного незаконнорожденного ребёнка (хотя барского байстрюка могли записать за мужем молодухи).
Короче, не считаем.
2. Продажа льна. Самая ходовая на Псковщине культура, продажная. Барин Вындомский в Тригорском основал крупнейшую полотняную мануфактуру в округе, поставлял полотно на флот. Сырьё использовал своё и немного покупного. Может быть, крестьяне выращивали льна больше, чем требовал оброк, остаток продавали?
Не очень понятно, как можно было часть урожая пустить мимо барского кармана. По идее, всё должно было отбираться без денег.
Но большие поля вокруг деревни (107 десятин на 15 душ при обычном наделе 4 десятины на душу, что больше почти в 2 раза среднего по губернии) позволяют думать, что это возможно. Единственное, обработать один мужик мог 3 десятины. Наши, конечно, работящие. Но тут есть заковыка – лён и сеяли, и собирали, и обрабатывали, как правило, женщины. Может, потому и справлялись?
3. Продажа водки. Водку гнали из ржи. Если были поля, то урожай было выгодно не продавать в виде зерна, а перегонять в спирт. Прибыль увеличивалась примерно в 10 раз. Поля большие, сажать рожь есть где. Теоретически, вариант возможный. Опять не понятно, как обходили барский карман. Как решали вопросы с государственными разрешениями.

Торговые версии отчасти подтверждаются тем, что рядом проходила крупнейшая в губернии Святогорская ярмарка при Святогорском монастыре Она продолжалась 7дней с 9 пятницы по Пасхе. Например, в 1856 году на ярмарку было привезено товаров на 40 960 рублей, продано на 28 700 рублей. Святые горы всего в 10 верстах от Шубков, что очень удобно. И жили наши всегда в своей деревне, даже будучи купцами. Значит, основное дело - источник доходов находился в деревне.

Где бы найти данные о том, чем торговали купцы Шубины?
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 126
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 90
Святогорская ярмарка

Ярким событием в трудовой крестьянской жизни всегда были ярмарки. Они регулярно проходили в крупных городах, а также в сёлах и даже при монастырях. Из любого, самого дальнего уголка, из самой захудалой деревеньки человек мог доехать до ближней ярмарки, что-то продать, что-то купить, себя показать, на людей посмотреть, узнать новости, встретиться с дальней роднёй, выпить чарку в кабаке, развлечься.

Нашим крестьянам повезло. Всего в десяти верстах от их деревень в Святых горах регулярно проходили самые большие в уезде ярмарки. Когда впервые начались Святогорские ярмарки, неизвестно. Возможно, после полого разорения городища Воронич Стефаном Баторием, а может и раньше, со времён основания монастыря. Удобное место на пересечении дорог, а также большое количество паломников, делали ярмарку многолюдной и привлекательной для купцов. Всего в Святогорье проводилось пять ежегодных ярмарок, но главной и самой продолжительной была Девятерица, проводившаяся на девятую пятницу после Пасхи, и продолжавшаяся целую неделю. Конец июня – короткий промежуток, когда все посевы сделаны, сенокос завершён, а уборка урожая ещё не началась.

«В Святогорский монастырь перед девятой пятницею по Пасхе, когда предполагается скорый крестный ход с чудотворными иконами в г. Псков, а равно перед праздником Покрова Богоматери, когда бывает крестный ход вокруг монастыря, издавна собирается несметное количество народа: одни для того, чтобы помолиться Царице Небесной и излить перед Нею все свои скорби и радости и принять участие в крестных ходах, а другие для удовлетворения своих многоразличных житейских нужд.
По случаю такого наплыва многочисленного народа, издавна приезжают в обитель из близлежащих городов — Опочки, Острова и Новоржева — купцы и всевозможные торговцы, а также крестьяне из ближайших селений с своими домашними произведениями. Прибыв в обитель ещё недели за две, за три до открытия ярмарочного времени, одни из них занимают монастырские лавки, находящиеся на заднем дворе монастыря (называемом гостиным), где они (лавки) выстроены в монастыре в два ряда; другие же устраивают временные балаганы, а приезжающие на возах занимают места на монастырском поле. За каждое место монастырь взимает с торговцев плату, смотря по важности занятого ими места, а также — оживлённости ярмарки».
Игумен Иоанн «Описание Святогорскаго Успенского монастыря»


Купцы на ярмарку съезжались не только из Опочки, Острова, Порхова, Гдова, Пскова, но и из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Риги, Ревеля Приезжали они загодя, располагались в специальных лавках, устроенных во дворе монастыря, раскладывали товар. Чего там только не было!
Особенно много было товара из холста. Лен выращивался повсеместно, поэтому льняные ткани на рубашки и сарафаны, порты и полотенца продавались на любой вкус и кошелек. Предлагались изделия умелых псковских кузнецов, так необходимые в хозяйстве – скобы, гвозди, колеса, косы, ножницы, ножи, точила и прочий инструмент. Керамика всех видов и сортов, требующаяся в каждой избе, плетёные корзины, туеса, короба, люльки, сундуки и шкатулки. Одежда, обувь, пояса, платки, ленты и бусы для девушек. Доски пряничные, детские игрушки – резные фигурки, свистульки, куклы, кони, волшебные птицы. Непременно были ряды с продовольствием. Продавалась рыба, патока, пиво из можжевеловых ягод и даже колониальные товары – чай, пряности, апельсины.

Все приходило в движение, начиная с раннего утра. На лестницах и у монастырских ворот шла перепалка между нищими, старающимися занять более выгодное место для милостыни. Сидели и стояли, опершись на посохи, слепцы, рассказывающие были и небылицы прежних лет. За оградой монастыря молодежь устраивала игры в ожидании открытия карусели. Чуть далее располагался табор поющих и танцующих цыган. Сыпали пословицами да поговорками словоохотливые купцы, торговались с ними прижимистые покупатели. Никто не уходил с ярмарки с пустыми руками, без подарка.
Александр Сергеевич Пушкин, в годы, когда жил в Михайловском, не пропускал ярмарок. Он одевался в крестьянскую одежду, ходил в толпе, слушал, смотрел, впитывал «русский дух».

«В другое же время, когда в монастыре была ярмарка в девятую пятницу, Пушкин, как рассказывают очевидцы-старожилы, одетый в крестьянскую белую рубаху с красными ластовками, опоясанный красною лентою, с таковою же — и через плечо... вместе с нищими при монастырских воротах участвовал в пении стихов о Лазаре, Алексии, человеке Божием, и других, тростью же с бубенчиками давал им такт, чем привлёк к себе большую массу народа и заслонил проход в монастырь — на ярмарку».
Игумен Иоанн «Описание Святогорскаго Успенского монастыря»


Сам поэт так описывал свой наряд в строфах «Евгения Онегина», не вошедших в поэму:
Носил он русскую рубашку,
Платок шелковый кушаком,
Армяк татарский нараспашку
И шляпу с кровлею, как дом
Подвижный. Сим убором чудным,
Безнравственным и безрассудным,
Была весьма огорчена
Псковская дама Дурина,
А с ней Мизинчиков. Евгений,
Быть может, толки презирал,
А вероятно, их не знал,
Но всё ж своих обыкновений
Не изменил в угоду им,
За что был ближним нестерпим.


Святогорские ярмарки приобрели наибольший размах в 20-х годах XIX века, как раз в тот момент, когда Шубковские крестьяне выкупились из крепостной зависимости и собирали капитал, чтобы вступить в купеческую гильдию. К концу столетия масштаб ярмарки сильно уменьшился, но просуществовала она вплоть до Великой отечественной войны.

Интересно, в каких рядах и с каким товаром стояли купцы Шубины на этой ярмарке? Что продавали с возов Ломовицкие мужики? Какие платки и бусы выбирали своим будущим жёнам Василий Дометиев и Никандр Авраамиев? Какие игрушки покупали отцы маленьким Георгию, Андрею, Фёдору, Марии? Нет ответа. Но вкус их жизни нам попробовать удалось. Мы пили сбитень – мёд, настоянный с травами – в Святогорском монастыре. Его неповторимый аромат сохранил наследие знаменитой Святогорской патоки, продававшейся когда-то только здесь на ярмарке. Той, которой лакомились наши предки.

Прикрепленный файл: Ольга Муратова Ярмарка.jpg
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 126
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 90
Стоит немного остановиться на том, как переплелись родовые древа Ганнибалов и Вындомских.

Знаменитый основатель рода Ганнибалов Абрам Петрович – тот самый арапчёнок, крёстный сын Петра I. Он был сыном африканского вождя, захвачен в плен турками и подарен русскому царю. Мальчик оказался талантливым, вырос, выучился и дослужился до звания генерал-аншефа, стал главным военным инженером русской армии. После смерти Петра I был некоторое время в опале, но с воцарением Елизаветы Петровны вновь пошёл в гору. В 1742 году Елизавета пожаловала ему земли в Псковской губернии, где он основал усадьбу, названную Петровское, по своему отчеству, полученному от крёстного отца. Таким образом судьба крестьян в Петровском и Михайловском была аналогична судьбе Шубковских, с разницей в двадцать лет. Надо сказать, что отношение Ганнибала к крепостным было необычным для того времени. Сдавая часть имений в аренду, он включал в договор пункты, запрещающие телесные наказания крепостных и увеличение установленных норм барщины. Если арендатор нарушал эти пункты, Ганнибал расторгал договор по суду. Вындомские же были консервативны в своих взглядах.

Судьбы Ганнибалов, Вындомских и Пушкиных тесно переплелись.
У Абрама Петровича было одиннадцать детей, до взрослого состояния дожили четыре сына и три дочери. Нам интересны два его сына. Осип Абрамович женился на Марии Алексеевне Пушкиной. Их единственная дочь Надежда Осиповна вышла замуж за своего троюродного дядю Сергея Львовича Пушкина. Они стали родителями Александра Сергеевича Пушкина. Осип Абрамович поселился в Михайловском, доставшемся ему в числе ряда других деревень при разделе отцовского наследства, где и жил до самой смерти. Там им был благоустроен господский дом и заложен парк. Эта ветвь Ганнибалов и Пушкиных похоронена на территории Святогорского монастыря. Здесь же похоронен и поэт Пушкин.

Другой сын Абрама Петровича Исаак Петрович Ганнибал родился в отцовском селе Петровском, сделал хорошую военную карьеру, в том числе воевал под командованием Суворова. После женитьбы осел в Псковской губернии. Поступил на гражданскую службу оберфорстмейстером – лесничим. Дослужился до главного лесничего Псковской губернии.

Братья Ганнибалы обладали двумя сходными качествами – имели крутой нрав и были страшными транжирами. Ещё смолоду Осип Абрамович растратил такие суммы, что им с женой пришлось продать все имения, данные ей в приданое. Сведения о бесконечных долгах Исаака Абрамовича перед соседями и сослуживцами имеются в документах Псковского архива. Ему также пришлось продать отцовское имение в Тайцах. Эта семейная черта сохранилась и у внуков. Мы знаем, как широко тратил деньги Александр Сергеевич Пушкин, и как много долгов он оставил своей вдове. Внук Исаака Абрамовича Александр Яковлевич также был большой мастер делать долги. Для наших предков это послужило отличным поводом изменить свою судьбу.


Прилагаю портрет Абрама Петровича Ганнибала, Осипа Петровича Ганнибала и памятную плиту, установленную в Святогорском монастыре над фамильным захоронением Ганнибалов-Пушкиных, рядом с могилой Александра Сергеевича.

Прикрепленный файл: Ганнибал Абрам.jpgГаннибал Исаак Абрамович.jpg, 73682 байтГаннибал Могила в Святогоском монастыре.jpg, 46382 байт
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 126
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 90
Фрагмент родословного древа Ганнибалов-Вындомских-Пушкиных.

Их семейные связи переплелись по-соседски. Можно заметить, что в последнем поколении появляется баронесса Вревская - ещё один дворянский род, проживающий рядом с погостом Врев.

Четыре персоны из этого древа в разные годы владели нашими предками, живущими в Шубках.

Прикрепленный файл: Ганнибалы.png
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 126
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 90
Соседский барин Александр Сергеевич

Примерно в 15 верстах от Шубков располагалось имение Ганнибалов Михайловское, подаренное когда-то Елизаветой Петровной Абраму Ганнибалу. Переходя по наследству от отца к сыну Осипу, а затем к его дочери Надежде Осиповне, имение стало местом проживания семьи Пушкиных и любимым уголком Александра Сергеевича. Здесь он жил подолгу, здесь написал многие свои произведения, здесь пропитывался «русским духом».

Барином он был «добрым», любил ходить на ярмарках в крестьянском платье, слушать рассказы бродяг и странников, подпевать слепым на паперти Святогорского монастыря. Много ездил по округе – связи между соседями были самые тесные, часто родственные. Троюродному брату Пушкина Александру Яковлевичу Ганнибалу принадлежала деревня Шубки.

Знали ли наши крестьяне Пушкина? Скорее всего, да. Наслышаны были наверняка. Александр Сергеевич часто наведывался в Тригорское, где Шубковские крестьяне отрабатывали барщину, неоднократно приезжал в Голубово, в дом к баронам Вревским, бывал во Вреве, куда в церковь еженедельно ходили наши. Встречные крестьяне ломили перед ним шапку, за спиной обсуждали «чудачества» барина. С его поэзией они вряд ли были знакомы в силу своей неграмотности. Он же впитывал в себя их образы, словечки, привычки, рабочую сноровку и праздничное удальство. Они видели одни и те же леса, поля, реки, деревья, слышали одних птиц и шорохи листвы, ели ягоды, собранные с одних и тех же полян, дышали одним воздухом. Они были частью жизни друг для друга.

Самое длительное пребывание Пушкина в Михайловском в 1924-1926 годах пришлось на время, когда Шубковские уже выкупились из крепостной зависимости, не обязаны были ходить на барщину и активно занимались обустройством своей новой жизни. Видеть соседского барина они могли только во время его дальних прогулок.

Прошло ещё десять лет. Тело убитого Пушкина везли зимой на санях для захоронения в Святогорском монастыре. Февраль 1837 года был суровым, дороги на Псковщине всюду занесло глубоким снегом. От Острова траурный поезд бежал уже не по дороге, а по реке Великой. Вокруг на полях снег, снег, снег… Когда гроб с телом Пушкина привезли в Святогорский монастырь, послали за крестьянами, чтобы рыть могилу. Зима была суровая. Земля, как камень – ни ломом, ни лопатой не возьмешь. Зажгли костры, чтобы хоть немного отогреть землю. Поднося гроб к могиле, трижды качнули его в сторону родного дома в Михайловском — таков старинный псковский обычай. Опустив прах в землю, закидали могилу скованными морозом комьями земли, насыпали холмик, поставили простой сосновый крест. Были ли при этом наши родные? Кто знает…

Прошло много лет, сменилось почти три поколения крестьян, Пушкина давно не было в живых, когда он опять весомо и зримо вошёл в жизнь предков. В 1899 году с небывалым размахом отмечалось столетие со дня рождения поэта.

Задолго до праздника в деревнях были приостановлены все полевые работы. Люди были мобилизованы на ремонт дорог, мостов, на сооружение около Святогорского монастыря временного помпезного «Храма Славы Пушкина», ремонт присутственных зданий Святогорья и другие работы. В Святые Горы понаехали маркитанты и кабатчики всех рангов и мастей. Для наблюдения за порядком со всех уездов губернии были сняты и направлены в Святые Горы урядники, жандармы, приставы. В помощь им прибыла воинская часть из псковского гарнизона, разбившая свой лагерь неподалеку от обители. Псковский губернатор в своем секретном циркуляре уездным властям повелел, чтобы «при приезде господ гостей и начальствующих лиц велось тщательное наблюдение над местными крестьянами, дабы не подавалось ими никаких прошений и жалоб; всех неряшливо и бедно одетых не пускать в места скопления господ гостей, а также в сады и парки. Всюду обеспечить чистоту и опрятность. А особливо также смотреть за лицами нетрезвого состояния, немедля забирая их в арестантский дом».

Программа для господ и простого люда отличалась. Первые места во всех мероприятиях занимали сыновья А. С. Пушкина и его племянник. Далее шествовал Псковский губернатор К. И. Пащенко и товарищ министра внутренних дел барон А. А. Икскуль-фон-Гильденбандт. За ними виднелся целый ряд блестящих мундиров и нарядных женских костюмов.
Планировалось торжественное заседание, концерт и постановка по пьесе Пушкина «Скупой рыцарь». Гостей приглашали в Михайловское, во вновь отстроенный сыном дом поэта, в Тригорское в усадьбу Осиповой-Вульф, а также в Святогорский монастырь к могиле поэта и на торжественную панихиду. В монастырь пускали только по особым пропускам, отпечатанным в типографии псковского губернатора.

Простой люд ожидали народные гулянья. Была построена открытая сцена, установлены качели и карусель, столбы для лазанья. Однако по причине дождя распорядители вынуждены были отложить на некоторое время представление для народа. Оно состоялось в закрытом театре по окончании торжественного заседания. При огромном стечении зрителей был дан «Скупой рыцарь»: «Восторг этой публики, видевшей представление впервые, описать невозможно». На следующий день для простого народа на открытой сцене исполнялись фрагменты спектаклей «Борис Годунов», «Каменный гость», «Пиковая дама» и другие. Представление «Русалки» прошло вечером в закрытом театре. Многие именитые гости к этому времени уехали, и в театр были допущены лица из простого народа. Их восхищению не было предела.

Во время торжеств организаторами бесплатно раздавались сочинения А. С. Пушкина, и народ толпами бежал получать эти книги, видя в них лишь подходящий материал для табачных самокруток: «Иди, брат, книжку брать на цигарки». Настоящее знакомство народа с произведениями его величайшего поэта стало возможным только после распространения грамотности в России.
Само празднество юбилея А. С. Пушкина в Святых Горах вызвало множество вымыслов и невероятных предположений среди местного населения. Съезд господ и готовность солдат охранять их, многие крестьяне воспринимали как подготовку к войне. Другие считали, что праздник устроен в честь святого: «Чистоту производят такую везде, что Боже мой!.. Для святого все!.. Пучкин прозывался… Как же не святой, если винные лавки закрыли, чтобы было потише?».

А что же наши предки? Трудно представить, чтобы такие грандиозные события прошли мимо них. На празднестве собралось более пяти тысяч человек. Значит, где-то в этой толпе ходил шестнадцатилетний Фёдор и его будущая невеста Мария, на балаганах толкались их братья и сёстры. Книжку на цыгарки, наверное, взял отец Фёдора Иван Георгиев. И все вместе они, затаив дыхание, смотрели вечером представления «Скупого рыцаря», «Пиковой дамы», «Русалки». Интересно, что осталось в памяти прадедов об этих днях?

Много позже, в 1937 году советская власть устроила многолюдные мероприятия в честь 100-летия со дня гибели Пушкина. Опять в Святые горы съехались тысячи гостей. Опять проводились торжественные заседания и концерты. Но наши родственники в этом уже не участвовали. Они жили в Санкт-Петербургской губернии. Сыновья Николай и Михаил служили в РККА, старшие дочери Елизавета и Клава уехали в Ленинград работать на ткацкую фабрику, только Сима оставалась с матерью и отцом в Орлино.

Сейчас земля, на которой когда-то стояли наши деревни, отнесена к территории Пушкинского музея-заповедника, она охраняется государством.


Картина Н.Н.Репина Пушкин в Михайловском, 1998 год.

Прикрепленный файл: Н.Н.Репин Пушкин в Михайловском.jpg
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 126
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 90
Мне удалось получить уникальный документ – план деревни Шубки с пустошами Зазерни, Пуховки владения купца 3-й гильдии Харитона Иванова и мещан Алексея Парфенова, Филата и Алексея Ефимовых, составленный в 1855 году.

Мы видим маленькую вселенную, в центре которой находилась деревня, а вокруг располагались поля, луга, выпасы, лес. До каждого уголка владений можно было дойти пешком, отработать целый день, и также пешком вернуться. Иначе говоря, работа у крестьян находилась в пешей доступности. К деревне примыкают пустоши – участки земли без деревень в центре. Они притягиваются к Шубкам, как планеты к Солнцу. Всего земли 104 десятины 3291 сажени, что составляет примерно 120 гектаров. Несметное богатство!

Из центра вселенной расходятся дороги: на север в деревню Васюткино и дальше, во Врев, где располагалась Никольская приходская церковь. На юг в деревню Батово, иначе Елизаветино – бывшую усадьбу Якова Исаковича Ганнибала – и далее, в Тригорское, куда раньше ходили на барщину на полотняную фабрику Вындомского, и в Святые горы – в монастырь и на ярмарку.

На плане точно обозначены соседские земли. Это было важно, впрочем, как и сейчас. Покупая землю, мы получаем кадастровый план с точным обозначением границ. Видно, что план рабочий, на нём наносили тропинки, подписывали, где посевы озимых, где яровых, делали расчёты и пометки. Масштаб выдержан в английских дюймах, равных ста саженям. Надо понимать, что план выполнен полностью вручную – тонкая и чистая работа.

В центре этой вселенной жил прапрапрадед Андрей Иванович Шубин со старшим братом Харитоном, двоюродными и троюродными братьями, чадами и домочадцами. Здесь родился его сын Георгий и внучка Мария – наша прабабушка.

Прикрепленный файл: 1855 Шубки_1.jpg
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 126
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 90
Это описание к плану:
«Геометрический Специальный План Псковской губернии Опочецкого уезда дачи деревни Шубки, пустошей Зазерни и Пуховки, владения Опочецкого 3 гильдии купца Харитона Иванова, мещан Алексея Парфенова, Филата и Алексея Ефимовых. Поверка межи и снятие ситуации учинено в 1855 году. План сочинен с отклонением магнитной стрелки на три градуса в правую сторону.
В них земли: в деревни Шубки восемьдесят четыре десятины, в пустоши Зазерницы девять десятин тысяча двести две сажени, в пустоши Пуховой одиннадцать десятин, две тысячи восемьдесят девять сажен».


Прикрепленный файл: 1855 Шубки Описание_1.jpg
saltwater
Новичок

Сообщений: 23
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 19
Всем привет!

Мои Шубины из Тамбовщины, как выяснилось.

Но не факт, что часть могла переселиться в конце 16-го, начало 17-го века из Псковщины. Хотя полагаю до этого они жили в Рязанщине.

Есть ли здесь на форуме мужские представители рода Шубиных, то есть, те, у кого Шубины идут по прямой восходящей мужской линии?

Очень интересно было выяснить, был ли у нас один предок по прямой восходящей линии? Ради этого готов оплатить ДНК-тест!

Спасибо!
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈