Irina Ol написал:
[q]
Эту фотографию подарил музею уже после смерти В.П. Катаева его сын Павел. От отца он знал, что на ней два друга Катаева – Миша Галий и Евгений Запорожченко. [/q]
https://forum.vgd.ru/post/1238/95320/p2860587.htm#pp2860587Volga63 написал:
[q]
Изначально особняк Ермила Ивановича и Натальи Николаевны Запорожченко.
[/q]
https://forum.vgd.ru/post/1238/95320/p2860592.htm#pp2860592Запорожченко Евгений Ермилович (1898-1990) – краевед:
Родился 15 ноября 1898 года в Одессе.
Мне посчастливилось познакомиться и много лет встречаться с одним из героев повести В. П. Катаева “Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона” - Евгением Ермиловичем Запорожченко.
Бережно хранил он до самой смерти подаренный ему автором экземпляр книги с трогательной надписью:
“Дорогому другу детства Жене Запорожченко. Валя Катаев. 1975 год”.
С мягким юмором, с доброй улыбкой повествует Катаев о своем друге юности Евгении Запорожченко, “Женьке, реалисте по прозвищу Дубастый”, и в ряде других своих произведений.
Зародившись в чудесном уголке Одессы - Отраде и овеянная романтическими мечтами детства и юности, дружба Запорожченко с Катаевым продолжалась до самой их кончины.
Встретиться с Евгением Ермиловичем Запорожченко всегда было трудно: у него находились десятки неотложных дел. Круг его интересов был очень широк, день расписан даже не по часам, а по минутам.
Поэтому, когда он предложил встретиться в яхт-клубе, это меня ничуть не удивило.
У берега на крутой волне мерно покачивались “летучие голландцы”, “финны”, “солинги”, “торнадо” (катамараны). Бросалась в глаза одна деталь: на мачтах яхт не было парусов. Они лежали на песке и над ними деловито “колдовали” яхтсмены...
“...свежеет бриз и яхта круто обходит башню маяка...”
Это строки из стихотворения Валентина Катаева “На яхте «Чайка»”, которое он подарил Запорожченко в Переделкино. На листок, вырванный из блокнота, Валентин Петрович переписал стихотворение и сделал приписку:
“Мои впечатления от выхода в море на яхте «Чайка» с Ю. Олешей, Э. Багрицким, 3. Шишовой и несколькими нашими друзьями - девушками и молодыми людьми летом 1918 года”.
Море было одним из страстных увлечений Евгения Ермиловича. Но не всегда оно было связано для него со спортом.
В годы Первой Мировой войны немало опасных минут пришлось пережить матросу Запорожченко, когда он служил на миноносце “Феодонисий”, а затем на военном транспорте.
Море круто изменило дальнейшую судьбу одессита. Пароход “Херсон”, на котором студент Запорожченко проходил практику, принадлежавший английской компании, не вернулся в охваченную революцией Россию. Евгений сошел на берег в югославском порту, попал в Загреб, где стал студентом политехнического института.
Но за учебу надо было платить, а деньги кончались. Повезло, пришло письмо от друга, с которым Запорожченко плавал на “Херсоне”, и позвало его в Париж.
Собрав немного денег, Евгений поступил в электротехнический институт. Став инженером, он продолжал самообразование: занимался музыкой, много читал, изучал языки. В эти годы Евгений Ермилович встречался с Иваном Буниным, которого он видел еще в Одессе, с Александром Куприным, Сергеем Рахманиновым, Федором Малявиным, чьи этюды и в Одессе, спустя годы, украшали его кабинет.
Жил Запорожченко на улице Уютной. Особняк этот перешел к нему по наследству от родителей и был построен по проекту известного одесского архитектора Ю. М. Дмитренко...
В квартире можно было увидеть множество зарисовок, натюрмортов, пейзажей, сделанных карандашом и акварелью. “Это работы дяди Жени”...
На одной из акварелей – набережная и старая ратуша в Ницце. Вот дом, в котором родился Джузеппе Гарибальди. Сейчас этого строения уже нет, и поэтому рисунок представляет интерес для историков.
На одном из рисунков маленький, затерянный в горах домик, в зелени оливковых деревьев. В годы войны Запорожченко приходилось скрываться в этом доме от фашистов.
Войдя в Ниццу, оккупанты арестовали Запорожченко. Но патриоты помогли ему бежать из тюрьмы. А вскоре он уже был в отряде, который действовал против фашистов во французских Альпах.
Закончилась Вторая Мировая война. Началась “холодная война”. Французы подозревают, что Запорожченко советский разведчик и высылают его из страны.
Вскоре он возвращается и поселяется в городе своей молодости - Одессе. К этому времени он уже был на пенсии.
Несмотря на годы, Е. Е. Запорожченко поражал всех, кто его знал, неиссякаемой энергией, многогранностью и широтой своих интересов.
Много лет он на общественных началах трудился в обществе охраны памятников.
Это благодаря его стараниям одесситы и гости нашего города могут любоваться реставрированной аркой в мавританском стиле на улице Пироговской.
Это он вдохновил художника Геннадия Гармидера взяться за серии, посвященные старой Одессе...
Умер Евгений Ермилович Запорожченко 24 марта 1990 года в Одессе.
Библиография:
Бинов Михаил, журналист. – Запорожченко Евгений Ермилович (1898-1990) – краевед.
НА ФОТОГРАФИИ Е. Е. ЗАПОРОЖЧЕНКО:

Источник:
http://odessa-memory.info/index.php?id=224МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ:
Имена и фамилии нынешних владельцев дома Евгения Ермиловича Запорожченко убрал специально.