Левковские
Создание общей родословной Эта тема на карте: Левковский (после 2009)
Nevmer Сообщений: 573 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 380
| Наверх ##
18 октября 2015 22:44 19 октября 2015 11:39 B лето 6926 [1418].... Тогды пакы король просити почаль великаго княза Витовта, рекучи: «Милыи брате, дал тобе богь, \л.47.\ добыл еси Подольскои земли, учини ми тую честь, даи ми Подольскую землю». И князь великии даль половину Подольскои земли королю y 20 тисячехь, Каменець даль a Смотрич, a Скалу, a Черленыи городокь, a Бакоту, a на иныхь на всихь Подольских городехь князь Витовт свои старосты посажал, на Бряславли и на Соколци и на Венице. A король \л.47об.\ тыи городы y 20 тысячехь пану Спытку заставил, и коли князь великии бился на татарьскомь побоищи, a пан Спытко приходиль на помочь великому князю Витовту, и тогды пана Спытка убили татарове на томь бои, a пани Спытковая остала вдовою, a дети малы. И король почал присылатися к великому князю Витовту, рек, што «еси нам дал \л.48.\ половицю Подольскои земли y 20 тисячехь пенезеи; и мы дали были y 20 же тысячехь пану Спытку, и пани Спытковая овдовела, a дети малы, a от татарь земли некому боронити. И ты отдаи 20 тисячеи \75\ пенязеи, a городы побери за себе». И князь великии послаль королю 40 тисячеи пенезеи на имя паномь Немиромь a Дмитриемь \л.48об.\ Василиевичомь, луцкым бояриномь, a городы свои опять поималь за себЂ и старосту своего посадил, дворянина своего Граньского. A под Грановьскимь дал пану Петру Монтикгирдовичу, a под Петром даль пану Дедикголду Р и потомь даль пану Дедикголду Смоленьскь, a пану Долгорду Подолье дал. Пань же Долкгирд старостиль на всихь тыхь городехь на Подольи \л.49.\ и до великаго князя Витовтовы смерти, a как князя великаго Витовта в животе не стало, и приехавши леховЂ, и пана Долкгирда з города Каменца созвали на раду собе и до рады не допустили С, самого иняли и ограбили, што Поидолъское земли держать.
Давайте лучше обсудим выше приведенный текст.Я так понимаю речь идет о том моменте ( 1418 год), когда всей Подольской землей князя Витовта управляли старосты Начиная с пана Гранського ( 1418 год( и заканчивая Долгирдом ( 1430 год). А как складывалась судьба Немири Бакотского.
Иван Левковский пишет: Спитко из Мельштына заменяет господарей Подольской земли князей Кориатовичей, которые жаловали имения, в том числе Немире Бакотскому и Гриньку Соколецкому. И это вовсе не означает, что Немиричи потеряли Бакоту, ведь известно, что в то время был как генеральный подольский староста (от польского короля), так и староста города-замка в роли воеводы, каковыми реально и выступали Немиричи. Кстати, таким же старостой (замковым) был и Гринько Соколецкий - вероятный отец Немири Бакотского. Мнение Прохаски теперь не аргумент еще и потому, что Petro Вokuti от 28 июля 1410 года не мог быть уже никак Пйотром Карвацяном, ведь с 9 марта 1410 года (то есть, за 5 месяцев до появления Petro Вokuti в документе) подольским старостой стал уже Пйотр Влодкович з Харбинович (см. Urzednicy podolscy XIV—XVIII wieku. Spisy. Kornik 1998», S. 117—118 ). А отсюда, реальным владельцем Бакоты оставался представитель Немиричей - Петр Бакотский.
Предположим.
1- часть
1388 год - 1394 год - владелец Бакоты. 1394 год - 1399 год - Спытко владелец Западного Подолья, Немира находиться в его на службе и продолжает владеть Бакотой.Вместе принимают участие в битве с татарами на реке Ворскла.Этот период очень хорошо вяжется ( читай Бартоша Папроцкого о Черном Немире - а он признанный знаток древних русских родов), получает землю в Овручском повете от князя Витовта, очень сильная позиция.( Подтверждается судовым решением Киевского воеводы Мартына Гоштальда и Литовской Метрикой). На этом можно было бы остановиться. Обозначен очень короткий промежуток времени: 1430 год - Немира имел сына Осташка, а сын Осташка, Микула, в 1474 году получает землю Невмирицкую). Совпадает все, родоначальник, родовой герб, земля и имеется глубокая старина рода.
2- часть
Но хотелось расширить родовод и для этого было множество причин ( Иван Левковский их хорошо преподносил на форуме).
1399 год - 1407 год - после смерти Спытка, Немира продолжает владеть Бакотой, король назначает его ( по просьбе вдовы Спитка) Подольским старостой.Но есть проблема ( назван Петром, возможно получил свое имя при крещении или поменял веру, что маловероятно). Стал называться Петром Бакотским. Очень слабое звено ( здесь если не предоставить документ, нас просто размажут). Возможен вариант, что Петр был сыном Немири Бакотского. Но есть генеалогия Ельцов ( не заслуживающая доверия, но других документов нет и приходиться пользоваться тем, что есть), в которой Петр дарит своим двоим сыновьям, свою землю в Овручском повете.
1407 год - 28 июня 1410 года - Петр Бакотский уже не староста Подольский, но есть участником Грюнвальдской битвы и выступает свидетелем при раздаче наград. 1410 год - 1418 год - не упоминается в актовых документах, но видимо он или его потомки, продолжают владеть Бакотой. В это время Немира Резанович ( предполагаемый сын Петра Бакотского)уже плотно обосновался на службе у князя Витовта и имел владения в Волынской земле. ( Полностью не решен вопрос, почему Немира и Козарин назывались Резановичами? Выхода нет). 1418 год - 1430 год. Немира Резанович, продолжает служить князю Витовту, получает чин старосты Луцкого, а его родной брат Иван Козарин Резанович маршалка Волынской земли.
Просматривал документы рода Сулимы, так там имеется интересный факт, что Сулимы происходят из Черн. Кроме того делается привязка к Завише Черному ( участник Грюнвальдской битвы), который имел герб "Сулима". Что это? Имеется фамильный архив СУЛИМА, в котором много материалов и для истории Малороссии XVI - XVIII вв., издан под редакцией А. Лазаревского в 1884 г. В. Р-в.. Может быть кто-то встречал эту работу?
Относительно Яна Немерицкого, то хотелось просто больше информации и иметь подтверждение того, Немерицкие и Невмирицкие имеют общего предка.. Вы же помните информацию из гербовника Северина Урусского относительно Немерицких, в том числе и по гербу " Эзержа".
| | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1471 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8728 | Наверх ##
19 октября 2015 13:46 10 ноября 2019 21:06 Генеральный подольский староста (от польского короля) - это не моя выдумка, такое название существовало официально http://shron.chtyvo.org.ua/Myk...506_rr.pdf, где впервые похоже себя так назвал Юрий Гедигольд. http://podolyanin.com.ua/history/6574/Вот что пишет Грушевский: [q] A priori з всякою певностию можна сказати, що з початку „руський староста" (львівський) був начальником всеї Галичини (хиба з виїмком Сяніцької землї, що мала осібного старосту), так як камінецький був начальником всього Поділя. Чи в міру того як в головнїйших містах Галичини появлялися старости, були вони ще якийсь час залежні від ґенерального старости, чи від разу ставали самостійними, се вже не ясно 15). litopys.org.ua/hrushrus/iur50502.htm [/q]
Спытко получил Бакоту на "княжеском праве", что само собой предполагает и то, что непосредственный владелец ее (Немира Бакотский) остался не только на месте, а при своих имущественных правах. Таким образом, фактически каменецкий староста являлся старостой (генеральным) и всего Подолья. Это в свою очередь означает, что например бакотский воевода-староста (вспомните что Бакота дана Немире с большой округой сел, что потянет на целый район) также мог называться подольским старостой, но в каких отношениях он находился с каменецким (генеральным) старостой пока неясно (но если вспомнить битву на Ворскле, то скорее в нашем конкретном случае, Спытко и Немира были союзниками). С другой стороны, о невозможности другого владельца Бакоты, как подольского старосты, кроме Петра Бакотского, я уже обосновывал, не буду возвращаться. Ту же мысль выражал и Молчановский, см. стр. 296-297 (прочитайте полностью) https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false, причем, по мнению Молчановского, документ 4. Грамота великаю князя Свидригайла, утверждающая границы имЂнія земянина Брацлавскаго, Карпа Ивановича Микулинскаго. 1431 года, мая 31 дня. litopys.org.ua/gramvkl/gra02.htm#page13 является тому полным подтверждением (многочисленные владельцы на Подолье в 1431 году выступали, как самостоятельные хозяева своих округ). То же самое говорит Молчановский и на стр. 264-266 (включая сноски), что власть польских (тех самых генеральных) старост на Подолье была номинальной и ограничивалась всего лишь Каменцем. Немира и Петр - два имени для Бакотского - это не проблема. Вспомните Н. Яковенко, что она писала об известном нам Немире Грицкевиче (некалендарное имя Немира и крещеное Иван ), возьмите Булгака Лисича, который перед смертью называется Иваном, Солтана Стецковича, которого крещеное имя было, как и его сына, Федор, тот же пан Кмита, по имени Александр в 1431 году, Казарин Резанович по имени Иван, в монашестве Иларион, да и сам Немира Резанович в одном из документов назван пан Немирич - то есть, сын Немири, вероятно тоже имел другое имя перед Богом, и т. д. Генеалогия Ельцов, поданная Несецким, после появления документа из архива Ельцов не такая уж и неубедительная. Здесь главное не только в том, что Немира и Черешня, как братья, которым присудил господар бояров Котчища, яко выслугу Петра Гридкевича, а и в том, что наш документ находит этих бояр (это явно не Велавские), и в том, что сам Несецкий ссылается на декрет "dowód tego, dekretem się jakimsiś świadczy", возможно которого он не видел, но ему о нем было известно. Это очень схоже с ситуацией, когда много написано о происхождении Выговских-Лучичей от князей Глинских, и никто не приводит конкретного документа об этом. Но если я Вам процитирую его, то это уже будет выглядеть совсем по-другому: [q] 42. 1659. VI. 4. Warszawa Diploma wielm. Wyhowskiemu, hetmanowi Zaporoskiemu, na Luboml і nowe herby ...Nie inakszym і my teraz sposobem ze wszytkiemi pp. radami naszemi, duchownymi і swieckiemi, wszytkiemi takze stanami tej Rzeczyptej, na sejmie walnym terazniejszym przy boku naszym będącymi obojga narodow, uwazaiąc wysokie, dzielne і odwazne hetmanskie zashigi wielmoznego Iana na Wyhowie Wyhowskiego, hetmana wielkiego wojsk naszych Zaporoskich, ktory z mlodosci lat swoich, iako mu pan Bog tylko dal broniowladnią silę, na uslugę naszą і Rzeczyptej udawszy się do wojska quarcianego, wprzod za towarzysza sluząc, prętko zas potym porucznikuiąc, znamienite specimina przyszlego męstwa swego hetmanskie[go] і dzielnosci pokazowal. Albowiem w kazdej okaziej za dostoienstwo s. pamięci k.i.m. Wladyslawa, pana brata naszego, і za caiosc ojczyzny z nieprzyiacioly Krzyza swiętego po przestron[n]ych polach ukrainskich ochotnie uganiaiąc się, zawsze gotow byl nieustraszonego ducha Bogu, wspanialą starozytnych xiąząt Glinskich krew ojczyznie a czerstwe cialo ziemi dedicowac... (“Руська (Волинська) метрика. Книга за 1652–1673 pp.” / Упорядник: П. Кулаковський. — Острог-Варшава-Москва, 1999. С. 149-150)[/q]
Вот здесь https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o= я ссылаюсь на Мотыжинский архив, в котором вступление подписано Лазаревским. Это типичная привязка к гербовой легенде, которая иногда оказывается и правдой, как похоже в нашем случае по Папроцкому-Несецкому; выяснить же правду по Сулимах пока нету сил, слишком много перевернуто материала за последнее время, читайте, а если Вам недостаточно, изучайте самостоятельно, у меня нет ответов на все вопросы. Одно скажу точно: мне также приходила мысль о тождественности Немири Черного и Завиши Черного и его герб Сулима, но стыковок никаких я не нашел, это польский род, а наш - русский. Может быть Завиша назван Черным оттого, что в его гербе Сулима изображен чёрный летящий орёл, а в гербе Немири - черный ворон? | | |
Serhij Shynkar Snikers Киев Сообщений: 303 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 342
| Наверх ##
19 октября 2015 16:25 Внесу и свой (прагматический) вклад в землю Пе(я)тковскую... В разграничении между Онуфрием Швабом и подстаростою Овруцким Марком Петровичем в 1577 году земли Кохановской (Ходоровской) третейские судьи начали раздел от "Пяты" над рекой Норынем. Другое, не физиологическое, значение слова "пята" - основание чего-либо http://sum.in.ua/s/p.jata В том числе, основание для перемёта - приспособления для ловли рыбы. "Пятой" называли берёзовый кол на берегу, к которому крепили снасти - лесу или невод. Корень "пят" - тоже часто встречается в полесских гидронимах: реки Пятка, Гнилопять. Что интересно, это не идет в разрез с "польской теорией" ошибки перевода, ведь "пята" переводится как "pięta". Поэтому вполне справедливо, что "земля Пятковская" - та, на которой стоит "пята" (почему к ней такое "внимание"? Но ведь это было связано со сплатой подати за рыбный промысел "куничниками", поэтому "пятковская земля" - это земля с правом вылова рыбы). В польской транскрипции - "Пентковска". Кстати "моя" "Пята" - в самый раз "через дорогу" - на противоположном берегу от Яцкович. Может, все таки не стоит искать кошку (Петра) ???? | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1471 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8728 | Наверх ##
20 октября 2015 11:16 6 июня 2019 18:54 О значении слова "пята" в актовых документахИ это Вы называете прагматическим подходом? Который запутывает все не меньше тех рыболовных сетей, которые крепились на пяту или имели в себе пяту? Слово "пята" настолько обширное https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false, что сводить его к березовому колу на берегу от которого пошло название земли Пятковской, это ли не есть чистой воды демагогией? Когда в разграничении между Онуфрием Швабом и подстаростою Овруцким Марком Петровичем в 1577 году земли Кохановской (Ходоровской) третейские судьи начали раздел от "пяты" над рекой Норынем, то разве здесь имелось ввиду "пятковская земля" - земля с правом вылова рыбы? А что же тогда подразумевалось под "пятой" или "петой" в многочисленных актовых записях, как например, здесь: [q] Отъ того мостка вели насъ до горы Пилиховое, а отъ Пилиховое до Лысое горы, и тутъ вжо другую пету границы своее скончили.https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false [/q]
[q] А подданные короля его милости на то повѣдили, ито дей они быти менять першую пету отъ рѣки Пины, менуючи своимъ островомъ якійсъ Лагодовъ: ино дей мы тутъ жадное границы зъ паны Головки не маемъ, бо дей наши поля ...https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false[/q]
[q] Умоцованый панов Хръщоновичов пан Балтромей Рондоманъский поведил, иж дей сторона моя, яко будучы стороною жалобливою поводовою, пету границы всказует и готови ее довести; же тут, а не где инде граница ...https://books.google.com.ua/bo...edir_esc=y[/q]
[q] Свищовская по старинѣ, почавши от петы границы Букоемское и Рудецкое от долины и дорогъ Рудлевское и Чорнолозское черезъ горбъ просто дубровою до дороги великое гостинца, который идет з Дублянъ до Смордвы, ...https://books.google.com.ua/bo...edir_esc=y[/q]
[q] ... шляхты листами подкоморскими объносечы, которые по обаполъ границ межы поветы на колкодесят мил седят, ... меновите пета границы од реки Немии вышей устя речки Ротнпцы по границу Городну заложoную аж в границу ...https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false[/q]
[q] ...то я на это такъ скажу пану Яну Пашичу, что я тутъ на этомъ мѣстѣ, откуда начинается пята этой границы, не обязанъ доказывать никакимъ письменнымъ документомъ но на томъ мѣстѣ, гдѣ оказана моей сторонѣ ...https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false[/q]
А теперь, надеюсь, авторитетное мнение Спрогиса, Ивана Яковлевича (Я́нис Спрогис; 20 июня 1835, мыза Штокмансгоф, Лифляндская губерния, Российская империя — 1916 или 1918, Киев) - директора Виленского центрального архива древних актов и члена Виленской комиссии для разбора и издания древних актов, поставит в этом точку: [q] Обводъ границъ подкоморій всегда начиналъ съ такъ называемой граничной пяты (стр. 143, 157, и 221), т. е. исходной точки, откуда, обыкновенно, начиналось измѣреніе. Пята эта могла начинаться со всякаго болѣе выдающагося пункта земли, напр. съ копца (159). Начинать пяту съ воды, напр. озера, если въ водѣ не было вколочено сваи или насыпано копца, почиталосъ неправильнымъ...https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false[/q]
Так что "пята" над речкой Норынью обозначала то же, что и в других граничных обводах (исходную точку, начало границы), точно также, что она означала и в акте раздела земель в 1552 году между господарскими земянами Невмержицкими: [q] ...напервей привелъ до речки Коннорога. кудорогe, которая одъ замку идетъ до Каменца, то есть пета...https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false[/q]
Отсюда, в моем конкретном случае, когда была не только земля Пятковская, но и дворец Пятковичи, принадлежавший в том числе и боярам Велавским (кстати, находившийся в районе Выступович, а не Овруча и Норыни, а скорее возле Желони), разве могу я пренебрегать поисками истоков названия этой земли (например от Пятка, который возможно мог быть Петром?), если даже Вам это и показалось поиском черной кошки в темной комнате? | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1471 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8728 | Наверх ##
20 октября 2015 15:34 19 мая 2020 21:04 Придомок "Резановичи"Nevmer написал: [q] ( Полностью не решен вопрос, почему Немира и Козарин назывались Резановичами? Выхода нет).[/q]
Звучит смешно. Ищите тогда вход, который Вас привел туда, где Вам выхода нет и возвращайтесь. Не нужно все сводить к абсолютной истине, которая непостижима, нужно довольствоваться своими простыми земными возможностями. Никто из историков не смог решить этот вопрос, а Вы хотите решить? Увы, не так все просто. У меня есть даже подзаголовок в статье: Придомок «Резановичи» https://ru.wikipedia.org/w/ind...d=88853370. Некоторые, несмотря на якобы связь воеводы Казарина с потомками Добрыни, не ассоциируют прозвище "Резанович" с городищем Рожище (Рожище — Рож(з)ановичи?) и так называемой «Будятиной весью» на Волыни (Будятичи, Низкиничи и Калусов), как это делает львовский историк Дыба, а связывают его скорее с патронимическим прозвищем: «Рез, Резальщик, Резан, Резник, Резовка — от слова „резать“. Другими словами, может быть наши Немир Резановичи, получили свое прозвище, вероятно от своего отца, который мог иметь любое вышеупомянутое прозвище "Рез, Резальщик, Резан, Резник, Резовка", полученное например после Грюнвальдской битвы? Могло быть и по-другому. Это прозвище могло действительно прийти со времен Добрыни, как чисто хазарское с семитскими элементами влияния https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D0%BA еще со времен Хазарского каганата. Известно, что в 1583 году, здесь на Волыни, источники фиксируют бояр с придомком «Резанович»: пан Семён Резанович держит часть села Оран в повете Владимирском вместе с Оранскими, пан Гневош Резанович держит в заставе часть села Клюск вместе с Клюскими возле Турийска. К тому же, этот же волынский боярин Гневош Семенович Резанович в документе от 1572 года назван патронимическим прозвищем «Резан» и топонимической фамилией — «Луковский» https://forum.vgd.ru/post/1231...#pp1937744, что очевидно доказывает мою гипотезу: прозвище Резанович на Волыни происходит не от патронимического «Резан», то ли древнехазарского, то ли возникшего на рубеже нового времени на украинской территории, а от села Рознов (Роснов, Руснов). https://forum.vgd.ru/post/1231/18290/p2056246.htm Ну, а то, что в одном из документов братья: Козарин назван Русанович, а Немира — Рожанович: «a pan Kozaryn Rusanowicz, a pan Niemira Rożanowicz, starosta Łucki» говорит нам лишь об одном: фамилия Немира и Козарин "Резанович", как раз и связана с этой местностью, и они подчеркнуто соотносят себя с русинами (то есть, руськими или же украинцами), тем более что один из их племянников получил даже такое имя: "Русан", став родоначальником бояр Русиновичей. В этой связи, есть интересный документ от 1492 года, привилей князя Ивана Васильевича Ярославича, подтверждающий пожалование вдовы Свидригайла Анны некоему Якову Разоновичу (Резановичу?) на землю Людыжовскую в Городецком повете (ныне Давид-Городок Столинского р-на, см. по Грушевскому https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false) [q] ... Я князь Иванъ Васильевичъ Ярославича. Пожаловали есмо слугу нашого, на имя Якова Разоновича землю, на имя Людыжовскую въ селѣ нашомъ въ Рубли, которую жъ дала ему передъ нами кнегини Швитрагайловая...https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false[/q]
Очевидно, что эти Разоновичи (Резановичи) не имели отношения к Немир Резановичам, поскольку они были скорее литовского (беларусского), а не руського (украинского) происхождения. Известно также, что в 1515 году князь Федор Ярославович Пинский надал земли Гришков в Любже (Рубель) Разану Зимойгевичу (литовская фамилия), а в 1661 году король Ян Казимир подтвердил привилегии Ягайла, Витовта, княжат Ярославских Пинских и королевы Боны для этих Разановичей (см. статью Р. Горошкевича в Miesięcznik Heraldyczny. Organ Polskiego Towarzystwa Heraldycznego wydawany przez Oddział Warszawski. R.9 1930 nr8 http://www.wbc.poznan.pl/dlibr...vu&p=5) Также в Актах Слонимского суда (1555-1566 гг.) зафиксировано множество слонимских земян Резанов из одного рода, никак не связанных с Волынью https://runivers.ru/bookreader/book9566/#page/518/mode/1upСм. также на форуме мои сообщеня здесь: https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o= (Первые упоминания о Немир Резановичах) https://forum.vgd.ru/post/1231/18290/p2056246.htm (Немиричи: загадка возникновения придомка "Резановичи" раскрыта?) https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o= (1) Немира и Казарин Резановичи, Разановичи, Русановичи, Розановичи или Рожановичи? 2) Почему прозвище Немир Резановичей не может происходить от топонима "Рязань" )
 | | |
Александр Коновальчук Киев Сообщений: 273 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 291
| Наверх ##
20 октября 2015 19:41 В 1553 году Сигизмунд Август подтвердил Василию Пацковичу лист Сигизмунда І на земли Булгаковскую и Шпаковскую. В 1546 году Сигизмунд Август подтвердил Василию Павловичу Панкевичу лист Сигизмунда І на земли Тригубовщину з человеком и пустую - Турденевщину. | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1471 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8728 | Наверх ##
21 октября 2015 12:11 8 февраля 19:45 Олехновичи Юхновичи и Половцы Рожиновские: кто же был дедичем Труденовщины?см. также мое: Кто же такие князья Половец Рожиновские? https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=Василий Павлович Панкевич, вероятно, племянник Василия Пацковича (или Панковича), поскольку в одном из документов точно указан отец последнего - Панко https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false и дед Гришко http://www.runivers.ru/bookrea...1/mode/1up. И по А. Бонецкому тогда сходится: "Pankiewicze Wasil i Maksym Wasilewicze, bojarowie kijowscy w 1541 roku (ML 39). Wasil Pawlowicz, bojar kijowski w 1547 r. (ML 62). Pankowicz Andrzej, wspóldziedzic wsi Wojewódki na Podlasiu, miat sprawe z Podoskimi w 1542 r." https://books.google.com.ua/bo...edir_esc=yЗемли Тригубовщина з человеком и пустая Турденевщина (по-другому, Труденовичи) находились над речкой Тетеровом в районе Иванкова. Это те самые земли, которые получил Олехно Юхнович от Олелька Владимировича, я пишу об этом здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/...E.D0.B2.29. Одновременно эти же земли получил Михал Юрьевич со Сквира Половец, от киевского князя Олелька Владимировича. Данное противоречие, я решил путем того, что это были разные части одной земли. Но, П. Клепатский считал, что первоначально эти земли получил Михаил Половец, а потом Олехно Юхнович https://viewer.rusneb.ru/ru/rs...heme=white, поскольку в документах о наследстве Ивана Олехновича они указаны "въ заставе у Михайла Половъца": [q] П. Клепатський вважає, що Трудиновичі були надані князем Олельком спочатку Михайлові Половцю, а потім були передані Олехну Юхновичу. В документах про розділ спадщини Олехни вказано, що Михайло Половець тримав ці маєтності у заставі, а не у власності.
См.: Л.В. ЧМІЛЬ, А.А. ЧЕКАНОВСЬКИЙ. Про заснування міста Іванкова Київської області. С. 256-275 www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&Z21ID=&Image_file_name=PDF%2FPcp_2012_22.pdf&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1 [/q]
Действительно в публикации данных документов это четко указано: [q] Къ исторіи г. Кіева и его окрестностей въ XV—XVI вв.
(Маленькое прибавленіе къ трудамъ В. Б. Антоновича: <Кіевъ, его судьба и значеніе съ ХІУ по XVI ст.» ) и М. Ф. Владимірскаго-Буданова: <Населеніе Юго-Западной Россіи») *).
Въ недавнее время глубокоуважаемому Александру Матвѣевичу Лазаревскому удалось пріобрѣсти остатки архива извѣстнаго польскаго государственнаго дѣятеля первой половины шестисотыхъ годовъ (1604—1646) и колонизатора Сѣверщины, Александра Пясочинскаго3)—архива, который, два вѣка спустя, хранился у его потомка Валентина Росцишевскаго въ с. Липовкѣ, кіевскаго уѣзда, и которымъ въ сороковыхъ годахъ пользовались польскіе ученые: Юліанъ Бартошевичъ, Михаилъ Грабовскій, Александръ Пржездѣцкій, а также П. А. Кулишъ4). Нѣкоторые документы изъ архива Пясочинскаго были напечатаны въ Вильнѣ въ 1843—44 г. г. Къ А. М. Лазаревскому архивъ этотъ попалъ въ крайне жалкомъ видѣ. Многія кины бумагъ настолько испорчены сыростью, что не поддаются прочтенію; документы о Сѣверщинѣ совсѣмъ исчезли, а уцѣлѣли только документы, относящіеся къ брацлавскимъ владѣніямъ Пясочинскаго, да и тѣ—разрознены и раѳбиты. Тщательная разборка и сортировка покажут въ будущемъ, что можно извлечь изъ нихъ для исторіи Брацлавщины. Кромѣ того попадаются отдѣльные акты, не имѣющіе связи между собою. Къ числу ихъ относится и актъ, любезно переданный намъ А. М. Лазаревскимъ и нынѣ предлагаемый нами вниманію читателей «Кіевской Старины». Это— выпись изъ книгъ Люблинскаго главнаго суда, въ которыя 2-го мая 1618 г., по желанію кіевскаго земскаго писаря Федора Сущанскаго-Проокуры, занесены была три акта, представленные въ судъ двумя тяжущимися сторонами: паномъ Василіеиъ Максимовичемъ Панкевичемъ и паномъ Лавриномъ Васильевичемъ Лозкою 2). Первый изъ записанныхъ документовъ имѣетъ особенно важное значеніе, такъ какъ относится къ найболѣе скудному свѣдѣніями въ исторіи южной Руси времени—къ княженію въ Кіевѣ Александра (Олелька) Владимировича изъ рода князей Ольгердовичей (1440—1455), отъ котораго извѣстна была до сихъ поръ одна только грамота, обезпечивающая неприкосновенность доходовъ кіевской митрополіи и освобождающая жителей митрополичьихъ имѣній отъ княжескаго суда 3). Онъ представляетъ жалованную грамоту, по которой князь Александръ Владимировичъ отдаетъ огромныя пространства земли по обѣимъ сторонамъ Днѣпра во владѣніе своему боярину Олехну Сохновичу[правильно: Юхновичу - И. Левковский]. Изъ нея видно, что еще до нашьствія Менгли-Гирея въ 1482 году земли Кіевская и Переяславская были уже пусты и лишены населенія *). Въ предѣлахъ нынѣшняго переяславскаго уѣзда перечислено четыре мѣста бывшихъ укрѣпленій (городища: Старое, Бусурманское, Ярославское и Сальково) и четыре мѣста бывшихъ не укрѣпленныхъ селеній (селища: Вулатчинъ, Круглое, Соминково и Процево). Въ предѣлахъ нынѣшней кіевской губерніи названо два мѣста бывшихъ укрѣпленій (городища: Полствинъ и Кузяковъ) и пять мѣстъ бывшихъ поселеній безъ крѣпостнои защиты (селища: Бѣлки, Мохначи, Веприки, Островы и Махновщина). Остальные даримыя урочища названы просто землями: земля Мелеховщина надъ Здвижыо и земли Труденевщина и Тригубовщииа надъ Тетеревомъ. О существованіи какихъ-либо жителей въ границахъ жалуемыхъ помѣстій нѣтъ н намека; напротивъ, предполагается полное отсутствіе населенія, такъ какъ категорически заявляется, что если-бы на которомъ-нибудь <селищѣ> (мѣстѣ бывшаго поселенія) «осеѣли» люди, то эти «люди> (крестьяне) безпрекословно обязаны быть послушны» Олехну Сохновичу [правильно: Юхновичу - И. Левковский]и его наслѣдникамъ, т. е. нести извѣстную долю натуральныхъ повинностей и давать опредѣленныя дани деньгами и натурою въ пользу владѣльцевъ земли, сообразно съ договоромъ и установившимся обычаемъ. Грамота Олехну Сохновичу[правильно: Юхновичу - И. Левковский]относится по всему вѣроятію къ 1-му февраля 1455 года въ виду слѣдующихъ соображений: Въ княженіе Александра Владимировича 3-й индиктъ приходился съ 1 сентября 1439 по 1 сентября 1440 г. и съ 1 сентября 1454 по 1 сентября 1455 г. Такъ какъ мы знаемъ, что Александръ вокняжался въ 1440 году, а въ 1455 году не умеръ, а только уступилъ свой престолъ сыну Симеону Александровичу, самъ-же удалился въ Печерскую Лавру, гдѣ окончалъ жизнь инокомъ въ 1484 г.2), то всего вѣроятнѣе полагать, что онъ наградилъ своего боярина не въ первые дни власти, а передъ отреченіемъ, которое могло послѣдовать и во второй половинѣ 1455 года. Въ таком случаѣ 1-мъ февраля 3-го индикта будетъ 1 февраля 1455 г. • Второй документ представляетъ собою духовное завѣщаніе внука Олехна Сохновича [правильно: Юхновича - И. Левковский]—Ивана Юхновича (сынъ Олехна былъ Юхно Олехновичъ), по которому онъ распредѣляетъ все свое движимое и недвижимое имущество между 4-мя дѣтьми, другими близкими лицами и нѣкоторыми кіевскими церквями. Это завѣщаніе съ замѣчательною ясностью рисуетъ намъ кіевскаго пана начала XVI вѣка во всѣхъ подробностях его бытовой обстановки—нужно добавить—поразительно бѣдной и простой. Такой бытъ могъ удовлетворять только пограничнаго жителя, постоянно угрожаемаго Ордынскимъ набѣгомъ. Кромѣ того, изъ него мы узнаемъ имена восьми кіевскихъ пановъ того времени (вотъ они: Ивашко Стрыбыль, Антонъ и Ивашко Ельцовичи, Игнать Дедовичъ, Семенъ в Антонъ Путяшичи, Андрей Ласко и Михаилъ Половецъ), игумена Михайловскаго монастыря (о. Игнатій), священника Спасской церкви (о. Макарій) и двухъ дьачковъ (спасскій дьякъ Гришко и софійскій дьякъ Гаврило, который и писалъ завѣщаніе), также перечень четырехъ церквей, уцѣлѣвшихъ въ Кіевѣ въ эпоху найбольшаго его упадка (Святая Софія=Софійскій соборъ, святая Богородица=церковь Успенія Пресв. Богородицы на Подолѣ, святый Микола=пустынно-николаевскій монастырь, святый Спасъ— церковь Спаса на Берестовѣ въ нынѣшней крѣпости). Полагая на каждое человѣческое поколѣніе по 30 лѣтъ, мы относимъ завѣщаніе внука на 60 лѣтъ позднѣе времени пожалованія имѣніями дѣда, т. е. приблизительно къ 1513 году, на который падаетъ 1-й индиктъ. Третій документъ—это раздѣльный листъ между двумя дочерьми предыдущаго завѣщателя, Маріей Ивановной Лозиной и Ириной Ивановной Сущанской-Проскуриной, получившими отцовское наслѣдство въ полномъ составѣ—вѣроятно, вслѣдствіе бездѣтной смерти на полѣ брани или въ Ордѣ обоихъ братьевъ Федора (Федка) и Василія (Васка) Ивановичей, внуковъ Юхна и правнуковъ Олехна Сохновича[правильно: внуков Олехна и правнуков Юхна - И. Левковский]. Этотъ раздѣлъ относится приблизительно къ 4 іюля 1524 года (двѣнадцатаго индикта) и интересенъ, какъ доказательство, что и въ это время владѣнія потомковъ Олехна Сохновича [правильно: Юхновича - И. Левковский] оставались еще незаселенными. Такимъ образомъ подтверждается высказанный нами въ <Очеркахъ Переяславщины» взглядъ, что большинство селъ Переяславскаго уѣзда возникло между 1550 и 1650 г. г. ). Въ началѣ ХѴІ вѣка все Переяславское побережье Днѣпра на протяженіи почти 40 верстъ, гдѣ теперь расположены села: Ерковцы, Сотниковъ (Ерковецкёй волости), Старое (Рогозовской волости), Процевъ (Вороньковской волости), было еще невоздѣланною и дикою пустынею.—Независимо этого, мы находимъ въ раздѣльномъ листѣ имена трехъ пановъ (Юрій Скобейковичъ, Петръ Еловичъ и Юрій Богдановичъ) и Михайловскаго игумена (о. Кириллъ). Составленный г. Ярмаховичемъ спіісокъ Михайловскихъ игуменовъ, напечатанный въ <Описаніи Кіевскаго Златоверхо-Михайловскаго монастыря», пополняется, благодаря нашимъ актамъ, двумя именами: о. Игнатія и о. Кирилла. Въ архивѣ Пясочинскаго сохранилась еще старинная копія печатаемой выписи польскими буквами, что дало намъ возможность провѣрить мѣстами плохо читаемый текстъ выписи сличеніемъ его съ польскою копіею. Текстъ печатается съ удержаніемъ всѣхъ особенностей правописанія; только знаки препинанія разставлены по современнымъ требованіямъ. Отдѣльныя мѣста выписи, требующія поясненій, будутъ нами объяснены въ примѣчаніяхъ.
А. Стороженко.
[q] Выпись съ книгъ головныхъ трыбуналскихъ воеводства киевъского.
Року Божого нароженя тисеча шестсотъ осмънадцатого м ца мая второго дня (2 мая 1618 года).
Передъ нами депутаты суду головного трибуналу любелского, на рокъ теперешний вышей менованый зо всехъ воеводствъ короны полское обраными и высажоными, при отправованю справы межи урожонымъ п-номъ Василемъ Максимовичомъ Панкевичомъ поводомъ, а урожонымъ его мл. п-номъ Лавриномъ Лозкою, подчашимъ земли киевъское позванымъ, о маетность въ земли Киевъской лежачую Труденевсчину х), прозываваемые Феневичи, въ которой, кгды стороны обедве титуломъ своихъ маетности тые и другие данины продкомъ свовмъ и документа у суду показали, его мл. п-нъ Ѳедоръ Сусчанскій-Лроскура, писаръ земский киевъский, у суду будучи, бачылъ то, ижъ въ тыхъ документахъ маетности его дедичные ), а которые теперъ самъ из братомъ своимъ трымаетъ ), и другие ему по продкахъ его мл. належачие,—суть означоны. Для того жадалъ, абы тые вси данины и документа, яко ему и маетности его належачие, были до книгъ одъ стороны до акътыкованя отданы, за чимъ и мы, судъ головний трибуналский, припатривъшись *) тому добре видѣчи речъ слушную, тые таковые данины и документа сторонамъ помененымъ до акътыкованя подать росказалисмо, за которымъ поданемъ и прынятемъ нашииъ першое данины, во паркгамине написаное тые суть слова рускимъ писмомъ:
Я Александръ Володымеровичъ, княжа киевское, Олехну Сохновичу [правильно: Юхновичу - И. Левковский] далъ есми, боярину моему, городисче Старое надъ Днѣпромъ Покалаурово*), селище Булачинъ ), селище Круглое 8), селище Сошниково за Каранью зъ озерцемъ Белимъ*), и къ тому три городисча за Днепромъ: Бусурменское, Ярославское ), Сальково) зъ озерцемъ Линовумъ ), а селисче Процево8.; а другое имение9) селище Белки10), Мохначъ, селисче Веприви, селисче Островы надъ Ирпенемъ и Унавою, селисче Махновъщина; а землю надъ Здвиджею Мелеховъсчину, а надъ Тегеревъю Труденевъсчину и Тригубовъсчииу; а на Расаве въ поли два городисча Полствинъ и) и Кузяковъ; а къ тому будетъ ему волъно на устью Припети два езы,2) ставити. Того всего онъ и счадки ,8) его вечне и непорушно маетъ уживати. А накъ ли бы на которомъ селисчы люде осели, то и тые люде мають быти послушни его и счадковъ его, не мовячи. Сю былъ данину далъ и пісалъ у Киевѣ февраля первого дня индикта третего (здесь и в Стороженко А. 1455?) У того листу паркгаминового привесчитая печать одна.
Другий листъ такъ се въ собе маетъ: Я Иванъ Юхновъ, сынъ Олехновича, будучи на постели Божой, пишу сюю духовницу мою своимъ целымъ розумомъ и зуполнымъ умомъ, счо которые имении мои у киевъской земли на име: городисче Старое за Днепромъ в селисче Булатчинъ зъ озеромъ Белина за Каранью, за Днепромъ городисча: Бусурманское, Ярославское, Сальковъское, Линово озеро, Процево селисче, Круглое и Сошниково; а на Здвиждженю Мелеховъсчина, а на Тетереви Труденевъсчина и Трыгубовъсчина, которые теперь въ заставе у Михайла Половъца а городисче на реце Расаве у поли: одно Полстъвинъ, а другое Кузяковъ, и уходы ) на Ирпени: Белки, Мохначи, Веприки и Махновщина, а на Унаве Островы—тое все сыномъ моимъ Федку а Васку, который теперъ седыть увъ Орде, ино сынъ мой Федко маетъ его окупить, окупивши, ровно зъ нимъ поделить. А дочки мои, Орынку и Марію, обыдва сыны мои замужъ выдать и вина имъ: по два друбли и по сацну ) утерфиновому ) и муслинскому ) зъ кшталтикама ) оксамитними ) по два волы и по двѣ коровы—имъ дата маютъ. А тѣло мое гришное маетъ поховати сынъ мой Федко у церкви светое /Софеи. А що есть готовыхъ грошей пять копъ, оно чотыры копы на сорокоустъ и на памети по души моей, а рубль грошей и конь бурый на церковъ светое Софеи, а вороный конь на светую Богородицу, а гнедый конь светому Миколе, а духовнику моему Опасному однорядка моя портяновая ) исъ кнафликами ) серебрыными а дяку Гришку жуница ) моя синяя, ложечка моя серебряная на церковъ светого Спаса—отказую, а шубка моя медвежая ино слузе моему Ѳедку, а поплечъному другу моему пану Ивашку Стрыбылю лукъ мой стрелчий со всѣмъ, а пану Анътону Ельцевичу ино шаблю мою, а пану Игнату Дедовичу шоломъ мой зо двема з павами, панцырь мой пану Семену Путятичу. А счо ни былъ виненъ Андърей Ласко рубль грошей, ино я ему тое отпусчаю. Челядь мою дворную сынъ мой Федко, наделавши усихъ, волно пустить маетъ: нехай за мене Бога просятъ. А езовисча мое, што на устья Припети, въ заставе у человека церковного Баска у двохъ копахъ грошей, ино тое сынъ мой Федко окупити маетъ. Ино тая духовница моя маетъ быти держала модно и непорочно, да коли бы се хто хотелъ нарушить, и да буди проклятъ, и да розсудится зо мною передъ милостивымъ Господомъ Богомъ на страшномъ суде. А при писаню сее мое духовницы были ихъ мл. панове киевъские: панъ Ивашко Елъцовичъ, а панъ Анътонъ Путятичъ, а панъ Андърей Ласко, а игуменъ Михайловъскій отецъ Игнатій, а попъ Спаскій отецъ Макарій, ино ихъ мл. уси на мое чоломбите печати свое приложили. А писавъ сюю мою духовницу панъ Гаврило, дякъ Софейскій, а писавъ у Киеве индикта первого (здесь 1513? или (1483 ? в Стороженко А.) [П. Кулаковский датирует этот документ 1468 годом, см. ниже - И. Левковский.]
А третій листъ въ тые слова писанъ; А се мы, я Марія Федковая Лозиная, и я Оринка Сенковая Сусчанская-Проскуриная, Иванины Олехновича Юхновича, сестры родныя, поделили есмо се именями своими, которые накъ досталисе по брати нашомъ рожономъ пану Федку и пану Васку) Я Марія узяла есми собе имене за Днепромъ городисче Старое и селисче Булатчинъ зъ озерцемъ Белимъ за Караню, надъ Днепромъ городисче Бесурменское, Ярославское, Салковъское, Линово озеро и Процево, селисче Круглое и Сошнивово, у Здвижени Мелеховсчину, а\ на Тетереви Труденевсчина и Трыгубовсчина, што было въ заставе, у пана Михайла Половъца, а я тое откупила своими грошми. А \ Оринка узяла есми обедве городисче на реце Расове у поли: одно Полствинъ, а другое Козяковъ, уходы на Ирпени: Белки, Мохначи, Веприки, и Махновъсчина, а на Унаве—Островы, што усе было въ заставе у пана Михайла Половъца, а сестра моя пани Марія своими грошми выкупила и противъ того собе болшую часть узела. А можемъ мы сами и дѣти наши подле сего делу нашого тые имения вечне держати и одна другой перешкоды и упоминаня жадного не чинити подъ зарукою на Господаря) его мл. двадцатма копами грошей. А при томъ были Панове киевъские: панъ Юрей Скобейковичъ *2, панъ Петръ Еловичъ и панъ Юрей Богдановичъ, а игуменъ Михайловъский отецъ Кирилъ, а писанъ у Киеве июля четвертого дня индикта двенадцатого (здесь 1524? или 1494? в Стороженко А.) [Учитывая датировку предыдущего листа 1468 годом, здесь 12-й индикт, очевидно, по П. Клепатскому - это действительно 1494 год (см. ниже) - И. Левковский]У того делчого листу печате притиснены чотыры. Которые жъ то выше менованые листы вси, яко одно се въ собе маютъ, за розказанемъ суду нинешнего до книгъ суть уписаны, съ которыхъ и сей выписъ подъ печатю земъскою воеводства киевъского естъ выданъ. Писанъ въ Люблине.
Мѣсто Печати.
Филонъ Стрыбыль, чашникъ и депутатъ воеводтсва киевъского. Федоръ Сущанскій-Проскура, писаръ земский киевъский.
[q] сноска: *2 Юрій Скобейковичъ или просто Скобейко былъ однимъ изъ тѣхъ двухъ кіевскихъ земянъ, которымъ мнимый князь Яцко Михайловичъ Половецъ поручилъ, умирая, опеку надъ своими малолѣтними дѣтьми и ихъ имуществомъ.[т. е. Йордан Скобейко, см. в Руликовского: https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false или здесь http://dir.icm.edu.pl/pl/Slownik_geograficzny/Tom_X/745 - Ivan Levkovskiy] См. Антоновичъ, Монографіи, 1885, стр. 210.http://litopys.org.ua/anton/ant09.htm Нельзя точно опредѣлить, къ какому году относится завѣщаніе Яцка Половца: къ 1516-му или къ 1536-му? См. Wolff, Kniazowie, 1895, стр. 677, пунктъ 3. (См. Оригинал публикации (сноска на стр. 83):Стороженко А. В. (1857—1926). Очерки переяславской старины: исследования, документы и заметки / А. В. Стороженко. - Киев : Тип. Г. Л. Фронцкевича, 1900. С. 72-89https://shron1.chtyvo.org.ua/S...y_ros.pdf?)
[/q]
См.: Киевская старина, Том XXXVI, февраль. К., 1892. С. 339—347https://runivers.ru/bookreader/book479430/#page/401/mode/1up[/q]
См. также отрывок второй грамоты в Э. Руликовского:
[q] "...Dwóm synom moim, Fedkowi i Waśkowi (powiada Juchnowicz) zapisuję wszystkie moje dobra z obowiązkiem wydania córek za mąż, Oryszki i Marusi, i dania posagu po dwa ruble, po dwie krowy i po dwa woły. Dalej mówi, iż życzy, aby ciało jego pochowano w cerkwi św. Zofii (w Kijowie). Zapisuje też cztery kóp groszy na sorokoust i na pamięć duszy swojej, a rubel pieniędzy i koń bury na cerkiew Św. Zofii, a koń kary na Św. Bohorodycę, a gniady koń Św. Mikołajowi (cerkwi w Kijowie) „a duchownikcwi mojemu Spaskomu, odnorodku mojeju Porpyju(?) nowoju z skałbykami(?) s rybnym i, adjaku Hryszku żupyca moja synaj a. Łóżeczka moja srybnaja na cerkow Ś. Spasa otkazuju, a szubka moja medweża służci mojemu Fed’ku, a popłecznemu druhu mojemu, panu Iwaszku Strybelu, łuk moj strelczy zowsim; a panu Antonu Jelcowiczu szablu moju, a panu Ihnatu Dedowiczu szotom moj zo dwo m a zn a ka m i, pancyr moj panu Semenu Putiatyczu; a szto my buł wynen Andrij Łasko rubl hroszy, ino ja jemu toje otpuskaju. Czelad’ moju dwornoju syn moj Feďko, nadeływszy wsich, wolno pustyť majet, nechaj za mene Boha prosiąt..."
(Rulikowski, Edward Leopold (1825-1900). Opis powiatu kijowskiego, стр. 147https://polona.pl/item-view/01...6a?page=82).[/q]
[/q]
Этот документ есть также в Руськой (Волынской) метрике (cтр. 589): [q] 71) 3.IV.1618. Варшава. Oblata trzech listow przez Lawryna Lozke ̨na horodyszcze Staroie za Dneprom Pokalaurowo, seliszcze Bulatczyk, seliszcze Kruhloie, seliszcze Sosnikowo za Karaniu z ozercom Belim y k tomu horodyszcza na[d] Dnieprom Beisurmanskoie, Jaroslawskoie, Salkowo z ozercem Linowom a seliszcze Pryciow, a druhoie jmenie seliszcze Belki, Mochnacz, seliszcze Wepryki, seliszcze Ostrowy nad Jrpeniem y Wunawoiu, seliszcze Malkowszczyna a zemlu nad Zwezdzeniu Melechowczynu, a nad Teterewiu Trudeniwszczynu y Tryhubowszczynu, a na Riasawe w Poli dwe horodyszcza, Polstwin y Kuziakow etc.[/q]
и описью опубликован А. Яблоновским: [q] "Prawa od ks. Aleksandra Wołodymirowicza kijowskiego panu Olechnie Juchnowiczowi na horodyszcze stare za Dnieprem Pokałaurowe, sieliszcza Bulaczyn, Kruhłoje, Sósznikowo za Kuranią, z jeziorem Białem, przytem trzy horodyszcza za Dnieprem: Besurmieńskie, Jarosławskie, Salkowe z jeziorem Linowem, a sieliszcze Procow i drugie sieliszcze Bełki, Mochnacz, sieliszcze Wepryki, ostrowy nad Irpeniem i Unawą, sieliszcze Malikowszczynę, ziemie nad Zwizdenią Melechowszczyznę, a nad Teteremem Trudeńszczyznę i Tryhubowszczyznę, a na Rasawie w polu dwa horodyszcza Połstwin i Kuziakow i na dwa jary na Dnieprzenadanego oblata.
Testametnu Jana Juchnowego syna Olechnowicza na te dobra dla synów Fedka i Waśka - oblata.
Działu między Maryą Fedkową Łoziną i Orynką Seńkową Suszczańską Proskurową Iwaniukami, Olechnowicza Juchnowicza, siostrami, dóbr po Fedku i Wasku braci zeznawających rodzonych, tj. na Maryę przypadłych dóbr za Dnieprem horodyszcza starego i sieliszcza Bulatczyn z jeziorem Białem za Kuranią, nad Dnieprem horodyszcza Besurmiańskiego, Jarosławskiego, Salkowskiego, jeziora Linowego i Procowego, sieliszcza Kruhłego i Sosznikowego, a z Zwizdeni Miechowszczyzny, a na Teteremiu Trudowszczyzny i Tryhubowszczyzny; a zaś na Orynkę dwóch horodyszcz na rz. Rasawie w Polu Połstwin i Kuziakow, uchody na Irpieni, Bełki, Mochnaczy, Weprykow i Malinowszczyzny, a na Unawie ostrowy - oblata. fol. 56."[/q]
мой перевод: [q] «Року 1618 месяца мая 20 дня. Права от князя Александра Володимировича Киевского пану Олехне Юхновичу на городище старое за Днепром Покалаврове, селища Булачин, Круглое, Сосниково за Куранья с озером Белым, притом три городища за Днепром: Бусурманское, Ярославское, Салькове с озером Линовем, а селище Проков и другие селища Белки, Махнач, селище Веприки, островы над Ирпенем и Унава, селище Маликовщина, земля над Здвиженю Мелеховщизна, а над Тетерем Труденщизна и Тригубовщизна, а на Расаве в Поли два городища Полствин и Кузяков и на два яры на Днепре — наданого облята.
Тестаменту Яна Юхновича сына Олехновича на те добра для сынов Федька и Васька — облята.
Дзелу между Мария Федькова Лозина и Оринка Сенькова Сущанская Проскуровая Иванюками, Олехновича Юхновича, сёстрами добр по Федьку и Ваську братии зезнаваючих роджоных, то есть на Марию припадлых добр за Днепром городища старого и селища Булатчин з озером Белым за Куранья, над Днепром городища Бесурманского, Ярославского и Сосниковского, а з Здвиженю Миховщизны, а на Тетереви Трудовщизны и Тригубовщизны; а зас на Орину — двох городищ на реке Расава в Полю Полствин и Кузяков, уходы на Ирпени, Белки, Мохначи, Веприков и Малиновщизны, а на Унаве Островы — облята» ( Źródła dziejowe, Т. XXI, Варшава, 1897, S. 216—217; 478).https://www.google.com.ua/book...frontcover[/q]
Петр Кулаковский, в отличие от А. Стороженко (см. выше публ. в "Киевской старине") и Э. Руликовского https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=, не знавшего времени написания духовницы Иваном Олехновичем Юхновичем https://forum.vgd.ru/go/go.php...754914/82/, датирует второй документ 1468 годом: [q] Іван (Івашко) Єльцович виступає як свідок укладення духівниці (заповіту) Івана Олехновича Юхновича, що мало місце наприкінці 1468 р. або у першій половині 1469 р. У цьому заповіті фігурує ще один Єльцович — Антон, якому І.Юхнович заповідав свою шаблю і поряд з Івашком Стрибилем, Ігнатом Дідовичем та Семеном Путятичем відносив до своїх найближчих бойових побратимів, передаючи їм свою зброю та обладунки6.
Російський державний архів давніх актів (далі — РДАДА), ф. 389, on. 1, спр. 207, арк. 89 зв. - 90 зв.; копію цього заповіту бачив у архіві Росцишевських у Липівці Е. Руліковський. Його фрагмент він наводить у своїй праці (Rulikowski Е. Opis powiatu kijowskiego. — Warszawa, 1913. — S. 147). На початку XX ст. його опрацював П. Клепатський і використав у своїй праці (Клепацкий П.Г. Очерки по истории Киевской земли. — Біла Церква, 2007. — Т. І: Литовский период. — С. 300). Обидва історики уникли питання точного датування заповіту, який укладений 1-го індикта. Передача зброї і обладунків, в яких померлий брав участь у баталіях, за тодішнім рицарським епосом означала призначення таких осіб опікунами своїх малолітніх дітей. Так, польський хроніст Мартин Бельський повідомляв, що перед смертю київський князь Семен Олелькович надіслав королю Казимиру Ягеллончику в знак опіки над своїми синами коня, лук і шаблю, якими він воював проти татар (Kronika Marcina Bielskiego / Wyd. K.J. Turowski. — Sanok, 1856. — Т. II (Ks. IV, V). — S. 835).
См.: Петро Кулаковський. Родина Єльців на Київщині у другій половині XV—XVI ст. Генеалогія. Збірка наукових праць. Вип. І. — К.: ВД «Простір», 2013. С. 159.http://shron2.chtyvo.org.ua/Zb...pusk_1.pdf[/q]
Последний документ П. Клепатский, как и Стороженко А. датирует 1494 годом: [q] Не извѣстно, выкупилъ ли Ѳедко Васька но ок. 1494 г. мы застаемъ уже ихъ сестеръ за дѣлежемъ дѣдичныхъ имѣній. По этому дѣлежу, „уходы на Рпени: Белки, Мохначи, Веприки и Михъновщина, а на Унаве-Островы, што усе было въ заставе у п. Михайла Половъца“,—все это досталось Орынѣ Сенковой Сусчанской— Проскуриной.
См. Клепатский П. Г. Очерки из истории Киевской земли: литовский период. — Записки Новороссийского университета (Одесса), ист.-филол. ф-т, 1912 г., т. 5, стр. 364.https://viewer.rusneb.ru/ru/rs...heme=white[/q] Потом к этой земле еще имели отношение и Кмиты: [q] Іван Проскура відписав свої маєтності дружині Овдотії (Євдоксії) Семенівні Кмітянці. Після його смерті вона вдруге вийшла заміж за Миколая Янушевича Гулевича Дольского, київського ключника і городничого (з 1595 р., помер близько 1607 р.)
См.: Л.В. ЧМІЛЬ, А.А. ЧЕКАНОВСЬКИЙ. Про заснування міста Іванкова Київської області. С. 256-275 www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&Z21ID=&Image_file_name=PDF%2FPcp_2012_22.pdf&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1 [/q] Как видим, свою долю здесь же выслужили и Панкевичи. Кто такие Панкевичи (или Пацкевичи: 1517 - "намѣстника митропольяго Софѣйского на Васька Паньковича"; 1545- "Василемъ Пацкевичомъ, намѣсникомъ митрополита его милости"; ), см. здесь: https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=[q] „Aktykacya extraktu z metryk W. X. Lo, ichmm pp. Maximowiczom służącego. Лета отъ Нароженя Сына Божого тисеча шестьсотъ деветдесятъ въторого, мца Генъвера петнацатого дня.
На рокохъ судовыхъ земъскихъ Трикролскихъ, порадкомъ права посполитого припалыхъ и судовне у Полоцку отправованыхъ, передъ нами, Трояномъ Пакошомъ, судиею, Самуеломъ Присецкимъ, подсудкомъ, а Демъяномъ Рипинъскимъ, писаромъ, врадниками господарскими судовыми земъскими воеводства Полоцкого, постановившнсе очевисто у суду, отъ ихъ милсти пановъ Макъсимовичовъ приятелъ ужиты, панъ Янъ Следовски, покладалъ и до актъ книгъ земъскихъ справъ вечистыхъ воеводства Полоцкого подалъ екъстрактъ привилею зъ метрикъ книгъ короля, святобливое памети, его милости Зикгмунъта Первого, на речъ, в немъ выражоною, служачий; который слова до слова такъ се въ собе маеть:
[q] Владиславъ Четверты, Божою милостию король Польски, велики князь Литовски, Руски, Пруски, Жомоицъки, Инъфлянски, Смоленъски, Черниговски, а Шведски, Кгодски, Вандалъски, дедичъны король. Ознаймуемъ симъ нашимъ листомъ, ижъ были есмо прошени о выдане екъстракътомъ с книгъ канъцалари нашое болшое вел. княз. Лит. справы, нижей выражоное, которая се зънашъла въ книгахъ, светобливое памети, корола его мсти Жикгимунта Первого, продка нашого, тыми словы писаная:
[q] Жикгимунтъ, Божою млстию, воеводе Киевскому, тому, кому дадимъ тотъ замокъ нашъ Киевъ держати, иннымъ воеводамъ Киевскимъ, хто и напотомъ одъ насъ тотъ замокъ нашъ будеть держати. Били намъ чоломъ бояре Киевского повету, Василей, Максимъ Василевичи Азанъковичы[Панъковичы-И. Л.], и поведали передъ нами, ижъ воевода Киевски, гетманъ нашъ дворны, державца Вруцки и Свислоцки, панъ Анъдрей Якубовичъ Немировича, убачивши пилные послуги ихъ, ижъ они завъжды конно, зъбройно намъ, господару, служать, земълю у повете Киевскомъ, на имя Тригубскую, и зъ чоловекомъ с тымъ, который на той земли сидить, а другую землицу пустую, на имя Турденевщину у Заналицахъ (?), со въсими пожитками, зъ даню грошовою и медовою, зъ деревомъ бортънымъ, зъ бобровыми гоны, зъ ловы звериными и со всими пожитками, яко се тые две землицы зъдавна въ собе мають, водлугъ листу пана воеводы; намъ з нихъ служъбу земьскую служити, до воли нашое господарское. И на то дали есмо имъ сесь нашъ листъ зъ нашою печатю. Писанъ у Вильни, подъ лето Божего Нароженя тисеча пять сотъ сорокъ первого, мца Декабра семьнадцатого дня, инъдикъта петнадцатого. Правилъ панъ Матей Войтеховичъ Яновъ воевод. Вытебъ. [/q]
Мы, королъ и на прозбу стороны потребуючое ласкаве призволивши, тую справу, въ сесь нашъ листъ вписаную экъстракътомъ, въ семъ року тисеча шесть сотъ сорокъ вѣторомъ, мца Апрела семого дня, подъ печатю великого князтва Литовского, выдать розказали есмо. Писанъ у Варшаве. [/q]
У того екъстракъту печать великая вел. княз. Литовского. Подписъ рукъ и з припискомъ в тые слова: Алъбрихтъ Станиславъ Радивилъ, канцълеръ вел. княз. Литовского. За справою освецоного Алъбрыхта Станислава Радивила, кнежати на Олице и Несвижу, канцлера великаго князства Литовского, Пинского, Ковелского, Тухольского старосты, Ковинского, Велокъского, Безсакговского деръжавцы, Янъ Довкияло Завиша, секретаръ его кро. мсти. А корекъта тыми: зкорикговалъ Мозыръски. Который тотъ екъстрактъ привилею зъ метрикъ, за поданемъ до акътъ черезъ особу, верхо мененую, есть до кънигъ земъскихъ справъ Вечистыхъ воеводства Полоцкого принятъ и уписанъ. -W roku 1728 d. 10 Januarij, widymus wydany ichmem xięży Jezuitom kollegium Połło.Л. 159-160.https://www.google.com.ua/book...0%BD%D1%83[/q]
См. также: 1) док. №№309, 391 https://skanoteka.genealodzy.p...amp;zoom=12) другая выпись с этого же дела в Люблинском Трибунале от 2 мая 1618 года, в которой указаны стороны процесса: сын Максима Панковича, Василий Максимович Панкович, дедич Труденович по небожчику отцу и Лаврин Ложка, подчаший киевский, с женой Ганной Гулевичевной. https://forum.vgd.ru/file.php?fid=1015168&key=969912338https://forum.vgd.ru/file.php?fid=1015169&key=2116678664 4094/III. Archiwum lipowieckie Junosza-Rościszewskich. Wypisy z ksiąg głównych trybunalskich województwa kijowskiego 1595-1808. XVI-XIX w. Л. 20-21. https://dbs.ossolineum.pl/kzc/wyniki_pl.php?RL-000763
  | | |
Nevmer Сообщений: 573 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 380
| Наверх ##
21 октября 2015 20:33 21 октября 2015 20:35 Действительно не так все просто. Немира Резанович - есть исторический инкогнито, мы не знаем его имени, не знаем и имени его отца. Во всем просматривается приоритет рыцарства и воинства рода на протяжении своей эпохи. Немира, Черный Немира, Резан, Кмита - еще попробуй догадаться кто стоит за этим прозвищем. Главное, что бы противник видел перед собой бессмертного, бесстрашного воина с привеском его фантастических подвигов. Это было характерной чертой воинских родов, а традиции были священными. Или как объяснить, с каких причин Немира Резанович назвал своего сына именем Война ( Воин). В актовых документах он назывался Яков Война Немирич, а историк говорит, что не календарное имя не передавалось от отца к сыну. Еще хотелось бы знать - имя Резан так же есть не календарным? Выходит, что Петр Бакотский устроил кровавую резню в Грюнвальде "Рез, Резальщик, Резан, Резник, Резовка" и вышел с битвы с прозвищем "Резан".
Теперь относительно гетьмана (Черный Немира - гетьман народа русского на Подолье). Историк пишет, что такого "уряду" на Подольской земле и Польском королевстве не было. Но может быть Витовт и Свидригайло из Литовского княжества принесли этот " уряд" в Подольскую землю, предварительно завоевав ее. К примеру Немиру служил воинскую службу Витовту и мог быть военным начальником, т.е гетьманом. Кмита Александр был гетманом у князя Свидригайла ( это информация из родословной Кмит).
Ниже привожу ответы профессионального историка ( это в дополнение к информации Ивана Левковского).
Аргументація про те, що Немира міг бути гетьманом, не є переконлива, адже Ваш Немира жив набагато раніше. Такого уряду не було не тільки на Поділлі, а й загалом у Польському королівстві. Зрозуміло, що для Папроцького, автора другої половини 16 ст., будь-який рицар, який зарекомендував себе як вправний вояк, заслуговав такого «званння».
У відомих мені документах зі згадкою луцького старости, ця особа названа не Немиричем, а Немирою Резановичем (P.S. Буквально на днях в Москві має вийти нова монографія Сергій Полехова про Свидригайла, де, впевнений, буде відповідний розділ і про його раду – можливо, буде нова інформація про Немиру Резановича і його сім’ю).
З приводу Ваших посилань – як професійний історик, у таких делікатних питаннях я маю спиратися не на історіографію, а на джерела. Одна справа, що розповідає краєзнавець Сицінський чи генеалог Пуласький, і зовсім інша – свідчення тих джерел, з якими вони працювали. Про які-такі привілеї подільського старости Петра Бакотського згадує Пуласький? Чому він вирішив, що Немира і Петро – це одна особа? Гризе сумнів. Теоретично, це могли бути батько і син. Оскільки Петро Бакотський був подільським старостою, а найкращим фахівцем з історії Поділля 14-15 ст. в нас є Віталій Михайловський, хочу запитати, чи зверталися Ви до нього з питанням про біографію героя? Чи переглядали його монографію про подільську шляхту 14-16 ст.?
Щодо зв’язку між «гетьманом народу руського» і братами Резановичами, то я не поділяю Вашого оптимізму. Уточніть, якого саме гетьмана Ви маєте на увазі і яким є джерело інформації про нього. Це важливо, адже Немира, як Ви розумієте, – це не прізвище, а некалендарне ім’я, яке не передавалося у спадок від батька до сина. Для того, аби провести пряму лінію від однієї історичної постаті до іншої, потрібні серйозні аргументи. Те, що Іван і Немира Резановичі названі в документі Резановичами, вказує на їхнього батька Резана. Це патронім. На жаль, ким був цей Резан (Рязан) – невідомо. Нащадки цієї людини – пани Резановичі – проживали на Волині ще на середину 17 ст.
Еще интересует вопрос, какая птица с золотым кольцом в клюве сидит на кресте в гербе Черного Немири ( герб Эзержа) и что она символизирует ( например любовь на веки и до самого гроба)? | | |
severinn Сообщений: 7228 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2394
| Наверх ##
21 октября 2015 20:52 Nevmer написал: [q] Кмита Александр был гетманом у князя Свидригайла [/q]
просьба, об этом Александре Кмита по подробнее. Где был гетманом и когда | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1471 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8728 | Наверх ##
22 октября 2015 15:06 10 ноября 2019 22:13 Не зря наши предки участвовали в основании Могилянки: теперь историки с нее помогают разобраться в том, что в нас получилось. Если бы все в нас было идеально, то это потянуло бы не на одну диссертацию, а так, всего лишь на одну из версий провинциальных "краеведов" (это обидное слово придумано специально, в рамках корпоративной солидарности "больших" историков). 1. Слово "гетьман" не нужно воспринимать буквально, это не должность, а скорее моральный авторитет замкового рыцаря-воеводы, так лично я понимаю Папроцкого. 2. В одном из документов Немира Резанович все-таки назван Немирич: "панъ Немиричъ, староста Луцкій" (№5.Грамота великаго князя Свидригайла шляхетнымъ Чоботамъ на имЂніе Рычековъ. 1445 года, марта 3 дня. litopys.org.ua/gramvkl/gra02.htm ). 3. Опять же возникает тот же вопрос о старосте подольском. Я уже устал писать, что генеральный староста и просто староста-воевода - это разные должности; Петр Бакотский, как и Гринько не были генеральными старостами - это воеводы, несмотря на то, что и он назван в 1375 году "Гринко, панъ староста Подольскии" (Розов В. Украинские грамоты. — № 10. — С. 20). Нам советуют обратиться к В. Михайловскому, обращаемся: [q] Утверджуючи власну адміністрацію на Поділлі, Коріатовичі спиралися на замкову систему. Із цим пов’язані знані нам із джерел замкові воєводи у Кам’янці, Смотричі, Червоногроді та Язлівці. На жаль, про урядників інших подільських замків нам нічого невідомо. У даному випадку важливими є надання для Немирі на Бакоту і Гринька на Сокілець. Ці великі надання можна з певною долею ймовірності прирівняти до посідання уряду замкового воєводи, та й отримали їх люди з найближчого оточення князів Коріатовичів (особливо це стосується Гринька та Немирі). Поза джерелами залишилися замки Меджибіж, Скала, Божський, Вінниця, Брацлав, Черкаси, Звенигород. Наявність воєводи в Язлівці дозволяє припустити, що вони були й у досить невеликих населених пунктах. Зокрема, таку практику для XV ст. можна побачити на прикладах Бара, Зінькова, Сатано- ва, коли невеликий замок ставав центром замкового повіту32. Отже, за наявними джерелами можемо реконструювати персональний склад воєвод: кам’янецький – Малинтович Остафій Матвій (1374 р.), смотрицький – Олешко (1374 р.), червоногродський – Гринько (1374 р.), Рогозка з Язлівця (1375 р.)33. Серед цього загалу виділяється уряд Гринька, майбутнього володаря Сокільця. Під 1375 р. він зазначений як подільський староста. Водночас у руському домені короля з середини 1350-х рр. при будь-якому верховному володареві цієї території існує уряд ґенерального руського старости (пан староста руської землі Отто Пілецький (1359, 1368 рр.), пан Андреяш староста руський (1377 р.)34; capitaneus noster generalis, capitaneus terre Russie generalis35). Через брак джерел ми не можемо напевно стверджувати, що уряд, який Гринько тримав у 1375 р., був головним, ставши прообразом уряду ґенерального подільського старости. Але навряд чи для подільського старости вживалася така формула – «сталося при державе пана Оти Старости руської землі»36, адже на Поділлі староста мав над собою князя, точніше ціле гроно князів. І урядування старости з рук князя, вочевидь, відрізнялося від старостування на теренах руського домену короля. dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/5251/03-Mikhailovsky.pdf?sequence=1 [/q]
А далее очень интересное, тот же В. Михайловский там же пишет: [q] У 1415 р. якийсь Немиря значиться серед свідків надавчого документа князя Свидриґайла костелові у Жидачеві (Akta grodzkie i ziemskie z czasów Rzeczypospolitej Polskiej z archiwum tak zwanego bernardyńskiego we Lwowie. – Lwów, 1870. – T.II. – №XXXIX. – S.65). Чи це той Немиря, що одержав надання 1388 р., сказати складно.[/q]
Вот Вам и мостик с Немир Резановичами: Михайловский предполагает возможность того, что Немира 1388 года и Немира в Жидачеве 1415 года может быть одним и тем же лицом. По иронии судьбы, именно Михайловский, в отличие от других исследователей, https://ru.wikipedia.org/wiki/...e_note-281 считает, что эта грамота выдана от имени князя Свидригайла действительно в 1415 году, в то время наместника Жидачева и одновременно заключенного в Кременце (см. Михайловський В. Історія одного розмежування біля Крилоса в 1412 році // Вісник львіського університету. Серія історична. — Львів, 2010. — Вип. 45. — С. 526). Но, мы то предполагаем Немиру 1415 года Немирой Резановичем, поскольку в 1403 году в Городке находился его брат Казарин Резанович. Так если на одного и того же свидетеля в документе 1415 года предполагается два человека: один Немира Бакотский, а другой Немира Резанович, разве мы не можем отсюда лишь сделать вывод, что первый был отцом второго, и имя второго фактически было не только некалендарным, а и отчеством, поскольку в одном из документов он назван Немирич? Вы так много говорили о том, что Петр Бакотский может быть сыном Немири Бакотского, что я, наконец, нашел документ, который может это подтвердить: пан Пєтрашь Бакотскии свидетель у Ольховце (Хмельницкая область) документа № 10. Князь Швидригайло дарує своєму слузі Радеві і дітям його село Козлов і луки нижче Білих Берегів (14 березня 1445 року, Вільховець) . . . Источник: Українські грамоти XV ст. / Підготовка тексту, вступна стаття і коментарі В. М. Русанівського. — К.: Наукова думка, 1965. — 164 с. Теоретически это мог быть сам Немира Бакотский (в возрасте около 75 лет), а практически скорее это его сын, но явно русин, а не поляк, судя по имени Петраш и даже не поляк Павел Щуковский с 1443 года, имевший в заставе Бакоту, как писал Пуласский (см. файл внизу).
 | | |
|