| severinn Сообщений: 7350 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2460
| Наверх ##
3 октября 13:26 Формирование населения Сибири преимуще ственно изучалось через эволюцию отдельных соци альных групп. Основой населения Западной Сибири явились служилые люди. Наиболее массовой катего рией служилых людей было казачество. Обращение к истории конкретных казачьих родов, на наш взгляд, позволит раскрыть всю сложность процесса заселения Сибири, проследить изменения в составе населения, выделить основные переломные моменты. В центре данного исследования находится история тобольского казачьего рода Крушинских, восходящего к началь ному этапу истории Сибири и завершающего свое существование в рамках сталинских репрессий. Ана лиз эволюции рода проводится на основе микроисто рического подхода. «Микроистория» в научной тер минологии – понятие достаточно неустоявшееся, как и «микроанализ». А.А. Кром отмечает «плюрализм точек зрения» в трактовке понятия «микроистория» [1. C. 93]. Он подчеркивает, что «восприятие микрои стории в каждой стране имело свою специфику», «разные историографические модели» [Там же. C. 95]. «Микроистория предполагает изучение малого исто рического объекта», – пишет А. Поляков; при этом она «тяготеет к частному, единичному, случайному» [2. C. 314]. В процессе исследования при микроанали зе «взаимодействие общего (массового) и единичного идет не только от массового к единичному, но и от единичного к теоретическим обобщениям» [Там же]. Что может представлять объект микроистории? Это и «семья как социальный институт» [Там же. C. 306], и «изучение жизненных путей туринских рабочих, их интеграции в городскую среду» [Там же. С. 96]. Ис ходя из этого, казачий род Крушинских – это тот са мый микроисторический объект, эволюция которого рассматривается «в географически ограниченном… месте действия» [Там же. С. 100]. Понимание рода включает группу кровных родственников, носящих одну фамилию, ведущих свое происхождение от за фиксированного в самых ранних письменных источ никах на данной территории одного предка. Относи тельно Крушинских ситуация осложняется тем, что в Дозорной книге 1623 г. названы два носителя фами лии Крушинских – братья «Данилка и Меркушка». В связи с этим возможным было бы употреблять поня тие «родовой клан», определяя его как кровнород ственную группу, объединенную одной фамилией, ведущую свое происхождение в Сибири от двух ро доначальников, зафиксированных в Дозорной книге 1623 г. В то же время сложность источниковой базы не позволяет проследить последовательную смену поколений, как и разветвление Крушинских на по томков «Данилки» и «Меркушки», поэтому использу ется только понятие «род». Нет в распоряжении ис следователя письменных источников, отражающих сознание членов рода в виде дневников, завещаний, переписки. Крушинские – молчаливые субъекты ис торического процесса, и это ограничивает примене ние микроанализа. Предложенная линия исследования опирается на факт наличия имен и фамилий тех, кто закладывал основы населения края в таких источниках, как «пе реписные, дозорные, межевые книги, подворные опи си и материалы ревизий» [3. С. 85]. Они зафиксирова ли начальное ядро населения края [4. С. 100]. Облег чает осуществление исследования истории рода соот несение принадлежавших к нему персонажей с кон кретным поселением, которое являлось в данном слу чае первоначально «деревней» из категории «деревни служилых людей» (деревня братьев Крушинских). Деревни отражали проживание «многих поколений на одном месте» [Там же]. Историческое исследование, обращенное к разворачивающейся во времени исто рии одного из казачьих родов, родоначальники кото рого оказались в Сибири в самом начале ее освоения, в определенной степени правомерно определять и как явление «персональной истории». Л.П. Репина отме чает, что в исторической науке проявляется «тенден ция к персонализации предмета истории» [5. C. 55]. В отличии от основного принципа «персональной исто рии», с задачей «раскрытия конкретного содержания процесса индивидуального сознания и поведения че ловека, выражающегося в усилении личностных ори ентацией за счет групповых» [Там же. С. 66], анализ истории рода и «отдельных судеб» его представите лей связывается с областью коллективного опыта. Сознание представителей этого рода в молчаливой истории Сибири может быть раскрыто через явления завершающего этапа существования рода Крушин ских, а именно эпохи сталинских репрессий. В этом явлении обнажается суть сознания представителей этого рода, связанного с элементами индивидуализма, непринятия коллективного принуждения, наличия самостоятельности и независимости мышления, при верженности к индивидуальной форме хозяйствова 90 ния, что сделало столь массовым вовлечение в ста линские репрессии представителей рода. Эти же чер ты сознания и поведения, на наш взгляд, во многом определили судьбу рода на широком историческом фоне, как и направление их в Сибирь в конце XVI – начале XVII в., а затем слабое продвижение по карь ерной лестнице. Постоянная связь на протяжении многих веков с военной службой, на рубеже XIX XX вв. проявившаяся в участии в Первой мировой войне, а затем в Белом движении, привела к сложному отношению к советской власти, а затем и участию в выступлении 1921 г. Впоследствии в рамках Большо го террора эти явления были использованы против значительной части представителей рода, вовлечен ных в репрессивную политику. Данное исследование близко к биографическому методу – методу «изуче ния индивидуального как вспомогательного для изу чения коллективного, социального» [6. С. 52]. На ос нове обращения к микроистории (истории одного из казачьих родов Сибири) прослеживается один из ва риантов эволюции тобольских казачьих родов как составной части населения Сибири. Изучение дей ствующих лиц истории, ведущее к «персонализации истории… через обращение к судьбам простых лю дей, рядовых людей», позволяет «пролить свет на не изученные аспекты прошлого» [7. С. 7]. Несомненно, для данного исследования важен ге неалогический метод исследования, не реализован ный в полной мере, но автором учтены наработки ге неалогов по истории крестьянских и казачьих родов, которые показали, что население Сибири восходит своими корнями к самому начальному периоду засе ления и имеет долговременный характер существова ния. Об этом свидетельствуют исследования А.И. Ба икиной по истории крестьянских родов Чикишевых [8], Чарковых [9], а также работы Н.Г. Злыгостева о казачьих родах Тобольского уезда [10]. Н.Г. Злыго стев прослеживал возникновение и крестьянских ро дов [11], связывая их с заселением новых деревень [12], которые имели устойчивое фамильное ядро. Историография проблемы складывается из длин ной цепочки авторских исследований разных про блем, занявших значительный временной промежуток и позволивших составить представление о путях изу чения обозначенного явления. Она включает изучение имеющегося материала, касающегося истории похода Ермака, анализа сибирских летописей, отражающих поход Ермака и деятельность первых царских воевод в Сибири, истории такого явления, как владельческие деревни. Много времени ушло на исследование исто рии польско-литовского государства, изучение начальной истории казачества на широком историче ском фоне с сужением проблемы до истории сибир ского казачества. Особое внимание было уделено ав тором иноземному контингенту в составе казачества, и прежде всего такому явлению, как казаки «литов ского списка». Исследование опиралось на знание истории Тобольска и его окрестностей, а также на детальное знание географии местности, о которой в основном идет речь. Для понимания судьбы предста вителей рода в XX в. потребовалось изучение таких явлений, как восстание 1921 г. на территории бывшей Тобольской губернии, освоение Арктики в первой трети XX в., географии экспедиций в арктическую зону в советский период, а затем – литературы, каса ющейся массового террора в стране и в частности в Западной Сибири. Многие звенья исследовательского процесса нашли отражение в авторских публикациях. Для определения исходного времени появления в Сибири Крушинских важно было определить место их проживания на территории Сибири, которое оказа лось связано с деревней «служилых людей» Крушин ских, что позволило прослеживать преемственность в поколениях. Деревня относилась к категории «дерев ни служилых людей», выделенных Дозорной книгой Тобольского уезда 1623 г. [13]. П.Н. Буцинский при водил названия 82 деревень служилых людей близ Тобольска [14. C. 118–126. Подсчет]. Они раскину лись по западному и восточному берегам Иртыша, вверх по нему – в сторону Вагая, вниз – в направле нии северных территорий, а также по берегу Тобола, по небольшим речкам и вблизи крупных озер. Распо ложение деревень служилых людей свидетельствует не столько об их колонизационной роли, сколько о выполнении их владельцами стратегической, защит ной («караульной») функции [15]. Все возникшие владельческие деревни, отраженные в Дозорной книге 1623 г., мы связываем с теми историческими персо нажами, которые оказались в Сибири с Ермаком, С. Болховским, И. Мансуровым, В. Сукиным, И. Мяс ным, Д. Чулковым. «Первыми насельниками поко ренного края, – как считал еще П.Н. Буцинский, – были те служилые люди, которые и завоевали его» [14. С. 185]. Он же отмечал, что «начальные лица, совершившие поход... возвращались на Русь… но остальной состав экспедиции водворялся в Сиби ри…» [Там же. С. 193]. Особый интерес представляет цепочка деревень служилых людей в количестве бо лее 20 по восточному берегу Иртыша, от Кучумовой Сибири в сторону Вагая, и не только потому, что именно в их числе и находилась деревня Крушинских. Названия этих деревень (Иванова, Яковлева, Крушин ских, Булгакова, Мордвинова, Выходцева, Измайло вых, Сергеева, Станиславова, Матюшкина, Косовец кого, Черного, Мельникова, Волкова и т.д.) зафикси ровали устоявшиеся фамилии, в том числе связанные со служилыми русскими родами, представленными при государевом дворе. Этот факт свидетельствует о том, что в отрядах русских воевод были и те, кто слу жил важную государеву службу. Их оставление в Си бири на службе и жительстве было наказанием или опалой, что со второй половины XVI в. было частым явлением. Цепочка владельческих деревень на этом участке привлекает внимание и тем, что располага лись они в местах, где некогда активно действовали побежденные, и эти земли должны были после поко рения кучумовичей принадлежать тем, кто имел большое влияние в ермаковой эпопее и событиях, с ней по времени близко связанных [15]. Первоначаль но покинув территорию после гибели Ермака, члены его отряда возвращались с отрядами воевод В. Суки на, И. Мясного, Д. Чулкова и на правах участников самых важных военных операций становились хозяе вами владельческих деревень. Если сопоставить сло 91 жившиеся в источниках [16. C. 148–149] и научной литературе – в работах Г.Е. Катанаева [17. С. 55, 56], А.А. Преображенского [18. С. 41, 47], Р.Г. Скрынни кова [19. С. 14, 17, 18, 21, 55, 67, 185–187], А.П. Ярко ва [20. С. 98, 99], Е.К. Ромодановской [21. С. 14–21] – сведения о тех, кого историки, на основе Синодика, разных челобитных, источников о вкладчиках в Чудов монастырь, относят к «ермаковцам» [15], то таковых насчитывается около трех десятков человек, большая часть из которых названа преимущественно по име нам. В соответствии с понятием «ермакова сотня», исходящим из XVII в., цифру оставшихся в живых ермаковцев определяли в 100 человек [17. C. 90]. Деревень, соотносимых с известными именами ермаковцев, немного, но они есть: Иванова (хотя чис ло исторических персонажей раннего этапа сибирской истории с именем Иван было очень значительным: Кольцо, Гроза, Глухов, Киреев (был и Гаврила Ива нов), Яковлева (атаман Яков Михайлов), Антонова (Осташка Антонов), Сысоева (Ларка Сысоев), Ясыре ва (Ясыря), Кузмина (Ульян Кузьмин)) [19. C. 14, 187, 189, 237; 21. C. 19]. Да и топонимика окрестностей Тобольска, несомненно, складывалась под влиянием событий конца XVI – начала XVII в. Среди этих названий (Черкасова Еректа) рядом – Савинская про тока (Черкас Александров и Савва Болдыря), «Тыр ковка» – дорога в сторону города (по Дозорной книге 1624 г. г. Тобольска – сын боярский Василий Тырков) [22. C. 7], деревня Жуковка (служилый человек Без сонко Жуков) [Там же. C. 10] и т.д. Только применительно к участку от Старой Сиби ри до Ермаковой перекопи, где располагалась деревня служилых людей – братьев Крушинских, сохранялась легенда о раздаче земель самим Ермаком, о чем со общал тоболяк XIX в. М.С. Знаменский. Речь шла о деревне Котиной – служилых людей Котовых, распо ложенной в двух верстах от Искера (Сибири) [23. C. 34]. Родовое предание Котовых гласило, что они вели «свой род от казака, пришедшего с Ермаком и получившего от завоевателя Сибири в потомственное владение землю». П.Н. Буцинский поместил деревню Котиных среди деревень служилых людей, выявлен ных им по Дозорной книге 1623 г., на речке Сибирке, близ кучумовой Сибири [14. С. 119]. На этой же ли нии, только восточнее, находилась деревня братьев Крушинских, отразившая, несомненно, особый статус среди победителей кучумовичей, в том числе и Кру шинских, которые получили земельные владения на очень значимой по тем временам территории. Крушинские – казаки, но изначально источниками отнесенные к казакам литовского списка и упоминае мые в источниках только в этой категории казачества. В Дозорной книге 1623 г. сказано, что «деревня на реке Мостовой, во дворе служивые люди литовского списку Меркушка и Данилка Крушинские», перечис лены их земельные наделы: «пашни паханные луго вые и дубровные середние земли в трех месте двенад цет чети да перелогу лесом поросло десять чети в по ле а в дву потому ж лесново места дубровы пят деся тин. Сенных покосов за речкою Мостовою в лугу триста копен» [24]. Г.Ф. Миллер под 1741 г. поместил в своих описаниях деревню Крушинскую на восточной стороне небольшой речушки Стомак. Стомак – скорей всего, татарское название р. Мостовой, которая впадала в Ир тыш с восточной стороны [25]. Расположение д. Кру шинской отражают данные XIX в.: 47 км от Тобольска, на проселочной дороге [26. С. 292]. В 1710 г. деревня братьев Крушинских была пере писана среди владений Софийского двора. П.Н. Бу цинский, обращая внимание на разрастание владений тобольского епархиального центра – Софийского двора, указывал на документ, в котором архиепископ Герасим, при вступлении на престол Алексея Михай ловича, писал государю, что «земля на речке Мосто вой около 300 десятин пустая… и просил отвести ее Софийскому дому», и государь, отмечал П.Н. Буцин ский, «землю пожаловал» [14. С.143]. Так, земля на речке Мостовой, на которой лежала деревня Крушин ская, оказалась во владениях Тобольской епархии. В ней в 1710 г. только один из жителей имел фами лию Крушинский: драгун Яков Карпов Крушинский, 50 лет, жил с женой Екатериной, 40 лет, и двумя сы новьями: Дмитрием, 20 лет, и Силом, 12 лет [27]. По чему драгун жил в деревне? Только потому, что время его службы закончилось. Служилые люди оседали в своих деревнях с окончанием службы. Драгуны как «пешие воины, посаженные на лошадей» в Тобольске появились в 1667–1669 гг., когда и был организован полк драгун, в него вошли беломестные казаки и лит вины [20. C. 35]. В 1686 г. драгун первых перевели на службу «с пашни», лишив денежного жалованья. Учитывая количество дворов в деревне в 1710 г., она к тому времени не получила развития, что вполне объяснимо тем, что казаки Крушинские активно несли государеву службу. По Книге окладов 1696 г. Крушинские представ лены в числе казаков «литовского списка» в количе стве трех человек: Якимко Крушинский с окладом в 10 руб. с четью, при самом высоком окладе в 14 руб., в списке он девятый, Митька Крушинский имел оклад в 8 руб. с четью, а Ганька Крушинский – 7 руб. с че тью. Перечень казаков литовского списка дополнялся списком рейтаров, относительно которых указано, что «по грамоте великих государей 186 г. (1676 г.) велено литве быть в рейтарах», в нем двое Крушинских: Ивашко и Олешка, сын Василия Крушинского [22. C. 48, 49]. Несколькими годами ранее в Книге имен ной тобольских служилых людей также числился сре ди казаков «литовского списка» Яким Крушинский, но были еще Степан и Гаврило, а среди рейтаров те же самые Иван и Алексей, но Иван назван с отче ством – Иван Григорьев Крушинский [28]. Таким об разом, в этом служилом разряде у Крушинских ста бильная численность – 5 человек, что составляет 2% от числа казаков литовского списка, 3,8% – из числа рейтаров. Больше ни в каких других категориях каза чества Крушинских мы не встречаем, кроме как среди казаков «литовского списка». При изучении других казачьих родов прослеживается черта попадания их представителей в конные казаки, пешее казачество. Но Крушинские представляют казаков, привязанных |