На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
В марте 1933 года он был направлен на Мурманскую железную дорогу на станцию Званка (сейчас Волховстрой). Вот как пишет об этом С.Т. (ОктЖД, л. 7_об): "В 1933 году 21.03 по постановлению Обкома тов.Никулина я был перемещен на Мурманскую ж.д. в Званку зам.нач. отд.эксп 1 района. По приезде в Званку мне пришлось принять станцию и вступить в ДС, так как после крушения на станции ДС и ДСЗ (прим - начальник и заместитель начальника станции) были отстранены. После суда мне пришлось вступить в должность зам.нач. отд.эксп. 1 района, где проработал до реорганизации районов". (насчет суда я не поняла. То ли судили ДС и ДСЗ за крушение, то ли судили предыдущего зам.нач. отд.эксп.; во всяком случае, в одной из автобиографий С.Т. пишет "Когда был снят зам.нач.отдела эксплуатации за развал работы и перерасход отпущенных 42 тыс, то меня назначили КВЗ1 по кадрам и финансовым расходам." - ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164929/1 л.6,7)
Вообще-то, как я могу предположить, одной из причин перемещения С.Т. в Званку было стремление "усилить партийную прослойку" на станции. В частности, на общем собрании коллектива станции Званка 13.01.1933 (ЦГАИПД, ф.708 оп.1 д.2 л.1-3) было принято решение "подобрать в отдел эксплуатации на руководящую должность коммуниста".
Что касается обстановки на станции Званка, то она в протоколе этого же собрания описывается так: "на районе нет ни одного вагонного сарая, даже не предусмотрена их постройка. Промфинплан получаем в конце квартала, перезаключить договоры не можем, так как нет заданий. Труддисциплина слабая. Людям жить негде, и нет средств на жилстроительство. Надо в отделе эксплуатации иметь коммуниста. Ряд агентов эксплуатации даже не знают правил эксплуатации (ему говоришь, а он отвечает, что ты же сам меня сюда утвердил, и кто тут кроме меня работать будет)" В протоколе производственного совещания актива управления района 24.02.1933 (ЦГАИПД, ф.708 оп.1 д.2 л.54) сказано, что "нужна помощь по станции Званка, необходимо несколько человек технически грамотных". Есть описание обстановки на 1 эксплуатационном районе Мурманской железной дороги и в делах ЦГАИПД ф.24 оп.7 д.181, 184. Бытовые условия тяжелые, жилья нет, с питанием плохо, в столовых нет мясных блюд, продукты некачественные, все дорого (обед из двух блюд на ст.Званка стоит 2 руб.50 коп - д.184 л.29) Естественно, найти специалистов для работы в таких условиях было трудно, в частности, среди 16 начальников внеклассных станций только два техника (д.181 л.9). Поэтому из аппарата в районы регулярно направлялись специалисты. Вот технически грамотный коммунист и специалист С.Т. и отправился в Званку.
В ЦГАИПД есть личное дело С.Т. (ф.1728 оп.1 д.368348), относящееся ко времени работы его на станции Званка. С.Т. был объявлен выговор "за укрывательство неявки диспетчера по району Тимофеева", а С.Т. просит этот выговор снять. Суть дела заключалась в том, что диспетчер Тимофеев не явился на работу, а С.Т. в этот день был в дирекции, и уволил Тимофеева не в этот же день, а только когда вернулся. Строгие были порядки. Выговор, как я поняла, с С.Т. сняли, во всяком случае, в более поздних документах об этом партвзыскании не упоминается.
Что за крушение произошло на станции Званка до приезда туда С.Т., я еще не выяснила. А вот о том, с какими трудностями С.Т. пришлось столкнуться, рассказывает газетная заметка. Заметка подшита в личное дело С.Т. (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/5 л.27), но вот из какой она газеты и за какое число - я не разобрала. Скорее всего это газета "Гудок", хотя, возможно, и какая-то местная волховская газета или газета Мурманской дороги, начало апреля 1933 года. Надеюсь найти оригинал. Заметку привожу на фото, а здесь - выдержки из нее: "(из беседы с начальником станции т.Зайцевым) Я работаю на транспорте 20 лет. За это время побывал на 15 станциях, но такой безответственной работы, как на станции Званка, встречал редко. В первую очередь плохо поставлено дело с безопасностью движения поездов... на станционных путях большое количество железа, рессор и т.д. Не все стрелки находятся в чистоте, ослабли болты на стрелках и костыли... да к тому же стрелочник стоит из кондукторов, который и сам не знает, в каком положении она должна находиться... Требуется 14 стрелочников, 8 сцепщиков, 6 составителей...Я упорно буду драться за то, чтобы вывести станцию из узкого места и сделать ее работу образцовой на первом районе"
Как позже писал С.Т. в автобиографии (ОктЖД, л.23) "работая в Званке нач.станции в течение двух месяцев работу выправил и заданные измерители по простою вагонов с 48 в/час довел до 22 в/час..."
В автобиографии С.Т. пишет (ОктЖД л.7об): "Согласно постановлению СНК и ЦК я подал заявление в дирекцию и обком тов.Никулину, что мобилизую себя как технического работника из районного аппарата на производство с откомандированием на ОктЖД на любую станцию".
Насколько я понимаю, речь идет о Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 3 июля 1933 г. "О работе железнодорожного транспорта", где, в частности, сказано: "Нельзя дальше терпеть такого положения, что две трети инженерно-технических работников железнодорожного транспорта заполняют канцелярии районов, дирекций и НКПС, а на линии осталась только третья часть состава инженерно-технических работников транспорта. В результате этого решающие участки транспорта — депо, станция, дистанция пути и связи работают без квалифицированных технических сил и не справляются со своим делом." (ох, какой же живой язык был тогда в официальных документах!) и в связи с этим "СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР и ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б) постановляют:... д) Сократить общее количество служащих во всей системе НКПС и особенно в самом НКПС и в районах, упразднив значительную часть функциональных отделов и должностей с тем, чтобы освобождающихся инженеров, техников хозяйственников перевести на работу в депо, на станции, в дистанции пути и связи." Вот, получается, С.Т., который был зам. нач. отд. эксплуатации 1 района, в соответствии с этим постановлением и написал заявление о переводе непосредственно на станцию.
В 21 июля 1933 года С.Т. был назначен начальником станции Окуловка. На станции Окуловка С.Т. тоже проработал недолго - как он пишет (ОктЖД л.7об) "в 1934 году согласно поданного мною заявления и ввиду семейных обстоятельств и пошатнувшегося здоровья т.к. 4 года учился не освобожденным от производства и после окончания техникума все время приходилось жить врозь с семейством, которое живет в Ленинграде и дети учатся и меня перевели в Сестрорецк начальником станции". Но важно то, что в Окуловке в С.Т. проходил партийную чистку. Было бы очень интересно найти протокол собрания по чистке. Хотя вовсе не факт, что этот протокол сохранился.
Начальником станции Сестрорецк С.Т. проработал чуть меньше года - с марта 1934 по февраль 1935, но это очень важный этап в его жизни. Можно даже сказать, переломный, потому то закончился он исключением из партии. А поскольку с исключением из партии С.Т. не смирился и упорно добивался восстановления, дойдя до ЦК ВКПб, то этот период оказался достаточно хорошо отражен в документах. И в газетах нашлась информация. Так что, извините, будут подробности.
Станция Сестрорецк в 1934/35 годах относилась к 7-му Заневскому отделению отдела эксплуатации Октябрьской ЖД. Сами отделения были организованы в соответствии с Постановлением СНК и ЦК ВКПб от 23.03.1934 "О планировании перевозок и улучшении работы местных органов Народного комиссариата путей сообщения" (до этого существовали "эксплуатационные районы") В этом же постановлении отмечалась необходимость повысить роль начальников станций: "Обязать начальников станций немедленно устранить имеющиеся до сих пор многочисленные искажения и злоупотребления в учёте и отчётности по наличию вагонов на станции и использованию подвижного состава. Возложить на начальников станций персональную ответственность за правильность учёта наличия вагонов и их использования. Установить, что все указания начальника станции... являются безусловно обязательными для работающих на территории станции агентов других служб... Передать в ведение начальников станций жилища, выделенные для размещения станционных работников, и все станционные и служебные здания с возложением на них ответственности за содержание в порядке этих зданий. Народному комиссариату путей сообщения предоставить в распоряжение начальников станций необходимые денежные средства под отчёт. Воспретить всем местным партийным, советским и хозяйственным организациям вызывать начальников станций без разрешения начальника отделения на совещания и доклады, производить обследования их работы, а также производить мобилизацию станционных транспортных средств" В общем, начальник станции был важным человеком)
Сам Сестрорецк в то время был городом с 25 -тысячным населением, причем 70% составляли рабочие завода им.Воскова и их семьи. В городе не было ни дома культуры (был клуб имени Ленина, как я поняла, заводской), ни хлебозавода, ни водопровода (однодневная газета "За Советы", 21.11.1934; Давыденко "Очерки Истории Сестрорецка")
О том, каких успехов добился С.Т. на посту начальника станции, ему приходилось писать в заявлении с просьбой пересмотреть решение о его исключении из партии; при этом прилагались и дополнительные документы. Сам С.Т. пишет: "В бытность мою на станции Сестрорецк работа была поставлена на должную высоту, что отмечалось в печати, а также проводилась проверка работы станции со стороны ревизорского аппарата и ДР7 лично, и находили результаты работы хорошими. Приказом ДН7 за №64 за хорошее состояние стрелочного хозяйства была объявлена благодарность и было дано денежное вознаграждение за выполнение планов погрузки за снижение простоя вагонов под коммерческими операциями."(ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164924 л.4) ДН7 - видимо, начальник 7-ого отделения ДР7 - видимо, ревизор движения того же 7-ого отделения Выписка из упомянутого приказа №64 от 12.12.1934 тоже имеется в деле: "Проверкой установлено, что отдельные ДС поставили это дело образцово, воспитав у агентов станции сознательное и любовное отношение к стрелке, чем добились безупречного состояния стрелочного хозяйства и тем самым заслужили право считать эти станции в ряду лучших отделений. Приказываю: за хорошее содержание стрелок объявить благодарность ДС Сестрорецк Зайцеву" А информация о денежной премии в размере 200 руб занесена в трудовую книжку С.Т.
В характеристике, подписанной парторгом станции (Балашов), председателем месткома (Фролов) и председателем депутатской группы (Пирожков), сказано: "Тов. Зайцев является хорошим администратором, одним из лучших ударников-общественников. В части улучшения работы станции тов.Зайцев поставил на должную высоту труддисциплину путем внедрения сознательности каждого в отдельности работника.... Для снижения простоев вагонов тов.Зайцев был первым инициатором по мобилизации рабочей силы во всякое время дня и ночи. Разгрузка и погрузка вагонов производилась раньше положенного срока, тем самым снижен простой вагонов против заданного за 7 месяцев на 1.5 и этим самым дано транспорту несколько товарных поездов. Для приведения в культурный вид станции и обслуживания пассажиров было организовано 16 субботников, которые проводились при активном участии Зайцева. По инициативе Зайцева была сделана перепланировка билетной и товарной касс, а также строятся стрелочные бревенчатые будки. Тов.Зайцев завербовал 12 лучших ударников в сочувствующие. В борьбе с хулиганством и охране соц.собственности организовал бригады. Случаев хищения не было. Для поднятия технических знаний развернул техучебу, передавая все свои знания подчиненным. По инициативе тов.Зайцева для поднятия культмассовой работы на станцию заводом Воскова был переброшен на работу хороший производственник. Тов.Зайцев достал на заводе 40 гаечных ключей и снабдил все станции Белоостровской и Приморской линий. Под его непосредственном четком руководстве работа станции поставлена на должную высоту." (ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.10, 11)
Атестационная характеристика в личном деле (ОктЖД л.20) менее восторженная, но достоинства признаются: "Работой интересуется, проявляет заботу к улучшению положения станции во всех отношениях. Борется за измерители (прим - сейчас бы сказали "за показатели", одним из таких измерителей, в частности, был процент простоя вагонов) Среди работников станции авторитетом пользуется... Недостаточно распорядителен, но при предъявлении к нему требований старается выполнить. Общественной работой интересуется, активно участвуя в таковой".
Нашлась информация о работе С.Т. и в газетах (газета "Сталинец" - орган политотдела Октябрьских железных дорог, газета "Сигнал" - орган политотдела 7-ого эксплуатационного отделения) В газете "Сигнал" от 03.08.1934 рассказывается о трудовых успехах передовой станции Лахта, но отмечается, что работники станции Сестрорецк являются достойными соперниками станции Лахта. А первая полоса номера "Сигнала" от 12.08.194 полностью посвящена работе станции Сестрорецк. Кроме рассказа о самой станции, опубликована и заметка "Начальник станции" - о С.Т. В заметке, в частности, сказано: "За последнее время станция заметно изменилась, добилась выполнения и перевыполнения производственных измерителей, затратила много силы на улучшение качества обслуживания рабочего пассажира, и во всем этом немалая заслуга начальника станции - Зайцева." (кстати, в заметке есть фактическая ошибка - членом партии С.Т. был не с 1923, а с 1924 года) В газете "Сигнал" от 02.09.34 тоже отмечена станция Сестрорецк: "Большое значение для улучшения нашей работы имеет социалистическое соревнование... 13 станций считаются включившимися, а из них по настоящему, по большевистскому дерутся только несколько: Сестрорецк, Лахта, Шувалово, Белоостров... Некоторые станции, как Сестрорецк и Лахта, сумели привлечь городские советы и общественные организации, которые ощутительно помогают им в соревновании". Наконец, в газете "Сигнал" от 19.12.1934 года помещена статья "Хороший хозяин" - о начальнике станции Зайцеве - на фото.
В статье, в частности, написано, что "Зайцев добился покупки поросят по очень сходной цене для лучших ударников станции... да и сам подумывает о таком приобретении". Я представила, что сказала бы бабушка, если бы дедушка предложил ей завести поросенка))) Да и вряд ли он бы предложил - жили они по-прежнему в Ленинграде на Гончарной; не знаю, было ли у С.Т. какое-то служебное жилье в Сестрорецке, или же он просто ездил на работу из Ленинграда. Но сами поросята меня заинтересовали. Оказалось, что это целая история. С материальным положением и питанием работников было в начале 30-х годов, мягко говоря, не очень хорошо, даже хлеб еще отпускался по карточкам. И вот Политотдел Сталинградского отделения железной дороги решил, что пропитание населения - дело рук самого населения, и выдвинул почин - обеспечить работников железной дороги поросятами. Почин был немедленно подхвачен, и 24.05.1934 в газете "Сталинец" было опубликовано постановление оргбюро дорпрофсожа "Каждого обходчика и путевого сторожа обеспечить поросенком и теленком". Планировалось выявить всех "не имеющих живности", узнать потребности сторожей и обходчиков, поставить вопрос перед начальником дороги о выделении средств для кредитования на льготных условиях путевых сторожей и обходчиков для приобретения телят и поросят (а перед начальником службы пути - вопрос о выделении сенокосов), из фонда соцсоревнования выделить средства на покупку поросят и телят для премирования лучших ударников. И началась поросячья эпопея. К 28 мая ОРС уже роздал (роздал - это не бесплатно, а по себестоимости, и в лучшем случае в кредит) работникам дороги более тысячи поросят и готов распределить еще 500, но не знает конкретно, куда их отправлять. Районные отделения профсоюзов собирают совещания по развитию животноводства среди обходчиков. 6.06.1934 "Сталинец" публикует Приказ по Октябрьским железным дорогам "О снабжении путевых обходчиков и переездных сторожей телятами и поросятами". 15.06 газета выходит с шапкой "У каждого обходчика должен быть поросенок и теленок" и с фотографией поросят, предназначенных для путевых обходчиков. Работников дороги начинают премировать поросятами. В общем, машина завертелась. Но оказалось, как всегда, что с реализацией хорошей идеи есть проблемы: то поросят обещают, но не выдают, то выдают, но худеньких и больных, то везут поросят издалека, в то время как они есть в соседнем совхозе (у дороги были свои совхозы) В общем, "покупка поросят по весьма сходной цене для лучших ударников станции" была вполне в русле текущей политики.
И, наконец, в газете "Сталинец" от 22.09.1934 года под заголовком "Пример ударной работы" опубликована заметка о том, что "надо брать пример у движенцев Сестрорецка. С помощью территориальных организаций, политотдела Заневского отделения, под руководством инициативного начальника т.Зайцева в Сестрорецке сумели коренным образом улучшить работу станции". На этой же полосе - заметка, написанная С.Т., под заголовком "Сестрорецк становится передовой станцией".
С.Т. был депутатом Сестрорецкого Горсовета (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.7об)
Выборы в Горсовет Сестрорецка проходили в 1931 году. Как написано здесь "Важной особенностью советской избирательной системы стало то, что в городах выборные собрания проводились на предприятиях, в учреждениях, то есть по месту работы избирателей. Избрание депутатов советов осуществлялось открыто, путем поднятия рук. Как правило, избирателям предлагался список кандидатов, который в большинстве случаев одобрялся целиком." Но С.Т. не мог быть избран депутатом Горсовета Сестрорецка в 1931 году, видимо, он стал депутатом после того, как был назначен начальником станции Сестрорецк. Думаю, что вообще это было "депутатство по должности", то есть начальник станции должен быть членом Горсовета. По всей видимости, предыдущий начальник станции тоже являлся депутатом Горсовета, но после увольнения с должности был отозван и из депутатов - возможности такие были, как написано там же, "в первой половине 1931 года из городских Советов было удалено более тысячи депутатов"
В газете "Сигнал" от 27.11.1927 помещена статья "В контакте с городским Советом", где отмечается "ударная работа депутатской группы при станции Сестрорецк", существующей с 29.06.1934. "За короткий срок своего существования депутатская группа завоевала крепкий авторитет среди работников станции Сестрорецк. Члены депутатской группы: Зайцев, Пирожков, Рябенко, Богословский, Беляев, Сорокин, Тырель - лучшие общественники станции, лучшие работники ее... Члены Горсовета - начальник станции т.Зайцев и т.Пирожков работают в полном контакте с городским советом..." А в газете "Сигнал" от 3.12.1934 рассказывается о взаимодействии работников станции и Горсовета. В частности, Горсовет помог в строительстве "образцовой будки стрелочника", а чертежи этой будки разработал Зайцев. Наверное, материалы, связанные с работой С.Т. в Сестрорецком Горсовете, можно найти либо в Муниципальном архиве Сестрорецка, либо в ЛОГАВ, и этим надо заняться)
Положение о значке ударника Сталинского призыва на железнодорожном транспорте, подписанное Начальником Политуправлния НКПС и замнаркома по политчасти Полонским 28.04.1934, было опубликовано в газете "Сталинец" 5.05.1934 (если я не напутала с датой, во всяком случае, в начале мая). Сказано, что "Значок ударника Сталинского призыва выдается лучшему ударнику ж.-д. транспорта, являющемуся образцом проведения железной сознательной дисциплины, выполняющему и перевыполняющему свои производственные задачи по количественным и качественным показателям, организующему отстающих на достижение высокой производительности труда, овладевшему техникой своего дела, передающему свой опыт другим, активно участвующему в общественно-политической жизни" Подробнее об этом значке написано здесь
В деле С.Т. приводится протокол заседания "комиссии по рассмотрению лучших ударников станции Сестрорецк и награждения значком Сталинского ударника в лице партгруп.ком.Балашева, пред.МК Фролова, пред.произв.сектора МК Богословского, пред.депутатской группы Пирожкова, грузчика Муравьева" от 16.10.1934 (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.12) "Слушали: о награждении значком Сталинского ударника лучших ударников ст.Сестрорецк Постановили: ввиду хорошей постановки работы ст.Сестрорецк и по его инициативе поднята на должную высоту труддисциплина и развернуто соцсоревнование и ударничество, на основании чего выполняются и перевыполняются заданные измерители, а именно простой вагонов под грузовыми операциями, плановая погрузка, движение поездов по расписанию, комиссия признала начальника станции Зайцева имеющего стаж 37 лет и на транспорте 22 года члена партии с 1923 года вполне заслуживающим награждения значком Сталинский ударник".
Летом и осенью 1934 года проводились слеты ударников-железнодорожников: сначала по отделениям дороги, потом общедорожный слет. Делегатом от станции Сестрорецк на слет ударников был стрелочник Рябенко, о котором позже.
Биография - Сестрорецк - рапорт VII Съезду Советов
Если говорить официальным языком того времени, то "станция Сестрорецк под руководством т.Зайцева добилась больших успехов в работе и заслужила право подписать рапорт Седьмому Всесоюзному съезду Советов как лучшая из 42-х станций 7-го Заневского отделения Октябрьской железной дороги"
7.07.1934 года ЦИК СССР принял постановление о созыве 7 съезда Советов PR-компания по подготовке к съезду была развернута на высшем уровне! В частности, 10.09.1934 в газете "Сталинец" было опубликовано открытое письмо орденоносцев железнодорожного транспорта под заголовком "завоевывайте право рапорта хозяину нашей великой Родины - VII съезду Советов". Там в конце было написано: "Товарищи! в начале января собирается всесоюзный съезд Советов. Мы предлагаем развернуть соревнование станций, отделений и дорог за право рапорта начальника станции, отделения и дороги съезду Советов о выполнении государственного плана перевозок". И такое соревнование было развернуто. Правда, по каким критериям, кем и когда подводились итоги соревнования - я из газеты "Сталинец" (а я просмотрела подшивку за 1934 год) так и не поняла. Возможно, эту информацию можно найти в документах фонда ОктЖД в ЦГА. Но кроме самого соревнования, оригинально был решен вопрос с доставкой этих рапортов в Москву. Доставить их должны были лыжники в ходе "звездно-лыжной эстафеты". В газете "Сигнал" от 27.11.1934 есть статья "Звездная эстафета имени VII съезда Советов". Там сказано, что приказом начальника политуправления НКПС тов.Полонского объявлена звездная эстафета, посвященная съезду Советов. "Штаб руководства эстафетой приступил к работе. Детально разрабатываются маршруты звездной эстафеты, проверяется наличие лыж, подбираются физкультурники из числа активных общественников, с тем чтобы обеспечить проведение культурно-массовой работы в процессе пробега" То есть участники эстафеты должны были пройти по определенному маршруту, включающему станции, получившие право подписать рапорты съезду, забрать эти рапорты и доставить их в Москву. Ну и дополнительно эстафета служила поводом для проведения как культурно-массовых мероприятий, так и различных производственных проверок по пути следования. Собственно старт эстафеты состоялся 12.01.1935 года. Как написано в газете "Сигнал" от 11.01.1935, "Сегодня гонцы социалистического Ленинграда заканчивают последние приготовления. Завтра, ровно в 10 утра, из Васкелово, Ладожского озера, Невской Дубровки, Шлиссельбурга, умело владея лыжами, выйдут первые участники эстафеты". В дальнейшем в газете Сигнал регулярно публиковались заметки о ходе эстафеты - в той части, которая относилась к Заневскому отделению. Ну а финишировала эстафета 24 января (съезд открылся 28 января) в Москве. В газете "Сталинец" от 25.01.35 сообщается, что "340 участников эстафеты... с честью донесли и передали 120 рапортов, полученных в пути от лучших отделений, станций, дистанций, депо, ударных бригад и отдельных ударников Октябрьской дороги." Значит, рапорт С.Т. был в числе этих 120 рапортов, доставленных в Москву.
Сам рапорт, подписанный начальником станции Зайцевым, парторгом Балашовым и председателем депутатской группы Пирожковым, опубликован в однодневной сестрорецкой газете "За Советы". В соответствии с постановлением ЦИК от 27.09.1934 выборы в городские советы должны были быть проведены с 20 ноября по 10 декабря 1934 года (выборы открытые, депутаты избираются на собраниях работников предприятий и организаций) Вот 21 ноября и вышла газета "За Советы", то есть фактически агитационный листок к выборам. Именно здесь станция Сестрорецк названа "лучшей из 42 станций Заневского отделения". Правда, заметке о старте звездно-лыжной эстафеты ("Сигнал", 11.01.1935) было сказано, что право на рапорт Всесоюзному съезду Советов добились девять станций 7-ого отделения: Товарная-Финляндская, Сестрорецк, Белоостров, Шувалово, Рахья, Ржевка, Дача Долгорукова. Так что получается, что Сестрорецк - не лучшая, а одна из девяти лучших станций. К тому же непонятно, когда успели подвести итоги: газета "За Советы" вышла 21.11.1934, а эстафета по доставке рапортов в Москву стартовала только в январе 1935. Если судить по тексту рапорта, то при проведении конкурса вообще учитывался период с 1 апреля по 1 сентября (то есть это период весенне-летних перевозок).
Текст рапорта приведен на фото. Кроме важных, но не слишком понятных мне цифр по выполнению плановых показателей, есть в нем такая фраза: "Во время массовых летних пассажирских и осенних перевозок не было ни одного случая брака как по технической, так и по коммерческой работе". Эта фраза станет одной из причин исключения С.Т. из партии.
Биография - Сестрорецк - производственное нарушение
Началось все 21.01.1935 с нарушения на станции Сестрорецк, когда поезд был принят на занятый путь.
Наверное, нужна предистория. Первого декабря 1934 года был убит Киров. Борьба с "классово-чуждыми элементами" резко усилилась по всей стране. Хотя она, собственно, шла и раньше. В дисциплинарном уставе железнодорожного транспорта сказано: "Не допускается прием на ж.-д. транспорт лиц, лишенных избирательных прав, раскулаченных и имеющих судимость за контрреволюционные и корыстные преступления". В Постановлении ЦК ВКПб "О политотделах на железнодорожном транспорте" принятом 7.10.1933, было сказано: "Чтобы вывести транспорт на дорогу и поднять его на должную высоту, надо вести систематическую борьбу с классовыми врагами на транспорте, с кулаками и прочими вредителями... развернуть борьбу с классово-чуждыми и враждебными элементами... выявлять, разоблачать и удалять их с железнодорожного транспорта" При этом "На деле политическая слепота и наивное благодушие в отношении вредителей и прочих классовых врагов, отсутствие самокритики и трусливое замазывание ошибок в работе — все еще остаются у нас отличительными чертами многих к многих коммунистов и беспартийных активистов на транспорте." И в газете "Сигнал" еще от 28.03.1934 приводятся примеры такой "политической слепоты": знают начальники, что у них "ремонтным рабочим работает сын кулака, сын лишенца, ... что кондуктор сын кулака" - знают, но мер не принимают. А ведь обязаны! Так что "Необходимо немедленно самым беспощадным образом очистить транспорт от классового врага, привлечь к строжайшей ответственности людей, игнорирующих проведение дисциплинарного устава"
Борьба с "классово-чуждыми элементами" наложилась на крутые меры по укреплению дисциплины, связанные с крушением на станции Торбино. О подробностях крушения сообщала газета "Сигнал" 11.01.1935. Крушение произошло 6 января 1935 года. Было получено сообщение о лопнувшем на 218 км (перегон Торбино-Вялка) рельсе. В это время должны были проследовать несколько скорых поездов. Поезд №27 был остановлен на станции Торбино, где он по расписанию не останавливается, и пущен малой скоростью с проводником, чтобы проверить, можно ли проехать по этому рельсу, а в это время другой поезд №25 проскочил закрытые семафоры станции и врезался в этот состав. Погибли 23 человека, около 80 человек пострадало, разбито 11 вагонов. Следствие было закончено быстро, и уже 26.01.1935 в "Сталинце" опубликован приговор, вынесенный на Выездной сессии Транспортной коллегии Верховного суда: машинист поезда №25 и начальник станции Торбино приговорены к лишению свободы на 10 лет каждый, остальные получили от 3 до 8 лет лишения свободы. Началась работа (или, может, кампания) по укреплению трудовой дисциплины и усилению бдительности.
В газете "Сталинец" от 14.02.1935 сообщается о том, что в 7 Заневском отделении в январе было 7 случаев, когда поезд принимался на занятый путь, и только благодаря бдительности паровозных бригад обошлось без крушения и пострадавших. В том числе говорится и о том, что 21.01.1935 поезд был принят на занятый путь на станции Сестрорецк.
Кем и как расследовалось это нарушение, я не знаю, но в январе 1935 года (точную дату на поле для подшивки я не смогла разглядеть, но это, получается, после 21.01 и до 2.02) начальник 7 Заневского отделения направил Начальнику Политотдела Заневского отlеления письмо следующего содержания: "Отд ГУГБ НКВД ст.Ленинград Финл линии Окт ж.д. сообщает, что на станции Сестрорецк, в связи с расследованием о приеме поезда 21.01.1935 выяснено: станция Сестрорецк в 1934 году имела случаи грубого нарушения правил технической эксплоатации параграф 142-146, так например: в марте отправление поезда по неправильному маршруту, то есть вместо ст.Курорт поезд был направлен на ветку завода им.Воскова, в июле - прием поезда на занятый паровозом путь. Сообщая указанное, Отделение имеет сведения, что станция Сестрорецк рапортовала в печати о том, что за 1934 год на станции не имелось ни одного случая нарушения правил технической эксплоатации. Приложение: копия выписки из приказа. Нач. отделения Словинский"
Копии действительно приложены: о том, что виновные в нарушениях были наказаны. На этом письме есть резолюция (видимо, начальника Политотдела Савельева): "Зайцева привлечь к партответственности" То есть виноват Зайцев был не в самих нарушениях (там в каждом случае был конкретный виновник, получивший конкретное наказание), а в том, что скрыл эти нарушения в своем рапорте.
По службе С.Т. никаких взысканий не получил, во всяком случае, в его личном деле (ОктЖД) записей о взысканиях по этому поводу нет. Но 2.02.1935 решением парттройки 7-ого отделения С.Т. был исключен из ВКПб.
В Постановлении партийной комисии Октябрьской ЖД от 2.02.1935 (ЦГАИПД.ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.3) сказано: "Тов.Зайцев, ДС ст.Сестрорецк, в 1934 году, имея факты происшествий на станции, о чем скрывал, путем очковтирательства и обмана партии рапортовал 7 съезду о работе станции как одной из лучших на отделении. Путем классовой близорукости выдвинул к получению значка ударника Сталинского призыва т.Рябенко, который является раскулаченным. Кроме того, тов.Зайцев, зная заведомо, что тов.Рябенко имеет факт нарушения трудовой дисциплины, покрыл это и дал возможность получить значок ударника. В процессе разбора на парттройке выяснилось, что Зайцев имел вместе с отцом и братом 36 десятин земли, 7 коров, наемную рабочую силу. Постановили: принимая во внимание, что тов.Зайцев: 1) при вступлении в ряды ВКПб не сказал о том, что его отец с братом имели 36 десятин земли и наемную рабочую силу 2) в своей работе попускал злостное очковтирательство, граничащее с обманом партии 3) заведомо зная, что тов.Рябенко имеет происшествия и является раскулаченным, выдвинул его к получению значка ударника Сталинского призыва и дал рекомендацию по вступлению в группу сочувствующих, на основании чего тов. Зайцева из рядов ВКПб исключить председатель парттройки Заневского отделения Октябрьской ЖД Савельев Верно: секретарь Юдин"