На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
О семье Михаила Федоровича Иванова известно следующее: его жена, Махлина Александра Михайловна, 1909 г.р., научный работник, работала во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Можно найти даже ссылку на диссертацию Александры Михайловны на соискание ученой степени кандидата биологических наук "Аммиак в интермедиарном обмене", 1936 год.
Родители жены: Махлина Александра Семеновна, 1882, дер.Будище Черниговской губ., из мещан, с 1903 г профессиональная революционерка, после революции работала на различных должностях, персональная пенсионерка. Махлин Михаил Вениаминович, 1880, г.Быков, из мещан, до революции проф.революционер, после революции занимал различные административные должности, в 1938 арестован и выслан (так написано в анкете Михаила Федоровича, ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.13701 л.4; а по данным сайта Возвращенные Имена "Махлин Михаил Вениаминович, 1882 г.р., уроженец г.Гомель, еврей, беспартийный, бухгалтер Василеостровского дома культуры, арестован 10 февраля 1938 года, Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 года приговорен по ст.17-58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания, расстрелян в Ленинграде 18 июня 1938 года)
В 1940 году (момент заполнения анкеты) Михаил Федорович с женой и двумя детьми жил по адресу пр.25 Октября, д.13 кв.5, там же жила Александра Семеновна Махлина (а в 1931 году, когда Михаил Федорович подписывал ходатайство за брата С.Т., адрес семьи был другой: пр.Майорова 18 кв.50)
Жена, дочь и теща Михаила Федоровича были эвакуированы 19.01.1942 года. Данные об эвакуации есть в базе evacuation.spb.ru, в списке после Александры Михайловны Махлиной указана Валентина Михайловна Иванова 1934 года рождения - это дочка Михаила Федоровича. Но в анкете 1940 года Михаил Федорович указывает, что у него двое детей. Как звали второго ребенка и что с ним случилось - неизвестно. Наверное, что-то могла бы прояснить домовая книга, но я до нее еще тоже не добралась (там еще и с адресом проблемы, насколько я понимаю, адрес может быть ул.Герцена дом 9/13, но домовой книги за военные годы я не нашла).
Зато, кажется, удалось найти потомков сестер Михаила Федоровича!
Мне хотелось найти потомков Михаила Федоровича Иванова. В одной из баз, оказавшейся доступной в сети, я обнаружила Махлину Александру Михайловну, проживающую по адресу Невский 13/9 кв.9. Значит, после войны Александра Михайловна вернулась в свой дом, только номер квартиры другой. И в этой же квартире жила Кожина Валентина Михайловна - очевидно, это дочь Александры Михайловны. Но сейчас на Невском 13 одни офисы, так что по этому адресу их искать бесполезно. Тогда я набралась наглости и написала запрос в Комитет по социальной политике - не могут ли они сообщить мне какие-нибудь сведения о Валентине Михайловне Кожиной? Понятно, что адрес они сообщить не могут, но хотя бы муниципальное образование? Большое спасибо сотрудникам Комитета по социальной политике - они ответили, что Валентина Михайловна как лицо, награжденное знаком "житель блокадного Ленинграда", состояла на учете в органах соцзащиты Василеостровского района, и что она скончалась в 2010 году. Так что ниточка оборвалась. Правда, хорошие люди с нашего форума сообщили мне, что по адресу Невский 13/9 кв.9 проживала еще одна женщина, видимо, дочка Валентины Михайловны. Ну так ведь она тоже фамилию уже давно поменяла, и как ее найти - я не представляла.
Искать потомков братьев и сестер Михаила Федоровича Иванова (то есть "потомков родственников дедушкиного друга") мне не приходило в голову, но информацию о семье Ивановых я давно выложила в соответствующей теме . И неожиданно недавно получила сообщение от Ричарда Шадзевского о том, что у Пелагеи Федоровны Шадзевской (сестры Михаила Федоровича) мог быть сын Павел Андреевич Шадевский 1911 года рождения. Информация о Павле Андреевиче Шадевском нашлась на сайте ПодвигНарода, ПартизаныБелоруссии, а также в статье Юрия Осипова - Павел Андреевич был редактором партизанской газеты, а затем редактором Полоцкой газеты "Сцяг комунiзма". С сыном Павла Андреевича удалось связаться в Одноклассниках, он сообщил, что Пелагея (Полина) Федоровна была расстреляна фашистами в 1943 году за связь с партизанами. Информация о Шадевских нашлась и на Myheritage, но меня-то эта семья интересовала в плане возможных связей Зайцевых и Ивановых, а вот как раз по этому поводу сын Павла Андреевича сказал, что о Зайцевых он ничего не слышал (чего, собственно, и следовало ожидать)
Но я решила заодно посмотреть, нет ли на Myheritage информации об Анастасии Федоровне Вишневской или Анне Федоровне Уточкиной, и обнаружила, что есть целое "родословное дерево" Ивановых! С его администратором, правнучкой Анастасии Федоровны Вишневской, мне тоже удалось связаться в Одноклассниках и, разумеется ни о каких Зайцевых она тоже слыхом не слыхивала. Но зато она прислала мне "родословную Ивановых" - то есть список потомков братьев и сестер Михаила Федоровича, составленную, как я понимаю, ее дедом! Правда, некоторые даты расходятся с теми, которые я видела в архивных документах М.Ф.Иванова, да и в целом сведения, чувствуется, весьма неточные, а главное, что как раз с потомками Михаила Федоровича связь уже потеряна. Но появилась новая информация!
В частности, прояснился вопрос с ребенком Михаила Федоровича Иванова: Михаил Федорович был дважды женат, Александра Михайловна Махлина - его вторая жена, а от первого брака у него тоже был ребенок.
А главное - в родословной была указана дата рождения внучки Михаила Федоровича, дочки Валентины Михайловны Кожиной! И это позволило связаться с ней Вконтакте, чему я очень рада! Может быть, в ее семейном архиве сохранились какие-либо воспоминания о Зайцевых - она обещала посмотреть.
После окончания техникума, в сентябре 1932 года, С.Т. был назначен ревизором-инструктором отдела эксплуатации дирекции ОктЖД. Как я поняла, перемещение С.Т. с должности старшего помощника начальника станции на работу ревизором-инструктором было связано с некоторыми особенностями его характера. В характеристике (ОктЖД л.6) от 6.03.1932 написано: "с работой справляется, но организаторских способностей не имеет, мягкотел и неповоротлив, в проведении единоначалия слаб... оставить на занимаемой должности, по окончании учебы использовать на технической должности в аппарате района".
Как говорит сайт "Ревизор на железной дороге – специалист, который контролирует соблюдение требований технической эксплуатации железнодорожных путей, обнаруживает проблемы и требует от соответствующих структур их оперативного решения. Его миссия – обеспечить безопасное и стабильное движение железнодорожного транспорта. Эту должность официально внедрили в 1937 году." Очень сомневаюсь насчет внедрения в 1937 году, поскольку, кроме записи в трудовой книжке С.Т., есть еще и название должности "ревизор движения" в постановлении СНК СССР и ЦК ВКПб "О планировании перевозок..." Так что должность такая была, а должностные обязанности я представляю весьма приблизительно.
В марте 1933 года он был направлен на Мурманскую железную дорогу на станцию Званка (сейчас Волховстрой). Вот как пишет об этом С.Т. (ОктЖД, л. 7_об): "В 1933 году 21.03 по постановлению Обкома тов.Никулина я был перемещен на Мурманскую ж.д. в Званку зам.нач. отд.эксп 1 района. По приезде в Званку мне пришлось принять станцию и вступить в ДС, так как после крушения на станции ДС и ДСЗ (прим - начальник и заместитель начальника станции) были отстранены. После суда мне пришлось вступить в должность зам.нач. отд.эксп. 1 района, где проработал до реорганизации районов". (насчет суда я не поняла. То ли судили ДС и ДСЗ за крушение, то ли судили предыдущего зам.нач. отд.эксп.; во всяком случае, в одной из автобиографий С.Т. пишет "Когда был снят зам.нач.отдела эксплуатации за развал работы и перерасход отпущенных 42 тыс, то меня назначили КВЗ1 по кадрам и финансовым расходам." - ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164929/1 л.6,7)
Вообще-то, как я могу предположить, одной из причин перемещения С.Т. в Званку было стремление "усилить партийную прослойку" на станции. В частности, на общем собрании коллектива станции Званка 13.01.1933 (ЦГАИПД, ф.708 оп.1 д.2 л.1-3) было принято решение "подобрать в отдел эксплуатации на руководящую должность коммуниста".
Что касается обстановки на станции Званка, то она в протоколе этого же собрания описывается так: "на районе нет ни одного вагонного сарая, даже не предусмотрена их постройка. Промфинплан получаем в конце квартала, перезаключить договоры не можем, так как нет заданий. Труддисциплина слабая. Людям жить негде, и нет средств на жилстроительство. Надо в отделе эксплуатации иметь коммуниста. Ряд агентов эксплуатации даже не знают правил эксплуатации (ему говоришь, а он отвечает, что ты же сам меня сюда утвердил, и кто тут кроме меня работать будет)" В протоколе производственного совещания актива управления района 24.02.1933 (ЦГАИПД, ф.708 оп.1 д.2 л.54) сказано, что "нужна помощь по станции Званка, необходимо несколько человек технически грамотных". Есть описание обстановки на 1 эксплуатационном районе Мурманской железной дороги и в делах ЦГАИПД ф.24 оп.7 д.181, 184. Бытовые условия тяжелые, жилья нет, с питанием плохо, в столовых нет мясных блюд, продукты некачественные, все дорого (обед из двух блюд на ст.Званка стоит 2 руб.50 коп - д.184 л.29) Естественно, найти специалистов для работы в таких условиях было трудно, в частности, среди 16 начальников внеклассных станций только два техника (д.181 л.9). Поэтому из аппарата в районы регулярно направлялись специалисты. Вот технически грамотный коммунист и специалист С.Т. и отправился в Званку.
В ЦГАИПД есть личное дело С.Т. (ф.1728 оп.1 д.368348), относящееся ко времени работы его на станции Званка. С.Т. был объявлен выговор "за укрывательство неявки диспетчера по району Тимофеева", а С.Т. просит этот выговор снять. Суть дела заключалась в том, что диспетчер Тимофеев не явился на работу, а С.Т. в этот день был в дирекции, и уволил Тимофеева не в этот же день, а только когда вернулся. Строгие были порядки. Выговор, как я поняла, с С.Т. сняли, во всяком случае, в более поздних документах об этом партвзыскании не упоминается.
Что за крушение произошло на станции Званка до приезда туда С.Т., я еще не выяснила. А вот о том, с какими трудностями С.Т. пришлось столкнуться, рассказывает газетная заметка. Заметка подшита в личное дело С.Т. (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/5 л.27), но вот из какой она газеты и за какое число - я не разобрала. Скорее всего это газета "Гудок", хотя, возможно, и какая-то местная волховская газета или газета Мурманской дороги, начало апреля 1933 года. Надеюсь найти оригинал. Заметку привожу на фото, а здесь - выдержки из нее: "(из беседы с начальником станции т.Зайцевым) Я работаю на транспорте 20 лет. За это время побывал на 15 станциях, но такой безответственной работы, как на станции Званка, встречал редко. В первую очередь плохо поставлено дело с безопасностью движения поездов... на станционных путях большое количество железа, рессор и т.д. Не все стрелки находятся в чистоте, ослабли болты на стрелках и костыли... да к тому же стрелочник стоит из кондукторов, который и сам не знает, в каком положении она должна находиться... Требуется 14 стрелочников, 8 сцепщиков, 6 составителей...Я упорно буду драться за то, чтобы вывести станцию из узкого места и сделать ее работу образцовой на первом районе"
Как позже писал С.Т. в автобиографии (ОктЖД, л.23) "работая в Званке нач.станции в течение двух месяцев работу выправил и заданные измерители по простою вагонов с 48 в/час довел до 22 в/час..."
В автобиографии С.Т. пишет (ОктЖД л.7об): "Согласно постановлению СНК и ЦК я подал заявление в дирекцию и обком тов.Никулину, что мобилизую себя как технического работника из районного аппарата на производство с откомандированием на ОктЖД на любую станцию".
Насколько я понимаю, речь идет о Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 3 июля 1933 г. "О работе железнодорожного транспорта", где, в частности, сказано: "Нельзя дальше терпеть такого положения, что две трети инженерно-технических работников железнодорожного транспорта заполняют канцелярии районов, дирекций и НКПС, а на линии осталась только третья часть состава инженерно-технических работников транспорта. В результате этого решающие участки транспорта — депо, станция, дистанция пути и связи работают без квалифицированных технических сил и не справляются со своим делом." (ох, какой же живой язык был тогда в официальных документах!) и в связи с этим "СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР и ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б) постановляют:... д) Сократить общее количество служащих во всей системе НКПС и особенно в самом НКПС и в районах, упразднив значительную часть функциональных отделов и должностей с тем, чтобы освобождающихся инженеров, техников хозяйственников перевести на работу в депо, на станции, в дистанции пути и связи." Вот, получается, С.Т., который был зам. нач. отд. эксплуатации 1 района, в соответствии с этим постановлением и написал заявление о переводе непосредственно на станцию.
В 21 июля 1933 года С.Т. был назначен начальником станции Окуловка. На станции Окуловка С.Т. тоже проработал недолго - как он пишет (ОктЖД л.7об) "в 1934 году согласно поданного мною заявления и ввиду семейных обстоятельств и пошатнувшегося здоровья т.к. 4 года учился не освобожденным от производства и после окончания техникума все время приходилось жить врозь с семейством, которое живет в Ленинграде и дети учатся и меня перевели в Сестрорецк начальником станции". Но важно то, что в Окуловке в С.Т. проходил партийную чистку. Было бы очень интересно найти протокол собрания по чистке. Хотя вовсе не факт, что этот протокол сохранился.
Начальником станции Сестрорецк С.Т. проработал чуть меньше года - с марта 1934 по февраль 1935, но это очень важный этап в его жизни. Можно даже сказать, переломный, потому то закончился он исключением из партии. А поскольку с исключением из партии С.Т. не смирился и упорно добивался восстановления, дойдя до ЦК ВКПб, то этот период оказался достаточно хорошо отражен в документах. И в газетах нашлась информация. Так что, извините, будут подробности.
Станция Сестрорецк в 1934/35 годах относилась к 7-му Заневскому отделению отдела эксплуатации Октябрьской ЖД. Сами отделения были организованы в соответствии с Постановлением СНК и ЦК ВКПб от 23.03.1934 "О планировании перевозок и улучшении работы местных органов Народного комиссариата путей сообщения" (до этого существовали "эксплуатационные районы") В этом же постановлении отмечалась необходимость повысить роль начальников станций: "Обязать начальников станций немедленно устранить имеющиеся до сих пор многочисленные искажения и злоупотребления в учёте и отчётности по наличию вагонов на станции и использованию подвижного состава. Возложить на начальников станций персональную ответственность за правильность учёта наличия вагонов и их использования. Установить, что все указания начальника станции... являются безусловно обязательными для работающих на территории станции агентов других служб... Передать в ведение начальников станций жилища, выделенные для размещения станционных работников, и все станционные и служебные здания с возложением на них ответственности за содержание в порядке этих зданий. Народному комиссариату путей сообщения предоставить в распоряжение начальников станций необходимые денежные средства под отчёт. Воспретить всем местным партийным, советским и хозяйственным организациям вызывать начальников станций без разрешения начальника отделения на совещания и доклады, производить обследования их работы, а также производить мобилизацию станционных транспортных средств" В общем, начальник станции был важным человеком)
Сам Сестрорецк в то время был городом с 25 -тысячным населением, причем 70% составляли рабочие завода им.Воскова и их семьи. В городе не было ни дома культуры (был клуб имени Ленина, как я поняла, заводской), ни хлебозавода, ни водопровода (однодневная газета "За Советы", 21.11.1934; Давыденко "Очерки Истории Сестрорецка")
О том, каких успехов добился С.Т. на посту начальника станции, ему приходилось писать в заявлении с просьбой пересмотреть решение о его исключении из партии; при этом прилагались и дополнительные документы. Сам С.Т. пишет: "В бытность мою на станции Сестрорецк работа была поставлена на должную высоту, что отмечалось в печати, а также проводилась проверка работы станции со стороны ревизорского аппарата и ДР7 лично, и находили результаты работы хорошими. Приказом ДН7 за №64 за хорошее состояние стрелочного хозяйства была объявлена благодарность и было дано денежное вознаграждение за выполнение планов погрузки за снижение простоя вагонов под коммерческими операциями."(ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164924 л.4) ДН7 - видимо, начальник 7-ого отделения ДР7 - видимо, ревизор движения того же 7-ого отделения Выписка из упомянутого приказа №64 от 12.12.1934 тоже имеется в деле: "Проверкой установлено, что отдельные ДС поставили это дело образцово, воспитав у агентов станции сознательное и любовное отношение к стрелке, чем добились безупречного состояния стрелочного хозяйства и тем самым заслужили право считать эти станции в ряду лучших отделений. Приказываю: за хорошее содержание стрелок объявить благодарность ДС Сестрорецк Зайцеву" А информация о денежной премии в размере 200 руб занесена в трудовую книжку С.Т.
В характеристике, подписанной парторгом станции (Балашов), председателем месткома (Фролов) и председателем депутатской группы (Пирожков), сказано: "Тов. Зайцев является хорошим администратором, одним из лучших ударников-общественников. В части улучшения работы станции тов.Зайцев поставил на должную высоту труддисциплину путем внедрения сознательности каждого в отдельности работника.... Для снижения простоев вагонов тов.Зайцев был первым инициатором по мобилизации рабочей силы во всякое время дня и ночи. Разгрузка и погрузка вагонов производилась раньше положенного срока, тем самым снижен простой вагонов против заданного за 7 месяцев на 1.5 и этим самым дано транспорту несколько товарных поездов. Для приведения в культурный вид станции и обслуживания пассажиров было организовано 16 субботников, которые проводились при активном участии Зайцева. По инициативе Зайцева была сделана перепланировка билетной и товарной касс, а также строятся стрелочные бревенчатые будки. Тов.Зайцев завербовал 12 лучших ударников в сочувствующие. В борьбе с хулиганством и охране соц.собственности организовал бригады. Случаев хищения не было. Для поднятия технических знаний развернул техучебу, передавая все свои знания подчиненным. По инициативе тов.Зайцева для поднятия культмассовой работы на станцию заводом Воскова был переброшен на работу хороший производственник. Тов.Зайцев достал на заводе 40 гаечных ключей и снабдил все станции Белоостровской и Приморской линий. Под его непосредственном четком руководстве работа станции поставлена на должную высоту." (ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.10, 11)
Атестационная характеристика в личном деле (ОктЖД л.20) менее восторженная, но достоинства признаются: "Работой интересуется, проявляет заботу к улучшению положения станции во всех отношениях. Борется за измерители (прим - сейчас бы сказали "за показатели", одним из таких измерителей, в частности, был процент простоя вагонов) Среди работников станции авторитетом пользуется... Недостаточно распорядителен, но при предъявлении к нему требований старается выполнить. Общественной работой интересуется, активно участвуя в таковой".
Нашлась информация о работе С.Т. и в газетах (газета "Сталинец" - орган политотдела Октябрьских железных дорог, газета "Сигнал" - орган политотдела 7-ого эксплуатационного отделения) В газете "Сигнал" от 03.08.1934 рассказывается о трудовых успехах передовой станции Лахта, но отмечается, что работники станции Сестрорецк являются достойными соперниками станции Лахта. А первая полоса номера "Сигнала" от 12.08.194 полностью посвящена работе станции Сестрорецк. Кроме рассказа о самой станции, опубликована и заметка "Начальник станции" - о С.Т. В заметке, в частности, сказано: "За последнее время станция заметно изменилась, добилась выполнения и перевыполнения производственных измерителей, затратила много силы на улучшение качества обслуживания рабочего пассажира, и во всем этом немалая заслуга начальника станции - Зайцева." (кстати, в заметке есть фактическая ошибка - членом партии С.Т. был не с 1923, а с 1924 года) В газете "Сигнал" от 02.09.34 тоже отмечена станция Сестрорецк: "Большое значение для улучшения нашей работы имеет социалистическое соревнование... 13 станций считаются включившимися, а из них по настоящему, по большевистскому дерутся только несколько: Сестрорецк, Лахта, Шувалово, Белоостров... Некоторые станции, как Сестрорецк и Лахта, сумели привлечь городские советы и общественные организации, которые ощутительно помогают им в соревновании". Наконец, в газете "Сигнал" от 19.12.1934 года помещена статья "Хороший хозяин" - о начальнике станции Зайцеве - на фото.
В статье, в частности, написано, что "Зайцев добился покупки поросят по очень сходной цене для лучших ударников станции... да и сам подумывает о таком приобретении". Я представила, что сказала бы бабушка, если бы дедушка предложил ей завести поросенка))) Да и вряд ли он бы предложил - жили они по-прежнему в Ленинграде на Гончарной; не знаю, было ли у С.Т. какое-то служебное жилье в Сестрорецке, или же он просто ездил на работу из Ленинграда. Но сами поросята меня заинтересовали. Оказалось, что это целая история. С материальным положением и питанием работников было в начале 30-х годов, мягко говоря, не очень хорошо, даже хлеб еще отпускался по карточкам. И вот Политотдел Сталинградского отделения железной дороги решил, что пропитание населения - дело рук самого населения, и выдвинул почин - обеспечить работников железной дороги поросятами. Почин был немедленно подхвачен, и 24.05.1934 в газете "Сталинец" было опубликовано постановление оргбюро дорпрофсожа "Каждого обходчика и путевого сторожа обеспечить поросенком и теленком". Планировалось выявить всех "не имеющих живности", узнать потребности сторожей и обходчиков, поставить вопрос перед начальником дороги о выделении средств для кредитования на льготных условиях путевых сторожей и обходчиков для приобретения телят и поросят (а перед начальником службы пути - вопрос о выделении сенокосов), из фонда соцсоревнования выделить средства на покупку поросят и телят для премирования лучших ударников. И началась поросячья эпопея. К 28 мая ОРС уже роздал (роздал - это не бесплатно, а по себестоимости, и в лучшем случае в кредит) работникам дороги более тысячи поросят и готов распределить еще 500, но не знает конкретно, куда их отправлять. Районные отделения профсоюзов собирают совещания по развитию животноводства среди обходчиков. 6.06.1934 "Сталинец" публикует Приказ по Октябрьским железным дорогам "О снабжении путевых обходчиков и переездных сторожей телятами и поросятами". 15.06 газета выходит с шапкой "У каждого обходчика должен быть поросенок и теленок" и с фотографией поросят, предназначенных для путевых обходчиков. Работников дороги начинают премировать поросятами. В общем, машина завертелась. Но оказалось, как всегда, что с реализацией хорошей идеи есть проблемы: то поросят обещают, но не выдают, то выдают, но худеньких и больных, то везут поросят издалека, в то время как они есть в соседнем совхозе (у дороги были свои совхозы) В общем, "покупка поросят по весьма сходной цене для лучших ударников станции" была вполне в русле текущей политики.
И, наконец, в газете "Сталинец" от 22.09.1934 года под заголовком "Пример ударной работы" опубликована заметка о том, что "надо брать пример у движенцев Сестрорецка. С помощью территориальных организаций, политотдела Заневского отделения, под руководством инициативного начальника т.Зайцева в Сестрорецке сумели коренным образом улучшить работу станции". На этой же полосе - заметка, написанная С.Т., под заголовком "Сестрорецк становится передовой станцией".
С.Т. был депутатом Сестрорецкого Горсовета (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.7об)
Выборы в Горсовет Сестрорецка проходили в 1931 году. Как написано здесь "Важной особенностью советской избирательной системы стало то, что в городах выборные собрания проводились на предприятиях, в учреждениях, то есть по месту работы избирателей. Избрание депутатов советов осуществлялось открыто, путем поднятия рук. Как правило, избирателям предлагался список кандидатов, который в большинстве случаев одобрялся целиком." Но С.Т. не мог быть избран депутатом Горсовета Сестрорецка в 1931 году, видимо, он стал депутатом после того, как был назначен начальником станции Сестрорецк. Думаю, что вообще это было "депутатство по должности", то есть начальник станции должен быть членом Горсовета. По всей видимости, предыдущий начальник станции тоже являлся депутатом Горсовета, но после увольнения с должности был отозван и из депутатов - возможности такие были, как написано там же, "в первой половине 1931 года из городских Советов было удалено более тысячи депутатов"
В газете "Сигнал" от 27.11.1927 помещена статья "В контакте с городским Советом", где отмечается "ударная работа депутатской группы при станции Сестрорецк", существующей с 29.06.1934. "За короткий срок своего существования депутатская группа завоевала крепкий авторитет среди работников станции Сестрорецк. Члены депутатской группы: Зайцев, Пирожков, Рябенко, Богословский, Беляев, Сорокин, Тырель - лучшие общественники станции, лучшие работники ее... Члены Горсовета - начальник станции т.Зайцев и т.Пирожков работают в полном контакте с городским советом..." А в газете "Сигнал" от 3.12.1934 рассказывается о взаимодействии работников станции и Горсовета. В частности, Горсовет помог в строительстве "образцовой будки стрелочника", а чертежи этой будки разработал Зайцев. Наверное, материалы, связанные с работой С.Т. в Сестрорецком Горсовете, можно найти либо в Муниципальном архиве Сестрорецка, либо в ЛОГАВ, и этим надо заняться)
Положение о значке ударника Сталинского призыва на железнодорожном транспорте, подписанное Начальником Политуправлния НКПС и замнаркома по политчасти Полонским 28.04.1934, было опубликовано в газете "Сталинец" 5.05.1934 (если я не напутала с датой, во всяком случае, в начале мая). Сказано, что "Значок ударника Сталинского призыва выдается лучшему ударнику ж.-д. транспорта, являющемуся образцом проведения железной сознательной дисциплины, выполняющему и перевыполняющему свои производственные задачи по количественным и качественным показателям, организующему отстающих на достижение высокой производительности труда, овладевшему техникой своего дела, передающему свой опыт другим, активно участвующему в общественно-политической жизни" Подробнее об этом значке написано здесь
В деле С.Т. приводится протокол заседания "комиссии по рассмотрению лучших ударников станции Сестрорецк и награждения значком Сталинского ударника в лице партгруп.ком.Балашева, пред.МК Фролова, пред.произв.сектора МК Богословского, пред.депутатской группы Пирожкова, грузчика Муравьева" от 16.10.1934 (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.12) "Слушали: о награждении значком Сталинского ударника лучших ударников ст.Сестрорецк Постановили: ввиду хорошей постановки работы ст.Сестрорецк и по его инициативе поднята на должную высоту труддисциплина и развернуто соцсоревнование и ударничество, на основании чего выполняются и перевыполняются заданные измерители, а именно простой вагонов под грузовыми операциями, плановая погрузка, движение поездов по расписанию, комиссия признала начальника станции Зайцева имеющего стаж 37 лет и на транспорте 22 года члена партии с 1923 года вполне заслуживающим награждения значком Сталинский ударник".
Летом и осенью 1934 года проводились слеты ударников-железнодорожников: сначала по отделениям дороги, потом общедорожный слет. Делегатом от станции Сестрорецк на слет ударников был стрелочник Рябенко, о котором позже.