| Borisovna159 Сообщений: 192 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
19 марта 2021 17:23 19 марта 2021 17:34 И всё же Константин Васильевич по просьбе Совета Ветеранов рассказал о войне, и этот записанный рассказ сохранился в семье… От Курска до Берлина. Год 1941, март, 27. Аэродром Пулково. Ленинградский институт ГВФ. Студенты построены каре. В середину строя выходит генерал-майор авиации Шарапов А.Р.: «Здравствуйте, товарищи слушатели!» С этого момента Ленинградский институт ГВФ стал Ленинградской военно-воздушной инженерной Академией, а студенты военнослужащими — слушателями академии. С 15 июня 1941 - первый армейский отпуск, а 21 июня отпуску конец - война! Первые налеты фашистов на город и аэродром Пулково в июле — горькое чувство обиды, наши И-16 сильно уступали и в скорости, и в вооружении немецким Ю-88. Просто не могли их догнать и в манёвре, хотя дрались отчаянно... В августе Академию эвакуировали, выезжали из города с последними эшелонами, прорывавшимися через замыкающееся кольцо вокруг Ленинграда под непрерывными обстрелами и бомбежкой. Ехали через Мгу, Красный Холм. Практически всю дорогу эшелоны подвергались налетам вражеской авиации, как истребительной, так и бомбардировочной, так что пришлось в дороге осваивать специальность ремонтников ж/д путей. Чудо, что с минимальными потерями удалось прибыть в город Йошкар-Олу. В ноябре 1941 Академия закончена. Диплом написан — защита на фронте. Первое назначение — инженер полка 3-его запасного авиаполка. Задача: переоборудование самолетов У-2 (ПО-2) для боевого применения как ночных бомбардировщиков. Самолеты поступали со всех концов страны. Было оборудовано более 300 самолетов, в дальнейшем вновь выпускаемые самолеты ПО-2 оснащались необходимым оборудованием уже на заводах. Задача полка выполнена. Далее небольшой перерыв- пребывание в резерве, самолетов в стране катастрофически не хватало. Кадры авиаинженеров берегли, все наши рапорты об отправке на фронт в любом качестве возвращались с неизменной резолюцией «Придет время - отправим». В апреле 1942 наконец получил назначение в 34 авиационный бомбардировочный полк. Получили самолеты ПЕ-2, как их у нас называли «пешки». Всех тщательно обучили: летчиков летать на новых машинах, инженеров — эксплуатировать, по тем временам сложнейшую, насыщенную новым, незнакомым оборудованием машину. Началась боевая работа: все до единого самолета должны быть готовы к выполнению боевого задания. На устранение боевых повреждений — только одна ночь! Полк начал боевые действия на Центральном фронте в пунктах Ефремов — Елец — Лебедянь со сменой точки базирования через 2-3 дня, чтобы сократить вероятность быть подвергнутым вражеской бомбардировке. Этот маневр оказался достаточно эффективным, хотя и очень напряженным по передислокации, за четыре месяца работы попали под бомбардировку только дважды, а остальные, практически ежедневные бомбардировки фашистской авиации суждено было делать по опустевшим аэродромам. После Центрального фронта особенно вспоминаются бои на Курской дуге. Ожесточеннейшие танковые боевые действия активно поддерживались нашими пикирующими бомбардировщиками. В тяжелых боях погибло много моих товарищей, особенно стрелков-радистов, которые были основными лицами, осуществлявшими защиту самолета. Фашистские летчики в первую очередь старались обезвредить пулеметы стрелка -радиста, тогда ПЕ-2 становился снизу-сзади практически беззащитным. Стрелков -радистов явно не доставало, и поэтому технический состав добровольно выполнял их обязанности. В этот период и мне довелось выполнить 9 боевых вылетов. Летать приходилось оружейникам на ведомых самолетах звеньев, обеспечивающих огневую защиту строя, а радистам –электрикам - на самолетах командиров звеньев, обеспечивающих связь. В апреле 1942 г. наконец получил назначение в 34 авиационный бомбардировочный полк. Получили самолеты ПЕ-2, как их у нас называли - «пешки». Всех тщательно обучили: летчиков летать на новых машинах, инженеров — эксплуатировать, по тем временам сложнейшую, насыщенную новым, незнакомым оборудованием машину. Началась боевая работа: все до единого самолета должны быть готовы к выполнению боевого задания. На устранение боевых повреждений — только одна ночь! Полк начал боевые действия на Центральном фронте в пунктах Ефремов — Елец — Лебедянь со сменой точки базирования через 2-3 дня, чтобы сократить вероятность быть подвергнутым вражеской бомбардировке . Этот маневр оказался достаточно эффективным, хотя и очень напряженным по передислокации, за четыре месяца работы попали под бомбардировку только дважды, а остальные, практически ежедневные бомбардировки фашистской авиации суждено было делать по опустевшим аэродромам. После Центрального фронта особенно вспоминаются бои на Курской дуге. Ожесточеннейшие танковые боевые действия активно поддерживались нашими пикирующими бомбардировщиками. В тяжелых боях погибло много моих товарищей, особенно стрелков-радистов, которые были основными лицами, осуществлявшими защиту самолета. Фашистские летчики в первую очередь старались обезвредить пулеметы стрелка -радиста, тогда ПЕ-2 становился снизу-сзади практически беззащитным. Стрелков -радистов явно не доставало, и поэтому технический состав добровольно выполнял их обязанности. В этот период и мне довелось выполнить 9 боевых вылетов. Летать приходилось оружейникам - на ведомых самолетах звеньев, обеспечивающих огневую защиту строя, радистам -электрикам - на самолетах командиров звеньев, обеспечивающих связь. После Курской дуги — Белоруссия: Шклов, Могилев, Старый Быхов, Рогачев, Чериков, Поповичи, Жлобин, Осиповичи, и Бобруйск. При ликвидации окруженной бобруйской группировки фашистских войск была, пожалуй, самая напряженная работа, цель которой - не дать врагу разорвать кольцо окружения. На подготовку повторного вылета в этот период давалось сначала 45 минут, затем сократили время до 30 минут. За это время надо было устранить боевые повреждения, заправить самолеты, пополнить боезапас пулеметов, подвесит авиабомбы и снарядить их взрывателями. А подвесить их нужно было иногда более 400 штук, а точнее - 406: 400 противотанковых или противопехотных бомб в две кассеты и 6 бомб на внешней подвеске. Особенно сложной было подвеска 100 килограммовых бомб в мотогондольные отсеки. Для ускорения подвески был отработан прием, когда один из механиков ложился на спину на землю и на него накатывали бомбу, а уже он при помощи рук и ног поднимал ее и защелкивал на замок. Только так можно было обеспечить выполнение задания в отведенный срок, подвеска бомб с помощью штатных средств не позволяла уложиться в необходимое время. Наша 301-я бомбардировочная дивизия успешно выполнила эту задачу и была удостоена почетного наименования — Бобруйской. После окончания Белорусской компании — участие в освобождении Варшавы. Вспоминается также взятие Познаньской крепости в марте — апреле 1945 г. Аэродром наш располагался в в 2-х километрах от крепости. Для выполнения бомбометания с необходимой высоты, самолеты для ее набора осуществляли несколько кругов над аэродромом. Была весна — распутица. Подвоз боеприпасов автомашинами прекратился. Бомбы подвозили самолетами ЛИ-2 по две 500 килограммовые штуки. Бомбы меньшего калибра при бомбардировке крепостных сооружений бесполезны. Крепость отчаянно сопротивлялась, сковывая значительное количество наших войск. Фронт ушел далеко вперед на Одер, и оставлять в тылу такой объект было опасно - в крепости оставалось значительное количество фашистов, а бомбить нечем. Вот тогда и было предложено использовать немецкие бомбы, склад которых был обнаружен в лесу, рядом с аэродромом. Над возможностью подвески немецких бомб работали наши оружейники и изобрели специальные бугели для их подвески. С самодельными подвесными устройствами стали бомбить фашистов их же бомбами, что позволило в ближайшие дни взять крепость, в которой, как оказалось, было свыше 30 тысяч солдат и офицеров. После взятия Познаньской крепости проводились полеты по поддержке наших войск на Одерском плацдарме, затем на Зееловских высотах. Последний боевой вылет мне привелось совершить на Берлин 29 апреля 1945 года. Под нами раскинулся задымленный, страшно разрушенный город. Наша задача была - бомбить фашистскую группировку, засевшую на Штетинском вокзале. Задание мы благополучно выполнили. Я за успешное выполнение 10 боевых вылетов был награжден вторым орденом Красной Звезды.
 --- Журбаевы из станицы Красной. Кузнецовы из Матышево. Палагнюк в Ашхабаде и Ташкенте. |