По 108 гвардейской дивизии очень скудные сведения о ее местонахождении на тот или иной период и , в частности, о ее дислокации и задачах на конец ноября 1944 года.
О ней пишется в таких книгах:
Гвардейская Николаевская :
Боевои путь 108-и гвард. стрелковои Николаев. Краснознам., ордена Суворова дивизии /
Савельев, В. П.; Попов, Н. В.
Москва : Воениздат, 1978
Об этой книге упоминается в этом сообщении=============================================
У этого автора есть еще одна книга о 108 гвардейской дивизии:
Савельев, Василий ПавловичБоевые будни штабаСайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Савельев В. П. Боевые будни штаба. — М.: Воениздат, 1986.Книга на сайте:
http://militera.lib.ru/memo/russian/saveliev_vp/index.htmlАннотация издательства: В августе 1942 года автор был назначен помощником начальника оперативного отдела штаба 11-го гвардейского стрелкового корпуса. О боевых буднях штаба, о своих сослуживцах повествует он в книге.
Значительное место занимает рассказ о службе в должности начальника штаба 10-й гвардейской стрелковой бригады и затем — 108-й гвардейской стрелковой дивизии, об участии в освобождении Украины, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.
++++
Вот, что пишется в ней о дислокации дивизии в ноябре 1944:
http://militera.lib.ru/memo/russian/saveliev_vp/04.htmlГлава четвертая.
Мастера выплавляют победу...В последних числах ноября дивизия получила задачу на форсирование Дуная южнее Будапешта. Замыслом командующего 46-й армией предусматривалось после форсирования направить основные силы в обход Будапешта с юго-запада. 37-й корпус, действующий в составе главной группировки армии, планировалось направить на создание внутреннего фронта окружения будапештской группировки врага. 108-я дивизия, входившая в состав 37-го корпуса, действовала в его первом эшелоне.
По нескольку раз в сутки измеряли скорость течения и ширину реки. В верховьях прошли дожди, и река разлилась, набрала скорость. Противник был насторожен, на внезапность форсирования не приходилось рассчитывать.
Форсирование Дуная планировалось на широком фронте тремя дивизиями. Наша 108-я должна была действовать в центре.
Даже если бы противник сумел отразить атаки на одном участке, то все равно наши части могли захватить плацдарм на другом. К тому же бросок через реку совершался глубокой ночью, в кромешной темноте, когда трудно определить группировку десанта.
Вдвоем с полковником Дунаевым перебрали возможные варианты решения. Наибольшее беспокойство приносил выбор [199] участка форсирования для 311-го полка. Попадал в него город Эрчи, расположенный на самом берегу. Городок небольшой, в нем около 10 тысяч жителей, но, по данным разведки, многие дома подготовлены для обороны. Пытались исключить его, направить полк в обход города, но не получалось: справа, вплотную к окраине его, форсировали реку части 99 сд, слева — на середине реки выступала над водой узким длинным клином песчаная отмель. Предстояло направлять полк на город, чего в нашей практике еще не встречалось. Но и противник вряд ли мог предполагать такой рискованный шаг с нашей стороны.
В первом эшелоне действовали у нас 305-й и 311-й полки.
Трое суток заняла подготовка к форсированию Дуная. Основная часть времени пришлась на боевую учебу — практическую отработку с личным составом действий в предстоящем бою. Подразделения тренировались в тылу на реке Чепели Дунааг. С секундомерами в руках командиры полков, батальонов, офицеры штабов выверяли расчеты времени на погрузку техники, посадку людей, переправу, выгрузку, возвращение переправочных средств к левому берегу. Мы настойчиво искали пути для сокращения сроков форсирования. Они складывались из сэкономленных минут.
...самый тяжелый день на плацдарме — 5 декабря...
Большая и трудная работа командиров и штабов по организации ночного броска через широкую реку была завершена днем 4 декабря, и я направился в один из батальонов 305-го полка.
Более сложные условия для форсирования, как и считалось при планировании, оказались в 311-м полку. Его подразделения штурмовали город.
Более сильную группировку противник создал против 311-го и правофланговых подразделений 305-го полков, пытаясь удержать Эрчи и железнодорожную станцию. Здесь было сосредоточено до двух полков пехоты с танками, которые, цепляясь за подготовленные позиции и укрепленные дома, оказывали отчаянное сопротивление. Если в первые часы фашистское командование бросало против нас каждый раз не более батальона с танками, то с рассветом отказалось от мелких контратак. Пленные подтверждали, что в скором времени сюда подойдут резервы с целью нанесения удара и ликвидации нашего плацдарма.
...