23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК
им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
29 июля 2018 12:06 книга Летчики, участники ВОВ на перевалах ГКХ. http://www.russianclimb.com/russian/pp_letchiki.html Захаров П.П. (Москва) Летчики, участники ВОВ на перевалах ГКХ. История боевых действий наших войск в период Великой Отечественной войны изобиловала примерами невероятной находчивости и личного героизма солдат и офицеров различных родов войск. Но среди великого множества боевых подвигов ставших предметами истории, сценариями фильмов и большой литературы, то боевые действия летчиков во время т.н. «Кавказской войны» в своем большинстве остались за рамками описаний. Война на горных перевалах в определенной мере всегда носит локальный характер. Доставка грузов и боепитания на передовой рубеж обороны, так же как и эвакуация раненных и больных бойцов может осуществляться весьма ограниченными средствами: караванами ишаков и лошадей (для них тоже нужно доставлять питание – сено, зерно); силами самих солдат - носильщиков (в пути их тоже надо кормить) и авиацией, причем только теми ее видами, которые могут быть наиболее маневренными в узких горных ущельях. Ни о каких специальных самолетах не могло идти и речи, т.к. подобных типов самолетов просто не существует. Особые и специфические условия боевых действий в горах, к которым относятся разрыв коммуникаций, потеря связи (а порой ее полное отсутствие) и острый недостаток боеприпасов и питания, поставил наши горные части на перевалах ГКХ в исключительно трудные условия ведения боевых действий. Отряды оказались в таких труднодоступных местах (а некоторые, даже в тылу противника), что перебросить туда грузы, кроме как авиацией, было невозможно. Чтобы начать активные военные действия, остановить продвижение частей немецкого генерала Конрада, прежде всего, надо было наладить связь с горными отрядами, оказывать им помощь. Было принято решение о проведении разведки воздушных трасс над ГКХ, поставив на это трассы самолеты гражданской авиации и приступить к снабжению войск с воздуха. Это было очень опасное и трудно выполнимое решение - гитлеровцы систематически обстреливали тихоходные самолеты из всех видов вооружения, требовались хорошие знания условий полетов над горами и главное в предельно сжатые сроки научиться лавировать в горных ущельях, чтобы сбрасывать спасительные грузы в нужных местах и в необходимое время. --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
29 июля 2018 12:35 29 июля 2018 13:41 Ли-2 из состава 23 ОАП ГВФ. Зима 1945-46 гг. http://www.rulit.me/books/mir-...67-13.html_____________ 23-ий ОАП (Отдельный авиаполк) из состава ГВФ имел на вооружении самолеты АНТ-40 использованных в качестве транспортных самолетов. В августе 1942 г они наряду с самолетами других типов использовались для сброса боеприпасов и продовольствия частям 46ой Горно-стрелковой армии в районе Кавказского хребта. В 1942-1943 гг эти самолеты использовались для переброски летно-технического состава и технического имущества 4-й и 5-й Воздушных армий для доставки горючего на Юго-западном фронте и Кубани. С июля 1943 г 23й ОАП вошел в состав 2-й Воздушной армии и обеспечивал снабжение боевых частей этой армии боеприпасами, горючим и запчастями в период Курской битвы. Те же задачи полк выполнял при форсировании Днепра и освобождении Украины. Количество самолетов АНТ-40, состоявшие на вооружении 23го ОАП, распределялось по годам следующим образом: на 1.09.42 - 7, на 24.04.43 - 6, на 1.07.44 - 6, на 1.01.45 - 1 самолет. 87-й ОАП (Отдельный авиаполк) из состава ГВФ имел на вооружении несколько самолетов АНТ-40, использовавшихся для связи и перевозки грузов до октября 1943 г. http://aftershock.news/?q=node/443342&full --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
29 июля 2018 12:48 29 июля 2018 13:35 Болтыхов Василий Матвеевич Дата рождения/Возраст __.__.1914 Место рождения Воронежская обл., Ново-Черкаский р-н, с/с Никольский Последнее место службы 5 ва 8 оавп Воинское звание мл. сержант Причина выбытия убит Дата выбытия 12.03.1943 Первичное место захоронения Краснодарский край, Северский р-н, Северский с/с, ст. Северская, парк культуры Название источника донесения ЦАМО Номер фонда источника информации 58 Номер описи источника информации 18001 Номер дела источника информации 921 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53330013&p=13______________________ фотография из фондов музея Заветненской СОШ им. Крымских партизан. Крым  статья с форума: выехали к месту падения самолета, которое неделю назад обнаружила наша разведка. http://iskatelklada.tuapse.ru/...vskoj.html Тип происшествия: катастрофа Дата: 12 марта 1943 г. Время: 10:50 Страна: СССР Место происшествия: Краснодарский край, район ст. Холмская Тип ВС: У-2 Регистрация ВС: 179 Авиакомпания: Аэрофлот (СССР) Подразделение: 8 ОАП ГВФ Пилот 3-ей АЭ 8 ОАП ГВФ выполнял задание по доставке боеприпасов на самолете У-2 №179 (зав. №0172) вместе с самолетом СП №2637 (зав. №12954). Пилоты вылетели во второй рейс в станицу Холмская Краснодарского края. Загрузив боеприпасы на площадке Холмская, пилоты взлетели и легли на курс на Геленджик. Через 2-3 минуты после взлета, в 10:50, проходя бреющим полетом у юго-западной окраины станицы на расстоянии 3 км от площадки, самолеты атакованы двумя истребителями Ме-109 противника. Первым заходом истребителей пилот У-2 был убит попаданием снаряда в голову. Самолет упал в лес. Самолет СП был обстрелян и получил повреждения. Пилот совершил посадку на дорожке в балке между кустами. Повторными заходами самолет был расстрелян истребителями. Позже, в 17:30, истребители вернулись, обстреляли оба подбитых самолета и зажгли их. Погибших - 1 Заводской номер самолета 0172 Регистрационный номер ВС 179 _____________ Фамилия Болтыхов Имя Василий Отчество Матвеевич Последнее место службы 8 оавп Причина выбытия убит Дата выбытия 12.03.1943 Название источника донесения ЦАМО Номер фонда источника информации 33 Номер описи источника информации 11459 Номер дела источника информации 180 http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73497760&p=1___________________ ID 73804734 После авторизации вы сможете ввести дополнительную информацию Добавить в избранное Фамилия Болтыхов Имя Василий Отчество Матвеевич Дата рождения/Возраст __.__.1914 Последнее место службы 3 АЭ 8 оавп Воинское звание мл. лейтенант Причина выбытия убит Дата выбытия 12.03.1943 Название источника донесения ЦАМО Номер фонда источника информации 33 Номер описи источника информации 11458 Номер дела источника информации 34 http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73803087&p=193_____________________ Фамилия Болтыхов Имя Василий Отчество Матвеевич Воинское звание мл. лейтенант Причина выбытия убит Дата выбытия 13.03.1943 Название источника донесения ЦАМО Номер фонда источника информации 33 Номер описи источника информации 594259 Номер дела источника информации 26 http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75115460&p=8______________________ Информация из Книги Памяти ID 411359518 После авторизации вы сможете ввести дополнительную информацию Добавить в избранное Фамилия БОЛТЫХОВ Имя Василий Отчество Матвеевич Дата рождения/Возраст __.__.1914 Дата выбытия 12.03.1943 Название источника донесения Книга памяти. Ростовская область. Том 7  _________________ --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
22 января 2019 20:34 добавлена информация по Нижник И.Я. и Николаю Огаркову --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
22 января 2019 20:55 --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
22 января 2019 21:09 --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
30 декабря 2020 20:36 21 февраля 2021 15:43 Авиационные происшествия. Увы, не обходилось без аварий и катастроф (градация аварий (поломка техники без гибели людей) или катастрофа (любое авиационное происшествие с гибелью или последующей смертью человека) прослеживается с довоенных времён, и давно закрепилась в руководящих документах по авиации [27, с. 53; 26, с. 4]). В указанный период авиапроисшествий было несколько, все с самолётами Ли-2. Так, 25 июня 1943 года, Ли-2 (бортовой номер 26) под командованием гвардии лейтенанта Б.Г.Китаева вылетел с аэродрома Адлер с заданием произвести посадку у партизан, доставить 18 человек, и вывезти группу больных и раненых партизан. В ночь 26 июня самолёт прилетел, посадка была произведена, люди доставлены. После загрузки самолёт вырулил на взлёт. Но при взлёте отказал левый двигатель, самолёт упал и потом сгорел. Экипаж и вывозимые партизаны остались живы, покинув упавший самолёт [41, л. 27, 91]. В Государственном архиве АР Крым сохранились акты на списание самолёта, потерянного в результате другой аварии [41, л. 92]. В ночь с 3 на 4 октября самолёт Ли-2 (бортовой номер 5810, командир экипажа гвардии лейтенант А.Л.Москалина) при посадке на высоте 900 метров резко упало давление масла в левом двигателе, с уменьшением оборотов винтов удалось самолёт успешно посадить. Но в конце пробега двигатель заклинил. Осмотром на земле обнаружена стружка в маслофильтре, к чему привели поворот и полное разрушение коренного подшипника. По условиям местности и ввиду близости противника решением комиссии (командир корабля гвардии лейтенант И.И.Москалина, начштаба партизанской бригады старший лейтенант Н.К.Котельников, командир партизанского отряда И.И.Москалёв, борттехник гвардии старшина А.Т.Скибин, начальник связи эскадрильи гвардии старшина Анашкин) самолёт и секретная радиотаблица сожжены, радиостанция, автопилот и зимнее обмундирование забазировано в лесу. 15.11.1943 г. Ли-2 вылетев из Краснодара накануне, произвёл посадку, доставил горные установки реактивных снарядов и один комплект мин, 9 человек команды. Но самолёт на аэродром взлёта не вернулся. Обстоятельства аварии неизвестны. Но в эту же ночь произошла ещё одна авария: самолёт Ли-2 под управлением Гуляева доставил в Крым 180 винтовок, 15000 патронов, 200 гранат, но при взлёте зацепился за лес, упал и сгорел [41, л. 30]. Согласно архивным документам [41, л. 93–96], в частности акту расследования аварии самолёта от 19.01.1944 г. (подписан начальником политотдела Центральной Оперативной Группы Н.Д.Луговым, командиром 5-й бригады Соловьём, комиссаром 5-й бригады старшим лейтенантом Маркиным, комиссаром 6-го отряда 5-й бригады Думановым, начальником боепитания 5-й бригады Овечкиным) в ночь на 19 января 1944 года Ли-2 потерпел аварию: при посадке сломал шасси, повредил левую плоскость крыла, левый винт, левый двигатель и систему его маслоснабжения. Причинами аварии названы неправильно выложенные посадочные знаки и костры со смещением. В итоге именно грубое нарушение самими партизанами порядка расположения посадочных знаков привело к укорачиванию посадочной площадки, и аварийному выкатыванию самолёта на пробеге http://sn-histor.cfuv.ru/wp-content/uploads/2016/12/20.pdf --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
27 апреля 2021 16:07 На № 13/00675. Прошу включить 8 оап ГВФ в перечень соединений и частей ВВС ЗакФ, принимавших участие в боевых действиях Описывает период с 09.08.1944 по 09.08.1944 г. Прочие документы. № документа: 13/01132, Дата создания документа: 09.08.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 47, Опись: 1063, Дело: 623, Лист начала документа в деле: 207 Авторы документа: ЗакФ, генерал-лейтенант авиации Глушенков, полковник Степанов Описывает боевую операцию: нет данных https://pamyat-naroda.ru/docum...f646b1av4# --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
27 апреля 2021 16:10 Краткий обзор работы 8 оавп ГВФ Описывает период с 01.04.1943 по 10.04.1943 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 10.04.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 327, Опись: 0004999, Дело: 0016_2, Лист начала документа в деле: 297 Авторы документа: 8 оавп, майор Чачанидзе, майор Захаров Описывает боевую операцию: нет данных https://pamyat-naroda.ru/docum...f646b1av4#    --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
12 июня 2023 16:00 12 июня 2023 16:02 23 отдельный авиационный Берлинский орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого полк ГВФ 8 отдельный авиаполк ГВФ, Закавказская особая авиагруппа ГВФ, Северо-Кавказская особая авиагруппа ГВФ орден Александра Невского орден Богдана Хмельницкого 23 (former 8) detached aviation "Berlin" regiment GVF Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение В декабре 1941 г. отряды Азово-Черноморского управления воздушного флота были преобразованы в Северо-Кавказскую особую авиагруппу ГВФ для обеспечения боевых действий наземных войск и частей ВВС на Кубани и Кавказе. 03.09.1942 была сформирована Закавказская особая авиационная группа ГВФ, в состав которой влилась бывшая Северо-Кавказская оаг. 07.11.1942 авиагруппа переформирована в авиаполк - 8 оап ГВФ. 24.11.1944 полк переименован в 23 оап ГВФ. За успешное выполнение боевых заданий по доставке военных грузов, вывоз раненых Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.04.1945 полк был награжден орденом Александра Невского 04.06.1945 полку присвоено почетное наименование «Берлинский». В этот же день за обеспечение Дрезденской операции полк награжден орденом Богдана Хмельницкого 2 степени. Подчиненность и участие на фронтах В 1942-43 гг. летчики авиаполка выполняли полеты на перевалах главного Кавказского хребта в условиях действия вражеской авиации, по ущельям выходили к своим войскам и выполняли посадки на пятачки перевалов Маруха, Клухора, Адомза, доставляя наземным войскам боеприпасы, снаряжение и продовольствие. Кроме того, экипажи полка выполняли полеты на партизанские аэродромы. С ноября 1942 г. по июнь 1943 г. авиаполк входил в состав 4 ВА, а затем был переведен на Воронежский фронт во 2 ВА. Выполнял транспортные задачи. Авиаполк принимал участие в разгроме немецких войск на Курской дуге, в освобождении Украины, форсировании Днепра. В дальнейшем участвовал в изгнание захватчиков с территории Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии. В действующей армии: 28.01.1942 - 03.09.1942 (Северо-Кавказская оаг ГВФ) 04.09.1942 - 07.11.1942 (Закавказская оаг ГВФ) 08.11.1942 - 24.11.1944 (8 оап ГВФ) 25.11.1944 - 11.05.1945 (23 оап ГВФ) Итоги боевой деятельности авиачасти За годы войны летчики полка провели в воздухе 116295 часов, совершили в тыл противника (в основном в Крым) 463 полета, перевезли 425 десантников, 7379,8 тонны боеприпасов, 5453 раненых бойцов. Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях Матчасть включала транспортные самолеты У-2, ПР-5, АНТ-9, К-5, ПС-41, Ли-2. http://ava.org.ru/sap/gvf23.htm --- Все мои данные и данные о моих предках размещаются мной на сайте добровольно, исключительно с целью изучения истории семьи и для составления родословной. | | |
|