Авиационные происшествия. Увы, не обходилось без аварий и катастроф
(градация аварий (поломка техники без гибели людей) или катастрофа (любое авиационное происшествие с гибелью или последующей смертью человека) прослеживается с довоенных времён, и давно закрепилась в руководящих документах по
авиации [27, с. 53; 26, с. 4]). В указанный период авиапроисшествий было несколько, все с самолётами Ли-2.
Так, 25 июня 1943 года, Ли-2 (бортовой номер 26) под командованием гвардии
лейтенанта Б.Г.Китаева вылетел с аэродрома Адлер с заданием произвести посадку
у партизан, доставить 18 человек, и вывезти группу больных и раненых партизан. В
ночь 26 июня самолёт прилетел, посадка была произведена, люди доставлены. После загрузки самолёт вырулил на взлёт. Но при взлёте отказал левый двигатель, самолёт упал и потом сгорел. Экипаж и вывозимые партизаны остались живы, покинув упавший самолёт [41, л. 27, 91].
В Государственном архиве АР Крым сохранились акты на списание самолёта,
потерянного в результате другой аварии [41, л. 92]. В ночь с 3 на 4 октября самолёт
Ли-2 (бортовой номер 5810, командир экипажа гвардии лейтенант А.Л.Москалина)
при посадке на высоте 900 метров резко упало давление масла в левом двигателе, с
уменьшением оборотов винтов удалось самолёт успешно посадить. Но в конце пробега двигатель заклинил. Осмотром на земле обнаружена стружка в маслофильтре, к
чему привели поворот и полное разрушение коренного подшипника. По условиям
местности и ввиду близости противника решением комиссии (командир корабля
гвардии лейтенант И.И.Москалина, начштаба партизанской бригады старший лейтенант Н.К.Котельников, командир партизанского отряда И.И.Москалёв, борттехник гвардии старшина А.Т.Скибин, начальник связи эскадрильи гвардии старшина
Анашкин) самолёт и секретная радиотаблица сожжены, радиостанция, автопилот и
зимнее обмундирование забазировано в лесу.
15.11.1943 г. Ли-2 вылетев из Краснодара накануне, произвёл посадку, доставил
горные установки реактивных снарядов и один комплект мин, 9 человек команды.
Но самолёт на аэродром взлёта не вернулся. Обстоятельства аварии неизвестны. Но
в эту же ночь произошла ещё одна авария: самолёт Ли-2 под управлением Гуляева
доставил в Крым 180 винтовок, 15000 патронов, 200 гранат, но при взлёте зацепился
за лес, упал и сгорел [41, л. 30].
Согласно архивным документам [41, л. 93–96], в частности акту расследования
аварии самолёта от 19.01.1944 г. (подписан начальником политотдела Центральной
Оперативной Группы Н.Д.Луговым, командиром 5-й бригады Соловьём, комиссаром 5-й бригады старшим лейтенантом Маркиным, комиссаром 6-го отряда 5-й бригады Думановым, начальником боепитания 5-й бригады Овечкиным) в ночь на 19
января 1944 года Ли-2 потерпел аварию: при посадке сломал шасси, повредил левую плоскость крыла, левый винт, левый двигатель и систему его маслоснабжения.
Причинами аварии названы неправильно выложенные посадочные знаки и костры
со смещением. В итоге именно грубое нарушение самими партизанами порядка
расположения посадочных знаков привело к укорачиванию посадочной площадки, и
аварийному выкатыванию самолёта на пробеге
http://sn-histor.cfuv.ru/wp-content/uploads/2016/12/20.pdf