Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, данные по https://www.obd-memorial.ru и по Электронным Книгам Памяти

23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК

им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966
http://war1945.ru/civil-aviati...bitva.html
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
Экипажи Московской авиагруппы обеспечивали связь между Ставкой ВГК и сражавшимися на Волге армейскими штабами, доставляли срочные военные грузы на передовые участки фронта и в места, недоступные для наземного транспорта, вывозили раненых. Несколько экипажей постоянно базировались за Волгой и осуществляли различные перевозки, забрасывали разведгруппы в тыл врага.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966
http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4674
4. И. о. начальника РО штаба СКФ подполковнику т. Кочегарову совместно с полковым комиссаром т. Поповым разработать план эвакуации и представить на утверждение Военного Совета не позднее 1 сентября 1942 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Командующий войсками Члены Военного Совета
Северо-Кавказского фронта Северо-Кавказского фронта
С. Буденный Л. Каганович, Л. Корниец
1 сентября 1942 года.
Принципиальный план эвакуации больных и раненых партизан Крыма
№ п/п Вид операции Место эвакуации Исполнители Средства и возможности Время Сигналы
Прибытия на цель Продол. посадки Прибытие СОЧИ С берега С лодки
1. Эвакуация партизан 2 района Ком. дивизиона п/л капитан 2 ранга БУК и ст. л-т г/б Харченко Подлодка Д-5 190 человек 21.30 3.9.42 г. 2-3 часа 5.9 Световая сиг. И отзыв Пароль
2. Эвакуация партизан 3 района тоже тоже 23.00 9.9.42 г. 2-3 часа 11.9.42 тоже тоже
3. Эвакуация партизан 1 района тоже тоже 21.30
15.9. 2-3 часа 17.9.42 тоже тоже
4. Эвакуация партизан 2 района тоже тоже 22.00 19.9 2-3 часа 21.9.42 тоже тоже
5. Эвакуация тяжело раненных и больных Летчики Молчанов и Фадеев Санитарным самолетом «С-2» 3 человека
Примечание:

1. Одновременно с эвакуацией происходит ежедневная выброска продовольствия двумя самолетами «ТБ-3» из расчета один Лобову (2-й район) один Северскому (3-й район).
2. Для питания партизан отпустить 1000 пайков.
1. 1-й район (Чуб) ввиду его малочисленности объединить со вторым.
2. Лобову дать задание восстановить связь с Мокроусом — (Старо-Крымские леса) и снабдить его питанием для рации.
3. Пароль и отзыв каждый раз менять и устанавливать перед операцией.
Начальник РО штаба СКФ
подполковник Кочегаров
Военком РО штаба СКФ старший бат. комиссар
Цицурин
ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ КОМАНДОВАНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО Ф
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966
http://coollib.com/b/232917/read

.........Пока есть большевики, «Партизанская правда» выходить будет! — говорили жители края.

Словом, работа кипела!

Вскоре наладилась прочная связь с обкомом партии и командованием Брянского фронта. В мае 1942 года партизаны получили лаконичную радиограмму штаба Брянского фронта:

«Готовьте аэродром, вышлем самолеты».

Радости не было границ! Теперь надо было в считанные дни в полном смысле слова с корнем вырвать сотни деревьев — богатырских дубов, кудрявых лип, золотистых сосен, белых берез, чтобы подготовить посадочную площадку.

Вскоре началось регулярное воздушное сообщение с «Большой землей». Партизаны доставляли командованию Советской Армии свежие разведывательные данные — захваченные у противника важнейшие документы, карты, фотоснимки. Советский тыл поставлял партизанам вооружение, боеприпасы, медикаменты, продукты, одежду. Доставив грузы, самолеты забирали на «Большую землю» тяжелораненых, оставшихся без родителей детей и партизанскую почту. Осторожно уложив раненых и устроив поуютнее ребят, пилоты бережно упаковывали почту, зная, что каждый самодельный конверт, надписанный при свете костра огрызком карандаша, на «Большой земле» был для кого-то долгожданной, дорогой весточкой.

А вскоре партизаны обзавелись своими собственными самолетами. Это был замечательный подарок Брянского фронта — тройка юрких «ПО-2». В руках бесстрашных летчиков во главе с командиром звена Борисом Лахтиным они не только надежно обеспечивали связь, но и успешно справлялись с заданиями разведки, перевозили раненых, а иногда даже бомбили врага[155].
42627274263744771181_thumb.jpg
Командир партизанского авиационного звена «ПО-2» Герой Советского Союза Б. А. Лахтин.


Побывавший на аэродроме Смелиж (Суземский район) известный в нашей стране рекордсмен-воздухоплаватель и парашютист П. П. Полосухин, делясь впечатлением о состоянии и размахе работы партизанского аэропорта, рассказывал:

«Утром пройдясь по лагерю, я поразился его размерами. А ведь здесь находился только штаб соединения! Осмотр посадочной площадки убедил меня в том, что она сделана добротно. Рядом с площадкой на опушке леса стояли замаскированные самолеты. Все здесь больше напоминало расположение регулярной воинской части, нежели партизанский лагерь. Правда, воины были одеты в самую разнообразную форму…

За короткую ночь аэродром принял несколько самолетов…»

Об интенсивности работы аэродромов говорят факты: только за два с половиной месяца зимы 1942/43 года Третий гвардейский корпус авиации дальнего действия доставил на партизанские аэродромы Смелиж и Салтановка свыше 300 тонн боевого груза, помимо медикаментов и теплой одежды.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966
В Зуйских лесах (второй район) была сооружена посадочная площадка, на которой приземлялись транспортные самолеты, доставлявшие партизанам оружие, боеприпасы, литературу и вывозившие больных и раненых партизан. Прокладывая путь к партизанам Крыма, советские летчики проявили исключительный героизм. Полеты к партизанам, совершавшиеся только ночью, были сопряжены с огромными трудностями. Посадку и взлет летчики производили на примитивном, неосвещенном аэродроме. По пути в Крым им приходилась выдерживать сильный заградительный огонь вражеской зенитной артиллерии. Но ничто не останавливало героев-летчиков. В этих операциях особенно отличились Герои Советского Союза Кашуба, Езерский, Таран, Герасимов, летчики Смирнов, Фадеев, Царевский, Калмыков, Нижник, Москалина, Бабий.

http://coollib.com/b/232917/read
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966
Рации были не единственным способом связи. И это понятно. В 1942–1944 годах применялся также воздушный способ заброски военных разведчиков и связников в зоны действий партизанских отрядов Крыма. В этот период на территории Белогорского (Карасубазарского) района, где действовали партизаны II района, находились основные посадочные площадки для приема самолетов с Большой Земли.

Но разведотделы трех армий Крымфронта проводили операции по заброске разведчиков с использованием только необорудованных «пятачков» в глухой местности. Об этих операциях имеется запись рассказа бывшего летчика самолета ПО-2 — Степана Степановича Нетруненко. Он с января 1942 года служил в 764-м легкобомбардировочном полку ночных полетов на ПО-2. Полк действовал в интересах 44-й Армии Крымфронта. Такой же полк — 763-й — был придан 51-й Армии. Базировался 764-й ЛБНАП в районе деревни Харджи-Бие (от дер. Марфовка под Керчью — в 7 км на юго-запад). ПО-2 (биплан, бывший У-2, или «кукурузник») собрался из дерева и перкали, был очень надежен в управлении. Летчики — это асы из числа инструкторов 25-й Невинномысской (на Кубани) авиашколы по переучиванию пилотов ГВФ. Из полка были отобраны лучшие проверенные летчики для участия в обеспечении разведывательных операций. Для заброски разведчиков и чекистов командование использовало и другой тип самолета — С-2 — с посадкой на оккупированной территории в ночное время без подсветки. Как вспоминает С. С. Нетруненко, людей доставляли через линию фронта в нужную точку (бывали среди них и молодые женщины), а потом в обусловленный день и час сюда же прилетал уже знакомый с данным местом летчик и забирал разведчиков после выполнения задания. (Известно, что Малькевич — «Игнат» трижды воздушным путем доставлялся под Керчь и возвращался в разведцентр).


http://www.sevastopol.ws/Pages/?aid=90
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966
Подводя итоги боевой работы авиаполка, командование Армии считает, что ...личный состав полка ...внёс серьёзный вклад в дело разгрома ненавистного врага, сам понеся минимальные потери... Ведущее место в боевой работе полка неизменно занимали летчики и техники - коммунисты и комсомольцы Борисенко, Суницкий, Курочкин, Лугинец, Савин, Лобженидзе, Кулагин, Белокопытов, Сербии, Дебелергов, Долгов, Ткачев, Фадеев, Носов, Трухацкий, Олюнин, Волков, Пономарев, Таранов и многие другие. Они служили примером мужества и отваги, мастерства и самоотверженности, чести и организованности при выполнении любых заданий... Командование Армией выражает благодарность руководству Гражданского воздушного флота за хорошую подготовку 97-го Отдельного авиационного Краснознаменного полка, обеспечившую действие полка по разгрому фашистских войск и по обеспечению свободы, независимости и счастья народов нашей любимой Родины.
http://svoim.info/201204/?04_6_1
многие летчики из 8(23) отд.авиаполка ГВФ перешли служить в 13(97)отд.авиаполк ГВФ
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966
12 июля 1942 г.
Вчера Алексей Васильевич Мокроусов и Серафим Владимирович Мартынов улетели на самолете летчика Молчанова

http://www.onixtour.com.ua/books/9c279c29/part12.htm


________________

25 августа 1942 г.
Все наши "лесовики" в восторге от летчиков, которые летают к нам на такой чудесной машине, как У-2, названной нашим народом "кукурузник".
Первым посадил свой самолет в горах летчик Морозов. Затем стали к нам летать Калмыков, Фадеев, Молчанов, Мордовец, Мажарин, Игнатьев, Нижник и другие. Каждый за это время совершил десятки рейсов. Хочется рассказать о некоторых из них.
Федор Петрович Мордовец родом из Нижнего Тагила Свердловской области. Двадцатидвухлетний лейтенант морской авиации за боевые заслуги награжден двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени. На своей крохотной машине он сделал около тридцати посадок в горах и вывез до шестидесяти раненых партизан и партизанок.
3 июля Мордовец вылетел из леса в Севастополь. Он и не подозревал о том, что город уже занят противником. На борту были два пассажира — механик и медсестра. Федя уже собирался посадить самолет на так хорошо знакомый ему аэродром, но во время снижения увидел вражеских солдат, бежавших к месту посадки. Он резко поднялся ввысь и повел самолет в сторону моря. В трех километрах от берега, в районе Анапы, кончился бензин. Мордовец подал пассажирам команду "приготовиться к прыжку". Около трех часов Федя и е го спутники плавали, имея всего один спасательный круг. Утром сторожевой катер подобрал их и доставил в госпиталь. После нескольких дней отдыха Федя снова летает к нам, но теперь уже из Адлера и, как всегда, весел, жизнерадостен и ради товарищей готов со вершить новые героические поступки.
Большой популярностью и уважением партизан пользуются два друга — коммунисты лейтенанты Василий Павлович Калмыков и Яков Михайлович Фадеев. Они не только однополчане — с детства жили в одном городе, на одной улице и даже в одном доме и соседи по кварт ирам: Астрахань, улица Бабушкина, 100. У Калмыкова квартира 4, у Фадеева — квартира 6.
Наши герои с юных лет мечтали стать летчиками. Комсомол послал их учиться в летную школу при местном аэроклубе. С началом войны оба отправились на фронт. За боевые заслуги награждены орденами Красного Знамени. С апреля они совершили до сорока посадок на партизанских площадках, и каждый из них вывез из леса до шестидесяти тяжело раненных и больных партизан.
Несколько дней назад Вася Калмыков и Яша Фадеев снова прилетели к нам и, забрав больных партизан, отправились обратно. В самолете Яши находились бортмеханик разбившегося самолета Михаил Мац и Василий Иванович Филиппов. Когда летели уже над Старым Крым ом, вражеские зенитки повредили самолет Фадеева. Яша не растерялся, дотянул самолет до леса и посадил его на деревья. Вместе со своими пассажирами он отправился искать нас.
http://www.onixtour.com.ua/books/9c279c29/part12.htm
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966
К середине тридцатых годов в Грозном было создано летное подразделение, послужившее основой для образования в дальнейшем Грозненского объединенного авиационного отряда.

Грозненские авиаторы с первых дней Великой Отечественной войны вошли в состав Особой Северо-Кавказской авиагруппы, а в дальнейшем – в преобразованный 23 отдельный авиаполк ГВФ. Командование высоко оценило боевую деятельность летного состава. Полк был награжден орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого. Среди награжденных был и грозненский пилот Г.В. Абушкевич.
И в послевоенные годы грозненские авиаторы с честью продолжили славные традиции своих товарищей-фронтовиков.
http://vesti95.ru/news/social/5768964.html
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966


Во второй половине марта летчиков 764-го полка лейтенанта Морозова, младшего лейтенанта Молчанова и сержанта Зеленкова вызвали в штаб полка и вручили предписание отбыть в Керчь в распоряжение штаба ВВС Крымского фронта. Там стало известно, что они и еще три экипажа соседнего 763-го полка получат санитарные самолеты С-2 и будут заниматься эвакуацией из Крымских гор раненых партизан. Как старший по званию лейтенант Морозов был назначен командиром группы. Со всех летчиков взяли подписку о неразглашении военной тайны.
25 февраля 1942 года был произведен первый сброс продуктов с самолетов ТБ-3. Всего 36 грузовых парашютов.
Первый блин в какой-то степени вышел комом. Мешки с мукой разбивались о землю, оставив вокруг себя облако белой пыли. Уже к следующему разу те, кто готовил партизанские посылки, внесли коррективы и стали насыпать неполный мешок, а уже его вкладывали в «суперупаковку» — во второй мешок, который и оставался целым после удара о землю. Второй сброс состоялся почти через месяц, 24 марта 1942 года. Партизанам удалось собрать 28 грузовых парашютов [73, с. 65].
С момента установления связи с командованием Крымского фронта партизаны с нетерпением ждали прилета самолетов с посадкой в лесу.
Несколько ночей подряд из-за плохой погоды откладывался вылет лейтенанта Морозова. Затем было два возврата по той причине, что горы оказались закрытыми облаками. В эти дни 763-й полк внезапно перебазировался в другое место и вместе с ним улетели прикомандированные летчики. Остались всего три экипажа и шесть санитарных самолетов С-2 [73, с. 168].
А раненых все эти ночи приносили и уносили, приносили и уносили. Люди выбились из сил. Наконец, 6 апреля 1942 г. лейтенант Морозов вылетел. Самолет взял курс на юг и минут через двадцать вышел к мысу Чауда. Под крылом был Феодосийский залив. Далее на мыс Меганом. К счастью летчиков, на мысе был оборудован маяк, который обслуживал корабли противника. Он возвышался на высоте 363 метра и был прекрасно виден с моря. Затем доворот и курс на партизанский аэродром.
Ближе к полуночи партизаны услышали рокот мотора, знакомое с довоенных лет тарахтение «кукурузника». Искренне ужаснулись тому, как летчик в такой темноте сможет посадить самолет на столь маленькую площадку.
К общему разочарованию, летчик категорически отказался взять с собой кого бы то ни было, так как этот полет ознакомительный и прилетел он не на санитарном самолете, а на боевом У-2. Осмотрев площадку, Морозов твердо заверил, что вторым рейсом обязательно заберет раненых.
Вернувшись на аэродром в селе Хаджи-бие, что на Керченском полуострове, лейтенант Морозов подробно рассказал товарищам об условиях полета. Превышение площадки над уровнем море оказалось 850 метров, взлет и посадка возможны были лишь в одном направлении — на взгорок в сторону моря.
Вот как описал дальнейшее в своих дневниках Н.Д. Луговой: «Во второй половине ночи Морозов, как обещал, прилетел вновь, и мы усадили во вторую кабину Ларина» [78, с. 120].
В работу включилась вся группа Морозова, которая работала на партизан в течение месяца, вплоть до катастрофы Крымского фронта.
Летчик Молчанов так потом описывал этот день: «Сутра (10 мая 1942) со стороны линии фронта показались подводы, потом потянулись обозы. Морозов с Щербиной куда-то ушли… Как вдруг показалась группа немецких мотоциклистов. Направились мы к своему самолету, а он от автоматной очереди на глазах вспыхнул» [73, с. 168].
Всю ночь летчики двигались в сторону Керчи, чудом преодолели пролив. Об Алексее Морозове больше не известно ничего.
В мае 1942 не стало Крымского фронта. Не стало как боевой единицы и 764-го ночного легкого бомбардировочного полка. Оставшийся личный состав маялся в запасном полку. Заставляли учить уставы, гоняли строевой подготовкой… Как вдруг Ивана Молчанова вызвали в штаб. Вручили предписание ехать в Краснодар.
В большой комнате — длинный стол с разложенной картой, с дальнего конца навстречу направился очень знакомый на лицо военный. Молчанов уставился на маршала, весь подобрался.
— Узнаешь? — спросил тот, подмигнув, и протянул летчику руку.
— Так точно, узнал: вы — Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный!
— У партизан садился?
— Так точно, садился.
— Вот такое тебе, сынок, будет от меня задание: установи связь с партизанами и первым рейсом вывези оттуда больного Городовикова.
— Оку Ивановича? — удивился Молчанов, знавший по снимкам сподвижника Буденного.
— Нет. Его племяша. Он славный кавалерист.
— Я готов — Молчанов поднялся. — Только пусть дадут мне самолет.
— Будет тебе самолет» [73].
Исправных самолетов С-2 в наличии не было. Где-то отыскали два сильно изношенных С-1 (первая модификация санитарного У-2). Моторы были очень слабые. Самолет с трудом набирал высоту. Молчанов вылетел на одном из них. У мыса Чауда в кабине запахло бензином. Пришлось возвращаться. В Славянской техники обнаружили трещину в трубке бензопровода. Не загорелся в воздухе чудом.
Вызвали к командующему. Вновь полетел в Краснодар, получил нахлобучку за невыполнение задания и, не отдохнув, вновь взял курс на Крым. На высоте 1500 м вышел на мыс Меганом. Видимость хорошая. Стал приближаться к хребту, как вдруг самолет стремительно потянуло вниз. Высота уже около 1000 метров, что много ниже горного хребта. Пришлось возвращаться к морю и там вновь набирать высоту. Попробовал приблизиться в районе Ускута. Повторилась прежняя картина — самолет словно магнитом тянуло вниз. Сделал третью попытку и снова неудача. Короткая июньская ночь заканчивалась, и Молчанов, закусив губу, возвратился в станицу Славянскую.
Снова был вызов в Краснодар и еще более угрожающий тон командующего. Молчанов решил сменить самолет. Долго летел над морем, а мыса Меганом все нет. Сделал до ворот влево, а картушка компаса ни с места. Летчик развернул самолет на 180 градусов и полетел назад. Наконец, показалась земля, какой-то населенный пункт. Оказалось, что это Майкоп.
В следующую ночь полетел вновь, но в полете почувствовал себя очень плохо. Молчанов понял, что если и долетит, то при посадке наверняка разобьется, и повернул назад. Услышав, что летчик жалуется, что «у него огоньки перед глазами», врач приказал идти спать, а всю ответственность взял на себя. Пока Молчанов отсыпался, пришло известие, что из Краснодара пригнали капитально отремонтированный С-2.
В ночь на 15 июня вновь полетел к партизанам. Мотор на этом самолете пел совсем другую песню. Самолет удачно перевалил через горы, на Орта-Сырте Молчанов увидел сигнальные костры, хорошо посадил самолет. Летчика узнали и радостно стали качать. Ожидавших отправки раненых было много, и партизаны уже хотели приступить к погрузке, но Молчанов твердо сказал, что имеет приказ вывезти в первую очередь только Городовикова, а без него он не полетит. Но Городовикова на площадке не оказалось, и пока посылали за ним, ждать пришлось около часа.
В Славянской Молчанов позвонил в штаб воздушной армии и доложил о выполнении задания. В Краснодаре самолет встречал инженер-полковник Руденко. Он усадил обоих в легковой «ЗИС-101», в пути шепнул летчику: «Тебе вместе с Городовиковым будут ордена вручать… А то ведь над тобой, брат, уже трибунал висел». Вечером И.И. Молчанова повезли в оперетту. Как вспоминал потом И.И. Молчанов: «Ябудто в другой мир попал».
На следующий день из капитального ремонта пригнали второй С-2, и в паре с В.П. Калмыковым в ту же ночь он вновь вылетел к партизанам. В первый же совместный рейс они вывезли четырех человек. Так начался «второй тур» полетов в Крым. В группе Молчанова было четыре самолета: два стареньких С-1, на которых можно было летать только в Краснодар по вызову начальства, и два С-2, на которых они летали посменно к партизанам. В одну ночь Молчанов и Калмыков, в другую Я.М. Фадеев и С.В. Свинов.
Площадку на Орта-Сырте без навыков найти очень трудно. В светлую ночь — это пятнышко в лесу между двумя горными речушками. Заметить его можно и без помощи партизан, а в темную ночь — только по кострам и то градусов под шестьдесят впереди.
Летчик Иван Нижник, который после госпиталя был зачислен в 8-й отдельный авиаполк ГВФ и тоже начал летать к партизанам, впоследствии рассказывал: «Это была каторжная работа, которая не шла ни в какое сравнение с полетами к белорусским партизанам».



Как вспоминал Яков Фадеев: «Каждая посадка — это смертельный риск. Ничего не видно. Костры дают только направление. Прицелился на них и пошел вниз, как в преисподнюю. Нисколько не лучше и взлет. Площадка имеет уклон, дашь газ, а изношенный моторишко в сто лошадиных сил на той высоте еле тянет. Бежишь-бежишь на тот уклон, а впереди гора «Подкова» с отметкой 1025 метров. Начнешь подрывать машину, а она без скоростенки кряхтит, качается, того и гляди ветром завалит. Оторвешься с двумя пассажирами, и из-под шлема ручьи текут» [73, с. 146].




В начавшейся эвакуации раненых и обессиленных партизан важнейшую роль была призвана сыграть авиация. Малая эффективность С-2 заставляла думать о применении большегрузных самолетов, и потому решили использовать четырехмоторные ТБ-3. 21 июля командир эскадрильи майор Жмуров совершил благополучную посадку на Орта-Сыртё. Прилет большого самолета вызвал переполох в соседних деревнях, где находились войска противника. Началась стрельба трассирующими пулями, в небо взлетали ракеты. Дальнее боевое охранение ответило огнем. В сущности, все это не представляло для аэродрома реальной опасности, но произвело неизгладимое впечатление налетчика. Ему показалось, что он находится в центре боя. Аэродром был обозначен полыхающими кострами, что, по мнению Ф.А. Жмурова, привлекало внимание противника, и он приказал костры затушить. Взревели двигатели, самолет пошел на взлет. Не имея ориентиров при рулежке, он сбился с направления, ударился о бугор, где недавно горел костер, свалился в овраг и загорелся.
Разведуправление фронта, который вел бои уже далеко на востоке, в силу специфики своей работы полностью потеряло к крымским партизанам какой-либо интерес.



Около двух месяцев группа Молчанова находилась на полевом аэродроме под Славянской. Полк, к которому она была прикреплена, улетел, а они оставались на прежнем месте. Не стало столовой, не было телефонной связи с Краснодаром. Было только горючее и остатки завезенных для партизан грузов. Питались тем, чем угощали хозяева. Даже денежного содержания никто давно не получал. О партизанских летчиках попросту забыли. Но они продолжали летать в Крым. После одного из полетов стало плохо Сергею Свинову, но, поскольку медицинской службы уже не было, помочь ничем не смогли, и Сергей умер. Похоронили его на заросшем бурьяном кладбище в Славянской без военных почестей.
Трудно найти слова, чтобы оценить то, что происходило дальше. Прекрасно понимая, что они брошены, летчики, уже не думая о себе, продолжали летать в Крым, доставляли продовольствие и вывозили оттуда людей. Через Славянскую стали отходить какие-то части, и тогда Я.М. Фадеев слетал на разведку. Результат был ошеломляющий — в соседней станице уже были немецкие мотоциклисты
Посадили техников в кабины и полетели на Новороссийск, но там противник бомбил аэродром. Полетели дальше на восток. В Сочи присоседились к 8-му отдельному полку ГВФ. Летчиков переодели, выдали денежное довольствие, пересадили на другие самолеты. Тогда же они подвели итог своей работы: вылетая из Славянской, они совершили сорок семь посадок на Орта-Сырте, вывезли на Большую землю девяносто четыре человека.




Комиссар эскадрильи Иван Сергеевич Шуин увидел на лесном аэродроме пацана с автоматом. Никого не спрашивая, летчик сгреб мальчишку и запихнул под гаргрот — довеском. Так «сын отряда» стал «сыном полка». Вскоре он закончил краткосрочные курсы бортрадистов и потом прилетал в Крым к партизанам уже в качестве полноправного члена экипажа. Степан Парчинский был самым юным бойцом в Аэрофлоте периода Великой Отечественной войны [73, с. 227].
Полеты в Крым да еще с ночной посадкой были чрезвычайно опасны.


Самолет ТБ-3 нисходящими потоками «присосало» к склону горы Чучель. При столкновении погиб штурман. Оставшихся в живых членов экипажа пришлось эвакуировать другими самолетами.
Самолет Мордовцева попутным ветром выкатило за площадку. Самолет Калмыкова завис на дереве. Фадеев однажды взлетел с перегрузом, и как результат не выдержала стойка, самолет чудом добрался до аэродрома.


Однажды Фадеев приземлился на аэродроме на плато Орта-Сырт, имея приказ увезти с собой ГЛ. Северского, но оказалось, что он находится на другой поляне. Чтобы сэкономить время, Фадеев решил полететь туда, а не ждать. Над Голубиной балкой попал в облачность и врезался в дерево. Очнулся через пять часов — самолет без крыльев застрял между стволами.
Другой раз при посадке Фадеев повредил винт самолета. Долго потом его ремонтировал, починил и решил лететь домой, но не через море, так как самолет уж очень был ненадежен, а над сушей. С ним полетел помогавший ему в починке бывший борттехник ТБ-3 Михаил Мац, который по аналогичной причине застрял в отряде, и бывший председатель Симферопольскорго горисполкома Филиппов. Взлетели хорошо, в районе Старого Крыма попали под огонь зениток и были сбиты. Через шесть суток усталые, голодные вернулись в лагерь. В следующую же ночь за ним прилетел Калмыков и забрал Фадеева и Маца с собой.
Примечательно, что уже через неделю Фадеев, сбежав из госпиталя, сам прилетал в лес и вывез Филиппова.


24 июня 1943 года на Большой Баксанский аэродром прилетели два Ли-2. На них в Крым прибыл отряд М.А. Македонского, предназначенный для действий в заповеднике. Обратным рейсом самолеты вывозили истощенных партизан I и II секторов. В самолет загрузили сорок три партизана. После небольшого пробега один двигатель заклинило, и самолет загорелся. Пассажиры и экипаж едва успели выпрыгнуть из машины.
В ходе полетов в заповедник и во время возвращения шесть самолетов У-2 были потеряны в результате аварий. Два ТБ-3 и один СБ разбились во время сброски в лес продовольствия [83].

Разбирая переписку крымских партизан по вопросам получения ими наград, я наткнулся на письмо:
«Председателю штаба партизанского движения т. Пономаренко.
Разрешите обратиться к вам по касающемуся нас вопросу. По приказу маршала Буденного С.М. и командующего 5-й ВА генерал-лейтенанта Горюнова с июня 1942 г. была создана группа по связи с крымскими партизанами на самолетах С-2.
В составе летчиков cm. л-т Фадеева Я.М., ст. л-т Калмыкова В.П., л-т Молчанова И.И., мл. л-т Свинова С.В.
Что мы сделали? Во-первых, наши полеты назывались полеты в глубокий тыл противника с посадкой у крымских партизан. Мы везли продукты, одежду, боеприпасы, а обратно раненых, как командиров, так и бойцов. Наши полеты длились по 8–9 часов ночью на 600 км по территории, занятой противником, так как летали к партизанам из Сочи. Вот наша конкретная работа.

Летчик Фадеев сделал 20 полетов с посадкой. Вывез 48 раненых.
Летчик Калмыков сделал 26 полетов с посадкой. Вывез 55 раненых.
Летчик Молчанов сделал 25 полетов с посадкой. Вывез 50 раненых.
Летчик Свинов сделал 7 полетов с посадкой. Вывез 20 раненых партизан.



Всего мы вывезли 173 раненых командиров и бойцов, в числе которых полковники Городовиков, Мокроусов, Попов. Председатель Симферопольского горсовета Филиппов, майоры Фурих, Северский и ряд других. Также было сброшено партизанам продуктов и боеприпасов более 8 тонн.
Веемы, как летчики, так и техники, командованием партизан и командованием 8-го О.А.П. были представлены по заслугам к правительственным наградам. Каков же получился конец? Нас всех вышеуказанных одним приказом перебросили в марте 1943 на Центральный фронт. Наши наградные документы оказались похеренными. Это слова полковника Лобова, потом секретаря Булатова и майора Северского.
В результате чего наша работа оказалась незамеченной. Тов. Пономаренко! Что заставило нас написать вам это письмо? Вы прекрасно понимаете, как нам приходилось летать на одномоторных самолетах поперек Черного моря по 8–9 часов, и все время над территорией противника.
Потом мы встретили летчиков, которые летают в Крым по нашей дорожке. Сделали по 2–3 полета и уже получили медали «За оборону Севастополя» и медаль партизана. А мы остались незамеченными, и, как говорят, выброшены за борт.
Мы, конечно, не просим у вас милостыни, а нам просто показалось обидно, и мы написали это письмишко. За что просим нас извинить. Одновременно просим вас написать нам ответ — в чем мы не правы?

Адрес: полевая почта 74 559 «Р» Фадееву, Калмыкову, Молчанову. 20.09.43» [24, с. 43].

Справедливость восторжествовала. Просматривая приказы о награждении крымских партизан медалью «Партизану Отечественной войны», в приказе начальника Белорусского штаба партизанского движения № 435 от 25.07.46 г. среди имен бойцов и командиров прочитал знакомые фамилии: Я.М. Фадеев, В.П. Калмыков, И.И. Молчанов.
http://www.e-reading-lib.org/c...retno.html
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3740
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 966
на фото
ст.л-нт Молчанов Иван Иванович,
мл.л-нт Яков Михайлович Фадеев
[
Изображение на стороннем сайте: 777402c310c8t.jpg ]

на фото
ст.л-нт Калмыков Василий Павлович,
л-нт Свинов Сергей Васильевич,
л-нт Федор Петрович Мордовец

[
Изображение на стороннем сайте: 4a9d02f3ed44t.jpg ]
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
Вверх ⇈