23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК
им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
10 октября 2012 13:31 10 октября 2012 13:45 натальяА написал: [q] Тела погибших летчиков были доставлены в поселок Гузерипль и похоронены в братской могиле[/q]
Гузерипль - горный поселок Адыгеи, расположенный на высоте 685 метров над уровнем моря, у подножия Главного Кавказского хребта в Гузерипле, среди векового буково-пихтового леса. Гузерипль в прошлом - удаленный рабочий поселок лесорубов, а ныне поселок Гузерипль - развивающийся туристский центр. Главная достопримечательность Гузерипля, является Река Белая, несущая кристально чистую воду, берущая свое начало из горных родников и тающих ледников. В поселке Гузерипль она преломляется под прямым углом, образуя уютное место с особым микроклиматом.При въезде в поселок Гузерипль, взгляду предстает скальный пояс хребта Каменное море вдоль ущелья реки Жолобной. Немного дальше открывается вид на горы Гузерипля, это Абаго и Атамажи, затем поражает своей красотой гора Тырба, одна из высочайших вершин Адыгеи. В центре поселка Гузерипля находится мост через реку Белую. Перейдя на правый берег, Вы попадаете в заповедный лес, к реке Малчепа, музею заповедника, дольмену и братской могиле защитников Гузерипля в годы Великой Отечественной войны. Проживание в Гузерипле возможно осуществить как в гостиницах, так и сняв домик у местных жителей, или же если имеется палатка, тогда можно замечательно расположиться прямо в поселке Гузерипль на берегу реки. До поселка Гузерипль проложена хорошая асфальтовая дорога, вдоль которой встречаются незабываемые экскурсионные объекты. По дороге, ведущей из Гузерипля дальше в горы можно прибыть к поляне Яворовой – месту строительства горнолыжного комплекса «Оштен». http://www.moe-more.ru/?q=node/245_____________________________ http://fotki.yandex.ru/users/s-dubi4/view/360533/?page=0_____________________________________ http://memory-tour.ru/memorial/34303 фамилии с братской могилы: здесь погребены герои ВОВ 19 августа 1942г.у поселка Гузерпиль были разбиты фашист.войска рвавшиеся к Кавказским перевалам и Черному морю в бою погибли бойцы 3 роты л-нта Шип Ф.А. 379 ПОЛКА 20 гонострелковой дивизии политрук роты Зиновьев,с-нт Габов,красноармец Цходадзе А.Я,командир партизанского отряда №3 Тульского р-на Михайлов Н.И, 18 ФЕВРАЛЯ 1943г.в урочище Горелое при выполнении боевого задания погибли летчики л-нт Шульгин Л.А, техник-л-нт Бирюков В.И. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
1 января 2013 2:55 В 6 км. к северо-западу от Кургана Славы и находился знаменитый партизанский аэродром. Командование Северо-Кавказского фронта поддерживало тесную связь с крымскими партизанами. Авиация регулярно доставляла в лес оружие, боеприпасы, продовольствие, выв озила на Большую землю раненых. Полеты совершались в чрезвычайно сложных условиях и только в ночное время. На пути в партизанский лес самолетам нередко приходилось пробиваться сквозь плотный огонь вражеской зенитной артиллерии. Подлинный героизм проявили летчики Герои Советского Союза П.Т. Кошуба, Г.А. Таран, Ф.Ф. Герасимов, Д.Е. Езерский. Много раз летали к крымским партизанам С.И. Морозов, первым посадивший самолет в зуйских лесах, Н.А. Огарков, А.С. Даниленко, Д.В. Самарский, И.Я. Нижник и другие. За полеты в Крым 65 советских летчиков были награждены орденами и медалями. http://www.onixtour.com.ua/prj/09051945/000163.htm | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
15 января 2013 0:37 http://tavrika.io.ua/s24983/po_sledam_narodnogo_podvigaС высоты Коль-Баир наш путь к партизанскому аэродрому. Слово «аэродром» звучит, пожалуй, слишком значительно, если учесть, что представлял он собой сравнительно небольшую ровную-площадку. Да и ровную-то с большой натяжкой... Как-то много лет спустя после окончания войны в гости к партизанам приехали летчики, совершавшие полеты в лес. Их повели туда, где они приземлялись. Долго шли, разговаривали и кто-то из летчиков спросил: «А где же аэродром?» Бывший командир партизанской бригады Н. Котельников ответил: «А мы уже минут двадцать идем по его полю». Летчики остановились в неудоумении. «Как, на-этом месте?— вырвалось у одного из них.— И вот тут мы совершали посадку, да еще ночью? Если бы мне сказали, чтобы я сел сейчас,, днем, в прекрасную погоду,— ни за что!» Да, действительно, в годы войны каждый воин совершал невозможное!.. С благодарностью и любовью вспоминают партизаны своих «крылатых друзей», которые с величайшим мужеством прокладывали воздушные трассы в крымские леса. Летали только ночью, взлетали и садились на примитивных, неосвещенных аэродромах. Пробивались сквозь заградительный огонь вражеской зенитной артиллерии... Доставляли в лес пушки и пулеметы, снаряды и патроны, медикаменты и перевязочные материалы. Отвозили на Большую землю информацию о героической борьбе крымских партизан и подпольщиков. А сколько раненых и больных, сколько женщин, детей, стариков обязаны жизнью замечательным советским пилотам!.. За весь период деятельности партизан к ним было совершено 711 вылетов. Воздушным путем доставлено 725 тонн боеприпасов, медикаментов, обмундирования, литературы... Самолетами прибывали спецгруппы, командные кадры, политработники — всего 521 человек. Из партизанского леса вывезено 1311 раненых и больных и более 450 детей, женщин, стариков. Вот имена некоторых замечательных асов, особенно много сделавших для помощи партизанскому лесу: Герой Советского Союза Ф. Ф. Герасимов, Д. С. Езерский, П. Т. Кашуба, Г. П. Мордовец, Г. А. Таран, летчики Н. А. Агарков, Г. И. Герус, А. С. Даниленков,С. И. Морозов (он первым посадил свой самолет в зуйских лесах), А. Л. Москалина, И. Я. Нижний, Ш. Л. Огегьян, Г. В. Помазков, Д. В. Самарский, Я. М. Фадеев... 65 летчиков удостоены орденов и медалей за полеты в Крым, 82 награждены медалью «ПартизануОтечественной войны». Помощь Большой земли способствовала дальнейшему усилению партизанских действий. Там, где был аэродром, установлен в наши дни памятник. Он прост и лаконичен: макет самолета, 'покоящийся на широкой и крепкой ладони руки,— символ всенародной поддержки партизанскогодвижения. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
15 января 2013 0:43 натальяА написал: [q] Там, где был аэродром, установлен в наши дни памятник. Он прост и лаконичен: макет самолета, 'покоящийся на широкой и крепкой ладони руки,— символ всенародной поддержки партизанскогодвижения.[/q]
 на фото исследователь партизанского движения в Крыму- писатель Мельничук Евгений Борисович | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
16 января 2013 2:45 http://war1945.ru/civil-aviati...bitva.htmlСТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА Экипажи Московской авиагруппы обеспечивали связь между Ставкой ВГК и сражавшимися на Волге армейскими штабами, доставляли срочные военные грузы на передовые участки фронта и в места, недоступные для наземного транспорта, вывозили раненых. Несколько экипажей постоянно базировались за Волгой и осуществляли различные перевозки, забрасывали разведгруппы в тыл врага. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
3 марта 2013 1:57 http://www.fedy-diary.ru/?page_id=46744. И. о. начальника РО штаба СКФ подполковнику т. Кочегарову совместно с полковым комиссаром т. Поповым разработать план эвакуации и представить на утверждение Военного Совета не позднее 1 сентября 1942 г. «УТВЕРЖДАЮ» Командующий войсками Члены Военного Совета Северо-Кавказского фронта Северо-Кавказского фронта С. Буденный Л. Каганович, Л. Корниец 1 сентября 1942 года. Принципиальный план эвакуации больных и раненых партизан Крыма № п/п Вид операции Место эвакуации Исполнители Средства и возможности Время Сигналы Прибытия на цель Продол. посадки Прибытие СОЧИ С берега С лодки 1. Эвакуация партизан 2 района Ком. дивизиона п/л капитан 2 ранга БУК и ст. л-т г/б Харченко Подлодка Д-5 190 человек 21.30 3.9.42 г. 2-3 часа 5.9 Световая сиг. И отзыв Пароль 2. Эвакуация партизан 3 района тоже тоже 23.00 9.9.42 г. 2-3 часа 11.9.42 тоже тоже 3. Эвакуация партизан 1 района тоже тоже 21.30 15.9. 2-3 часа 17.9.42 тоже тоже 4. Эвакуация партизан 2 района тоже тоже 22.00 19.9 2-3 часа 21.9.42 тоже тоже 5. Эвакуация тяжело раненных и больных Летчики Молчанов и Фадеев Санитарным самолетом «С-2» 3 человека Примечание:1. Одновременно с эвакуацией происходит ежедневная выброска продовольствия двумя самолетами «ТБ-3» из расчета один Лобову (2-й район) один Северскому (3-й район). 2. Для питания партизан отпустить 1000 пайков. 1. 1-й район (Чуб) ввиду его малочисленности объединить со вторым. 2. Лобову дать задание восстановить связь с Мокроусом — (Старо-Крымские леса) и снабдить его питанием для рации. 3. Пароль и отзыв каждый раз менять и устанавливать перед операцией. Начальник РО штаба СКФ подполковник Кочегаров Военком РО штаба СКФ старший бат. комиссар Цицурин ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ КОМАНДОВАНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО Ф | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
10 марта 2013 17:15 http://coollib.com/b/232917/read .........Пока есть большевики, «Партизанская правда» выходить будет! — говорили жители края. Словом, работа кипела! Вскоре наладилась прочная связь с обкомом партии и командованием Брянского фронта. В мае 1942 года партизаны получили лаконичную радиограмму штаба Брянского фронта: «Готовьте аэродром, вышлем самолеты». Радости не было границ! Теперь надо было в считанные дни в полном смысле слова с корнем вырвать сотни деревьев — богатырских дубов, кудрявых лип, золотистых сосен, белых берез, чтобы подготовить посадочную площадку. Вскоре началось регулярное воздушное сообщение с «Большой землей». Партизаны доставляли командованию Советской Армии свежие разведывательные данные — захваченные у противника важнейшие документы, карты, фотоснимки. Советский тыл поставлял партизанам вооружение, боеприпасы, медикаменты, продукты, одежду. Доставив грузы, самолеты забирали на «Большую землю» тяжелораненых, оставшихся без родителей детей и партизанскую почту. Осторожно уложив раненых и устроив поуютнее ребят, пилоты бережно упаковывали почту, зная, что каждый самодельный конверт, надписанный при свете костра огрызком карандаша, на «Большой земле» был для кого-то долгожданной, дорогой весточкой. А вскоре партизаны обзавелись своими собственными самолетами. Это был замечательный подарок Брянского фронта — тройка юрких «ПО-2». В руках бесстрашных летчиков во главе с командиром звена Борисом Лахтиным они не только надежно обеспечивали связь, но и успешно справлялись с заданиями разведки, перевозили раненых, а иногда даже бомбили врага[155].  Командир партизанского авиационного звена «ПО-2» Герой Советского Союза Б. А. Лахтин. Побывавший на аэродроме Смелиж (Суземский район) известный в нашей стране рекордсмен-воздухоплаватель и парашютист П. П. Полосухин, делясь впечатлением о состоянии и размахе работы партизанского аэропорта, рассказывал: «Утром пройдясь по лагерю, я поразился его размерами. А ведь здесь находился только штаб соединения! Осмотр посадочной площадки убедил меня в том, что она сделана добротно. Рядом с площадкой на опушке леса стояли замаскированные самолеты. Все здесь больше напоминало расположение регулярной воинской части, нежели партизанский лагерь. Правда, воины были одеты в самую разнообразную форму… За короткую ночь аэродром принял несколько самолетов…» Об интенсивности работы аэродромов говорят факты: только за два с половиной месяца зимы 1942/43 года Третий гвардейский корпус авиации дальнего действия доставил на партизанские аэродромы Смелиж и Салтановка свыше 300 тонн боевого груза, помимо медикаментов и теплой одежды. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
10 марта 2013 17:25 В Зуйских лесах (второй район) была сооружена посадочная площадка, на которой приземлялись транспортные самолеты, доставлявшие партизанам оружие, боеприпасы, литературу и вывозившие больных и раненых партизан. Прокладывая путь к партизанам Крыма, советские летчики проявили исключительный героизм. Полеты к партизанам, совершавшиеся только ночью, были сопряжены с огромными трудностями. Посадку и взлет летчики производили на примитивном, неосвещенном аэродроме. По пути в Крым им приходилась выдерживать сильный заградительный огонь вражеской зенитной артиллерии. Но ничто не останавливало героев-летчиков. В этих операциях особенно отличились Герои Советского Союза Кашуба, Езерский, Таран, Герасимов, летчики Смирнов, Фадеев, Царевский, Калмыков, Нижник, Москалина, Бабий. http://coollib.com/b/232917/read | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
17 марта 2013 12:11 Рации были не единственным способом связи. И это понятно. В 1942–1944 годах применялся также воздушный способ заброски военных разведчиков и связников в зоны действий партизанских отрядов Крыма. В этот период на территории Белогорского (Карасубазарского) района, где действовали партизаны II района, находились основные посадочные площадки для приема самолетов с Большой Земли. Но разведотделы трех армий Крымфронта проводили операции по заброске разведчиков с использованием только необорудованных «пятачков» в глухой местности. Об этих операциях имеется запись рассказа бывшего летчика самолета ПО-2 — Степана Степановича Нетруненко. Он с января 1942 года служил в 764-м легкобомбардировочном полку ночных полетов на ПО-2. Полк действовал в интересах 44-й Армии Крымфронта. Такой же полк — 763-й — был придан 51-й Армии. Базировался 764-й ЛБНАП в районе деревни Харджи-Бие (от дер. Марфовка под Керчью — в 7 км на юго-запад). ПО-2 (биплан, бывший У-2, или «кукурузник») собрался из дерева и перкали, был очень надежен в управлении. Летчики — это асы из числа инструкторов 25-й Невинномысской (на Кубани) авиашколы по переучиванию пилотов ГВФ. Из полка были отобраны лучшие проверенные летчики для участия в обеспечении разведывательных операций. Для заброски разведчиков и чекистов командование использовало и другой тип самолета — С-2 — с посадкой на оккупированной территории в ночное время без подсветки. Как вспоминает С. С. Нетруненко, людей доставляли через линию фронта в нужную точку (бывали среди них и молодые женщины), а потом в обусловленный день и час сюда же прилетал уже знакомый с данным местом летчик и забирал разведчиков после выполнения задания. (Известно, что Малькевич — «Игнат» трижды воздушным путем доставлялся под Керчь и возвращался в разведцентр).http://www.sevastopol.ws/Pages/?aid=90 | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3740 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 966 | Наверх ##
25 марта 2013 1:17 25 марта 2013 1:18 Подводя итоги боевой работы авиаполка, командование Армии считает, что ...личный состав полка ...внёс серьёзный вклад в дело разгрома ненавистного врага, сам понеся минимальные потери... Ведущее место в боевой работе полка неизменно занимали летчики и техники - коммунисты и комсомольцы Борисенко, Суницкий, Курочкин, Лугинец, Савин, Лобженидзе, Кулагин, Белокопытов, Сербии, Дебелергов, Долгов, Ткачев, Фадеев, Носов, Трухацкий, Олюнин, Волков, Пономарев, Таранов и многие другие. Они служили примером мужества и отваги, мастерства и самоотверженности, чести и организованности при выполнении любых заданий... Командование Армией выражает благодарность руководству Гражданского воздушного флота за хорошую подготовку 97-го Отдельного авиационного Краснознаменного полка, обеспечившую действие полка по разгрому фашистских войск и по обеспечению свободы, независимости и счастья народов нашей любимой Родины. http://svoim.info/201204/?04_6_1многие летчики из 8(23) отд.авиаполка ГВФ перешли служить в 13(97)отд.авиаполк ГВФ | | |
|