Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, данные по https://www.obd-memorial.ru и по Электронным Книгам Памяти

23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК

им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
О гибели самолета в урочище Горелом.

В урочище Горелом невдалеке от поселка Гузерипль 18-го февраля 1943 года при выполнении боевого задания потерпел аварию советский самолет «У-2». Он был обнаружен жителями села Хамышки: Вагиным Александром Пантелеевичем, Баландюковым Николаем Павловичем, Дубовским Тихоном Сергеевичем. Грузом самолета были письма и газеты фронту.

Дубовский Тихон Сергеевич вспоминает: «Я, Баландюков Н.П. и Вагин А.П. до войны работали старателями, добывали золото от Гузерипля до верховьев реки Белой. Мы знали все перевалы через Главный Кавказский хребет. Началась война, мы все трое ушли на фронт и все трое были ранены и комиссованы. В Гузерипле Вагин А.П. был назначен начальником опергруппы, а мы с Баландюковым Н.П. пошли работать в госзаповедник наблюдателями. Нам было дано задание обследовать Белореченский перевал. Мы пошли вниз по реке Белой. Не доходя примерно 6 км до поселка Гузерипль, мы обнаружили самолет «У-2» в районе урочища Горелое с левой стороны по течению реки Белой. Кое-как по бревну переправились. Когда подошли к самолету, видим что это наш самолет «У-2». В нем два человека. В тот же день сообщили в Северный отдел госзаповедника. Самолет упал в 1942 году 18-19 февраля. Это мы узнали из газет и писем, которые были в самолете. А обнаружили мы самолет 18 февраля 1943 года.

Самолет упал горизонтально, сбив верхушку дерева, он попал прямо на валун мотором. Летчикам поломало ноги. Они были у них на плечах. Задняя часть самолета была целая и письма и газеты не замокли. У летчиков мы взяли два пистолета «ТТ» и в Гузерипле сдали в милицию. Из документов мы узнали фамилии летчиков. Это были Шульгин и Бирюков».

Тела погибших летчиков были доставлены в поселок Гузерипль и похоронены в братской могиле. Тела вывозили наблюдатели КГЗ Цыркунов Алексей Федотьевич, Никифоров Александр Васильевич и зам. директора КГЗ Архангельский Константин Григорьевич.

В аварии погибли военные летчики лейтенант Шульгин Леонид Александрович и техник лейтенант Бирюков Василий Ильич. Летчики относились к 4 авиаэскадрилье 8 транспортного авиаполка ГВФ. Этот полк в дальнейшем переименован в 23-й авиаполк ГВФ. Нам не удалось установить причину аварии самолета У-2. Также не удалось установить судьбу писем с фронта, которые остались в самолете.
http://www.svastour.ru/uaz/muzei-zpovednika.htm
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
Не думала жительница Севастополя Наталья Атрохова, что поиски и изучение своих родословных корней выведут на события времён Великой Отечественной. А они, оказалось, связаны не только с её дедом, лётчиком Яковом Михайловичем Фадеевым, но и с очень важной, порой решающей стороной жизни крымских партизан - авиационной поддержкой всего партизанского движения.
"Несколько месяцев тому назад я, разыскивая своих предков, перебирала в который раз фотографии из семейного альбома, - рассказывает Наталья Анатольевна. - Вот дед, в лётной форме, как-то мысль пробежала: был лётчиком, а где и как - неизвестно. Ведь он умер, когда мне было всего восемь лет". И целенаправленный поиск привёл Атрохину сначала к книге известного писателя, лётчика, Героя Советского Союза Василия Емельяненко "Воздушный мост" о взаимодействии советской авиации с крымскими партизанами, а затем и в Народный музей Ичкинского партизанского отряда. Именно там собран уникальный материал по истории 23-го отдельного авиационного Берлинского ордена Александра Невского и ордена Богдана Хмельницкого II степени полка Гражданского воздушного флота. Директор музея Николай Иванович Олейников с поисковиками-школьниками не один год создавал и музейные выставки об авиации, и огромный архив - с именами всех, кто летал или обеспечивал полёты в Крым. Действительно, это были спасительные рейсы. Потеряв из-за собственной недальновидности и разграбления захватчиками и местными жителями горных сёл базы с продовольствием, крымские партизаны вынуждены были голодать уже в конце сорок первого. Суровая зима сорок второго, тяжёлая весна, в лесу многие умирали. Продовольственные операции, то есть мероприятия по добыче продуктов, были единственным спасением: то ли отбирали у предателей своё, разграбленное, либо просили продукты у селян. Надо ли говорить, что в них и стреляли. Борьба за продовольствие была не менее трагичной, чем война с оккупантами. Это увеличивало количество раненых, больных, обессиленных голодом. Надежда была только на Большую землю.
Пока держался Севастополь и полгода где-то на Ак-Монае буксовал Крымский фронт, помощь была ожидаемой. Первыми в апреле сорок второго открыли "воздушные тропы" лётчики Ф. Герасимов и А. Морозов. Первый из Севастополя прилетел в леса заповедника, второй - с Крымфронта к партизанам в Зуйские леса. Затем эти тяжёлые трассы в крымский лес освоили и их коллеги: Ф. Мордовец, В. Битюцкий, А. Романов, И. Нижник, В. Калмыков, С. Свинов, И. Молчанов, Я. Фадеев. И летали они (сначала из Севастополя и из-под Керчи, затем - из Краснодарского края и Сочи) на маленьких самолётах "У-2", "Р-5" и их санитарных вариантах, вселяя надежду в партизан: "Родина помнит!". Привозили продовольствие, боеприпасы, питание для раций, вывозили раненых и больных - по одному-два человека. Это уже в июле и в конце октября на Караби, на разведанную партизанами площадку, сядут большегрузные "ТБ-3" и "воздушные извозчики" "Ли-2", вывезут большую часть израненных и обессиленных партизан.
И уже в 1943-м заработает воздушный мост - от площадок на Караби и на Долгоруковской до Адлера и обратно.
А пока Яша Фадеев пробивается с Кавказа через ночную дымку над морем, отчаянно замерзая все четыреста километров полёта: кабина-то "уточки" ("У-2") открытая. Надо не попасть под вражеские прожекторы, обойти зоны зенитного огня, а главное - найти в ночной темноте те несколько костровых огоньков на крохотных полянах высоко в горах. И сесть! А затем повторить всё в обратном порядке, но уже зная, что во второй кабине есть герой, надеющийся на тебя и на то, что Родина действительно ждёт.
А кто Яков Фадеев? Волжанин, переживший в детстве голод и тиф, от которого умерли отец, сестрёнка и два брата. Семь классов - уже почти учёный, но был и кочегаром, и помощником стармеха на судне, на токаря выучился. Одарённый футболист, кумир всех астраханских мальчишек. И ещё летал в аэроклубе, привлёк в авиацию и младшего брата Анатолия, увы, позже в войну погибшего на самолёте "Пе-2". Страсть к небу сочеталась в Фадееве с трезвым расчётом лётчика-инструктора: покорил своенравный самолёт "УТ-1", стал на нём мастером высшего пилотажа. А в войну летал к партизанам в Крым, на перевалы Кавказа, за что и был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями "Партизану Великой Отечественной войны" и "За оборону Кавказа". Попадал и в аварии, был сбит под Старым Крымом, но вернулся с пассажирами-партизанами в голодающий лес и снова летал - на радость народным мстителям, назло врагам. После войны жил в Астрахани с любимой и единственной женой Надеждой, по выслуге в лётной работе вышел на пенсию. Простой человек, лётчик от Бога, настоящий герой своего времени.
А каким мог быть ещё "партизанский ангел небесный"?
Вот что написал первый секретарь обкома В. Булатов в отзыве о боевой работе авиаторов за 1943 год, который хранится в республиканском госархиве. "Отличная организация боевой работы, героизм и самоотверженность лётчиков, слаженная работа техсостава, готовившего материальную часть к полётам, определили успех всех заданий, выполненных партизанами Крыма. Помощь авиаполка, оказанная партизанам Крыма, доставившего боеприпасы, вооружение и продовольствие, во многом способствовала усилению борьбы с немецко-румынскими захватчиками в Крыму". Наталье Атроховой, в девичестве Фадеевой, её мужу и старшему сыну Евгению есть чем гордиться. Думаю, славным прошлым своего рода будет окрылена и дочь Натальи Анатольевны, Анастасия. Она, почти двухлетний несмышлёныш, степенно ходила по партизанскому музею, смотрела на фотографии незнакомых людей, среди которых - её прадед, известный "крылатый партизан".

[
Изображение на стороннем сайте: 48bd9e27ae67t.jpg ]

http://www.kp.crimea.ua/newspapers/archive/2010/09/29
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
В первое воскресенье июля каждого года у кургана Дружбы собираются тысячи людей. Сюда приезжают ветераны, чтобы вспомнить былое, поклониться погибшим. Приходят пионеры и комсомольцы, все, кто хочет сердцем прикоснуться к подвигу отцов и дедов.

Бывает здесь и легендарный «батько Марго» — Владимир Иванович Марго, и разведчица Валентина Афанасьевна Бурносова, и комиссар отряда Владимир Николаевич Вакарин, и начальник штаба Леонтий Харитонович Слободской, и мы, «партизанские летчики», все, кто остался жив, — Николай Кулагин, Иван Тутаков, Василий Калмыков, Леонид Горяинов, Рустем Лобженидзе, командир полка Владимир Алексеевич Седляревич...

Партизаны, как ни странно, помнят больше о наших полетах, чем мы сами.

«Дорогой Петр Миронович! Пишет вам спасенная вами Вера Тимофеева, сейчас Богданова. Большой вам, низкий поклон и огромное спасибо от меня лично и всех нас — спасенных детей... Когда нас сажали в самолет, вы все смеялись, что не пустите в самолет, а к крылу привяжете, потому что у меня был большой платок клетками, моей мамы. Нас в самолете было 11 человек, кто поменьше, сидели на коленях у больших. Нам было видно в окошечко, как следили вы за небом, потому что все время светили прожектора и били зенитки. А когда мы были на аэродроме где-то около Невеля, нас обступили люди в военной форме с погонами, которую мы не видели. Мы все решили, что наш самолет сбили немцы, и тогда мы бросили свои узелки в самолет, а сами хотели удрать в лес, спрятаться. Помните, как вы собирали нас? А еще вспоминаю, как нам принесли мешки с печеньем и нас всех угощали. А потом повели в столовую, кормили там. Еще помню, как на аэродроме стояло много замаскированных самолетов, а площадку ровняли трактора с катками. И была на этой площадке избушка, около которой мы сидели и ели печенье...
http://militera.lib.ru/memo/russian/kurochkin_pm/15.html
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
23-й отдельный авиационный Берлинский ордена Александра Невского и ордена Богдана Хмельницкого 2 степени полк ГВФ.
Согласно приказу Начальника ГУГВФ от 19.08.1942 № 58 в Тбилиси была сформирована Особая Закавказская авиагруппа ГВФ.
Приказом Начальника ГУГВФ от 04.11.1942 № 0105 Закавказская особая авиагруппа переформирована в 8-й отдельный авиационный полк ГВФ.
По директиве ГШ № орг/10/313978 от 19.10.1944 полк переименован в 23-й отдельный авиационный полк ГВФ.
Приказом ВГ № 0109 от 04.06.1945 полку присвоено наименование «Берлинский».
Указами ПВС от 26.04.1945 и 04.06.1945 награжден орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2 степени.

http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/72974
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
мы, «партизанские летчики», все, кто остался жив, — Николай Кулагин, Иван Тутаков, Василий Калмыков, Леонид Горяинов, Рустем Лобженидзе, командир полка Владимир Алексеевич Седляревич...
читать полностью http://militera.lib.ru/memo/russian/kurochkin_pm/15.html
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
http://www.sgvavia.ru/forum/56-269-1/

4-я воздушная Краснознамённая армия

Сформирована к 22 мая 1942 г. в соответствии с приказом НКО от 07.05.42 г. на базе ВВС Южного фронта.

К 22.05.1942 г. в армию вошли 216-я, 217-я, 229-я истребительные, 218-я ночная бомбардировочная, 219-я бомбардировочная, 230-я штурмовая авиадивизии и 7 отдельных смешанных авиаполков.


На 01.10.1943 г.:
214-я штурмовая авиационная дивизия
230-я штурмовая авиационная дивизия
229-я истребительная авиационная дивизия
132-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия
366-й отдельный разведывательный авиационный полк
9-й отдельный авиационный полк ГВФ
55-я отдельная корректировочная авиационная эскадрилья
1559-й зенитный артиллерийский полк
1560-й зенитный артиллерийский полк
1609-й зенитный артиллерийский полк

натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
Характеризуя обстановку в Крыму к началу операции, следует отметить наличие в тылу вражеских войск группировки советских партизан, насчитывавшей около 4,5 тыс. человек.

Партизанские силы объединялись в три соединения: Южное, Северное и Восточное, созданные в октябре — ноябре 1943 г. Каждое соединение состояло из бригад: Южное и Восточное из двух, Северное — из трех.

Наиболее сильным по составу являлось Южное соединение (командир М. А. Македонский, комиссар М. В. Селимов), насчитывавшее более 2,2 тыс. человек. Оно действовало в горно-леси-стой местности южной части Крыма.

Северное соединение (командир П. Р. Ямпольский, комиссар Н. Д. Луговой) оперировало в горно-лесистом районе юго-западнее Карасубазара. Оно насчитывало 860 человек.

К югу и юго-западу от Старого Крыма действовало Восточное соединение численностью 680 человек (командир В. С. Кузнецов, комиссар Р. III. Мустафаев).

Под контролем партизан находились значительные районы горно-лесистой местности юга Крымского полуострова, откуда они могли наносить удары по дорогам, идущим с южного берега на север и восток.

Кроме того, в различных городах Крыма — Севастополе, Ялте, Евпатории и др. — действовали подпольные организации.

Руководство деятельностью партизан осуществлял Крымский штаб партизанского движения, имевший надежную связь с соединениями и отрядами по радио, а также с помощью самолетов 2-го авиационного транспортного полка 1-й авиационной транспортной дивизии, который Ставка с 12 ноября 1943 г. передала в подчинение командующего 4-й воздушной армией. [224] Полк имел самолеты Ли-2. В составе 4-й воздушной армии имелся также 9-й отдельный авиаполк ГВФ (самолеты По-2 и Р-5), использовавшийся для снабжения партизан и связи с ними.

http://victory.mil.ru/lib/books/h/grylev_an/04.html
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
У-2 (По-2)
многоцелевой учебный самолет


[
Изображение на стороннем сайте: 5f638c7f6586t.jpg ]

Этот самолет был создан под руководством Н.Н.Поликарпова в 1928 году. У-2 разрабатывался для первоначального обучения летчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. По схеме У-2 типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. Этот самолет применялся для различного назначения: для сельского хозяйства, связи, штабные и санитарные, для аэрофотосъемки, пассажирские, поплавковые и различные варианты экспериментальных. В период Великой Отечественной войны этот самолет переделали в легкий ночной бомбардировщик (У-2ВС), который мог брать с собой до 350 кг, бомб. В задней кабине располагалась стрелковая точка с пулеметом. После смерти Н.Н.Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года и было построено 33000 таких самолетов.

Летно-технические характеристики.

Экипаж 2 чел.
Максимальная скорость 150 км/ч
Время виража 9,0 сек.
Практический потолок 3820 м.
Дальность полета 430 км
Мотор М-11
Мощность 100 л.с
Запас топлива 90 кг.
Длина самолета 8,17 м.
Размах крыла 11,4 м.

--------------------------------------------------------------------------------
Мужская работа
Боевое применение По-2

[
Изображение на стороннем сайте: ef475115c688t.jpg ]


Более 60-ти полков и эскадрилий ночных бомбардировщиков По-2* составили ту воздушную армаду, на встречу с которой никак не рассчитывали гитлеровцы. И среди всей этой массы авиачастей, вопреки общепринятому мнению, только 46-й Гвардейский НБАП был женским авиаполком. Все остальные — мужскими. Заблуждение о «женственности» У-2 столь глубоко, что приходится употреблять термин — «мужской авиаполк», словно военная авиация — не мужское дело...
* Название По-2 с лета 1944 г.
http://www.sgvavia.ru/forum/105-1817-3
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
- 8-й Отдельный авиационный полк ГВФ (08.11.1942 – 24.11.1944) – см.далее 23-й Отдельный авиационный Берлинский орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени полк ГВФ

- 91-й батальон аэродромного обслуживания 23-го Отдельного авиационного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени полка ГВФ (25.11.1944 – 11.05.1945)

- 23-й Отдельный авиационный Берлинский орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени полк ГВФ (25.11.1944 – 11.05.1945)
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=4806.0;wap2
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
ВОТ ТУТ ЕЩЕ ЕСТЬ УПОМИНАНИЕ
http://may1945pobeda.narod.ru/perez/gwf1941.htm

Список воинских частей и подразделений
Главного Управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Народных Комиссаров Союза ССР,
входивших в состав Действующей Армии в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

8 оап ГВФ Отдельный авиационный полк ГВФ см.далее 23 оап ГВФ Отдельный авиационный Берлинский орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени полк ГВФ 08.11.1942 – 24.11.1944
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
Вверх ⇈